Коронавирус и причастие отзывы людей
Более безопасная даже чем обычная аптечная.
Мир всем! И вопрос к знатокам. Даже пара вопросов, потому что знатоков много. Впрочем, кто и не знаток, тому заодно те же вопросы
1. Вероятно ли, что вирусом будут инфицированны все, 100% людей? Если число инфицированных по экспоненте, там же быстренько.
2. Один мужик в телеящике говорил это минимум на полгода. А вы думаете на сколько это? За полгода по экспоненте сколько там насчитается.
3. Почему уровень информационного внимания такой беспрецедентный? СМИ прям бурлят.
4. Если паника будет и дальше разрастаться, планируете ли Вы подбадривать окружающих или еще как то? Если да, то каким образом?
5. Какие для Вас хорошие, радующие моменты во всем этом? Как Вы сегодня радуетесь? Сказано же: "всегда радуйтесь" (1 Фес 5:16).
Мир всем и спасибо!
Почему я хочу искренне тоже вместе со всеми запаниковать, а мне не паникуется что-то?
Наоборот, душа танцует и радуется.
Все знают что такое инстинкты? Вспомнился пример из школьного курса биологии. Когда заяц сильно голоден и видит траву, то начинает есть ее. Когда он при этом увидит лису. Заяц мгновенно забывает про свой голод и убегает. Потому что инстинкт самосохранения выше чем инстинкт насыщения пищей. Теперь задача на сообразительность.
Дано: два голодных зайца едят на одном поле вместе, но у одного при виде лисы инстинкт включается, а у другого нет. Что не так?
Почему я хочу искренне тоже вместе со всеми запаниковать, а мне не паникуется что-то?
Наоборот, душа танцует и радуется.
Все знают что такое инстинкты? Вспомнился пример из школьного курса биологии. Когда заяц сильно голоден и видит траву, то начинает есть ее. Когда он при этом увидит лису. Заяц мгновенно забывает про свой голод и убегает. Потому что инстинкт самосохранения выше чем инстинкт насыщения пищей. Теперь задача на сообразительность.
Дано: два голодных зайца едят на одном поле вместе, но у одного при виде лисы инстинкт включается, а у другого нет. Что не так?
Америка - это тоже место божественного владычества. Хотя и с некоторыми оговорками, касающимися гордых и богатых князей мира сего.
В одной дискуссии, когда я присоединился к вопросу обсуждения вмешательства короновируса в богослужебные традиции, я продвигал обоснованное святыми отцами мнение, что вмешательство государства под любим предлогом, даже самым благовидным в церковные обряды является кощунством. На меня, понятное дело, накинулись "ярые борцы за здоровье нации" стали говорит, что я средневековый мракобес, что сейчас если ты борешься за правое дело научными методами - то ты свят. Фактически утверждая постулат, о том, что борьба за правое дело, в данном случае, профилактика распространения короновируса дает тебе право нагло вмешиваться в дела Церкви и изменять на свое "правое усмотрение" обряды, сложившиеся веками практикой веры и идущие от апостолов.
Немного о духовной стороне вопроса.
(Теперь небольшая игра слов: берем еще раз это предложение и вместо слов "профилактика распространения короновируса" подставляем любые другие, например, "строительство коммунизма". Прочтем еще раз предложение, теперь получается: Фактически утверждая постулат, о том, что борьба за правое дело, в данном случае, строительство коммунизма дает тебе право нагло вмешиваться в дела Церкви и изменять на свое "правое усмотрение" обряды, сложившиеся веками практикой веры и идущие от апостолов. Любопытно получается, не правда ли?)
Так можно любой благой предлог подобрать, а ими, как известно, вымощена дорога в известное место.
Так вот революционеры, что по умнее обычного среднестатистического война орды, (+5 к уровню мышления) в той дискуссии стали меня спрашивать, а как же быть: Короновирус то может быть на стекле и передаться другому человеку через контакт с губами, он заболеет. А протирание спиртом убивает все вирусы на этой поверхности. Видимо этот каверзный вопрос с их стороны был задан с целью проверки меня на уровень "средневекового мракобеса" в своих доводах и высказываниях; показав который они должны были убедить своих читателей в том, что я необразованный, неотесанный глупец (какими им представлялись все православные христиане) и научной образованности во мне не может и быть. Далее меня бы просто высмеяли и закидали камнями. Но мой вопрос их настолько поставил в тупик, что не то, что объективного ответа я не дождался, так вообще сломал их систему мышления (error 0x80070002). Вопрос к вам, уважаемые читатели, мне задать его и в этой беседе или не стоит?
Улавливайте подтекст, я не просто так это написал, Америку там выделил, специально внимание на этом акцентировал. Или вам прямо все разжевать до простейшего, чтобы сами не потрудились вникать и понимать истинный посыл написанного. Я вот над вашими постами работаю и вникаю. Этим вы проявляете уважение к собеседнику (ладно, со временем научитесь).
Зачем выделил Америку? Очень просто, именно представители этого государства массово начали брендировать различные вещи, бренд - это понятие из рекламы, реклама из торговли. Но очень тесно связана с психологией восприятия. СМИ - это канал транслирования информации на аудиторию, который именно представители этой страны впервые начали использовать для торговли, продвижения рекламы, брендов. Они также преуспели в искусстве создания этих самых брендов. Понятно стало или еще нет?
Второй заяц не убежал, потому что лиса только казалась лисой.
Так вот, "убийственный вопрос" на логику.
Дано: Круизный лайнер возле Иокогамы две недели простоял на карантине.
За это время "смертоносный вирус" в ограниченном пространстве сколько людей погубил? Двух 80-летних стариков из 600. Еще раз, 2 человека из 600 в ограниченном простанстве 2 недели. Что не так?
Пойдем глубже и дальше в медицину, химию и биологию. В нашем мире есть такие существа, как растения. Растения, в отличие от животных находятся в постоянном тесном контакте с бактериями и вирусами, которыми также заражаются и заболевают. Поэтому некоторые из них в процессе тесного общения с микробиологическим разноорбразием выработали достаточно специфические средства защиты. Это фитонциды - химическое оружие растений против патогенного микромира. Некоторые группы растений настолько преуспели в синтезе этих веществ, что обладают способностью полностью обеззараживать вокруг себя воздух. Особенно этим отличаются представители отдела голосеменных, класса хвойных, семейств сосновых, кипарисовых, араукариевый и пр. Каждое дерево, чтобы защитить себя от вредных для него патогенов (борьба за выживание) синтезирует в своем организме в ходе разных реакций определенные токсины, убивающие разными способами бактерии и вирусы, а порой и более крупных живых существ. Особенно смертельны они для бактерий и вирусов животных и человека, потому что в отличие от растительных, которые худо бедно вырабатывают устойчивость, у этих ее нет совсем. Все равно, что человеку устойчивость к серной кислоте выработать, не одно поколение сменится.
Так вот, у этих самых сосновых и других семейств есть одна вещь - сок, который делает их клетки просто уникальными. Например, древесина лиственницы не разлается, даже если пролежит в воде 500 лет. Виной всему смола. Также, как и смола ливанского кедра, которой в православном храме наполняют воздух из кадил, обладает поистине необъяснимым действием на микроорганизмы. И спирт не нужен
Вот вы вроде доктор, образованный должны быть, умный. Я деревенщина, колхозник, на 3-ки везде учился. Мы с вами прямо как, Распутин и Толстой.
Нет, именно для любви: пока страсти не очищены, еще маловато любви. Именно в этом и причина очищения, чтобы до любви дотянуться.
Вы попутали, я говорил если ради любви. И еще говорил что мотивы доугого - кому судить?
В общем карантин здравого смысла по полной программе.
1. Через Св. Причастие никакая инфекция не передается. Даже если к Чаше подошел инфекцированный христианин, он не передал другому своей инфекции через общее причащение. Думать иначе — богохульство. И проспиртованные платы с одноразовыми салфетками в этом случае будут заразой, а не Св. Причастие. Свт. Николай Сербский, живший в век мировых войн и мировых эпидемий, так говорил:
диакон Илия Маслов, религиовед, теолог, православный публицист, клирик Русской Православной Церкви.
В свете опасности распространения коронавируса в России Священный Синод Русской Православной Церкви принял инструкцию, в которой указал меры, снижающие риск передачи опасной инфекции в храмах Русской Церкви. Одной из таких мер стала практика дезинфекции лжицы при совершении причащения молящихся спиртовыми растворами перед причащением каждого человека.
Основные тезисы, выдвигаемые скептиками сводятся к следующему:
— в Чаше находится Сам Господь наш Иисус Христос, присутствующий в Теле и Крови Своих, а потому через причащение не может передаваться никакая зараза, Чаша Христова стерильна по вере молящихся;
— во времена всех эпидемий люди ходили толпами в храмы, совершали крестные ходы, и никто не заразился и не умер;
— священник потребляет каждый раз Чашу Христову, не спрашивая у причастников, чем они больны, и если бы через Чашу передавались болезни, то уже давно бы вымерли священники.
Часто дискутирующие на тему нововведений обвиняют несогласных в маловерии, новаторстве, обновленчестве и еще Бог весть в чем.
Я почти 13 лет служу священником, служил в разных условиях, в том числе в качестве тюремного священника в мужской колонии строгого режима и в качестве окормляющего районную больницу. И вот, какие мысли мне бы хотелось адресовать и скептикам, и вообще всему читающему народу.
1. Церковь не имеет никакого догмата, гласящего, что через лжицу невозможно заразиться какой-то болезнью. Нет в Церкви такого учения. И если есть такое частное мнение (пусть даже массовое, поддерживаемое даже канонизированными людьми) вошедшее в быт благодаря тому, что так считают и проповедуют многие отцы, то это не означает, что это мнение — истина и является учением Церкви.
2. В Церкви нет учения о том, что таинство меняет природу его веществ. Вода в крещальной купели физически остается водою, ароматические масла в составе Мира остаются маслами, хлеб и вино в Чаше остаются Хлебом и Вином со всеми вытекающими из этого физическими последствиями. Все эти вещества имеют свойство портиться и становиться рассадниками грибков, бактерий и вирусов. Да, они освящаются, становятся частью мира духовного, несут благодать Божью верующим, однако, сами при этом остаются явлениями нашего земного мира, подверженного тлению. Собственно, так же Церковь учит о своих святых — они святы, но это не мешает им быть подверженными греху, болезням и смерти.
5. Святое Причастие — это не меньше и не больше, чем способ наиболее тесного общения человека с Богом. А храм — это горница для этой встречи. И наше дело, как христиан, приготовить эту встречу для себя максимально чистой. А дело священника — обустроить эту встречу в чистоте для целого прихода. И это именно мы, священники, должны обустроить чистоту и гигиену этой встречи, а не требовать этого от Бога — приди, Боже, сотвори тут нам чудо и простерилизуй все вокруг.
Ветхий Завет свидетельствует о том, что в жертву приносились исключительно здоровые животные, не имеющие увечий и пороков. А это был прообраз Евхаристии, Жертвы Христовой, и недаром мы Христа зовем Агнец НЕПОРОЧНЫЙ. Ветхий Завет содержит целый кодекс об обрядовой чистоте, потому что древние очень боялись распространения различных опасных болезней, особенно лютой в тот период была проказа. Потому священникам предписывалось осматривать не только религиозную утварь, но и людей, животных и одежду на предмет проказы.
Однако же, навык требований гигиены почему-то утратили мы, люди XXI века. Потому забота о чистоте веществ таинств лежит на священнике: чистая вода, хорошие просфоры из чистой и лучшей муки, хорошее вино, чистота сосудов и облачений, чистота храмов в целом. Так в чем проблема очищения лжицы ради каждого причастника? Оскорбление веры, оскорбление Бога? В чем оно заключается? Зачем тогда священник при совершении Литургии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совершением Проскомидии, второй — перед преломлением Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка?
6. Все эти разговоры на тему того, что веками люди причащались и ничем в храмах не заражались — лишь устоявшееся мнение, основанное на убеждениях. Статистики никакой никто никогда не вел. Однако, исторические прецеденты, когда людей через причастие травили — вполне имеются, а заплесневеть Агнец на Престоле может у любого священника, если там сыро и слабое проветривание. Так почему в Чаше может быть яд и грибок, но не могут быть бактерии и вирусы? Люди ходили в храмы веками, ходили крестными ходами, причащались и лобызали святые образа, и вымирали целыми городами от эпидемий, в том числе и священники, епископы и монашествующие. Это факт, и нет никаких статистик того, где именно заболел тот или иной человек, особенно если учесть инкубационный период.
7. Если наша вера так крепка, слава Богу! Не заразимся и не заболеем — аллилуйя! Но мы, отцы — мало того, что священники, мы иногда — известные медиа-персоны. И мы в ответе за всех тех людей, к кому обращены наши тексты. Готовы ли мы взять на свою совесть ответственность за болезни и смерти других людей, которые плевать будут на правила гигиены не потому, что так искренне доверяют Богу, а лишь потому, что фанатеют и слепо верят лично нам, отцам, вещающим на весь мир, что от лжицы заразиться невозможно? Готовы? Есть стойкость в вере даже до смерти ради Христа — это свидетельство во Христе. Но есть стойкость в вере даже до смерти ради каких-то второстепенных принципов, и это фанатизм и мракобесие. Мне думается, что стоит различать смерть ради Христа и смерть ради необтертой спиртом лжицы…
8. У нас у всех есть супруги, дети и просто близкие люди, и мы друг друга очень любим. Между нами есть общение, отношения есть. Но невзирая на вашу с супругой крепкую любовь, вы с нею соблюдаете определенные принципы гигиены. Неужели соблюдение норм гигиены как-то подрывает любовь между вами? Или ты, муж, будешь целовать супругу, будучи больным ангиной, к примеру? Ну а что, ведь любовь творит чудеса! Давайте не верить в возможность передачи вируса между любящими людьми, ведь по слову апостола Павла, истинная любовь побеждает страх? Будем таким образом измерять силу и глубину нашей любви? Так почему мы именно таким образом вдруг стали измерять силу нашей любви и доверия к Богу?
9. Мы себя ведем очень странно порою, живем по двойным стандартам. С одной стороны, мы направо и налево твердим, что Церковь никогда не выступала против науки, наоборот, мы истинные партнеры науки и боремся с суевериями, мракобесием.
Мы теологию в нашей постсоветской стране смогли ввести в научный мир. Мы вещаем, что труд врача благословен Богом, что нельзя пренебрегать здоровьем и жизнью, как ценнейшим даром Божьим. Но при всем этом тут же размениваем эти постулаты на обрядовые принципы, не имеющие в реальности никакого отношения к вере и Богу.
10. Ну и напоследок, давайте теоретически порассуждаем. Практика причащения в Церкви менялась на протяжении всей истории бытия христианства. Сначала пекли опресночный хлеб, как это и полагается по закону Моисея, преломляли его с благословением и раздавали участникам Вечери Господней, и пускали по кругу Чашу с Кровью Христовой.
Затем в мире Церкви появилось множество изменений, которые коснулись и Евхаристии: появились квасной хлеб, просфоры, Престол и Антиминс, специальные священные сосуды, копие и лжица в конце концов. Все это — исторический путь литургики в Церкви, потому как менялись жизненные обстоятельства. И Церковь вырабатывала новые правила своего бытия, в том числе вела практические разработки в технике совершения Литургии и причастия в частности.
Далеко не все люди способны внутренне победить свои страхи, убеждения, да и физически и психологически переступить порог естественной брезгливости. Увы, но это не всем под силу. Что нам мешает пойти навстречу людям? Это все теоретизация, и этими вопросами безусловно необходимо заниматься церковным ученым мужам, священноначалию. Собственно, именно священноначалие Церкви, имея возможность консультироваться с ведущими медиками и санитарными врачами страны, выработало инструкции, принятые на последнем заседании Священного Синода, что как мне кажется — вполне своевременно и актуально.
В завершение хотелось бы сказать, что служа в тюрьме полтора года, я тоже причащал и туберкулезников всяких, и вообще — людей в храме никогда не спрашиваешь, чем они больны. Но это вовсе не означает, что я уверен в своем бессмертии, уверен в невозможности заразиться от лжицы. Это значит лишь то, что я священник, и должен быть готов умереть в любой день от любой болезни и любой смерти, должен быть готов предстать перед Богом. Но это вовсе не повод воспитывать в своей пастве слепую веру в чудеса, пренебрегать жизнью и здоровьем своих прихожан.
Безусловно, Господь творит чудеса, и творит их и посредством Тела и Крови Своих, но это не означает, что мы вправе требовать этого чуда и пренебрегать всеми возможными правилами по сохранению своих жизни и здоровья, и тем более — рисковать жизнью и здоровьем наших ближних. Не искушай Господа Бога твоего — так говорит Господь.
Заседание Священного Синода РПЦ состоялось в среду вечером, поэтому заявление по коронавирусу, где рекомендуется "последовательное и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических мер профилактического характера" было опубликовано во время литургии Преждеосвященных Даров (в названии отражается суть службы: на ней причащаются заранее освященными Телом и Кровью Христовыми), на которой причащались многие православные.
Причащалась и я. Вместе со всеми. Из одной чаши, одной лжицей (ложкой), запивая причастие из общих же чашечек.
Кстати, о пандемии коронавируса тоже объявили во время службы, поэтому никто из находящихся в храме о ней не знал. Тем не менее, находясь все последнее время в здравом уме и твердой памяти, я задумывалась о последствиях нахождения в скоплении людей, общем причастии, целования креста. Даже будучи с детства верующей и верящей в святость совершаемых Таинств, не могла не думать если не о себе, то о детях, беременных.
Тем более, что сейчас идет Великий пост, и довольно много людей хочет участвовать в богослужениях. А когда человек действительно чего-то хочет, остановить его довольно сложно, скорее, невозможно.
И служб в ближайшие дни будет предостаточно: литургия преждеосвященных, родительская суббота (день особого поминовения усопших), воскресная служба. А еще в каждом храме проводится соборование: одно из семи Таинств, которое совершается для исцеления духовных и телесных болезней. Материально оно заключается в семикратном помазывании всех людей в храме елеем (освященным маслом) одной кисточкой. Стоит ли участвовать в Таинстве, рекомендуемом для душевного и телесного оздоровления, во время пандемии? Если идти и даже ехать придется общественным транспортом, совершаться оно будет в присутствии большого количества людей?
И как совместить в голове и претворить в дело рекомендации уклоняться от скоплений народа, избегать физического контакта с существующей практикой постоянного плотного контакта? Конечно, ни один храм в Русской Православной Церкви не вместит несколько тысяч человек, то есть формально распоряжение от 10 марта мэра Москвы Сергея Собянина "о введении запрета на проведение в столице массовых мероприятий с участием более 5 тысяч человек" нарушено не будет. Но постоянные прихожане знают: число желающих прийти на службу в Великий пост увеличивается в несколько раз. Так что молиться придется в том самом "тесном контакте".
Рекомендаций в эти дни было дано огромное количество в большинстве своем прямо противоположных. Одни предлагают одноразовые стаканчики, бумажные и одноразовые же платы и даже использование зубочисток. Другие призывают ничего не боятся: если мы, христиане, верим в то, что во время Евхаристии хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа, глупо не доверять Богу в столь несущественном вопросе. Некоторые священники рекомендуют оставаться дома, другие (священники же), призывают прихожан в храмы, аргументируя это тем, что за годы служения (и причастия) с ними ничего не случилось.
В каждой позиции есть свои слабые и сильные стороны. С каждой можно спорить или соглашаться.
Замечу, что в Финской и в Американской православных церквах ввели максимальные определенные ограничения и для священнослужителей, и для верующих с рекомендацией "минимизировать физический контакт". Что крайне важно, в рекомендациях есть Евхаристия: "причастие дается с одноразовых деревянных ложек, которые после литургии будут сожжены, что позволит соблюсти как гигиенические, так и канонические предписания".
Здравая мысль, но и она имеет и сторонников, и противников. Не в последнюю очередь, сообразующихся с экономическим положением: далеко не каждый храм (даже в Москве) может позволить себе закупку одноразовой посуды, предназначенной для сожжения.
Да и непонятно, как на такое нововведение отреагирует церковное начальство. Ведь на сегодняшний день никто не отменил запланированный на 13 марта в храме Христа Спасителя праздник — День православной книги, поскольку одномоментно он вмещает "всего" полторы тысячи человек. А в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга можно поклониться доставленной из Иерусалима частице мощей пророка Иоанна Предтечи.
И как тут не вспомнить главный наказ израильских бабушек: "При бомбежке надевайте ваше лучшее белье". Самое время вспомнить дореволюционную традицию наряжаться на воскресную литургию.
Официальный сайт Московского Патриархата
— Отец Иоанн, для чего священник посещает заболевшего?
— Любой больничный священник знает, что люди, которые болеют и страдают, задают себе вопросы. За что мне это? Почему я болею? Как мне это испытание пережить, для чего оно послано?
Мы всегда очень явно чувствуем и замечаем, что именно в страдании Господь особенно близок к человеку. Во время болезни, особенно во время такой масштабной эпидемии, которая охватила весь мир и которая является явным посещением Божиим, особенно важно, чтобы священник был со своей паствой, со страдающими.
Главное дело священника — спасти душу человека, чтобы человек понял Промысл Божий о себе самом. Понял, для чего Господь допускает это испытание, и сделал соответствующие выводы, изменил свое отношение к Богу, к окружающим людям, к самому себе. И самая важная цель священника — помочь человеку на этом пути, поддержать его молитвой, участием в таинствах.
Именно поэтому мы, священники, окормляющие больных, уже не один день добиваемся, чтобы нам разрешили посещать пациентов с коронавирусом в стационарах, ведь они сейчас нуждаются не только во врачебной помощи, но и в духовном утешении, в духовной поддержке. Понятно, что врачи делают очень важное дело, и мы ни в коем случае не должны им мешать, мы обязаны подчиняться всем их требованиям, инструкциям.
Есть такое понятие, что болезнь исцеляет душу. Так вот, если болезнь пройдет просто в безверии, в отчаянии, в страхе, то она может привести только в состояние уныния и подавленности. Человек уже будет страдать не столько от вируса и эпидемии, сколько от депрессии, от страшных мыслей, что вообще жить не стоит, потому что жизнь ужасна и бессмысленна. И чтобы этого не случилось, мы должны быть рядом со страдающими людьми.
Мы пытаемся донести до всех и объяснить, что готовы соблюдать все санитарные нормы. Мы готовы надевать защитные костюмы, мы провели уже несколько семинаров и тренингов по тому, как правильно это делать.
— А кто проводит эти тренинги?
— Конечно, мы советуемся с профессионалами — с врачами, чтобы делать это грамотно и правильно, никого не подвергая опасности: ни себя самих, ни своих прихожан, ни своих близких. У нас есть много врачей-консультантов, мы учитываем все их рекомендации во всем. Кроме того, у нас в больничной комиссии есть священник-врач.
Защитный костюм, маска, очки. А под ними — человек с утешением и молитвой
— Приходите ли вы к людям, которым диагностировали коронавирус, но их состояние позволяет им лечиться дома?
— Мы уже несколько раз ходили к таким пациентам домой, соблюдая все меры безопасности: мы надеваем защитный костюм, маску, перчатки — делаем все так же, как делают врачи.
Но больные, которые находятся дома — это, как правило, люди со средней и легкой степенью тяжести течения заболевания, да, им тоже нужна пастырская поддержка. Но они, поправившись, после снятия общего режима самоизоляции в стране смогут пойти в храм.
В больнице же есть группа тяжелых пациентов, которые могут уйти, не принеся Богу покаяния, не примирившись с Ним. Это более серьезная проблема. Поэтому мы просим, чтобы нас пускали и к тяжелым пациентам. Это очень важно для тех людей, которые сейчас страдают. Может быть, это единственный шанс для верующего человека примириться с Богом.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как вы приходите к больным с коронавирусом?
— Во-первых, у нас есть полные защитные комплекты — комбинезоны. По совету врачей, когда мы приезжаем домой к человеку с COVID-19, мы надеваем защитные комбинезоны, еще находясь на улице: в подъезде тоже может быть инфекция. Надеваем защитный комбинезон, бахилы, перчатки, респираторы или защитную маску, очки, которые полностью закрывают лицо, надеваем шапочку, капюшон и, только вот так облачившись, идем к человеку.
У нас даже чин последования исповеди и причащения на дому распечатан на принтере, потом мы его оставляем в квартире, чтобы ничего не выносить из нее. Обычно заранее просим, чтобы все уже было приготовлено для молитвы, для исповеди, для причастия. Совершаем чинопоследование, причащаем человека.
Очень важно, чтобы человек не испугался священника в непривычном одеянии, чтобы понимал — к нему пришел не космонавт, не робот, а живой человек с молитвой, с утешением. Поэтому я стараюсь через маску, через очки все-таки как-то человеку дать почувствовать тепло, сочувствие, сострадание. Есть требование, что долго находиться в квартире пациента нельзя. Обычно мы находимся там 20-25 минут, не больше.
Мы даже используем специальный подрясник, только в нем приезжаем к больному. Потом мы стираем его при 60 градусах, подвергаем санобработке и стараемся не использовать в обычных условиях. То есть все меры санитарной безопасности мы стараемся соблюдать.
К нам в последнее время стали обращаться священники из разных регионов с просьбой научить их делать то же самое. Думаю, сейчас потребность в этом будет возрастать — все больше и больше людей с коронавирусом будут вызывать священников к себе. И поэтому, конечно, работа предстоит большая — не только самим навещать больных, но и обучать тех священников, которые с этим еще не сталкивались. Важно, чтобы пастыри были защищены, чтобы они не слегли.
— А как вы причащаете людей с коронавирусом?
— У нас есть благословение Святейшего Патриарха, как причащать в таких условиях. Не буду вдаваться в подробности — это такой специальный вопрос, он не совсем понятен широкой аудитории. Но, во всяком случае, мы стараемся минимизировать контакт. Мы стараемся причащать человека так, чтобы от него ничего не забрать потом домой — ни Чашу, ни лжицу. Мы причащаем по тому образу, который был принят в древней Церкви — верующим влагали частицу прямо в уста. Это сделано для того, чтобы минимизировать все риски заражения.
— Когда вы приходили к таким людям в непривычном для священника облике, как они реагировали?
— К людям, у которых диагностирован коронавирус, направляются не все священники, какая-то определенная группа?
— Да, по благословению Святейшего Патриарха создана специальная группа больничных священников для Москвы, которые прошли специальную подготовку. И, кроме того, есть группа волонтеров-помощников этих священников. Как я говорил, священникам необходима помощь, они одни не справятся со снятием спецзащиты.
Вызвать священника к больному коронавирусом можно, позвонив на номер Больничной комиссии при Епархиальном совете Москвы +7 (903) 660-30-40.
Работают специальные координаторы, которые направляют священников по вызовам.
К сожалению, эта группа священников очень небольшая для Москвы. Если вырастет количество обращений, мы просто не справимся. Поэтому мы просим священников, в том числе монашествующих, присоединяться к нам.
Ситуация с посещением больниц очень сложная
— Передать Святые Дары в больницу желающему причаститься нельзя через кого-то, скажем, через медработника?
— Пока такой способ причащения нам не благословляет Священноначалие. Хотя в истории известны случаи, когда, например, в период гонений, Святые Дары передавались в просфоре, даже в хлебе. Но это исключительные случаи.
В данной ситуации есть риск больших искушений, если человек, далекий от Церкви — медсестра или врач, возьмет эту просфору, в которой внутри заложены Святые Дары, и, по непониманию, бросит, забудет и так далее. Это будет большой грех и большое поругание Тела и Крови Христовых.
— Перенимаете ли вы опыт священников, служащих за рубежом, в тех странах, где эпидемия началась раньше?
— Пока еще не занимались этим вопросом. Хотя, наверное, такой опыт есть у наших собратьев, которые сейчас служат в Западной Европе — в Италии, в Германии, во Франции. Думаю, что мы будем искать возможности с ними контактировать и что-то заимствовать из их опыта. Мир очень хрупкий, и мы очень немощны, поэтому надо друг друга поддерживать и быть ближе.
— В какой стадии сейчас переговоры по поводу разрешения допуска священников в больницы к больным с коронавирусом?
— Пока нам не удается получить разрешение на посещение большинства больниц. Причем не только больниц, где лежат люди с коронавирусом. Сейчас если человек в больнице просит о том, чтобы к нему пришел священник, в большинстве случаев нас просто не допустят к нему. Но за последние несколько дней лед тронулся, и в некоторые больницы мы все же попали с разрешения руководства учреждений. Правда, пока это, к сожалению, скорее исключение, чем правило.
— В больницу священника зовут сами пациенты или их родственники?
Это самая сложная ситуация для священника, потому что приходится исповедовать человека в тяжелом состоянии. Может быть, он уже плохо разговаривает, а надо пытаться его исповедовать. Это очень сложно, когда остается очень мало времени, а у пациента — мало сил, он уже не совсем все правильно воспринимает.
К сожалению, есть какое-то нехорошее представление, что священника надо приглашать только к умирающему. Конечно же, нет. Мы приходим к пациенту не для того, чтобы его напутствовать перед смертью, а для того, чтобы дать ему встретиться со Христом, дать ему возможность получить духовную благодатную помощь. А там уже мы не знаем, будет ли воля Божия этому человеку жить и приносить Богу плоды покаяния, либо ему в мире, в покаянии отойти ко Господу.
— Есть рекомендации для священника, если он идет не к пациенту с коронавирусом, а к верующему в самоизоляции?
— Да, такие рекомендации были разработаны нашей комиссией и присланы во все храмы. Основная рекомендация: священник должен быть в маске и лучше — в перчатках, стараясь минимизировать контакт.
— Если говорить не о больных коронавирусом, а о людях, которые находятся в других больницах — к ним пускают священников? Открыты ли больничные храмы?
— Многие больничные храмы открыты. Но, как я уже говорил, непосредственно к пациентам сейчас в большинстве больниц доступ либо ограничен, либо вообще для нас запрещен. В целом ситуация с посещением больниц очень сложная.
Читайте также: