Дело не только во вшах
- "Серебряный век" русской поэзии (73)
- Коррупция. НКО (9)
- Оппозиция (7)
- Алины сказки (26)
- Афоризмы и цитаты (63)
- Велика страна моя родная (139)
- Взгляд (890)
- Видеоклипы (815)
- Видеоролики (312)
- Графомания (64)
- Всячина отсебятина (44)
- ЖЗЛ (278)
- Живопись и графика (647)
- В жанре НЮ (4)
- Иллюстрации (85)
- Сюрреализм (31)
- Фэнтези (8)
- Эротика (8)
- Жить без любви, конечно, можно. (29)
- Интернет (31)
- Искусство (222)
- Кинофильмы (69)
- Танец (26)
- Театр (48)
- История (969)
- Древний мир (137)
- Личности (391)
- История и современность (182)
- Культура и антикультура (51)
- Мода и стиль (6)
- Легенды и мифы (298)
- Славянский мир (75)
- Литература и публицистика (373)
- О поэтах и писателях (193)
- Музыка и песня (733)
- Музыкальная классика (141)
- Мультфильмы (70)
- На мировой арене (986)
- Зарубежье (376)
- Наука (4)
- Поэзия (275)
- Природа (38)
- Противостояние (367)
- Психология, философия (273)
- Социология (101)
- Размышлизмы (196)
- Религия, мистика, суеверия (65)
- Реплика (246)
- Рубрики дневника А.М.К (3)
- Рубрики Дневника А.М.К. (1)
- Сказки и о сказках (56)
- Схемы (13)
- Экономика, политика и аналитика (1160)
- На злобу дня. Новости. (334)
- О политике с юмором (72)
- Это было однажды. (134)
- Притча (33)
- Это интересно (129)
- Юмор, сатира, сарказм (416)
- Анекдоты (34)
- Язык и речь (79)
- Этимология (48)
Лысый Египет
Те пышные шевелюры, которые мы можем видеть на древних египетских фресках и барельефах, являются ничем иным, как париками. Основная же масса высших слоев египетского общества, в том числе и женщины, предпочитали быть лысыми. Вши серьезно начали заедать уже древний мир, поэтому не удивительно, что принимались такие радикальные меры предосторожности. Даже в относительно чистоплотном Риме диктатор Сулла умудрился умереть от вшивой болезни, паразиты буквально съедали его тело.
У монголов существовало поверье, что если человек помоется в реке, то это может вызвать грозу со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. Поэтому если блюстители монгольского порядка заставали человека за таким богопротивным занятием, как мытье, то провинившемуся грозила серьезная кара, вплоть до лишения жизни.
Христианские проповедники Средневековья призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.
Баня вернулась в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах.
Король-Солнце, или Король-Амбре?
Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной - толстой, мягкой, опрысканной благовониями - бумаги, то в Европе туалетная бумага появится только в 1860-е гг.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Известна история, которую так любят рассказывать версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты. Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.
Как вши Наполеона победили
Часть армии погибла в Бородинском сражении и других битвах, но многие погибли от голода и болезней или замерзли от холода во время отступления под снегом.
По легенде, жертвой вшей стал и гетман Иван Мазепа.
Иван Степанович Мазепа известен как своими ратными, так и позорными делами в истории России и Украины. Он до сих поря является причиной спора и разногласий историков. Его считают и героем, и предателем. Нет также однозначного ответа о причине его смерти. Причина, почему умер Мазепа остается одной из самых больших тайн гетмана. Нет точных данных по дате. Историки оперируют только предположениями, указывая дату 22 сентября 1709 г. Потому что в других источниках можно увидеть, что дата его смерти и август и октябрь. Есть также противоречивые данные насчет года смерти Мазепы. Например, Костомаров Н.И. утверждает, что Мазепа умер в 1710 году в марте месяце.
На дату смерти ему было 70 лет. Причина смерти может быть самой разной. Это могли быть и естественные причины старости и болезни. Высказываются предположения, что его он не выдержал укоров совести от содеянного им предательства. Такая причина смерти очень хорошо, на мой взгляд, откликается у людей, верящих в справедливость и в воздаяние высших сил за совершенные преступления. Существует легенда, что он умер, заедаемый вшами.
Петр I настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепы, и на ясновельможного, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши! Мазепа выл и скребся, отряхивая вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть. Согласно легендам, Мазепа был буквально заеден вшами, отчего и умер, а Карл XII сказал:
— Достойная смерть великого человека! Вши заели и римского диктатора Суллу, они загрызли иудейского царя Ирода, а испанского короля Филиппа Второго вши не покинули даже в гробу.
Мазепу увезли в румынский Галац, там и закопали. Но янычары в поисках золота отрыли труп гетмана, обобрали с него одежды и швырнули в Дунай.
Насекомое-электорат
Бытуют странные легенды о вшах. Вши возникли из пыли, праха, пепла и даны человеку, дабы он не пребывал в лени и безделии. Сербы рассказывают, что Богородицу, спасающуюся с младенцем Христом, застиг в пути дождь, и она попала в хижину пастуха. Чтобы обсушиться, она стала будить пастуха, но он спал мертвым сном. Богородица бросила в пастуха горсть пепла, из которого произошли вши, чтобы они покусали и разбудили пастуха. Согласно польской легенде, Христос увидел людей, сидящих на улице без дела в воскресенье, в то время как шла служба в церкви, и бросил в них горсть праха (пыли) со словами: “Вот теперь вам будет, чем заняться”.
А в средневековом городе Гурденбурге (Швеция) вши принимали участие в выборе мэра города. Вошь имеет, как все паразиты, регрессию, в данном случае, потерю остроты зрения, различает свет и темноту (избегает света, стремясь в темные места); но зато обонятельными усиками прекрасно определяет вожделенный запах теплой человеческой плоти. Так вот, претендентами на высокий пост могли быть в то время только достопочтенные люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились на площади возле ратуши вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.
Рубрики: | История |
Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям
Если вы не хотите вести себя столь же странно, когда найдёте у ребёнка головной педикулёз, постарайтесь не паниковать. Это паразитарное заболевание, по мнению врачей, совсем не страшно, и относиться к нему нужно спокойно. Головные вши передаются от одного человека к другому при соприкосновении голов или просто волос (например, во время детских игр). В общем, ребёнок не должен чувствовать себя не в своей тарелке. Как ни в чём не бывало объясните ему специфику заболевания и спокойно решайте проблему.
Кажется, самое простое при головном педикулёзе — это взять машинку и сбрить волосы под ноль. Особенно если ребёнок ходит в детский сад или начальную школу: он ведь ещё совсем маленький. Потерпит месяц-другой, а там, глядишь, всё снова отрастёт. На самом деле всё не так просто. Согласно исследованиям социологов, современные дети гораздо раньше осознают свой гендер, и им уже в семь лет крайне важно быть привлекательными в глазах сверстников. В общем, радикальное и необдуманное решение родителя может привести к реальной психологической травме (а в худшем случае — к травле со стороны сверстников).
За последние годы появилось много эффективных способов уничтожить вшей и гнид без стрижки или бритья налысо. Созданы даже специальные средства для девочек с длинными и густыми волосами, ведь их крайне сложно вычёсывать. К ним относится, например, Паранит Сенситив*, который за ночь уничтожает всех паразитов и не требует вычёсывания после обработки. При этом он настолько безопасен для здоровья, что его могут применять беременные женщины и кормящие мамы.
Опыт старшего поколения, разумеется, бесценен. Настолько, что в критических ситуациях мы искренне верим советам бабушек и лечим болезни пищеварения рассолом, а педикулёз — керосином. Наверное, многие помнят, как в детстве сидели в ванной с пакетом на голове и чувствовали себя так, словно пересекли Сахару под палящим солнцем без головного убора. На самом деле керосин может испортить волосяные луковицы, привести к ожогам кожи, а его пары — к химическому отравлению. Это особенно важно, если проблема касается маленьких детей и их нежной кожи.
О вшах не принято говорить вслух из-за стереотипов, ложных предубеждений или просто нехватки знаний. Некоторые убеждены, что у детей из неблагополучных семей чаще бывает педикулёз, но на самом деле даже в элитных школах периодически случаются вспышки этого заболевания. Вшам совершенно неважно, чистая или грязная голова у ребёнка, так что гигиена здесь вообще ни при чём. В общем, умные, понимающие учителя и родители не изменят к вам отношения, а наоборот — поддержат и поблагодарят за информацию.
После одной или двух обработок специальными шампунями и спреями родители с радостью забывают о проблеме. Но через месяц (а то и раньше) обычный поход на стрижку может закончиться тем, что парикмахер найдёт на детском затылке вшей (опять двадцать пять!). От повторного заражения никто не застрахован, особенно если вести себя так же, как раньше.
Избежать этого помогут простейшие меры профилактики — поговорите о них с ребёнком. Объясните, что тесно контактировать с другими детьми сейчас не лучшая идея. Пусть знает, что лучше не пользоваться чужими расчёсками и не давать кому-то свою. А чтобы предотвратить заражение, по утрам обрабатывайте его волосы специальным защитным средством***, которое отпугивает вшей (его, кстати, даже не нужно смывать).
За консультацию благодарим: главного внештатного детского психиатра департамента здравоохранения Москвы Анну Портнову, главного внештатного специалиста Минздрава Чувашии по общей врачебной практике Валерию Маленкову.
ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ
* Свидетельство о государственной регистрации №RU.77.99.88.002.E.004749.06.14 от 20 июня 2014 года
** Свидетельство о государственной регистрации №RU.77.99.88.002.E.012487.12.14 от 22 декабря 2014 года
*** Свидетельство о государственной регистрации №RU.77.99.88.002.E.006585.08.14 от 8 августа 2014 года
Напомним, по одной из версий, избиение 16-летней студентки-сироты колледжа тремя её сокурсницами произошло якобы из-за того, что та болела педикулёзом. Однако медосмотр, который сделали после происшествия, показал, что вшей у пострадавшей нет.
В другом сообщении зачинщица скандала написала, что она не чувствует за собой вины.
Я вот не знаю, спорить не буду… поверю вам на слово
Вши плотно прикрепляются к волосам ИЛИ ВОРСИНКАМ ТКАНИ секретом клеевых желез, вырабатываемым самкой.
Прежде всего, нужно соблюдать гигиену и иметь одного полового партнёра. Тогда и с волосами не будет вшей и других болезней. Судя по этому конфликту, кто-то этим просто пренебрёг. Мне 21 и мне стыдно за сегодняшнюю молодёжь.
…и это не должен быть просто 1 партнер, чтоб как в анекдоте: у порядочной женщины все по порядку:сегодня один, завтра другой.
Это должен быть супруг/супруга.
…А не шорохаться по углам. А то потом удивления: откуда бесплодие и прочие радости.
Главный ужас в том, что они в 16-18 лет настолько развращены, что открыто заявляют о беспорядочных половых связях. Избитая девушка несовершеннолетняя сирота. Кто ее развратил, а возможно и изнасиловал? Кто несет ответственность за ее жизнь и благополучие? Все эти люди, совместно с избивателями должны сесть на скамью подсудимых. Кто защитит несчастных, угнетаемых и развращаемых сирот. Психика всех учасников этого ужасного события уже изуродована. А ведь эта молодежь — будущее России. Ау, государство, когда ты займешься воспитанием и образованием молодого поколения, вместо погони за нефтедолларами, игр на биржах и раздуванием властных структур??
над Светкой и ее парнем уже не только деревня ржет а вся страна. Нашла чем отмазаться, мандавошками :))))
опять Ульяновск впереди всех и на всех полосах газет и интернета
с такой-то темой! это вам не сколково, это карсун, детка!
С таким то губернатором! Опять зачетные упоминания в прессе!
Позор на всю страну. Дегенераты.
СВОЛОЧИ,а парень которы снимал гопотня видно,если девушку не защитил!
Светка походу сама мандавох набрала где то, чтоб подруги не стремали нашла терпилу…
Парень,который снимал на камеру вообще гей.
Лол раньше на костре карали))) теперь старпоном)))
Такие мрази не должны жить на этом свете. Всех трёх под нож.
Не трёх а всех кто там был.С… нет слов
Ужас. таких нужно изолировать из общества. неужели они настолько без мозгов что не понимают что на месте девочки могла оказаться каждая из них!и не дай бог над их детьми в будущем будут издеваться таким образом или даже хуже будут издеваться чем они. я бы убила за своего ребёнка!куда катится жизнь в армиях издеваются в полиции над ребятами только как не издеваются чтобы они вину взяли на себя за то чего они не сделали!в школу ребёнка не захочется даже отпускать!
Так,если парень Светланы Куклевой переспал с 16-летней девочкой, то его судить надо за растление малолетних? Если от тр… всех подряд, то может лучше парня сменить, а не избивать всех его партнерш? Могут и привлечь за сокрытие этих фактов.
По какой статье интересно его судить? с 16 летней можно по нашему уголовному законодательству.
Нельзя, по законодательству с 18 лет.
Напишите пожалуйста номер статьи Уголовного кодекса РФ, по которой наступает ответственность за половую связь лица достигшего 18ти летнего возраста с лицом не достигшим 18ти летнего возраста.
Виталий из Калифорнии. Там с 18ти
щас как бы участники не стали вешаться и уксус глотать от травли.
как всегда — стыдобищща!
вангую вздрюк главе администрации, директрису уволят, девиц либо штраф, либо тяжкий вред и год условно.
общее впечатление — скотство
Интересно что ещё она придумает в своё оправдание.А парень то у неё фуфло)))а она без мозгов)))позорят наш Ульяновск.
Вопрос не в тему. В Ульяновске молодёжные группировки ещё есть? Или город развивается и это в прошлом? Ответьте, если кто знает, кто с Ульяновска.
Да просто интересно, по-моему все крупные города этим переболели уже. Но насколько я знаю Ульяновск ещё нет) где то в 80х 90х годах находится.
так ульновск и не крупный…
Группировки есть.Всё как в начале 90х.
ХАРАШО КАГДА МАНДАВОШКА НА ЧЕМПИАНАТЕ ПО ХОККЕЮ СКОРА ПОЯВИТСЯ У ШВЕДОВ
да ваще. у сергейиваныча скоро глаз задергается от таких новостей в преддверии чемпионата. менингит, свиной грипп, подростковая преступность, венерические заболевания!
да Сергей Иванович наоборот рад этому, ведь рейтинг ульяновской области повышается
Главное цитируемость! Лобковая вошь в помощь губернским едроидам!
Мама моя! На всю страну,что сама и ейный парень подцепили мандавошек! Фу,твари! Нашли чем отмазаться. Прыщавые дрищавые подростки, ни стыда,ни совести!
Да что бы этих куклову ,ажину(именно с маленькой буквы,с большой не заслужили) и третью овцу также отпинали в ссаном сортире! И бошки безмозглые деревянные окунули в унитаз. Курицы!
вот видите, сколько в вас агрессии. А представьте, сколько её у девиц в гормональном стрессе, которым никто никогда не объяснял что такое хорошо и что такое плохо. Они же как зверьки, одни инстинкты, и все по максимуму. Адекватных заботливых взрослых рядом нет, хорошего примера рядом нет — ребёнок превращается в маугли.
А Вы считаете, что подобное не заслуживает агрессии. Ребёнка не кому защитить, она сирота. А это не люди — это твари, других слов я не нахожу.
Я ЩЩЕТАЮ ЧТО АГРЕССИЯ — ЭТО ВСЕГДА ПЛОХО. В СОСТОЯНИИ АГРЕССИИ МЫ НЕ СПОСОБНЫ АДЕКВАТНО, ЗДРАВО ДУМАТЬ. А ИМЕННО УМЕНИЕ ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И ОТЛИЧАЕТ УМНОГО ЧЕЛОВЕКА ОТ УЧАЩИХСЯ КАРСУНСКОГО КОЛЛЕДЖА. ПОДДАВАЯСЬ ЭМОЦИЯМ МЫ СТАНОВИМСЯ БЛИЖЕ К КАРСУНУ НА НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ
толпой твари девчонку избили и заступиться некому.
Значицца не одну с…нку заразил Максимка… Ай молодца!!
И Вы считаете, что это девочки. Да какая разница из-за чего. Сами уже и сифаки и трепаки переносили. А эта чувырла в чёрной майке, не в футболке, разве это девочка. И ещё она за собой вину не чувствует. Надо нормального парня себе выбирать. Выгнать ВСЕХ, и урода который снимал, и вахтёршу. Пусть остаются неучами. Из таких уродов ничего хорошего уже не получится.
Мыться надо чаще. Бррр. Прославились идиоты на всю страну.
Наказать этих трех на полную катушку! Втроем на одну- удивляюсь над такими убогими. Боятся один на один выяснять отношения, потому что можно схлопотать в этом случае. Позор родителям, что воспитали таких…Все от безнаказанности. Посидят, будет время подучить родной язык, подумать на своей никчемной жизнью,и, возможно, что- то про себя понять. А пострадавшей девочке хорошо бы квартиру от государства и счастливой ей дальнейшей жизни.
Не трёх, а четырёх. Оператора-п*дика тоже надо наказать! Какой из него вырастет мужчина! Он не знает, что такое порядочность, что нормальные парни так себя не ведут. Обязать их всех пожизненно выплачивать пострадавшей девчонке компенсацию (как алименты). А девочке не мешало бы сдать анализы. Подозреваю, что ей могли задеть какой-то орган.
Позор не только родителям, но и тем воспитателям, что с ними работали в детдомах. Это, по идее, квалифицированные специалисты! Чему они учат?
Да уж, — что выросло, то выросло… Может наступить осознание, покаяние и желание измениться? Как считаете?
Причина избиения — ЯВНО НАДУМАНА . Трое преступниц — садисток , просто решили перевести
стрелки на невинную и беззащитную сироту . Так легче отвести от себя подозрения. О
Своей. Лени и антисанитарии . Это обычная практика . Так поступают 90 %. Неопятных
и бессовестных половых развратников . Со мной. Так же произошло два подобн случая .
Заразившие меня — на меня же и сваливали свою нечистоплотность . Но я легко доказал
что виновны именно они . Это делается просто и легко . У только что заразившихся манда
вошками — нет раздражения . У неряхи и грязнули — там. Сплошное красное месиво .
Преступницы должны отсидеть реальный срок -5 лет. В колонии . Это настоящие садистки .
Нелишне и предположить. , что. Избиение и распространение. Этого гнусного ролика — не единственные преступления этих
распущенных девиц . Совершенно очевидно , эта тусовка. Терроризировала беззащитную. Новенькую сироту . Они заставляли
ее. Заниматься развратом. Со своими. Дружками . Но девченка отказывалась . И тогда. Они обманом ее напоили снотворным .
Сейчас они и это переврали . Говорят , что девочка сама напилась и оттдалась . вот так живет россия — на сплошном обмане .
Морозовых, Убов, Бакаевых, Балакишиевых,всех, всех, всех — на парашу
УРОДЫ!Не важно, какая причина. Никто не имеет права трогать другого человека! Это закон! Родители им не объяснили, как вести себя в обществе. Есть цивилизованные способы разрешать конфликты. 5 лет исправительных работ, и никаких удо. Пусть Дальний Восток поднимают, дороги строят!
Кавалера то точно закрыть надо. Это и будет дополнительным наказанием.
Омг, улпресса, родненькая, да это ж фейк гонимый.
У меня два вопроса к обществу и правоохранительным органам:
1. Если бы педикулез нашли — то это бы оправдало преступниц? Складывается впечатление, что — да. Но это ошибочно. Наличие какого-либо заболевания, не дает никому права расправы над этим человеком.
2. Почему все молчат о парне, который снимал видео? Он — соучастник. Он стоял и хладнокровно снимал видео. Не оказал помощь девушке, которая подвергалаь избиениям и была в смертельной опасности. Более того, он выложил все это в Интернет, чтобы поугорать. Это — распространение сведений, порочащих честь и достоинство личности. его надо привлечь к уголовной ответственности.
Там не педикулёз — а МАНДАвошки! Вся общага друг с другом перет…лась!
Сдаётся, что это были бухарские мухи, а не м….вошки!
Как жить в обществе деградатов и потенциальных преступников нормальным людям?
Ну и .опа эта Ульяновская область! Результат 11 лет инициативного управления бывших ментов, надзирателей и бандитов.
его ментом-то назвать сложно! там рыло в таком пуху, что мама не горюй!
Да ладно вам тут буйствовать. Ничего никому не будет. Директора наградят! У нас в Ульяновской области за более тяжкие грехи руководители не отвечают! Вот вам живой пример:
И что из этого?
После всех проверок со стороны областного Министерства образования директору димитровградского Профессионального училища № 3 вынесли… лишь замечание. И в довесок ко всему, как явствует из биографии В.А. Кологреева, в 2010 г. за заслуги в педагогической деятельности, значительный вклад в подготовку квалифицированных специалистов и многолетний труд ему была вручена Почетная грамота Губернатора Ульяновской области.
Итак, мы увидели, что конопля, в том числе и ее семена, обладает апотропеическими свойствами. Но вернемся к нашему сюжету, в котором эти свойства завуалированы тем, что ее семена здесь соотносятся со вшами и замещают последних. Это соотнесение не является только принадлежностью данного быличкового сюжета, а возникло гораздо раньше, помимо него. Чтобы убедиться в этом, обратим внимание на приведенную В. Далем загадку о конопле, вынесенную в эпиграф. Дело не только во внешнем сходстве семян и насекомых. "Символика вшей определяется их множественностью, вследствие чего они соотносятся с однородными мелкими предметами: семенами льна, крупой, бобами, крошками хлеба, деньгами (монетами). ".
В этот ряд, выстроенный авторами статьи о вшах недавно вышедшего первого тома этнолингвистического словаря "Славянские древности", нужно включить и семена конопли. Сопоставление насекомых и семян мы видим в следующих белорусских поверьях: "У того по лицу телу поползут вши, кто при жизни имел дурную привычку от нечего делать выдергивать лен в головках"; "Во время шитья белья нельзя есть хлеба, маку, конопли: в белье будут разводиться вши".
В сюжете о змее-любовнике упор делается на "поедание" вшей. И дело здесь не в том, что эти действия должны вызвать отвращение у змея, а в том, что он больше не может приблизиться к женщине. И не потому, что она ему неприятна, а потому, что она теперь наделаю защищена. Чтобы убедиться в этом, обратимся к ряду этнографических данных.
В статье А. Редько "Нечистая сила в судьбах женщины-матери" читаем:
"В Казанской губ. при задержании последа родильнице дают проглотить вшей в хлебе. То же средство практикуется в Западно-Русском крае. Само собой является предположение, что это средство дается для произведения рвоты. Но этому объяснению мешает следующее обстоятельство. По словам доктора Сицинского, к тому же средству прибегают в Минской губ.: при задержании последа дают трех вшей, но там зачастую делают таким образом, чтобы родильница не знала об этом. Такую же подробность отмечает В. Даль, он упоминает о двух народных средствах при задержании последа: дают роженице без ее ведома парочку вшей или, вместо них, золу. Правда, в Каширском уезде Тульской губ. родильнице говорят вслед за тем, что она съела".
Автор статьи доказывает, что это применяется не с целью вызвать рвоту, как трактуют информаторы, - ведь для этого достаточно обмануть женщину, сказав, что она съела, а не кормить ее вшами на самом деле. Кроме того, в Тульской губ. "в Тульском и Веневском уездах хлеб с тремя вшами дают съесть и коровам в том же положении". А уж корове - хоть говори, хоть не говори - все равно не поймет. А. Редько считал, что это способ изгнания нечистой силы или особого духа, угрожающего родильнице.
Далее приводится свидетельство доктора Демича о лечении лихорадки у русских и мордвы тем же способом: ". народ, представляя себе лихорадку в образе безобразных дьяволиц-дев, думает, будто бы эти девы-лихоманки боятся разных мерзких, противных предметов, и в последующем изложении упоминает, между прочим, давание внутрь вшей и клопов без ведома о том больного". То же самое встречаем и у В.И. Даля и ПЛ. Чубинского.
Вшей, закатанных в хлебный шарик, дают и больным желтухой: "От "жевтачки" нужно съесть в хлебе живую вошь"; "от "живтачки" много помогает:
а) употребление в пище головных вшей,
б) прием в водке домашних клопов, раздавленных в рюмке.
Этот лечебный прием известен и в Прииртышье. Нами записано даже два сюжета текста, повествующих об эффективности такого лечения: "От желтухи я слышала. Вошь живую надо в яичко пустить и пить это яичко.
Одного старика врачи отказались лечить.
Выписали домой: "Иди, смерти дожидайся". Жена выходит от врача и плачет.
- А ты что, миленькая, плачешь?
- А вот такое дело: у меня мужа не берут лечить.
- Ой, миленька моя, вот яичко разбей, вошь пусти и дай выпить. Она сделала так - и куда делась желтуха".
Съеденные живые вши помогают и от "сухотки": "Много помогают "сухотнику" употребление в пище собственных вшей при условии, чтобы он не знал об этом"'.
Итак, употребление внутрь живых вшей в народной медицине расценивается как средство облегчения трудных родов, лечения лихорадки, желтухи, "сухотки".
А. Редько, о чьей статье шла речь выше, считал, что данное средство рассчитано на то, чтобы вызвать у болезни (которая, как известно, воспринималась одушевленным живым существом), сидящей внутри человека, отвращение.
Можно согласиться с подобным объяснением, если не принимать во внимание наш сюжет о змее. Ведь в нем (кстати, как и в случае с последом) мифическое существо не находится внутри женщины. И если в случае заболевания лихорадкой, желтухой, сухоткой через человека угощают вшами саму болезнь, то в случае со змеем ситуация иная: он их даже и не пробует! Конечно, можно объяснить это механическим перенесением средств лечения названных болезней в быличковый сюжет.
И в этом случае "психологическая" мотивировка поведения змея (он испытывает отвращение) станет оправданной. Все, казалось бы, встает на свои места: связь данного оберега со змеем вторична, сюжет следует считать поздним. Но пойти по этому, лежащему на поверхности пути, нам не позволяют некоторые метеорологические народные представления.
Мы знаем, что древней ипостасью огненного змея является молния. Об этом писал в свое время А.Н. Афанасьев: "В огненном змее народная фантазия, создавшая мифические образы не иначе, как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями, олицетворяла молнию, прихотливый извив которой напоминал воображению скользящую по земле змею". У С.В. Максимова в его "Нечистой, неведомой и крестной силе" нам встретилось такое верование: "Во время грозы нельзя быть с растрепанными волосами. Не надо в голове искаться: не одну такую бабу стрела забила насмерть, других же оглушила". Нет ли здесь связи: молния потому бьет женщин, ищущих в голове, что змей чувствует опасность от этих паразитов?
В образе змея народ олицетворяет и градовую, дождевую, грозовую тучу. В.Н. Добровольский в статье "Звукоподражание в народном языке и в народной поэзии" приводит такое поверье: "Чтобы дождь пошел, бьют лягушек и ловят блох. Прыгающих лягушек и насекомых нижут на нитку и вывешивают на кустике, приговаривая: "Как эти блохи и лягушки повисли, чтоб тучи повисли"".
Подобное поверье зафиксировано и в Харьковской губ.: "Як блохи здорово кусоюцьця - дощь буде"; "Блохи кусают на дождь". В. Мошков, приводя подобное поверье гагаузов: "После дождя всегда одолевают блохи", в примечании сопоставлял его со славянским: "В д. Малая Дубровица говорят: "Як барзо блохы кусають, то будэ дощь"".
Блохи в данных представлениях, видимо, идентичны вшам. Так, в Прииртышье, в д. Жирновка Называевского района Омской обл., от украинки М.И. Чернобровиной записано: "Нельзя насекомых мелких убивать - дождь пойдет". Авторы статьи о вшах словаря "Славянские древности" приводят приметы, где фигурируют уже непосредственно эти насекомые: "Вошь вылезет на ухо - к дождю или, наоборот, к хорошей погоде (мазовское); найти одну вошь - к дождю, две рядом - к дождю с градом (волгоградское).
На Гомелыцине для вызывания дождя вошь подвешивают на волосе на дерево над колодцем, на забор и обливают водой".
О.А. Терновская пишет о том, что подобные обряды зафиксированы у восточных и южных славян и приводит еще интересные для нас сведения о связи блох с водой, весенним пробуждением природы, использование "гадов" для выведения блох.
Для этой цели берут землю во время первого весеннего грома, если ею посыпать постель, то ни одна блоха не укусит. "Для истребления блох пользуются первым громом, после него берут землю и посыпают ею пол, постели и стены, приговаривая: "Гром прогреми, блох разгони!" - три раза". О.А. Терновская объясняет "дождевую" функцию блох следующим образом: "Способные к активному передвижению по вертикальной оси пространства мухи и блохи. являются носителями метеорологических функций - с их помощью осуществляется смена времен года.
Тем самым они обеспечивают связь социума с природой. Их физическое уничтожение. - залог непрерывности движения времени"".
.Можно предположить иное: дело не в "передвижении по вертикальной оси", а в связи насекомых со змеем. Отсюда и их "метеорологическая, функция". Почему льет дождь? Это реакция змея на блох и вшей (он или пугается и отпускает воду, или радуется, что уничтожили этих насекомых, и дарует дождь). По этой же причине гром бьет блох. Отсюда - связь насекомых со сменой времен года не прямая, а, вероятнее, опосредованная - через змея.
Рассмотренным выше метеорологическим представлениям соответствует одна деталь нашего сюжета, на которую можно было и не обратить внимания, если бы не повторение ее в разных текстах: ". Так женщина и сделала. Когда она все это сказала, он плюнул и перестал к ней ходить"; ". Женщина так и сделала.
Змей так плюнул на нее, что даже водой ее всю залил, скрылся и уже больше не прилетал"; ". Вин тоди як росердыться, та як почне плювать. так чысто й йи усю облю-вав, а сам з хаты и загул. з того часу уже и не прыходыв". Таким образом налицо та же реакция змея на вшей, как и в приведенных выше этнографических фактах: он отпускает воду! Об этом писал и А.Н. Афанасьев: слюна - метафора дождя". Разве это не свидетельствует об архаике детали, да и самой формы в целом?
В связи с этим "психологическая" мотивировка принята быть не может, ровно как и предложение о механическом перенесении в сюжет оберега из народных средств лечения лихорадки, желтухи, сухотки и облегчения трудных родов. Скорее всего, перенесение было обратным: от змея к названным болезням. Дело в том, что во всех этих случаях так или иначе ощущается связь со змеем!
Проиллюстрируем эту мысль на примере трудных родов. А. Редько задавался вопросом: кто же тот дух, который мешает родильнице? Склоняясь к рассмотрению его как нечистого, беса, исследователь признает его особенность и связь с последом: ". народ и доныне сохранил память о каком-то отношении нечистого к последу. " Но ответа на поставленный вопрос у автора, нет. Он же приводит ссылку на издание "Народы России", в котором говорится: "Существует поверье, что при родах нечистая сила в образе змеи старается напасть на новорожденного и задушить родильницу"".
В.А. Мошков отмечал, что "боязнь за новорожденного ребенка и роженицу в первое время после родов принадлежит к числу международных, широко распространенных в Европе и Азии. Боятся, что ребенку могут повредить: злой дух, дьявол, нечистая сила, мифические великаны, летучие змеи. "".
В. Бондаренко в "Очерках Кирсановского у. Тамбовской губ." писал, что у русских жителей губернии существует поверье в "коло-вертышей" - помощников ведьм. По своим функциям эти мифические существа то же, что огненный змей - мифический помощник, носящий хозяину молоко, хлеб, деньги. А появляются эти коловертыши из собачьего места, то есть последа, положенного под печку!118 Перечисленные сведения говорят о том, что один из духов, вредящий родильнице, мог иметь змеиное происхождение.
Можно предположить и иное. Г.Н. Потанин в статье "Святой Касьян и сказка о больной царевне" анализировал мотив исцеления царевны, имевший связь со змеем или нечистым (разрезают утробу, из нее вычищают змеенышей, "дьявольское гнездо" и т. п.). Болезнь он связывает с ее беременностью от змея: "В одной из сказок у Афанасьева больная царевна. заболела от того, что к ней по ночам летал змей; сказка заставляет предполагать зачатие от этого сверхъестественного любовника; лечение должно в таком случае иметь изгнание нечистого зародыша или его истребление. " В числе лекарственных средств называется трава "донник".
Потанин приводит свидетельства о том, что эта трава в народной медицине применяется для лечения детского родимчика. Ее название он сопоставляет с названием болезни женского чрева: "Именем дна у русских называлась какая-то женская болезнь, как это видно из заговоров, в связи с которой находятся амулеты особого рода, так называемые "змеевики"".
Читайте также: