Различия между невротической виной и адекватной
Вина и связанный с ней дискомфорт — довольно распространенная клиентская тема. Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих терапевтов.
Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:
- начало, причина, источникъ, поводъ, предлогъ;
- провинность, проступокъ, преступление, прегрешение, грехъ;
- всякий недозволенный предосудительный поступокъ.
Виноватый — сделавший какой-либо проступокъ; должный, обязанный кому уплатой;
Виниться — признавать за собой вину, сознаваться в ней, просить прощения; быть обвиняемым.
Как видно из толкования Даля, вина довольно сложное и амбивалентное переживание. С одной стороны, вина — это чувство, порождаемое совестью. И одновременно, движущая сила, источник мыслей, предлог для осмысления жизни. Мы совершаем внутреннюю духовную работу, сравнивая поступок или действие с тем, что считаем достойным и верным в данной ситуации, и оцениваем себя. Мы можем чувствовать уверенность, покой, удовлетворение, гордость за себя, если мы себе НЕ ИЗМЕНИЛИ. И вину — если сбились с пути.
Часто мы не замечаем, как наша личность эту духовную работу ведет, и лишь ощущения дискомфорта, неудобства, тяжести на душе, тянущее и сосущее, гнетущее, маета, наши вновь и вновь обращаемые к ситуации мысли, т.е. вина, заставляют нас обратиться к себе для дополнительной работы.
Три шага такой работы — есть терапевтическая стратегия работы по обработке чувства вины:
- внимательного анализа ситуации, принятие жизненного пути человека как череду шагов и поступков, часть из которых всегда ошибочны,
- переживания вины, которая усиливается в месте ошибки, тем самым помогая ее распознать; с помощью сравнения с ценностями ошибка оценивается и взвешивается;
- работа раскаяния.
Раскаяние — это возможность простить себя, отпустить вину, перестать иметь долг. Верующим это работу помогает сделать священник. Его работа состоит в том, чтобы развеять несущественное, а за адекватную вину человек выполняет некоторую работу: просит у обиженного им человека прощение, дает милостыню, кается.
Терапевтическая работа похожа. Если прошлое нельзя изменить, если ошибки в природе человека, то что можно теперь сделать с ее последствиями? Может быть, можно что-то исправить, хотя бы частично. Если это невозможно, то вместе с терапевтом проживается сожаление и раскаяние.
Вина и связанный с ней дискомфорт — довольно распространенная клиентская тема. Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих терапевтов. Они рассказывают ситуацию, жалуясь и оправдываясь, преуменьшая свою роль и преувеличивая роль обстоятельств, неосознанно ставя терапевтов на место своей совести и запрашивая отпущение грехов.
Это терапевтическая ловушка. Задача терапевта — придать работе вины духовный смысл личностного развития. Ведь каждый раз при серьезном и вдумчивом исследовании своей ошибки мы укрепляем свою совесть, которая есть внутренняя опора личности. Совесть — это внутреннее чутье на правильное.
Совесть (Большой Энциклопедический Словарь) — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Это переживание базируется на конфлюэнции: человек, испытывая вину, как бы принимает ее на веру без критики, не ищет свою ошибку и своего отношения к ней, не распознает, что находится под влиянием другого человека:
Стратегия работы с невротической виной — поиск своей ошибки и своего отношения к происходящему, с отделением его от привнесенного извне.
Терапевтические ошибки и ловушки: взять запрос на избавление от чувства вины, не провести в сессии различие между адекватной и невротической виной, остановиться на распознавании вины, игнорируя работу раскаяния.
Пример из практики
За невротической виной стоит страх неодобрения, осуждения, критики и разоблачения.
Вина является не причиной, а следствием этих страхов.
Страх осуждения и неодобрения может проявляться в разных формах:
1. В постоянной боязни вызвать у людей раздражение. (например, невротик может бояться отказаться от приглашения, страх высказать свое мнение, высказать несогласие с чьим-либо мнением, выразить свои желания, не подойти под заданные стандарты, быть заметным).
2. В постоянной боязни, что люди про него что-то узнают. (чтобы не допустить своего разоблачения и падения).
Почему невротик озабочен по поводу своего разоблачения и неодобрения в свой адрес?
1. Основной фактор, который объясняет страх неодобрения, является огромное несоответствие между фасадом (персона у Юнга), который невротик показывает миру и себе, и всеми теми вытесненными тенденциями, которые сохраняются спрятанными за этим фасадом. Хотя сам невротик очень страдает от этого притворства, но ему жизненно необходимо за него держаться. Потому что это притворство защищает его от скрытой тревожности. То, что ему приходится скрывать и составляет основу страха разоблачения и неодобрения. Там скрывается сильный стыд. Именно неискренность ответственна за его страх неодобрения. И он страшится обнаружения именно этой неискренности.
3. Так же он хочет скрыть от других насколько он слаб, беспомощен и беззащитен. Как мало он способен отстаивать свои права, насколько сильна его тревожность. По этой причине он создает видимость силы. Он презирает слабость в себе и в других. Слабостью он считает любое несоответствие требованиям. Т. К. Он презирает любую слабость, то предполагает, что и другие обнаружив ее в нем будут его презирать. Поэтому он живет в постоянной тревожности, что рано или поздно все раскроется.
В этой связи чувство вины и сопровождающие его самообвинения являются не причиной, а следствием страха неодобрения и одновременно служит защитой от него. С одной стороны, они помогают достичь успокоения. С другой стороны, уйти от видения реального положения вещей.
1. Самообвинения приводят к успокоению. Если я себя обвиняю за то, на что другие смотрят сквозь пальцы, значит я не такой уж и плохой человек. Это повышает самооценку. Но они редко затрагивают реальную причину его недовольства собой.
2. Самообвинения не позволяют невротику увидеть необходимость изменений и служат заместителем таких изменений. Изменить что-то в сложившейся личности трудно. А для невротика это становиться крайне трудно. Это связано с тем, что многие из его установок порождены тревожностью. И если к ним начать прикасаться - это вызывает сильнейший страх и сопротивление. А самообвинения кажутся тогда тем, что ведет к изменениям. Погружение в чувство вины указывает на уход от трудной задачи по изменению себя.
3. Самообвинения также дают возможность не обвинять других, а только себя, что представляется более безопасным. Это идет из семьи. А в семье от культуры. Принцип: грешно критиковать родителей. Когда отношения основаны на авторитарности, имеет место тенденция запрещения критики, потому что обычно она подрывает авторитет.
Если ребенок не сильно запуган, он будет сопротивляться, но ему поселят сильное чувство вины. У более робкого ребенка не будет даже мысли о том, что родители могут быть не правы. Однако он будет чувствовать, что кто-то все-таки не прав. Раз не родители, значит он. И вина лежит на нем. Ребенок будет принимать вину на себя вместо осознания что с ним поступают несправедливо.
Как невротик уходит от неодобрения:
2. Предупреждение любой критики путем стараний быть всегда правым и безупречным и таким способом не оставлять уязвимых мест для критики. Проблема в том, что для такого человека разница во мнениях, расхождение в предпочтениях равнозначны критике.
Поиск спасения в неведении, болезни или беспомощности. Можно притвориться мало понимающим, беспомощным и безобидным человеком, таким образом возможно избежать наказания.
Если беспомощность неэффективна, тогда можно заболеть. Болезнь, как способ справляться с трудностями жизни давно известна. Но в случае невротика это также дает возможность не решать ситуацию должным образом. Например, невротик у которого возникли проблемы с начальником, может ощутить острый приступ кишечного расстройства. Болезнь в этом случае дает возможность невротику не встречаться с начальником. И у него появляется алиби вместо того, чтобы осознать свою трусость.
4. Как еще возможно препятствовать осознанию необходимости изменений? Интеллектуализировать свои проблемы. Такие люди находят огромное удовольствие в получении психологических знаний, но оставляют их без использования.
Вывод: Когда невротик обвиняет себя, то вопрос не должен быть о том, в чем он на самом деле чувствует вину, а какие могут быть функции у этого самообвинения?
Основные функции: проявление страха неодобрения, защита от этого страха, защита от обвинений.
(По материалам теории неврозов Карен Хорни)
Нормальная, невротическая и экзистенциальная вина
Так же как и тревога, вина является частью человеческого существования. Можно провести различие между нормальной и невротической виной. В основе невротической вины лежат воображаемые проступки, направленные якобы против других людей, родительских приказаний и принятых социальных правил. Нормальная вина – это призыв к совести, она побуждает людей придавать большее значение этическим аспектам своего поведения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
Нормальная и невротическая тревога Психологическая проблема тревоги имеет еще один аспект исследования – установление различия между нормальной, рациональной тревогой и патологической, невротической тревогой.Психиатры до недавнего времени рассматривали любую
2.4. Невротическая депрессия Симптоматика Невротическая депрессия проявляется в следующих симптомах: депрессивное дурное настроение, скука, вялость, отсутствие или недостаточно высокий уровень спонтанной активности и более или менее сильная тенденция к уединению. К
Экзистенциальная вина Последняя разновидность вины носит экзистенциальный характер; она является неизбежной спутницей человеческого существа. Например, мы знаем основной закон, согласно которому за жизнью следует смерть. Жизнь и смерть — это не только систола и
Нормальная и невротическая тревога Феноменологическое описание тревоги, приведенное выше, относится к различным типам тревоги, а не только к тревоге невротической. Его можно применить, например, к реакции на катастрофическую ситуацию у пациентов с повреждениями
Невротическая тревога и средний класс И последний вопрос возникает в связи с тем, что все молодые женщины из первой группы — то есть с невротической тревогой — принадлежали к среднему классу, а девушки из второй группы, которые подвергались отвержению, но переносили его
Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ При всех своих бешеных усилиях достичь совершенства и при всей своей вере, что оно достигнуто, невротик не достигает того, в чем отчаянно нуждается самоуважения и уверенности в себе. Богоподобный в своем воображении, он лишен обычной земной
НЕВРОТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Пациенты с симптоматическими неврозами и расстройствами характера непограничного типа способны в начальной фазе структурного интервью осмысленно рассказать о том, что заставило их обратиться за помощью, в чем их главные трудности,
Невротическая потребность в любви (Лекция на собрании Немецкого Психоаналитического Общества 23 декабря 1936 года)Тема, которую я хочу сегодня предложить вашему вниманию, это невротическая потребность в любви. Я, возможно, не представлю вам новых наблюдений, так как вы уже
Невротическая депрессия Значительная часть депрессивных состояний – следствие греховного образа жизни, следствие губительного действия греха на душу человека. В первую очередь, эти слова относятся к невротическим депрессиям, которые, как будет показано ниже, сродни
Экзистенциальная вина Последняя разновидность вины носит экзистенциальный характер; она является неизбежной спутницей человеческого существа. Например, мы знаем основной закон, согласно которому за жизнью следует смерть. Жизнь и смерть – это не только систола и
Особенностью переноса нарциссических личностей является то, что селф-объект скорее выполняет функцию для поддержки самости (self), чем является собственно объектом переноса. Кохут разделяет селф-объектные переносы на три группы, при которых:
В клиническом примере, который представляет нам автор статьи, демонстрируется важность деликатного обращения с селф-объектным переносом в процессе терапии нарциссических клиентов.
Приятного чтения и удачи в практике, коллеги!
С уважением, к.м.н., психотерапевт Антон Ежов
Очень важно принимать во внимание различия между стыдом и виной, описанные Пирсом и Сингером (Piers and Singer, 1953), Джейкобсоном (Jacobson, 1964) и Льюисом (Lewis, 1971).
Пирс и Сингер (Piers and Singer, 1953) различают реакции вины от нарушения запретов и чувства стыда из-за неудачи в достижении целей и неоправдавшихся ожиданий.
Люьис (Lewis, 1971) подчеркивает, что чувство стыда, в отличие от вины, связано с примитивными чувствами в прошлом и затрагивает ощущение идентичности. Джейкобсон (Jacobson, 1964) продолжает эту мысль, говоря, что стыд имеет ранее нарциссическое происхождение и связан со страхом представить перед другими свой дефект (физический, эмоциональный или интеллектуальный).
Стыд обычно связан с видимым и реальным, нежели внутренним недостатком. Тем не менее, стыд по отношению к интеллектуальными недостаткам, может выражаться в реакции человека на презентацию себя, которая не оправдывает перфекционистских ожиданий.
Несоответствие стандартам связано с чувствами гордости и превосходства, и это несоответствие ощущается как непоправимое и угрожающее проявлениям self.
Поскольку нарциссические личности не развили адекватных структур суперэго, им незнакомо чувство вины, хотя они часто изображают реакции стыда, если это касается высоких внутренних идеалов (Kohut, 1971).
Кохут говорит о двух формах реакций стыда, присущих нарциссическим личностям.
Семинар-практикум
В ЗАПИСИ
Ведущий Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Программа включает лекционный материал, упражнения и дискуссии в мини-группах, обмен мнениями - структурированная подача.
Функцию перфекционизма - воссоздать или поддержать ненадежное self и репрезентацию объектов во внутрипсихическом конфликте (как при невротическом расстройстве) можно рассматривать как "предстадию защиты" (Stolorow & Lachmann, 1980), т.е. пережиток остановки в развитии или регрессии к стадии, на которой перфекционисткая точка зрения на self и селф-объекты необходима, чтобы развить связанное и стабильное ощущение собственного Я. Так, недовольство самооценкой является причиной перфекционизма, а не его целью.
Компульсивное повторение, которое характеризует перфекциониста, может быть способом, благодаря которому нарциссическая личность убеждается в наличии длительного контакта с "практически-идеальным" селф-объектом. Также и тенденция к перфекционизму может начать превалировать, когда нарциссическая личность отделяется от тех, кто служил ему в качестве селф-объекта (например, уход из дома при поступлении в колледж).
При разных расстройствах способ восприятия стремления к перфекционизму также различен. При невротических расстройствах удовлетворение можно получить от исполнения менее-чем-идеально (хотя возникает чувство вины, что не выполнил лучше).
Напротив, нарциссическая личность рассчитывает контролировать свою работу (воспринимаемую как Self-объект, не полностью отличающийся от самого себя) так, как будто ожидает точного исполнения своих желаний от частей своего тела. Неизбежное невыполнение этих перфекционистских стандартов приводит к глубокому стыду и нарциссической ярости (Kohut, 1972). Неудача провоцирует нападки на самого самого себя и любые части self, и поэтому является гораздо более угрожающей, чем невротическая неспособность соответствовать требованиям суперэго.
Ведущий Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Программа включает знания о норме и психопатологии зрелой личности, предлагает методики диагностики и исследование возможностей консультирования пациентов с различными расстройствами.
Вместо того, чтобы быть связанными с моралью и идеалами, нарциссический перфекционизм отчаянно необходим для поддержания чувства собственного достоинства. Выражение сомнений насчет реальности этой грандиозной системы убеждений (или предложение идеи того, что другие люди тоже страдают от подобной проблемы) будет переживаться как угроза для клиента и встречена как попытка нанести урон по нарциссизму и может спровоцировать уход клиента из терапии.
Напротив, одной из основных целей терапии - способствовать развитию нравственных идеалов в рамках процесса оказания помощи пациенту в формировании дифференцированных и интегрированных представлений о себе и объектах, путем понимания и трансформации слабых мест и уязвимостей клиента, которые делают необходимым перфекционизм, и как следствие восстановление нарушенного процесса развития (Stolorow & Lachmann, 1980).
Причиной обращения стали "проблемы с межличностными отношениями, которые влияли на мотивацию к школьным занятиям".
Учитель подтвердил, что у Дэна была сильная мотивация в получении высоких отметок, которая в последнее время значительно снизилась из-за частых стычек со сверстниками.
Дэн обвинял сверстников в высмеивании, которое часто учителя считали, как "придуманное". В действительности, учителя говорили о том, что Дэн сам "выставляет себя как посмешище" и "оскорбляет одноклассников" и затем плачет, если они ему отвечают.
Отношения Дэна с его родителями описывались как "хорошие". Оба родителя были выходцами из нижнего социально-экономического сословия. Отец окончил колледж и занял высокую должность в социальной сфере в маленьком городе, где проживала семья. В анкете мать описывалась как "образованная".
В начале терапии Дэн заявил, что пришел в терапию только потому, что согласился с желанием учителя. Он заметно нервничал и держался на расстоянии, оставаясь на интеллектуальном уровне отношений. Мне бросилась в глаза, когда Дэн только вошел, незначительная деформация его руки. Он "огласил" свое имя, сказал в каком классе учится и с какой проблемой обратился: "У меня есть межличностные проблемы и учитель думает, что мне будет полезно сходить к вам за советом". В первый месяц терапии Дэн обнародовал несколько сфер из внутреннего мира, чтобы проверить мою реакцию.
Он много рассказывал о своем отце, идеализируя его и никогда не упоминал свою мать. К примеру, он говорил об отце, который смог подняться по карьерной лестнице на должность "главы департамента по исследованиям", как "супер-аккуратном" и "супер-общительном" и его нетерпении к слабостям: "Для моего отца не существует такой вещи как страх".
Дэн говорил о своих догадках, что разочаровал отца (в особенности потому, что он был единственным мальчиком). Первый факт разочарования был в том, что Дэн родился с деформацией руки. Это была запретная тема дома, и он в действительности не знал, как это произошло. Иногда его отец принимал участие в походах с классом и настаивал на участии Дэна, несмотря на его увечье. Говоря об эмоциональном отношении со стороны отца, Дэн отмечал полное отрицание наличия физического дефекта, страха и нежелание помочь ему справиться с недостатком. Дэн чувствовал себя обязанным проявить себя, принимая участие во всех физических активностях наравне с одноклассниками, хотя боялся упасть и "принизить себя". Однажды он неизбежно не смог действовать наравне с одноклассниками, и сделал вывод, что он - "ноль".
Дэн также говорил о других сферах деятельности, в которых в противоположность идеализированному отцу, он проявлял себя как неаккуратный и необщительный. Даже его успехи в обучении воспринимались как никчемные в свете высказываний отца: "Тот, кто сделал на 90%, сможет на все 100%".
Эти недостатки воспринимались как унизительные и непростительные. Дэн чувствовал, что он должен преуспеть и достичь высокого социального статуса. Он должен быть очень общительным и всеми любимым. Невозможность достичь совершенства воспринималась как выставление напоказ собственной никчемности. Ему было стыдно, что он не достиг этих "минимальных" целей и это в особенности бросалось в глаза, со временем, когда его "испортили" будучи ребенком, т.е. его лишили всех возможностей. Дэн также отмечал, что чувствует, что родители его любят. В особенности, отец, любви которого он не достоин.
Межличностные проблемы Дэна также были связаны с ощущением собственной несостоятельности. Его сверстники воспринимались им как пример для подражания, без дефектов (и без деформации). В его субъективном мире эти люди постоянно "высмеивали его" за его недостатки, и он был вынужден ответно реагировать, когда оскорблял их на словах. С другой стороны, если бы он позволил себе сближение с ними, его дефект стал очевидным.
Записала Нина Хмурчик
Если вы чувствуете себя виноватым, совсем не обязательно, что вы сделали что-то плохое. Иногда наша психика включает защитные механизмы и появляется вина невротическая, призванная защитить нас от чего-то. В этой статье мы разберем, как работают защитные механизмы, зачем они нужны и как их ослабить.
Наследие дедушки Фрейда
На протяжении истории психологии подходы к пониманию вины отличались. Например, Зигмунд Фрейд понимал вину как тревогу человека, зависимого от общества. Маленький ребенок сталкивается с этим чувством, когда совершает проступок, за который родители его могут наказать или лишить своей любви.
Уже взрослым человеком он испытывает ту же тревогу, попадая в ситуации, когда он что-то сделал не так. И приравнивает эту тревогу к чувству вины. Он все еще боится, что его лишат любви или сделают что-то плохое. Поэтому ему нужно срочно измениться, подстроиться под окружающий мир.
Этот подход к вине был очень распространен, и до сих пор многие так и определяют вину.
Экзистенциальный подход
С точки зрения экзистенциальной психологии подлинная вина заложена в человеке с рождения. И базируется она не на страхе, а на любви. Когда мы испытываем подлинную, настоящую вину, мы боимся, как правило, не за себя, не за то, что нас лишат любви или безопасности, мы тревожимся за что-то, что нам дорого.
Для примера возьмем две ситуации.
- В первом случае вы опаздываете на встречу с руководителем. Вы мучаетесь, переживаете, ожидаете от него недовольства и, может быть, какого-то выговора. Вы приезжаете и судорожно начинаете просить прощения. Вы думаете, что испытываете вину. Но начальник вам не дорог, и боитесь вы осуждения или того, что опоздание повлечет за собой какие-то последствия. В общем, боитесь вы за себя, за свою безопасность. Это невротическая вина.
- Во втором случае вы опаздываете к больной маме. Она вам дорога, вы ее любите и не хотите опоздать, чтобы она не переживала. Вас никто не осудит, когда вы наконец придете, никто не лишит любви и безопасности, но вы ощущаете вину за то, что заставили ее ждать. Вы беспокоитесь не за себя, не за свою безопасность, а за другого человека. И именно это отличает подлинную вину от невротической.
Зачем нужна невротическая вина?
Возьмем одну из видов невротической вины – вину, вызванную неврозом ответственности. Она появляется тогда, когда мы берем на себя чужую ответственность, потому что отдать ее тому, кому она действительно принадлежит, нам почему-то очень страшно.
К примеру, есть мама и сын. Мама очень хочет, чтобы сын поступил в университет, нанимает ему репетиторов и тщательно следит за его успехами. Но тут ей нужно уехать в командировку и сын на какое-то время остается один. Мама приезжает, а сын (который выше ее уже на две головы) провалил экзамены и не поступил. И мама чувствует себя виноватой. Что же она натворила? Надо было сидеть дома и следить за ребенком! Тут можно было сказать, что она переживает за дорогого ей человека и вина настоящая, но не все так просто.
Или, допустим, она может бояться поверить в то, что сын уже взрослый, несет ответственность, а значит, как мать она не нужна. Ей тяжело это принять, поверить и увидеть эту реальность, и она защищает себя.
Бывают случаи, когда мы перекладываем ответственность на других. Когда умирает дорогой человек, иногда родственники начинают обвинять врачей. Бывает, врачи действительно виноваты, бывает, что нет. Просто болезнь взяла свое.
Но если я никого не обвиню, то как я смогу жить дальше? Мне придется увидеть, что мир несправедлив, любимые люди умирают. Это тяжело и страшно, и с этим ничего нельзя сделать. Но если я обвиню врачей, то все сразу станет нормальным. Это не мир плохой, это конкретные врачи не справились. А так мир хороший и справедливый.
Причины самобичевания
Есть еще один распространенный вид невротической вины – вина как сливной канал. Она возникает, например, в ситуации, когда человеку сделали больно или его разозлили, а отреагировать в этой ситуации он не смог. Не успел, момент был упущен, постеснялся. Вариантов может быть масса.
Но в человеке кипит огромная негативная энергия, и ей нужно куда-то деться. И он направляет ее на себя. Начинаются самообвинения, человек начинает себя морально уничтожать. Эти самообвинения на самом деле агрессия на себя. Для чего это нужно? Легче выплеснуть куда-то негативную энергию, чем остаться с ней, пусть даже в итоге пострадаешь от нее ты сам. Но именно на себя ее направить бывает проще всего.
Как распознать?
Интересно в невротической вине и то, что окружающие вообще могут не обвинять ни в чем человека. Но ему кажется, что его все винят, что его сейчас просто распнут и надо спасаться немедленно.
Отличить невротическую вину от подлинной иногда можно по тому, куда направлен мой взгляд. Если я смотрю в себя, я сосредоточен на себе, то речь, скорее всего, идет о невротической вине. А если я думаю в первую очередь о другом, тревожусь за другого, то скорее речь идет о настоящей, подлинной вине.
Освобождение от невротической вины
Часто невротическая вина служит защитой человека от травмирующих обстоятельств. Поэтому если человек интенсивно сопротивляется, рушить эти защиты слишком старательно не стоит. Надо разбираться с тревогой. И поможет справиться с этой непростой задачей психотерапевт. Если получится облегчить тревогу, от которой человек так яростно отбивается, то тогда и невротическая вина уйдет.
И соответственно, защита становится не столь важной. Но избавиться от невротической вины совсем не получится. Этой вины нет только у глубоко самодостаточных людей, которые в чем-то нашли сильную опору.
В следующей статье мы расскажем о подлинной вине: что она нам может дать и как найти прощение.
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно.
Я еще не встречал человека, который, зная о своих
В работе рассматривается структура, происхождение, механизм вины.
Работа с переживанием вины. Общее и различия в консультировании.
Эмоции – это «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания с м ы с л а жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Хотя многие исследователи считают, что чувство вины помогает осознать свою личную ответственность за свои поступки и их результаты, свое поведение в позитивном направлении, но бывает и наоборот, мешает менять свое поведение, успешно решать свои жизненные проблемы, я придерживаюсь иной точки зрения. Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины. Признавая реальность вины как эмоциональной реакции, я считаю, что более продуктивной была бы ее замена адекватной реакцией.
Работа с переживание вины строится на осознании ее структуры и проработке механизма возникновени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика консультирования.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризис, вызванный чувством вины, ситуационной, невротической и экзистенциальной. Общее и различия в консультировании.
ВЫПОЛНИЛА
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПРИЮТА
Эмоции – это «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания с м ы с л а жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Вина является сложным психологическим феноменом.
Ее рассматривают как двухкомпонентную эмоцию.
1 – вербально-оценочная реакция человека или раскаяние ( человек считает, что неправильно поступил ). Она активизируется вследствие рассогласования реального поведения с внутренними принципами, правилами и нормами поведения.
Признание своей неправоты и провинности порождает
2 – вегетативно-висцеральную реакцию с целой гаммой мучительных и довольно стойких переживаний, преследующих человека: сожаление о совершенном, угрызения совести, неловкость перед тем, кого обидел, страх потери доверия. Человек винит себя за это.
Возможно раскаяние без эмоциональной реакции. Первое утверждение может быть точной оценкой действительности. Взятое само по себе, оно свидетельствует об ответственности человека за свои действия и может быть полезным для изменения поведения в будущем.
Второй компонент чувства вины является собственно эмоциональным непосредственным пристрастным переживанием с м ы с л а жизненных явлений и ситуаций, выражающимся в обвинении себя в своей неправоте. В его основе лежит негативное отношение к себе.
Онтогенетически возможность испытывать чувство вины появляется, когда ребенок уясняет, что он способен управлять своим поведением, и что он отвечает за него.
В процессе нормального развития ребенок обучается всесторонне оценивать свое поведение. Он понимает, что его поступки могут иметь определенные последствия, как для него самого, так и для окружающих его людей. Он обучается выбирать соответствующие случаю способы исправления ситуации. Эмоция вины выполняет адаптивную функцию , поскольку реальное поведение ребенка не может всегда соответствовать его внутренним идеалам и нормам. Чем более требователен ребенок к себе, тем более он склонен переживать чувство вины.
В некоторых семьях, основанных на любви и взаимной близости, поведением детей управляют, не наказывая их за проступки, не требуя компенсировать ущерб, нанесенный их действиями, а вызывая периодически чувство вины, то есть обижаясь.
Мы испытываем вину вследствие непроизвольной, привычной активности мышления, результаты которой могут быть представлены в следующем виде:
- Каким должен быть Я, (модель ожидания), или каким должно быть мое поведение в соответствии с моими собственными ожиданиями.
- Восприятие собственного состояния человека или поведения здесь и теперь.
- Акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование.
- Вывод о том, что реальное поведение не соответствует модели ожидания, вызывает у человека переживания негативного отношения к себе, отвержение, отрицание этой части своего опыта.
Некоторые эмоциональные переживания кратковременны, другие продолжаются достаточно долго. Под влиянием этого жизнь человека принимает новые формы.
Эмоциональная экспрессия, сопровождающая переживание вины, не столь выразительна, как экспрессия, присущая другим эмоциям.
Испытывая вину, человек низко опускает голову и прячет глаза.
Реальная, невротическая и экзистенциальная вина.
Различают реальную, невротическую и экзистенциальную вину.
Реальную вину возбуждают реальные поступки. В этом случае возможно и необходимо реальное искупление вины или прощение.
Понятие невротической вины в рамках концепции психоанализа рассматривается как нравственная разновидность тревоги, тревога совести.
Вина как невротический симптом отвечает следующим критериям:
- Симптом должен привлекать внимание окружающих.
- Симптом должен наказывать окружающих.
- Симптом должен наказывать самого носителя симптома.
- Симптом должен быть чем-то выгоден переживающему его человеку, то есть исполнять какое-то желание.
- Это тайное желание, выгода не осознается самим носителем невротического симптома, то есть оно бессознательно.
Невротик идет на поводу своих желаний, которые ущемляют интересы других людей, тем самым он создает реальные предпосылки для переживания вины.
Обвиняя себя, можно избежать угрозы быть обвиненным другими, безопаснее взять вину на себя.
Вина существует как онтологическая характеристика экзистенции человека.
- Вина из-за нереализации себя.
- Вина из-за ограниченности связей с близкими людьми.
- Вина из-за потери связи с Абсолютом.
Невозможно реализовать все возможности потому, что необходимо делать выбор, выбирая одни возможности, от других приходится отказываться, они так и остаются нереализованными.
Мы не можем понять близких себе людей и их потребности, так как только видим мир своими глазами, будучи индивидуальными, смотрим на мир через призму собственной индивидуальности, накладывающей отпечаток субъективности на все происходящее в мире.
Будучи частью божественного плана, невозможно его понять.
У нас всегда будут основания испытывать в связи с этим чувство вины, если мы будем упорствовать в своих требованиях к себе.
Работа с переживанием вины. Общее и различия в консультировании.
Всегда существует возможность дальнейшего взросления, – вы должны брать на себя все большую и большую ответственность за самого себя и свою жизнь. Разумеется, брать на себя ответственность за свою жизнь и иметь богатые переживания и возможности – это одно и то же.
Хотя многие исследователи считают, что чувство вины помогает осознать свою личную ответственность за свои поступки и их результаты, свое поведение в позитивном направлении, но бывает и наоборот, мешает менять свое поведение, успешно решать свои жизненные проблемы, я придерживаюсь иной точки зрения. Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины. Признавая реальность вины как эмоциональной реакции, я считаю, что более продуктивной была бы ее замена адекватной реакцией.
Работа с переживание вины строится на осознании ее структуры и проработке механизма возникновения.
Познание вины состоит в осознании трех групп операций, совершаемых нашим мышлением, и их контроле.
1) построение модели ожидания,
2) представление о своем поведении и состоянии здесь и теперь,
3) акт сличения себя с этой моделью.
Осознание данной структуры, которая запускает эмоцию вины, предотвращает ее появление и ослабляет протекание.
Далее следует работа по принятию себя и повышению самооценки.
Роль психолога заключается в помощи человеку в процессе осознания этих операций.
Особенности консультирования ситуационной, невротической, экзистенциальной вины:
- Необходимо помочь человеку принять неизбежность экзистенциальной вины.
- В случае реальной вины важно обсуждение вопроса ее искупления.
- При работе с невротической виной самым важным является осознание значения этого чувства в жизни и мировосприятии.
Психологическая помощь при переживании кризиса.
Психолог, как правило, имеет дело с преувеличенным переживанием вины. Она имеет выраженную эмоциональную окраску, существует продолжительное время и эмоциональный накал остается прежним, не удается освободиться от гнетущего чувства вины адекватными способами.
Это говорит о том, что человек переживает кризис.
Сущность кризиса – человек перестает видеть возможные выходы.
Человек вынужден отказаться от привычного образа действий, мыслей, предрасположен к усвоению новых установок.
Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим в своей жизни переменам.
Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая может способствовать благоприятному выходу или носит разрушительный характер.
Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины.
Необходимо дать человеку возможность выразить свои эмоции, позволить себе пережить их.
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно.
Я еще не встречал человека, который, зная о своих
1 этап. Кризисная интервенция.
Переживание вины сопровождается гложущим ощущение собственной неправоты, сожалением о содеянном, самоосуждением и раскаянием.
Эмоция вины очень вязкое чувство. Оно имеет свойство задействовать мыслительные процессы таким образом, что начинается генерализированный процесс самоосуждения, резко падает самооценка, начинает распадаться образ Я, то есть стройная система представлений о себе.
Все это сопровождается душевной болью.
Ни одну из эмоций нельзя прорабатывать до того, как проработана сама душевная боль, которая переживается наиболее тяжело и не является собственно эмоцией, а является сигналом о происходящих в психике человека процессах.
Душевная боль – это самое первое и самое трудное из того, что переживает человек в трудной ситуации.
С душевной болью не надо бороться, боль надо прожить. Боль будет легче перенести, если мы перестанем ей сопротивляться.
После принятия боли, самое важное – ее выражение всеми доступными способами.
Хорошо, если человек может говорить о своей боли. В процессе проговаривания снижается негативное напряжение, происходит перевод неясных чувств , ощущений в словесную, структурированную форму, появляется ясность, более четкое понимание происходящего. Облегчение и разрядку приносят слезы.
- Помогает клиенту соприкоснуться с этими чувствами.
- Делает безопасным для клиента их выражение.
- Обсуждает с клиентом эти чувства в неосуждающей, незащищающейся, заинтересованной манере.
- Помогает клиенту обнаружить корни этих чувств.
Если консультант встретился с чувством вины, важно побудить клиента, прежде всего его выразить.
Для того, чтобы прочувствовать вину и испытать желание ее искупить, клиенту бывает необходимо снова и снова возвращаться в ситуацию, в которой возникло чувство вины. Часто клиент, переживая какое-либо чувство или эмоцию, совершенно ничего о нем не знает, кроме того, что оно мешает ему жить.
Чтобы не зайти в тупик в этом процессе, как и при переживании любой другой эмоции, бывает полезно предложить клиенту сосредоточиться на своих ощущениях, чтобы понять:
- как именно он чувствует вину;
- в какой части тела локализуется это ощущение;
- какой образ она напоминает;
- как она изменяется.
Когда клиент сосредотачивается на своих ощущениях, он практически достигает диссоциации от мучительного чувства, то есть он как бы отсоединяет вину от себя и наблюдает ее со стороны. Это значительно ослабляет негативное напряжение.
Клиент получает опыт отсоединения негативного чувства от его эмоционального восприятия, поскольку в процессе такого исследования он сосредоточен на восприятии ощущений тела, то есть на мышлении.
После того, как напряжение вины снизится, можно переключиться на когнитивный анализ этого чувства, то есть проводить работу по осознанию значения этого чувства в жизни и мировосприятии клиента.
- когда возникло это чувство,
- что этому предшествовало,
- какие внутренние нормы нарушены,
- какие убеждения усиливают чувство вины,
- полезны ли эти убеждения или они являются источником негативных напряжений,
- может ли клиент что-то сделать, чтобы ликвидировать источник чувства вины.
- как именно он это будет делать.
2 этап. Когнитивный анализ.
Цель: помочь клиенту освободиться от чувства вины за ошибочные решения в прошлом – показать значение прошлых ошибок для получения жизненного опыта, возможность использования этого опыта для решения сегодняшних проблем.
Работа строится на осознании структуры и проработке механизма вины.
Комплекс вины порождается ошибочными, искаженными мыслями. Искаженные мысли порождают вполне реальные ощущения, которые в свою очередь порождают новые искажения в мышлении.
Чувства воспринимаются подлинными, но они порождены искажениями в мышлении. Создается устойчивый порочный круг, выйти из которого можно только признав, что характер эмоций не может подтверждать правильность мыслей.
Консультант помогает клиенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.
Реальным результатом такой работы является то, что опыт и переживания клиента продвинулись вперед.
1 ступень. Знакомство с проблемой.
Задавались ли вы вопросом, что такое проблемы? Возможные варианты ответа: проблема – это тупик, препятствие на пути к достижению цели, трудности на пути продвижения к ней, жизненные невзгоды, трудности, неурядицы и многое другое.
Посмотрите, насколько подходят вам следующие предположения.
Пока мы живем на этой земле, жизнь, полная проблем, нам гарантирована. Проблемы – явление нормальное и естественное.
На деле проблемы лишь отражают различие между желаемым и действительным. Там, где это различие ощутимо, возникает ощущение проблематичности.
Для того, чтобы в этом убедиться, предлагаю вам поработать с ситуацией, в которой у вас возникло чувство вины, следующем образом.
Как паук, завернутый в собственную паутину, человек опутан собственными желаниями.
Мне довелось немного попутешествовать: я видел смертных, намного уступающих нам, видел и намного нас превосходящих, но никогда не видел таких, чьи желания были бы ограничены истинными нуждами, а нужды – возможностью их удовлетворения.
Опишите, какой бы вы хотели видеть эту ситуацию (желаемое)
Опишите, что действительно произошло на самом деле (действительное)
Читайте также: