Набат колокол оспа чума
КОЛОКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
В IV тысячелетии до н. э. на территории современного Южного Ирана и Турции, в Месопотамии и Египте уже существовала технология бронзового литья. Но как только люди научились добывать металл, они не могли не обратить внимания, как продолжительно и мощно он звенит при ударе (а голос бронзы особенно красив).
Ряд исследователей полагает, что родина колоколов — Китай. Действительно, технология бронзового литья была создана в эпоху Ся (XXIII—XVIII века до н. э.). Впрочем, в числе предметов, найденных под пеплом Геркуланума и Помпей (I век до н. э.), встречались колокольчики высотой 14 и 17 см. В античном мире они выполняли в основном сигнальные функции. В Древнем Риме их звон оповещал об открытой рынков и бань, о поливке улиц, о казнях и других событиях городской жизни.
Обычай созывать монахов на богослужение возник в христианских монастырях в Египте. В палестинских, сирийских, греческих монастырях до сих пор применяются особые доски (било), в которые ударяют колотушкой (клепалом).
Когда колокола были невелики, их вешали на фронтонах церквей. По мере увеличения веса для них стали сооружать небольшие башенки на крышах храмов. Звонили с земли, дергая за веревку. С VIII века появляются сообщения о первых колокольнях, построенных отдельно от церквей. Позже романская и готическая архитектура объединила колокольню и церковь в единый ансамбль.
Усовершенствованная технология литья позволяла отливать колокола не только более крупные, но и издающие тон желаемого тембра. Уже в IX веке стали изготавливаться наборы колоколов (до 8 штук), создававшие определенный звукоряд. В раннем Средневековье они получили повсеместное распространение, а в странах христианской Европы с VII века стали неотъемлемой частью повседневной жизни европейских городов и сел, поскольку символизировали добро.
В XII веке была разработана новая технология литья, обеспечившая высокое качество звучания и возможность увеличить вес колокола. Вскоре появились комплексы, объединяющие до тридцати колоколов. Система клавиш, по которым звонарь ударял кулаками, была дополнена педалями. Колокола следовали друг за другом в соответствии с полутонами без пробелов.
Таким образом, период с XII по XVI век занимает особое место в истории колоколов: в эти столетия сформировалась их современная форма и технология литья.
КОЛОКОЛА НА РУСИ
На Русь колокола попали с Запада. Первое упоминание о них содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 годом. Ранняя история колоколов на Руси сложилась так же, как и на Западе. Сначала их отливали монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Колокола освящались, но их никогда не крестили и не нарекали человеческими именами. Хотя часто давали прозвища: колокол с сильным, резковатым звучанием нередко звался Лебедем, с мягким, приятным — Красным, с неровным, дребезжащим — Козлом, Бараном.
На Руси им приписывалась способность изгонять нечистую силу, развеивать козни и злые чары, отводить грозу, исцелять болезни. При этом они нередко подвергались суровым наказаниям. В 1771 году набатный колокол Московского Кремля по указу Екатерины II был снят и лишен языка за то, что призывал к бунту. В 1591 году по приказу Бориса Годунова та же участь постигла угличский колокол, оповестивший народ о гибели царевича Дмитрия. На
Руси колокола отмеряли ход времени, били тревогу, предупреждали о приближении неприятеля, созывали воинов, встречали победителей, приветствовали знатных гостей. Звук вечевого колокола созывал народные собрания в Новгороде и Пскове.
Путешественников, приезжавших в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI века русские колокола превзошли по габаритам западные. Если европейские колокола весом 100-150 пудов (один пуд равен 16 кг) считались редкостью, то в России они были широко распространены.
В Московском Кремле колокола такой весовой категории звучали по будням. Экземпляры весом до 600-700 пудов назывались полиелейными и благовестили по памятным дням, до 800-1 000 пудов — именовались воскресными и звонили в воскресенье, от 1 000 пудов и выше — праздничными, они оповещали о больших радостных событиях.
СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ НАУКА
По данным известного физика Фотия Шатунова, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Шатунов доказал: полноактивный колокольный звон убивает бактерии в радиусе 70 км и гармонизирует пространство. Уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов.
За счет специфического распределения мощности звуковой волны структуры микробных клеток приходят в резонанс и разрушаются. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы.
Древние мастера владели секретами изготовления и отливки колоколов с различными типами излучений энергии. Предполагают, что им удавалось отливать колокола со звоном, обладающим избирательным воздействием на болезнетворную флору, о которой тогда, естественно, лишь только догадывались.
В Средние века отливали колокола с целенаправленным противоэпидемиологическим эффектом: убивавшие возбудителей чумы в одном случае, возбудителей оспы — в другом. Александр Герцен писал о старом трескучем колоколе, который был водружен на пьедестал почета в одном из швейцарских городов зато, что он своим звоном спас жителей этого города и его окрестностей от гибели во время эпидемии чумы!
Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Сделанные выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессии и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон.
Оказывается, звон колокола способствует более быстрому расщеплению негативных энергий и более полному выводу их из биополя человека. К тому же он генерирует в пространстве исключительно позитивные энергии белого и зеленого цветов.
Наконец, колокола — это мощные гармонизаторы пространства, которые помогают человеку входить в резонанс с гармонией Вселенной, обретать физическое, энергетическое, психическое и духовное здоровье.
НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ
Молчание колоколов — это время их скорби по поводу кончины и мучений Иисуса Христа. Чтобы нечистая сила не имела возможности торжествовать победу и творить зло, в этот период принято было заменять колокольный звон другими звуками: парни ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старухи били ветками по церковному полу или скамьям в костеле.
На Востоке считается, что звук, издаваемый колоколом, соответствует звукам мантр. Таким образом, звучащие колокола входят в резонанс с энергосистемой человека. При этом происходит активизация работы чакр, усиливаются токи энергий. Увеличивается общий энергопотенциал человека. Происходит гармонизация всех органов и систем человека — как на уровне физического тела, так и на тонких планах.
Hairy Tale Очень красивый, красочный видеоролик. В одноминутном видео рассказана история, полна.
Про трубочистов Вот уже почти 400 лет профессия трубочиста в Северной Европе – одна из самых ува.
Озерная мистика НЕВЕРОЯТНЫЕ ОЗЕРА Природное озеро, наполненное настоящими чернилами, находится.
Мак - символика и поверья С древнейших времён существовали три символа, которыми люди украша.
Никтограф Мало кто знает, что Льюис Кэрролл (он же математик Чарльз Доджсон) любил работать по но.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ (4047)
- Обряды, ритуалы, заклинания (552)
- Заговоры (471)
- Бестиарий (457)
- Гороскопы, предсказания (182)
- Магические книги (166)
- ВСЕ О ПОРЧЕ (156)
- Символы, знаки, талисманы, амулеты, обереги (152)
- ПРОРИЦАНИЕ (122)
- молитвы (122)
- Магия разных стран (39)
- Арабская (мусульманская) магия (28)
- Цыганская магия (21)
- ЗАКЛИНАНИЯ НА ЛАТЫНИ (очень мощные) (14)
- О магии Черной и Белой (1)
- Это интересно (1774)
- Мистика (1231)
- Картинки, иллюстрации, фото, живопись (588)
- Юмор (временами черный)) (569)
- Страшные истории (непридуманные) (498)
- Аниме, манга, видео, аниме арт (403)
- КОСПЛЕЙ (91)
- Фанфики, МАНГА, видео, арт Ulquiorra x Orihime/и д (36)
- ОТ ХОЗЯИНА ДНЕВНИКА (363)
- МИСТИКА В МОЕЙ ЖИЗНИ (113)
- ОБЪЯВЛЕНИЯ (40)
- СОВЕТУЮ КНИГИ (13)
- ВИДЕО (350)
- Япония. Мифологическая и реальная (291)
- МОЕ ТВОРЧЕСТВО (246)
- МОИ СТИХИ (авторские) (218)
- ДАНИЭЛЬ (роман) Арт+Новости (28)
- Арт (227)
- АНОМАЛЬНЫЕ, МИСТИЧЕСКИЕ, КОЛДОВСКИЕ МЕСТА (154)
- КЛИПЫ (73)
- Стихи, которые понравились (52)
- Приметы, суеверия (22)
- Легенды, предания (1)
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
- Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47
- СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
Колокол против. чумы!
Что общего у репчатого лука и луковиц православного храма? Форма, естественно. Но не только! Есть и некие общие. целебные свойства. Они как раз и обусловлены формой. Той самой, которая называется луковичной.
Энергетика храмовых форм
Римляне, как теперь представляется, владели обширными знаниями из области воздействия архитектурных форм на здоровье и состояние человека. Они пришли к новой форме кровли – купольной. Случайно ли это? И только ли красота и гармония продиктовали древним архитекторам такое решение?
Известно, что усыпальница древних римлян – знаменитый Пантеон – имеет кровлю в виде купола. Этот купол бетонный! Купольные перекрытия наиболее прочно утвердились в архитектуре восточной части Римской империи – в Византии. Храм Святой Софии (построен в VI веке н. э.) в Константинополе тоже перекрыт куполом. Расцвело же строительство купольных сооружений в Киевской Руси, прославились: однокупольный Десятинный храм, возведённый в X веке н. э., а затем перестроенный в трехкупольный храм (не сохранился), пятикупольный храм Софии в Новгороде (XI век), тринадцатикупольный храм Святой Софии в Киеве (1037 год). Ну а Москва Златоглавая, сорок сороков, – это уже апофеоз купольного строительства, блестящие, сверкающие, горящие на солнце золотые и синие с золотыми звёздами купола! Имеет ли значение такое обилие этих довольно-таки необычных для архитектуры форм?
Как теперь установлено, купола оказывают на людей благоприятное психофизиологическое воздействие. Обладают они и исцеляющим эффектом. Предполагают, что купол, благодаря своей форме, пропускает через себя потоки идущих из космоса микролептонов, концентрирует их так, что они становятся бактерицидными. Это свойство купольных храмов в прошлом широко использовалось во время эпидемий. Казалось бы, в такие моменты нецелесообразно собирать большие массы людей в одном месте. Тем не менее отцы церкви призывали свою паству в храмы и, сочетая благотворное влияние архитектурного купольного сооружения с молитвами, окуриванием обеззараживающими дымами и колокольным звоном, останавливали эпидемии.
Колокол как элемент храмовой архитектуры играет колоссальную роль в создании той благоприятной ауры, которая окружает культовые сооружения. По данным Ф. Я. Шатунова, колокола излучают огромное количество так называемой резонансной ультразвуковой радиации и тем самым очищают пространство. Предполагают также, что колокола, как и купола храмов, благодаря своей форме преобразуют получаемую из космоса микролептонную энергию, воздействующую на людей при колокольном звоне. Опыты, проведённые в 1969 году А. Ф. Охатриным, Э. И. Кучеренко и В. Л. Глинской, показали, что соударение двух металлических предметов вызывает поток энергии. Поток идёт в направлении удара. В случае колокола – это движение его языка. Таким образом, колокола излучают энергию, направляемую движением звонаря.
Древние мастера, ещё со времён Древней Греции и Рима, владели секретами изготовления и отливки колоколов с различными типами излучений энергии. Предполагают, что им удавалось отливать колокола со звоном, обладающим избирательным воздействием на болезнетворную флору, о которой тогда, естественно, лишь только догадывались. В Средние века отливали колокола с целенаправленным противоэпидемиологическим эффектом: убивавшие возбудителей чумы в одном случае, возбудителей оспы – в другом. Александр Герцен писал о старом трескучем колоколе, который был водружён на пьедестал почёта в одном из швейцарских городов за то, что он своим звоном спас жителей этого города и его окрестностей от гибели во время эпидемии чумы!
Вообще удар металла о металл вызывает в человеке состояние тревожного ожидания и оперативной готовности. Вечевой колокол Новгорода, когда его слышали горожане, означал для них только одно: случилось нечто чрезвычайное. Причина всех этих биотических эффектов – в направленной, исходящей от звучащего металлического полого предмета энергии.
Очень интересным представляется вопрос о биологическом влиянии такой распространённой формы культовых сооружений, как крест. Ф. Я. Шатунов считает, что крест – одно из самых мощных явлений подпитки жизненной силы. Он приводит такой пример. Вот вы подъезжаете к Кирилло-Белозёрскому монастырю; на машинах стоят датчики, и на расстоянии уже 70 км от монастыря они зашкаливают. Таково промоленное пространство.
Группа Шатунова в Наволожском соборе промеряла на Пасху энергию креста. С каждого квадратного сантиметра креста, как установлено, во время богослужения излучается несколько киловатт энергии в секунду. Это колоссальная энергия, если учесть, например, что очень мощные электрические отопительные системы потребляют всего один киловатт в час.
По мнению Ф. Я. Шатунова, крест обладает направленным различно ориентированным приёмом-передачей энергии. Так, вертикальная часть креста принимает космическую энергию, а горизонтальная (перекладина или две перекладины) её переизлучает на поверхности земли. Считается, что эта форма – самое совершенное остриё стока энергетики. Аналогом его в природе служит. хвоя на сосне, ели или пихте.
Свойство креста было открыто римлянами ещё до новой эры. И использовано ими. для казни! Многие задаются вопросом: почему распятые на кресте люди погибали в течение всего нескольких часов, а посаженные на кол (восточный способ казни) мучились не менее трёх суток? Как показали опыты, проделанные английскими медиками в 1989–1990 годах, распятых убивали не болевые ощущения от гвоздевых ранений конечностей (их ранения кажутся совершенно незначительными по сравнению с тяжелейшими повреждениями посаженных на кол), а. энергетические излучения креста. Таким образом, крест являлся источником мощного биологического поля. Кресты принимают из окружающего пространства энергию и ретранслируют её вовне, во много раз усиливая её действие. И эта энергия в таком количестве губительна для человека.
Крест, водружённый на храме, играет прямо противоположную роль: он исцеляет. Это было гениальным изобретением христиан – они орудие казни превратили в источник жизни. Разница в биотическом воздействии креста на распинаемых и креста, венчающего культовое сооружение, по-видимому, в размерах этого ретранслятора энергии (Э. И. Кучеренко). Купольный крест усиливает внешнее излучение в оптимальных пределах для людей, находящихся в храме. Это воздействие складывается с эффектом колокольного звона, о котором говорилось выше, и ретрансляцией энергии куполами или маковками. В итоге мы имеем известное благое пространство наших православных храмов.
С энергетической точки зрения многие культовые формы могут быть уподоблены ряду современных технических систем. Если на модель креста, выполненную из какого-либо металла, подать электрический ток, вокруг этой формы возникает электромагнитное поле. На этой основе теоретически возможно создание тяги при использовании крестовин с приложенной к ним разностью потенциалов. Поэтому энтузиасты-физики предполагают в будущем конструировать на подобном принципе даже движители нового типа. Купол же и луковицу рассматривают как своеобразный электрогенератор в системе крест-луковица, крест-купол.
Многие культовые формы могут быть с энергетической точки зрения отнесены к типу резонаторов. Они могут концентрировать, накапливать энергетику внешней среды. Это купола, луковки, готические розетки, звездообразные орнаменты, растительные мотивы. Внутри храма за счёт этого возникает энергетически насыщенная аура. Например, моделью готической розетки в быту служит магнетрон (центральный узел СВЧ-генератора микроволновой печи). Магнетрон – это тоже резонатор, но слабый и миниатюрный по сравнению с готической решёткой.
Дело в том, что участки переменного сечения и спиральные элементы обеспечивают малые потери притекающей энергии, именно на этом принципе основан эффект усиления энергии крестовых форм с различными сложными орнаментами. Самые причудливые по форме из них – самые эффективные энергетически. Таковы кресты романского стиля, готики, барокко.
К сожалению, знания, накопленные древними архитекторами и зодчими, практически не используются сегодня, так как архитектура теперь исходит не из потребностей человека, а определяется технологией и спецификой строительных материалов. Так возникли огромные остеклённые поверхности фасадов, прямые кровли, торжество куба или прямоугольного параллелепипеда. Между тем, как мы могли убедиться, в использовавшихся исторических архитектурных формах был фактически зафиксирован огромный опыт благотворного влияния различных полостных структур на человека. Он применялся не только для строительства ритуальных сооружений (пирамиды) или храмов, но и в зодчестве больничных зданий. Так, в XVIII и XIX веках больницы строили, перекрывая их куполами с крестами. Это делалось не только из религиозных соображений, но и для излечения больных. Помогать человеку должен не только врач, священник, но и архитектор, возводящий больницу или профилакторий, жилой дом или общественное здание, храм или часовню.
Автор Лев Мельников, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского
Рубрики: | Мистика |
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Эпидемия, бунт и власть в императорской Москве 250 лет назад
Чума: путь в Москву
Считается, что в Москву эту заразу (строго говоря, чума — не вирусная, а бактериальная инфекция) занесли с театра русско-турецкой войны, из Молдавии и Валахии. В августе 1770 года зараза достигла Киева, затем Брянска.
Увертюра в военном госпитале. Без паники!
Карантин: монастыри и генералы
Рядом с Большим Каменным мостом располагалась крупнейшая московская мануфактура того времени — Большой суконный двор. С 1 января по 9 марта 1771 года на фабрике умерли 130 человек. Фабричная администрация то ли не поняла поначалу, от чего, то ли слишком хорошо поняла: объяви, что на Суконном чума, и о сбыте продукции придется забыть .
В момент врачебной проверки в марте на Суконном дворе обнаружилось 16 больных с сыпью и чумными бубонами, а сколько разбрелось по городу, уже никто не узнал.
Фабрику закрыли, здоровых рабочих перевели на другие предприятия, а больных увезли в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, ставший первым чумным госпиталем. При этом Суконный двор так и не был окружен караулами, и многие рабочие сбежали после оглашения диагноза.
Генерал-поручику Еропкину придется вскоре воевать в Кремле и на Красной площади, и отнюдь не с чумой.
От весны до осени: Москва зачумленная
Императрица одной из первых поняла и другую вещь: настала пора заботиться о том, чтобы зараза не дошла до Петербурга. Интересны детали.
Велено было также не пропускать проезжающих из Москвы не только к Санкт-Петербургу, но и в местности между столицами. Карантины были устроены в Твери, Вышнем Волочке, Бронницах.
Все эти меры помогли предотвратить превращение московского бедствия в общероссийское. Есть данные, что чума попала из Москвы в Воронежскую, Архангельскую, Казанскую и Тульскую губернии, но общенациональной пандемии не случилось.
Однако стоило в июле установиться теплой погоде, иллюзии рухнули. Смертность стала превышать 100 человек за сутки, вымирали целые улицы в Преображенской, Семеновской и Покровской слободах.
На улицах круглосуточно горели костры из навоза или можжевельника.
Бывало, что трупы выбрасывали на улицу или тайно зарывали в огородах, садах и подвалах, несмотря на указ императрицы с угрозой вечной каторги за сокрытие информации о заболевших и умерших.
Фото: Hulton Archive / Getty Images
В обреченном городе не осталось власти, полиции и войска — и немедленно начались бесчинства и грабежи.
Фото: WestArchive / Vostock Photo
Рассказ мгновенно распространился по Москве, и толпы горожан устремились к Варварским воротам в надежде вымолить прощение у Богородицы. Священники, оставив храмы, служили молебны прямо на площади. Люди по очереди лазали к иконе, стоявшей над проемом ворот, по лестнице, просили исцеления, ставили свечи, целовали образ, оставляли пожертвования в специальном сундуке.
Московский митрополит Амвросий, понимая опасность скопления народа в разгар эпидемии, решил его прекратить: икону убрать в храм Кира и Иоанна на Солянке, а сундук с деньгами передать в Воспитательный дом.
Бой в Кремле и на Красной площади
Расправившись с митрополитом, мятежники двинулись на Остоженку, в дом генерал-поручика Еропкина, сохранившийся доныне. Еропкин оказался не робкого десятка; он продемонстрировал, что если в борьбе с чумой к сентябрю 1771 года власти особых успехов не добились, то с бунтовщиками справляться они умеют.
В ноябре, когда чума уже утихала, в Москве состоялась экзекуция: четыре человека, в том числе убийцы митрополита Амвросия, были повешены, 72 человека были биты кнутом, 89 человек высекли плетьми и отправили на казенные работы.
Граф Орлов. Последнее средство
Восстанавливать порядок в Москву Екатерина отправила графа Григория Орлова, который приехал в первопрестольную 26 сентября. Вслед за Орловым шли четыре полка лейб-гвардии.
Орлов снискал славу избавителя Москвы от мора. Принципиально новых санитарных мер, кроме укрепления застав и карантинов, он не ввел. Но пришла на помощь природа: начались ранние холода, и эпидемия стала понемногу сходить на нет.
Впрочем, стоит отдать графу Орлову должное: он начал с верного шага, не свойственного отечественным администраторам,— прибыв в Москву, сразу собрал консилиум специалистов и следовал его указаниям. Орлов велел заново разбить Москву на 27 санитарных участков, открыть дополнительные больницы и карантины. Орлов лично обходил все больницы, следил за лечением и питанием пациентов.
Более того. Понимая, что нищета и болезнь тесно связаны, Орлов организовал общественные работы по укреплению Камер-Коллежского вала вокруг Москвы: мужчинам платили по 15, а женщинам по 10 копеек в день. Боролся Орлов и с бродягами, разносившими заразу: их отправляли в Николо-Угрешский монастырь.
Фото: Alamy / Vostock Photo
По официальной статистике, с апреля по декабрь 1771 года в Москве умерли от чумы 56 672 человека. Но это не все — первые три месяца 1772 года чума в Москве, над которой в Петербурге уже отпраздновали победу, продолжалась, правда ежемесячное количество умерших снизилось до 30 человек. Об окончательном прекращении эпидемии было объявлено только в ноябре 1772 года.
А в одном из писем за границу сама Екатерина сообщала: чума в Москве похитила более 100 тысяч жизней. Это можно, пожалуй, рассматривать как невольное признание в том, что противостоять нежданной напасти по большому счету не смогли ни власти, ни общество.
За комментарием мы обратились к звонарю Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, выпускнику биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Константину Мишуровскому.
Предлагаю сначала рассмотреть проблему на приземленном уровне. В Москве очень много храмов, в которых колокола звонят практически ежедневно к утренней и вечерней службе, однако эпидемии гриппа случаются из года в год.
Я регулярно звоню в колокола 30 лет. И я, и мои коллеги болеем и гриппом, и вирусными заболеваниями, потому что никакого механически оздоравливающего эффекта колокольный звон не дает.
Перейдем на другой уровень и вспомним о смысле колокольного звона. Колокол – это часть храма, а храм как единое целое служит одной цели – спасению души. Любой священник Вам скажет, что на самом деле помогает покаяние, молитва, стремление спасать свою душу и понимание того, что Церковь – это прежде всего дом Божий, и обращаться за помощью нужно именно к Богу. Если мы не обращаемся ко Христу, а обращаемся к дому, то мы глупцы, потому что, вместо того чтобы просить о милости у Хозяина дома, пытаемся добиться чего-то у камней, из которых этот дом сложен.
Отношение к звону как к магическому ритуалу, который очищает пространство и человека – из области суеверий, которые, к сожалению, образуются вокруг многих явлений церковной жизни.
О противовирусных свойствах звона
Как выпускник биологического факультета МГУ, который общается в том числе с профессиональными учеными – эпидемиологами и вирусологами, – могу сказать, что не видел заслуживающей доверия научной работы о чудодейственном влиянии колокольного звона.
Для подтверждения нужен эксперимент. Например, в течение определенного (и достаточного) количества времени наблюдать в одинаковых условиях очень похожие организмы, пораженные одним и тем же возбудителем болезни – один без колокольного звона, а второй под звон колоколов.
Кто-нибудь когда-нибудь проводил столь чистые исследования? Скорее всего, когда о звоне говорят в этом контексте, речь идет о каких-то косвенных результатах. Серьезной научной основы я тут не вижу.
Так что я с некоторым сомнением отношусь к теориям о чудесном влиянии колокольного звона на человека.
В принципе, звук колокола – это просто один из многих звуков, которые окружают нас. Ультразвуковой диапазон в звучании колоколов, разумеется, тоже задействован. Но сам по себе ультразвук – это вовсе не то, что свойственно лишь колоколам, и только им. Если бы было нужно обеззараживать городской воздух ультразвуком, то уже сегодня на крышах домов стояли бы мощные современные электрические ультразвуковые генераторы. Но это ведь не делается.
На что влияет звон?
Церковный колокольный звон оказывает благотворное влияние на сознание человека, выполняя свою основную задачу – размеряя наше с Вами время.
По звону всегда можно понять, какая служба идет в храме, какой момент богослужения, совершается ли, например, Великое освящение воды и так далее. Звон дает людям чувство времени: мы знаем, что, скажем, в 8 утра звонят к утренней службе, в 17 часов – к вечерней. Звонари чуть ли не с секундомером стоят, чтобы совершить звон точно.
Человек, у которого есть определенный режим дня, ведет размеренный образ жизни, и это действительно оздоравливает, в противовес хаосу.
Колокольный звон во время эпидемий
Раньше, в старину, во время эпидемий действительно звонили в колокола, но дело не в том, что кто-то провел исследования и доказал, что это противовирусное и антибактериальное средство. О вирусологии и микробиологии в те времена речь можно вести весьма условно. Смысл в том, что звон был той ниточкой, которая связывала людей с Церковью в ситуации, когда нельзя дойти до храма – нет сил или собираться вместе в ситуации эпидемии опасно. Распространяясь вокруг храма, звон свидетельствует о том, что звонарь, а значит, и священнослужитель, с благословения которого он звонит, не оставляет людей своим вниманием.
Если люди знают, что колокольный звон есть, и это не автоматика, а живой человек – звонарь – на колокольне, это значит, что город не вымер и в храме есть живая душа, которая на своем месте делает свое дело. А стало быть, завтра все будет хорошо. От этого понимания возникает внутреннее ощущение равновесия: мир не перевернулся, храм не опустел, я могу заняться своим здоровьем, состоянием и потихонечку-потихонечку, с молитвой, преодолеть наступившие испытания.
Я бы сказал, что это, скорее, психосоматика: когда человек чувствует, что о нем заботятся, что он не один, не брошен, ему намного легче мобилизоваться и преодолеть испытания, в том числе и болезнь. Известно, что люди сильнее заболевают, когда чувствуют страх перед болезнью, а если не так страшно, то и болеют меньше.
Так что звон как ободряющий фактор во время эпидемии – да, как исцеляющий чисто механически – нет.
Читайте также: