Скрипка и немного нервно фанфик
Скрипка издёргалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо,
хорошо,
хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушёл.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"
А когда геликон -
меднорожий,
потный,
крикнул:
"Дура,
плакса,
вытри!" -
я встал,
шатаясь полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
"Боже!",
Бросился на деревянную шею:
"Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!"
Музыканты смеются:
"Влип как!
Пришёл к деревянной невесте!
Голова!"
А мне - наплевать!
Я - хороший.
"Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?"
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2015. Владимир Высоцкий. Побег.
- 27.02.2015. Дикий Мёд. Тоска по родине.
- 26.02.2015. Leonard Cohen. A Thousand Kisses Deep.
- 25.02.2015. Константин Арбенин. Уходя - возвращайся.
- 24.02.2015. Ольга Арефьева. Бритва Оккама.
- 23.02.2015. Леонид Сергеев. Колоколенка.
- 22.02.2015. Колибри. Город.
- 21.02.2015. Владимир Маяковский. Гейнеобразное.
- 20.02.2015. Неведома Зверушка. Старо как мир обидно до сих пор
- 19.02.2015. Ирина Богушевская. Танго Прощай.
- 18.02.2015. Sting. Moon Over Bourbon Street.
- 17.02.2015. Иосиф Бродский. Осенний крик ястреба.
- 16.02.2015. Владимир Маяковский. Скрипка и немного нервно.
- 15.02.2015. Осип Мандельштам. Notre Dame.
- 14.02.2015. Александр Блок. Антверпен.
- 13.02.2015. Иосиф Бродский. Прачечный мост.
- 12.02.2015. Илья Кормильцев. Бегущая вдаль.
- 11.02.2015. Егор Летов. Офелия.
- 10.02.2015. Heinrich Heine. Die Loreley.
- 09.02.2015. Илья Кормильцев. Паркет.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
- Одиночество
- Маяковский
История написания
Несмотря на глубину междустрочия стихотворения написано оно по мотивам посещения одного из ресторанов, завсегдатаем коих был Маяковский. В заведении играл оркестр, в котором скрипка явно выбивалась из общего темпа, привлекала внимание и раздражала, делала нервы. Это и натолкнуло поэта на мысль о сравнении музыкального инструмента и судьбы талантливого, но непризнанного человека.
Тема стихотворения
В стихе описывается игра оркестра, где главные герои музыкальные инструменты – скрипка, барабан и геликон. Первая явно выбивается из коллектива, она дёргается, упрашивает и в конце концов разревелась:
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась.
Это вызвало недовольство музыкального коллектива, никто не понял этих слёз, считая только свой звук правильным. Естественно, что каждый инструмент – это олицетворение людей, а оркестр – это человеческий коллектив, в котором скрипка – это гадкий утёнок. На его место ставит себя в 1914 году и Маяковский, но он уверен, что до перевоплощения в лебедя остаётся немного.
Подобного смысла фразы Маяковскому приходилось слышать не раз, поэтому кому как не ему писать подобные стихи? Кто как не он знает, что такое творческое одиночество, когда твой стиль не похож на другие? Нужна ли тут глубина анализа, чтобы понять, что только жертва подобных насмешек может их по достоинству оценить и описать?
Коротко о главном
Стих написан в тоническом размере и относится к лирическому жанру стихотворений. Тема – одиночество творческого человека, который выделяется из толпы и идёт своей дорогой.
В качестве средств выразительности использованы эпитеты (глупая тарелка, геликон меднорожий и т д.) и метафоры (оркестр чуждо смотрел, скрипка издёргалась, упрашивая и пр.).
Текст
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, хорошо, хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Результативная реклама от 29 000₽!
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"
А когда геликон -
меднорожий,
потный,
крикнул:
"Дура,
плакса,
вытри!" -
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
"Боже!",
бросился на деревянную шею:
"Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!"
Музыканты смеются:
"Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!"
А мне - наплевать!
Я - хороший.
"Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?"
Слушаем В Смехова
Квартирант: Одна живёшь?
Подруга: Бабушка ещё… глухая.
Квартирант: Сойдёт.
Квартирант и Подруга уходят. Младшая, скорчившись, остаётся лежать на полу.
Десять лет спустя.
Младшая (понизив голос): В уголок его клади, в угол! Накрой чем-нибудь.
Барабанщик (выходит из комнаты, запирает дверь): Кусался, гадёныш, (показывает ей руку) Как бы он заразным каким не оказался.
Младшая (обнимает его): Бедный ты мой, намучился.
Барабанщик: Спиртику бы мне — продезинфицировать.
Младшая (спускаясь): Только наружно.
Барабанщик (спускаясь следом): И наружно тоже. Смотри, как глубоко грызанул. Если только наружно — не проймёт. Изнутри надо тоже поддержать.
Пока Младшая прикладывает вату к его ранам, он прихлёбывает из бутылки.
Младшая (обиженно): Слушай, ну ты как маленький!
Барабанщик: Кстати, как он там?
Барабанщик гладит её живот, обнимает её и, напевая мелодию танго, они танцуют. Входит Старшая с букетом цветов, бросает его на стол. Она совсем не изменилась, даже одета в тот же костюм.
Старшая: Привет, голубки! Есть нечего, а они безмятежны, аки пташки. Смотрите! (демонстрирует им кольцо в шкатулке) Нравится?
Барабанщик (без зависти): Здорово! (Младшей) Смотри, какая огранка интересная.
Младшая: И стоит, наверное, тоже интересно?
Старшая: Я не спрашивала.
Барабанщик: И за что он тебя так балует, а? Ну за что?
Старшая: А что, совсем не за что, что ли?
Барабанщик: Ну, мне не понять… Да шучу я, шучу!
Из комнаты Младшей раздаётся шум.
Барабанщик: Сквозняк. Пойду, окно закрою. (ковыляет наверх)
Старшая (суёт шкатулку в руки Младшей): Возьми себе.
Младшая: Зачем оно мне?
Старшая: А мне зачем? Куда я его тут носить буду?
Младшая: А я куда?
Старшая: Бери! Продашь. Он мне ещё подарит.
Младшая: Спасибо… (прячет шкатулку в карман)
На 2-м этаже появляется Мать.
Мать (Старшей): Что за шум у них в комнате?
Старшая: Сквозняк.
Мать: Неудивительно. (Замечает бутылку на рояле) Он что, опять пил?
Старшая: Я не знаю, мама. Я только пришла.
Мать: А в этом доме никто ничего никогда не знает… Кстати, Аполлона сегодня не кормить. Пока не попросит.
Младшая: Что? Возвращение блудного Алы? Его выпускают уже сегодня? И его примут родные пенаты?
Старшая: Мама, это правда?
Мать: Его ценят в конторе. Небольшой, но верный доход он приносит.
Младшая: А с чего ты взяла, что он вернётся сюда? Что он здесь забыл? Ему, в отличие от Старшего, есть куда идти. Вот увидишь, он пойдёт к ней, потому что там его ценят как личность, а не как бухгалтера. Он уйдёт от нас, как Старший, и будет прав. Он заживёт новой жизнью… Да он просто, наконец, заживёт! И все тогда увидят, какой у нас сильный, добрый и красивый был папка!
Мать (Старшей): Уже пять часов. Открой ему дверь.
Мать (Аполлону): Врач сказал, что мы должны быть ближе к тебе. Поживёшь пока в комнате Старшего. Ничего там не трогай, в шкафы не лазь…
Аполлон: Понял, понял…
Младшая: Опомнилась! Десять лет пыль сдуваешь! Думаешь, он вернётся когда-нибудь? Да ни в жизнь! Под забором подыхать будет, а не вернётся. Он, к счастью, не Аполлон. (Уходит в свою комнату)
Мать: Мебель не двигай…
Аполлон: Ясно, ясно. (Семенит в комнату Старшего)
Мать (вдруг, сорвавшись): Под забором… Да, наверняка, уже подох где-нибудь! Был бы жив — пришёл бы уже, приполз. А подох, — и ладно! Вам наука. Думаешь, легко одному среди людей, среди чужих? Думаешь, не страшно?
Младшая (выбегая из комнаты): Да мы ему чужие были! Мы! У него родных и не было никогда. И уж лучше под забором, чем под твоей подошвой!
Мать: А что ж вы тогда не бежите? Заборов на свете много! Всем хватит. Бегите! Все бегите! Держать не буду.(Уходит к себе)
Младшая: И побежала бы! Гены не дают.
Младшая пинает дверь, за которой скрылся Аполлон, и уходит к себе. Тут же выглядывает Аполлон и проворно протирает дверь тряпочкой. В комнате остаётся одна Старшая. Во время перепалки она готовила себе чай и теперь сидит одна за роялем с полной чашкой чая. Посидев так немного, она встаёт и уходит к себе — в комнату возле кухни. Распахивается входная дверь. На пороге — Старший. На нём смокинг, яркое кашне на шее. Некоторое время он стоит на пороге, как бы не решаясь войти. Потом входит. За ним идут Мария и Секретарь. Мария — молодая женщина такой красоты, что окружающие её, вероятно, должны испытывать муки осознания собственной неполноценности. Держится она чрезвычайно прямо, с высоко поднятой головой. На ней вечернее платье. Секретарь — нечто серое и неконкретное.
Старший: Неладно что-то в Датском королевстве. Обычно все в это время пили чай. Живы ли? Господи, почти ничего не изменилось! Я раньше жил в той комнате. Здесь спали сестры, Аполлон — при кухне, угнетённый класс… (замечает чашку на рояле) О! Кто-то ещё теплится. (гладит рояль) Его всё так же используют в мирных целях. До сих пор для меня загадка — как его занесло в наш дом. И барабаны, и скрипку. Чьи они были раньше? Где жили? И всех их я однажды взял и бросил среди равнодушных к ним людей… Зачем, спрашивается, ушёл, куда? Дурак. Ни дома теперь, ни семьи, ни друзей. (Гладит рояль)
Секретарь: Не забывайте: у вас особняк на побережье.
Старший: Да не об этом речь! Не стоило всё это… (берёт с барабанов папку с отчётностью, вчитывается, захлопывает папку) Стоило!
На 2-м этаже появляется Младшая.
Младшая (в комнату): Да боюсь я его. Я здесь постою. Мне вообще нельзя волноваться. (замечает Старшего, который смотрит на неё снизу) Ты знаешь, мне совершенно нельзя волноваться. (издаёт восторженный визг и мчится вниз по лестнице, перепрыгивая через ступени).
Все, кроме Аполлона, выбегают из своих комнат. Сестры виснут на Старшем, Барабанщик смущённо топчется рядом. Мать тоже стоит в стороне. Марию и Секретаря никто не замечает.
Старший (хохоча): Да задушите, девчонки! Пустите! (Младшей) Тебе нельзя волноваться! Да что ж вы делаете? (Барабанщику) Ты? Здесь? Ну, молодец! Здорово! Чувства, значит, возобладали-таки над разумом…
Наконец освободившись от сестёр, он подходит к Матери. Некоторое время они молча смотрят друг на друга, потом Мать обнимает его.
Мать: Вернулся… Слава Богу, вернулся… (поправляет его кашне) Ненадолго?
Старший: Ненадолго. Вот, кстати, познакомьтесь: это мой секретарь, импресарио, шофёр, телохранитель и т. д., и т. п., а это… Мария — моя жена.
Секретаря никто не замечает, все смотрят на Марию. Она с высокомерным равнодушием выходит вперёд, позволяя рассмотреть себя.
Младшая (только теперь замечает смокинг и кашне брата): Ну ты… слов нет! Какой ты стал! Запижонился! С шарфиком… Нет, а что мы стоим? Надо всех позвать: пусть посмотрят, пусть обзавидуются, сволочи! Или нет. Все сюда не влезут. Пойдёмте гулять! Пройдём по всему городу! (Марии) Это недолго.
\u041a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0434\u0432\u0430 \u044d\u0442\u0430\u043f\u0430. \u0412 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u043c \u0442\u0443\u0440\u0435 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432\u0441\u0435 \u0436\u0435\u043b\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0442\u0440\u0435\u0431\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 - \u0447\u0442\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0442\u0438\u0445\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0438\u043a\u0430 . \u042d\u0442\u043e \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u043b\u044e\u0431\u043e\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435. \u0421\u0442\u0430\u0440\u0430\u0439\u0442\u0435\u0441\u044c \u043d\u0435 \u0432\u044b\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u044c \u0434\u043b\u0438\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u0438\u0445\u043e\u0432. \u0418\u0437 \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u043f\u044b\u0442\u0430 \u0437\u043d\u0430\u044e - \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0434\u043b\u0438\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u043e\u0438\u0433\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0442\u043a\u0438\u043c. \u0421\u043b\u0443\u0448\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c \u0443\u0441\u0442\u0430\u0451\u0442 \u0438 \u043e\u0446\u0435\u043d\u043a\u0430 \u0441\u043d\u0438\u0436\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438. \u0421\u043b\u0438\u0448\u043a\u043e\u043c \u043a\u043e\u0440\u043e\u0442\u043a\u043e\u0435 \u0432\u044b\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u044c \u0442\u043e\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u0441\u0442\u043e\u0438\u0442, \u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a \u043e\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0433\u0440\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0435\u0449\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435. \u041e\u043f\u0442\u0438\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0431\u044a\u0435\u043c: 20 - 40 \u0441\u0442\u0440\u043e\u043a. \u042d\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0440\u0435\u0431\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435, \u0430 \u043b\u0438\u0448\u044c \u043f\u043e\u0436\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0435, \u043d\u043e \u043f\u043e\u044d\u043c\u044b \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441 \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442, \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043e\u0442\u0440\u044b\u0432\u043a\u0438. \u0412\u043e \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u044d\u0442\u0430\u043f \u043f\u0440\u043e\u0439\u0434\u0443\u0442 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e 10 \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432. \u041e\u043d \u043d\u0430\u0447\u043d\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u0440\u0430\u0437\u0443 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0433\u043e \u0442\u0443\u0440\u0430. \u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 - \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435.\u00a0
\u0418\u0442\u0430\u043a, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c:
2. \u0417\u0430\u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c \u0430\u0443\u0434\u0438\u043e \u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u044e \u0441\u0442\u0438\u0445\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u043c\u0438 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u043c\u0438 - \u043f\u0440\u043e\u0447\u0435\u0441\u0442\u044c \u0435\u0433\u043e \u0432\u0441\u043b\u0443\u0445. \u0415\u0451 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u0432\u044b\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c \u0441 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0433\u0440\u044b\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f \u043d\u0430 \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0435. \u0421\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u044d\u0442\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0433\u0440\u0443\u0437\u0438\u0432 \u0443\u0436\u0435 \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0444\u0430\u0439\u043b.
3.\u00a0 \u0412 \u043f\u043e\u043b\u0435 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0430 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u0432\u044b\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c \u0441\u0430\u043c\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c.
4. \u041d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0439 \u0437\u0430\u043f\u0438\u0441\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e \u0431\u044b\u0442\u044c "\u041d\u0430 \u0444\u0435\u0441\u0442\u0438\u0432\u0430\u043b\u044c". \u042d\u0442\u043e \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u0435 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u0432\u044b \u043f\u043e\u043c\u0435\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0442\u0438\u0445\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0435\u043c\u0443 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e, \u0442\u043e \u0438\u0441\u0447\u0435\u0437\u043d\u0435\u0442 \u0430\u043d\u043e\u043d\u0438\u043c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c, \u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a \u0432\u0430\u0448\u0438 \u0438\u0437\u0431\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u044b \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442 \u0443\u0432\u0435\u0434\u043e\u043c\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0449\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0438.
5. \u0414\u043e\u0431\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0441\u0442\u0438\u0445\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441.
6. \u041f\u0435\u0440\u0435\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0442\u0438\u0445\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u0437\u0430\u043a\u0440\u044b\u0442\u044b\u0439 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f.\u00a0
\u0414\u0440\u0443\u0437\u044c\u044f, \u0412\u0430\u043c \u0434\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0434\u0432\u0435 \u043f\u043e\u043f\u044b\u0442\u043a\u0438 \u0434\u043e\u0431\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441\u0442\u0438\u0445\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441.\u00a0
\u0412 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441 \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0449\u0435\u043d\u043e \u0434\u043e\u0431\u0430\u0432\u043b\u044f\u0442\u044c:
1. \u0412\u0441\u0451 \u0447\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0440\u0435\u0447\u0438\u0442 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0443 \u0420\u0424 \u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0430\u043c \u0441\u0430\u0439\u0442\u0430.
2. \u0421\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0441\u0442\u0438\u0445\u0438 \u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432.
3. \u00a0\u0421\u0442\u0438\u0445\u0438 \u0438\u0437 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u043e\u0433\u043e \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430.
4. \u041d\u0435\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0444\u043e\u0440\u043c\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0442\u0438\u0445\u0438.
5. \u041a \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u044e \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u043f\u043b\u043e\u0445\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043f\u0438\u0441\u0438: \u0442\u0438\u0445\u0438\u0435, \u0438\u043c\u0435\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043c\u0435\u0445\u0438 \u0438 \u0442.\u0434.\u00a0
\u0416\u044e\u0440\u0438 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043e\u0446\u0435\u043d\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e. \u0412\u043e \u0432\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e \u043c\u044b \u043f\u043e\u0440\u0438\u0446\u0430\u0435\u043c - \u0441\u0442\u0438\u0445 \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d "\u043b\u0435\u0447\u044c \u043d\u0430 \u0434\u0443\u0448\u0443", \u0434\u043e\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0434\u043e \u0441\u0430\u043c\u043e\u0433\u043e \u0441\u0435\u0440\u0434\u0446\u0430 \u0441\u043b\u0443\u0448\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f. \u041d\u043e \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u043c \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043e\u0446\u0435\u043d\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043c\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u043e\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u0430: \u0447\u0435\u0442\u043a\u043e\u0441\u0442\u044c, \u0438\u043d\u0442\u043e\u043d\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0430\u0443\u0437\u044b, \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0440\u0430\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043a\u0438 \u0443\u0434\u0430\u0440\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0438 \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0435 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0435. \u0412\u0441\u0451 \u044d\u0442\u043e \u043d\u0435\u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e, \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0438\u0442\u0435 \u0441\u0442\u0438\u0445, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043d\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u0438 \u0434\u043e\u043d\u0435\u0441\u0438\u0442\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0438 \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0434\u043e \u0430\u0443\u0434\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438.
Стихотворение “Скрипка и немножко нервно” – очередная смысловая шарада от Маяковского, который в ранний период своего творчества увлекался языковыми экспериментами и загадками. Краткий анализ “Скрипка и немножко нервно” по плану, использованный на уроке литературы, поможет ученикам 11 класса лучше понять поэта.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Скрипка и немножко нервно.
История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества у Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме.
Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.
Композиция – последовательная, история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задается мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причем ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только поэт может понять и защитить ее.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению.
Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел”.
Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.
История создания
Написанное в 1914 году, оно основано на впечатлении от посещения одного из ресторанов – в подобные места Маяковский ходил часто, иногда читал там стихи, иногда просто ужинал. И вот, услышав однажду игру оркестра, в котором звуки скрипки явно диссонировали с остальными инструментами, он и создал этот стих.
Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом непонятном человеке вообще, выбрав для этого достаточно необычный способ. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединенность от людей.
Стихотворение очень насыщено в эмоциональном плане, оно остро передает переживания автора и глубину его трагедии: он выступает перед чуждой толпой и окружают его не собратья по перу, а такие же бездушные люди. И все же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймет его и примет.
Композиция
Как и в большинстве произведений поэта, особенно ранних, здесь, несмотря на экспериментальность формы и эмоциональный взрыв, можно легко отследить последовательно развивающуюся композицию, когда мысль об одиночестве появляется уже в первых строках, ситуация накаляется, доходя до своего пика, а потом появляется поэт и “спасает” происходящее, несмотря на то, что над ним смеются. Мысль о человеке, который все поймет и услышит очень характерна для ранних стихов Маяковского.
Это лирическое стихотворение, в котором автор выражает свои чувства и переживания через вещи, которым он придает характер и особенности поведения людей. Также большую роль в создании настроения играет экспериментальный тонический стих. Маяковский создает новую форму – ритмичную за счет логических ударений, но в то же время не похожую на классическое построение. Таким образом он расширяет возможности стиха, помогает ему звучать по-новому.
Выразительные средства
Для того, чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:
- Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры” , “ оркестр чужо смотрел “.
- Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста” .
Не менее важны в создании ткани произведения неологизмы – те “самобытные слова”, которые он так часто использует. В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение, новаторское во всех планах, от речевых форм и размера, до поэтической эстетики.
Мать: А как тебе потенциальный родственник?
Старший: Слух есть. И вообще, зная нашу нелюдимую Младшую, — могло быть и хуже.
Мать (Барабанщику): Издалека к нам пожаловали?
Барабанщик: Сутки на автомобиле.
Мать: На личном, надеюсь?
Старший: Не надейся…
Барабанщик: Друзей. Мы с друзьями ехали к морю, но (многозначительно щёлкает по горлу) заблудились. В результате, пять дней назад я очнулся в вашем городе совершенно один, без копейки денег…
Старшая: Пять дней назад? Молодец, девочка…
Старший: Да, на сегодняшней свадьбе он имел грандиозный успех. Соло на бутылках… Гости даже скинулись ему на обратный путь. Небывалый факт в истории этого города.
Мать: Вы уезжаете? А эта дурочка толковала о свадьбе.
Барабанщик: Нет, я готов, я не отказываюсь. Я приеду через неделю. Надо же привезти костюм.
Мать: Это ваше главное богатство?
Барабанщик: Нет, главное — барабаны. И ещё у меня есть деньги. Точнее, мне должны…
Мать: Вы играете в оркестре?
Барабанщик: Да, ресторанном. Здесь, как я понял, для меня в профессиональном плане перспектив никаких. Поэтому, я думаю, после свадьбы мы будем жить у меня.
Мать: Почему бы, в таком случае, ей не поехать к вам сейчас же? Сыграете свадьбу там.
Барабанщик: У меня там никого нет, кроме друзей, да и те… К тому же, у меня временные трудности с жильём. Но в недельный срок я всё улажу.
Мать: Что ж, будем надеяться. Ждем вас через неделю. Спешите. Не смею вас больше задерживать.
Барабанщик: Мне идти? Прямо сейчас?
Мать: Да, идите.
Старший (Младшей): Собери жениху что-нибудь в дорогу.
Барабанщик (пятясь к выходу): Так, до свидания? Я приеду через неделю. Я приеду… (уходит)
Младшая (торжествующе): Видали? Ну, как?
Мать (спокойно): Дура. Он не вернётся. Забудь.
Младшая: Как не вернётся? Ты что?!
Мать: Развесила уши. Ресторанный лабух, которого угораздило по-пьяни вывалиться из авто именно в нашем захолустье. Это уже о многом говорит.
Старший: Нормального человека сюда занести не может?
Мать: Представь его состояние: похмельный, голодный, продрогший. Он вцепился в первую же юбку, которая оказалась твоей. Ты кормила его, когда он приходил сюда? Кормила?
Младшая: Да…
Мать: И он ел?
Младшая (рыдая): Да! (выбегает из дома, Подруга бежит за ней)
Мать: Оставшимся я хочу сообщить нечто важное. С сегодняшнего дня мы сдаём в наём комнату Аполлона. Квартирант скоро явится.
Старшая: А как же Апа?
Мать: Поживёт на кухне. Его старшей дочери давно пора обзаводиться семьёй. Думаю, ради внуков он пожертвует комнатой.
Старшая: Какие внуки? При чём тут я вообще?
Мать: Квартирант — человек положительный, здоровый, с перспективой. Я сама его выбирала.
Старшая: Ну и выходи за него сама! И не смейте… Не лезьте в мою жизнь! Что вы все лезете?! Нет никого, значит и не надо! А захочу, так сама, сама найду себе человека, без вашей помощи! Может, и нашла уже. (выбегает, хлопнув дверью)
Мать: Аполлон, прибери комнату. (Аполлон торопливо уходит) Теперь о тебе. Надеюсь, хоть с тобой мы обойдёмся без истерик. Ты в курсе, что тебе уже под сорок?
Старший: Как летит время! Утром ты говорила, что мне всего лишь за тридцать.
Мать: И что ты есть? Ты — ноль, абсолютно круглый и тупой. Ты — пустоцвет. Только и умеешь подавать надежды, но никогда их не оправдываешь. Что твоя отчётность?
Старший: Отчётность?
Мать: Между прочим, уже конец квартала. О чём ты думаешь? Вместо того, чтобы сидеть над отчётностью, ты, как последний нищий, как побирушка, шляешься по чужим дворам со своей скрипкой. Не стыдно?
Старший: Но я ведь не беру за это деньги.
Мать: Но тебя ведь сажают за стол? А это ещё более мерзко — выходит, ты выламываешься всего лишь за еду.
Старший: Ну что за чушь, мама! Я ведь не ради еды туда хожу. Что мне, поесть больше негде, что ли?
Мать: А кто, кроме меня и тебя, это знает?
Старший: Мама, ты никуда не ходишь и, вероятно, не знаешь, что на подобных мероприятиях все сидят за столом.
Мать: Но никто, кроме тебя, не паясничает, изображая из себя музыканта.
Мать: Призвание? Веселить чавкающих соседей? Кто-нибудь из них хоть раз рыдал под твою скрипку? Или танцевал? На тебя смотрят, как на дурачка, юродивого, паяца. Никому нет дела до твоей музыки. Перепивший гость, рыгающий в окно, вызовет больше восторга, чем все твои кривляния с инструментом.
Старший: Ну, не повезло мне с соседями, что поделать…
Мать: А думаешь, где-то есть благодарная публика?
Старший: Есть где-нибудь. Ходят же в больших городах люди на концерты…
Мать: Думаешь, ради музыки? Ходят на имя — поглазеть на знаменитость, как в зоопарк. Кто пойдет слушать человека, чьё имя никому и ничего не говорит? Что бы он там ни играл! Музыка здесь вообще ни при чём. А чтобы купить имя, нужны деньги, внешность и пища для бульварной прессы. У тебя есть хоть что-нибудь из перечисленного?
Старший: Я, вообще-то, всегда думал, что имя можно сделать.
Мать: Тебе, вообще-то, думать противопоказано… Сделать… Да кто позволит? Так что, не будь смешным. Я позволяла тебе заниматься этой ерундой в детстве, ради забавы. Теперь у тебя есть серьёзные дела. Займись отчётностью. Старший: Я плохой бухгалтер, мама.
Мать: Так надо стараться быть хорошим. Это не так уж сложно. Ты просто ленив… Ладно, хватит об этом. Перейдём к другой теме. Мой отец был старше меня на 16 лет. Он, к несчастью, умер рано, но я запомнила его молодым, даже юным. Он был мне больше, чем отец. Он был моим другом, братом. Мы были одно поколение — общие интересы, общие друзья. А что общего будет у тебя с твоими детьми, если они вообще когда-нибудь появятся, в чём я уже начинаю сомневаться? Каким они тебя запомнят? Старший: Мама, не надо об этом…
Мать: Ну почему же?
Старший: Почему?! Потому, что мои дети запомнили бы меня и молодым, и даже совсем сопливым, если бы не ты! Разве не ты заставляла меня вести к врачам и Александру, и Анну, и Викторию, и Алису.
Мать: И ты вёл!
Старший: Вёл! Потому, что ты настаивала!
Мать: А ты и слушался, дурак… Нашёл о чём жалеть! Эти девки не стоили не то что ломаного гроша, даже твоей паршивой скрипки.
Старший: Ты сама знакомила меня с ними.
Мать: А где были твои глаза. Как тебе подруга Младшей?
Старший: Опять?
Мать: В конце концов, мне немного осталось, и я хочу внуков, хотя бы и от неё.
Старший: Мы совсем не знаем друг друга.
Мать: Она ясна, как божий день. А ей тебя знать вовсе необязательно.
Старший: У нас большая разница в возрасте.
Мать: И хорошо — сам воспитаешь.
Старший: Она, по-моему, глупа.
Мать: А умная за тебя и не пойдёт. Да и зачем тебе в доме стерва?
Старший: Действительно, — достаточно взглянуть на Аполлона… Мама, она мне просто не нравится!
Мать: Это не аргумент. В общем, решено. Пойми, ты слабый, ведомый человек…
Старший: Да с чего ты взяла?
Мать: Не перебивай! Я знаю. Слабые реализуются за счёт унижения других. Ты будешь её подавлять.
Старший: Я не умею.
Мать: Я помогу на первых порах. Старшую спихнём за квартиранта, подыщем какого-нибудь идиота Младшей. Я скоро умру. Аполлон без меня долго не протянет. А с кем останешься ты? Пусть она глупа, зато не способна на подлость. И пусть рожает как можно больше: может, хоть кто-нибудь пойдёт в меня.
Стук в дверь. На пороге — Квартирант с чемоданами в руках. Он высокий и, явно, очень сильный человек, с простым открытым лицом и доброй улыбкой.
Квартирант: Здравствуйте! Не помешаю?
Мать: Вы вовремя. Познакомьтесь — это мой сын.
Старший и Квартирант жмут друг другу руки. Из своей комнаты появляется Аполлон со свёрнутым одеялом и подушкой в руках. Пытаясь остаться незаметным, он как-то боком пробирается к кухне, но спотыкается и падает с большим шумом. Все оборачиваются.
Читайте также: