Закрыли храм из за коронавируса
Ряд политиков, общественных деятелей и блогеров настаивают: Русская Православная Церковь должна прекратить публичные богослужения и закрыть храмы. Эта мера якобы поможет остановить пандемию коронавируса. Верующие категорически не согласны, а священноначалие Московского Патриархата уточняет: о закрытии храмов речь может идти только в том случае, если будет введён карантинный режим, подразумевающий ограничение пользования общественным транспортом и посещение торговых учреждений и организаций общественного питания.
Русская Православная Церковь не прекратит богослужений и не закроет храмы. Об этом заявлено в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия. Письме, в котором всем епархиальным архиереям на территории России предписывается тесно взаимодействовать с местными властями в борьбе с угрозой распространения коронавируса. И в то же время указывается, что о закрытии храмов пока не может быть и речи.
Так, в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия, разосланном всем митрополитам, архиепископам и епископам Русской Православной Церкви, предписывается:
Сообщать региональным властям об уже осуществляемых мерах в рамках исполнения Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. В случае издания официальных актов региональных властей принимать, исходя из пастырских соображений и заботы о людях, иные меры, не противоречащие строю церковной жизни. Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие.
Таким образом, священноначалие Русской Церкви наглядно демонстрирует свою открытость и готовность к взаимодействию со светскими властями. И власти пока сохраняют корректность к верующим. Так, в сегодняшнем (от 26 марта 2020 года) обращении мэра Москвы к жителям столицы нет категорического запрета на посещения храмов, но используется мягкая рекомендательная формулировка: "Понимая чувства верующих москвичей, тем не менее очень рекомендую и прошу в эти дни воздержаться от посещения религиозных объектов".
В ответ на это в комментарии Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции было подчёркнуто:
При этом Церковь уже немало сделала для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Что касается уже предпринятых санитарно-эпидемиологических мер, то ещё на прошлой неделе всем священнослужителям было указано не подавать руку прихожанам для целования при благословении, а в случаях поклонения Кресту, Евангелию, иконам и другим святыням протирать их "после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора". Более того, за Божественной Литургией предписано дезинфицировать лжицы (богослужебные ложечки для Причастия) после каждого причастника.
Предпринятые Церковью санитарные меры поистине беспрецедентны, их невозможно сравнить даже со случаями эпидемий моровой язвы (чумы) и холеры в прежние века. Похожая практика благословлялась Церковью для причастия прокажённых в лепрозориях. Слава Богу, опасность коронавирусной инфекции с этими условиями сравнить никак нельзя. И даже во времена ужасной холерной эпидемии 1830-1831 годов, от которой погибло около 200 тысяч человек (почти половина заразившихся), храмы не закрывались. Святитель Филарет Московский по этому поводу писал:
"Напрасно более бояться молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась".
И фактов спасения русской глубинки от этой эпидемии по молитвам Пресвятой Богородице перед Её чудотворными образами было немало. Так, одной из самых известных святынь, помогающих в случаях эпидемий, стала Шуйская икона Божией Матери, ранее уже спасавшая русские земли от моровой язвы (чумы). Также широко известна целительная помощь Боголюбской иконы и многих других православных святынь. А праздник Происхождения или, иначе, Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня (в народе именуемый "Первым Спасом"), совершаемый в августе, издревле связан с тем, что в Ромейском царстве (Византии) именно крестные ходы с Крестом Господним не раз помогали спасти империю от различных эпидемий.
Понять, почему в сегодняшних условиях всё чаще слышны голоса тех, кто требует прекратить православные богослужения и вовсе закрыть храмы, несложно. Десятилетия советской власти сделали своё дело. Идейные потомки советских воинствующих безбожников, сменив коммунистические идеалы на банальное либеральное западопоклонство, в богоборческой риторике ничем не отличаются от своих большевистских предшественников. Религия – "опиум для народа", церкви – "источники заразы", верующие же в последние дни оскорбительно именуются "иконолизами".
Советская богоборческая пропаганда. Фото: pravoslavie.ru
В прошлом, XX веке под подобными лозунгами были закрыты и разрушены сотни храмов, расстреляны тысячи священнослужителей, пополнившие многотысячный сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Хотя ни одного примера заражения через Святое Причастие и поклонение святыням выявлено и зафиксировано не было. А ведь советские власти весьма старательно выискивали любые поводы для борьбы с Церковью и верующими.
Сегодня в разных странах антицерковные коммунистические методы уже используются. Например, в Румынии верующих уже силой выкидывали из православных храмов, в Греции на некоторое время был задержан митрополит Кифирский Серафим только за то, что в его кафедральном соборе звонили в колокола для созыва верующих на богослужения. На Украине же во многих регионах, включая Киев, священнослужители и верующие фактически выброшены на улицы и вынуждены совершать богослужения под открытым небом в любую погоду. Более того, один из киевских приходов, посмевший совершать богослужение в храме, был оштрафован на 30 тысяч гривен.
Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (справа), сенатор от Республики Алтай В. Полетаев и член Общественной палаты России Б. Алушкин на Рождественских чтениях. Фото: eparhia-gorniyaltay.ru
Телеканал "Царьград" обратился к архиереям Русской Православной Церкви с просьбой разъяснить свою позицию относительно призывов закрыть храмы и прекратить соборные богослужения. И в том числе объяснить причину распространяющейся массовой паники. Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат уверен, причина происходящего в упадке нашей веры:
"Для человека верующего в России в эпоху Святой Руси закрыть храмы ради безопасности было немыслимо. Если сейчас об этом говорят вслух, а в некоторых странах даже принимают такие решения, то это, прежде всего, показатель упадка нашей веры. Для верующего человека гораздо хуже остаться без Евхаристии, без Литургии, без молитвы, без Причастия, нежели угроза распространения вируса".
С владыкой Каллистратом полностью согласен митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Архипастырь твердо убеждён, что главное лекарство от любых болезней можно обрести именно на православных богослужениях. И это – Таинство Евхаристии, Святого Причастия:
"Не нужно бояться ходить в храмы. Вся наша церковная история показывает нам поразительные случаи, даже приходя больными в храм, получали исцеление. Если мы вместе, объединившись, начнём совместную молитву, то мы не просто какой-то коронавирус, но мы всё победим. Потому что мы с Богом, а с Богом побеждается всё. А без Бога даже какая-то маленькая бактерия способна разрушить не только одну личность, но сотни и даже тысячи и миллионы человеческих жизней. Это нужно всегда помнить и, наоборот, ходить в храмы, причащаться Христовых Таин – главная Святыня, главное Лекарство. От всех болезней".
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Фото: официальный сайт Рязанской епархии
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк высказал "Царьграду" очень близкие с собратьями-архиереями мысли, добавив, что "сегодня в Церкви действуют особые меры, призванные остановить распространение инфекции: стены, полы и иконы промываются специальными дезинфицирующими составами, помещения хорошо проветриваются и так далее". Но при этом и владыка Марк считает отказ от богослужений по меньшей мере проявлением маловерия:
"Отказ от богослужений был бы проявлением маловерия и сомнения в помощи Божией. На протяжении истории людям не раз угрожали различные моровые язвы, поветрия, эпидемии. И в эти периоды Церковь усиливала свои молитвы, в храмах совершались особые богослужения, молебны, крестные ходы. Духовенство и миряне обходили с иконами города и селения, и болезни и беды отступали. И сегодня Церковь молится об избавлении народа от новой болезни. Ежедневно каждый священник нашей Рязанской епархии совершает молебен в храме и дома об избавлении от этой язвы. И мы верим, что по молитвам нашей Церкви Господь помилует нас и дарует нам исцеление".
В то же время православные архипастыри прекрасно понимают ограничительные действия светских властей. Но надеются, что ограничения, которые должны коснуться массовых мероприятий и ряда общественных заведений, не коснутся богослужебной жизни Русской Православной Церкви.
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир. Фото: vladivostok-eparhia.ru
Так, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, в силу региональной специфики прекрасно знакомый с проблемой распространения коронавирусной инфекции, в комментарии телеканалу "Царьград" отметил:
"Необходимо осознавать, что участие в таинствах церковных – и прежде всего в Евхаристии – для православного христианина является источником духовных сил и залогом вечной жизни в Боге. Это гораздо важнее, чем поездки на работу или поход за продуктами в супермаркет. Поэтому я надеюсь, что предписанные церковным структурам ограничения окажутся вполне действенными и достаточными. Кроме того, зная нашу национальную склонность к чрезмерности во всём, я хотел бы верить, что представители региональной власти, действующей на местах, не станут проявлять, говоря языком Священного Писания, "ревность не по разуму" (Рим. 10, 2) и учтут обстоятельства жизни верующих сограждан".
Епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Фото: nne.ru
При этом архипастыри подчеркивают: Церковь готова соблюдать самые строгие санитарно-эпидемиологические требования. Но это не должно ограничивать права верующих на посещение храмов, соборную молитву и участие в Таинствах. Об этом "Царьграду" рассказал викарий одной из крупнейших российских епархий, Нижегородской, епископ Дальнеконстантиновский Филарет:
"Исполняя все санитарные требования, мы все же должны помнить о необходимости давать возможность человеку духовного укрепления через посещение храмов и участия в Таинствах. Всегда было очевидно, что телесное здоровье человека во многом зависит от духовного здоровья. Именно храм является духовной опорой для человека в такие сложные периоды общественной жизни".
Словом, во все времена, включая годы раннехристианских гонений, Церковь Христова оставалась лояльной к светской власти. Но не отказывалась от богослужений даже во времена куда более страшных средневековых эпидемий. И очень часто именно соборные молитвы, в том числе перед чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, останавливали распространение моровой язвы, чумы или холеры. И сейчас верующим очевидно: именно закрытие храмов и прекращение богослужений может привести к самой настоящей катастрофе. Так что закрывайте "Макдоналдсы", а не храмы!
РПЦ после долгого игнорирования коронавируса и ограничительных мер светских властей все-таки вынуждена была призвать верующих воздержаться от посещения храмов, а духовенство - проводить богослужения без мирян. Московский патриархат даже разъяснил, как освятить пасхальные куличи и яйца самостоятельно в домашних условиях. Однако некоторые региональные епархии продолжают гнуть свою линию. Послушания не выказали и верующие: в Вербное воскресенье многие пришли в храмы вопреки воззванию патриарха Кирилла смотреть трансляции богослужений по телевизору.
В Москве и Подмосковье храмы начали закрывать только после того, как коронавирус подтвердился у 18 духовных лиц, а еще у 21 человека COVID-19 подозревают. При этом еще в конце марта Московская патриархия в ответ на временный запрет губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова посещать храмы заявляла, что региональные и муниципальные власти не могут "ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях".
На прошлой неделе патриархии самой пришлось пойти на ограничения. Первый викарий патриарха Московского и всея Руси по Москве митрополит Воскресенский Дионисий обратился к приходам и монастырям столичного региона с циркулярным письмом, в котором предписывается проводить богослужения в Страстную неделю 13-19 апреля только при участии клира храма, сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. Прихожан же нужно "утешить отеческим словом" и уведомить о временных ограничениях на посещение храмов.
Священник и религиовед Дионисий Батарчук напомнил в беседе с телеканалом "360", что в РПЦ есть практика послушания старшему, начальствующему. Он попросил прихожан прислушаться к словам медиков, биологов и собственному священноначалию, проявить послушание, остаться дома и отпраздновать Пасху "келейно".
"Я так понимаю, достаточный процент верующих людей будет говорить: "Да с нами Бог, да с нами крестное знамение, святая вода, к нам ничего не прилипнет". Но знаете, такая вера, может, и помогает для какого-то внутреннего настроя. Но, как показывает история, различного рода заразам плевать, верующий человек или атеист", - сказал отец Дионисий.
В Екатеринбурге карантинные меры вбили клин между местным духовенством и главой региона Евгением Куйвашевым. В Вербное воскресенье он опубликовал в своем Instagram фотографию заполненного прихожанами храма целителя Пантелеимона. "Как вы понимаете, ни о каком социальном дистанцировании речи не идёт", - написал губернатор. Он отметил, что поход в храм - "не самый разумный способ справиться с тревогой. "Скорее наоборот, массовые скопления людей в период пандемии особенно опасны с точки зрения распространения новой инфекции, от которой каждый день по всему миру в жутких страданиях, задыхаясь, умирают люди".
В пресс-службе Екатеринбургской епархии заявили, что прихожанам раздавали маски и дезинфицирующие средства, а все пришедшие на службу стояли в храме на расстоянии друг от друга согласно разметке, но в администрации города сосредоточились "лишь на единственном фрагменте" масштабного богослужения. На фото Куйвашева ни одного прихожанина в маске нет.
Епископ Каменский и Камышловский Мефодий во время проповеди 12 апреля посетовал, что в Свято-Троицком кафедральном соборе Каменска-Уральского собралось мало людей. А неделей ранее он призывал прихожан посещать храмы несмотря на на коронавирус, так как "мы все равно умрем, днем раньше - днем позже", а в храме можно заразиться только "вечной жизнью", пишет Znak.com.
Недовольство действиями клириков высказали и власти Прибайкалья. И.о. зампреда правительства Иркутской области Валентина Вобликова заявила, что местная епархия допустила скопление людей в храмах. "К сожалению, несмотря на уменьшение количества участников богослужения, в четыре раза по сравнению с прошлым годом, но мы наблюдали скопление людей, тесное общение, не было явной разобщённости, маски тоже не всем выдавались", - приводит ее слова портал "Ирсити".
В Коми конфликт между духовной и светской властью грозит перерасти в судебный из-за того, что региональное управление Роспотребнадзора запретило храмам до 30 апреля проводить богослужения с большим скоплением людей и постановило вообще приостановить посещение храмов прихожанами.
Епископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим назвал это решение антиконституционным и заявил, что православная общественность готовит судебные иски, а также призвал прихожан сообщать обо всех случаях задержания или наложения штрафа за посещение храмов.
"Есть пророчество, когда пасху справят в неправильное время, взойдёт Антихрист. Закрывать храмы и прекращать причастие нельзя ни под какими предлогами. Благословение всем храмам исцелять колокольным звоном. Наши предки в России так делали. Истинно название - коронавирус возможно не случайно, а связано с коронацией и возведением на престол антихриста", - написал Питирим на своей странице во "ВКонтакте" (стиль, орфография и пунктуация сохранены).
По словам епископа, "Господь может попустить болезнь каждому", но придет она "не через святыню". В качестве доказательства тому, что от святынь нельзя заразиться, он привел случаи взятия "проб на микробы" с "зацелованной" иконы святителя Николая в Киеве и ковчега с мощами Иоанна Крестителя в Петербурге. В обоих случаях результаты были "кристально чистыми", утверждает Питирим.
Между тем Коми входит в пятерку регионов России, где отмечено больше всего случаев заражения коронавирусом на 100 тысяч человек населения, и занимает четвертое место после Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга. 2 апреля на фоне новостей о вспышке коронавируса в Эжвинской городской больнице Сыктывкара губернатор Коми Сергей Гапликов подал в отставку. Источники "Коммерсанта" в Кремле связывали это с неготовностью главы региона к эпидемии. 13 апреля президент РФ Владимир Путин пригрозил губернаторам мерами "не только административного характера", если они допустят "разгильдяйство" в борьбе с эпидемией коронавируса.
Пандемия коронавируса COVID-19 вносит свои изменения в жизненный уклад многих учреждений, среди которых не только развлекательные заведения, но и религиозные организации. В Италии закрыли все храмы, Саудовская Аравия не пускает мусульман в Мекку, а в Израиле верующим рекомендовали ограничить паломничество к Стене Плача.
По мере распространения вируса на него начинают реагировать и в странах постсоветского пространства. Так, 11 марта РПЦ выступила с довольно обтекаемым заявлением. Рекомендовали протирать иконы спиртовым раствором, а причастие запивать из одноразовых стаканчиков. Глава внешнего отдела РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) уверил верующих, что храмы закрывать не будут.
Можно ли целовать иконы во время вспышки коронавируса? Отвечают медики и священники
Кроме того, 13 марта закрыли на карантин Валаамский монастырь, который находится на одноименном острове, на севере России в Карелии. По мнению того же Кураева, это – решение Федеральной службы охраны для безопасности тамошних резиденций патриарха Кирилла и Владимира Путина.
Председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов призвал мусульман не приходить на традиционный пятничный намаз. Он заявил, что верующие могут молиться из дому.
В Православной Церкви Украины перед причастием заставили всех продезинфицировать руки и изменили способ причастия, теперь его выдают на руки, без контакта общих предметов с ротовой полостью. Такой подход, в частности, практикует священник Георгий Коваленко, ранее служивший в Московском патриархате и чуть больше года назад перешедший в автокефальную церковь. Во вторник 17 марта такой же способ официально рекомендовал Синод ПЦУ.
Коронавирус в мире и Беларуси. Главное
В Украине на несколько дней раньше был объявлен карантин. Кроме того, президент Владимир Зеленский призвал Кабинет министров ввести ограничение на церковные службы – не более 10 человек. Греко-католическая церковь призвала верующих с плохим самочувствием оставаться дома, а церкви обеспечить онлайн-трансляцию богослужений. В Православной церкви Украины разрешили не целовать иконы.
Более жесткие меры в Украине связаны с тем, что единственный летальный случай был зафиксирован у женщины из города Радомышль Житомирской области. Накануне она была в церкви и контактировала с другими прихожанами. Позже медики провели дезинфекцию церкви.
В то же время, что в России, что в Украине на местах не всегда исполняют рекомендации церковного руководства. Так, например, в Санкт-Петербурге проводят крестные ходы и организуют массовые почитания мощей, в рамках которых тысячи верующих целуют одни и те же реликвии.
А в Киево-Печерской лавре верующие особенно не утруждаются соблюдением правил гигиены.
В воскресенье 15 марта детальную инструкцию составили и в Белорусской Православной Церкви.
В Молдове и Румынии православная церковь решила проводить церковные службы на свежем воздухе, кроме того Патриархия Бухареста разрешила причащать верующих одноразовыми ложками. Правительство Греции попросило закрыть все церкви страны, но Синод Афинской архиепископии выступил против данной меры.
А вот Церковь Кипра, которая сначала категорически отказывалась признавать возможность передачи вируса через причастие, позже согласилась с требованиями властей ограничить церковные богослужения. Подобная ситуация была и с Грузинской православной церковью. Там сначала убеждали в безопасности причастия, а потом согласились на государственную дезинфекцию храмов.
В Иране, который входит в тройку стран-лидеров по количеству инфицированных, верующие шииты, пытаясь показать бесстрашие перед вирусом, облизывали местную мусульманскую реликвию. Позже активистов арестовала полиция.
Пока что религиозные организации достаточно неохотно принимают меры по противодействию коронавирусу.
Возникает ощущение, что церкви ждут, пока государство прикажет или попросит их принять меры. Единственным, кто явно беспокоится о здоровье, является патриарх Кирилл. Да и то переживает он только о собственном самочувствии, ведь отменять службы в РПЦ не собираются.
— Какие меры принимает РПЦ для борьбы с распространением коронавирусной инфекции?
— В РПЦ разработаны и приняты инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игуменьям в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Это всеобъемлющий документ, который содержит комплекс санитарно-эпидемиологических норм и требований, выполнение которых в приходах позволит всем людям, которые посещают богослужения, чувствовать себя в безопасности. Я хотел бы сказать, что самое главное и для верующих, и для неверующих — не поддаваться панике. Надо сохранять здравомыслие, спокойствие, соблюдать разумные требования и не доводить до абсурда реальность угрозы заражения этим заболеванием.
— Введены ли карантинные меры для священнослужителей, сотрудников храмов и прихожан?
— Наши рекомендации очень просты: если человек болеет, он должен подумать не только о себе самом, но и о безопасности окружающих его людей. При появлении симптомов любого инфекционного заболевания не стоит подвергать опасности заражения окружающих. Клирику или мирянину в таком случае лучше остаться дома ради любви к ближнему. У тех прихожан, кто заболел и нуждается в безотлагательном посещении священнослужителя, есть возможность пригласить священника домой. В этом случае угроза распространения любой инфекции, в том числе и коронавирусной, сведена на нет.
— Этой возможностью пользуются? Много ли людей, находящихся на карантине, зовут батюшку домой?
— Понятно, что прошло короткое время и статистика не обобщена, но, я думаю, это очень разумно и многие верующие такой возможностью воспользуются. Священнослужитель посещает дома и больных, и здоровых, соблюдает профилактические меры, которые предусмотрены. Существует также возможность причащения тех, кто находится в инфекционной больнице. По согласованию с администрацией больницы, это делается безопасным образом.
— Были ли уже такие случаи, когда граждане, у которых выявлен коронавирус и которые находятся в больнице, обращались к священникам?
— Мы такие случаи не регистрировали, но я могу со всей ответственностью заявить, что никакой священнослужитель не откажет человеку, находящемуся в инфекционной больнице, в возможности приобщиться к таинствам церкви. Так было всегда.
— Давайте поговорим о мерах предосторожности. Например, измеряют ли батюшкам и прихожанам температуру при входе в храм?
— В случае необходимости могут производиться замеры температуры. Например, в синодальном учреждении, где я работаю в отделе взаимодействия с обществом и СМИ, проводится замер температуры у сотрудников. Люди, которые чувствуют недомогание, остаются дома на больничном либо могут работать удалённо.
Думаю, возможность измерять температуру прихожанам существует. Любые меры требуют времени, чтобы они были введены в действие.
— В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России введён запрет на проведение массовых мероприятий численностью более 50 человек. Коснётся ли данный запрет церковных мероприятий?
— Мне неизвестно о наложении запрета на проведение богослужений. Я думаю, что те меры, которые уже были приняты, достаточны для того, чтобы богослужения не становились дополнительным риском распространения инфекции. Более того, исторически церковь несла служение и при более серьёзных эпидемиях, которые приводили к многомиллионным жертвам. И даже в тех случаях, когда уровень санитарно-гигиенического благополучия и профилактики был намного ниже, церкви никогда не становились фактором массового заражения. В том числе и в советское время церкви не закрывались во время эпидемий.
— Выходит, что церковь не соблюдает распоряжения местных органов власти?
— Тот запрет, который я видел, касается досуговых мероприятий. Мне неизвестно про нормы, которые бы предполагали запрет богослужений, в том числе в храмах, где собираются более 50 человек.
— Многие пользователи соцсетей выражают недоумение тем, что, несмотря на карантинные меры, прихожане продолжают стоять в очередях к мощам, прикладываются к иконам и тем самым, возможно, способствуют распространению вируса. Как вы полагаете, имеет ли смысл введение запрета на подобные мероприятия? Действительно ли вы уверены, что обтирание спиртом после прикосновения к иконе спасает от коронавируса?
— Я думаю, что те меры, которые принимает церковь, научно обоснованны. Дезинфекция будет несомненно способствовать тому, чтобы не создавались дополнительные риски для распространения вируса. Хотел бы обратить внимание на то, что, например, в метро и в общественном транспорте концентрируется гораздо большее количество народу. Я бы хотел также подчеркнуть, что посещение церкви и участие в таинствах церкви — это для всех верующих людей вопрос их духовного состояния, вопрос, если хотите, их спасения. В ужесточении профилактических мер нет необходимости, поскольку нет понимания, что богослужение не является каким-то дополнительным фактором распространения инфекции.
— Вводились ли особые режимы богослужений в храмах РПЦ за рубежом — в странах, где был введён режим ЧП?
— Опыт разнообразный. Насколько мне известно, в Великобритании вообще не вводят никаких ограничений. Я знаю, что в любых странах, где есть приходы нашей церкви, максимально пытаются следовать разумным мерам, которые исходят от правительства этих государств. Меры очень серьёзные, беспрецедентные. Церковь всегда с вниманием относится к рационально обоснованным требованиям, касающимся всех сторон её жизни, начиная с санитарно-эпидемиологического благополучия и заканчивая пожарной безопасностью.
— К вопросу о других странах: как планируется проведение пасхальных мероприятий на территории Израиля?
— Все меры носят временный характер. Давайте дождёмся приближения Пасхи и тогда будем это обсуждать.
— Планирует ли РПЦ проводить богослужения и другие мероприятия для прихожан в онлайн-формате в случае ухудшения эпидемиологической обстановки, введения ЧП на территории России? Имеются ли наработки в данной области? Сможет ли церковь продолжить работу в режиме онлайн? Есть у РПЦ вообще такая возможность?
— У нас есть храмы, из которых транслируются богослужения — это ориентировано на людей, которые не могут лично посещать храмы, например из-за инвалидности. Однако я думаю, что большинство наших верующих предпочитают лично посещать храмы. Для них это часть их жизни и, учитывая, что меры безопасности являются достаточными, наши верующие предпочитают приходить в храм.
— Многие люди сегодня переведены на карантин. По приказу руководства они не могут посещать церковь, даже будучи здоровыми. Есть и вернувшиеся из Европы, которые также находятся на карантине. Целесообразно ли организовывать онлайн-трансляции мероприятий для этой категории людей?
— Для тех, кто находится в ситуации принудительного карантина, и так есть трансляции — их можно найти в интернете.
Читайте также: