Невротическое стремление к власти
Стремление к власти, по мнению Карен Хорни, может возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) своей способности и силы. Оно может вызываться также политическими, семейными обстоятельствами, идеей.
Желание доминировать, завоевывать престиж, приобретать богатство и добиваться благосостояния, по мнению К. Хорни, не является само по себе невротической наклонностью, точно так же как желание иметь любовь и привязанность само по себе не является невротическим. Например, ощущение власти может возникать у нормального человека в результате реализации его превосходящей силы, будь то физическая сила или способность, или умственные способности, или зрелость и мудрость. Его стремление к власти может быть вызвано также некоторой особой причиной, связанной с семьей, политической или профессиональной группой, родиной или научной идеей. Однако невротическое стремление к власти рождается из тревожности, ненависти и чувства собственной неполноценности. Иначе говоря, нормальное стремление к власти рождается из силы, невротическое - из слабости.
Как пишет К. Хорни, культура, социальное окружение существенно влияют на развитие стремления к власти. То обстоятельство, что невротики в нашей европейской культуре стремятся к власти как к средству успокоения, объясняется тем, что в нашем социуме власть и престиж могут обеспечить чувство безопасности. Такое стремление к доминированию развивается тогда, когда любовь и аффилиация не снимают тревожности, когда на пути к любви возникают значительные препятствия и трудности.
Стремление к власти служит защитой от беспомощности и тревожности. Невротик не может смириться со своей беспомощностью и слабостью. Он пытается избегать ситуаций, которые нормальный человек считает обычными (например, руководство, совет или помощь других людей, зависимость от людей или обстоятельств). Чем сильнее невротик ощущает подавленность своими внутренними запретами, тем меньше он способен к самоутверждению. Чем более слабым он себя ощущает, тем с большей тревожностью ему приходится избегать всего, что может "засветить" (обнаружить) его слабость.
Невротическое стремление к власти служит защитой от ощущения своей слабости и беспомощности. Невротик развивает идеал силы, который поддерживает его веру в собственную силу. Для него слабость - это не только опасность, но и позор. Он разделяет людей на сильных и слабых, увлекается первыми и презирает вторых. Пренебрежение ко всем, кто слабее его, кто соглашается с ним, кто уступает ему, - характерная черта невротической личности. Невротик также с презрением относится к слабости в себе. Он не склонен признавать собственную слабость, стремится скрыть ее.
Особенности невротического стремления к власти:
1) невротик стремится управлять другими, а также держать под контролем себя. Он хочет, чтобы не происходило ничего, что не одобрялось бы им или чему он не был бы инициатором. Это стремление к контролю может принимать ослабленную форму, когда человек сознательно предоставляет другим возможность иметь полную свободу, настаивая при этом на том, чтобы знать все, что другой делает, и испытывая раздражение, если что-либо остается в секрете. Тенденции все контролировать могут вытесняться до такой степени, что не только сам человек, но и окружающие его могут быть убеждены, что он необыкновенно великодушен, предоставляя свободу другому. Однако если человек столь полно вытесняет свое желание контролировать, у него всякий раз может проявиться подавленность, сильная головная боль или расстройство желудка, когда его партнер назначает встречу с другими коллегами или слишком задерживается. Не зная причину такого рода расстройств, он может приписывать их погодным условиям, неправильному питанию или сходным, но не относящимся к делу причинам. Многое из того, что выглядит любопытством, определяется его тайным желанием управлять ситуацией.
Люди этого типа также склонны быть всегда правыми и раздражаются, если им доказывают их неправоту, даже по незначительному поводу. Они должны знать обо всем лучше кого бы то ни было. Временами эта черта сильно бросается в глаза;
2) невротик всегда стремится настаивать на своем. Постоянным источником острого раздражения для него может служить нежелание других делать то, чего он от них ожидает, и именно тогда, когда он этого хочет. Нетерпеливость тесно связана с этим аспектом стремления к власти. Любого рода отсрочка, любое вынужденное ожидание станет источником раздражения. Часто невротик сам не осознает существования управляющей им установки или, по крайней мере, силы ее действия;
3) невротик стремится никому и никогда не уступать. Согласиться с мнением другого человека или принять совет воспринимается как проявление слабости. Невротик требует, чтобы мир приспосабливался к нему, вместо того, чтобы самому приспосабливаться к миру. Такая невротическая установка негативно влияет на эмоциональные отношения с другими людьми. Любовь предусматривает, что человек уступает другому человеку. Чем менее индивидуум способен на такую "капитуляцию" (уступку), тем худшими будут его отношения с любимой.
К. Хорни отмечает такой интересный факт: невротическая девушка не может любить "слабого" мужчину, поскольку ощущает пренебрежение к любой слабости. Но она также не ладит с "сильным" мужчиной, поскольку стремится диктовать ему свою волю. Следовательно, человек, который мог бы ее полностью удовлетворить, должен быть, с одной стороны, чрезвычайно сильным героем, а с другой - настолько слабым (или демонстрировать свою слабость), чтобы с готовностью выполнять все ее желания.
Доминирование, характерное для невротического стремления к власти, необязательно открыто предстает как враждебность к другим. Оно может быть скрыто в социально значимых или дружеских формах, проявляясь, например, как склонность давать советы, стремление направлять дела других людей, в виде инициативности или лидерства. Но если за такими отношениями скрывается враждебность, другие люди - дети, супруги, подчиненные - будут ощущать ее и реагировать либо подчинением, либо сопротивлением. Сам невротик обычно не осознает привнесенной сюда враждебности. Даже если он приходит в состояние бешенства, когда дела идут не так, как он хочет, он все равно продолжает думать, что он по своей сути является нежной душой, впадающей в дурное расположение духа лишь потому, что люди ведут себя столь неблагоразумно, пытаясь противостоять ему. Однако в действительности здесь происходит вот что: враждебность невротика облекается в цивилизованные формы и прорывается наружу, когда ему не удается добиться своего. Поводом для его раздражения может стать то, что другие люди не воспринимают как оппозицию простое расхождение во мнениях или невозможность последовать его совету. Однако такие пустяки могут вызывать значительный гнев.
Дополнительной особенностью, которая возникает вследствие навязчивого желания доминировать, является неспособность человека устанавливать равноправные отношения с другими людьми. Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все, выходящее за пределы его власти, воспринимается им как собственное подчинение. Вытеснение гнева может привести его к чувству подавленности, уныния и усталости.
| | следующая лекция ==> | |
Инструментальная и внутренняя мотивация власти | | | Теория власти Э. Фромма |
Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 969 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Рассмотрим подробно наиболее известные теории мотивации власти.
Стремление к власти в теории А.Адлера
Стремление к власти (доминирование над другими), в соответствии с теорией Адлера,- основная движущая сила поведения и деятельности человека. Вместо сексуального влечения (которое, по Фрейду, является основным мотивационным фактором поведения человека) Адлер вводит другое влечение -стремление к власти. Согласно положениям его "индивидуальной психологии", стремлением к власти над другими людьми субъект пытается компенсировать ощущение своей неполноценности. Нехватка способностей, разнообразные телесные недостатки, зависимость ребенка от взрослых переживаются как комплекс неполноценности. Стремлением к власти человек пытается этот комплекс компенсировать. Например, мальчик с физическими недостатками интенсивно развивает определенную способность и стремится к власти с целью компенсировать свой физический дефект.
В соответствии с ощущением неполноценности (и своей слабости) человек стремится почувствовать собственную силу. Иногда стремление преодолеть свой дефект или недостатки приобретает формы гиперкомпенсации, интенсивного развития определенных способностей. Сверхкомпенсация предоставляет возможность субъекту компенсировать собственные недостатки и слабости (и таким образом избавиться от чувства неполноценности). По мнению А.Адлера, из слабости рождается сила. Недостатки и дефекты (точнее, стремление их компенсировать, почувствовать свою силу и самоутвердиться) побуждают лич-нрсть развиваться, совершенствовать себя. Так, стремление избавиться от дефектов речи побуждало Демосфена развивать ораторские способности и стать лучшим оратором Древней Греции.
Адлер утверждает, что главной движущей силой поведения и деятельности человека является стремление к преимуществу, доминированию над другими людьми. Именно стремление к власти является тем фактором, который предопределяет активность субъекта.
Невротическое стремление к власти в теории К. Хорни
Ощущение власти, по мнению К.Хорни, может возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) своей способности и силы. Его стремление к власти может вызываться также политическими, семейными обстоятельствами, идеей. Однако невротическое стремление к власти, как утверждает Корни, возникает из тревожности, ненависти и ощущения собственной неполноценности. Иными словами, нормальное стремление к власти возникает из ощущения силы, а невротическое - из слабости.
Культура, социальное окружение существенно влияют на развитие стремления к власти. То обстоятельство, что невротики в нашей европейской культуре стремятся к власти как к средству успокоения, объясняется тем, что в нашем социуме власть и престиж могут обеспечить чувство безопасности. Такое стремление к доминированию развивается тогда, когда любовь и аффилиация не снимают тревожности, когда на пути к любви возникают значительные препятствия и трудности.
Стремление к власти служит защитой от беспомощности и тревожности. Невротик не может смириться со своей беспомощностью и слабостью. Он пытается избегать ситуаций, которые нормальный человек считает обычными (например, руководство, совет или помощь других людей, зависимость от людей или обстоятельств). Чем сильнее невротик ощущает подавленность своими внутренними запретами, тем меньше он способен к самоутверждению. Чем более слабым он себя ощущает, тем с большей тревожностью ему приходится избегать всего, что может "засветить" (обнаружить) его слабость.
Невротическое стремление к власти служит защитой от ощущения своей слабости и беспомощности. Невротик развивает идеал силы, который поддерживает его веру в собственную силу. Для него слабость - это не только опасность, но и позор. Он разделяет людей на сильных и слабых, увлекается первыми и презирает вторых. Пренебрежение ко всем, кто слабее его, кто соглашается с ним, кто уступает ему, - характерная черта невротической личности. Невротик также с презрением относится к слабости в себе. Он не склонен признавать собственную слабость, стремится скрыть ее.
Важной чертой невротической личности является стремление никому и никогда не уступать. Согласиться с мнением другого человека или принять совет воспринимается как проявление слабости. Невротик требует, чтобы мир приспосабливался к нему, вместо того, чтобы самому приспосабливаться к миру. Такая невротическая установка негативно влияет на эмоциональные отношения с другими людьми. Любовь предусматривает, что человек уступает другому человеку. Чем менее индивидуум способен на такую "капитуляцию" (уступку), тем худшими будут его отношения с любимой.
Другой невротической установкой является стремление настаивать на своем. Невротика постоянно раздражает нежелание других делать то, что он от них ожидает. Если мужчина или любовник не оправдывает ожиданий невротической женщины (например, опаздывает, не звонит по телефону и т.п.), женщина ощущает, что ее не любят. Вместо того чтобы признать, что она сердится, потому что другой человек не подчинился ее желаниям, она объясняет (воспринимает) эту ситуацию как признак своей невостребованности.
К.Хорни отмечает такой интересный факт: невротическая девушка не может любить "слабого" мужчину, поскольку ощущает пренебрежение к любой слабости. Но она также не ладит с "сильным" мужчиной, поскольку стремится диктовать ему свою волю. Следовательно, человек, который мог бы ее полностью удовлетворить, должен быть, с одной стороны, чрезвычайно сильным героем, а с другой - настолько слабым (или демонстрировать свою слабость), чтобы с готовностью выполнять все ее желания.
Дополнительной особенностью, которая возникает как следствие навязчивого желания доминировать, является неспособность человека устанавливать равноправные отношения с другими людьми.
3.10.3. Теория власти Э.Фромма
Э.Фромм мотивацию к власти выводил из стремления индивидуума избежать изоляции (одиночества). Субъект власти (садист), по Э.Фромму, полностью зависит от слабого человека, которым владеет. Садисту нужен человек, который ему принадлежит, поскольку его собственное ощущение силы основывается на том, что он может кем-то владеть или руководить. Эта зависимость, как правило, является целиком неосознаваемой.
Так, например, мужчина может издеваться над своей женой - и при этом ежедневно повторять ей, что она может в любой момент уйти. Но когда женщина действительно решит оставить его, то он будет в отчаянии и будет стремиться удержать ее. Как утверждает Э.Фромм, он не может жить без нее или кого-то другого, кто был бы беспомощной игрушкой в его руках. Садист, по мнению ученого, "любит" тех, над кем ощущает власть, поскольку без них он не смог бы удовлетворить эту свою потребность.
Стремление к власти (садистическое стремление) помогает индивидууму избежать чувства одиночества и бессилия. Такие люди переполнены страхом одиночества и чувством неполноценности. Это ощущение замаскировано компенсаторным стремлением к власти и чувством собственного преимущества Над другими людьми. Индивидуум ощущает себя одиноким в чужом и враждебном мире. Власть и садизм, предоставляя ему Уверенность, соединяя его с другими людьми, помогают ему избавиться от одиночества и социальной изоляции.
По мнению Фромма, стремление к власти предопределяется не силой, а слабостью, неспособностью личности выстоять самому и жить своей силой. Стремление к власти - это попытка приобрести ощущение силы тогда, когда настоящей силы не хватает. Власть и сила - это разные понятия. Можно быть сильным и не стремиться к власти. Но можно ощущать собственное бессилие и компенсаторно стремиться к власти. Ощущение собственной слабости вызывает садистское стремление к господству. И наоборот, когда индивидуум ощущает свою силу и способность реализовать собственные возможности, господство над другими людьми ему не нужно и он не стремится к власти.
Э.Фромм предложил понятие "авторитарный характер". Человек с таким характером увлекается властью и хочет подчиняться. В то же время он сам стремится быть властью, чтобы другие подчинялись ему. Такой человек разделяет всех на сильных и слабых. Сила автоматически вызывает у него любовь и готовность подчиняться, привлекает сама по себе, потому что она - сила. И наоборот, слабые индивидуумы и организации автоматически вызывают пренебрежение и презрение. Один только вид слабого человека вызывает желание напасть, унизить, подавить. Другой субъект может страшиться только мысли напасть на более слабого, унизить человека. Но авторитарная личность ощущает тем большую злобу и стремление унизить, чем более слабой, более беспомощной является жертва.
Второй тип невроза по Хорни — стремление к власти (движение против людей).
Про первый тип я уже написала.
Само стремление к власти не имеет ничего больного или ущербного. Здоровый человек, стремясь к власти, осознает, что объективно имеет силы повести за собой других, что его умения объективно превосходят умения других людей, что добившись власти, он сможет принести больше пользы. И еще, очень важно, здоровый человек вполне осознает, что уровень ответственности при наличии власти возрастает — приходится нести ответственность не только за себя, но и за других.
Невротическое стремление к власти характеризуется тем, что человек старается победить других людей, возвыситься на их фоне. Ему нужно это не для того, чтобы приносить пользу, а чтобы утихомирить бушующий внутри экзистенциальный ужас — доказать (себе прежде всего), что он сильнее окружающих, что он может подчинить их себе. То есть, базальная тревога у него так же имеет гипертрофированный характер, как и в случае со стремлением к любви, но, в отличие от первого типа, он не пытается купить любовь и благожелательное отношение, а старается победить, согнуть, принизить окружающих, заставить их признать свое превосходство. Стремящийся к власти невротик боится окружающих, видит вокруг врагов.
Это связано с его неуверенностью в себе, точнее, с глубоко запрятанной уверенностью, что "на самом" деле он хуже остальных — слабее, глупее, некрасивее. То есть неосознанно такой невротик занимается самоумалением, что, конечно, бьет по его ощущению собственной ценности, по его самооценке. И только добившись признания своего превосходства другими людьми, может на время успокоить постоянную изматывающую тревогу внутри.
Невротики такого типа совсем не осознают, что с властью приходит ответственность. В их картинах мира все существует ровно наоборот: если я главнее, то ответственность должны нести остальные — те, кого я подчинил себе — а я буду с них спрашивать и пусть они меня боятся.
В работе такие невротики часто бывают карьеристами, но карьера им нужна как самоцель — получить более высокую должность, подчинить себе как можно больше людей. Нормальный человек двигается по карьерной лестнице совсем из других соображений — он осознает, что повышение в должности принесет больше ответственности, но и позволит добиться большего, потому что больше будет под рукой ресурсов.
В профессиональной сфере такой человек сам себя обкрадывает — например, выбирает не более интересную ему сферу деятельности, а более престижную. Это отзывается потом прокрастинацией, попытками справиться нахрапом, постоянными недоделками, типа "и так сойдет".
Насчет последнего. Некоторая часть таких невротиков болеет, наоборот, перфекционизмом — я должен доказать, что я лучше всех. Перфекционисты стремятся сделать сразу все идеально. И это приводит как раз к обратному: раз я не могу сделать все идеально, то я либо вообще откажусь это делать, либо трудовой процесс будет идти с постоянными задержками, с таким психическим напряжением, что каждое движение в нужном направлении будет даваться с огромным трудом.
Среди них рождаются как раз граммар-наци: невротику такого типа так важно возвыситься над остальными, точнее принизить остальных, что они всерьез начинают презирать людей за грамматические ошибки.
Если говорить об отношениях с собой, то такой тип невроза провоцирует развитие нарциссизма. Человек неосознанно начинает погружаться в иллюзию собственной исключительности — ему необходима эта иллюзия, чтобы запрятать от себя ощущение собственной никчемности.
Такие люди часто живут с ощущением, что постоянно кого-то обманывают. Это приводит к еще большим страхам. Например, отличник в учебе или в работе живет с постоянным ощущением, что он обманывает окружающих, особенно, если он получает какие-то плюшки, какое-то вознаграждение за свои достижения. Ему кажется, что если бы окружающие узнали, какой он "на самом деле", то они покарали бы его. На самом деле нарциссы конечно же обманывают сами себя. И из этого получается перенос: и"я обманываю сам себя" трансформируется в "я обманываю окружающих"
Еще невротики этого типа живут с ощущением, что окружающие обманывают их. Это тоже перенос — постоянный неосознанный самообман трансформируется из "я обманываю сам себя" в "окружающие постоянно обманывают меня". Плюс, если учесть, что они всегда думают о власти, о том как возвыситься, как нагнуть остальных, то понятно, что они экстраполируют эти мысли на окружающих: в его глазах не он такой, а жизнь такая, такие люди его окружают — рвачи, карьеристы, лжецы и тд.
Невротики такого типа часто страдают от тотальной зависти — им кажется, что у остальных и солнце ярче, и жемчуг крупнее.
В общем, и они тоже руководствуются по жизни внешним локусом — чтобы хоть немного успокоить внутреннюю тревогу, им необходимо признание окружающих.
Фобий у таких людей тоже много. Например, классическая фобия невротика такого типа — боязнь высоты. Он стремится возвыситься над остальными, но неосознанно понимает, что объективно не заслуживает этого возвышения, поэтому высота в физическом плане их пугает. Еще им присуща боязнь скорости, особенно, если не они за рулем — они не могут управлять процессом, а это резко повышает уровень тревожности. Еще у них есть боязнь собак или змей, например. Это тоже перенос: такие люди считают всех вокруг хищниками, стремящимися завоевать их, загрызть и разорвать на части, или, наоборот, обмануть, заползти в душу, а потом укусить ядовитыми зубами— и это переносится на собак и змей.
В отношениях Эво описывает людей этого типа как "победителей" и "штурманов". Им необходимо победить, чтобы получить немного спокойствия, чтобы хоть немного снизить ощущение собстенной никчемности, которое они не осознают, но это все равно постоянно давит на них. Они думают, что имеют право рулить другими. Они совсем не осознают, что другой человек — это отдельная личность, у которой есть свои желания, свои волевые импульсы. На другого человека невротик этого типа смотрит как на врага, которого необходимо захватить, нагнуть, заставить признать его, невротика, превосходство.
В общем, основное жизненное правило невротиков этого типа: гни окружающих, или они согнут тебя.
Избавляться от такого невроза нужно переносом локуса внутрь и учиться быть максимально честным с собой. Нужно осознать, что ты сам несешь за себя ответственность, и уметь сосредоточиваться на своих достижениях без привязки их к окружению. Образно говоря, получить пятерку не потому что похвалит учитель, не для того, чтобы утереть нос тупым одноклассникам, а потому, что изучил материал глубоко и всесторонне.
В соответствии с ощущением неполноценности (и своей слабости) человек стремится почувствовать собственную силу. Иногда это стремление приобретает формы гиперкомпенсации, интенсивного развития определенных способностей. Недостатки и дефекты (точнее, стремление их компенсировать, почувствовать свою силу и самоутвердиться) побуждают личность развиваться, совершенствовать себя. Так, стремление избавиться от дефектов речи побудило Демосфена развивать ораторские способности и стать лучшим оратором Древней Греции.
Адлер утверждает, что главной движущей силой поведения и деятельности человека является стремление к преимуществу, доминированию над другими людьми. Именно стремление к власти является тем фактором, который предопределяет активность субъекта.
Невротическое стремление к власти в теории К. Хорни
Ощущение власти, по мнению К. Хорни, может возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) своей способности и силы. Его стремление к власти может вызываться также политическими, семейными обстоятельствами, идеей. Невротическое стремление к власти, как утверждает Хорни, возникает из тревожности, ненависти и ощущения собственной неполноценности. Иными словами, нормальное стремление к власти возникает из ощущения силы, а невротическое — из слабости.
Культура, социальное окружение существенно влияют на развитие стремления к власти. То обстоятельство, что невротики стремятся к власти как к средству успокоения, объясняется тем, что в социуме власть и престиж могут обеспечить чувство безопасности.
Невротик не может смириться со своей беспомощностью и слабостью. Он пытается избегать ситуаций, которые нормальный человек считает обычными (например, руководство, совет или помощь других людей, зависимость от людей или обстоятельств). Для него слабость — это не только опасность, но и позор. Он разделяет людей на сильных и слабых, увлекается первыми и презирает вторых. Пренебрежение ко всем, кто слабее его, кто соглашается с ним, кто уступает ему, — характерная черта невротической личности. Невротик также с презрением относится к слабости в себе. Он не склонен признавать собственную слабость, стремится скрыть ее (Хорни К., 1993).
Другой невротической установкой является стремление настаивать на своем. Невротика постоянно раздражает нежелание других делать то, что он от них ожидает. Если мужчина не оправдывает ожиданий невротической женщины (например, опаздывает, не звонит по телефону и т. п.), женщина ощущает, что ее не любят. Вместо того чтобы признать, что она сердится, потому что другой человек не подчинился ее желаниям, она объясняет (воспринимает) эту ситуацию как признак своей невостребованности (Хорни К., 1993).
Еще одной особенностью, которая возникает, как следствие навязчивого желания доминировать, является неспособность человека устанавливать равноправные отношения с другими людьми.
Теория власти Э. Фромма
Фромм утверждал, что стремление индивида избегать изоляции (одиночества) приводит к мотивации власти. Субъект власти (садист), по Э. Фромму, полностью зависит от слабого человека, которым владеет. Садисту нужен человек, который ему принадлежит, поскольку его собственное ощущение силы основывается на том, что он может кем-то владеть или руководить. Эта зависимость, как правило, является неосознаваемой.
Стремление к власти (садистское стремление) помогает индивиду избежать чувства одиночества и бессилия. Такие люди переполнены страхом одиночества и чувством неполноценности. Это ощущение замаскировано компенсаторным стремлением к власти и чувством собственного преимущества над другими людьми. Индивид ощущает себя одиноким в чужом и враждебном мире. Власть и садизм, предоставляя ему уверенность, соединяя его с другими людьми, помогают ему избавиться от одиночества и социальной изоляции.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте феномены групповой жизнедеятельности.
Литература из дополнительного списка:
2. Расскажите о конформизме, уступчивости и подчинении.
3. Каковы мотивы стремления к власти? Каковы теории мотивации власти?
Рекомендуемая литература.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
2. Бандурка, А.М. Психология управления / А.М.Бандурка, С.П.Бочарова, Е.В.Землянская.- Харьков : Фортуна – пресс; Симферополь : Реноме, 1998. – 462с.
3. Буркин , Н.М. Основы наркологии : учеб. пособие. / Н.М. Буркин, С.В. Горанская. – Петрозаводск : Карелия, 2002. – 240с.
4. Верисоцкий, Э.В. Труд и отдых плавсостава /Э.В.Верисоцкий –М. : Инфра-М, 1986.- 324с.
5. Даниленко, А.А. Психологические основы управления : учеб. Пособие для вузов / А.А. Даниленко. - С-Пб. : Изд-во ГМА им. С.О.Макарова, 2000.- 124с. : рис. табл.
6. Зигерт, В., Руководитель без конфликтов : сокр. пер. с нем. / В. Зигерт, Л.М.Ланг.- науч.ред. и авт.предисл. А.Л.Журавлев - М. : Экономика, 1990. – 334с.
7. Егоршин, А П. Управление персоналом : учебник./ А.П.Егоршин.- Н.Новгород : Нижегор.ин-т менеджмента и бизнеса, 1999. – 713с.
8. Кабаченко , Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами : учеб. пособие для вузов / Т.С.Кабаченко – СПб. и др. : Питер, 2003. -400с.
9. Кабаченко, Т.С. Психология управления : учеб. пособие. / Т.С. Кабаченко. – в 2ч. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997.- 324с.
10. Кричевский, Р.Л. Если вы-руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. / Р.Л.Кричевский - М. : Дело, 1993.- 352 с.
11. Карпов, А.В. Психология менеджмента : учеб.пособие для вузов / А.В. Карпов. - М. : Гардарики, 1999. – 582с.
12. Кашанов, Ф.Ф. Курс практической психологии для высшего управленческого персонала / Ф.Ф. Кашанов. - Можайск, 1992.- 430с.
13. Ксенчук ,Е.В. Технология успеха : кн. для каждого , кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми. / Е.В. Ксенчук , М.К.Киянова – М. : Дело, 1993.- 183с.
14. Карташова, А.В. Организационное поведение : учебник для вузов / А.В.Карташова, - М. : Инфра – М, 2000.- 220с. – (Высшее образование)
15. Кошелева, С.В. Психологические основы управления персоналом. /С.В. Кошелева - СПб. : Питер, 1997.- 342с.
16. Климов, Е.А. Введение в психологию труда : учебник для вузов / Е.А.Климов.- М. : Культура и спорт : Изд. об-ние ЮНИТИ, 1998.-349с.
17. Кудрявцева, В.З. Эргономика на флоте рыбной промышленности : учеб.- практ. пособие / В.З. Кудрявцева, О.А.Ходий.- Мурманск : [б.и.], 2002.- 264с.
18. Казаринова, Н.В. Межличностное общение : учебник для вузов / Н.В.Казаринова [и др.] - СПб. : Питер, 2000.- 544с.- ( Учебник нового века).
20. Китов, А.И. Психология хозяйственного управления. / А.И.Китов.- М. : Профиздат, 1984. – 248с.
21. Леонова, А.Б. Психология труда и организационная психология : хрестоматия / А.Б.Леонова, О.Е.Чернышова. - М. : Радикс, 1995.- 448с.
22. Малышев, К.Б. Психология управления : науч.- метод. пособие / К.Б.Малышев.- М. : ПЕР СЭ, 2000. – 140с. ил. ( Современное образование)
23. Мацевич, Л.М.Охрана здоровья моряков. /Л.М.Мацевич –М : Транспорт, 2000.- 199с.
24. Мануйлов, Г.М. Психологическое управление в кризисном обществе / Г.М.Мануйлов, В.В. Новиков.- СПб. : Алетейя, 1999.- 345с.
25. Практическая психология для менеджеров : учебник / отв. ред. проф. М.К.Тутушкина.- М. : ИИД Филинъ, 1997. – 336с.
26. Платонов Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности./ Ю.П.Платонов. - М. : Инфра – М, 1992.- 234с.
27. Парыгин, Б.Д. Социальная психология : проблемы методологии, истории и теории. / Б.Д.Парыгин.- СПб. : Из-во СПб.ГУП, 1999.- 592с. – ( Новое в гуманитарных науках).
28. Психология управления : курс лекций / Л.К.Аверченко [ и др.] –Новосибирск : НГАЗиУ – М. : Инфра – М,1997. – 147с. ( Высшее образование).
29. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Т.С.Никифорова. -СПб. : Питер, 2003.- 607с.
30. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. / Б.А.Райзберг.- М. : Инфра – М, 2003.- 631с.
31. Репнин, Л.А. Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. /Л.А.Репнин.- М. : Пищевая промышленность, 1979.- 134с.
32. Самыгин, С.И. Психология управления : учеб. пособие для вузов, лицеев./ С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс ; М. : Зевс, 1997. – 508с.
33. Свенцицкий, А.Л.Психология управления организациями : учеб. пособие./ А.Л.Свенцицкий. – СПб. : Из-во С-Пб. ун-та, 1999. – 224с.
34. Свенцицкий, А.Л Социальная психология : учебник. / А.Л.Свенцицкий.- М. : ООО ТК Велби, 2003.- 336с.
35. Социальная психология : учебное пособие для вузов / под ред. А.М.Столяренко.- М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2001.- 543с.
37. Урбанович, А.А. Психология управления : учебное пособие. / А..А.Урбанович. – Минск : Харвест, 2002.- 640 с.- (Библиотека практической психологии).
38. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. / С.В.Шекшня – 4-е изд., пепераб. и доп. – М : Бизнес-школа Интел –Синтез, 2000. – 324c.
Дополнительная:
1. Аграшенков,А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. /А. Аграшенков. - М.: Вече, 1997.- 480с. ( Познай себя).
2. Кричевский, Г.Л. Психология малой группы : теоретич. и прикладной аспекты./ Г.Л. Кричевский. - М. : Изд-во МГУ, 1991.- 205с.
3. Майерс Д, Социальная психология. / Д.Майерс.- СПб. : ЗАО Изд-во Питер,1999.- 688с. : ил.
4. Обозов, Н.Н. Психология работы с людьми : советы руководителю / Н.Н.Обозов, Г.В.Щекин.- Киев : Политиздат Украины, 1990. – 203с.
5. Панасюк,А.Ю. Управленческое общение: практические советы./А.Ю. Панасюк. - М. : Экономика, 1990.- 112с.
6. Почебут, Л.Т. Организационная социальная психология. /Л.Т. Почебут, В.А.Чикер.- СПб. : Речь, 2000.- 296с.
7.Филиппов, А.В. Работа с кадрами : психологический аспект. /А.В.Филиппов.- М. : Экономика, 1990.-167с.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы
Читайте также: