Послушайте скрипка и немного нервно
- Одиночество
- Маяковский
История написания
Несмотря на глубину междустрочия стихотворения написано оно по мотивам посещения одного из ресторанов, завсегдатаем коих был Маяковский. В заведении играл оркестр, в котором скрипка явно выбивалась из общего темпа, привлекала внимание и раздражала, делала нервы. Это и натолкнуло поэта на мысль о сравнении музыкального инструмента и судьбы талантливого, но непризнанного человека.
Тема стихотворения
В стихе описывается игра оркестра, где главные герои музыкальные инструменты – скрипка, барабан и геликон. Первая явно выбивается из коллектива, она дёргается, упрашивает и в конце концов разревелась:
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась.
Это вызвало недовольство музыкального коллектива, никто не понял этих слёз, считая только свой звук правильным. Естественно, что каждый инструмент – это олицетворение людей, а оркестр – это человеческий коллектив, в котором скрипка – это гадкий утёнок. На его место ставит себя в 1914 году и Маяковский, но он уверен, что до перевоплощения в лебедя остаётся немного.
Подобного смысла фразы Маяковскому приходилось слышать не раз, поэтому кому как не ему писать подобные стихи? Кто как не он знает, что такое творческое одиночество, когда твой стиль не похож на другие? Нужна ли тут глубина анализа, чтобы понять, что только жертва подобных насмешек может их по достоинству оценить и описать?
Коротко о главном
Стих написан в тоническом размере и относится к лирическому жанру стихотворений. Тема – одиночество творческого человека, который выделяется из толпы и идёт своей дорогой.
В качестве средств выразительности использованы эпитеты (глупая тарелка, геликон меднорожий и т д.) и метафоры (оркестр чуждо смотрел, скрипка издёргалась, упрашивая и пр.).
Текст
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, хорошо, хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Результативная реклама от 29 000₽!
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"
А когда геликон -
меднорожий,
потный,
крикнул:
"Дура,
плакса,
вытри!" -
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
"Боже!",
бросился на деревянную шею:
"Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!"
Музыканты смеются:
"Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!"
А мне - наплевать!
Я - хороший.
"Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?"
Слушаем В Смехова
Разделы: Литература
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
Сходность жизненных позиций скрипки, умеющей быть одинокой, и лирического героя подчеркивают финальные строки произведения:
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
– Лошадь упала!
– Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел и вижу
глаза лошадиные…
Лирический герой, подсмотрев чужие слезы, испытывает неловкость и неожиданную нежность, желание помочь, утешить:
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
Поэт использует иносказание для выражения значения образа звезд. Символ – это особый художественный образ. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной!
Слово плевочки вводится в текст как антитеза:
Значит – кто-то называет
эти плевочки жемчужиной?
(жемчужины/плевочки).
Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.
Это – междустрофический перенос, прием, позволяющий придать стиху дополнительную динамичность, подчеркнуть предельную взволнованность лирического героя.
– Перечитайте стихотворение. Какие чувства вы испытываете после чтения этого стихотворения?
Ученики говорят о том, что стихотворение Маяковского необыкновенно искреннее, проникновенное. Оно заставляет читателей задуматься о философских проблемах связи человека с миром.
– Какова тема стихотворения?
– Как переживает лирический герой свое одиночество?
Одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому лирический герой боится.
– Почему человека притягивают звезды? Можно ли сказать о том, что звезды – это образ-символ?
Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
– Какие строчки стихотворения подчеркивают боль одиночества, делают ее ощутимой для читателя?
– Каким видим лирического героя в этом стихотворении?
Лирический герой – трагическая личность, он не столько страдает, сколько сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, а спасение это – в звездах.
– Выделите ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
– Какое слово вводится как антитеза?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.
…врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит…
– Какая фраза стихотворения стала крылатой? Что она обозначает?
Если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
– Мы выяснили, что стихотворение и лирическое, и трагическое, и философское. Можно ли говорить, что в произведении есть тема поэта и поэзии? Почему?
Использованная литература:
1. Агеносов В.В., Безносов Э.Л. и др. Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2000.
2. Дядичев В.Н. В.В.Маяковский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2002.
3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., Русское слово, 1999.
Описание презентации по отдельным слайдам:
19 июля1893 – 14 апреля 1930 гг.
Выберите книгу со скидкой:
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт
350 руб. 94.00 руб.
ОГЭ-2020. Литература (60х84/8) 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ
350 руб. 230.00 руб.
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 205.00 руб.
350 руб. 116.00 руб.
Быстрое чтение за 10 дней
350 руб. 506.00 руб.
Скорочтение. Как запомнить больше, читая в 8 раз быстрее
350 руб. 922.00 руб.
Лучшее чтение на английском языке: Портрет Дориана Грея. Великий Гэтсби
350 руб. 230.00 руб.
Чтение на лето. Переходим в 6-й класс. 2-е изд., испр. и доп.
350 руб. 216.00 руб.
350 руб. 186.00 руб.
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 222.00 руб.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
350 руб. 963.00 руб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Меню статьи:
Об истории создания шедевра
Лингвистические казусы, впрочем, встречаются не только у Маяковского. ХХ век – это эпоха экспериментов. В философии со смыслами играет Жиль Делез, а в литературе – например, Антон Чехов. Писатель как-то раз выдал забавный каламбур:
Шел дождь и два студента: один в калошах, другой – в университет…
Современники Маяковского рассказывали, что поэт был завсегдатаем баров и разнообразных кафе, где играла живая музыка. Там литератор декламировал свои произведения, наслаждался приятным времяпрепровождением, слушал игру музыкантов, наконец, обедал или ужинал. Часто Маяковский пробовал блюда под звуки скрипок. Голос этого инструмента нарушал общий монотонный ритм оркестра.
Тогда-то писателю и пришла в голову идея написать такое произведение:
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски…
Далее Маяковский обратился к аллегории. Это прием, который позволяет условно изображать в произведениях искусства отвлеченные идеи. Аллегория устанавливает тесные связи с аналогией. Так поэт выстраивает образную канву музыкального оркестра. В этом оркестре слышатся звуки разных инструментов: скрипки, геликона, барабана, тарелки. Аллегорический прием, между тем, вызывает у читателя совсем другие образы. Скрипка дергается и ревет, барабан шмыгает, геликон кричит. Маяковский наделяет инструменты человеческим характером. Под масками инструментов на самом деле скрываются образы людей.
Стихотворение Маяковского “Лиличка” – это некая литературная форма любви, так как поэт вдохновлялся на создание новаторских произведений искусства. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Экспериментальный характер проявился с помощью самой формы стиха. Это произведение – один из наиболее ярких примеров подобной экспериментальности. Маяковский вводит в текст разные по длине строки. Автор демонстрирует свое мастерство выстраивать ритмическую структуру, расставлять логические ударения, акценты в необходимых местах. Подобные произведения получили название тонических – то есть таких, которые основываются на ударениях.
Маяковский в роли экспериментатора расширил художественный потенциал лирики. Позже находки русского автора отразились в произведениях футуристов и шестидесятников.
Коллеги героини, между тем, проявили безразличие к просьбе скрипки.
Писатель представляет картину отчужденности, равнодушия, неприятия. Скрипка рыдает, но музыкальные инструменты демонстрируют разную реакцию на эмоции героини.
Наконец, барабан не выдерживает и произносит:
Хорошо, хорошо, хорошо.
Этот грузный и тучный инструмент понимает скрипку, желая помочь коллеге. Один в поле не воин: другие инструменты не поддерживают барабан.
Поддержка требует нравственных усилий. Сочувствие барабана превращается в предательство. Герой устает, прерывает речь скрипки и уходит.
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел…
Музыкальные инструменты (кроме скрипки) в произведении воплощают глупость, грубость, отсутствие чуткости, агрессию. Другие герои из оркестра – это образы плотского, бездуховного начала.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
Единственный человек, понимающий потуги музыкального инструмента-одиночки, – это сам герой (автор).
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору –
а доказать ничего не умею.
Маяковский обращается к просторечным и разговорным словам. Эти средства повышают эмоциональность, выразительные возможности произведения.
Автор отводит в своем творчестве отдельное место рифме. Слова, наделенные наибольшей значимостью, писатель помещает в конец рядков. Рифмы русского автора отличаются богатством и запоминаемостью. Литератор пользуется неравносложными и составными рифмами. С помощью перечисленных средств писатель достигает живости, интонационного родства с разговорной речью. Также такие приемы усиливают лиричность, делают стих душевнее.
Маяковский возвращает порядок в последних строках произведения. Писатель говорит, что музыканты рассмеялись. И это значит, что ожидания читателя оправдались. Страдания скрипки понимает лишь герой, который остро чувствует голос индивидуальности в толпе обывателей. Герой тянется и жмется к скрипке, словно ища спасения от посредственности общества. Впрочем, этот мезальянс не пугает героя. Маяковский пишет о родственности скрипки и героя, которые понимают бестолковость ора и крика. Ни автор, ни музыкальный инструмент не способны доказать свою правоту. В итоге, Маяковскому надоедает прилагать усилия, растрачивать нервы, рвать голосовые связки. Автор предлагает героине решение проблемы:
Знаете что, скрипка?
Давайте –
будем жить вместе!
А.
В центре лирического повествования находится проблема одиноких людей. Эта тематика не нова для литературы. Непревзойденным мастером образного представления одиночества считался Лермонтов. В текстах Маяковского одиночество предстает в новых, необычных и ярких ипостасях.
Произведение основывается на сопоставлении автором себя (образ скрипки) и обывателей, толпы (образ оркестра). Автор использует прием антитезы, чтобы подчеркнуть этот контраст. Литератор противопоставляет скрипку другим инструментам в оркестре, а себя – музыкантам. Текст остро отразил волнения самого писателя, трагизм жизни Маяковского.
Одиночество представлено в широком контексте. Маяковский затрагивает проблему собственного одиночества, а также одиночества всех людей в целом. Экспериментальный характер произведения заставляет автора прибегать к необычным способам презентации этого состояния души. Поэт ощущал обособленность, отчужденность от людей, отделенность от социума. Конец текста дает надежду на обретение человека, способного понять чувства и мироощущение автора:
Экспериментальные формы и крайняя эмоциональность творения не помешала писателю выстроить последовательную композицию. Сюжет развивается динамично и постепенно. Намек на ведущую тему наблюдается уже с первых строк текста. Повествование развивается, чувства накаляются. Наконец, кульминация – это своеобразный эмоциональный взрыв. Спасителем катастрофической ситуации становится поэт. Герой не боится выразить чувства скрипки, несмотря на смех окружающих людей. Желание обрести родственную душу часто слышится в раннем творчестве экстравагантного литератора.
Произведение относится к жанру лирических текстов. Маяковский использует вещи, чтобы через их образы передать собственные чувства. Прием олицетворения наделяет вещи свойствами и характерами живых существ.
Литератор нередко вводил в свои тексты неологизмы – это одна из черт экспериментальной и футуристической литературы. Неологизмами называются слова с сильным самобытным характером. В целом, все произведения Маяковского представляют собой приемы новаторства в литературе.
Володя говорит, что, если в его отсутствие кто-то прикоснется к его скрипке, в ней нарушается молекулярный состав. Поэтому никто никогда ее не трогает.
— Она не должна звучать, не понимаю, почему она вообще звучит.
А она звучала в руках Володи фантастически. Один старый питерский мастер как-то сказал:
— Вовочка, с тобой хорошо продавать скрипки — любая кастрюля через три минуты начинает звучать.
Володя всегда говорил, что денег купить Страдивари у него не будет никогда и что свою жизнь скрипача он уже прожил. Иметь Страдивари — это мечта любого скрипача. Он считал, что она неосуществима — и Бог с ней. Брать из государственной коллекции он не хотел, хотя ему предлагали. Считал, что скрипка должна жить с музыкантом, принадлежать ему. Он вообще в чем-то собственник: не любит снимать квартиры, предпочитает купить, не любит брать вещи напрокат — предпочитает иметь свои.
У меня всегда была мечта, что появится кто-то, который или купит, или подарит, или даст Спивакову в пожизненное пользование настоящую скрипку. Но мечта оставалась мечтой. Однажды он готовил концерт Брамса в Мюнхене. Приехал очень известный коллекционер скрипок со странным именем Модерн, позвонил Володе, попросил разрешения показать инструменты из своей коллекции. Приехал и — выложил у нас на кровати пять-шесть уникальных скрипок: Гварнери, дель Джезу, Страдивари. Одну из Страдивари Володя взял, заиграл на ней первую фразу концерта Брамса — помню, я вышла из номера, потому что у меня перехватило горло от острого чувства несправедливости. Я подумала о том, что скрипка стоит таких денег, каких у нас никогда не было и не будет, купить эту скрипку нам некому. И она будет храниться в каком-то банке или попадет в руки какому-нибудь японцу, который станет выводить на ней пассажики один быстрее другого. Еще я думала о том, что эти драгоценные скрипки были сделаны для того, чтобы звучать, соприкасаться с руками великих исполнителей, вибрировать вместе с кровью, текущей по жилам скрипача. В скрипке заводится жучок. Скрипки стареют и сыреют, если на них долго не играют. Как жемчуг, который умирает, если не соприкасается с женской кожей. Только скрипки умирают значительно быстрее, чем жемчуг, который мертвеет спустя 300 лет. А скрипку, если на ней не поиграют лет тридцать, надо восстанавливать и восстанавливать.
Настоящая скрипка — такой раритет, что становится наилучшим вложением денег. Если Давид Федорович Ойстрах в свое время мог себе позволить купить Страдивари, то для поколения Володи (из сорока лет карьеры тридцать приходились на работу на Советский Союз и Госконцерт) это было недоступно. Так что коллекционер собрал скрипки и исчез.
Порой случалось, что Володя брал у кого-то шикарный инструмент — и откладывал. Один итальянский скрипач имел аж две превосходные скрипки, но у него была очень богатая жена. В этом Спивакову не повезло. Я часто плакалась нашему импресарио Мишелю Глотцу, что, мол, вот бы купить Володе скрипку!
— Маэстро, я потрясен вашей игрой, но скрипка у вас — дерьмо.
Я даже как-то замялась.
— Хотите, завтра я принесу вам показать настоящий инструмент?
Назавтра он привозит три инструмента, каждый из которых звучит превосходно, но один — феноменально. И тут меня начинает колотить, мои мозги мучительно напрягаются. Как же так, надо же что-то придумать! Володя поиграл, потом всех усадил пить чай:
— Вы очень славный парень, вы мне нравитесь, но у меня нет таких денег. Мне негде взять двух с половиной миллионов долларов.
На другой день Володя уехал, а я позвонила Эдуарду:
— Эдик, прошу вас, не продавайте эту скрипку. Я буду искать деньги.
— Я сразу понял, что с вами можно иметь дело.
Мы вышли от Ватло, сели с Эдиком курить на rue de Rome, где располагаются все скрипичные мастера в Париже.
— Ну что, теперь надо искать два с половиной миллиона, — сказал он.
— Ты понимаешь, что, когда на ней поиграет Спиваков, она будет стоить три?
Но у меня и двух с половиной не было. Тогда я позвонила своему дорогому Пласидо в Испанию, человеку очень богатому, который, я знала, хотел бы попробовать вложить деньги в скрипки. Как известно, эти вклады только растут, тем более что скрипка застрахована. Он ответил, что с двух миллионов бы не начинал.
— Нельзя ли что-нибудь за миллион?
— За миллион нельзя, — ответила я. — Спиваков всю жизнь играет на такой скрипке, что сейчас ему нужна либо эта, либо никакая другая.
Он вполне резонно возразил, что если вложить два миллиона в бизнес, они принесут не три миллиона, как скрипка, а десять. Я повесила трубку.
Потом я позвонила Мишелю Глотцу, у которого есть друзья, очень любящие музыку и Спивакова.
— Пожалуй, полтора миллиона они дадут, — ответил Мишель.
Я перезвонила испанцу:
— Ты согласен дать миллион?
— Ты что, за пятнадцать минут нашла недостающие полтора?
— Нашла, — сказала я.
Тем временем Мишель договорился с французами, а когда испанский друг услышал, что они дают больше, его заело:
— В конце концов, я крестный твоей дочери, давай пополам, — заявил он.
— Послушай, когда мы вернемся в Париж, с 10 сентября ты будешь играть на Страдивари. Я привез все бумаги.
Маяковский Владимир
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
целует ему жилистую руку,
чтоб обязательно была звезда! -
не перенесет эту беззвездную муку!
но спокойный наружно.
"Ведь теперь тебе ничего?
Ведь, если звезды
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
загоралась хоть одна звезда?!
Перечитайте стихотворение. Какие чувства вы испытываете после чтения этого стихотворения?
Ученики говорят о том, что стихотворение Маяковского необыкновенно искреннее, проникновенное. Оно заставляет читателей задуматься о философских проблемах связи человека с миром.
Какова тема стихотворения?
Как переживает лирический герой свое одиночество?
Одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому лирический герой боится.
Почему человека притягивают звезды? Можно ли сказать о том, что звезды – это образ-символ?
Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем - о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.
Ведь если звезды
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
загоралась хоть одна звезда?!
Какие строчки стихотворения подчеркивают боль одиночества, делают ее ощутимой для читателя?
Каким видим лирического героя в этом стихотворении?
Лирический герой – трагическая личность, он не столько страдает, сколько сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, а спасение это – в звездах.
Выделите ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам.
Ведь, если звезды зажигают-
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Какое слово вводится как антитеза?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.
…врывается к богу,
боится, что опоздал,
целует ему жилистую руку,
Действительно, человек сам должен стремиться к лучшей жизни, а для этого необходимо трудиться, ставить перед собою все новые и новые цели – мечтать. Вот тут-то и нужны звезды, они необходимы!
Какая фраза стихотворения стала крылатой? Что она обозначает?
значит – это кому-нибудь нужно?
«Ведь теперь тебе ничего?
Мы выяснили, что стихотворение и лирическое, и трагическое, и философское. Можно ли говорить, что в произведении есть тема поэта и поэзии? Почему?
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
на флейте водосточных труб?
Многие стихотворения раннего Маяковского отличаются смысловой многоплановостью. Метафорическая система их сложна и в некоторых случаях требует расшифровки”, — указывал выдающийся знаток и исследователь русского авангарда Николай Иванович Харджиев. В качестве примера Харджиев далее анализирует “первое декларативное стихотворение Маяковского” 1913 года “А вы могли бы?”:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
на флейте водосточных труб?
Цель настоящей заметки: выявить одно из существенных значений ключевого слова первой строки стихотворения Маяковского — карта (будня). Это слово осталось без подробного комментария как в статье Харджиева, так и в очень хорошей работе о стихотворении “А вы могли бы?”, написанной В.Н. Топоровым.
Впрочем, В.Н. Топоров совершенно справедливо отмечает, что карта в стихотворении “А вы могли бы?” предстаёт “как план, расписание, способ организации-упорядочения”. Вопрос только в том, о какой карте идёт речь у Маяковского?
В первую очередь, разумеется, — о географической: пятно выплеснутой краски образует на географической карте новый, неведомый путешественникам и учёным “материк”. Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения “А вы могли бы?” (“из стакана” — “на блюде студня” — “На чешуе жестяной рыбы”) актуализирует в сознании читателя то значение существительного карта, которое в словаре В.И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: “Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте”.
Напомним, что во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью. Еда — как “способ организации-упорядочения” изображена, например, в стихотворении поэта “Гимн обеду” (1914):
Если взрежется последняя шея бычья
и злак последний с камня серого,
ты, верный раб своего обычая,
из звёзд сфабрикуешь консервы.
В заключение отметим, что на одном из футуристических вечеров, состоявшихся вскоре после написания Маяковским стихотворения “А вы могли бы?”, содержащуюся в его первой строке ресторанную метафору весьма своеобразно реализовал Алексей Кручёных: “Усевшись на дырявом кресле спиной к публике, он потребовал чаю. Выпил стакан, остатки выплеснул на стену и, заявив: “Так я плюю на низкую чернь!”, — удалился”.
Читайте также: