Носков не кори меня
Катя хорошо помнила тот печальный день, когда бабушка Мария получила письмо с известием о смерти своего непутевого сына Анатолия где-то на поселении после отбывания срока. Cлучилось это уже давно, а бабушка, не ведая о несчастьи, все писала и писала ему письма и ждала его возвращения. Тихо покачиваясь из стороны в сторону, бабушка печально приговаривала:”Не кори немилого…”
“О чем ты, бабушка?”–cпросила Катя, обняв плачущую старушку.
“ Про то мать моя мне говаривала, да не слушала я ее, а ты запомни на всю жизнь, Катерина, не кори немилого- заберет Бог любимого ! Отца –то вашего сильно я не любила, вот сыночка своего младшенького и потеряла . Одна это у меня была надежда”
Эта история с нежеланным для бабушки маминым замужеством была известна Кате, ей приходилось не раз быть невольной свидетельницей их ссор и бабушкиных упреков:”А я тогда еще говорила тебе! ” Но так повернулась судьба, что доживать свои дни бабуле пришлось со своим нелюбимым зятем.
Катя , похожая на отца внешностью и характером , тоже никогда не чувствовала особой бабушкиной любви. Но в целом жили они дружно, Катя заботилась о бабушке, а та учила ее уму-разуму.
Катя закончила институт, вышла замуж Ее Костика все в семье очень любили. Омрачало их жизнь то обстоятельство, что семья Кости Катю не приняла . Cвекровь Зоя Петровна с первых минут их знакомства дала ей понять, что она им не ровня, и Костина сестра Тамара, Катина ровесница, держалась перед ней надменно и вызывающе.
Они причисляли себя к местной элите, а Катя была из простой семьи, но держалась гордо и независимо, чем очень раздражала новоиспеченных родственников. От нее ждали беспрекословного повиновения во всем! “Я объявляю тебе войну и одержу в ней победу!”- высокомерно заявила свекровь.
Катя старалась не обращать внимания на их злобные нападки, мужа любила и жалела, а Костя делал вид, что ничего особенного в этом нет и всегда находил родне оправдания.
Жили они с родителями мужа в разных городах, встречались редко, а через некоторое время Катя совсем перестала к ним ездить . Костя ездил часто . Каждые выходные всегда находилась для этого серьезная причина : то отцу машину починить , то в гараже прибрать , то тетушек проведать Но самым главным аргументом его присутствия там была необходимость водиться с Владиком, Тамариным сыном. Вот этого Катя понять и принять не могла. У них теперь своя семья, свои заботы, родился ребенок. Но родня мужа вообще с этим не считалась.
Cкандал разразился, когда Катя, устав от бесконечного отсутствия мужа, выразила протест. Костины родственники такого от нее совсем не ожидали, всей семьей с разборками приехали . Cвекровь с Тамарой кричали наперебой, бросая ей всевозможные обвинения. Костя понуро смотрел в окно. Матери он никогда не противоречил. Уезжали они все вместе. Свекровь решительно собрала все Костины вещи, и он послушно поплелся за ней, даже не взглянув на Катю.
Бабушка Мария тщетно пыталась увещевать разбушевавшуюся свекровку, а на пороге сказала ей тихо :”Не кори немилого…” Страсти постепенно улеглись, Костя вернулся в семью, поездки его стали реже, но после каждой из них Катя просто не узнавала его. Обычно чуткий, нежный и заботливый дома, он приезжал от родни накрученный, раздраженный и злой. Или тихий, но сильно пьяный. Cвекровь не сдавалась.
Как-то летом Катя с детьми отдыхали на море. Костя свой отпуск
всегда проводил со своими родителями на даче. Катя с ними отношений не поддерживала, даже сколько-нибудь близкими людьми они за это время не стали. И рождение внуков не смирило строптивый характер свекрови.
Возвращались домой загорелые и счастливые. На перроне мальчишки весело галдели, ожидая отца. Он всегда встречал их с букетом цветов и подарками, но на это раз почему-то задерживался . Уже и перрон опустел, разбрелись приезжающие и встречающие, лишь Катя с мальчишками нетерпеливо топтались возле внушительной кучи своих чемоданов – всем подарков навезли. Увидев вдалеке отца, парни наперегонки бросились к нему. Костя подошел какой-то почерневший и осунувшийся Сердце у Кати затрепетало. “Что случилось? ”- еле вымолвила она, волнуясь за родителей. “Тамара разбилась. Завтра похороны”
Свекровь сильно сдала после похорон дочки. А через несколько месяцев и мужа схоронила. Костя все выходные проводил у нее. Катю она по-прежнему тихо ненавидела и настаивала на возвращении сына к ней. Катя даже не сомневалась, что теперь-то муж оставит семью в угоду матери и уже смирилась с этой мыслью. Спокойно смотрела на его душевные метания . Это был его выбор.
”Ничему-то жизнь ее не учит!”- вздыхала бабушка, переживая за семью внучки
“Не кори немилого… ”
Шли годы Их семья выдержала эти непростые испытания. Выросли дети Вот и младший сын привел в дом подружку. Аленка, болтливая и шебутная, раздражала всех своей неуемной энергией, но во всем старалась помочь, суетилась на кухне,
давала несуразные советы, потом сама же все теряла и перепутывала.
“ Непутевая какая-то!” – укоризненно сказала Кате мама - "И как ты только ее терпишь?" “Терплю! А ты не помнишь, что говорила бабушка:Не кори немилого … ”
одежки для кукляшек.
- Надежда Соколова (6)
- СКАЗКИ АЛЕКСАНДРА МАСКАЕВА (5)
- (0)
- (0)
- авторская кукла (57)
- ангелочки (162)
- бижутерия (16)
- бисер (168)
- букеты из кофет (31)
- в мире животных (59)
- валяние (49)
- варежки (80)
- воротнички (41)
- вышивка (333)
- вяжем для детей (1081)
- крестильное (59)
- вязание (2196)
- брюггское кружево (56)
- КАРДИГАН (64)
- спицы (268)
- узоры крючком (42)
- Цветочки вязаные (40)
- декупаж (63)
- для внучки (173)
- для дома (785)
- для мужчин (52)
- драконы (200)
- жаккард (41)
- ЖЗЛ (40)
- журналы (88)
- заготовки (469)
- здоровье (713)
- игрушки (1330)
- мышки (8)
- МЫШКА (5)
- обезьяна (4)
- собачки (25)
- интересно (219)
- интерьер (41)
- ирландское кружево (180)
- кайма (69)
- кардиган (0)
- квиллинг (4)
- коврики (151)
- комп подробно (148)
- кошкомания (158)
- красота (468)
- куклы из колготок (100)
- куклы своими руками (108)
- КУКЛЫ (61)
- кулинария (2365)
- лепка (287)
- Лошадки. (74)
- макраме (8)
- мастера (139)
- мои работы (25)
- мои цветы (50)
- музыка (190)
- мыло (4)
- наш мир в фотографиях (7)
- новый год,рождество. (540)
- носки (25)
- обезьянка (15)
- овечки (40)
- огород (186)
- оригами (67)
- ПАСХА (317)
- ПЕЙП-АРТ (36)
- петушок (32)
- пледы (440)
- поделки (2923)
- папье маше (51)
- шкатулки (12)
- плетение из газет (61)
- Филигрань из джута (39)
- чемоданы (4)
- подушки (129)
- Поздравления (65)
- полезный совет (131)
- путешествия (31)
- пэчворк (201)
- рамочки (37)
- роспись (407)
- рукоделие (194)
- гильоширование (2)
- фриволите (2)
- румынское кружево (18)
- салфетки,скатерти (610)
- ссылки (63)
- стихи (216)
- сумки (227)
- тапки (413)
- топики,блузки (95)
- торсион папье (6)
- точечная роспись (47)
- улыбнись (48)
- филейное вязание (438)
- фотошоп (71)
- фэнтези (57)
- хочушки (636)
- ПОДАРКИ (45)
- художники (137)
- лаковая миниатюра (2)
- Цветы (160)
- цветочки (95)
- шали (817)
- шарфики (62)
- шапки (571)
- вязание мехом (11)
- шляпки (80)
- шитье (121)
- юбки (140)
Не кори меня за прошлое
Не кори меня за прошлое,
Нужно было все пройти.
Чтобы стать твоей хорошею
Не ругай меня, прости!
На пути встречалось разное
Беды, счастье и печаль
И не все тебя я сказываю…
Мне о чем-то очень жаль…
Не кори меня за прошлое
За падения и боль
Но чтоб стать твоей хорошею
Пуд за пудом грызла соль
И не спрашивай, любила ли,
И что в сердце у меня
Слишком больно жизнью битая
Но живая, но твоя…
Не ревнуй меня к прошедшему,
Что минуло без тебя…
Улыбнись, что сумасшедшая,
Одного люблю тебя…
Не кори меня за прошлое
За смятение и боль…
За движения осторожные
И за тихий разговор…
Полюби меня счастливую,
Вот такую, как сейчас,
Хоть в душе чуть-чуть пугливую,
Но родную, без прикрас
Не кори меня за прошлое,
Все что было, то прошло,
Не ревнуй меня, хороший мой,
Мы ведь вместе, все равно!
У нас наше настоящее,
И, что будет впереди,
А что было, то пропащее,
За него, меня прости…
У тебя прошу прощения
И за то, что сожалею я,
Что не встретились тогда
Хотя может быть и правильно,
Что мы в жизни все прошли,
И душа не стала каменной
И друг друга мы нашли.
Маргарита Романова
Певец поделился с Metro мыслями о своём творчестве
Солист и основатель группы Stone Sour Кори Тейлор пообщался с корреспондентом Metro после презентации нового альбома и концерта в Москве. О том, за что он любит русских фанатов, как новый альбом связан с СССР и почему группа никогда не играла в одном стиле, - в нашем интервью.
Вы не первый раз в России. Есть ли что-то, что отличает русских фанатов от людей, которые слушают вашу музыку в других странах?
Знаете, что круто в поездках в Россию? Фанаты настолько бешеные, они так ждут и хотят этого шоу. Само собой, у нас не получается приезжать сюда так часто, как хотелось бы. И поэтому, когда мы наконец-то здесь, фанаты такие неистовые, они просто с ума сходят. В этом смысле они мне напоминают фанатов из Латинской Америки. Там тоже непросто бывать часто, поэтому они так сильно предвкушают это… Это очень круто. Я просто обожаю сюда приезжать!
Потому что вы чувствуете особую энергетику…
Однозначно. Просто ты как будто чувствуешь больше радости, больше эмоционального возбуждения – знаете, здесь чуть-чуть больше всего. Больше любви по отношению к просто самому факту того, что мы смогли приехать сюда. Поэтому я всегда говорю ребятам: "Вы, блин, просто обязаны поехать в Россию! Там так здорово, там просто запредельно круто!".
А какое у вас в целом впечатление о России и Москве?
Каждый раз, когда я был здесь, мне очень нравились люди. Потом, здесь столько интересного – когда появляется свободное время, не знаешь, с чего начать. Я был в Москве и в Санкт-Петербурге, и в этих двух городах пейзаж, архитектура, история – они наполнены этим. Я люблю погружаться в атмосферу города, окружать себя им, узнавать о нём как можно больше.
А если бы вам нужно было выбирать между Москвой и Петербургом?
За энергетику большого города я бы выбрал Москву. Но за возможность прикоснуться к прошлому я бы выбрал Санкт-Петербург – например, за оперный театр, за то, как они смогли путем реставраций сохранить всё в таком виде. У обоих городов есть своё очарование, и в обоих есть что-то, что мне очень нравится.
На днях в Москве у вас была презентация нового альбома "Hydrograd". Каков идейный посыл этого альбома? Есть ли что-то, что вы хотите в нём донести до своих слушателей?
На самом деле, посыл в том, что никакого посыла, по сути, и нет. Знаете, в наше время во всём должен быть какой-то глубинный смысл. А мы не хотели быть слишком серьёзными. Мы просто хотели сделать крутой альбом, который можно слушать по любой причине и при любых обстоятельствах: когда вы за рулём - включаете этот альбом, гуляете - включаете альбом, просто отдыхаете – включаете альбом. Он почти универсальный.
Да, я заметила, он сочетает в себе такие разнообразные стили, он очень разнородный.
Да у нас, в общем-то, всегда были такие альбомы. Они представляли собой просто сборник песен. Люди собирались вместе, включали разные песни. А сейчас все, блин, такие серьёзные: "Давай, скажи что-нибудь! Ты должен!". А ведь иногда ты просто хочешь повеселиться…
…и просто делать музыку для себя.
Именно! И это как раз то, что мы пытаемся делать. Мы просто хотим, чтобы нашу музыку было приятно слушать.
Вы не планируете менять стиль в соответствии с ожиданиями публики или последними трендами в музыке?
Нет. Мы никогда не менялись для кого-либо, кроме самих себя. Основная причина, по которой мы любим делать настолько разнообразные вещи, в том, что это вызов самим себе. Плюс у каждого из нас такие разные вкусы в музыке, и поэтому нам нравится создавать то, что могло бы отражать их и объединять таким образом, чтобы в итоге получилось что-то целостное. Я не хочу повторяться, я хочу продолжать искать новый материал, новые грани, новую музыку, новый стиль…
Чем является музыка лично для вас? Это отражение вашей жизни, ваших мыслей или, наоборот, это способ убежать от реальности?
Да нет, по большей части это отражение того, кто я такой, где был и что видел… И это еще одна причина, почему наша музыка меняется. Я ведь уже не тот же парень, которым я был в 25, и не тот, кто кричал в песнях Slipknot. Это всё должно развиваться и видоизменяться. Ведь если изменений нет, то получается, что ты просто постоянно говоришь одно и то же. Я думаю, это одна из причин, почему я хотел сделать что-то другое и бросить вызов своим слушателям. Мы таким образом расширяемся, мы так делаем уже много лет. Если ты делаешь одно и то же раз за разом, люди уже знают, что ожидать. А я не хочу быть предсказуемым.
Кстати, какая музыка вам ближе: жёсткая музыка типа хеви метал или более мелодичное, лиричное звучание?
Думаю, зависит от настроения. Например, одна из моих любимых групп – Metallica. Когда я был маленьким, это была одна из самых тяжёлых рок-групп в мире. Они одни из прародителей трэш-метала. Я мог слушать какую-нибудь сумасшедшую, жёсткую песню типа "Phantom Lord", а потом послушать что-то более мелодичное, к примеру, "Creeping Death". Например, сегодня песня, которую я больше всего хочу сыграть, это "Rose Red Violent Blue" - наш новый сингл. Она написана в таком классном музыкальном стиле, с долей безрассудства.
Который, в общем-то, для вас нетипичен.
Да, точно. Ну а завтра я могу захотеть сыграть песню "Fabuless", которая как будто бьёт тебя по лицу. (Кори делает хлопок руками.) Всё отталкивается от того, какой ты в этот конкретный день. И в зависимости от этого предпочтения меняются.
Наверное, ваш новый альбом может удовлетворить вкусы любого слушателя.
Именно!
А как вы сейчас описываете ваш стиль?
Наверное, я скажу, что мы - это просто хард-рок. Под этим можно подразумевать столько всего. Всем кажется, что нужно поместить себя в какие-то рамки. А я говорю: "К чёрту рамки!". Возвращаясь к Metallica, - кто-то говорит, что это хеви метал, другие – что это хард-рок. И все они правы. Всё зависит от конкретной песни. Именно поэтому мы всегда пытались быть насколько это возможно разнообразными. Называя себя хард-роком, мы открываем перед собой множество возможностей. То же самое и с группой Slipknot. Я всегда видел в ней нечто большее, чем просто группу, играющую хеви метал, вместо того, чтобы заколачивать её в эти рамки. И это также позволяет нам писать то, что мы хотим. Думаю, это ключевой момент – находиться в рамках чего-то столь всеобъемлющего, как хард-рок.
Как, по вашему мнению, вас воспринимают фанаты?
О, я уверен, они нас распределяют по множеству разных категорий. До сих пор есть люди, которые говорят, что Slipknot – это ню-метал, и я думаю, что это просто смешно и очень странно. А вообще нет смысла беспокоиться по этому поводу. Единственное, что ты можешь контролировать, - это то, как ты это видишь. Впоследствии люди уже дадут этому название. И это нормально, ведь главное – что оно просто есть.
Да, что бы вы ни делали, всегда найдётся свой слушатель. Что касается планов на будущее: у вас есть конкретные творческие идеи?
Мы постоянно пишем. Когда закончится тур, я планирую снова взяться за Slipknot. Мы думаем сделать парочку каверов. Мы не перестаем писать, постоянно появляется что-то новое. Сейчас есть несколько идей на рассмотрении. Хотя, если честно, последнее время всё внимание было направлено на организацию живых представлений: на постановку шоу, на создание того самого идеального концерта.
Возвращаясь к альбому, хочу спросить вот о чём. Многие видят в песнях очень много отсылок к Советскому Союзу. Почему вы решили затронуть эту тему?
Если честно, в какой-то степени это было отражением названия альбома. Название, по факту, не русское, но в нём чувствуется что-то русское, в особенности, в этом "-grad". Как нам кажется, в нём есть что-то от русской музыки, особенно, русской музыки прежних лет. Путём внедрения подобных элементов, получился уникальный стиль, чем и выделяется этот альбом.
Кстати, каких русских исполнителей вы знаете и слушаете?
Мне очень неудобно это признавать, но я знаю не так уж много русских групп.
Ничего страшного. Просто вы упомянули русскую музыку, поэтому я решила спросить.
Первое, что приходит в голову, это всегда Gorky Park. С самого детства я помню Moscow Music Peace Festival. Это был один из самых крутых концертов, которые я когда-либо видел и слышал. Его показывали по MTV. Там были Gorky Park, Scorpions, Mötley Crüe, Оззи. Я помню, как я думал: "Боже мой, как же я хочу быть там!".
Stone Sour – это алкогольный напиток, верно? Почему вы выбрали такое название для рок-группы?
Если честно, было так. Мы с первоначальным барабанщиком пытались придумать название. Это было очень давно, в 1992 году. Как-то он пошел в бар. Он просматривал меню с напитками и параллельно выписывал названия. Он позвонил мне и сказал: "Слушай, я тут посмотрел меню. Как тебе вариант Ocean Green?". И я сказал: "Это просто жуть. Такое название нам не подходит". Тогда он спросил: "А как насчет Stone Sour?". И не знаю, почему, но мне показалось, что это звучит круто. В этом было что-то интересное. И как-то оно закрепилось. И тогда, в 1992-м, это сработало.
Молодой еще народ.
Я не то еще сказал бы, -
Про себя поберегу.
Я не так еще сыграл бы, -
Жаль, что лучше не могу.
Я забылся на минутку,
Заигрался на ходу,
И давайте я на шутку
Это все переведу.
Обогреться, потолкаться
К гармонисту все идут.
Обступают.
- Стойте, братцы,
Дайте на руки подуть.
- Отморозил парень пальцы, -
Надо помощь скорую.
- Знаешь, брось ты эти вальсы,
Дай-ка ту, которую.
И опять долой перчатку,
Оглянулся молодцом
И как будто ту трехрядку
Повернул другим концом.
И забыто - не забыто,
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый
И кому еще лежать.
И кому траву живому
На земле топтать потом,
До жены прийти, до дому, -
Где жена и где тот дом?
Плясуны на пару пара
С места кинулися вдруг.
Задышал морозным паром,
Разогрелся тесный круг.
- Веселей кружитесь, дамы!
На носки не наступать!
И бежит шофер тот самый,
Опасаясь опоздать.
Чей кормилец, чей поилец,
Где пришелся ко двору?
Крикнул так, что расступились:
- Дайте мне, а то помру.
И пошел, пошел работать,
Наступая и грозя,
Да как выдумает что-то,
Что и высказать нельзя.
Словно в праздник на вечерке
Половицы гнет в избе,
Прибаутки, поговорки
Сыплет под ноги себе.
Подает за штукой штуку:
- Эх, жаль, что нету стуку,
Эх, друг,
Кабы стук,
Кабы вдруг -
Мощеный круг!
Кабы валенки отбросить,
Подковаться на каблук,
Припечатать так, чтоб сразу
Каблуку тому - каюк!
А гармонь зовет куда-то,
Далеко, легко ведет.
Нет, какой вы все, ребята,
Удивительный народ.
Хоть бы что ребятам этим,
С места - в воду и в огонь.
Все, что может быть на свете,
Хоть бы что - гудит гармонь.
Выговаривает чисто,
До души доносит звук.
И сказали два танкиста
Гармонисту:
- Знаешь, друг.
Не знакомы ль мы с тобою?
Не тебя ли это, брат,
Что-то помнится, из боя
Доставляли мы в санбат?,
Вся в крови была одежа,
И просил ты пить да пить.
Приглушил гармонь:
- Ну что же,
Очень даже может быть.
- Нам теперь стоять в ремонте.
У тебя маршрут иной.
- Это точно.
- А гармонь-то,
Знаешь что, - бери с собой.
Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту.
- Что вы, хлопцы, как же так.
- Ничего, -сказал водитель, -
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это - память про него.
И с опушки отдаленной
Из-за тысячи колес
Из конца в конец колонны:
"По машинам!" - донеслось.
И опять увалы, взгорки,
Снег да елки с двух сторон.
Едет дальше Вася Теркин, -
Это был, конечно, он.
ДВА СОЛДАТА
В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гудит война.
На печи в избе старуха,
Дед-хозяин у окна.
Рвутся мины. Звук знакомый
Отзывается в спине.
Это значит - Теркин дома,
Теркин снова на войне.
А старик как будто ухом
По привычке не ведет.
- Перелет! Лежи, старуха. -
Или скажет:
- Недолет.
На печи, забившись в угол,
Та следит исподтишка
С уважительным испугом
За повадкой старика,
С кем жила - не уважала,
С кем бранилась на печи,
От кого вдали держала
По хозяйству все ключи.
А старик, одевшись в шубу
И в очках подсев к столу,
Как от клюквы, кривит губы -
Точит старую пилу.
- Вот не режет, точишь, точишь,
Не берет, ну что ты хочешь. -
Теркин встал:
- А может, дед,
У нее развода нет?
Сам пилу берет:
- А ну-ка. -
И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.
Повела, повисла кротко.
Теркин щурится:
- Ну, вот.
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Посмотреть - и то отрадно:
Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках прошла.
Обернулась - и готово.
- На-ко, дед, бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инстрУмент не кори.
И хозяин виновато
У бойца берет пилу.
- Вот что значит мы, солдаты, -
Ставит бережно в углу.
А старуха:
- Слаб глазами.
Стар годами мой солдат.
Поглядел бы, что с часами,
С той войны еще стоят.
Снял часы, глядит: машина,
Точно мельница, в пыли.
Паутинами пружины
Пауки обволокли.
Их повесил в хате новой
Дед-солдат давным-давно:
На стене простой сосновой
Так и светится пятно.
Осмотрев часы детально, -
Все ж часы, а не пила, -
Мастер тихо и печально
Посвистел:
- Плохи дела.
Но куда-то шильцем сунул,
Что-то высмотрел в пыли,
Внутрь куда-то дунул, плюнул, -
Что ты думаешь, - пошли!
Крутит стрелку, ставит пятый,
Час - другой, вперед - назад.
- Вот что значит мы, солдаты.
Прослезился дед-солдат.
Дед растроган, а старуха,
Отслонив ладонью ухо,
С печки слушает:
- Идут!
- Ну и парень, ну и шут.
Удивляется. А парень
Услужить еще не прочь.
- Может, сало надо жарить?
Так опять могу помочь.
Тут старуха застонала:
- Сало, сало! Где там сало.
Теркин:
- Бабка, сало здесь.
Не был немец - значит, есть!
И добавил, выжидая,
Глядя под ноги себе:
- Хочешь, бабка, угадаю,
Где лежит оно в избе?
Бабка охнула тревожно,
Завозилась на печи.
- Бог с тобою, разве можно.
Помолчи уж, помолчи.
А хозяин плутовато
Гостя под локоть тишком:
- Вот что значит мы, солдаты,
А ведь сало под замком.
Ключ старуха долго шарит,
Лезет с печки, сало жарит
И, страдая до конца,
Разбивает два яйца.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Полагается по-русски
Выпить чарку перед ней.
- Ну, хозяин, понемножку,
По одной, как на войне.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.
Отвинтил у фляги крышку:
- Пей, отец, не будет лишку.
Поперхнулся дед-солдат.
Подтянулся:
- Виноват.
Крошку хлебушка понюхал.
Пожевал - и сразу сыт.
А боец, тряхнув над ухом
Тою флягой, говорит:
- Рассуждая так ли, сяк ли,
Все равно такою каплей
Не согреть бойца в бою.
Будьте живы!
- Пейте.
- Пью.
И сидят они по-братски
За столом, плечо в плечо.
Разговор ведут солдатский,
Дружно спорят, горячо.
Дед кипит:
- Позволь, товарищ.
Что ты валенки мне хвалишь?
Разреши-ка доложить.
Хороши? А где сушить?
Не просушишь их в землянке,
Нет, ты дай-ка мне сапог,
Да суконные портянки
Дай ты мне - тогда я бог!
Снова где-то на задворках
Мерзлый грунт боднул снаряд.
Как ни в чем - Василий Теркин,
Как ни в чем - старик солдат.
- Эти штуки в жизни нашей, -
Дед расхвастался, - пустяк!
Нам осколки даже в каше
Попадались. Точно так.
Попадет, откинешь ложкой,
А в тебя - так и мертвец.
- Но не знали вы бомбежки,
Я скажу тебе, отец.
- Это верно, тут наука,
Тут напротив не попрешь.
А скажи, простая штука
Есть у вас?
- Какая?
- Вошь.
И, макая в сало коркой,
Продолжая ровно есть,
Улыбнулся вроде Теркин
И сказал
- Частично есть.
- Значит, есть? Тогда ты - воин,
Рассуждать со мной достоин.
Ты - солдат, хотя и млад,
А солдат солдату - брат.
И скажи мне откровенно,
Да не в шутку, а всерьез.
С точки зрения военной
Отвечай на мой вопрос.
Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?
- Погоди, отец, наемся,
Закушу, скажу потом.
Ел он много, но не жадно,
Отдавал закуске честь,
Так-то ладно, так-то складно,
Поглядишь - захочешь есть.
Всю зачистил сковородку,
Встал, как будто вдруг подрос,
И платочек к подбородку,
Ровно сложенный, поднес.
Отряхнул опрятно руки
И, как долг велит в дому,
Поклонился и старухе
И солдату самому.
Молча в путь запоясался,
Осмотрелся - все ли тут?
Честь по чести распрощался,
На часы взглянул: идут!
Все припомнил, все проверил,
Подогнал и под конец
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
- Побьем, отец.
В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гремит война.
На печи в избе - старуха.
Дед-хозяин у окна.
В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.
О ПОТЕРЕ
Потерял боец кисет,
Заискался, - нет и нет.
Говорит боец:
- Досадно.
Столько вдруг свалилось бед:
Потерял семью. Ну, ладно.
Нет, так нА тебе - кисет!
Запропастился куда-то,
Хвать-похвать, пропал и след.
Потерял и двор и хату.
Хорошо. И вот - кисет.
Кабы годы молодые,
А не целых сорок лет.
Потерял края родные,
Все на свете и кисет.
Посмотрел с тоской вокруг:
- Без кисета, как без рук.
В неприютном школьном доме
Мужики, не детвора.
Не за партой - на соломе,
Перетертой, как кострА.
Спят бойцы, кому досуг.
Бородач горюет вслух:
- Без кисета у махорки
Вкус не тот уже. Слаба!
Вот судьба, товарищ Теркин.-
Теркин:
- Что там за судьба!
Так случиться может с каждым, -
Возразил бородачу, -
Не такой со мной однажды
Случай был. И то молчу.
И молчит, сопит сурово.
Кое-где привстал народ.
Из мешка из вещевого
Теркин шапку достает.
Просто шапку меховую,
Той подругу боевую,
Что сидит на голове.
Есть одна. Откуда две?
- Привезли меня на танке, -
Начал Теркин, - сдали с рук.
Только нет моей ушанки,
Непорядок чую вдруг.
И не то чтоб очень зябкий, -
Просто гордость у меня.
Потому, боец без шапки -.
Не боец. Как без ремня.
А девчонка перевязку
Нежно делает, с опаской,
И, видать, сама она
В этом деле зелена.
- Шапку, шапку мне, иначе
Не поеду! - Вот дела.
Так кричу, почти что плачу,
Рана трудная была.
А она, девчонка эта,
Словно "баюшки-баю":
- Шапки вашей, - молвит, -нету,
Я вам шапку дам свою.
Наклонилась и надела.
- Не волнуйтесь, - говорит
И своей ручонкой белой
Обкололась: был небрит.
Сколько в жизни всяких шапок
Я носил уже - не счесть,
Но у этой даже запах
Не такой какой-то есть.
- Ишь ты, выдумал примету.
- Слышал звон издалека.
- А зачем ты шапку эту
Сохраняешь?
- Дорога.
Дорога бойцу, как память.
А еще сказать могу
По секрету, между нами, -
Шапку с целью берегу.
И в один прекрасный вечер
Вдруг случится разговор:
"Разрешите вам при встрече
Головной вручить убор. "
Сам привстал Василий с места
И под смех бойцов густой,
Как на сцене, с важным жестом
Обратился будто к той,
Что пять слов ему сказала,
Что таких ребят, как он,
За войну перевязала,
Может, целый батальон.
- Ишь, какие знает речи,
Из каких политбесед:
"Разрешите вам при встрече. "
Вон тут что. А ты - кисет.
- Что ж, понятно, холостому
Много лучше на войне:
Нет тоски такой по дому,
По детишкам, по жене.
- Холостому? Это точно.
Это ты как угадал.
Но поверь, что я нарочно
Не женился. Я, брат, знал!
- Что ты знал! Кому другому
Знать бы лучше наперед,
Что уйдет солдат из дому,
А война домой придет.
Что пройдет она потопом
По лицу земли живой
И заставит рыть окопы
Перед самою Москвой.
Что ты знал.
- А ты постой-ка,
Не гляди, что с виду мал,
Я не столько,
Не полстолько, -
Четверть столько! -
Только знал.
- Ничего, что я в колхозе,
Не в столице курс прошел.
Жаль, гармонь моя в обозе,
Я бы лекцию прочел.
Разреши одно отметить,
Мой товарищ и сосед:
Сколько лет живем на свете?
Двадцать пять! А ты -
кисет.
Бородач под смех и гомон
Роет вновь труху-солому,
Перещупал все вокруг:
- Без кисета, как без рук.
- Без кисета, несомненно,
Ты боец уже не тот.
Раз кисет - предмет военный,
На-ко мой, не подойдет?
Принимай, я - добрый парень.
Мне не жаль. Не пропаду.
Мне еще пять штук подарят
В наступающем году,
Тот берет кисет потертый,,
Как дитя, обновке рад.
И тогда Василий Теркин
Словно вспомнил:
- Слушай, брат,
Потерять семью не стыдно -
Не твоя была вина.
Потерять башку - обидно,
Только что ж, на то война.
Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, -
Я не спорю, - тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак,
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят.
Сколько лет живем на свете?
Тыщу. Больше! То-то, брат!
Сколько жить еще на свете, -
Год, иль два, иль тащи лет, -
Мы с тобой за все в ответе.
То-то, врат! А ты - кисет.
ПОЕДИНОК
Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
Он стоял, как на подковах,
Не пугай - не побежит.
Сытый, бритый, береженый,
Дармовым добром кормленный,
На войне, в чужой земле
Отоспавшийся в тепле.
Он ударил, не стращая,
Бил, чтоб сбить наверняка.
И была как кость большая
В русской варежке рука.
Не играл со смертью в прятки, -
Взялся - бейся и молчи, -
Теркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.
Есть войны закон не новый:
В отступленье - ешь ты вдоволь,
В обороне - так ли сяк,
В наступленье - натощак.
Немец стукнул так, что челюсть
Будто вправо подалась.
И тогда боец, не целясь,
Хряснул немца промеж глаз.
И еще на снег не сплюнул
Первой крови злую соль,
Немец снова в санки сунул
С той же силой, в ту же боль.
Так сошлись, сцепились близко,
Что уже обоймы, диски,
Автоматы - к черту, прочь!
Только б нож и мог помочь.
Бьются двое в клубах пара,
Об ином уже не речь, -
Ладит Теркин от удара
Хоть бы зубы заберечь.
Но покуда Теркин санки
Сколько мог
В бою берег,
Двинул немец, точно штангой,
Да не в санки,
А под вздох.
Охнул Теркин: плохо дело,
Плохо, думает боец.
Хорошо, что легок телом -
Отлетел. А то б - конец.
Устоял - и сам с испугу
Теркин немцу дал леща,
Так что собственную руку
Чуть не вынес из плеча.
Черт с ней! Рад, что не промазал,
Хоть зубам не полон счет,
Но и немец левым глазом
Наблюденья не ведет.
Драка - драка, не игрушка!
Хоть огнем горит лицо,
Но и немец красной юшкой
Разукрашен, как яйцо.
Вот он-в полвершке - противник.
Носом к носу. Теснота.
До чего же он противный -
Дух у немца изо рта.
Злобно Теркин сплюнул кровью,
Ну и запах! Валит с ног.
Ах ты, сволочь, для здоровья,
Не иначе, жрешь чеснок!
Ты куда спешил - к хозяйке?
Матка, млеко? Матка, яйки?
Оказать решил нам честь?
Подавай! А кто ты есть,
Кто ты есть, что к нашей бабке
Заявился на порог,
Не спросясь, не скинув шапки
И не вытерши сапог?
Со старухой сладить в силе?
Подавай! Нет, кто ты есть,
Что должны тебе в России
Подавать мы пить и есть?
Не калека ли убогий,
Или добрый человек --
Заблудился
По дороге,
Попросился
На ночлег?
Добрым людям люди рады.
Нет, ты сам себе силен,
Ты наводишь
Свой порядок.
Ты приходишь -
Твой закон.
Кто ж ты есть? Мне толку нету,
Чей ты сын и чей отец.
Человек по всем приметам, -
Человек ты? Нет. Подлец!
Двое топчутся по кругу,
Словно пара на кругу,
И глядят в глаза друг другу:
Зверю - зверь и враг - врагу.
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, -
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.
А вблизи от деревушки,
Где застал их свет дневной,
Самолеты, танки, пушки
У обоих за спиной.
Но до боя нет им дела,
И ни звука с тех сторон.
В одиночку - грудью, телом
Бьется Теркин, держит фронт.
На печальном том задворке,
У покинутых дворов
Держит фронт Василий Теркин,
В забытьи глотая кровь.
Бьется насмерть парень бравый,
Так что дым стоит сырой,
Словно вся страна-держава
Видит Теркина:
- Герой!
Что страна! Хотя бы рота
Видеть издали могла,
Какова его работа
И какие тут дела.
Только Теркин не в обиде.
Не затем на смерть идешь,
Чтобы кто-нибудь увидел.
Хорошо б. А нет - ну что ж.
Бьется насмерть парень бравый -
Так, как бьются на войне.
И уже рукою правой
Он владеет не вполне.
Кость гудит от раны старой,
И ему, чтоб крепче бить,
Чтобы слева класть удары,
Хорошо б левшою быть.
Бьется Теркин,
В драке зоркий,
Утирает кровь и пот.
Изнемог, убился Теркин,
Но и враг уже не тот.
Далеко не та заправка,
И побита морда вся,
Словно яблоко-полявка,
Что иначе есть нельзя.
Кровь - сосульками. Однако
В самый жар вступает драка.
Немец горд.
И Теркин горд.
- Раз ты пес, так я - собака,
Раз ты черт,
Так сам я - черт!
Ты не знал мою натуру,
А натура - первый сорт.
В клочья шкуру -
Теркин чуру
Не попросит. Вот где черт!
Кто одной боится смерти -
Кто плевал на сто смертей.
Пусть ты черт. Да наши черти
Всех чертей
В сто раз чертей.
Бей, не милуй. Зубы стисну,
А убьешь, так и потом
На тебе, как клещ, повисну,
Мертвый буду на живом.
Отоспись на мне, будь ласков,
Да свали меня вперед.
Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!
Хорошо же! -
И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Незаряженной гранатой
Теркин немца - с левой - шмяк!
Немец охнул и обмяк.
Теркин ворот нараспашку,
Теркин сел, глотает снег,
Смотрит грустно, дышит тяжко, -
Поработал человек.
Хорошо, друзья, приятно,
Сделав дело, ко двору -
В батальон идти обратно
Из разведки поутру.
По земле ступать советской,
Думать - мало ли о чем!
Автомат нести немецкий,
Между прочим, за плечом.
"Языка" - добычу ночи, -
Что идет, куда не хочет,
/ Полные произведения / Твардовский А.Т. / Василий Теркин
Смотрите также по произведению "Василий Теркин":
Читайте также: