Дама с горностаем вши
Картина "Дама с горностаем"одна из самых известных в творчестве Леонардо.
По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины.
КТО ЖЕ ОНА ЧЕЧИЛИЯ ГАЛЛЕРАНИ?
Чечилия родилась в Сиене в большой семье. Её отец Фацио не был дворянином, но занимал несколько должностей в миланском суде, в том числе должность посла во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия обучалась латинскому языку и литературе.
В 1483 году в возрасте десяти лет она была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году помолвка была расторгнута по неизвестными причинам. В мае 1489 года она ушла из дома в монастырь Нуово, и, возможно, именно там встретила герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре (Cesare Sforza Visconti), в том же году он вступил в брак с благородной Беатриче д'Эсте. После женитьбы Лодовико она какое-то время продолжала жить в его замке, хотя к этому моменту его новой фавориткой уже стала Лукреция Кривелли.
Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась остроумием.
В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. Она родила мужу четырёх детей. После смерти мужа и сына Чезаре в 1514—1515 годах, переехала замок окрестностях Кремоны- Сан-Джованни-ин-Кроче.
Банделло описывает её как покровительницу искусств; по другим свидетельствам, её салон был первым в Европе. Она держала салон, пока французы не конфисковали земли в Саронно и Павии, пожалованные её бастарду отцом, и ей пришлось уехать в Мантую.
Она смогла восстановить свое благосостояние, когда Сфорца снова вернули власть. Как большинство образованных женщин своего времени, Чечилия занималась культурой лишь для собственного удовольствия. Она никогда не публиковала стихи и тексты, написанные ею.
Умерла в возрасте 63 лет и, вероятно, была погребена в часовне семьи Карминати в церкви Сан-Заведро.
ЧЕЧИЛИЯ И ЛЕОНАРДО.
Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждалась философия и другие науки; Чечилия лично председательствовала на этих встречах.
На портрете мы видим хрупкую девушку с лёгкой улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица.
Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне квадратного выреза платья, составляет единственное украшение девушки.
На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой. Чудесна также трактовка меха животного, изображённого с вытянутой лапкой; белый цвет шерсти отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты.
Лоб девушки перехвачен тонкой фероньеркой, на голове у неё прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком. На её шее ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлёй на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.
Чечилия Галлерани изображена вполоборота, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Это впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамлённого гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость причёски и отведённый в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, во внешности Чечилии чувствуется какая-то незаконченность, что придаёт ей своеобразное очарование.
Горностай считался символом чистоты и целомудренности и по легенде умирал, если его шкура пачкалась и теряла белый цвет.
СОВСЕМ НЕОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.
Во время Первой мировой войны картина для безопасности была отослана в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны она опять была спрятана, но в сентябре 1939 года она попала в руки нацистов.
После оккупации Германией Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть её в свою резиденцию в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.
Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости.
Краков - удивительный город с богатой историей и архитектурой. Каждый турист попадая сюда начинает свое знакомство с экскурсии по Королевскому замку Вавель, расположенному на холме с потрясающим видом на город и реку Вислу.
Как раз в это время тут проходила экспозиция картины Леонардо Да Винчи "Дама с горностаем", которая была предоставлена музеем Чарторыйских. Мне было чрезвычайно интересно увидеть в живую очередной шедевр великого мастера. Картина написана художником около 1490 года. Размер картины 54,8 x 40,3 см, дерево, масло. В портрете Леонардо да Винчи внес новый прием объемной моделировки фигуры. Флорентийские мастера, у которых линейно-объемные элементы играли ведущую роль в их изобразительном языке, издавна славились четкой, резкой пластикой своих образов. Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Продолжая тему новаторства, можно сказать и о том, что дама на портрете изображена в три четверти, и взгляд её направлен не к зрителю,а куда-то вдаль, за пределы рамы. И несмотря на то, что поворот силён, выглядит он совершенно живо и естественно. Это изобретение тоже принадлежит Леонардо.
Сюжет картины представляет собой изображение хрупкой девушки с лёгкой, приятной улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица. Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне квадратного выреза платья, составляет единственное украшение. На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой. Чудесна также трактовка меха животного, изображённого с вытянутой лапкой; белый цвет шерсти отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты.
Слово "горностай" по-гречески звучит как "гале", что отсылает к фамилии Галлерони.
На самом деле на картине изображён хорёк-альбинос. Но хорьки, горностаи, а так же ласки принадлежат к одному роду, к мелким куньим, похожи друг на друга, так что это – не бросающаяся в глаза разница. В Средние века мелких куньих держали в качестве домашних животных для изничтожения грызунов и особой разницы между ними не делали, если зверь длинный, с хвостом, бегает по дому и мышей ловит – значит это и есть горностай. В наши дни портрет "Дамы с горностаем" выглядит чрезвычайно экзотично. Сейчас куньи считаются зверями дикими и плохо приручаемыми. И более естественно для дамы позировать с кошкой на руках. Но в те времена экзотическим животным считалась именно кошка. Кошки жили в Северной Африке и на Ближнем Востоке и очень долго не появлялись в Европе. Древние греки ничего не знали про кошек, не знали про кошек и древние римляне. В I веке от рождества Христова зверьков всё-таки стали завозить в Европу – в качестве заморского чуда. Их стали разводить, но кошкам на тот момент катастрофически не повезло, они стали распространяться по Европе одновременно с христианством. В Средние века европейские христиане ненавидели Восток и всё, что приходит с Востока, поэтому кошку объявили нечистой силой, пособником дьявола и довольно быстро истребили. Что касаемо самой модели портрета многие сходятся на предположении, что здесь изображена Чечилия Галлерани, (Cecilia Gallerani), в замужестве графиня Бергамино, одна из постоянных возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца. Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась изящным остроумием. Она познакомилась с Леонардо да Винчи в замке Сфорца,и как принято считать, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала Леонардо да Винчи на встречи миланских философов и литераторов, на которых обсуждалась история, естествознание и другие науки. Чечилия лично председательствовала на этих встречах. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного ей и начинающегося: "Возлюбленная моя богиня…"; достоверно известно, что они были между собой на "ты",хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на "вы". Также, по мнению многих исследователей творчества гениального художника картина явно насыщена эротико-сексуальной атмосферой. Опираясь на эти факты, историки искусства Эпохи Возрождения и исследователи живописи Леонардо склонны считать их связь интимной. Тем не менее, стопроцентной документальной достоверности того факта, что на портрете изображена именно дама Чечилия Галлерани не найдено. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. Она родила мужу четырёх детей. После смерти мужа в 1515 году переехала в замок. Как большинство образованных женщин своего времени, занималась искусством и литературой лишь для собственного удовольствия. Она никогда не публиковала стихи и тексты. Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что её автором является Леонардо. Тем не менее, хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо женщины и фигура горностая, обнаруживает высокое мастерство исполнения. Кроме Леонардо, работа ранее приписывалась разным художникам: Марко д'Оджоно, Больтраффио, Амброджио ли Предису.
Полотно окутано тайной и загадкой по сей день.Французский ученый и исследователь Паскаль Котт обнаружил на полотне два других слоя краски. Если раньше считалось, что это церемониальное животное всегда присутствовало на картине, то теперь с помощью новой технологии отраженного света доказано, что мастер вначале написал просто портрет Чечилии Галлерани , любовницы герцога Лодовико Моро. Изначально на холсте не было никаких животных, и кисть правой руки Чечилии покоилась на запястье левой. А уже потом великий итальянец дополнил портрет изображением горностая. По одной из версий, это животное на картине символизирует самого герцога, который был членом Ордена Горностая и имел прозвище Белый горностай. Котт, три года исследовавший картину, пришел к заключению, что дописанный на холсте зверек вначале выглядел совсем иначе. Сперва он был довольно щуплым и серого цвета, но в окончательном варианте да Винчи животное стало крупным и мускулистым, а цвет его шерсти стал белым. Эксперты по творчеству Леонардо да Винчи считают, что это открытие много говорит об особенностях работы художника над произведением, а также проливает свет на историю картины.
Все изображения взяты из сети, их оригиналы можно найти через поиск по картинкам. Они специально были загружены на отдельный ресурс, дабы со временем не потерялись. Текст написан как черновой вариант запасного домашнего задания. Все мысли и идеи в нем --- автора и не претендуют ни на оригинальности ни на истинность. Комментарии и вопросы только приветствуются)
Допустим, у нас нет хорошего бутафора (да он нам и не нужен, ведь мы делаем стилизацию), но мы хотим воспроизвести все в рамках наших возможностей. Мы берем и повторяем всё: платье, позу, свет, прическу, зверька и получаем картину 1: это и не повторение (бутафора то у нас нет), и не качественная стилизация (ошиблись везде по чуть-чуть). Конечно, зритель все угадал, но ему не интересно и не графично. Из очевидных косяков --- жемчужные бусы вместо черных нарушают все линии, хорек слишком маленький и не дает того рисунка пятен, который есть в оригинальной картине.
Жемчужные бусы --- частый прокол во всех смыслах этого слова: и исторически и чисто композиционно их там не должно быть. Белый жемчуг накручивали на себя дамы в 20-м веке, а не в 15-м, он дает совсем другой пятновой рисунок. Да будем честными, на черном фоне он переводит на себя все внимание и получаем прекрасный концепт для рекламы ювелирки, но никак не стилизацию. И я буду настаивать, что этот момент --- не "чуть-чуть ошибиться", при повторении многих других деталей --- это очевидная лажа. Думаю, мою мысль больше иллюстрирует вторая картина, где от оригинала остался только хорек и обруч. Не будь хорек большим и белым, оригинал мог бы и не угадаться: сама поза, взгляд, цвет и покрой платья --- понятно, что по старинщину, но не под Леонардо.
На третьем снимке бусы потемнели, но все равно не дают нужного штриха. У нас получается все чуть-чуть другое: девушка слишком рыжая, зверь темный (великолепно зевающий), покрой платья более современный, поза (взгляд слишком в сторону) --- все рядом, но не то: думаю, здесь подкачало само качество исполнения. При должном фотографе получился бы прекрасный портрет дамы с собачкой.
Подведем небольшую черту --- очевидно, что в картине все видят и пытаются повторить девушку (модель), позу (композиция), украшения (линии), основные тона (пятна) и хорька (конкретный заметный предмет). Эти пять вещей можно отметить как основные узловые точки. Посмотрим, что будет, если их попеременно убирать.
4, 5, 6
Убираем девушку, тщательно прорисовывая все остальные детали и получаем картинку 4. Мне кажется, здесь все прекрасно, за исключением двух моментов: это картина и, если это снимать в студии и заменить обратно кошку на девушку, мы получим полное повторение и кубок лучшему бутафору района. На снимке 5 с практически полным повторением костюма автор убирает хорька и подменяет его человеком, смотрящим в камеру. И здесь мы имеем больше портрет мужчины, нежели стилизацию под оригинал. На шестом снимке буквально убрав платье и подменив зверя на весьма странного робопса, автор дает нам некую солянку: верхняя часть кадра --- под старинку, в центре за счет щелкового халатика я вижу Китай, а из нижней части на меня упорно лезет "Ну, погоди!". Да, все читается и можно даже не сильно спорить с исполнением, но мне не нравится это трио смешанных стилей: слишком много (два из трех могли бы выйти интересно).
Можно убирать больше и вполне удачно. Например, костюм и основные пятна. Единственное, что мне не нравится на снимке с черной девушкой и щенком (7), так это положение щенка (нарушается композиция, появляется пустое пятно в центре снимка) и слишком не обрезанная нижняя часть (а нужны ли нам бедра? их наличие нарушает тот силует, который мы представляем, вспоминая Возрождение). Можно убрать совсем все, кроме одного (например, тонов), и получить то, что изображено на восьмой иллюстрации: да, это стилизованная реклама, но это великолепно стилизованная реклама, по которой еще и прекрасно можно определять основные цвета, пятна и тона картины.
7, 8, 9
Еще один вариант изменений узловых точек --- это их переотражение: был темный фон --- сделаем светлый, было яркое платье --- уведем все в монохром, еще поменяем цветотип модели и заодно и развернем девушку отразив ее руку с большими тонкими пальцами. Важно не сильно увлечься: фотография остается узнаваемой, так как в ней оставили белого зверя, бусы и обруч и положение головы. Отдельно хочу отметить квадратный вырез на платье --- так же вполне характерная черта картин времени оригинала.
10
Поменяв девушку (и даже сделав ей другую прическу и убрав обруч) и животное, полностью изменив выражение их лиц, но оставив бусы и сохранив общее положение и сами жесты (и характерный квадратный вырез), а так же поменяв соотношение фон-платье, мы получаем 10. Угадывается? Прекрасно! Остается только один вопрос.
И что теперь делать, если все уже украдено до нас?
Прекрасные дамы и доблестные рыцари Средних веков, о которых написано столько дивных романов, мылись крайне редко и большую часть жизни были ужасающе грязны.
Придворные дамы и кавалеры истошно благоухали духами – а простолюдины пахли как современные бомжи.
Прощай, умытая античность
А ведь существовал же до этого Древний Рим с его знаменитыми банями – термами, с его культом чистого и красивого тела. Куда же все это делось? А вот куда: в Европу в качестве единственно верной религии пришло католическое христианство, и нагота была объявлена страшным грехом. Проповедники с пеной на устах утверждали: поливая себя, человек смывает с себя святую воду, в которую его окунали при крещении. Врачи писали трактаты, в которых уверяли население: мытье раскрывает поры тела, а через раскрытые поры в организм может попасть зараженный воздух – и тогда все, крышка.
Собственно, парижская мода на широкополые шляпы появилась именно по этой причине: дорогой парик от нечистот отмыть было трудно, а шляпу несколько проще.
Чудесные ароматы
Те, кто побогаче, щедро поливали себя духами, чтобы хоть как-то заглушить запах немытого тела. А также и другие резкие запахи. Например, чтобы сделать волосы светлее, дамы обильно смачивали их собачьей мочой. В качестве средства от вшей широко использовался мелко натертый чеснок – его наносили на волосы и кожу головы. Употребляли чеснок и внутрь – как средство дезинфекции; также считалось, что он здорово отпугивает вампиров. А вот чистить зубы было не принято.
Дама с собачкой
Маленькие собачки знатным дамам были просто необходимы – их повсюду носили с собой, держали на руках. Иногда собачек заменяли ласками, хорьками или горностаями. У этих животных выше температура тела, чем у людей; соответственно, блохи, привольно живущие в складках богатого платья или в пышном напудренном парике, охотно перепрыгивали на собачку и меньше кусали ее хозяйку.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем (на самом деле, на руках у дамы белый хорек)
Популярностью пользовались такие приспособления, как палки-чесалки (поскрести зудящую голову под париком) и золотые инкрустированные драгоценными камнями коробочки для ловли блох. Внутрь коробочек помещали смоченный кровью клочок шерсти – это заманивало насекомых в ловушку.
Очень высоко котировалось дорогущее шелковое белье – тоже как средство от блох: с шелка и блохи, и вши попросту соскальзывали вниз.
Постельный клоп. Фото: wikimedia.org
Игривые кавалеры тех времен развлекались тем, что ловили блоху на теле возлюбленной, а затем сажали в богато украшенную коробочку и хвастались ею друзьям – как любовным трофеем.
Сейчас наблюдается всплеск моды на кровати с балдахинами а-ля пышное Средневековье. Мало кто помнит, для чего были в свое время изобретены балдахины. А нужны они были, чтобы с потолка на спящего не сыпались клопы. Правда, это не спасало: клопы превосходно чувствовали себя в складках балдахинов. Мерзких тварей обжигали паром из специального устройства наподобие чайника с длинным носиком, травили духами (считалось, что у этих насекомых тонкое обоняние и духи им не нравятся), посыпали персидским порошком из цветков далматской ромашки – но все это помогало мало или не помогало вовсе.
Апартаменты в Версале. Кровать с балдахином. Фото: wikimedia.org
Черная смерть
Возможно, если бы ни блохи, судьба Ромео и Джульетты не была бы столь трагической. Как мы помним, в пьесе Шекспира монах Джованни не может доставить Ромео важное письмо, так как его задерживает эпидемия чумы; в итоге заканчивается все весьма печально. Чума, которую разносили блохи, была страшным бедствием, она выкашивала целые города, превращала людей в страшные черные трупы. Ее считали карой Божьей – а чума была всего лишь следствием кошмарной антисанитарии.
Лишь в XVIII веке эпидемии чумы отступили: в Европу шагнуло Просвещение, а вместе с ним и мода регулярно мыться и справлять нужду не где попало, а в специально отведенных для этого местах.
Одним из самых ярких государей эпохи ренессанса можно назвать правителя Милана - герцога Людовико Сфорца, который носил прозвище Мавр (il Moro - итал.). Правление Людовико Сфорца длилось всего 19 лет (1480 - 1499 годы) и стало для Милана эпохой политического, экономического и культурного рассвета города. Его блестящая эпоха завершилось упадком, захватом и разграблением Милана французской армией.
Миланское герцогство было одним из богатых государств в Европе, доходы которого составляли 700 тысяч дукатов. Для сравнения - это половина доходов Франции и общий доход Англии того времени.
Крепость Сфорца в Милане неспроста напоминает Московский кремль. В 1493 году Милан посетили послы из Московии, искавшие мастеров и архитекторов для укрепления кремля в Москве. Герцог радушно принимал гостей из дальних земель, устроив охоту в их честь.
Башня миланской крепости "как в Москве"
Поэт Беллинчони посвятил картине стихи.
– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.
За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.
Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.
Молодой герцог Сфорца (?)
Портрет Чечилии (?) работы Леонардо да Винчи
Неудивительно, Леонардо любил творческие эксперименты.
Бартоломео Венето."Святая Цецилия, играющая на лютне" Возможно, портрет Чечилии
Во дворе крепости герцога Сфорца в Милане
Свадьба состоялась в 1491 году. Многогранный Леонардо да Винчи выступил распорядителем свадебной церемонии.
Леонардо был не только художников и ученым, но и организатором утонченных праздников с музыкой, пением и театрализованными представлениями. Он сам придумывал костюмы для актеров, развлекавших гостей.
Узнав, что во дворце в соседних покоях живет любовница мужа и его внебрачный сын, гордая принцесса пришла в негодование. Беатриче не намеревалась терпеть унижение. Она грозилась аннулировать брак и вернуться домой к своей семье. Ее отец не собирался терпеть оскорбление дочери и наставал, чтобы Чечилию либо отправили в монастырь, либо выдали замуж, иначе он разорвет брачный договор. Принцесса не скрывала неприязни к Чечилии и всегда старалась выставить соперницу на посмешище. Герцогу пришлось согласиться.
Гордая принцесса - Беатриче д’Эсте
Исход оказался благоприятным для Чечилии. Обычно в те времена неугодных легко устраняли при помощи яда. Отравленный порошок могли подсыпать не только в еду и напитки, но и в косметику. Яд, смешанный с пудрой, проникал сквозь поры кожи в кровь жертвы.
Герцог Сфорца в латах
Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонардо да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений — и подавно.
1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога Милана.
2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе был послом во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.
В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре. Но Лодовико вступает в брак с некой Беатриче д'Эсте. После женитьбы Лодовико Чечилия какое-то время продолжает жить в его замке, хотя к этому времени у него уже появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли.
Позже Беатриче умирает. Чечилия заводит доверительные отношения с любовницей Лодовико, Лукрецией, затем становится законной женой герцога и рожает ему еще четырех детей. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла Чечилия получает от него в подарок дворец Карманьола.
Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.
5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.
6. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Согласно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани — любовница миланского герцога Людовико Сфорца. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. По второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, — это символ целомудрия и чистоты. По третьей версии, Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.
8. Кстати говоря, ранее предполагали, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д'Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо, он разглядел на картине отпечатки пальцев самого да Винчи.
После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в музей Гитлера в Линце и была помещена в берлинский музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Краков. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.
Сегодня картина находится в музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.
Быть может, ты не очень любил искусствоведение в школе или университете. Но всё в первую очередь зависит от подачи материала. Согласен? Тогда делись этими любопытными фактами об одном из самых известных полотен ХV века со своими приятелями.
Читайте также: