Коронавирус как в кино
История начинается с того, что американская бизнес-леди Бет Эмхофф заболевает после деловой поездки в Китай. Сначала всем кажется, что она подхватила обычную простуду, но болезнь стремительно прогрессирует, и спустя пару дней Бет умирает. Перед этим она успевает заразить своего сына, любовника и ещё пару десятков человек, которые разносят заразу по планете.
Вирус, получивший название MEV-1, оказывается крайне заразен и опасен. Через пару недель он охватывает бóльшую часть мира. Несмотря на все усилия ВОЗ и местных врачей, летальность новой заразы не желает опускаться ниже 30%.
В конце концов американские исследователи методом проб и ошибок изобретают эффективную вакцину против заразы, но до полной победы над вирусом ещё далеко. К этому моменту MEV-1 уже убил около 26 миллионов человек. И кто знает, скольких ещё он убьёт, если для обеспечения вакциной одного лишь населения США требуется больше года?
Пророческий дар Скотта З. Бёрнса объясняется очень просто. Идея фильма пришла ему в голову после просмотра выступления Ларри Бриллианта, известного доктора, принимавшего участие в окончательной победе над оспой в 1970-х годах. Бёрнс задался целью написать максимально реалистичный сценарий возникновения и распространения новой неизвестной болезни и прочёл огромное количество материалов по теме. Он познакомился с Бриллиантом, а тот, в свою очередь, свёл Бёрнса с рядом эпидемиологов и вирусологов, которые помогли сценаристу придумать максимально достоверный сюжет, а актёрам — вжиться в облик настоящих учёных.
Для меня параллели с распространением коронавируса не стали сюрпризом. Потому что все учёные, с которыми я разговаривал во время работы над сценарием — а общался я со многими, — говорили, что появление новой пандемии лишь вопрос времени. Как человек, который верит в науку, я всегда считал, что, когда учёные говорят такие вещи, к ним стоит прислушаться.
Большая часть сюжетных ходов фильма имеет под собой научное обоснование. MEV-1 образуется путем смешения двух вирусов, прежде обитавших в животных организмах. Такие вирусы называются зоонозными, и сегодня на них приходится около 75% новых заболеваний, с которыми за последнее время столкнулся человек. ВИЧ, Эбола, Марбург, сибирская язва, атипичная пневмония, COVID-19 — все они перекинулись на человека с того или иного животного.
Как и в реальной жизни, причиной появления нового вируса стал сам человек. С каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых цивилизацией уголков. В стремлении освоить новые земли человек всё чаще сталкивается с естественными ареалами обитания смертельных заболеваний. Всё больше вирусов мутируют и, как правило, через какого-то промежуточного носителя перескакивают на человека.
Как только вирус попадает к животному-посреднику, обычно хватает пары мутаций, чтобы он стал заразным для человека.
Доктор Кристина Койл, профессор эпидемиологии в Университете Нью-Йорка
Доктор Иан Липкин, профессор эпидемиологии Колумбийского университета, научный консультант фильма
И, прямо как в фильме, в реальной жизни встречаются люди, которые почему-то невосприимчивы к новой заразе:
Такое действительно случается. Рано или поздно нам попадаются люди, чей организм по какой-то причине обладает естественным иммунитетом против нового заболевания.
Элис Хуанг, доктор кафедры биологии Калифорнийского технологического университета
Две основные научные претензии к фильму сводятся к тому, что события развиваются слишком быстро. Бет Эмхофф, нулевой пациент, становится заразной сразу после того, как вирус проникает в её организм. Это в принципе невозможно: вирусу потребовалось бы несколько дней, чтобы размножиться в количестве, достаточном для заражения других людей.
Слишком быстро появляется и вакцина — на её поиски в фильме уходит всего несколько месяцев. В реальной жизни этот процесс затянулся бы минимум на год, а то и на полтора. Сначала нужно проверить вакцину на животных, провести её лабораторные испытания, проверить на людях, пройти сертифицирование — и только потом можно запускать её в массовое производство. И уж совершенно точно для признания вакцины работающей недостаточно одного успешного применения!
Вызывает сомнения и способ распространения вакцины. Вряд ли в реальной жизни её распространяли бы с помощью лотереи среди счастливчиков, родившихся в определённый день.
При всех сходствах нынешней пандемии с эпидемией MEV-1 киношный вирус не так уж похож на коронавирус. Во-первых, у MEV-1 гораздо большая летальность: судя по разрозненным репликам персонажей, от MEV-1 погибло около 26 миллионов человек — примерно 30% заболевших. Согласно официальным данным, на начало апреля коронавирус SARS-CoV-2 заразил миллион человек и убил примерно 50 тысяч, — таким образом, его летальность оценивается в 5%.
Прототипом MEV-1 был вирус Нипах, относящийся к семейству парамиксовирусов. Помимо высокой температуры, головных и мышечных болей, рвоты и боли в горле он способен вызывать острую дыхательную недостаточность, конвульсии и в особо тяжёлых случаях — воспаление мозга. Новый коронавирус не трогает мозг, но в тяжёлой форме вызывает пневмонию и острую дыхательную недостаточность. Он в первую очередь опасен для людей, у которых уже есть серьёзные проблемы со здоровьем.
Смотрите также
Год выхода: 2011
Девушка возвращается из командировки домой, где её ждут муж и дети. Однако возвращение испорчено серьёзной простудой, которое внезапно перерастает в лихорадку и заканчивается смертью. Муж не может поверить, что обычная простуда закончилась трагедией и требует объяснения у врачей. Вскрытие показало шокирующее изменение внутренних тканей. Врачи в панике, они такого ещё не видели. Смертельный вирус способен за короткое время навредить значительной части населения планеты.
Год выхода: 1995
Дастин Хофман, Кевин Спейси, Морган Фриман, Рене Руссо – блестящий актёрский состав принял участие в ещё одном фильме-катастрофе. На этот раз Америка находится под угрозой. Из Африки контрабандисты завезли заражённую обезьяну, которая укусила человека. Он теперь является носителем смертельного вируса. Никто не понимает, насколько быстро вирус может распространяться. Вылечиться без вакцины нет никаких шансов.
Правительство создаёт оперативную группу и выясняет, что для спасения населения необходимо как можно быстрее найти эту обезьяну, чтобы разработать антитела для вакцины. Однако выясняется, что обезьяна убежала в неизвестном направлении. На то, чтобы спасти людей, остаётся несколько часов.
Год выхода: 2007
Пожалуй, один из самых известных фильмов об апокалипсисе. Кино основано на классическом романе Ричарда Мэтисона. Говорят, что попытка экранизировать роман предпринималась ещё в 90-х, и главную роль там должен был сыграть Арнольд Шварценеггер. Зато получилось в 2000-х. Герой Уила Смита остался один на Земле. По крайней мере, ему так казалось.
Весь мир находится под властью вампиров. Днём герой ходит по городу и уничтожает их, а по ночам пытается найти вакцину, которая могла бы снова превратить вампиров в обычных людей. Надежда победить эпидемию постепенно умирает…
Год выхода: 2010
На небольшой американский городок падает самолёт ВВС, который перевозил опасный вирус. О падении узнают не сразу, а тем временем вирус попадает в местный водопровод и начинает постепенно заражать жителей. Болезнь ставит под угрозу жизнь не только этого города, но и всей страны, планеты. Для того, чтобы справиться с вирусом, правительство с помощью военной техники вынуждено полностью закрыть город на карантин.
Год выхода: 2008
На севере США резко выросло количество самоубийств. Причём способы покончить с жизнью выбираются самые изощрённые – шпилька для волос, газонокосилка, раненые звери. Кто-то выпустил на свободу страшный и непредсказуемый вирус. Эпидемия стремительно разрастается и никто не может понять, что с этим делать. Ходят слухи о том, что это была биологическая атака.
Главный герой с женой, другом и маленьким ребёнком садятся на поезд, чтобы уехать из большого города как можно дальше от источника вируса. Но по пути поезд неожиданно останавливается и полностью пропадает связь…
Год выхода: 1968
Отличный советский фильм с максимально актуальным названием. В институте эпидемиологии проводили научный эксперимент, по ходу которого что-то пошло не так. Всё закончилось аварией, из-за чего возникла угроза распространения смертельного вируса. Сотрудники научного центра не могли этого допустить, поэтому всех работников закрыли на строгий карантин. Из-за тотальной изоляции внутри коллектива назревал большой скандал.
Хроника стремительно меняющегося мира кино и осторожные прогнозы на ближайшее будущее. Сколько теряют кинотеатры? Что будет, если отменят Канны? Что ждет стриминг?
Новости об отменах и переносах всего на свете продолжают поступать ежедневно. Пока что не понятно, когда кончится кризис, но в киноиндустрии уже начинают подсчитывать возможные убытки и искать пути решения проблемы. Наряду с авиацией, туризмом и общественным питанием кино — та сфера экономики, которая из-за нового коронавируса и всеобщего карантина пострадает особенно сильно.
Закрытие кинотеатров
Кинотеатры полностью закрыты в Южной Корее, Японии, Италии, Франции, в США работает только 20% залов. Уже уик-энд 13—15 марта в американском прокате стал худшим по общей прибыли за почти 20 лет, с сентября 2000 года, когда цена доллара (и, соответственно, билета в кино) была совсем другой. Несмотря на три новых фильма в широком прокате, индустрия заработала за три дня всего 55,3 млн долларов (для сравнения: в первый уик-энд февраля только первая десятка релизов принесла в целом более 64 миллионов). И вот уже на этой неделе закрылись двери всех крупных сетей мультиплексов, а новых релизов в пятницу, 20 марта, не планируется вовсе.
Перенос фильмов
Переносы начались еще до распространения инфекции в Америке, из-за прекращения всякой общественной жизни в Китае, второй в мире стране по числу киноэкранов. Пик китайского проката приходится на Новый год по лунному календарю, который в этом году начался 25 января — к этому моменту эпидемия уже накрыла КНР. В 2019 году общий китайский бокс-офис в одни только праздничные выходные достиг 360 млн долларов, а за 2020-й было продано билетов всего на 238 миллионов.
В последние дни в Китае регистрируется очень мало новых случаев заражения, но страна опасается второй волны коронавируса, так что жесткие ограничения в общественной жизни сохраняются. Кинотеатрам разрешено возобновить работу, но с очень большими ограничениями: зрители обязаны указывать полное имя и адрес при покупке билетов; кинотеатры обязуются продавать не больше половины мест и регулярно дезинфицировать залы. Вероятно, что-то подобное ждет и западные страны, когда пик эпидемии пройдет (хотя регистрация с именем и адресом выглядит как типично китайское нововведение, в Америке такое ввести не получится). Но большинство китайцев, согласно опросам, не пойдут в кинотеатры, пока вирус на территории страны не побежден окончательно.
Шансы для стриминга
Заморозка съемок
Такие меры принимают не только в Америке и Европе, но и в остальном мире. В Индии, к примеру, болливудские профессиональные объединения договорились остановить производство 19 марта. Все это, разумеется, означает не только срыв сроков, но и денежные убытки. Студии, связанные контрактными обязательствами, обязаны платить гонорары основным творческим кадрам даже на время простоя. Фрилансеры-исполнители же рискуют на время остаться без работы и, соответственно, без доходов вместе с кассирами кинотеатров и киномеханиками. Американские профсоюзы говорят о сокращении 120,000 рабочих мест во время эпидемии.
Отмена фестивалей
Апрельский рынок телеконтента MIPTV был отменен уже давно, но если в нем участвуют в основном большие компании, для которых такой сбой будет менее болезненным, то на майский кинофестиваль рассчитывали многочисленные независимые прокатчики и студии. Для них пропуск огромного Каннского кинорынка будет тяжелым ударом: именно там каждый год находят дистрибьюторов независимые фильмы и арт-кино со всего мира.
В лучшем случае фильмы, которые должны были отправиться в Канны, окажутся на больших осенних фестивалях типа Торонто и даже Сан-Себастьяна (а то и Венеции, если эпидемию в Италии удастся быстро победить). Сами Канны сохраняют хорошую мину при плохой игре: масштабное событие с бюджетом в 32 млн евро оказалось не застраховано от форс-мажоров, но администрация уверяет, что средств хватит дотянуть до следующего года. Перенос на осень (по примеру телевизионного фестиваля Canneseries, обычно параллельного MIPTV) фестиваль не рассматривает.
О проведении эрзац-фестиваля онлайн, как в случае с SXSW, который даже собирается виртуально раздать призы, в Каннах тоже не может быть речи. Все последние годы фестиваль поддерживал традиционную модель кинопоказа в зрительном зале даже ценой конфликта с Netflix. К тому же Канны — это не только бизнес-мероприятие, но и символическое событие, без звезд на красной дорожке фестиваль потеряет свою идентичность.
Что дальше?
Релизы крупных голливудских фильмов отменяются, кинотеатры постепенно закрываются по всему миру, а дистрибьютеры принимают нелегкое решение — ждать, пока все нормализуется, или уходить в онлайн. За Голливудом последовала и российская киноиндустрия, которая постепенно учится существовать в новых условиях. Хотя, по мнению ее участников, ничего хорошего в сложившейся ситуации нет и всем еще долго придется оправляться от последствий пандемии.
Новых фильмов больше нет (и не будет?)
Мировая киноиндустрия подходила к ограничительным мероприятиям в связи с коронавирусом осторожно, но события, влияющие на производство и прокат фильмов, нарастали как снежный ком, и постепенно стало понятно, что этот процесс остановить невозможно. Были отменены релизы "Мулан" студии Disney, новый Джеймс Бонд — "Не время умирать" Universal, "Тихое место 2" Platinum Dunes и Paramount Pictures, премьеру "Чудо-женщины 1984" перенесли с июня на август, а съемки новой части "Миссия невыполнима" в Венеции и вовсе отменили. Непростое решение о переносе фильмов и отмене съемок приходится принимать не только Голливуду, но и российским режиссерам и продюсерам. Так, в этот четверг, 26 марта, на экраны должна была выйти спортивная драма "На острие" Эдуарда Бордюкова о противостоянии двух саблисток в исполнении Светланы Ходченковой и Стаси Милославской. Но, по словам продюсера картины Елены Гликман, буквально за неделю до общероссийской премьеры стало понятно, что все придется отменять.
"Это решение нам далось дико тяжело, потому что у нас был разгар рекламной кампании: мы подписывали договоры, намечали медиапланы с огромным количеством контрагентов. Только мы набрали этот темп, запустили рекламную кампанию, как с каждым днем становилось все очевиднее, что мы не справимся с этой ситуацией. Тогда отменялись премьеры только голливудских фильмов, а российские еще стояли. Но чем больше появлялось информации, тем больше мы понимали, что выход фильма невозможен. Нам пришлось отменить сначала премьеру в кинотеатре "Октябрь", а затем отказаться и от проката", — рассказала она.
Гликман подчеркнула, что даже если бы они не отменили прокат фильма, огромное количество кинотеатров сейчас постепенно закрываются, поэтому выпустить его все равно невозможно. "К счастью, контрагенты отнеслись к новой ситуации с пониманием, и нам удалось приостановить контракты в связи с форс-мажором. Фильм очень хорошо принимали на кинорынке Берлинале, и он должен был выйти в прокат в Германии и Прибалтике, но сейчас, понятное дело, все договоры подвисли".
То же самое произошло и с первым российским релизом компании "A-one" — фильмом "Sheena667" Григория Добрыгина, который должен был выйти 26 марта, и с австралийской картиной "Молочные зубы" из конкурса Венецианского кинофестиваля, чей прокат был запланирован на 16 апреля.
"16 марта, когда мы объявили о переносе выхода "Sheena667" на неопределенный срок, стало окончательно понятно, что у нас нет ни возможности устраивать показы с участием режиссера и съемочной группы (тогда в Москве вышел запрет на мероприятия больше 50 человек), ни желания подвергать опасности зрителей по всей стране, побуждая их пойти в кинотеатр в данной обстановке", — отметили в пресс-службе.
При этом кто-то из дистрибьютеров успел запрыгнуть в последний вагон и все-таки показать свой фильм в кинотеатрах. Например, комедия Михаила Расходникова "Номер один" с Филиппом Янковским и Ксенией Собчак вышла на большие экраны неделю назад, но из-за многочисленных ограничительных мер и в целом снижения потока зрителей в кинотеатрах ожидаемо собрала меньше, чем хотелось бы. "На момент нашего старта уже начали закрываться кинотеатры по всей стране. Из 1350 кинотеатров, запланированных на старт 19 марта, смогли стартовать только 726. И конечно, сборы в разы отличаются от запланированных нами. Но здесь мы не руководствовались сборами за один фильм, так как понятно, что экономическая целесообразность этого решения не стоит на первом месте. Для индустрии наступило очень непростое время", — подчеркнула директор по кинотеатральному прокату Megogo Studios Вера Кутергина.
Перенес выход своей новой комедии "Гудбай, Америка" с Дмитрием Нагиевым и режиссер Сарик Андреасян, хотя премьера фильма была запланирована на 22 апреля. По его мнению, от сложившейся ситуации страдают больше не те, кто переносит релизы, так как фильм готов и может подождать, но те, чьи проекты находятся на стадии производства.
Кинотеатрам тяжелее всех
Самыми уязвимыми для новой ситуации оказались кинотеатры. Перенос выхода крупных голливудских фильмов отнял большой кусок от сборов, более того, многие зрители предпочитают теперь оставаться дома, да и показывать в кино теперь откровенно нечего. По словам гендиректора "Невафильма" Олега Березина, предыдущий уик-энд с 19 по 22 марта был худшим за последние десять лет. Так, больше всего собрал анимационный фильм "Тролли. Мировой тур" (96,04 млн руб.), боевик с Вином Дизелем "Бладшот" (43,93 млн руб.) и "Джентльмены" Гая Ричи (21,62 млн руб.). По сравнению с уикендом 12–15 марта суммарные сборы сократились более чем в два раза.
При этом 22 марта Министерство культуры рекомендовало кинотеатрам приостановить свою деятельность, а 23 марта правительство поручило регионам самим их закрыть, но, по словам представителей киносетей, в юридическом плане им недостаточно простой рекомендации. Они могут закрыться только после издания соответствующего нормативного акта местными властями. "Закрыться по рекомендации кинотеатр не может, потому что есть обязательства перед агентами и сотрудниками. Для того чтобы закрыться правильно, нам нужна не рекомендация, не просьба, а нормативный акт, как это сделали в Санкт-Петербурге и Московской области. Мы можем тогда этот акт использовать как аргумент для разговоров с арендодателями и персоналом", — пояснил Березин.
Его слова подтвердили и в Объединенной сети кинотеатров ("Кино Окко", "Синема Парк" и "Формула Кино"): "Кинотеатры Объединенной сети ждут от региональных органов исполнительной власти соответствующих постановлений, подготовленных на основании поручения правительства. Мы ждем прямого решения с запретом на федеральном уровне, а не рекомендаций, так как в таком случае это будет ситуация форс-мажора, что поможет при урегулировании вопросов, связанных как с арендодателями, так и с выплатами персоналу".
При этом потери от подобных ограничений Объединенная сеть пока оценивает сдержанно: "Оценивать возможные убытки как с точки зрения посещаемости кинотеатров, так и с точки зрения прибыли мы будем позже, так как ситуация непредсказуема и меняется очень оперативно. Важно понимать, что потери будут сильно зависеть и от сроков продолжительности турбулентной ситуации для индустрии, без поддержки которой возобновить кинопоказ на уровне конца 2019 года будет очень непросто".
В то же время Березин прогнозирует снижение доходов на 10–12 млрд руб., что примерно на 20% меньше, чем в прошлом году. По его мнению, даже если ситуация с пандемией разрешится в апреле, ожидать возвращения зрителей в кинотеатры стоит только к июлю.
Ситуацию, описанную Березиным, можно будет скоро наблюдать в Китае, где потихоньку и очень робко начинают открываться кинотеатры. По словам Веры Кутергиной из компании Megogo Studios, это происходит именно из-за того, что зрителям просто нечего там смотреть: "Люди, привыкшие ходить в кино и лишенные этой возможности из-за коронавирусной инфекции, пока кинотеатры были закрыты, посмотрели все эти фильмы в интернете. Наши фильмы ждут стартов в кинотеатрах, когда нормализуется ситуация в стране и зрители смогут вернуться в залы. Мы сможем поддержать кинотеатры своими фильмами".
А может, бросить все и уйти в онлайн?
О необходимости поддержать кинотеатры говорит и Андреасян, который намеревается дождаться их открытия и выпустить фильм "Гудбай, Америка" в прокат, желательно к 1 мая. "Самое легкое — это уйти и оставить кинотеатры вообще без контента, как сделал Голливуд, но мы очень надеемся, что мы с 1 мая сможем быть полноценно в прокате и стать фильмом, который сможет людей рассмешить и станет свежим контентом, потому что на данный момент все подвинулось и остановилось, а индустрию все равно надо поддерживать", — подчеркнул режиссер.
В то время, когда весь мир уходит в онлайн, перед продюсерами встала дилемма: дожидаться, когда все нормализуется, или выпускать фильмы сразу в интернет. По мнению Гликман, может быть, в ближайшее время индустрия переформатируется и будет выпускать новые релизы на онлайн-платформах, но в этой ситуации ей "очень жалко кинотеатры, потому что они сильно потеряют". И действительно, российские кинотеатры даже успели обидеться на то, что онлайн-платформы практически паразитируют на их беде, и, "пользуясь таким маркетинговым приемом, стали активно привлекать зрителей подписками, в том числе бесплатными, на свои сервисы". В связи с этим они пригрозили прекратить онлайн-продажу билетов на сервисах, которые, по их мнению, занимаются подобным некрасивым пиаром, и отказаться от показа в кинотеатрах фильмов, которые в дальнейшем будут демонстрироваться на этих видеосервисах.
"Сокращение прокатного окна такими большими голливудскими студиями, как Universal и Sony, — это уникальный и очень важный шаг для киноиндустрии. Мы понимаем, что изменившиеся обстоятельства затрудняют для зрителей просмотр фильмов оффлайн, и поддерживаем эксперимент студий с ранним открытием прав для онлайн-кинотеатров", — рассказали ТАСС в пресс-службе "Кинопоиска". В ближайшее время на сервисе будут доступны фильмы "Человек-неведимка" (вышел в прокат 5 марта), "Тролли. Мировой тур", "Бладшот" от студии Sony (оба вышли в прокат 12 марта), "Эмма" от студии Universal (премьера 9 апреля). Также уже с 26 марта можно посмотреть новый фильм Терренса Малика "Тайная жизнь", премьера которого прошла в России всего неделю назад.
По словам пресс-службы, в последние дни наблюдается значительный рост аудитории и времени, которое она тратит на просмотр контента онлайн. Это происходит и из-за того, что все больше людей остаются дома, и из-за того, что теперь все фильмы и сериалы можно смотреть до конца апреля бесплатно. Этой стратегией воспользовались многие российские сервисы.
В то же время в "A-one" отметили, что как кинопрокатной компании им чрезвычайно важно показывать фильм в кинотеатрах: "Мы уверены, что кинотеатральный опыт ценится зрителями. Конечно, мы сотрудничаем с VOD-сервисами и экспериментируем с уменьшением кинотеатрального окна, но в данном случае мы предпочитаем дождаться возможности показать эти два фильма в кино в первую очередь — и у "Sheena667", и у "Молочных зубов", без сомнений, есть потенциал проявить себя в прокате".
Учёные предположили вероятный сценарий появления коронавируса, который бушует в Китае, и их версия во многом повторяет сюжет фильма-катастрофы 2011 года. Научная фантастика ещё никогда не была настолько близка к реальности, а люди теперь гадают, в каком жанре кинематографа подсмотреть итог распространения эпидемии. Их варианты вряд ли кому-то понравятся.
Вспышка болезни, вызванной коронавирусом, началась в середине декабря 2019 года в городе Ухань, провинция Хубэй, Китай. Изначально заболевание принимали за пневмонию неизвестного происхождения, появившуюся у торговцев животными и морепродуктами. Исследование заражённых выявило причину их недомогания — неизвестный науке вирус, который теперь называют коронавирусом, уханьским вирусом, 2019-nCoV или же SARS-CoV.
Случаи заболевания в основном продолжали регистрировать в городе Ухань, который 22 января закрыли на карантин. По состоянию на 27 января официальная статистика подтвердила 2744 случая заражения, большая часть которых — в Китае, единичные случаи выявили в Гонконге, Таиланде, Макао, Австралии, США, Тайвани, Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Японии, Франции, Вьетнаме, Камбодже и Непале (это полный список стран, в которые попал коронавирус, последние две страны выявили по одному случаю, остальные расположены в порядке убывания количества заражённых).
Члены военно-медицинской бригады направляются в больницу города Ухань
Так откуда же появился коронавирус? Представьте, что где-то в азиатских джунглях бульдозер начал расчищать растительность для строительства. На одном из банановых деревьев плодами лакомилась летучая мышь, которую спугнули громкие звуки. Она полетела над фермой и уронила кусочек банана в загон для свиней.
В городе Ухань произошло практически то же самое. Учёные, по информации издания Daily Mail, придерживаются сценария появления болезни очень близкого к кинематографическому. Своим появлением, по их словам, вирус обязан одной подковоносой летучей мыши, которая до декабря 2019 года жила в пещере, скрытой в густых лесах провинции Хубэй.
Подковоносая летучая мышь
Свежеубитые рептилии, наряду с детёнышами волков, ослами, барсуками, ежами, дикобразами, верблюдами и даже коалами, на подобных рынках ценятся как вкуснейшие деликатесы. Злополучного крайта — переносчика змеиного вируса, мутировавшего под воздействием вируса летучей мыши — на рынке купила женщина и отнесла к себе домой. Семья насладилась вкусным ужином и сразу стала семьёй пациентов-зеро, заболевших коронавирусом, оказавшимся для человека смертельным.
Жители Китая выходят на улицу только в марлевых масках
Такой механизм передачи SARS-CoV от летучей мыши к человеку, по информации издания Daily Mail, поддерживают профессора микробиологии и молекулярной генетики из Питтсбургского университета (США). И это не теория — подобные случаи в истории медицины уже происходили. Всемирная организация здравоохранения подтвердила, что аналогичным образом к человеку от верблюдов в 2012 году передался респираторный синдром MERS, от которого на Ближнем Востоке на сегодня погибли уже 850 человек.
Читайте также: