Как называли вшей в средние века
Если составлять мнение о Средневековье по фильмам и живописи, то те времена кажутся романтичными и красивыми: роскошные наряды, вычурные парики, величественные замки, красивые улочки городов… Но, все это так лишь на первый взгляд. Если быть более внимательным и присмотреться тщательнее, то действительность окажется удручающей. Грязь, нечистоты, блохи, вши и постельные клопы были неотъемлемой частью жизни человека того времени.
Быт и нравы в Европе в средние века
Средние века в истории человечества ярко отличились не только поэзией, живописью и архитектурой. Антисанитария в те времена ужаснет любого современного человека:
- В средневековых домах и городах отсутствовали туалеты и канализация.
Если в селах и деревнях еще копали выгребные ямы, то в городских домах люди обходились ночными вазами, содержимое из которых выливали прямо через окно на улицу. Во дворцах знать могла делать свои дела в любом месте замка или сада, без стеснений или каких-то ограничений. На тот момент в Версале королевский сад был загажен не меньше, чем коридоры и комнаты дворца. Считалось нормой, когда придворная дама справляла нужду прямо на балу или в соборе во время мессы. Если в замке или дворце уже было невыносимо жить из-за грязи и вони, то знать просто переезжала в другой замок.
- В городах мусор и объедки выбрасывались за крепостную стену.
- Никто не заботился о чистоте городских улиц.
Помои и отходы сливали прямо на мостовые. На городских улочках тех времен посередине шли канавки, чтобы по ним стекали нечистоты. Дворников не было, лишь дождь кое-как боролся с грязью. Вошли в моду широкополые шляпы, чтобы защитить голову и плечи от льющихся из окон нечистот. Также была в ходу специальная обувь – сначала деревянные ботинки, а затем и вовсе ходули. Только так можно было пройти по городу и не испачкать одежду и туфли.
- Даже богатые люди не считали нужным убирать свои жилища.
Не принято было убирать грязь в комнатах, на полу валялись объедки и мусор. Никто не выбивал пыль из занавесей и гобеленов, а ковры и портьеры кишели насекомыми.
Сокрушительный удар чистоте тела нанесло христианство. По канонам католических священников оголять тело и касаться его – было грехом. Святым считалось ношение одной и той же одежды, пусть даже порванной и изношенной. Чем дольше человек не мылся – тем благочестивее он был.
Медицинские книжки и врачеватели советовали не купаться, по их мнению это приводило к болезням.
В истории того времени даже был период, когда баня в Европе была объявлена источником распространения чумы. Впрочем, такой подход являлся в некоторой степени обоснованным: в одной и той же воде купалась вся семья, господа и их слуги. При этом, если кто-то из них был болен, инфекция через воду передавалась другим членам семьи.
- Под верхней одеждой носили торбочки с травами и благовониями.
- Дамы пользовались ароматическими пудрами.
- Тот, кто был более состоятелен обильно поливался духами.
- Старались чаще менять нижнюю одежду, чтобы верхняя, дорогая и изысканная, меньше пачкалась.
Этот способ жизни, верования, традиции, нравы и приводили к тому, что бок о бок с людьми – на них самих, в их домах и постелях – жили всевозможные насекомые: блохи, вши, постельные клопы. Паразиты чувствовали себя свободно и размножались в огромных количествах.
Домашние блохи… и даже любовный фетиш
Блохи и вши – кровососущие насекомые, которые питаются кровью животных и людей. В Средние века в условиях антисанитарии и отсутствия личной гигиены, блохи и вши были везде и на всех. Причем, проблема была настолько серьезной, что даже дочь одного из французских королей умерла от вшивости.
Не пытаясь избавиться от первопричины появления насекомых, жители средневековья по-разному боролись с паразитами на себе:
- Люди с достатком предпочитали шить нижнюю одежду из шелка. Бытовало мнение, что поскольку шелк – ткань скользкая и гладкая, то к ней блохи не смогут прицепиться.
- Знать предпочитала везде бывать со своими маленькими собачками или горностаями. Блохи перепрыгивали на более теплокровных животных, предпочитая их, а не человека.
- Стало принято носить парики, которые часто прикрывали обритые головы. Именно таким радикальным способом пытались избавиться от насекомых. Кроме того, парик можно было прокипятить и уничтожить паразитов, а из волос вывести вшей практически невозможно.
У дам в моду вошли объемные и вычурные прически, для фиксации такого сооружения использовали бараний жир. Волосы долго не мыли, пытаясь сохранить прическу в первозданном виде как можно дольше. Дамские головы нестерпимо чесались от укусов насекомых, поэтому и были придуманы специальные палочки-чесалочки, Изящным изделием из золота с камнями пользовались, чтобы вычесывать блох. Было еще одно приспособление – вилочка для ловли блох, которую для удобства быстрого применения носили на шее на цепочке.- Блохоловки – небольшие, красивые коробочки для уничтожения блох. Внутрь такого ювелирного изделия клали кусочек кожи или меха, обильно смоченный кровью, смолой или другим липким веществом. Блоха заползала внутрь, приклеивалась и оставалась в ловушке.
- У короля был специально назначенный паж, который занимался ловлей блох на царствующей особе. Во время карточной игры во дворце вшей давили на специально предназначенном для этого блюдечке.
- Появились новые цвета тканей: бежевый, красно-коричневый. Их придумали именно для того, чтоб на одежде не было видно ползающих и раздавленных насекомых.
Дамы использовали блох для того, чтобы привлечь внимание ухажеров: вскрикивали от укусов, призывали кавалеров искать вредное насекомое, изящными движениями чесались драгоценными палочками, хвастали богато инкрустированными блохоловками.
В то время искать блох и вшей друг на друге – означало выказывать расположение и приязнь.
В 17 веке среди французских ловеласов было модным хранить блоху, пойманную на теле своей возлюбленной. Кавалеры держали насекомое в тонкой ювелирной работы шкатулочке-клеточке, висевшей на шее, при этом блоха пила кровь счастливчика. Таким образом, кровь любимой и кровь ее кавалера внутри паразита соединялись, что и было целью. Создавались целые сообщества, где мужчины хвастались своими блохами.
Постельные клопы – неотъемлемая часть жизни
Почувствовать укус взрослого клопа невозможно – в слюне насекомого содержится обезболивающее, что позволяет ему напиться крови и уползти незамеченным. А вот личинки кусаются больно и не дают спать. Обнаружить клопов можно по следующим признакам:
- на теле видны укусы, расположенные дорожкой;
- зуд и покраснение в местах укусов;
- на простынях появляются пятнышки крови как брызги от раздавленных насекомых;
- можно обнаружить хитиновые шкурки и маленькие продолговатые яйца клопов.
Также стоит поднять матрас или обследовать места соединения деталей кровати, там вы можете увидеть взрослых особей клопов. Насекомые в светлое время суток прячутся в укромных местах, на охоту выходят с приходом ночи.
В средневековье клопы жили практически во всех домах. Возможно 1-2 монастыря избежали нашествия этих паразитов, благодаря своей удаленности и замкнутому образу жизни.
О клопах упоминалось еще в античных трудах. Тогда клопов считали полезными, веря, что они излечивают от ушных инфекций и укусов змей. В 18 веке их советовали как лекарство от истерии.
Назойливость постельных клопов заставляла средневековых людей выдумывать разные способы борьбы с этими насекоымми:
Было известно, что раздавить взрослого паразита, который не напился крови крайне сложно. Постельные клопы имеют плотный хитиновый панцирь, сплющенную форму и легко выскальзывают из пальцев. Отсутствие действенных средств, уклад жизни, антисанитария – все эти факторы не позволяли избавиться от клопов навсегда.
[youtube.player]- "Серебряный век" русской поэзии (73)
- Коррупция. НКО (9)
- Оппозиция (6)
- Алины сказки (26)
- Афоризмы и цитаты (63)
- Велика страна моя родная (139)
- Взгляд (890)
- Видеоклипы (815)
- Видеоролики (312)
- Графомания (64)
- Всячина отсебятина (44)
- ЖЗЛ (278)
- Живопись и графика (641)
- В жанре НЮ (4)
- Иллюстрации (85)
- Сюрреализм (31)
- Фэнтези (8)
- Эротика (8)
- Жить без любви, конечно, можно. (29)
- Интернет (31)
- Искусство (222)
- Кинофильмы (69)
- Танец (26)
- Театр (48)
- История (968)
- Древний мир (137)
- Личности (390)
- История и современность (181)
- Культура и антикультура (51)
- Мода и стиль (6)
- Легенды и мифы (298)
- Славянский мир (75)
- Литература и публицистика (373)
- О поэтах и писателях (193)
- Музыка и песня (732)
- Музыкальная классика (141)
- Мультфильмы (70)
- На мировой арене (983)
- Зарубежье (375)
- Наука (4)
- Поэзия (275)
- Природа (38)
- Противостояние (365)
- Психология, философия (273)
- Социология (101)
- Размышлизмы (195)
- Религия, мистика, суеверия (64)
- Реплика (246)
- Рубрики дневника А.М.К (3)
- Рубрики Дневника А.М.К. (1)
- Сказки и о сказках (56)
- Схемы (13)
- Экономика, политика и аналитика (1156)
- На злобу дня. Новости. (332)
- О политике с юмором (71)
- Это было однажды. (134)
- Притча (33)
- Это интересно (129)
- Юмор, сатира, сарказм (416)
- Анекдоты (34)
- Язык и речь (79)
- Этимология (48)
Лысый Египет
Те пышные шевелюры, которые мы можем видеть на древних египетских фресках и барельефах, являются ничем иным, как париками. Основная же масса высших слоев египетского общества, в том числе и женщины, предпочитали быть лысыми. Вши серьезно начали заедать уже древний мир, поэтому не удивительно, что принимались такие радикальные меры предосторожности. Даже в относительно чистоплотном Риме диктатор Сулла умудрился умереть от вшивой болезни, паразиты буквально съедали его тело.
У монголов существовало поверье, что если человек помоется в реке, то это может вызвать грозу со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. Поэтому если блюстители монгольского порядка заставали человека за таким богопротивным занятием, как мытье, то провинившемуся грозила серьезная кара, вплоть до лишения жизни.
Христианские проповедники Средневековья призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.
Баня вернулась в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах.
Король-Солнце, или Король-Амбре?
Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной - толстой, мягкой, опрысканной благовониями - бумаги, то в Европе туалетная бумага появится только в 1860-е гг.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Известна история, которую так любят рассказывать версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты. Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.
Как вши Наполеона победили
Часть армии погибла в Бородинском сражении и других битвах, но многие погибли от голода и болезней или замерзли от холода во время отступления под снегом.
По легенде, жертвой вшей стал и гетман Иван Мазепа.
Иван Степанович Мазепа известен как своими ратными, так и позорными делами в истории России и Украины. Он до сих поря является причиной спора и разногласий историков. Его считают и героем, и предателем. Нет также однозначного ответа о причине его смерти. Причина, почему умер Мазепа остается одной из самых больших тайн гетмана. Нет точных данных по дате. Историки оперируют только предположениями, указывая дату 22 сентября 1709 г. Потому что в других источниках можно увидеть, что дата его смерти и август и октябрь. Есть также противоречивые данные насчет года смерти Мазепы. Например, Костомаров Н.И. утверждает, что Мазепа умер в 1710 году в марте месяце.
На дату смерти ему было 70 лет. Причина смерти может быть самой разной. Это могли быть и естественные причины старости и болезни. Высказываются предположения, что его он не выдержал укоров совести от содеянного им предательства. Такая причина смерти очень хорошо, на мой взгляд, откликается у людей, верящих в справедливость и в воздаяние высших сил за совершенные преступления. Существует легенда, что он умер, заедаемый вшами.
Петр I настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепы, и на ясновельможного, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши! Мазепа выл и скребся, отряхивая вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть. Согласно легендам, Мазепа был буквально заеден вшами, отчего и умер, а Карл XII сказал:
— Достойная смерть великого человека! Вши заели и римского диктатора Суллу, они загрызли иудейского царя Ирода, а испанского короля Филиппа Второго вши не покинули даже в гробу.
Мазепу увезли в румынский Галац, там и закопали. Но янычары в поисках золота отрыли труп гетмана, обобрали с него одежды и швырнули в Дунай.
Насекомое-электорат
Бытуют странные легенды о вшах. Вши возникли из пыли, праха, пепла и даны человеку, дабы он не пребывал в лени и безделии. Сербы рассказывают, что Богородицу, спасающуюся с младенцем Христом, застиг в пути дождь, и она попала в хижину пастуха. Чтобы обсушиться, она стала будить пастуха, но он спал мертвым сном. Богородица бросила в пастуха горсть пепла, из которого произошли вши, чтобы они покусали и разбудили пастуха. Согласно польской легенде, Христос увидел людей, сидящих на улице без дела в воскресенье, в то время как шла служба в церкви, и бросил в них горсть праха (пыли) со словами: “Вот теперь вам будет, чем заняться”.
А в средневековом городе Гурденбурге (Швеция) вши принимали участие в выборе мэра города. Вошь имеет, как все паразиты, регрессию, в данном случае, потерю остроты зрения, различает свет и темноту (избегает света, стремясь в темные места); но зато обонятельными усиками прекрасно определяет вожделенный запах теплой человеческой плоти. Так вот, претендентами на высокий пост могли быть в то время только достопочтенные люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились на площади возле ратуши вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.
Рубрики: | История |
Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям
.
Культура европейцев в средние века
Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Средневековая европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел.
Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья:«Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни – порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни – жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков.
Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Европейские города утопали в нечистотах:
«Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда – улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков. (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Т.1. – М., 1986. – С. 317 – 332.)
Антисанитария, болезни и голод – вот лицо средневековой Европы. Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта, из десяти детей выживало хорошо если двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин… Освещение – в лучшем случае восковые свечи, а обычно – масляные светильнички или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями…
Наиболее типичная европейская городская улица шириной в 7 – 8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери).
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.
Несколько раз упоминались просвещенные римляне, которые строили в варварской Европе акведуки и термы-бани. Куда же они подевались? Некоторые исследователи возводят вину на христианство. Ведь в одном лишь Риме насчитывалось более тысячи терм, но христиане, придя к власти, их все закрыли. Обычай мыться в бане пытались возродить крестоносцы, соприкоснувшиеся с этим обычаем на Востоке. Ветры Реформации развеяли эти попытки, как дым от костра тамплиеров.
Однако мылись и моются православные в бане, потому что не истребили в себе до конца язычества. В отличие от погрязшей в вони и нечистотах Европы, поспешившей сначала отринуть свои языческие корни, как Европа нынешняя, которая отрекается от истоков христианских. Во имя доведенной до абсурда косной Догмы (религиозной или политкорректной) легко сесть в лужу.
В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы… Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь.
Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми.
Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба,
Гигиена европейцев в средние века
Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало… Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу.
В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли “Божьими жемчужинами” и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Позже для спасения от вони будет выход: люди начнут пользоваться духами. Взгляните на старинные гравюры: небольшие пристройки на внешних стенах замков и домов – это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры с отверстиями системы “очко”, только испражнения стекали не в отстойники или в выгребные ямы, а падали на зазевавшегося под стенами замка крестьянина. Подобные “ласточкины гнезда” можно увидеть в орденских замках в Прибалтике.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При “нужде” гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили “ночные вазы”, содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.Интересно, что и любовница Людовика ХIV, мадам де Монтеспан, тоже так делала?!
Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию – у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони – кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.(До сих пор парки Версаля воняют мочой в теплый день.)
Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла …диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.
Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Diletant.media публикует историю о личной гигиене в средневековой Европе.
Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.
Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770
Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.
Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.
Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.
Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.
Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.
В России в те же годы
Был еще один оригинальный способ мыться — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.
Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.
Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.
Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.
Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.
Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.
[youtube.player]Читайте также: