Кто умер от коронавируса список
Испанская принцесса и британский маркиз, чешский историк, итальянская кинозвезда, архитектор из Бостона, бельгийский писатель, аргентинский художник, американский актер и парижский психоаналитик – все они умерли за последние недели от последствий коронавируса. Мы рассказываем о двадцати жертвах болезни, одинаково беспощадной ко всем.
Лючия Бозе (1931 – 23 марта 2020) – итальянская актриса
Режиссер Лукино Висконти увидел 16-летнюю Лючию Бозе за кассой в популярной миланской кондитерской и сразу угадал в ней будущую звезду. В 1947 году Лючия победила на конкурсе красоты "Мисс Италия". Она стала одной из самых заметных актрис эпохи неореализма, снималась у лучших режиссеров – в фильмах Микеланджело Антониони "Хроника одной любви" и "Дама без камелий", в "Сатириконе" Федерико Феллини, в "Завещании Орфея" Жана Кокто, "Натали Гранже" Маргерит Дюрас, "Под знаком скорпиона" братьев Тавиани. В 1956 году она вышла замуж за испанского матадора Луиса Мигеля Домингина и поселилась в Испании.
В 2000 году Лючия Бозе открыла первый в мире Музей ангелов в городке Турегано. В 2019 году на Римском кинофестивале она представила книгу своих мемуаров.
Мария Тереза Бурбон-Пармская (1933 – 26 марта 2020) – испанская принцесса
Вирус оказался милостив к британскому принцу Чарльзу и монакскому принцу Альберу, которые перенесли болезнь в легкой форме. А вот принцесса Мария Тереза Бурбон-Пармская, двоюродная сестра испанского короля Филиппа VI, стала первой жертвой пандемии COVID-19 среди представителей монарших родов Европы.
Марию Терезу называли "красной принцессой": она была сторонницей партии карлистов, но при этом выступала за социалистическую монархию. Принцесса считала, что вместо классовой борьбы необходим постоянный поиск согласия. Она получила докторскую степень по испаноязычным исследованиям в Сорбонне и еще одну докторскую степень по политической социологии в Мадридском университете. Была феминисткой, никогда не выходила замуж и жила одна. Изучала ислам и его отношение к правам женщин, среди ее собеседников были Ясир Арафат и Уго Чавес. В 2002 году вышла книга о ней "Красная принцесса", в 2014-м она сама написала историю семьи Бурбон-Парма.
Маргерит Деррида (1932 – 21 марта 2020) – французский психоаналитик, вдова философа Жака Деррида
Маргерит Окутюрье родилась в Праге. Ее отец, журналист и славист Гюстав Окутюрье (1902–1985), перевел на французский книги Льва Толстого, Федора Достоевского, Ильи Эренбурга, Бориса Пильняка и других писателей, в 1945–1946 годах семья жила в Москве, где Гюстав Окутюрье работал корреспондентом агентства Франс Пресс.
Брат Маргерит историк Мишель Окутюрье (1933–2017) был выдающимся исследователем русской литературы XIX–XX веков, перевел на французский произведения Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Александра Солженицына, Андрея Синявского, Иосифа Бродского, был членом редколлегии выходившего в Париже журнала "Континент".
Маргерит Окутюрье переводила с русского и английского, в ее переводах во Франции вышли "Жизнь Клима Самгина" Максима Горького, "Морфология волшебной сказки" Владимира Проппа и труды британского психоаналитика Мелани Кляйн.
Со своим будущим мужем, выдающимся философом Жаком Деррида (1930–2004), она познакомилась в 1953 году, они поженились в 1957 году в США. Их сын – писатель Пьер Альфьери.
Ян Кржен (1930 – 7 апреля 2020) – чешский историк
До 1970 года Кржен возглавлял исторический факультет Карлова университета. Выступил против оккупации Чехословакии войсками Варшавского договора, был исключен из Коммунистической партии и лишился работы, участвовал в диссидентском движении, подписал Хартию-77, проводил подпольные исторические семинары.
Кржен изучал обстоятельства изгнания немцев из Чехословакии после Второй мировой войны. Неоднозначную реакцию вызвала вышедшая в 1990 году работа "Конфликтное сообщество: чехи и немцы, 1780–1918", в которой он попытался разрушить многие стереотипы в области чешско-немецких отношений. В 2002 году он получил медаль за заслуги от президента Вацлава Гавела. В 2006 году был удостоен премии Magnesia Litera за учебник "Два века Центральной Европы". Здесь вы можете прочитать статью Яна Кржена "Центральная Европа в европейском историко-географическом контексте".
Хуан Хименес (1943 – 2 апреля 2020) – аргентинский художник
Хименес, ученик Уго Пратта, прославился своими работами для Métal Hurlant и других европейских журналов и фантастическими комиксами, в первую очередь космической сагой "Каста Метабаронов" (1992–2003), созданной вместе с писателем и кинорежиссером Алехандро Ходоровским.
"Когда мы начали работать над сложным миром Метабаронов, Хименес уже был воплощением Безымянного, последнего бессмертного Метабарона. В моем подсознании Хименес не может умереть. Он продолжит рисовать, подобно великому воину, которым он был", – написал Алехандро Ходоровский. А это запись в фейсбуке его сына, актера и музыканта Бронтиса Ходоровского:
Марсель Моро (1933 − 4 апреля 2020) – бельгийский писатель
Первый роман Моро вышел в 1957 году. Он работал в бельгийской и французской периодике, в "Суар", "Паризьен" и "Фигаро". Много путешествовал, в том числе и по СССР. Дружил с художниками Роланом Топором и Жаном Дюбюффе, переписывался с Франсуа Мориаком и Альбером Камю, о его творчестве высоко отзывалась Симона де Бовуар. Писательница Анаис Нин заметила: "Есть глубины, в которых большинство существ не рискуют заглядывать. Это адские пропасти нашей инстинктивной жизни, это погружение в наши ночные кошмары, столь важные для нашего духовного перерождения. Мифологическое путешествие героя подразумевает великую борьбу с демонами. Марсель Моро начал этот бой".
Трейлер документального фильма о жизни Марселя Моро:
Серджио Росси (1935 – 2 апреля 2020) – итальянский дизайнер
Серджио Росси научился шить обувь у отца и в 1968 году открыл свою собственную мастерскую. Теперь это самая крупная итальянская компания по производству изысканной женской обуви. Последняя модель Росси – сандалии Opanca на высоком каблуке-шпильке с прилегающей по бокам ступни кожей и шнурками, держащими ногу и уходящими на щиколотку, – были настолько популярны, что задали особое направление моды. Их пытались воспроизвести в туфлях, сапогах и даже кроссовках.
С началом коронавирусной эпидемии Серджио Росси пожертвовал 100 тысяч евро на больницу Сакко в Милане. Его компания переключилась на продажу обуви онлайн, объявив, что вся выручка пойдет на борьбу с COVID-19.
"Когда подъем становится еще труднее, ты смотришь, что впереди, и начинаешь спускаться. Именно в этот момент важно иметь в себе силы, чтобы найти способ поддержать друг друга, давая надежду и путь в лучшее завтра", – написал по этому поводу исполнительный директор компании Риккардо Скутто.
В сообщении Скутто о смерти Серджио Росси есть такие слова: "Он любил женщин и смог уникальным образом запечатлеть женственность, создав обувь, идеально подходящую для женской ноги".
Элен Айлон (1931 – 6 апреля 2020) – американская художница
Айлон занялась искусством в возрасте 30 лет, после смерти своего мужа, раввина одной из нью-йоркских синагог. В 70-е годы она познакомилась с писательницей Майей Энджелоу, одной из соратниц Мартина Лютера Кинга, затем – с другими последователями "культурного феминизма", такими как Мэри Дэйли и Андреа Дворкин. В 80-е годы основной темой творчества Айлон был антимилитаризм, а затем – еврейство и роль в нем женщины. В 1984 году перед своей свадьбой сын попросил Элен написать для него традиционный брачный контракт, "ктубу". По правилам в этом документе упоминаются только отцы. Это задело Айлон, она стала спрашивать совета у ортодоксальных раввинов, и лишь один из них разрешил Элен написать свое имя на документе – но только на полях или на обратной стороне. Айлон так и сделала, но с маленьким уточнением: везде, где в тексте могло бы стоять имя матери, она поставила звездочку, а внизу в сноске дописала: "Всем матерям". Следующим текстом, который она снабдила своими пометками, стала Тора. В течение шести лет Элен Айлон внимательно читала священную книгу и помечала горизонтальной розовой линией все те места, где упоминалось о мести, обмане и ненависти к женщинам, приписанных Богу.
Тора с пометками Элен Айлон в еврейском музее Нью-Йорка:
Дмитрий Смирнов (1948 – 9 апреля 2020) – композитор
Дмитрий Смирнов родился в Минске, окончил Московскую консерваторию. В 1979 году на VI Всесоюзном съезде советских композиторов в докладе Тихона Хренникова музыка Дмитрия Смирнова подверглась жёсткой критике, и он попал в так называемую "хренниковскую семёрку" – "чёрный список" из семи композиторов. В 1989 году были поставлены его оперы на сюжеты Уильяма Блейка "Тириэль" во Фрайбурге (Германия) и "Тэль" в Лондоне. В том же году его Первая симфония "Времена года" была исполнена на Тэнглвудском фестивале в США. С 1991 года Дмитрий Смирнов жил в Великобритании. Был одним из инициаторов и организаторов АСМа – Ассоциации современной музыки. Опубликовал несколько книг стихов под псевдонимом Смирнов-Садовский, переводил поэзию – как с английского на русский (Уильям Блейк), так и с русского на английский (Михаил Лермонтов). Автор книг о музыке и биографии Блейка. Скончался в больнице города Уотфорд. "Я счастлив, что побывал на этой земле", – написал он за несколько дней до смерти.
Шимон Окштейн (1951 – 9 апреля 2020) – американский художник
Шимон Окштейн родился в Черновцах. С 1979 года жил в США. Его работы находятся в коллекциях Нью-Йоркского музея современного американского искусства Уитни, Бруклинского музея и во многих частных коллекциях.
На сайте Радио Свобода Шимона Окштейна вспоминает писатель Александр Генис:
Главное в живописи Шимона – отношения одушевленного с неодушевленным. Мы привыкли считать незыблемой границу между ними. Как было сказано в "Буратино", пациент либо жив, либо мертв. Категория одушевленности не знает сравнительной степени. Грамматика не позволяет нам прибавлять к живому или неживому туманное "более или менее". Но стоит оторваться от условной грамматической необходимости ради честной физиологической действительности, как обнаружится, что вещь не равна вещи – одна бывает мертвее другой. Неодушевленность может служить маской, прикрывающей жизнь, полную страстей.
На картинах Окштейна вещи одушевлены частично, ибо все они снабжены половыми признаками. Это не натюрморт, но и не портрет. Это – собрание фетишей, таинственных предметов, заменяющих женщину.
При этом главный фетиш – сама женщина. В ней нет ничего естественного, ничего голого, она вся прикрыта – румянами и помадой, пунцовым лаком ногтей, ажурными кружевами перчаток, черным нейлоном чулок. Мы не видим обнаженного тела. Оно спрятано от нас, как золотой запас в сейфе банка. Вместо него в ход идет разменная монета сексуальной параферналии. Провокационные наряды заряжаются от той тайны, которую они скрывают. Их извращенность – в недоговоренности. Избегая наготы, художник умышленно переносит эротический заряд из природы в культуру. Именно одежда делает непристойными его красавиц.
Джон Прайн (1946 – 7 апреля 2020) – американский певец
Аллен Гарфилд (1939 – 7 апреля 2020), американский актер
Аллен Гарфилд был журналистом, боксером, учился в знаменитой актерской школе Ли Страсберга, играл роли второго плана в фильмах Милоша Формана, Вуди Аллена, в "Разговоре" Фрэнсиса Форда Копполы (1974), "Кандидате" Майкла Ритчи (1972), "Нэшвилле" Роберта Олтмена (1975), "Полицейском из Беверли-Хиллз II" Тони Скотта (1987). На съемках фильма "Девятые врата" у него случился инсульт, и Роман Поланский наделил частичным параличом его персонажа. Гарфилд продолжал сниматься в кино до 2004 года, когда у него случился второй инсульт.
Майкл Маккиннелл (1935 – 27 марта 2020) – американский архитектор
Стиль Маккиннелла характеризуют как сочетание архитектуры памяти, чувства современного и преданности модернизму. Его первой значительной работой стало здание бостонской мэрии – созданный им проект победил на конкурсе, когда архитектор был еще 26-летним аспирантом Колумбийского университета. Он разработал его вместе с немецким архитектором Герхардом Калманном, и – к удивлению авторов, которые никогда еще ничего не строили, – их заявка победила в конкурсе, на который были предложены еще 255 проектов. Многим их замысел в ту пору казался спорным, но теперь мэрия стала одним из символов Бостона.
Маккиннелл построил множество правительственных и общественных зданий в США. Он всегда носил в кармане шестидюймовую линейку и объяснял, что масштаб здания должен соответствовать размеру человеческого тела.
Александр Джордж Тинн, Седьмой Маркиз Бата – британский политик
Владелец значительного состояния (более 150 миллионов фунтов) Александр Джордж Тин жил в стиле хиппи, и его имя часто встречалось на страницах таблоидов. Он был одним из основателей карликовой Уэссекской региональной партии, 7 лет заседал в Палате лордов Британского парламента, считал себя художником и основал на территории своего поместья Лонглит сафари-парк.
Вспоминает журналист Мария Слоним:
Марк Блум (1950 – 25 марта 2020) – американский актер
В комедии "Отчаянно ищу Сьюзен" (1985) Марк Блум сыграл вместе с Мадонной, Розанной Аркетт, Лори Меткаф, Айданом Куинном и Джоном Туртурро. Для молодых звезд этот фильм стал великолепным стартом. Год спустя Блум появился на экране в комедии "Данди по прозвищу Крокодил". Блум сыграл множество ролей в кино, телесериалах ("Клан Сопрано", "Элементарно", "Моцарт в джунглях"), работал в театре, но авторы его некрологов вспоминают прежде всего эти две комедии 80-х годов.
Ли Фьерро (1929 – 5 апреля 2020) – американская актриса
Известность Ли Фьерро принесла роль в культовом фильме Стивена Спилберга "Челюсти". Она сыграла миссис Кинтнер, мать мальчика, съеденного акулой. Одурманенная горем, миссис Кинтнер дает пощечину начальнику полиции, который не закрыл пляж, хотя знал о злодеяниях акулы-убийцы.
Адам Шлезингер (1967 – 1 апреля 2020) – американский певец
Адам Шлезингер играл в группах Fountains of Wayne, Ivy и Tinted Windows. Он был номинирован на премию "Оскар" и получил "Грэмми" за музыку к фильму "То, что ты делаешь" Тома Хэнкса (1996) и три премии "Эмми" за музыку к телевизионным шоу. Большим успехом пользовалась его музыка к бродвейской постановке по фильму Джона Уотерса "Плакса".
Терренс Макнелли (1938 – 24 марта 2020) – американский драматург
Терренс Макнелли был одним из самых известных и плодовитых драматургов в США. Он был открытым геем и много лет прожил в однополом браке с известным театральным продюсером Томом Кирдахи. В своих пьесах Макнелли поднимал темы жизни гомосексуалов, гомофобии, любви во времена СПИДа. "Театр меняет сердце, то тайное место, где мы на самом деле обитаем", – сказал он в 2019 году, получая четвертую премию "Тони".
Дэвид Дрискелл (1931 – 1 апреля 2020) – американский арт-критик
Главной темой исследований Дэвида С. Дрискелла была история афроамериканского искусства, которую многие культурные институты в США недооценивали и игнорировали. Среди его кураторских заслуг – выставка "Два столетия афроамериканского искусства: 1750–1955", проходившая в Лос-Анджелесе в 1976 году. Собрав более 200 картин, рисунков и скульптур, Дрискелл продемонстрировал, насколько значительным был вклад чернокожих художников в историю американского искусства. Дрискелл хотел показать белому культурному истеблишменту, что искусство афроамериканцев искусственно и незаслуженно маргинализировано, и добился своего. Эта выставка, признает ArtNews, "изменила историю искусства навсегда".
Жан-Лоран Коше (1935 – 7 апреля 2020) – французский режиссер и актер
Жан-Лоран Коше стал актером "Комеди Франсез", старейшей театральной труппы Франции, в 1959 году, когда ему было 24 года. В 1960-х основал собственную театральную школу и постепенно стал известнейшим во Франции преподавателем актерского мастерства. Среди его учеников были Жерар Депардье, Изабель Юппер и множество звезд телевидения, кино и эстрады. Юппер говорит, что была очарована его преподавательским мастерством. "В его классе я была скорее зрителем, чем актрисой".
Коше славился своей строгостью. Он не пускал на уроки опоздавших и не выносил, когда кто-то из учеников кашлял во время занятий. Он боготворил театр и считал, что спектакль должен быть похож на религиозную церемонию.
Среди жертв коронавируса – белорусский актер Виктор Дашкевич, японский комик Кен Шимура, бывший премьер-министр Ливии Махмуд Джибриль и многие другие люди, имена которых известны миллионам. И этот мартиролог пополняется каждый день.
Коронавирус COVID-19 — опасное заболевание, которое поражает людей во всем мире. Он получил распространение из Уханя, Китай. Сегодня заражённые регистрируются во многих странах мира. На начало апреля насчитывается около 1,4 млн. заражённых, 309 тыс. вылечились, 43 тыс. умерло.
Смертность превышает аналогичные показатели летальных исходов от гриппа, других болезней, поэтому во многих странах запрещено свободное перемещение, закрыты предприятия, общественные учреждения.
Принятые меры должны помочь предотвратить распространение вируса, снизить количество смертей. Средний возраст людей умерших от коронавируса превышает 60 лет, поэтому пожилые люди должны соблюдать меры предосторожности, не выходить и дома при отсутствии острой необходимости.
Ситуация в мире
На начало апреля почти полутора миллионов в мире около 400 тыс. случаев заражения приходится на США. На втором и третьем местах Италия и Испания со 140 тыс. и 135 тыс. инфицированных соответственно. Германия по количеству зараженных остается на пятом месте. Китай располагается на 6 позиции по числу инфицированных ( 82 тыс. заражений при 77 тыс. излечившихся).
По данным Всемирной Организации здравоохранения на начало апреля в мире насчитывается свыше 72 тыс. умерших от вируса, максимальное количество смертей зафиксировано в Италии — там умерло более 17 тыс. человек. Средний возраст итальянцев умерших от коронавируса составляет 60-79 лет (78 % случаев).
Ситуация в России
В стране, как и во всем мире, действует режим самоизоляции, выходить из дома разрешается только в случае крайней необходимости. В Москве зафиксировано около 3 тыс. заражения, в России количество инфицированных вирусом достигло 4 тыс. в 78 регионах. 39 в Москве человека умерли, 281 излечились. Первый смертельный случай был зарегистрирован в в Москве у женщины 79 лет. Она страдала от тяжелых болезней, скончалась 19 марта.
Многих интересует, какой самый молодой возраст умерших от коронавируса. Возраст самого молодого зараженного в России составляет 34 года. Заболевание у пациента было осложнено бронхитом, патологиями сердца и сосудов, поджелудочной железы. Он находился подключенным к аппарату ИВЛ в течение 4 суток. У других зараженных коронавирусом пациентов также была диагностирована хроническая форма бронхита.
В группу риска входят пациенты пожилого возраста. У пациентов старше 60 лет коронавирус вызывает серьезные осложнения. По сообщениям московского оперативного штаба такие пациенты страдают от пиелонефрита, гипертонии, диабета, кардиосклероза. Ослабленный организм не в состоянии бороться с вирусом, не помогает даже подключение к аппарату ИВЛ. Единичные случаи летального исхода зафиксированы в других регионах России, все пациенты пожилого возраста.
Факторы, влияющие на смертность
В Китае пик заболеваемости был пройден, что позволяет сделать выводы о характере протекания и особенностях инфекции. В соответствии со статистикой коронавируса по возрасту заболевших и умерших в Китае также умирают пожилые пациенты с тяжелыми хроническими заболеваниями.
По результатам клинической картины болезни китайскими учёными были выявлены факторы, увеличивающие вероятность смерти. На основании данных 191 пациентов было описано развитие коронавируса. Из 191 человека 137 вылечились, 54 умерли. Средний возраст излечившихся составил 52 г, скончавшихся — 69 лет. В результате анализа были выявлены следующие факторы риска, повышающие риск смертности:
- пожилой возраст;
- сепсис, патологии свёртываемости крови;
- повышенное АД;
- сахарный диабет;
- продолжительное использование неинвазивной вентиляции лёгких.
Высокий уровень смертности среди пожилых людей связан со снижением защитных сил организма, которое часто диагностируется у пожилых пациентов. Старение сопровождается интенсификацией воспалительных процессов, что является благоприятным фактором для размножения вируса. Продолжительная реакция на воспаление может спровоцировать повреждения головного мозга, сердечной мышцы, других важных систем и органов.
В результате исследований был выявлен также период, в течение которого сохраняется угроза заражения для окружающих. У умерших вирус сохранял активность до самой смерти пациента. Продолжительность активного периода у излечившихся пациентов составляет 8-37 дней. Показатель не связан с длительностью карантина.
Особенности протекания заболевания
Основная особенность COVID-19 заключается в возрасте и поле умерших — в основном это мужчины старше 60 лет. Высокая температура у пораженных вирусом сохраняется на протяжении 12 суток. У 50 % зараженных кашель продолжается после выписки из поликлиники, признаки одышки исчезают на 13 сутки после отправки в госпиталь.
Китайские медики отметили, что 60% пациентов были госпитализированы в тяжёлом и критическом состоянии. Важным фактором считается своевременное обращение за медицинской помощью.
Следует учитывать, что в 80 % случаев болезнь проходит в легкой форме, может быть излечена в домашних условиях.
В 14 % случаях патология протекает в тяжелой форме, существует вероятность развития пневмонии. 4,7 % случаев считаются критическими, сохраняется риск остановки дыхания, септического шока, множественного отказа систем и органов. Смертность составляет 2 %, самый высокий показатель летального исхода составляет 70-80 лет и старше.
Полезные рекомендации
В соответствии со статистикой возраста умерших от коронавируса болезнь безопасна для детей в возрасте до 9 лет. Пациенты старше 70 лет должны проявлять осторожность, что связано с изношенностью организма. Болезнь протекает у таких пациентов в тяжелой форме, вызывает серьезные осложнения, которые могут привести к летальному исходу.
Меры предосторожности должны соблюдать не только пожилые люди, но и молодые, так как они могут быть переносчиками COVID-19.
Рекомендации для людей из группы риска:
- сидеть дома, не выходит на улицу без надобности;
- приобрести запас продуктов и медикаментов на несколько недель на случай продления режима самоизоляции;
- держаться на дистанции от людей, особенно от лиц с явными признаками ОРВИ, отказ от контактов, рукопожатий;
- часто мыть руки, использовать антисептических средств для обработки поверхностей, дверных ручек;
- поддерживать чистоту в квартире с применением дезинфицирующих средств;
- отказаться от поездок, посещений общественных мест.
Важно также тщательно продумать свои действия в ситуации, когда заболеют родственники и близкие.
два дня назад в 12:06, просмотров: 212645
Уфимская Республиканская клиническая больница имени Куватова (РКБ) печально прославилась, когда стала очагом распространения коронавируса. В первых числах апреля там заболели сотрудники и пациенты. События развивались стремительно: пациенты устроили забастовку, главврач успокаивала народ с экрана федеральных каналов, что ситуация под контролем, клинику закрыли на карантин. Несколько дней назад часть сотрудников не выдержали изоляции и сбежали.
Мы не собираемся никого обвинять. Закончится коронавирус, с нарушителями разберутся. Пока мы хотим рассказать, как живется в закрытом госпитале заложникам ситуации и тем, кому удалось вырваться оттуда.
Зачинщицей "бунта" в госпитале называют 35-летнюю Рамилю Анянову. Это она рассказала со своей страничке в соцсети о том, что больница стала очагом заражения.
В РКБ женщину госпитализировали второго апреля. В клинике она проходила плановое лечение, не связанное с коронавирусом.
На днях Рамиля узнала, что пополнила ряды инфицированных COVID-19. На дальнейшее лечение ее перевели в городскую клиническую больницу №6.
- В минувшую субботу мне сообщили, что пришел положительный тест. У меня случилась истерика. Я ведь поступила в больницу со своими проблемами, тяжелыми, а тут еще прицепился коронавирус, - начала разговор пациентка. – Если меня накроет тяжелая форма вируса, мне тяжело будет выкарабкаться.
- Как вы себя чувствуете?
- Нормально. Симптомов пока никаких нет. Температура не поднимается. Но пугает положительный тест.
- Сколько всего тестов вы сделали?
- Четыре. Первый пришел отрицательный, второй - положительный. Третий - не говорят. Последний ждем.
- В каком отделении вы лежали в РКБ?
- 2 апреля меня положили в отделение ревматологии. 5 апреля в больнице начался хаос. В тот день нас заперли в отделении, велели никуда не рваться, в туалет выходить запретили, так как в больнице приступили к обработке помещений. Все испугались. Наш этаж закрыли полностью. Даже уборщицы не могли выбраться отсюда.
- Вам объяснили, что случилось?
- Никто ничего не пояснял. Позже поползли слухи, что в больницу проник коронавирус с 4 этажа. Мы находились на пятом. Вечером того же дня обслуживающий персонал покинул учреждение. На следующий день все вернулись на работу. И нам объявили, что больницу закрывают на карантин – посещение и передачки запрещены. Для многих врачей ситуация оказалось неожиданностью. Поднялась паника среди медперсонала. В итоге домой не отпустили никого – ни уборщиц, ни буфетчиц, ни врачей. У них с собой не оказалось ни сменной одежды, ни зубной щетки, ничего. Хорошо нашлись благотворители, которые через некоторое время доставили врачам гигиенические средства, одежду, завезли дополнительные кровати.
- Где врачи до этого спали?
- В кабинетах, в свободных палатах.
- Маски вам раздали?
- Масок не раздавали. Я носила свои. Правда, меняла их раз в сутки, а не как положено, каждые 2-3 часа. Экономила. Дело в том, что я всегда хожу в маске, даже без коронавируса. У меня тяжелое заболевание, мне нельзя простужаться. Для меня даже грипп убийственен. Примерно через полторы недели после объявленного карантина нам в палату принесли маски. Каждому пациенту раздали по три штуки. Когда они закончили, выдали марлевую многоразовую, которую можно стирать.
- У врачей были респираторы?
- Поначалу врачи носили обычные маски или марлевые. Уборщицы ходили в стандартных халатах. Когда начался карантин, им завезли нормальные маски и защитные комбинезоны.
- Как дальше развивались события?
- К нам в ревматологию перевели пациентов с подозрениями на COVID-19. Мы подняли бунт - собрались в коридоре, потребовали встречу с главврачом. Не понимали, почему зараженных больных перевели в чистое отделение.
- Как вы поняли, что к вам перевели пациентов с коронавирусом?
- Я услышала разговор нашей заведующей с руководством. Ее предупредили, что в отделение переведут новых пациентов. Она кричала, что не нужно сюда других больных. А потом к нам госпитализировали пациентов с коронавирусом вроде из хирургии. Они мимо нас ходили в туалет, еле ноги передвигали, их чуть ли не рвало, сильно кашляли.
- Главврач к вам в итоге пришла?
- На второй день после бунта она поднялась к нам. Пояснила, что пациентов класть некуда, поэтому перевели к нам на этаж. А вот на наш вопрос, подтвердился ли у них коронавирус, она растерялась, толком ничего не ответила. В тот день я попросила сделать мне КТ. На снимке увидели пневмонию.
- Главврач успокаивала пациентов, мол, не волнуйтесь, больные с коронавирусом изолированы, вы не заразитесь?
- Ничего подобного мы не услышали. Это была наша первая и последняя встреча с главврачом. Несколько раз я пыталась ей дозвониться, чтобы разрешили передачи от родственников. Она не поднимала трубку. Звонила по этому в поводу в наш Минздрав, там мне посоветовали общаться с главврачом. Получался замкнутый круг. Но тем не менее, передачки разрешили.
- Зачем вам нужны были передачи?
- Если бы вы попробовали местную кухню, то поняли бы, зачем. Еду нам приносили в пластиковых контейнерах. Я выкладывала снимки в соцсети, жаль картинки не передают запах. На обед нам приносили щи с рожками. Меня от одного вида чуть не стошнило. Давали сухой плов, который хрустел на зубах. С местной кухней я окончательно завязала, когда доставили воду, в которой плавал протертый огурец. Вероятно, это какой-то их фирменное блюдо.
- Вы не спрашивали поваров, почему такая плохая еда?
- Медперсонал это ест?
- Когда их здесь заперли, первое время вроде ели. Потом перестали, потому что разрешили передачки.
- С вами в палате сколько человек лежали?
- Пятеро. У двоих быстро диагностировали пневмонию. Но их от нас не переводили. Когда одна соседке стало плохо дышать, ее увезли в реанимацию. Она до сих пор на аппарате ИВЛ, в медикаментозной коме. Ее родственники мне звонят, просят узнать о состоянии, у них никаких новостей нет. Другую соседку перевели со мной в 6-ю больницу. Сейчас она тоже в реанимации.
- Сколько лет пациенткам?
- Та, которая осталась в РКБ – около пятидесяти. Которая приехала со мной – под семьдесят.
- Все они заразились в больнице?
- Да, это внутрибольничная инфекция. Изначально они поступили в клинику с другими проблемами. Наше отделение держалось до последнего. Надеялись, что нас минует вирус, разъедемся по домам. Не успели.
- Когда в больнице объявили карантин, пациентам выдали антисептики, помещение обрабатывали?
- За две недели моего пребывания в больнице, два раза осуществляли дезинфекцию в коридоре, стены опрыскивали хлоркой. Палату не обрабатывали. Антисептиков не выдавали, у меня свой был. 17 апреля меня перевели в больницу №6. Республиканскую хотят полностью освободить, провести там дезинфекцию и заново открыть.
- Когда вы узнали, что ваш тест на COVID-19 положительный?
В конце беседы я задала Рамиле вопросы, на которые не могу найти ответы.
- Когда вы подняли шум на всю страну по поводу случившегося в больнице, врачи просили вас остановиться, не предавать огласке?
- Напротив, ко мне многие врачи подходили и тихонечко благодарили меня. Говорили, что я молодец. Я понимаю, что большинство врачей, как и пациенты, оказались заложниками ситуации. Они не виноваты, что кормили нас помоями, а в больнице не оказалось масок. Муж мой ругался, мол, зачем ты одна борешься за всех? Да потому что остальные – и пациенты и медики – боялись. Одни испугались, что их выгонят из клиники, другие волновались, что лишатся работы. Я слышала, что некоторые врачи, когда все закончится, все-таки уволятся оттуда.
Рамиле Аняновой повезло, что ее перевели в другой госпиталь. Но в РКБ остались те, кто не знает, как сложится их дальнейшая судьба.
Мы связались с родственниками пациентов. Вот что рассказала жена одного из тех, кто остается запертым в больнице.
«Муж лежит в хирургии. Поступил туда за две недели до карантина со своей проблемой. Собирался выписываться, и тут больницу закрыли. Его оставили еще на две недели. Карантин закончился, но что дальше – нет ясности, его не выпускают. Лег человек на плановую операцию, а выйдет ли теперь оттуда?
Информации никакой нет, пациентам ничего не говорят. Вроде потихоньку начали выписывать людей. За людьми приезжают машины из районов и увозят.
В его отделении за последние недели творилась неразбериха – людей переводили из одной палаты в другую, подселяли новичков, освобождали палаты для медиков.
Супруг сначала лежал в одной палате с людьми, которых после первого положительного теста перевели в инфекционку. Потом мужа переселили в другую палату, где тоже находились зараженные. Сейчас к ним подселили мужчину с температурой.
Половина врачей из их отделения исчезла. Куда они делись, понятия не имеем. В воскресенье ушла домой женщина, которая разносила еду.
За последние две недели им выдали только одну маску, в тот день, когда в клинику приезжал глава региона с проверкой. Анисептик для рук появился на второй неделе карантина. Выделили один флакон 100 мл на всю палату, где лежат 5 человек.
Мы разговаривали с женщиной в субботу. В воскресенье еще раз связались.
«У нас новости. Второй тест мужа оказался положительным, как и у остальных тринадцати человек из их отделения. Некоторым ничего не сказали – лежат и сами не знают, что у них. Врачи тоже заразились, там же лежат.
Что дальше – не говорят, ждут решения сверху. Вроде всех должны перевести в другую больницу. Сначала думали отправить пациентов лечиться по месту жительства. Но в том городе, где мы живем, ситуация с больницами еще хуже. Не дай бог.
Кормят в больнице нормально, муж не жалуется. Он простой человек, привык на работе к столовской еде. Но заметил, что после введения карантина, еда стала лучше.
Врачи ему ничего не говорят. Заведующий отделением пропал пару дней назад. В воскресенье пришла новость, что он тоже заразился.
Главврач к ним в отделение не приходила. В хирургии вроде нет аппаратов ИВЛ, но в реанимации они есть.
Из симптомов у мужа небольшой кашель, в носу свербит, под вечер поднимается температура до 37 градусов. Причем у тех, кого выпустили домой, такие же симптомы.
В палате душно, вентиляцию заткнули, наверное, чтобы вирус не летал.
Дочь еще одного пациента, который сейчас находится в больнице, умоляет отпустить отца домой.
«Папа лежит в хирургическом корпусе. Ему делали сложную операцию, удаляли грыжу позвоночника. После операции он должен был проходить реабилитацию в той же больнице.
Сейчас он лежит там никому не нужный. И он не один такой. Кормят там плохо, а я не могу привезти ему продукты, нахожусь в другом городе. Врачи к нему не приходят. Рану после операции два дня не обрабатывали. Хорошо маме разрешили находиться рядом с отцом. Она ухаживает за ним. Там многие сидят со своими близкими, кто после тяжелых операций.
Мы надеялись, что отца выпишут после окончания карантина. Но никого не отпускают. Каждый день папа пытается достучаться до врачей, узнать, когда наступит его свобода. Доктора пожимают плечами.
Мы обращались за комментариями к врачам больницы. Писали главному врачу в соцсети, куда женщина еще недавно выкладывала больничные новости. Ответа не последовало.
Скорее всего, Валентина уже дома. Больше постов она не писала. Нашу просьбу рассказать о работе врачей проигнорировала.
P.S. Перед выходном материала мы еще раз связались с героями материала, узнать, не изменилось ли что-то за последние сутки.
Читайте также: