У кого из художников была болезнь альцгеймера
По мнению учёных, определённые изменения в стиле художественного письма поддаются формализации. Таким образом, людей с НДЗ можно выявлять по изменению их рисунков со временем. Точно так же, как сейчас больных выявляют по изменениям в речи (см. анализ возрастной деградации в речи президента Рональда Рейгана, который страдал старческим слабоумием, как и некоторые другие возрастные политики).
Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, а также десяток других нейродегенративных заболеваний — бич современной эпохи, когда современная медицина десятилетиями поддерживает жизнь в стареющих гражданах. Но врачи пока не научились обращать вспять прогрессирующую гибель нервных клеток в старости, которая ведёт к различным неврологическим симптомам.
Как правило, первые симптомы болезни Альцгеймера проявляются после 65 лет. Начинается всё с лёгких когнитивных нарушений: это забывчивость, затруднение в определении времени, ухудшение социальной и профессиональной деятельности, эгоцентризм, субдепрессивные реакции на собственную несостоятельность, бредовые расстройства и т.д. На первом этапе больные ещё пытаются как-то скорректировать собственное поведение, но затем их состояние ухудшается. Явно выражается снижение уровня суждений, замедляется речь, интересы больных ограничиваются. В конце концов, наступает полный распад памяти и распад речи.
Болезнь Альцгеймера (60-70% случаев деменции) впервые описана в 1906 году, но с повышением средней продолжительности жизни выявляемость и количество пострадавших стремительно растёт. В 2015 году примерно 47,5 млн человек в мире страдали от деменции.
Лечения не существует, хотя известны определённые генетические факторы, связанные с болезнью, так что остаётся надежда на поиск лекарства.
Уильям Утермолен — один из нескольких художников, которым не посчастливилось столкнуться с НДЗ. Учёные взяли для анализа картины четырёх знаменитостей с таким диагнозом: Сальвадор Дали, Джеймс Брукс, Норваль Мориссо и Виллем де Кунинг.
Также был проведён анализ трёх здоровых художников: Пабло Пикассо, Клода Моне и Марка Шагала, для сравнения. Был проведён фрактальный анализ возрастных изменений в мазках кистью у художников, страдающих от НДЗ, по сравнению с возрастными изменениями в мазках здоровых художников. Учёные выявили не только определяющую разницу в их стиле, но и некоторые признаки, которые могут служить ранними индикаторами НДЗ.
Результат исследования показан на иллюстрации. Слева — возрастные изменения фрактального измерения мазков у здоровых художников (контрольная группа). В центре — изменение фрактального измерения с возрастом у художников, страдавших от болезни Альцгеймера (Джеймс Брукс, Виллем де Кунинг). Справа — изменение фрактального измерения с возрастом у художников, страдавших от болезни Паркинсона (Сальвадор Дали, Норваль Мориссо).
Изменения под влиянием болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера чётко прослеживаются с возрастом, причём они были видны задолго до того, как у художников реально диагностировали нейродегенеративные заболевания.
У обычного человека начинает ухудшаться память и замедляться речь, а у художника задолго до этого слегка начинаются изменяться мазки кистью. Для этих талантов живопись — это своеобразное средство выражения, это их речь. Вот почему изменения в деятельности мозга в первую очередь проявляются именно на картинах.
Если верить графикам, то предсказать наступление старческой болезни Альцгеймера у художников можно чуть ли не в 30-40 лет.
Возможно, фрактальный анализ позволит определить признаки болезни Альцгеймера у некоторых современных художников, которые могли и не подозревать, что первые симптому старческого слабоумия у них скоро появятся. Так они смогут подготовиться к неизбежным последствиям.
Будем надеяться, что наука позволит автоматически выявлять признаки старческого слабоумия в других данных — в паттернах исходного кода, в художественных текстах, в скорости набора на клавиатуре и т.д. Тогда программу для мониторинга можно установить на компьютере, работать в прежнем режиме и просто ждать информационного сообщения.
Научная статья опубликована в декабре 2016 года в журнале Neuropsychology (doi:10.1037/neu0000303).
Семь лет между смертью и смертью
Родился, учился, женился, работал, участвовал в выставках – биография Уильяма Утермолена уместится в паре строк. Фамилия не на слуху. Между тем Утермолен – художник уникальный, запечатлевший на холсте то, чего никому не удавалось, совершивший настоящий подвиг, творческий и научный.
Другой
Утермолен окончил художественный колледж в родной Филадельфии, а в конце 50-х отправился в Оксфорд, в знаменитую Школу искусств Раскина (Ruskin School of Art).
Потерянный Лувр
До и после Альцгеймера. Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1967 и 1999 года. Изображение с сайта kulturologia.ru
Когда появились первые симптомы болезни? Доктора об этом вряд ли скажут. Но к концу 80-х Утермолен постепенно отказывается от монументальных полотен в пользу более камерных. И скорее всего, то был не творческий выбор, а первые признаки изменений в мозге.
На многих картинах художник изображает себя. Вот он на вечеринке, в доме гости, но он не принимает участия в беседе. Вот они с женой в постели. Патриша читает, Билли дремлет, зеркало отражает его спящее лицо.
Но однажды Уильям поехал в Париж к своему агенту и… не смог отыскать Лувр. Лувр, который был для него родным домом, по которому он мог бродить с закрытыми глазами, оказался вдруг спрятанным от его сознания.
В ужасе он вернулся в Лондон, наспех поговорив с агентом. Теперь все это – выставки, продажи, аукционы, коллекционеры – стало неважным.
Ведь уже на протяжении года он каждое утро ездил в свою лондонскую мастерскую на Олд-Стрит, где смотрел на натянутый на подрамник холст и не знал, с чего начать работу. Он все забыл!
После случая с Лувром и агентом хранить тайну стало невозможно. Они с женой отправились к врачу. Тот поставил диагноз почти сразу. Болезнь Альцгеймера. И правда, в жизни 61-летнего Уильяма начинался новый этап, и по иронии судьбы именно сейчас ему предстоит создать свои самые знаменитые вещи и обрести запоздавшую славу.
45 минут с Папой Римским
Отчаяние. Автопортрет Уильяма Утермолена за 1996 год. Изображение с сайта kulturologia.ru
Он не мог больше видеть Лондона. Город, в котором прошла половина жизни, распадался на фрагменты. Его удушливый смог словно сгущался, образуя серые мглистые провалы, куда проваливались целые дома, улицы, лица друзей.
Бежать! А куда податься художнику, как не в Италию? Супруги отправились в Рим, к солнцу, голубому небу. Они ни дня не сидели на месте. Выставки, галереи, музеи, храмы и дворцы… На все Уильям смотрел с одинаковым равнодушием.
Почему именно этот портрет? Патриша, историк живописи, быстро поняла, в чем тут дело. Уильям представил вариации на тему этого портрета работы Френсиса Бэкона, его куда более успешного современника, работы которого сегодня одни из самых дорогих в мире.
Но не зависть была причиной интереса Уильяма. В серии картин Бэкон помещает фигуру в прозрачный куб, размазывает ее в цветовое фиолетово-желтое пятно с искаженным ртом, зашедшемся то ли в крике, то ли в предсмертном хрипе. Величественный Папа Римский превращается в абстракцию, в которой практически невозможно узнать оригинал.
Именно это скоро произойдет с Уильямом Утермоленом, и он это понял. Вернувшись в мастерскую, он пишет автопортрет (для грунтовки и прочих технических заданий у него теперь был подмастерье), навевавший реминисценции с получеловеческими фигурами Бэкона – с такой же беззвучной кричащей гримасой на лице.
По совету медсестры
В Лондоне Утермолен лег в больницу – Национальную клинику неврологии и нейрохирургии. Врачи проводили какие-то обследования, самого Уильяма уже ничего не интересовало, даже живопись. К чему медицина, к чему искусство, когда конец известен и близко?
«Затем, что вы можете сделать то, чего не делал никто никогда, — выпалила она, — создать портрет болезни. Никому еще не удавалось запечатлеть, что такое болезнь Альцгеймера изнутри.
И он вернулся к работе. На протяжении следующих четырех лет Уильям Утермолен писал исключительно автопортреты — пытаясь средствами искусства проникнуть в страшную суть того, что с ним происходит, и быть может, продлить хотя бы на малое время ясность рассудка.
Абстракционист поневоле
Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1997 год. Изображение с сайта kulturologia.ru
Серия автопортретов, созданная Утермоленом с 1996 по 2000 годы, не нуждается в комментариях. Достаточно вглядеться в эти лица, принадлежащие одному человеку, чтобы увидеть настоящий портрет болезни.
Утермолен с каждым годом иначе видит мир вокруг себя. Сначала его окружали яркие краски, четкие линии, ясная перспектива. Вот портрет 96-го года: желтое лицо, ярко-оранжевые рыжие плечи и абрис головы. Но это не цвета радости и надежды, это цвета ярости и страха. Он склонил голову перед тем, что ожидает его.
Позже автопортреты превращаются уже в хронику умирания. Каждый год он пишет по портрету, который все меньше напоминает его лицо.
Два года после диагноза. Автопортрет в студии (1997). Изображение с сайта kulturologia.ru
С годами вангоговские колориты вымываются, в 99-м году появляется нечто розоватое на тревожном (и кто сказал, что зеленый цвет успокаивает?) фоне. Сглаживается перспектива, мир становится двухмерным. Лицо художника все больше теряет четкость и объем.
Поначалу он еще видит несовершенство своих работ, но уже ничего не может исправить – не знает, как. Спустя время уходит и понимание.
Автопортрет Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1998 год. Изображение с сайта kulturologia.ru
Психотерапевт, анализируя автопортреты Утермолена, нашел в них признаки печали, тревоги, бессилия и стыда. На последней работе 2000-го года исчезает и цвет, и объем. Остается только белая оболочка черепа и нос. В этом году художник прекратил писать. Его перевозят в дом престарелых, где художник и проживет до своей физической смерти в 2007-м году.
Искусство умирает последним
Альцгеймер прогрессирует. Последние автопортреты Уильяма Утермолена (1999-2000). Изображение с сайта kulturologia.ru
Ученые называют его героем, прикладывавшим нечеловеческие усилия для того, чтобы сохранить собственную личность. И не только.
Уильям Утермолен, быть может, не стал самым выдающимся художником в истории, но он внес немалый вклад в медицину. И дело не только в созданном им портрете прогрессирующей деменции.
В своих статьях ученые отмечают, что творческие импульсы, способность к различению и выражению нюансов различных эмоций, попытки объяснить для себя мир, а себя – для мира, – оставались живыми и продолжались намного дольше, чем могла предположить наука.
Вывод ученых не просто расширил их знания о болезни Альцгеймера, он снабдил медиков и психологов конкретными инструментами помощи больным. В частности, основываясь на полученных благодаря Утермолену данных, сегодня идет разработка методик арт-терапевтами, работающими с больными деменцией.
Пример того, как болезнь Альцгеймера влияет на мозг человека
Когда американский художник Уильям Утермолен (William Utermohlen) в 1995 году узнал, что ему поставлен диагноз — болезнь Альцгеймера, он решил наилучшим образом использовать оставшееся ему время. Он пообещал себе каждый год рисовать собственный автопортрет, чтобы наглядно увидеть, как быстро прогрессирует эта страшная болезнь, и насколько разрушительно она влияет на память человека. Художник с болезнью Альцгеймера рисовал свои портреты в течении пяти лет, прежде чем он полностью забыл, как рисовать.
Картины Уильяма Утермолена с болезнью Альцгеймера
Благодаря этой уникальной серии автопортретов, зрители могут наблюдать, как постепенно человек начинает погружаться в слабоумие. Когда болезнь начала все больше и больше контролировать мозг Уильяма, его картины стали более абстрактными. Порой он, казалось, знал о технических недостатках своих портретов, но просто не мог понять, как их можно исправить. По словам доктора Брюса Миллера, невролога из Калифорнийского Университета, болезнь Альцгеймера поражает правую теменную долю мозга, а она как раз отвечает за визуализацию, ориентацию и восприятие объектов в пространстве. Именно поэтому Уильям Утермолен стал рисовать более сюрреалистические картины с размытыми и неопределенными образами.
Кроме автопортретов Уильям рисовал и другие картины, поскольку он старался заниматься любимым делом ежедневно. Позже его творчество за период болезни было исследовано психоаналитиками, которые сделали вывод, что картины художника переполнены печалью, беспокойством, страхом и чувством стыда. Последняя картина была написана в 2000 году, когда Утермолена перевели в дом для престарелых. Он оставался там до своей смерти в 2007 году. Что характерно, все картины, которые Уильям Утермолен нарисовал во время развития болезни Альцгеймера, получили большее признание, чем те, которые он нарисовал ранее, будучи в здравом уме и доброй памяти! Его автопортреты и другие картины были выставлены во многих городах по всему миру.
1996 год
1996 год
1997 год
1997 год
1998 год
1999 год
2000 год
Нет, в этой статье речь пойдет не о самом Алоисе Альцгеймере, о котором мы написали уже достаточно много, а о заболевании, названном в его честь – приговоре, который ежедневно слышат около 20 тысяч людей по всему миру и который в течение всего нескольких лет лишает человека памяти, эмоций, движения и жизни. Этот же приговор услышал в 1995 году и талантливый английский художник Уильям Утермолен. Превозмогая себя, он создал уникальный портрет болезни, показывающий то страшное, что происходило с его личностью в течение пяти лет – до того момента, пока портретист окончательно не потерял себя.
Уильям Утермолен с женой. 2007
По жестокой иронии судьбы Уильям Утермолен стал известным именно тогда, когда из-за болезни уже окончательно потерял разум. В 2001 году в журнале The Lancet его лечащий врач Мартин Россор (Martin Rossor) вместе с ухаживающей за художником медсестрой Рон Айзекс (Ron Isaacs) и коллегой Себастианом Крутчем (Sebastian J Crutch) опубликовал статью, в которой описал анамнез его жизни, заболевания, а также с помощью серии его автопортретов, написанных с 1996 по 2000 годы, попытался проанализировать то, как менялось восприятие творцом себя, пространства, цвета, форм, размеров и других характеристик окружающего мира.
Эти работы стали наиболее знаковыми с точки зрения медицины, психологии и искусства, а также послужили той основой, на которой впоследствии разработали многие программы реабилитации пациентов с деменцией и принципы арт-терапии.
Судьбу Уильяма Утермолена до рокового заболевания нельзя было назвать какой-то примечательной. Он родился в США в 1933 году, учился в Пенсильванской академии искусств, после чего в 1957 году получил возможность уехать в одно из самых элитных учебных мест для деятелей прекрасного в Великобритании – оксфордскую Школу искусств Раскина (Ruskin School of Art). Там он провел год и вскоре осел в Лондоне, так и не захотев вернуться на родину.
Одна из работ вьетнамского цикла, 1972-1973
В 1962 году художник обрел свою постоянную музу – культуроведа и историка искусства Патрисию Редмонд. Как она вспоминала впоследствии, Уильям заинтересовал ее именно своим бесстрашным движением против общего течения в мире искусства, так как многие художники в то время отказывались от своих предпочтений в рисунке в пользу моды и востребованности публикой.
Тревожные сигналы
Именно Патрисия в конце 80-х — начале 90-х годов начала замечать странности, происходящие с ее мужем. Сначала они сводились к небольшой забывчивости, ошибкам в подсчетах домашнего бюджета, трудностям завязывать галстук и писать от руки. Она стала обращать внимание на то, что Уильям все чаще ходил в мастерскую напряженным, озабоченным, угрюмым, а приходя домой, замыкался в собственных мыслях и вяло реагировал на попытки с ним заговорить. На вопросы о том, как движется работа, он отвечал, что испытывает временный творческий застой.
В общем-то для творческой личности Уильяма немного апатичное и отрешенное состояние было нормой, поэтому миссис Утермолен долгое время не била тревогу, пока не произошел крайне странный казус, все-таки заставивший супругов обратиться к врачам.
Каждый раз, посещая этот город, он не мог отказать себе в удовольствии пройтись по Лувру, который он знал как свои пять пальцев. Однако, в тот день он так и не смог отыскать заветное здание, которое он раньше мог найти в закрытыми глазами.
Думаем, не стоит говорить, каким шоком стала эта новость для 61-летнего художника, который не мыслил себя вне своего творчества.
W.Utermohlen Self Portrait, 1967
После этого в 1996 году его госпитализировали для обследования и лечения в Национальную клинику неврологии и нейрохирургии в Лондоне. Он настолько расстроен, что теряет всякий интерес к жизни и творчеству. Однако, медсестра, которую к нему приставили в качестве сиделки, убедила его снова взяться за кисти, так как его опыт в написании себя во время болезни может стать (и в итоге стал) беспрецедентным.
Уильям вернулся к работе. Он каждый год писал по нескольку своих портретов, и с каждым годом его восприятие искажалось. Он уходил от четкости к абстракции, сам того не желая.
W.Utermohlen Self Portrait with Easel — Yellow and Greem, 1996
W.Utermohlen Self Portrait — Yellow, 1997
W.Utermohlen Self Portrait with saw, 1997
W.Utermohlen Self Portrait with easel, 1998
W.Utermohlen Erased Self Portrait , 1999
W.Utermohlen Self Portrait — Head I, 2000
W.Utermohlen Self Portrait — Head with coffee stain, 2001
Последний набросок с кофейной кляксой художник сделал в 2001 году, после чего больше не притрагивался ни к кистям, ни к карандашу. В том же году его перевезли в дом для престарелых, где он провел остаток своей жизни вплоть до смерти в 2007 году в возрасте 74 лет. Впрочем, Патрисия отмечает, что ее муж умер именно тогда, когда перестал рисовать.
После выхода знаковой статьи в журнале The Lancet в 2001 году личность Утермолена стала культовой: о нем написали многие крупнейшие СМИ мира, он стал поводом для научного интереса многих психологов и специалистов, занимающихся деменцией, им резко заинтересовались галереи, состоялось более двадцати сольных и групповых экспозиций его работ.
Текст : Анна Хоружая
Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте, Яндекс-Дзен и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.
Нет, в этой статье речь пойдет не о самом Алоисе Альцгеймере, о котором мы написали уже достаточно много, а о заболевании, названном в его честь – приговоре, который ежедневно слышат около 20 тысяч людей по всему миру и который в течение всего нескольких лет лишает человека памяти, эмоций, движения и жизни. Этот же приговор услышал в 1995 году и талантливый английский художник Уильям Утермолен. Превозмогая себя, он создал уникальный портрет болезни, показывающий то страшное, что происходило с его личностью в течение пяти лет – до того момента, пока портретист окончательно не потерял себя.
Уильям Утермолен с женой. 2007
По жестокой иронии судьбы Уильям Утермолен стал известным именно тогда, когда из-за болезни уже окончательно потерял разум. В 2001 году в журнале The Lancet его лечащий врач Мартин Россор (Martin Rossor) вместе с ухаживающей за художником медсестрой Рон Айзекс (Ron Isaacs) и коллегой Себастианом Крутчем (Sebastian J Crutch) опубликовал статью, в которой описал анамнез его жизни, заболевания, а также с помощью серии его автопортретов, написанных с 1996 по 2000 годы, попытался проанализировать то, как менялось восприятие творцом себя, пространства, цвета, форм, размеров и других характеристик окружающего мира.
Эти работы стали наиболее знаковыми с точки зрения медицины, психологии и искусства, а также послужили той основой, на которой впоследствии разработали многие программы реабилитации пациентов с деменцией и принципы арт-терапии.
Судьбу Уильяма Утермолена до рокового заболевания нельзя было назвать какой-то примечательной. Он родился в США в 1933 году, учился в Пенсильванской академии искусств, после чего в 1957 году получил возможность уехать в одно из самых элитных учебных мест для деятелей прекрасного в Великобритании – оксфордскую Школу искусств Раскина (Ruskin School of Art). Там он провел год и вскоре осел в Лондоне, так и не захотев вернуться на родину.
Одна из работ вьетнамского цикла, 1972-1973
В 1962 году художник обрел свою постоянную музу – культуроведа и историка искусства Патрисию Редмонд. Как она вспоминала впоследствии, Уильям заинтересовал ее именно своим бесстрашным движением против общего течения в мире искусства, так как многие художники в то время отказывались от своих предпочтений в рисунке в пользу моды и востребованности публикой.
Тревожные сигналы
Именно Патрисия в конце 80-х — начале 90-х годов начала замечать странности, происходящие с ее мужем. Сначала они сводились к небольшой забывчивости, ошибкам в подсчетах домашнего бюджета, трудностям завязывать галстук и писать от руки. Она стала обращать внимание на то, что Уильям все чаще ходил в мастерскую напряженным, озабоченным, угрюмым, а приходя домой, замыкался в собственных мыслях и вяло реагировал на попытки с ним заговорить. На вопросы о том, как движется работа, он отвечал, что испытывает временный творческий застой.
В общем-то для творческой личности Уильяма немного апатичное и отрешенное состояние было нормой, поэтому миссис Утермолен долгое время не била тревогу, пока не произошел крайне странный казус, все-таки заставивший супругов обратиться к врачам.
Каждый раз, посещая этот город, он не мог отказать себе в удовольствии пройтись по Лувру, который он знал как свои пять пальцев. Однако, в тот день он так и не смог отыскать заветное здание, которое он раньше мог найти в закрытыми глазами.
Думаем, не стоит говорить, каким шоком стала эта новость для 61-летнего художника, который не мыслил себя вне своего творчества.
W.Utermohlen Self Portrait, 1967
После этого в 1996 году его госпитализировали для обследования и лечения в Национальную клинику неврологии и нейрохирургии в Лондоне. Он настолько расстроен, что теряет всякий интерес к жизни и творчеству. Однако, медсестра, которую к нему приставили в качестве сиделки, убедила его снова взяться за кисти, так как его опыт в написании себя во время болезни может стать (и в итоге стал) беспрецедентным.
Уильям вернулся к работе. Он каждый год писал по нескольку своих портретов, и с каждым годом его восприятие искажалось. Он уходил от четкости к абстракции, сам того не желая.
W.Utermohlen Self Portrait with Easel — Yellow and Greem, 1996
W.Utermohlen Self Portrait — Yellow, 1997
W.Utermohlen Self Portrait with saw, 1997
W.Utermohlen Self Portrait with easel, 1998
W.Utermohlen Erased Self Portrait , 1999
W.Utermohlen Self Portrait — Head I, 2000
W.Utermohlen Self Portrait — Head with coffee stain, 2001
Последний набросок с кофейной кляксой художник сделал в 2001 году, после чего больше не притрагивался ни к кистям, ни к карандашу. В том же году его перевезли в дом для престарелых, где он провел остаток своей жизни вплоть до смерти в 2007 году в возрасте 74 лет. Впрочем, Патрисия отмечает, что ее муж умер именно тогда, когда перестал рисовать.
После выхода знаковой статьи в журнале The Lancet в 2001 году личность Утермолена стала культовой: о нем написали многие крупнейшие СМИ мира, он стал поводом для научного интереса многих психологов и специалистов, занимающихся деменцией, им резко заинтересовались галереи, состоялось более двадцати сольных и групповых экспозиций его работ.
Текст : Анна Хоружая
Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте, Яндекс-Дзен и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.
Болезнь Альцгеймера или Паркинсона можно найти у человека, не используя анализы или дорогостоящие томографы — для этого достаточным дать ему в руки кисть и попытаться научить его рисовать.
Долгое время искусство считалось одним из самых эффективных методов для улучшения жизни людей, страдающих от расстройств сознания. Британские математики, изучив почерк нескольких известных художников, то, как они взаимодействовали с краской и кистью, выяснили, что скрывает в себе следы проблем с работой мозга.
Алекс Форсайт из университета Ливерпуля и его коллега Тамсин Уильямс из фонда Национальной здравоохранительной системы Британии в Йорке изучили манеру рисования семи известных художников, часть из которых страдала от болезни Альцгеймера в пожилые годы жизни. В их число попали Сальвадор Дали и Норваль Мориссо, "Пикассо Севера", страдавшие от болезни Паркинсона, Виллем де Кунинг и абстракционист Джеймс Брукс, жертвы старческой деменции, а также троица художников без проблем с работой мозга — Пабло Пикассо, Клод Моне и Марк Шагал.
Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Neuropsychology, для анализа их картин ученые использовали методику из мира математики, так называемый фрактальный анализ, направленный на поиск самоповторяющихся элементов в их картинах. Ученые проанализировали свыше двух тысяч работ этих шести художников, что позволило им выделить небольшие и крупные "фракталы" в их манере писания картин, и в том, как они использовали краски.
Выяснилось, что художники с одинаковыми нейроденеративными заболеваниями используют очень похожие друг на друга самоповторяющиеся приемы и узоры из красок, которые заметно отличаются от того, как писали их здоровые коллеги. По мнению исследователей, эти наборы фракталов помогут медикам определять наличие болезней, связанных с работой мозга, используя кисточку и лист бумаги, а не длительные медицинские анализы.
Ранее Pravda.Ru сообщала, что американским ученым удалось вернуть память мышам на ранних стадиях болезни Альцгеймера с помощью стимуляции центра памяти в мозге. Как рассказывается в статье, опубликованной в научном журнале Nature, экспериментальная методика дала возможность возродить воспоминания о событиях и вещах, которые стали недоступны для них в результате накопления белкового "мусора" в их нейронах.
"Главный результат нашего эксперимента заключается в том, что мы доказали, что подобное возможно. А именно, мы показали, что предположительно потерянная память на самом деле все еще присутствует в нашем мозге. Главное понимать, как ее можно извлечь и заставить человека или животное вспомнить забытое", — заявил Сусуму Тонегава (Susumu Tonegawa) из Массачусетского технологического института (США).
Тонегава и его коллеги из МИТ впервые показали, что болезнь Альцгеймера приводит изначально не к потери памяти, а к утрате возможности "извлекать" ее из нервных клеток на ранних стадиях развития этой нейродегенеративной болезни, наблюдая за работой клеток мозга мышей, предрасположенных к данной форме деменции.
Считается, что болезнь Альцгеймера вызывается накоплением внутри нейронов патогенного вещества, белка бета-амилоида. Он образуется из "обрезков" белка APP, который участвует в процессах починки поврежденных нейронов и формировании связей между ними. Нарушения в переработке молекул этого белка приводят к появлению бляшек бета-амилоида и уничтожению нервных клеток. Недавно ученые выяснили, что болезнь Альцгеймера может быть заразной.
Группа Тонегавы изучала то, какие процессы, происходящие в гиппокампе, центре памяти в мозге грызунов и человека, отвечают за потерю воспоминаний и развитие неспособности запоминать новую информацию при развитии болезни Альцгеймера.
В мае прошлого года Тонегава и его коллеги научились находить клетки, которые хранят в себе определенные воспоминания, временно "удалять" записанную в них память, вызывая амнезию, а затем восстанавливать ее, стимулируя нейроны при помощи импульсов света. Этот эксперимент натолкнул их на идею о том, что нечто подобное можно проделать и при потере памяти в результате развития болезни Альцгеймера.
Для проверки этой идеи ученые периодически помещали нескольких мышей, предрасположенных к болезни Альцгеймера в два типа клеток, пол одной из которых бил их током, а второй — ничего не делал. Здоровые мыши быстро запоминают, какая клетка приносит им боль, и всегда со страхом реагируют на "переезд" в такое помещение, замирая и прекращая двигаться после попадания в них. Этого не происходит среди грызунов с болезнью Альцгеймера, так как они просто забывают эту информацию через сутки после попадания в "пыточную" клетку.
Тонегава и его коллеги локализовали клетки, содержавшие в себе информацию об этих источниках страха, и попытались "включить" их при помощи импульсов света, встроив в ДНК данных нейронов небольшой фрагмент, заставлявший клетки реагировать на вспышки лазера и испускать пакеты импульсов.
Как показал этот опыт, активация нейронов приводила к полному восстановлению памяти — грызуны начинали реагировать на попадание в "подозрительную" клетку и замирать на месте, даже если ударов током после этого не следовало. Таким образом, авторам статьи удалось показать, что развитие болезни Альцгеймера приводит не к потери памяти, по крайней мере, на ее первых стадиях, а к невозможности ее повторного извлечения из клеток мозга.
Почему так происходит? Пока у ученых нет определенного ответа на этот вопрос, однако они предполагают, что проблемы с "чтением" воспоминаний возникают из-за того, что нервные клетки мозга, пораженного болезнью Альцгеймера, теряют способность самостоятельно формировать шипики — небольшие отростки, соединяющие нейроны друг с другом. Стимуляция их при помощи света приводит к формированию этих связующих звеньев, и восстановлению памяти.
"Возможно, что в будущем мы сможем создать какую-то технологию, которая позволит нам избирательно включать и выключать нервные клетки в глубинных слоях мозга, таких как гиппокамп или в височной коре. Мы выяснили, какими клетками надо управлять, и осталось научиться это делать", — заключает Тонегава.
Исследования Альцгеймера занимают специалистов во всем мире. Так, ирландские ученые существенно продвинулись в понимании причин возникновения этой болезни.
Джеймс Кини и его коллеги из расположенного в Дублине Тринити-колледжа полагают, что блокировка протоков в сосудах мозга может быть одной из причин возникновения заболевания. Принудительная активация этих протоков, выводящих ненужные белки, может помочь больным.
Читайте также: