Москва церковь причащение коронавирус
10.04.2020 в 17:21, просмотров: 8601
Недавно слова о том, что церковь — это такой же потенциальный рассадник инфекции, как супермаркет или метро, вызывали у православных негодование. Однако сейчас, увы, опасность целовать иконы и мощи подтверждается фактами. В пятницу представители РПЦ сообщили, что минимум у 8 священников в Москве подтвердился коронавирус. Прихожанам рекомендовали самоизолироваться. Мы связались с храмами, где был обнаружен вирус.
— Мы всерьез заботимся о дезинфекции. Когда стало известно про коронавирус, все батюшки сдали анализы, неделю наш храм вообще не работал. Мы повторяем рекомендацию, которую дал патриарх: не нужно сейчас ходить в храм, лучше повременить. Если человеку действительно необходимо причаститься — например, в случае болезни — можно пригласить батюшку на дом, он не откажет, - объяснили в храме в Марьине.
Похожий ответ мы получили в храме Андрея Первозванного в Метрогородке. Там нас тоже заверили, что с момента заражения прошло почти 2 недели, и за все это время батюшка в храме не появлялся.
— В прошлое воскресенье, кажется, у него поднялась температура, и он сразу остался дома. Поэтому риск минимален. Однако у нас уже провели полную дезинфекцию, и без масок мы даже не разрешаем заходить в храм. Маска нужна обязательно! И, конечно, прихожанам необходимо соблюдать дистанцию, - сообщили в церкви.
Храм Рождества Богородицы в Крылатском сообщил о беде, постигшей одного из священнослужителей, на официальном сайте – от прихожан здесь ничего не скрывают.
Отец Александр Агейкин – вслед за служителями небольших храмов Москвы – напомнил, что если уж верующий пришёл в храм, то ему следует соблюдать все санитарные нормы: надевать маску, пользоваться антисептиком, выдерживать социальную дистанцию. И, конечно, задуматься, действительно ли это было необходимо.
— Мы не можем осуждать тех, кто пришел в храм. Возможно, люди в отчаянии, и для них оказаться в церкви, перед иконами — это последняя надежда сейчас, способ побороть страх. Мы можем только напоминать им, что для молитвы не существует преград, и обратиться к Богу можно без помощи священника, без визита в храм — просто у себя дома, — добавил Агейкин.
Крупы всех видов, в том числе, конечно же, гречка, отборная ядрица. Правда, больше сотни рублей за килограмм. Остальной товар тоже недешев, в среднем в полтора-два раза дороже, чем в супермаркете. Покупателей за 15-20 минут нашего пребывания не нашлось. Возможно, они появятся после службы (в 15 часов).
Большая, ухоженная территория не пустует. Гуляют мамы и бабушки с детьми. Последние ведут себя спокойно — словно понимают, что хулиганить в культовом месте не положено. "Детские площадки позакрывали, вот и ходим сюда с внуком гулять. Ему же, трехлетнему человечку, не объяснишь про болезнь эту новую, про запреты, — делится улыбчивая москвичка Ирина. — Хорошо еще, что здесь разрешают находиться".
— Конечно, из-за эпидемии намного меньше людей ходит, — говорит наша собеседница. — Все понимают потенциальную опасность. И наш батюшка благословил паству, чтобы молились в это тяжелое время дома, не рисковали здоровьем — ни своим, ни других людей. Исполняет волю патриарха.
— Причащаться, исповедоваться сейчас можно?
— Можно, конечно. Для причастия и пития святой воды есть одноразовые стаканчики — санитарно-гигиенические правила мы соблюдаем полностью. Да и люди уже поняли, что шутить с инфекцией нельзя. Ведут себя очень аккуратно, надевают маски, иконы не целуют, батюшку тоже берегут — не подходят к нему близко. Вообще все ритуалы мы проводим — повторюсь, с соблюдением всех правил.
— Можно ли попросить батюшку приехать на дом — чтобы не нарушать режим самоизоляции?
— Да, конечно! Вы можете позвонить и попросить об исповеди, соборовании, причастии. Батюшка никому не отказывает.
Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.
До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее.
Относительно Причащения Святых Христовых Таин
1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий[1] — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.
3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.
4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.
5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.
Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания
6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).
7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.
Относительно совершения таинства Елеосвящения
Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни
9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.
10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.
11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.
12. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.
13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования тщательно омывая кипятком.
14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.
15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.
Указания общего характера
16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).
17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.
18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.
19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.
20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.
21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.
[1] — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).
Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:
- препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);
- 3% перекись водорода;
- 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);
- 75% этиловый спирт;
- хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).
Санитарная обработка иконы в храме Святителя Алексия в Рогожской слободе, Москва. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Вход Господень в Иерусалим или, как его чаще называют в России, Вербное воскресенье, оказался последним праздником, состоявшимся в стенах церквей перед главным для православных христиан праздником Пасхи. На прямых трансляциях из храмов было видно, как прихожане — в том числе пожилые — стояли вплотную друг к другу. Большинство было без масок и перчаток.
Еще в середине марта Священный Синод принял новые правила проведения богослужений и совершения таинств в условиях эпидемии: священникам предписали использовать одноразовые посуду, перчатки, салфетки и палочки, а также протирать иконы дезинфицирующими салфетками. Прихожанам же рекомендовали не целовать чашу со святыми дарами, крест и руку священнослужителя.
Храм Христа Спасителя закрыт для посещения в Москве. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Даже эти ограничения вызвали резкое неприятие у части паствы и клира, говорят священнослужители, с которыми мы пообщались. Полное закрытие храмов в Страстную седмицу стало для одних серьезным потрясением, другие напрямую отказываются выполнять предписание санитарных врачей и ищут способы попасть в храмы, где все еще идут богослужения. Возможности проконтролировать это повсеместно нет, потому что не все храмы отказывают пришедшим на службу верующим.
По благословению патриарха Яковлев пытался воздерживаться от похода в церковь в обычные дни, но вот пропустить воскресную литургию уже не смог.
Храм, в который Яковлев ходил постоянно, сейчас закрыт. Пятеро из семи священнослужителей, которых он знает много лет, ушли на больничный. При этом Яковлеву неизвестно, нашли ли у священников коронавирус. Храм, в котором служат заболевшие, он также назвать отказался.
За здоровье своей матери беспокоится жительница Подмосковья Валентина, пожелавшая сохранить анонимность. Та стала регулярно ходить в церковь, когда у нее обнаружили рак. Последние шесть лет 60-летняя женщина поет на клиросе и активно занимается воспитанием новых верующих. В марте, когда число заболевших коронавирусом стало увеличиваться, Валентина попробовала отговорить мать ходить в храм.
Патриарх Кирилл во время литургии в день празднования Входа Господня в Иерусалим в храме Христа Спасителя. Богослужение проходит без прихожан, люди могут посмотреть трансляцию службы онлайн. Фото: Станислав Красильников / ТАСС
В начале апреля рабочая группа при патриархе впервые объявила о заболевших коронавирусом среди священнослужителей Московской епархии. Среди них оказался и иерей Виктор Волков, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Коронавирус также заподозрили у других священнослужителей этого храма. Его настоятель, 83-летний Георгий Бреев, сейчас находится в отделении усиленной терапии с двусторонней пневмоний.
Сын Бреева называет себя практикующим православным, но, несмотря на это сейчас он не ходит на службы и вместе с семьей соблюдает самоизоляцию. Он говорит, что беспокоился за отца, которому приходилось ходить в храм во время эпидемии, но понимал, что тот не мог перестать служить.
Коронавирусный поп поклоняется Антихристу
По официальным данным на 16 апреля, коронавирус нашли у 24 клириков, которые служат в 15 храмах и двух монастырях московской епархии. Положительный результат также получили еще пять насельников из четырех московских монастырей. Еще у 35 священнослужителей и монахов есть симптомы коронавируса, но диагноз не подтвержден.
Издание Baza, не называя источников, сообщало, что коронавирусом заболели руководитель протокола РПЦ Андрей Бондаренко и замруководителя секретариата московской патриархии протоиерей Александр Агейкин — люди из ближайшего окружения патриарха.
Сейчас, по его словам, у троих заразившихся сотрудников прихода развилась пневмония, а одну из них, монахиню, госпитализировали после ухудшения состояния.
Освящения пасхальных куличей в гипермаркете, Новосибирск. Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
На грани раскольнических настроений
Сейчас он единственный подтвержденный коронавирусный больной в своем храме. О заболевших прихожанах отцу Федору также неизвестно. По мнению священника, никто в приходе не заболел, потому что священники внимательно выполняли все предписания по профилактике: обтирали ложечки для причастия спиртом, а также перешли на одноразовые палочки, салфетки и стаканчики.
Отец Федор приводит в пример греческие православные церкви, которые прекратили службы на время эпидемии.
Праздник к нам приходит
На вопрос, кто будет следить, чтобы в храмах не было прихожан, Кипшидзе ответил, что из сложившейся практики ему пока неизвестно, как реализуются предписания санитарных врачей о запрете доступа в храмы.
Канун Вербного воскресенья в Сочи. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов
Заседание Священного Синода РПЦ состоялось в среду вечером, поэтому заявление по коронавирусу, где рекомендуется "последовательное и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических мер профилактического характера" было опубликовано во время литургии Преждеосвященных Даров (в названии отражается суть службы: на ней причащаются заранее освященными Телом и Кровью Христовыми), на которой причащались многие православные.
Причащалась и я. Вместе со всеми. Из одной чаши, одной лжицей (ложкой), запивая причастие из общих же чашечек.
Кстати, о пандемии коронавируса тоже объявили во время службы, поэтому никто из находящихся в храме о ней не знал. Тем не менее, находясь все последнее время в здравом уме и твердой памяти, я задумывалась о последствиях нахождения в скоплении людей, общем причастии, целования креста. Даже будучи с детства верующей и верящей в святость совершаемых Таинств, не могла не думать если не о себе, то о детях, беременных.
Тем более, что сейчас идет Великий пост, и довольно много людей хочет участвовать в богослужениях. А когда человек действительно чего-то хочет, остановить его довольно сложно, скорее, невозможно.
И служб в ближайшие дни будет предостаточно: литургия преждеосвященных, родительская суббота (день особого поминовения усопших), воскресная служба. А еще в каждом храме проводится соборование: одно из семи Таинств, которое совершается для исцеления духовных и телесных болезней. Материально оно заключается в семикратном помазывании всех людей в храме елеем (освященным маслом) одной кисточкой. Стоит ли участвовать в Таинстве, рекомендуемом для душевного и телесного оздоровления, во время пандемии? Если идти и даже ехать придется общественным транспортом, совершаться оно будет в присутствии большого количества людей?
И как совместить в голове и претворить в дело рекомендации уклоняться от скоплений народа, избегать физического контакта с существующей практикой постоянного плотного контакта? Конечно, ни один храм в Русской Православной Церкви не вместит несколько тысяч человек, то есть формально распоряжение от 10 марта мэра Москвы Сергея Собянина "о введении запрета на проведение в столице массовых мероприятий с участием более 5 тысяч человек" нарушено не будет. Но постоянные прихожане знают: число желающих прийти на службу в Великий пост увеличивается в несколько раз. Так что молиться придется в том самом "тесном контакте".
Рекомендаций в эти дни было дано огромное количество в большинстве своем прямо противоположных. Одни предлагают одноразовые стаканчики, бумажные и одноразовые же платы и даже использование зубочисток. Другие призывают ничего не боятся: если мы, христиане, верим в то, что во время Евхаристии хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа, глупо не доверять Богу в столь несущественном вопросе. Некоторые священники рекомендуют оставаться дома, другие (священники же), призывают прихожан в храмы, аргументируя это тем, что за годы служения (и причастия) с ними ничего не случилось.
В каждой позиции есть свои слабые и сильные стороны. С каждой можно спорить или соглашаться.
Замечу, что в Финской и в Американской православных церквах ввели максимальные определенные ограничения и для священнослужителей, и для верующих с рекомендацией "минимизировать физический контакт". Что крайне важно, в рекомендациях есть Евхаристия: "причастие дается с одноразовых деревянных ложек, которые после литургии будут сожжены, что позволит соблюсти как гигиенические, так и канонические предписания".
Здравая мысль, но и она имеет и сторонников, и противников. Не в последнюю очередь, сообразующихся с экономическим положением: далеко не каждый храм (даже в Москве) может позволить себе закупку одноразовой посуды, предназначенной для сожжения.
Да и непонятно, как на такое нововведение отреагирует церковное начальство. Ведь на сегодняшний день никто не отменил запланированный на 13 марта в храме Христа Спасителя праздник — День православной книги, поскольку одномоментно он вмещает "всего" полторы тысячи человек. А в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга можно поклониться доставленной из Иерусалима частице мощей пророка Иоанна Предтечи.
И как тут не вспомнить главный наказ израильских бабушек: "При бомбежке надевайте ваше лучшее белье". Самое время вспомнить дореволюционную традицию наряжаться на воскресную литургию.
— Какие меры принимает РПЦ для борьбы с распространением коронавирусной инфекции?
— В РПЦ разработаны и приняты инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игуменьям в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Это всеобъемлющий документ, который содержит комплекс санитарно-эпидемиологических норм и требований, выполнение которых в приходах позволит всем людям, которые посещают богослужения, чувствовать себя в безопасности. Я хотел бы сказать, что самое главное и для верующих, и для неверующих — не поддаваться панике. Надо сохранять здравомыслие, спокойствие, соблюдать разумные требования и не доводить до абсурда реальность угрозы заражения этим заболеванием.
— Введены ли карантинные меры для священнослужителей, сотрудников храмов и прихожан?
— Наши рекомендации очень просты: если человек болеет, он должен подумать не только о себе самом, но и о безопасности окружающих его людей. При появлении симптомов любого инфекционного заболевания не стоит подвергать опасности заражения окружающих. Клирику или мирянину в таком случае лучше остаться дома ради любви к ближнему. У тех прихожан, кто заболел и нуждается в безотлагательном посещении священнослужителя, есть возможность пригласить священника домой. В этом случае угроза распространения любой инфекции, в том числе и коронавирусной, сведена на нет.
— Этой возможностью пользуются? Много ли людей, находящихся на карантине, зовут батюшку домой?
— Понятно, что прошло короткое время и статистика не обобщена, но, я думаю, это очень разумно и многие верующие такой возможностью воспользуются. Священнослужитель посещает дома и больных, и здоровых, соблюдает профилактические меры, которые предусмотрены. Существует также возможность причащения тех, кто находится в инфекционной больнице. По согласованию с администрацией больницы, это делается безопасным образом.
— Были ли уже такие случаи, когда граждане, у которых выявлен коронавирус и которые находятся в больнице, обращались к священникам?
— Мы такие случаи не регистрировали, но я могу со всей ответственностью заявить, что никакой священнослужитель не откажет человеку, находящемуся в инфекционной больнице, в возможности приобщиться к таинствам церкви. Так было всегда.
— Давайте поговорим о мерах предосторожности. Например, измеряют ли батюшкам и прихожанам температуру при входе в храм?
— В случае необходимости могут производиться замеры температуры. Например, в синодальном учреждении, где я работаю в отделе взаимодействия с обществом и СМИ, проводится замер температуры у сотрудников. Люди, которые чувствуют недомогание, остаются дома на больничном либо могут работать удалённо.
Думаю, возможность измерять температуру прихожанам существует. Любые меры требуют времени, чтобы они были введены в действие.
— В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России введён запрет на проведение массовых мероприятий численностью более 50 человек. Коснётся ли данный запрет церковных мероприятий?
— Мне неизвестно о наложении запрета на проведение богослужений. Я думаю, что те меры, которые уже были приняты, достаточны для того, чтобы богослужения не становились дополнительным риском распространения инфекции. Более того, исторически церковь несла служение и при более серьёзных эпидемиях, которые приводили к многомиллионным жертвам. И даже в тех случаях, когда уровень санитарно-гигиенического благополучия и профилактики был намного ниже, церкви никогда не становились фактором массового заражения. В том числе и в советское время церкви не закрывались во время эпидемий.
— Выходит, что церковь не соблюдает распоряжения местных органов власти?
— Тот запрет, который я видел, касается досуговых мероприятий. Мне неизвестно про нормы, которые бы предполагали запрет богослужений, в том числе в храмах, где собираются более 50 человек.
— Многие пользователи соцсетей выражают недоумение тем, что, несмотря на карантинные меры, прихожане продолжают стоять в очередях к мощам, прикладываются к иконам и тем самым, возможно, способствуют распространению вируса. Как вы полагаете, имеет ли смысл введение запрета на подобные мероприятия? Действительно ли вы уверены, что обтирание спиртом после прикосновения к иконе спасает от коронавируса?
— Я думаю, что те меры, которые принимает церковь, научно обоснованны. Дезинфекция будет несомненно способствовать тому, чтобы не создавались дополнительные риски для распространения вируса. Хотел бы обратить внимание на то, что, например, в метро и в общественном транспорте концентрируется гораздо большее количество народу. Я бы хотел также подчеркнуть, что посещение церкви и участие в таинствах церкви — это для всех верующих людей вопрос их духовного состояния, вопрос, если хотите, их спасения. В ужесточении профилактических мер нет необходимости, поскольку нет понимания, что богослужение не является каким-то дополнительным фактором распространения инфекции.
— Вводились ли особые режимы богослужений в храмах РПЦ за рубежом — в странах, где был введён режим ЧП?
— Опыт разнообразный. Насколько мне известно, в Великобритании вообще не вводят никаких ограничений. Я знаю, что в любых странах, где есть приходы нашей церкви, максимально пытаются следовать разумным мерам, которые исходят от правительства этих государств. Меры очень серьёзные, беспрецедентные. Церковь всегда с вниманием относится к рационально обоснованным требованиям, касающимся всех сторон её жизни, начиная с санитарно-эпидемиологического благополучия и заканчивая пожарной безопасностью.
— К вопросу о других странах: как планируется проведение пасхальных мероприятий на территории Израиля?
— Все меры носят временный характер. Давайте дождёмся приближения Пасхи и тогда будем это обсуждать.
— Планирует ли РПЦ проводить богослужения и другие мероприятия для прихожан в онлайн-формате в случае ухудшения эпидемиологической обстановки, введения ЧП на территории России? Имеются ли наработки в данной области? Сможет ли церковь продолжить работу в режиме онлайн? Есть у РПЦ вообще такая возможность?
— У нас есть храмы, из которых транслируются богослужения — это ориентировано на людей, которые не могут лично посещать храмы, например из-за инвалидности. Однако я думаю, что большинство наших верующих предпочитают лично посещать храмы. Для них это часть их жизни и, учитывая, что меры безопасности являются достаточными, наши верующие предпочитают приходить в храм.
— Многие люди сегодня переведены на карантин. По приказу руководства они не могут посещать церковь, даже будучи здоровыми. Есть и вернувшиеся из Европы, которые также находятся на карантине. Целесообразно ли организовывать онлайн-трансляции мероприятий для этой категории людей?
— Для тех, кто находится в ситуации принудительного карантина, и так есть трансляции — их можно найти в интернете.
Мы не можем не переживать за судьбы людей, потому что коронавирус — опасная болезнь, протекает тяжело, особенно у пожилых людей. А именно они, как правило, составляют большую часть наших прихожан.
Я бы обратил внимание, что состоялось заседание Синода, где было принято разумное и взвешенное решение о том, что надо озаботиться состоянием санитарных норм на любом приходе. Это ни в коем случае не связано с лишением церковных таинств. Это значит надо прибираться вовремя в храмах, дезинфицировать ручки входных дверей, пользоваться одноразовой посудой в трапезных храма, одноразовыми стаканчиками для запивки. Мы видим много факторов риска, которые не связаны с таинством Евхаристии.
Надо помнить, голова нам дана не только для того, чтобы шапку носить, а думать. Есть элементарная культура человеческого общения, которая говорит о том, что если ты болен, то надо идти в больницу или вызывать врача на дом, а не подставлять других людей, подвергать их опасности. Это касается всех случаев, а не только посещения храма. Касается не только коронавируса, но и любой другой болезни.
У нас почему-то люди при плохом самочувствии идут на работу и ещё гордятся этим. В школу, садик отправляют детей, когда те кашляют, чихают. Также и в храмы идут, когда болеют. Почему бы не задуматься: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное или респираторное заболевание, не надо искушать Бога, не надо подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома. А если верующий хочет причаститься в таком состоянии, надо пригласить домой священника. Это не какое-то нововведение, известная практика, когда к больному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит. Не подвергать близких опасности – это уважение, любовь к ним.
Тело и Кровь Господня, которым мы причащаемся, — святыня, побеждающая всё, и оставленная нам Господом. Вернее, святыня, которая каждый раз подаётся нам Господом для здоровья наших душ и телес.
И мы, православные христиане, верим в то, что инфекция через Причастие передаваться не может, потому что хлеб и вино на литургии таинственным, непостижимым для человека образом претворяются в Тело и Кровь Господни, а в них никакая зараза и никакой вирус не могут жить.
За годы своего служения я много кого причащал, эти люди имели разные болезни, что не мешало мне потреблять Чашу. Но утверждать, что свойства вина и хлеба, ставшие Телом и Кровью, совершенно лишены способности испортиться, я не стану.
Когда я приехал на первый свой приход, мне пришлось принимать храм от священника, который был изгнан своей старостой.
История была весьма печальная и неправы были обе стороны. Но так уж случилось, что священник не потребил Чашу после своей последней службы, и её содержимое на момент приёма мною прихода превратилось в комок плесени. Епископ благословил сжечь то, что было в потире.
Когда я слышу и читаю критику тех мер, которые предписаны Синодом в связи с пандемией, я думаю о том, что, хотя христианину не нужно бояться заразиться от Причастия, но и придумывать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Например, что в храме можно забыть обо всех предосторожностях. Да, Бог печется о каждом мгновении жизни человека. Но и разум человеку тоже даровал Бог. Как и чувство осторожности.
Нам не запрещено причащаться. Но даны рекомендации, как правильно поступать в период эпидемии. И прислушаться к мнению того, кого мы именуем Великим господином и отцом, думаю, совершенно логично.
Эпидемии, экономические кризисы и даже войны — это всё временные явления. А есть то, что приближает к вечности — это молитвы, богослужения и таинства, которые являются для православных христиан мероприятиями безотлагательного характера, подобные походу в поликлинику, лечению в больнице. Верующие люди опытным путем знают, что после таинств многие получают исцеление души и тела. И для многих христиан это жизненно необходимые вещи.
Кстати, даже во время бубонной чумы, пришедшей в Россию в XIV веке, православные храмы не закрывались. Потому что вера для людей в таких ситуациях является сильным мотивирующим фактором, вплоть до укрепления иммунитета, поскольку медики знают, что многие болезни приходят из-за нервных срывов и стрессов. Уже не говорю про укрепляющую силу церковных таинств.
И в те стародавние времена, когда по стране ходили эпидемии оспы, дифтерии и брюшного тифа – Церковь никогда не пренебрегала санитарными мерами. Делается это и сейчас. Более того, известно, что в Благовещенске в начале XX века во время эпидемии тифа, когда над домами реяли черные флаги, указывающие на заражение, после крестного хода с Албазинской иконой Божией Матери – болезнь локализовалась и сошла на нет. И православные благовещенцы верят, что это произошло помощью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но также помним заповедь: на Бога надейся, а сам не плошай.
Коронавирус не существует сам по себе, всем управляет Господь! И если попускаются эпидемии и другие скорби, то, вероятно, цель одна – остановить распространяющееся безбожие, привести людей к покаянию. Поэтому и эпидемию коронавируса хорошо бы встретить с покаянной молитвой, постараться оставить греховные привычки. В Таинствах действует Господь, верим, что Он и сохранит от всякого заражения! Но чтобы не искушать Господа Бога нашего, следует принять некоторые меры в храме – например, лучше мыть посуду в трапезной, ввести одноразовые полотенца, запивать после Причастия из одноразовых стаканчиков.
Собрала мнения Александра Грипас
Читайте также: