Что говорят священники провидцы про коронавирус
Беседа с духовником Киевской академии и семинарии архимандритом Маркеллом (Павуком)
– Батюшка, весь мир охвачен паникой в связи с эпидемией коронавируса. Но различные эпидемии нередко случались и раньше. Как Церковь реагировала на них, к примеру, в XVIII–XIX веках?
– История – учитель жизни. В 1770-м году в Киеве возникла страшная эпидемия моровой язвы. Были введены жесткие меры карантина, везде стояли военные патрули, которые в город и из города никого не впускали и не выпускали. Несмотря на принятые меры, из 20 000 жителей Подола (в то время город был сосредоточен именно здесь, где шла бойкая торговля) за два осенних месяца умерло 6 тысяч человек. Тела умерших лежали на улицах, потому что их не успевали погребать. Конечно, была паника. Поразительно, что в это время в городе сохранял спокойствие и хладнокровие, пожалуй, лишь один человек – это священник Успенской подольской церкви Иоанн Леванда.
Священник Иоанн Леванда
Он продолжал служить в храме, не оставлял проповеди, не боялся отпевать умерших. В своих проповедях он называл вещи своими именами. Он смело говорил, что моровая язва – это наказание Божие за грехи:
Он смело говорил, что моровая язва – это наказание Божие за грехи
Хотя это были горькие слова обличения, жители города не восстали на священника, а наоборот, полюбили его, ибо он говорил о них правду. И призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни. После прекращения эпидемии почти каждый киевлянин старался иметь в своем доме портрет бесстрашного пастыря, которого императрица Екатерина II наградила палицей и митрой.
Призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни
Такие награды в то время могли носить лишь члены Святейшего Синода. А после кончины отец Иоанн удостоился чести быть погребенным в приделе древнего Софийского собора, что заслужили даже не все киевские Митрополиты. В память отца Иоанна одна из улиц Киева названа Левандовской.
Киев, гравюра XYIII век
В XIX веке также были массовые или эпизодические вспышки эпидемий. Если посмотреть списки учащихся Киевской духовной академии той поры, то можно заметить, что каждый год здесь недосчитывались 2–3 студентов, а иногда и преподавателей, умиравших от чумы. Среди них известный профессор Я. К. Амфитеатров – родственник киевского святителя Филарета (Амфитеатрова). Первыми лечебными средствами в то время, когда медицина была еще в зачаточном состоянии, также были молитва и покаяние.
Несколько смущает чумной бунт, который возник в 1771-м году в Москве, когда восставшими был убит архиепископ Амвросий. Скорее всего, это было следствием жестких ограничительных мер, без должной молитвы и отеческого наставления пастырей Церкви.
В 1866-м году другой святитель, Филарет Черниговский, ценой своей жизни вымолил прекращение эпидемии холеры. Чтобы ободрить павших духом прихожан, он предпринял объезд Черниговской епархии. В пути сам заболел холерой и скончался в Конотопе. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), от Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст люди, сменяя один другого, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.
– Что о таких явлениях говорит Священное Писание?
– Еще на заре человеческой цивилизации Бог через пророка Моисея предупреждал всех:
Священное Писание определенно говорит, что когда чаша весов в мире склоняется в пользу зла, неизбежно происходят потрясения в виде войн, эпидемий, болезней, наводнений, землетрясений и др.
Когда мы читаем в Священном Писании эти пророчества, то склонны думать, что это не о нас, что это когда-то было или когда-то ещё будет. Но на самом деле, если воспринимать мир не с материалистической и секулярной позиции, а с церковной, то все люди очень тесно связаны между собой, а потому являются непосредственными творцами истории.
– Сегодня благодаря средствам коммуникации, Интернету у человека складывается мнение, что он владеет полной информацией о происходящем во всем мире. В данном случае – о коронавирусе. Что бы вы посоветовали верующим людям в условиях объявленной в стране эпидемии, как реагировать на рекомендации медицины?
– Библия не запрещает христианам прибегать к помощи медицины (ср. 4 Цар. 20, 7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии:
Архимандрит Маркелл (Павук)
Однако самое главное, что у каждого человека должно в это время появиться, – это покаянный настрой. Нужно постараться простить все обиды, искать мир со всеми, кроме тех, которые соблазняют на грех. В последние годы нас особенно огорчает постоянная пропаганда войны между самыми близкими народами, а также безнаказанное насилие и воровство в особо крупных размерах, бессилие государственной власти. Идет полная дискредитация и развал семьи, когда из 100 браков от 70 до 90 заканчиваются разводом.
Главное, что у каждого человека должно в это время появиться, – это покаянный настрой
Это не может не вызвать нравственный шок. А это влечет за собой то, что ныне многие молодые люди боятся регистрировать свои отношения, и получается, что, по сути, постоянно живут в блуде, в нем рождают детей и таким же распутным способом их воспитывают. На почве развала семьи быстро набирает обороты пропаганда содомских грехов. Как из-за этого беззакония не отвратит Свое Лицо от нас Господь, как не быть пандемиям?! Но еще более ужасает то, что мало кто это осознает. Большинство говорит о профилактике болезни, запасается продуктами, а об исправлении своей жизни никто даже не заикается. Кто из пастырей или политиков активно к этому призывает, того сразу объявляют безумцем, маргиналом, ретроградом, обвиняют во всевозможных грехах.
– Батюшка, сейчас идет Великий пост. Нужно ли к молитвенному правилу прилагать какие-то особые молитвы? И какие употреблять духовные рекомендации?
– Пост – самое благоприятное время для покаяния. Лишь бы оно было не формальным, а с твердым желанием исправить свою жизнь. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил к молитвенному правилу присоединять чтение одной кафизмы из Псалтири. Сейчас, когда многие люди вынужденно сидят дома на карантине, есть прекрасная возможность увеличить свое молитвенное правило. Святая вода, освященное масло – это также прекрасные духовные лекарства, об использовании которых мы иногда забываем.
Главное – сделать хотя бы маленький первый шаг к Нему навстречу
– Отче, а если человека настигла паника в связи с эпидемией? Как быть?
– Паника – не только в случае опасности заразиться болезнью, но и в любых других случаях – является прямым следствием маловерия и неверия, чрезмерной занятости, суетности, отсутствия покаяния и молитвы. О причинах паники лучше всех пишет преподобный Макарий Египетский:
Если паника настигла нас, то, даже если сильно не хочется, надо заставить себя молиться, просить о помощи, и мы сразу почувствуем облегчение, наступит в душе мир и спокойствие. Если паника коснется наших ближних, то надо усугубить свои молитвы о них. Особенно действенно чтение книги Псалтирь с упоминанием имен паникующих.
– И, если можно, несколько слов о духовных приоритетах, о душевном и духовном настрое в эти святые дни Великого поста.
– Неслучайно искушение с коронавирусом настигло христианские страны во время Великого поста, когда, как мы знаем, всегда усиливаются разного рода искушения. Это напоминание, что у Господа все под контролем, ничего просто так не бывает. Господь через допуск пандемии хочет, чтобы не только мы, православные христиане, но и весь мир очистился от грехов и всех беззаконий и обновился. Поэтому нашим главным духовным приоритетом должно быть не отчаяние и страх, а благодарение, соединенное с покаянием. Даже если дойдет до того, что на какое-то время закроются храмы, каждый из нас может стать храмом Духа Святого, как призывает апостол. Однако это случится, если только мы на самом подходе не допустим в сердце дурные, горделивые, тщеславные, блудные, сребролюбивые мысли, а будем стараться всех любить и всем помогать до последнего своего вздоха.
Очередной мор на планете.
Афон. Монастырь Дионисиат.
Коронавирус обходит детей стороной, но косит пенсионеров: 5 новых фактов о заразе
Неожиданным для исследователей в России, получившим из Китая геном коронавируса, стало то, что он обходит детей стороной. По подросткам известны единичные случаи. Жертвами заразы, как показала статистика, становятся, в основном, пожилые люди.
Об этом говорится во временных методических рекомендациях российского Минздрава для врачей.
Первый факт о новом вирусе. Средний возраст заболевших — 41 год. Но преимущественно зараза косит пенсионеров. Подавляющее большинство заболевших — пожилые люди.
Второй факт о коронавирусе. Он цепляется, главным образом, к тем, кто имеет тяжелые сопутствующие заболевания, ослабляющие иммунную систему. Как правило, это диабет, артериальная гипертензия, заболевания сердца и сосудов.
Третий факт о коронавирусе. Вызванная им пневмония сопровождается резким падением уровня кислорода в крови и развитием заражения крови. Люди умирают от удушья и септической лихорадки.
Четвертый факт о коронавирусе. Основные симптомы болезни совпадают с ОРВИ и гриппом. Из присущих только коронавирусу — кашель с кровью.
Пятый факт о коронавирусе. Геном вируса оказался неизвестным ранее науке. Врачи полагают, что зараза появилась при соединении вируса летучих мышей с неизвестным доселе вирусом. Исследования показали, что человек, переболевший инфекцией не приобретает иммунитета и может заразиться во второй и третий раз.
Пока не удалось установить, кто стал первоначальным источником заражения. Предполагается, что очагом заразы стал один из рынков морепродуктов в Ухане, где продавались домашняя птица, змеи, летучие мыши.
Коронавирус передается при чихании, кашле. Он переносится по воздуху с пылью. Подхватить его можно, если коснуться рукой, трогавшей загрязненную поверхность, до слизистых — рта или глаз.
Источниками заражения, по данным Минздрава, является еда, воздух, предметы обихода.
-----------
У католиков как всегда все проще!
Ватикан отпустил заразившимся коронавирусом все грехи
Но для настоящих православных другие угрозы гораздо страшнее:
О печати антихриста.
Святой преподобный Нил Мироточивый Афонский
«От нечистой блудной девы родится антихрист. Мир будет воображать, что сей антихрист кроток и смирен сердцем, а на самом деле он будет по сердцу лисицей, по душе - волком. Смущение людей будет его пищей. Когда превращаться будут люди, тогда живопитаться будет антихрист. Смятение же людей будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание, мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом. Это зло будет пищей антихриста. Как Христово брашно было исполнение Воли Отца Его, так брашно антихриста будет исполнение воли отца его диавола. Этим будет живопитаться антихрист.
И сделается антихрист главой над городами, над селами и над округами сел, после того как не окажется никакой главы в селах, городах и округах сельских. Тогда он захватит власть над миром, станет распорядителем мира, начнет властвовать также и над чувством человека. Люди будут верить тому, что он будет говорить, потому что он будет действовать как единодержец и самодержец на погубление спасения. То есть люди, и без того сделавшиеся сосудами диавольскими, возымеют крайнее доверие к антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, так как он будет орудием диавола в последней попытке его истребить Христианство с лица земли.
Находясь в погибели, люди будут думать, что он есть Христос Спаситель и что он содеет их спасение.
Итак, когда антихрист будет налагать печать свою на людей, сердца их будут делаться как бы мертвыми.
И тогда антихрист начнет печатать людей своей печатью, якобы для того, чтобы знамением сим спасать их от бедствия, ибо только имеющим печать, согласно Апокалипсису (Апок. 13, 17), будет продаваться хлеб.
Многие будут умирать на дорогах. Люди сделаются, как хищные птицы, набрасывающиеся на падаль, будут пожирать тела мертвых. Но какие люди будут пожирать тела мертвых? Те, которые запечатлены печатью антихриста. Христиане, хотя им не будет ни выдаваться, ни продаваться хлеб за неимением ими на себе печати, не станут есть трупы. Запечатленные же, несмотря на доступность им хлеба, станут пожирать мертвецов. Ибо, когда запечатлеется человек печатью, сделается сердце его еще более бесчувственным. Будучи не в силах выносить голод, люди будут хватать трупы и где попало, сев в стороне от дороги, пожирать их. Наконец умертвится и сам, запечатленный антитипом. О, несчастен тот, который запечатлеется этой проклятой печатью! Эта проклятая печать наведет великое бедствие на мир.
Когда же проклятая слава увидит Еноха и Илию, проповедующих и говорящих людям, чтобы не принимали печати антихриста, то повелит схватить их. Они же будут убеждать людей не принимать печати антихриста, будут говорить, что, кто явит терпение и не запечатлеется печатью антихриста, тот спасется и Бог непременно примет его в рай, ради одного того, что он не принял печати. И да знаменуется каждый Честным Крестом, творя знамение Креста на всякий час, ибо Печать Крестная освобождает человека от муки адской, печать же антихриста приводит человека в муку адскую. Если алчете и требуете еды, малое время потерпите и Бог, увидав терпение ваше, пошлет вам помощь свыше. Вы живонасытитесь помощью Бога Вышнего. Если же не окажете терпения, будете печататься печатью сего нечистого царя, то потом раскаетесь в этом.
По убиении же Еноха и Илии выпустит антихрист всезлейших чад своих. Эти чада, или духи зла, суть: прелюбодеяние, блуд, мужеложство, убийство, хищение, воровство, неправда, ложь, мучительство, продажа и покупка людей, покупка мальчиков и девочек для блужения с ними подобно псам на улицах. И повелит антихрист духам злым, послушным ему, довести людей до того, чтобы люди в десять раз делали бы больше зла, чем раньше. Исполнят всезлейшие чада его сие повеление погибельное и устремятся на уничтожение человеческой природы многообразием беззаконий. От усиленного напряжения и крайней энергией его всезлейших чад погибнет чувственно и мысленно природа человеческая в людях. Деяниями же лукавства своего эти люди превзойдут демонов и будут — один дух с демонами.
Со смертью антихриста настанет конец убийству в людях. Каин положил начало убийству, антитип же (антихрист) соделает конец, то есть на нем оно окончится.
Когда же свершится и закончится дело убийства, тотчас же разовьются скрепления небесные и земные.
— Как религия во всем мире реагирует на нынешнюю пандемию?
— Во всем мире религия реагирует по-разному. В каждой религиозной традиции есть вера и есть суеверия. И этот кризис, связанный с пандемией, проявил и то, и другое. Из разных религий мы слышим советы, которые по-другому, как суеверия, расценить невозможно. Например, в буддизме, некоторые буддистские монахи в Мьянме советуют для того, чтобы исцелиться от коронавируса, есть лаймы и косточки от пальмового дерева. Где-то, например, в Индии, местные суеверы советуют чуть ли не пить мочу от коровы, которая является священным животным в Индии. А шииты лижут ограды своих святынь.
В каждой религии есть какие-то свои суеверия, но в каждой религии также раздаются здоровые голоса, голоса настоящей, не суеверной веры, которые говорят, что нужно всем быть очень осторожными и избегать этих всех суеверий, которые могут привести к дальнейшему распространению вируса.
— Давайте поговорим о православии. Как должны бы, по вашему мнению, реагировать на нынешние вызовы ответственные служители?
— Собственно говоря, эта реакция уже произошла, и мы слышали голоса практически от всех церквей. Каждая из церквей в православии, как вы знаете, — это церкви не централизованные, как в католичестве, например. В католической церкви папа римский сделал заявление, призвал к соблюдению какого-то порядка — и все следуют этому призыву. В православной церкви автокефальные церкви сами по себе, они сами принимают для себя решения.
В общем-то, есть некий общий знаменатель у всех этих решений, который достаточно разумен и который призывает всех верующих избегать прямых контактов, соблюдать социальную дистанцию. Некоторые поместные церкви даже закрыли свои храмы, как, например, Вселенский патриархат принял решение закрыть свои храмы.
— То есть допустима, условно, служба онлайн?
— Да, она практикуется сейчас. В общем-то, рекомендовано к такому режиму перевести. Многие переходят сейчас в такой режим, что служба совершается в храме, но совершается только священнослужителями, то есть с минимальным присутствием людей, с максимальной социальной дистанцией, и эти службы транслируются онлайн.
Возможна также и другая форма, когда службы могут переходить на дом. То есть из публичных помещений, каковыми являются храмы, в приватные помещения, в домашние условия.
— Пасха близится, важное для верующих причастие. И помимо этого еще всевозможные исповеди, крестины — что с этим всем делать?
— Это очень сложно. Потому что православие особенно — это религия многочисленных физических контактов. Мы любим, почитаем иконы, мы целуем иконы, мы целуем кресты. И у нас очень много, в общем-то, и в других религиях это есть, но в православии много возможностей для соприкосновения с вирусом. И все это каталогизировать и издать предписания, чего делать, а чего не делать, очень сложно, потому что много всего.
Поэтому здесь приходится надеяться на здравый смысл, на разум людей и говорить об общих принципах: избегайте максимально этих контактов с поверхностями, которые могут переносить вирусы.
— Как вы оцениваете действия тех священников, которые несмотря на все это призывают приходить в церкви, целовать иконы, говорят, что бог вас от всего спасет, бога нужно бояться больше, чем вируса?
— Я отношусь к таким заявления не просто как к безответственным, а как к преступным заявлениям. Потому что эти священники мало того, что подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих близких, подвергают [опасности] жизнь очень многих людей. Некоторые даже сейчас говорят о мученичестве, мол, идите в церковь, поцелуйте икону и примите мученический венец. Но это не мученичество, это можно назвать терроризмом, если хотите. Мученики от террористов отличаются тем, что мученики подвергают опасности свою жизнь, а террористы — жизнь других людей. В данном случае мы имеем дело с людьми, призывающими к таким действиям, которые подвергают опасности жизни других людей.
— Главы церквей как должны на это реагировать? И почему мы не видим такой яркой реакции?
— Главы церквей высказываются по этому поводу, они издают предписания, как себя вести. Но пресечений в отношении священнослужителей, которые нарушают решения самих церквей, мы пока что не видим. Посмотрим, может быть, они последуют.
— В комментариях на фейсбуке задают вам вопрос: причащаться на Пасху или нет?
— Если соблюдать меры предосторожности, которые описаны в том числе в церковных распоряжениях, то можно — с максимальной осторожностью.
- Главная
- МыслиКолонка редактора
- Коронавирус и причастие: по вере вашей будет вам?
Коронавирус и причастие: по вере вашей будет вам?
В русскоязычном православном сегменте интернета в последние дни все более разгорается полемика по поводу посещения храмов во время эпидемии коронавируса в мире и главное — причащения, особенно с учетом того, что распространяется тенденция закрытия храмов и прекращения богослужений на время карантина.
В Италии действительно ввели карантины в храмах, один из клириков Московского патриархата сообщал на своей странице в фейсбуке, что служил вместе с маленькой компанией прихожан тайно литургию в день Торжества Православия, опасаясь рейда итальянской полиции.
В то же время высокое начальство, в лице митрополита Антония (Севрюка), сообщило, что духовенству предписано выполнять указания властей неукоснительно, чтобы помочь сдерживанию эпидемии.
По поводу же причащения митрополит Ионафан предложил такое решение:
«В случае же опасного, широкого распространения коронавируса в нашем регионе, о чем должны сообщить официальные власти и медицинские работники, по снисхождению к желаниям неких, благословляю причащать таковых так, как в древности причащались в храмах все христиане, — по образу преподания Святых Даров на литургии святого апостола Иакова — раздельно.
Никто, правда, не объясняет, куда потом девать эти одноразовые лжицы — носить каждый раз свою с собой или оставлять в храме? Сжигать? А если лжицы пластиковые?
Но главный предмет спора остается: можно или нельзя заразиться через причастие.
Василик выразил сомнение в существовании самого коронавируса и призвал всех как можно чаще причащаться:
«Не очень я понимаю невероятного объема и напряжения баталии про заражение через причащение. У нас что, коронавирус уже свирепствует?
Если вставлять свои пять копеек: сейчас церковный чин устроен так, что раздельное причащение каждого человека невозможно. Опыт (мой) свидетельствует о том, что через Чашу священники и диакона (во всяком случае) ничем не заражаются (во время эпидемий гриппа и проч.). История с отдельными лжицами на большом приходе мне представляется технически невозможной (на маленьких приходах, в больничных храмах это осуществимо).
И другие священнослужители пишут подобное: через причащение заразиться нельзя, но правила гигиены и осторожность в храмах соблюдать все же следует.
Но, понятно, что так никто и никогда делать не будет, а иного способа проверить — есть ли вирус в самих Дарах, нету.
Аргумент, что клирики должны были бы массово болеть и умирать во время эпидемий, если бы вирус передавался через лжицу, не слишком корректен — разве врачи туберкулезных больниц или врачи, работающие с больными во время эпидемий, заражаются и умирают массово? Нет, но определенный процент все равно и заражается, и умирает. Мы все постоянно живем в мире вирусов, опасностей, трогаем общие двери, ручки, поручни, постоянно обмениваем из рук в руки деньги… И вроде мы не умираем массово и эпидемии каждый день не множатся, но все же регулярно болеем, в зависимости от силы нашего иммунитета и других причин.
И вот тут и есть главный, нерешенный богословский вопрос — благодать и вирус, как они взаимодействуют, на каких условиях один сдает позиции другому. Если категорически невозможно заразиться через сами Святые Дары, то можно ли заразиться через целование Чаши, через лжицу, через вытирание общим платом губ? И дальше — через целование икон, руки священника или просто через пребывание в храме? Где та грань, за которой благодать сдает свои позиции вирусу? И вообще — есть ли между ними связь, или физика отдельно, духовное отдельно?
С одной стороны — причащаться предлагают во здравие души и тела, с другой — постоянно причащающиеся клирики не слишком пышут здоровьем: может, не так часто болеют ОРВИ, но страдают множеством других физических недугов: сердце, ожирение, болезни ног и проч. Не слишком-то им причащение дает здравия. Или благодать причастия распространяется только на защиту от вируса, а против ожирения или инсульта бессильна?
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Протоиерей Павел Великанов
Должно пройти достаточно времени, чтобы входящий в Церковь понял: здесь своя, отличная от мирской, система координат. Именно здесь по сей день живет то, что в иных местах давным-давно переродилось или кануло в лету. И целование — как жест выражения подчинения вместе с декларацией любви — один из таких выразительных штрихов именно церковного пространства.
Разрыв, который долго зрел между сутью и формой религиозности, благодаря пандемии коронавируса подходит к своему пределу — дальше так продолжаться уже не может.
И вот, несутся по мессенджерам распоряжения церковного руководства: обеспечить в храмах тщательное соблюдение требований по гигиенической безопасности в условиях распространения вируса. И, вооруженный предписанием, заходит настоятель в свой родной храм — и тяжело вздыхает. Ну ладно, если полы регулярно мыть с дезинфицирующим средством, ручки протирать, УФ-лампу включать — с этим еще можно справиться.
Но не будешь ведь приставлять к каждой иконе в храме сотрудника — чтобы он за каждым поцеловавшим ее протирал кивот спиртом? Значит, придется как-то существенно ограничить количество таких икон, возможно, даже вообще убрать все аналои. Есть иконостас — вот перед ним и можно, да и нужно, возносить свои молитвы. Но пойдет ли наш прихожанин в храм, когда поймет, что его не допустят прикасаться к его любимым святыням?…
Это я, впервые оказавшись в супермаркете Вашингтона, никак не мог понять: чего это они как-то поодаль все стоят, и к кассе не подходят. Ну я-то уж не буду мешкать, наша ведь очередь — это когда в затылок дышать, и так ненавязчиво, по сантиметру, подталкивать впереди стоящего! И как же обеспечить желательное пространство в целый квадратный метр вокруг каждого прихожанина? Да это же просто нереально! Не цепями же все разгораживать!…
Священник в храме — личность высочайшей степени привлекательности. Каждый стремится взять благословение и поцеловать десницу. А если руку священнику не целовать — это же вообще полная дехристианизация и расцерковление! Правда, можно вместо лобызания просто поклониться, а священнику — опустить благословляющую руку на голову, что все чаще, надеюсь, и будет встречаться на приходах.
А что, если отнестись к требованиям по ограничению физического контакта как к реальному, а не ритуальному, посту — инструменту духовного делания? Разве пост — это не время для самоограничения, укрепления воли, собранности и трезвенности? Тем более, когда вполне понятно, ради чего предпринимаются все эти сложности: но об этом следует сказать поподробнее.
Самый главный тест, который сегодня предлагает нам ситуация с коронавирусом, очень простой: на самом ли деле евангельский ближний — реальность в моей жизни или не более, чем красивая и вполне абстрактная идея? Ведь все коварство нового вируса в том, что на протяжение двух недель заболевание протекает бессимптомно, и до проведения клинического исследования никто не может быть уверен, что он не является переносчиком этой заразы.
Что это значит? То, что моя небрежность по отношению к мерам предосторожности может стать для прихожанина — в первую очередь пожилого — роковой, смертоносной. Дело не в том, не заражусь ли я сам в храме, потому что это вопрос моей веры и моих отношений с Богом. Вопрос, как я смогу дальше жить с совестью, если вдруг выяснится, что именно я стал источником инфицирования других? А если — не дай Бог — с летальным исходом?
Не ради себя, а ради ближнего своего
Нет, не надо никакой паники. И жизнь, и смерть в руках Божиих. Это факт. Но ведь и на каждого из нас Он внимательно смотрит — сможем ли мы научиться ограничивать себя в том, к чему привыкли? Или же это — запредельный подвиг? Если нам сложно поместить себя в определенные рамки приходских инструкций, то, может, лучше честно идти шашлык постом есть — ибо такова наша реальная, а не самопридуманная, религиозность?…
Останется ли что-то от православия в храме — когда уберут аналойные иконы, перестанут целовать руки священникам, не будут помазываться освященным елеем, а Причастие будут давать каждому из рук в руки — как это и делали в ранней Церкви? Или для нас прежде всего бесконечно дорог наш, человеческий, крепко сидящий в сознании, обряд — даже с риском потерять живых людей?
И не за храмовые святыни Христос умирал. Даже не за сам храм как таковой. Он умирал за тех живых людей, которые сейчас стоят в храмах. Поэтому не ради себя, а ради ближнего моего я не буду целовать кивоты святых икон. Руку священника. Причащаться буду с широко открытым ртом, откинув голову назад — чтобы священник мог положить в рот частичку Святых Даров, и я не буду хватать и облизывать лжицу — а спокойно отойду и запью из одноразового стаканчика. И стоять буду в храме там, где есть свободное пространство — тоже ради ближнего моего.
И если появятся самые незначительные признаки простуды — кашель, насморк — даже понимая, что это вовсе не коронавирус, я останусь дома, чтобы не давать повода тем, чья вера не столь крепка, как моя. И делая так, я смогу увидеть иные, новые грани моего служения Христу — и вот тогда, без всякого сомнения, никакой вирус ко мне и близко не подступит — ибо Свет Христов куда действеннее, чем самое интенсивное кварцевание!…
Читайте также: