Кори робин страх история политической идеи
Скачать книгу в формате:
Аннотация
Это книга о страхе, в особенности в его отношении к современной политике. Под политическим страхом автор подразумевает переживание людьми возможности определенного ущерба их коллективному благополучию — боязнь терроризма, панику в результате роста преступности, тревогу из-за упадка нравственности — или же запугивание людей властями либо отдельными группами.
- 75178
- 10
- 0
Об авторе этой книги Оскар Уайльд родился в Дублине, столице Ирландии, в 1854 году. Он писал проз.
- 50831
- 2
- 6
- 40704
- 6
- 3
Трогательная история говорящего Лабрадора Мани, который оказался настоящим финансовым гением, в д.
- 49498
- 2
- 9
Пока набросок. Если перерастёт по объёму из рассказа в роман, то будет под подписку .
- 152039
- 12
- 13
Сто тысяч лет назад Homo sapiens был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой пла.
- 42122
- 9
- 1
Что может быть хуже, чем погибнуть во время отбора невест? Отказать будущему императору! Ведь .
Дорогие друзья по чтению. Книга "Страх. История политической идеи" Кори Робин произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы "видишь" происходящее своими глазами. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. Несмотря на изумительную и своеобразную композицию, развязка потрясающе проста и гениальна, с проблесками исключительной поэтической силы. С помощью описания событий с разных сторон, множества точек зрения, автор постепенно развивает сюжет, что в свою очередь увлекает читателя не позволяя скучать. Умелое и красочное иллюстрирование природы, мест событий часто завораживает своей непередаваемой красотой и очарованием. Казалось бы, столь частые отвлеченные сцены, можно было бы исключить из текста, однако без них, остроумные замечания не были бы столь уместными и сатирическими. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. Центром произведения является личность героя, а главными элементами - события и обстоятельства его существования. В главной идее столько чувства и замысел настолько глубокий, что каждый, соприкасающийся с ним становится ребенком этого мира. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. "Страх. История политической идеи" Кори Робин читать бесплатно онлайн будет интересно не всем, но истинные фаны этого стиля останутся вполне довольны.
- Понравилось: 0
- В библиотеках: 0
/сборник никак не связанных между собой драбблов/ обещай, что всегда будешь рядом. .
/сборник никак не связанных между собой драбблов/ обещай, что всегда будешь рядом. .
В ту ночь, когда все рушилось, когда мой мир потерпел крушение, я думал о том, чтобы с тобой все б.
В ту ночь, когда все рушилось, когда мой мир потерпел крушение, я думал о том, чтобы с тобой все б.
[youtube.player]Автор книги: Робин Кори
Текущая страница: 1 (всего у книги 30 страниц)
Части этой книги появлялись и в других изданиях. Огромная благодарность компетентному издателю, позволившему мне использовать следующий материал:
Он оставил всякую надежду на Рай, но цепляется за большую надежду – вечного проклятия.
Это книга о страхе, в особенности в его отношении к современной политике. Под политическим страхом я подразумеваю переживание людьми возможности определенного ущерба их коллективному благополучию – боязнь терроризма, паника в результате роста преступности, тревога из-за упадка нравственности – или же запугивание людей властями либо отдельными группами. Что же превращает оба типа страха скорее в политический, чем в индивидуальный страх? То, что они зарождаются в обществе либо несут общественные последствия.
Такие индивидуальные страхи, как, например, мой страх полетов или ваша боязнь пауков, – артефакты нашей собственной психологии и нашего опыта, имеющие слабое воздействие на других. Политический страх, напротив, возникает из конфликтов внутри и между обществами. Например, свойственный американцам страх терроризма – это реакция на 11 сентября и борьбу США против радикального ислама. Страх черных американцев перед полицией или, как некогда, страх перед своим правительством среди советских диссидентов и перед своим – среди борцов с апартеидом, был порожден противоречиями гражданского мира.
У меня есть три утверждения о политическом страхе. Первое касается того, как мы думаем о нем; второе – как и почему мы именно так о нем стали думать; третье – как мы могли бы о нем думать. К этому рассуждению надо добавить следующее: хотя страх политичен, мы часто забываем либо неправильно истолковываем это, затрудняя понимание того, как и почему используется страх. Убежденные в том, что нам не хватает нравственных или политических принципов, чтобы объединиться, мы смакуем переживание страха, как делали многие авторы после 11 сентября, так как полагаем, что только страх сможет превратить нас из разобщенных людей в единый народ. Рассматривая политический страх как основу нашей общественной жизни, мы отказываемся видеть заложенные в ней противоречия и недовольство. Мы закрываем глаза на настоящие конфликты, которые превращают страх в инструмент политического правления и прогресса, и отказываемся от тех средств, которые могли бы смягчить конфликты, в конечном счете оказываясь в плену страха.
Возможно, именно этого и хочет кто-то в нашем обществе – быть в вечном плену у страха. Но так как страх редко надолго приносит единство и энергию, которые столь многие надеются от него получить, нам, вероятно, следует искать эти необходимые блага где-то еще и подходить к страху как к тому, чем он и является, – симптому повсеместно проникающего конфликта и политических неудач.
Так же и в политике. Хотя самые современные писатели и политики выступают против политического страха как врага свободы, разума и других ценностей Просвещения, вопреки себе они часто видят в нем источник политической жизнеспособности. Несмотря на осуждение якобинского террора, советского деспотизма, балканского геноцида или террора 11 сентября, в опасении его они видят возможности для коллективного обновления. Не для жертв, но для нас, то есть тех, кто смотрит на это зло извне. Политический страх должен научить нас, чего стоят специфические политические ценности. Страх гражданской войны, например, должен породить уважение к правопорядку, страх тоталитаризма – приверженность либеральной демократии, страх фундаментализма – поддержку терпимости и плюрализма. Боясь столкнуться с этими бедами, мы убеждены в необходимости предпринять соответствующие меры по их предотвращению. Убедившись в их опасности, мы как никогда дорожим такими противоядиями, как правопорядок, либеральная демократия и т. д. Политический страх должен также вызывать духовное пробуждение. Без опасности и вызываемого ею страха нам недостает не только страстной убежденности в политических ценностях – нам вообще не хватает убеждений. Мы омертвели. Лишь перед лицом страха мы пробудимся к действию и поверим, что в этом мире действительно существует что-то оправдывающее наши усилия оставаться в нем.
Для того чтобы политический страх смог нас воодушевить, объект страха должен принадлежать сфере политики и при этом, в глазах испуганных, все же находиться вне ее. Если страх должен вернуть нас к таким политическим ценностям, как правопорядок и либеральная демократия, мы должны противодействовать политической угрозе данным ценностям. В конце концов, в любом прибрежном городе, например, при угрозе наводнения может наблюдаться общественная активность, но естественное бедствие редко побуждает граждан принять определенные политические принципы и им следовать.
Однако такая политическая опасность, как война или восстание, требует, чтобы общество определило или подтвердило свои убеждения для мобилизации перед лицом угрозы во имя политических ценностей.
Хотя многие публицисты и лидеры видят в страхе политических опасностей благоприятную возможность, в то же время они настаивают на рассмотрении этих опасностей как не политических угроз, имеющих мало общего с проблемами и противостояниями, оживляющими политические дискуссии и активность. Вновь обратимся к реакции американских комментаторов на 11 сентября. В то время как многие были готовы принять политическую подоплеку страха этого дня, они утверждали, что террористические акты, которые привели к этому, не проистекали из сферы политики. Таким образом, не враждебность к могуществу США направила три самолета угонщиков на Пентагон и Всемирный торговый центр. И не гнев за покровительство Америки Израилю либо спонсирование деспотических режимов Ближнего Востока. Как утверждают многие, террористы 11 сентября просто не были заинтересованы в политике.
Их обида, как объясняет Томас Фридман, коренилась не в политике, а психологии 6 . По мнению некоторых комментаторов, терроризм подпитывала тревога за современность, наступление секуляризации и других западных ценностей, которые угрожали хрупкой идентичности мусульманского мира. Эта тревога не имела прямого отношения к власти, ресурсам или политике, но зато самое непосредственное – к культурному беспокойству. Находясь во власти такой тревоги, люди готовы к тоталитарному мышлению в духе мусульманского радикализма, в котором Аллах служит заменой потерянному чувству авторитетов, а террористическая ячейка – разрушенной солидарности 7 . Для других наблюдателей психология терроризма была в большей степени индивидуальной, нежели культурной.
Таким образом, в нашем подходе к страху намечается противоречие. С одной стороны, мы находим в политическом страхе возможность для обновления и удачный момент для принятия политического лекарства, контролирующего страх; с другой – объекты страха представляются нам политически бессодержательными. Вероятно, мы не сможем разрешить это противоречие исключительно с помощью логики; хотя оно, как мы увидим, исходит из абстрактной мысли, но подкрепляется политической необходимостью. Понимание объектов страха как объектов неполитических позволит нам обращаться с ними как со злейшими врагами, с которыми нельзя договориться, – их нужно убить либо обуздать.
Мы не всегда думали о политическом страхе таким образом. Несмотря на Книгу Бытия, большинство мыслителей, предшествовавших современной эпохе, рассматривали страх как артефакт наших нравственных убеждений, бывших продуктом политического образования, законов и институтов.
Другими словами, страх был продуктом веры, вера – произведением поэтов и учителей, поэты и учителя – продуктом республики.
[Закрыть] , к которому должны стремиться все политические участники, но точно начинается с summum malum[3] 3
предельного зла (лат.).
(68) Unfair Advantage, p. 17; Robert A. Gorman, Basic Text on Labor Law: Unionization and Collective Bargaining (St. Paul, Minn.: West, 1976), pp. 5, 10–14.
(69) Linder, Void Where Prohibited Revisited, pp. 7, 139–185, 197–277, 301-301-340; Freeman, Rogers, p. 127.
(70) Milton Friedman, Capitalism and Freedom (Chicago: University of Chicago Press, 1962, 2002), p. 15. См. также pp. 4, 23.
(71) Levitt, pp. 10, 24, 55.
(72) Smith, From Blackjacks to Briefcases, p. 113.
Заключение. Действующие лица либерализма *
(1) Из этой тенденции есть три значимых исключения, и я в долгу перед каждым из этих авторов: Rogers M. Smith, Civic Ideals: Conflicting Visions of Citizenship in U.S. History (New Haven: Yale University Press, 1997); Karen Orren, Belated Feudalism: Labor, the Law, and Liberal Development (New York: Cambridge University Press, 1991); и третий, весьма отличный, но не менее поучительный, взгляд: Arno J. Mayer, The Persistence of the Old Regime: Europe to the Great War (New York: Pantheon, 1981).
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА АЛЕКСАНДРА ПОГОРЕЛЬСКОГО
THE HISTORY OF A POLITICAL IDEA
OXFORD UNIVERSITY PRESS 2004
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕИ
В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский
В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
Издание осуществлено при поддержке отдела внешних связей Посольства США в Москве
Печатается по изданию: Corey Robin. Fear. The History of a Political Idea. Oxford University Press, 2004
Редактор Н. Селина
Корректор Л. Трофимова
Оформление серии В. Коршунов
Верстка С. Зиновьев
Формат 70×100 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная
Усл. печ. л. 37, 4. Уч. изд. л. 25, 8.
125009, Москва, ул. Б. Дмитровка, 7/5, стр. 2
119048, Москва, ул. Усачева, 29, корп. 9.
Тел. (495) 245-49-03
121099 Москва, Шубинский пер., 6
высшее благо (лат.).
предельного зла (лат.).
Отцы-основатели — деятели американской революции, создатели Конституции (Т. Джефферсон и другие).
Джим Кроу — презрительная кличка, данная неграм американскими расистами.
Магистр делового администрирования.
Грязная война — период аргентинской истории с 1976 по 1983 г., когда страной руководили военные.
Дж. Эдгар Гувер — директор ФБР на протяжении 48 лет (1924–1972).
Джексон Эндрю (1767–1845) — 7-й Президент США (1829–1837).
Джаггернаут — идея, которой слепо поклоняются. Джаггернаутова колесница — огромная колесница, на которой в Индии перевозили во время соответствующего праздника статую Кришны; у истово верующих был обычай кидаться под её колеса, чтобы расстаться с жизнью.
Опиумная война 1840–1842 гг. началась со вторжения английской армии в Китай.
Вениамин — младший любимый сын ветхозаветного патриарха Иакова.
Омаха-бич — пляж в Нормандии, где летом 1944 г. высадились войска антигитлеровской коалиции. В их числе представители величайшего поколения — 1911–1924 гг. рождения.
Манифест студенческого движения, выпущенный в 1962 г.
Бэббит — герой одноименной книги Льюиса Синклера (1922 г.), символизирующий стандартного американца-обывателя.
Дикинсон (1830–1886) — американская поэтесса, мастер философской лирики.
Акт iv, сц. 6 (перевод под редакцией А. Смирнова).
здесь: универсальный язык (лат.).
Франкфуртская школа в немецкой философии и социологии существовала в начале 1930–1970-х гг. В ее рамках была разработана критическая теория общества, в которой критический подход к буржуазной культуре сочетался с идеями диалектики Гегеля и психоанализом. Основные представители — Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас.
причина причин, первопричина (лат.).
как таковой, сам по себе (лат.).
Аушвиц — немецкое название Освенцима.
В сербскохорватском языке существует письменность на основе двух алфавитов — русского гражданского и латинского.
Здесь: сладкая надежда (фр.).
Бёртон (1821–1890) — английский исследователь Африки, первооткрыватель озера Танганьика.
Пейн (1737–1809) — американский просветитель радикального направления, участник войны за независимость и Французской революции.
Миллс Чарлз Райт (1916–1962) — американский социолог и публицист; считал метод К. Маркса плодотворным, но марксистскую теорию при этом устарелой.
Вероятно, имеется в виду английский философ, социолог и экономист Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Крейн Харт (1899–1932) — американский поэт, близкий к футуризму.
В. М. Молотов и М. И. Калинин восприняли аресты своих жен, а Л. М. Каганович — брата с покорностью; Г. К. Орджоникидзе пытался вступиться за своего брата Папулия.
Критон — персонаж одноименного диалога Платона.
Центральный университет штата Нью-Джерси.
ФДР — Франклин Делано Рузвельт.
Гувер (1895–1972) — директор ФБР в 1924–1972 гг.
Хэмфри (1911–1978) — вице-президент США в администрации Л. Б. Джонсона и кандидат в президенты США от Демократической партии в 1968 г.
Леман (1878–1963) — губернатор штата Нью-Йорк, сенатор-демократ.
Адамс (1735–1826), 2-й Президент США (1797–1801).
Дейвис-младший — известный американский киноактер. Чавес — популярный мексиканский боксер.
Фритредеры — сторонники свободной торговли и невмешательства государства в экономику.
Виши — город во Франции, где в 1940–1944 гг., в период германской оккупации, располагалось коллаборационистское правительство во главе с А. Ф. Петеном.
политика, базирующаяся в первую очередь на определенных интересах и лишь во вторую очередь учитывающая моральные принципы.
Поправка I к Конституции, составляющая часть Билля о правах, гарантирует гражданам США право на свободное выражение своих убеждений.
Поправка V к Конституции гарантирует гражданам свободу от обвинений в преступлениях иначе как по решению Большого жюри или в условиях чрезвычайных ситуаций, право на жизнь, свободу и частную собственность, если иное не решено судом с соблюдением должных юридических процедур.
Мэдисон (1751–1836), 4-й Президент США (1809–1817).
Поправка XIV к Конституции гарантирует равенство прав всех граждан, в том числе равное право на защиту законодательством страны и штата.
Чьяпас — штат на юго-востоке Мексики.
Уоллес (1888–1965) — вице-президент США в 1941–1945 гг. Смещен президентом Трумэном за отказ от поддержки курса на холодную войну. Был соперником Трумэна на выборах в 1948 г.
Адамс (1767–1848) — 6-й Президент США (1825–1829).
[youtube.player] |
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Реакционный дух. Консерватизм от Эдмунда Берка до Сары Пэйлин | Что такое консерватизм сегодня? И какова его родословная? В своей новой книге политолог Кори Робин прослеживает истоки консерватизма в его реакции на Великую французскую революцию. Рассматривая таких… — Издательство Института Гайдара, (формат: 60x90/16, 312 стр.) Подробнее. | 2013 | 354 | бумажная книга |
История Франции (1789—1914) — История Франции Портал Франция … Википедия
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ — историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история
История антисемитизма — См. также: Хронология антисемитизма и Еврейские беженцы История антисемитизма историческая последовательность событий, связанных с антисемитизмом враждебным отношением к евреям как этнической или религиозной группе. Антисемитизм… … Википедия
Россия. История: История России — I Приднепровская Россия IX XII вв. земель , занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ИТАЛИЯ. ИСТОРИЯ — Для понимания современной Италии необходимо обратиться к ее истории, которая восходит к доримским временам 8 7 вв. до н.э. Этруски, жившие в районе между реками Арно и Тибр, греки, поселившиеся в Сицилии и на юге Апеннинского п ова, создали… … Энциклопедия Кольера
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ИСТОРИЯ — Уния Англии и Шотландии. Англия и Шотландия были объединены в в королевство Великобритания в 1707. Со времени возвышения в 1603 шотландской линии Стюартов эти два королевства находились в личной унии короля. Каждое из них сохраняло собственный… … Энциклопедия Кольера
США. ИСТОРИЯ. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД — США вышли из войны с беспрецедентным экономическим потенциалом. Другие индустриальные страны лежали в руинах, а производственные мощности США выросли и процветали; заводы, фермы, научные лаборатории, торговые суда были оснащены и укомплектованы… … Энциклопедия Кольера
Робин, Кори — Кори Робин (англ. Corey Robin; р. 1967 года) американский политолог. Окончил Принстонский университет (бакалавр искусств в истории, 1989). Степень доктора философии по политологии Йельского университета (1999). Адьюнкт профессор политологии… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (‘Un positivo esistenzialism’, 1948) работа Аббаньяно. Экзистенциализм трактуется не как ‘философия отчаяния’, сосредоточившаяся на кризисных состояниях человеческого существования, но как ‘позитивная’, дающая возможность человеку осуществить… … История Философии: Энциклопедия
[youtube.player] |
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Реакционный дух. Консерватизм от Эдмунда Берка до Сары Пэйлин | Что такое консерватизм сегодня? И какова его родословная? В своей новой книге политолог Кори Робин прослеживает истоки консерватизма в его реакции на Великую французскую революцию. Рассматривая таких… — Издательство Института Гайдара, (формат: 60x90/16, 312 стр.) Подробнее. | 2013 | 354 | бумажная книга |
История Франции (1789—1914) — История Франции Портал Франция … Википедия
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ — историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история
История антисемитизма — См. также: Хронология антисемитизма и Еврейские беженцы История антисемитизма историческая последовательность событий, связанных с антисемитизмом враждебным отношением к евреям как этнической или религиозной группе. Антисемитизм… … Википедия
Россия. История: История России — I Приднепровская Россия IX XII вв. земель , занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ИТАЛИЯ. ИСТОРИЯ — Для понимания современной Италии необходимо обратиться к ее истории, которая восходит к доримским временам 8 7 вв. до н.э. Этруски, жившие в районе между реками Арно и Тибр, греки, поселившиеся в Сицилии и на юге Апеннинского п ова, создали… … Энциклопедия Кольера
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ИСТОРИЯ — Уния Англии и Шотландии. Англия и Шотландия были объединены в в королевство Великобритания в 1707. Со времени возвышения в 1603 шотландской линии Стюартов эти два королевства находились в личной унии короля. Каждое из них сохраняло собственный… … Энциклопедия Кольера
США. ИСТОРИЯ. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД — США вышли из войны с беспрецедентным экономическим потенциалом. Другие индустриальные страны лежали в руинах, а производственные мощности США выросли и процветали; заводы, фермы, научные лаборатории, торговые суда были оснащены и укомплектованы… … Энциклопедия Кольера
Робин, Кори — Кори Робин (англ. Corey Robin; р. 1967 года) американский политолог. Окончил Принстонский университет (бакалавр искусств в истории, 1989). Степень доктора философии по политологии Йельского университета (1999). Адьюнкт профессор политологии… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (‘Un positivo esistenzialism’, 1948) работа Аббаньяно. Экзистенциализм трактуется не как ‘философия отчаяния’, сосредоточившаяся на кризисных состояниях человеческого существования, но как ‘позитивная’, дающая возможность человеку осуществить… … История Философии: Энциклопедия
[youtube.player]В своей книге "Искусство страха" историк Патрик Бушрон и политолог Кори Робен рассматривают применение страха в политике.
События, которые потрясли Францию и Европу в последнем квартале прошлого года, самым что ни на есть наглядным образом показали, что страх — в высшей степени политическое чувство: страх новых терактов, страх при виде миграции на фоне экономических и социальных проблем, страх экстремизма, страх тех, кто все еще верит, что демократия и республика — лучший способ жить в мире с окружающими и самими собой.
Книга "Искусство страха" позволяет более рациональным образом проанализировать разгул эмоций и страстей, который нам довелось наблюдать. Это при том, что беседа французского историка Патрика Бушрона (Patrick Boucheron) с американским политологом Кори Робином (Corey Robin) прошла намного раньше, пусть ее и дополнили постскриптумом, посвященным терактам января 2015 года. Разговор состоялся в ноябре 2014 года в Лионе в рамках фестиваля "Инструкция". Год спустя ее посыл лишь подкрепляется произошедшими вокруг нас событиями.
Книга представляет себя в качества размышления о "месте страха в управлении обществом". Отправной постулат предельно прост: страх играет основообразующую роль в политической власти. Вопрос не в том, используется ли страх, а в том, как и с какой целью. Политолог Рено Пейр (Renaud Payre) представляет дискуссию историка и специалиста по Средневековью Патрика Бушрона (его недавно избрали в Коллеж де Франс) с американским экспертом по политическим наукам Кори Робином. Оба они опубликовали работы о политическом применении страха.
Смешение дисциплин позволяет яснее взглянуть на вопрос, который выходит за границы людских правительств. В своей чрезвычайно насыщенной дискуссии собеседники приводят примеры из новейшей истории США после 11 сентября и периода Сиенской республики XIV века.
Оба участника ведут рассуждение вокруг трех основных тем: "История и современность", "Обозначить врага, использовать страх", "Две стороны страха". Наряженная дискуссия охватывает множество аспектов вопроса, в то же время стараясь продвигаться вперед.
Бояться значит быть готовым подчиниться
Отправной точкой беседы служат основанные на страхе политические программы. Кори Робин анализирует формирование американской антитеррористической политики после терактов 11 сентября. И приходит к очень важному сегодня выводу о том, что даже если предположить, что все граждане охвачены страхом, это не может объяснить принятых мер. Страх служит оправданием для способа управления, политической программы, которая вырабатывается независимо от чувств граждан. Кроме того, страх граждан может легко перерасти в их готовность подчиниться руководству. "Бояться значит быть готовым подчиниться", — говорит Патрик Бушрон. Именно поэтому страх становится столь удобным инструментом в политике, которая требует слепого ей следования.
Такое подчинение опирается на четкое и однозначное определение врага, вроде тирана на фресках в Сиене, где тот представлен чудовищем, которое несет войну и сеет вокруг себя опустошение. Тирания — это внутренний враг, с которым необходимо бороться, потому что она — угроза для любой демократии. Такой внутренний страх может проявляться внутри социальной, политической и экономической иерархии общества: страх подчиненных слоев перед доминирующими, который может идти и в обратном направлении в виде страха перед "рабочим классом". Но власти могут сделать объектом страха сограждан и внешнего врага. В любом случае, опоры страха всегда одни и те же. Они играют основополагающую роль в любой системе доминирования.
Дело в том, что в политике страх постоянно используется для достижения целей, которые нужно выявлять. Когда власти говорят нам: "Бойтесь, а мы займемся всем остальным", Патрик Бушрон призывает к бдительности как историк и в первую очередь как гражданин. Когда правительство реализует "политику страха", Кори Робин напоминает, что та в первую очередь опирается на институты, которые говорят нам, кого и как бояться. Именно в таком ключе нужно рассматривать усиление системы внутренней безопасности в США, Патриотический акт 2001 года и сохранившуюся по сей день тюрьму Гуантанамо. Как бы то ни было, в системе политического доминирования все же существует определенное поле для маневра, и страх может обернуться против тех, кто пытается им воспользоваться.
Спасительный страх: политическая бдительность
Именно рычаги политического действия могут сделать страх спасительным. Он спасает нас, когда мы задаемся вопросом, есть ли у нас основания для страха, и вправе ли руководство указывать, кого нам бояться. Патрик Бушрон напирает на необходимость "управления страхом": он должен не приводить нас в ступор, а подталкивать к сопротивлению и политической бдительности. По мнению Кори Робина, предосудительный и нравственно сомнительный страх — это такой страх, который ведет к несправедливости или же создает эйфорию перед лицом опасности (он подкрепляет мысль, что мир вызывает ослабление и упадок общества, и что война делает человека героем).
Дискуссия ученых поднимает важнейшие темы. Вопрос управления и политики страха играет ключевую роль в понимании того, как прошлые и нынешние правительства пользуются нашими чувствами. Наконец, нельзя считать опирающуюся на страх политику "естественной" или "нормальной". Ощущаемый нами страх отличается от того, которым пользуется наше руководство. Общественно-политическая призма трансформирует личное чувство в коллективное, формирует из него административный и законодательный аппарат, стоящий вне самого человека. Усиление контрольных механизмов и ограничительных мер, призывы "всем вместе быть бдительными" — это далеко не очевидные вещи, которые должны были бы вызывать закономерные вопросы.
Оправданное применение страха в политике?
Как бы то ни было, быть свободным вовсе не значит не бояться, напоминает Рено Пейр. Спасительная роль страха — это бдительность. Причем она не означает проверку сумок и подозрительных личностей. Наша бдительность должна в первую очередь означать остроту взгляда, способность трезво судить о поведении институтов, которые требуют нашего подчинения. Правительством же в свою очередь следует взаимодействовать с этим страхом, пытаться успокоить его, а не срубить на корню. Именно в этом заключается самый интересный момент беседы Кори Робина и Патрика Бушрона. По мнению первого, "суть проблемы не в противопоставлении наличия и отсутствия страха, а в вопросе нормативного характера: как понять, идет ли речь о политическом и спасительном страхе?" По словам второго, "республика теряет опору, когда перестает рассматривать себя, как мирное равновесие между страхами, которые ее разделяют".
Задел для анализа
"Искусство страха" — это беседа. Поэтому многие темы раскрываются без особых подробностей, а звучащие отсылки не получают продолжения. Выбранный формат плохо подходит для детального анализа, потому как скоротечность нередко бросает тень на глубину звучащих выводов. В то же время формат позволяет раскрыть беседу двух людей, тезисы, ответы и споры. Жаль, что лишь Патрик Бушрон по-настоящему ведет диалог, пытается развить ранее представленные Кори Робином идеи (как в беседе, так и книгах). Кори Робин в свою очередь прежде всего раскрывает собственные позиции, обращая внимание на собеседника разве что на самых последних страницах.
По воли случая, книга была опубликована в период между терактами 13 ноября и первым туром региональных выборов. Мы же сегодня стоим на перекрестке путей управления страхом. Стоит ли принять тот факт, что политическое руководство страны пользуется порожденным ноябрьской трагедией страхом для утверждения ограничительных мер и продвижения вызывающей взаимный страх риторики? Страх, которым хитро пользуются политики всех мастей в своих заявлениях, нацелен на то, чтобы заставить избирателей слепо довериться им в обстановке "войны".
[youtube.player]Читайте также:
- Дифференциальной диагностики кори и коревой краснухи лимфоузлы
- Дубовицкая регина болезнь папилломы
- Исчезнут ли папилломы если пропить эхинацею отзывы
- Отели папиллома в сиде
- Раствор метиленовой сини при герпесной ангине