Психология предателя это психология болотной вши
Так что же такое предательство? Предательство — это преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемуся тебе человеку или группе людей. Предательство следует отличать от отступничества. Отступничество — это отказ от общения с прежде близким тебе человеком или группой людей. Вспомним, Петр трижды отрекался от Христа, но тем не менее пользуется уважением до сих пор. Иуда предал Христа только один раз, и этот поступок является эталоном предательства.
Но почему же все-таки предательство сотрапезников наказывается строже, чем предательство родных и родины? Здесь-то и проявляется гениальность Данте. Гений отражает всегда то, что соответствует Законам жизни, а не писаным законам. Законы же обязательны для всех и не знают исключений. Так каковы же эти Законы в плане отношений между людьми? Раньше появился сотрапезник, который был в то же время товарищем по охоте, сотрудником, или родина? И кто ближе человеку: сотрудник, с которым он общается каждый день, или брат, который может быть, и живет в совсем другом месте? Конечно, сотрапезник, сотрудник. Что значит для нас еда? Еда — это жизнь! Поэтому сотрапезник — это человек, помогающий нам выжить. И если я сделаю подлость человеку, у которого я ел, то я автоматически становлюсь предателем. Поэтому я для себя сделал правилом не сидеть за столом с человеком, с которым нахожусь в конфронтации. И наоборот, если случилось так, что я у кого-то в гостях, то я против него уже никогда не выступаю. При неопределившихся отношениях с человеком я сажусь с ним за стол, чтобы потом не стать предателем.
Прав был Данте, что предательство родных считал самым легким. Да и в народе говорят, что не та мать, что родила, а та, что воспитала и выкормила. И трижды прав Данте, что наиболее высокую кару определил предателям Учителя, ибо Человеком становятся благодаря Учителю. И если у тебя разногласия с Учителем — уйди от него, но не выступай против.
Мои научные работы связаны с проблемой судьбы. Один из основных моментов здесь — треугольник судьбы, описанный Карпманом. Если человек попал в сценарий, то жизнь его идет по этому треугольнику, где его роли меняются. Каковы же эти роли? Это роли Преследователя, Избавителя и Жертвы. Ко мне на прием пациент или клиент приходит в роли Жертвы. Возврат к счастливой жизни может наступить только в том случае, если он научится строить равноправные отношения с людьми. Тогда он избежит роли Преследователя и Избавителя, что с психологической точки зрения одно и то же — общение со знаком превосходства над партнером. Если начальник преследует подчиненного, то последний, если наберет силу, станет преследовать начальника, который из Преследователя превратится в Жертву.
Судьба Избавителя аналогична. Если родители в процессе воспитания избавляют своих детей от трудностей, то последние будут сидеть у них на шее, и родители станут Жертвами. Из этих рассуждений вытекает правило: не преследуй и не избавляй, и тогда тебя никто не предаст, и ты никого не предашь.
Многие терпят издевательства над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть — функция души, а у предателя ее нет.
Предатели бывают активные и пассивные. Роднит их то, что у них нет своего дела, они живут за счет творческих личностей. Кто бы знал об Иуде, если бы не было Иисуса Христа? Таким образом, предатель всегда вторичен. Пассивным предателем можно считать Евгения Онегина. Так, от скуки ухаживая за Ольгой, он провоцирует Ленского на дуэль и убивает его. Активный предатель — Печорин. Он ухаживает за княжной Мери, неопытной девушкой, скрывая свой роман.
Но если уже общение началось, то доверять надо безраздельно и без сомнений. Следование этому правилу привело к тому, что сейчас у меня врагов в ближайшем окружении нет. Мне могут возразить, что я заблуждаюсь. Что ж, может быть! Но это лучше, чем не иметь врагов, но думать, что они есть. Ведь если я живу с чувством, что у меня нет врагов, то плохо мне бывает только в тот момент, когда мне делают пакость, а если я сомневаюсь в своих друзьях, мне плохо всегда.
Читайте также:
Книги и аудиозаписи по теме:
[youtube.player]Гарвардские ученые, которые занимаются исследованиями поведенческой экономики, решили математически проверить наше отношение к изменам и предательствам. Они выяснили, что люди готовы пойти на больший риск, когда вероятность зависит от случайных факторов, и намного меньше склонны рисковать, когда они могут стать жертвой обмана или предательства. Из этой находки можно сделать вывод, что в предательстве не столько важен материальный ущерб и потери, сколько социальная составляющая. Данные находки также подтверждаются и социальными психологами. Например, в классическом эксперименте Соломона Аша испытуемых просили сказать, какая линия длиннее, но после того, как выскажет свое мнение большинство других участников, которых экспериментатор попросил давать заведомо неправильный ответ. Ничего не понимающие люди удивлялись, смущались, но потом начинали давать такой же неправильный ответ, как и большинство. Человек — социальное животное, и общество оказывает на него сильное влияние.
Каждая группа имеет свою мораль, обычно это разделяемые всеми членами группы ценности и убеждения, может быть, философская или религиозная концепция. За неподчинение общепринятым моральным нормам человек подвергается строгому наказанию вплоть до изгнания из общества. Для многих проще поступиться личными убеждениями, чем принять на себя всю силу социального давления. В теории экономических кооперативных игр хорошо известен феномен альтруистического наказания: игроки готовы пожертвовать своим доходом для того, чтобы наказать обманщика, который получил сверхдоход, нарушив установленные правила. Такие механизмы социального давления и наказания (точнее, мести) позволяют снизить уровень предательства и тем самым улучшить доверие и кооперацию в группе. Но если предательство — нарушение моральных норм, которое строго наказывается, то почему оно встречается сплошь и рядом: среди родственников, в семьях, между друзьями, коллегами, вплоть до государственных измен?
Животный мир живет по законам жесткой морали. Большинство животных в схватках с сородичами демонстрируют свою силу и мощь, то есть занимаются запугиванием, а не физическим уничтожением друг друга, так как их инстинкты запрещают внутривидовые убийства (хотя некоторые, например, шимпанзе, периодически устраивают кровавые бойни). Природа определила, по каким законам живет тот или иной вид животных, и у них нет возможности самим определять моральные нормы, в отличие от человека. А вот человек способен как произвольно формировать свои социальные законы, так и нарушать их. Скорее всего, феномен предательства возможен только у человека, так как это и есть следствие отсутствия врожденной морали.
Для животного социальные законы — врожденный инстинкт, для человека — культурные традиции. Если сравнить поведенческие нормы разных групп людей, то можно поразиться, насколько они различны. Если для нашего общества неприемлема даже мысль об убийстве ребенка, то для примитивных племен Новой Гвинеи еще недавно это было нормальным в случае нехватки еды (все равно самые маленькие и слабые не выживут). Для многих современных обществ нанести вред гостю считается абсолютно аморальным, тогда как для некоторых племен это распространенный способ боевых действий — пригласить в гости на пиршество и, воспользовавшись установившимся доверием, всех перерезать.
Человеческая социальность начинается с родоплеменных отношений и с безусловного альтруизма. Мы готовы пойти на жертвы, делиться своей добычей со своей родней, со своими детьми. Люди объединялись в группы, все члены которых состояли в ближнем или дальнем родстве. Взаимовыручка, совместная добыча пропитания и обеспечение безопасности увеличивали шансы на выживание каждого члена группы. От безусловного альтруизма общество стало переходить к взаимовыгодному сотрудничеству. Дальнейшее развитие цивилизация получила тогда, когда люди научились объединяться не по родоплеменному признаку, а на идеологическом уровне. Сначала это были небольшие группы людей, которые поклонялись одним и тем же идолам и языческим культам, потом людей стала объединять религия или просто выгода совместного существования. Сегодня религиозные убеждения вытеснены общими культурными ценностями, но это не поменяло сути явления.
Подавляющее большинство “кремлевских” негласно предпринимает действия, вредящие общим интересам группы (фактически предает других), при этом старательно имитируя сплоченность, вплоть до участии в наказании “отступников”Чем сильнее объединяющая мораль, тем суровее моральное наказание в случае нарушения общепринятых в этой группе норм поведения, попросту — предательства. Хороший пример — этнические группировки и группы религиозных фанатиков. Но не все так просто: человек может принадлежать одновременно к нескольким группам (например, родственная и профессиональная), которые могут иметь для него различное значение. Борьба и муки выбора — любимый сюжет в фильмах или книгах о войне, где брат идет на брата, ставя убеждения выше родственных уз.
Исследователь Вильхельм Марбес длительное время занимался психологическим тестированием перебежчиков, которые предавали свои политические режимы. Свои наблюдения о психологии предательства он опубликовал в статье, которая вышла в 1995 году в специальном сборнике Йельского университета. Формула предательства Марбеса проста: I * C = D; где I (Individuality) обозначает индивидуальные особенности, С (Circumstances)сложившиеся внешние обстоятельства, и если порог будет превышен, то произойдет D (Defection), акт предательства. При этом под первым параметром — Individuality — подразумевается очень широкий спектр личностных характеристик, от психологических особенностей, внутренней морали и чувства вины до принятия идеологии группы, которой перебежчик служил. Марбес, кстати, считал особенностями советских перебежчиков то обстоятельство, что они в основном имитировали преданность советской идеологии, просто потому что так заведено, потому что это делало их жизнь легче и давало карьерные возможности.
Поиск теоретических основ предательства можно продолжать, но основные факторы понятны: индивидуальные особенности, разделение идеологии, изменение внешних обстоятельств и возможное возмездие “инквизиции”. Если в советские времена западные психологи отмечали слабость идеологии, то сегодня этот параметр в России настолько малозначим, что его следует считать имитацией. Внутренней морали взяться особо тоже неоткуда, для этого нужны династии, в которых из поколения в поколение передаются семейные ценности. Получается, что в качестве скреп режима остаются только страх и обстоятельства.
Когда обстоятельства благоприятны и имитация общей идеологии дает всем участникам группы материальные выгоды, для предательства остается мало шансов. Но если условия начинают меняться, то основным сдерживающим фактором становится страх, ужас возмездия не дает перейти черту. Страх — сильный фактор, но бесконечно бояться невозможно. Постепенно люди начинают имитировать свой страх и “праведный гнев”, направленный на предателей, но при этом в глубине души перестают ощущать себя частью группы. Основной социальный фактор нивелируется, остаются только строгая рациональность и материальная выгода. Мне кажется, сейчас мы наблюдаем этот феномен в верхах российского общества: подавляющее большинство “кремлевских” негласно предпринимает действия, вредящие общим интересам группы (фактически предает других), при этом старательно имитируя сплоченность, вплоть до участии в наказании “отступников”. Фактически группы уже нет, объединяющие факторы пропали, видимость сплоченности сохраняется инерционно. Достаточно будет одного маленького толчка — и все может разрушиться, как карточный домик. Удержать от самораспада может только постоянно растущий уровень внутреннего террора, как это было в советские времена и что сейчас можно наблюдать в государстве-тюрьме Северная Корея.
[youtube.player]Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.
- Стандартное промо
- 3 000 промо-показов 49 KР
- 5 000 промо-показов 65 KР
- 30 000 промо-показов 299 KР
- Выделить фоном 49 KР
- Золотое промо
- 1 час промо-показов 10 ЗР
- 2 часa промо-показов 20 ЗР
- 3 часa промо-показов 30 ЗР
- 4 часa промо-показов 40 ЗР
Статистика по промо-позициям отражена в платежах.
Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.
Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.
Из США пришла новость о смерти Александра Потеева — бывшего полковника Службы внешней разведки, заочно осужденного в России на 25 лет заключения за госизмену. История предательства Потеева вышла громкой: в 2010 он бежал в Америку, где выдал целую группу российских разведчиков-нелегалов, которых потом пришлось обменивать. Именно ценность информации, переданной Потеевым, заставляет сейчас усомниться в его смерти.
Таких нужных перебежчиков часто прячут, объявив мертвыми. Что, впрочем, не означает, что в действительности они здравствуют и процветают. Когда появляется информация о смерти такого известного перебежчика, сразу доверять ей у разведчиков, как правило, не принято. Слухи о кончине предателя могут оказаться несколько преувеличены и степень преувеличения тут напрямую зависит от того насколько полезен он был новым хозяевам. Александр Потеев из таких. В Сети лишь две его фотографии. Безупречная родословная: отец-ветеран войны и Герой Советского Союза. Афганская молодость — там Потеев начинал в спецназе КГБ.
"Его карьерный рост был крайне удачен. И почему он встал на этот путь предательства, тут одно только объяснение — полностью переродился человек. Вместо каких-то идеалов, в которых он был воспитан, служения родине, стране — деньги, нажива", — говорит историк спецслужб Александр Колпакиди.
В 2010 году замначальника нелегальной разведки СВР, курировавший, в том числе и четвертый — американский отдел, решил громко хлопнуть дверью. Из своей квартиры на Крылатских холмах Потеев рванул по сложному маршруту. Прощальное СМС жене из Белоруссии, по поддельному паспорту на фамилию Дудочкин, который выдававал лично американский консул на Украине накануне визита в США тогдашнего президента России Дмитрия Медведева.
В итоге всплыл в штаб-квартире ЦРУ во Франкфурте-на-Майне. Вить новое гнездо за океаном полковник СВР начал заранее. В США давно обосновались сын и дочь. В 2001 Маргариту Потееву позвали на работу в американскую корпорацию. Потом она начала в Штатах свой бизнес. Возможно, так ее отца пытались крепче насадить на крючок. Писали, к примеру, и о том, что бизнес Потеевых был связан с отмыванием денег. На коррупции его и могли подловить. На руках у Потеева были не просто файлы. Он захватил целые папки с документами под грифами "совершенно секретно", предоставив американцам полное досье на целую агентурную сеть. Спустя считанные дни довольные таким подарком ФБРовцы уже ходят в героях.
Детали слежки — журналы Time в руках, пароль — "Мы не встречались в Пекине? Отзыв – "Встречались, но в Харбине", а потом и кадры с камер наблюдения долго смакуют в статьях и телерепортажах. Мир узнал в лицо всех одиннадцать преданных перебежчиком агентов. Тщеславному Потееву, впрочем, и этого было мало. В нем проснулось патологическое рвение. Он лично напрашивался на допросы, с удовольствием принимая участие в настоящих психологических пытках над своими сослуживцами.
Особым испытанием они стали для суперпрофессионала — Хуана Лосаро, про которого лишь несколько человек на планете знали, что в действительности Лосаро — генерал спецслужб и герой Советского Союза Михаил Васенков. Еще в 70-х его перебросили в Перу, где и началась его покрытая тайной служба. Васенков превратился в известного фотографа, оброс сотнями друзей, в числе, среди обличенных властью. Три высших образования, степень доктора политологии в тех же Соединенных Штатах, брак с известной журналисткой Викой Пелаэс. Десятилетия нужны, чтобы нелегал до такого уровня полностью растворился в среде. Потеев пустил эту кропотливую работу под откос.
"Хотел покрасоваться. Вы не можете его расколоть, а я его расколю за одну секунду. Одной фразой. Зайдя и сказав по-русски одну фразу: "Михаил Анатольевич, Вам надо сдаваться" , — отметил корреспондент Издательского дома "Коммерсант" Владислав Трифонов.
Преданных перебежчиком Россия вытащить смогла. Обмен на американских агентов проходил в традициях шпионского кино. На нейтральной территории в Вене, правда под объективами телекамер. Потеев к тому моменту совершенно исчез с радаров. Скорее всего, попал под программу защиты. Наверняка сменил имя, очень вероятно – и внешность.
"Он не вылезал в эфир в отличие от некоторых предателей. Так, человек, жил себе тихо. Я думаю, что вообще у них этого комплекса страдания нет. Они наоборот говорят: мы счастливы, что живем на Западе, дышим свободным воздухом, а не воздухом затхлой России. Это обычная история. Думаю, что психология предателя — это психология болотной вши. Это сказал не я, к сожалению, а Максим Горький" – пояснил бывший полковник разведки КГБ СССР, писатель и дипломат Михаил Любимов.
Как подсказывает опыт таких историй, если вывалил все сразу, то поддерживать к себе постоянный интерес у новых хозяев затруднительно. Платят ведь за то, чего не знают. В общем, предатели, входившие до предательства в элиту, кончают жалко без всякой посторонней помощи. Генерал Сергей Третьяков умер, подавившись куском мяса. Бывший заместитель генерального секретаря ООН Аркадий Шевченко отправился на тот свет, допившись до цирроза печени. Жив Олег Калугин. Но зарабатывает тем, что водит автобусные экскурсии по шпионским местам. За 55 долларов.
Несмотря на информацию о смерти, Александра Потеева не перестанут искать. Отработавший свое предатель по-прежнему числится в международном розыске. Перебежчик заочно приговорен к 25 годам колонии. Никаких официальных документов о том, что лишенного звания и наград бывшего полковника СВР уже нет на земле, российская сторона пока не получала.
–Ловушка всякого предательства, когда оно задумано, но еще не совершено, - в двойственности твоего положения.
Решив предать, ты мысленно уже владеешь всеми теми богатствами, которые тебе дает предательство. Я чувствовал себя владельцем самой свежей капусты, самой зеленой фасоли, самого сладкого гороха, не говоря о таких пустяках, как морковь. И все это – еще не совершив предательства, заметь, вот же в чем подлый обман!
В мечтах я как бы перебежал линию предательства, украл все эти блага у судьбы и, не совершив самого предательства, возвратился в положение честного кролика. И пока я не совершил самого предательства, радость по поводу того, что я обманул судьбу, то есть мысленно украл все блага предательства, ничего за это не заплатив, так велика, что она перехлестывает представление о будущем раскаянии.
Вот же как мы устроены! Мы можем радоваться радостям, которые нам предстоит испытать, но мы не можем убиваться угрызениями совести по поводу задуманного предательства. Если и можем, то в тысячу раз слабей. Это точно. Как все это получается? Кажется, вот ведь я мысленно совершил предательство, а ничего, жить можно. Стало быть, и в самом предательстве ничего особенного нет.
И это ощущение, что в предательстве ничего особенного нет, я никак не связываю с тем, что оно результат того, что само предательство еще не совершилось! Ты понимаешь, какое коварство судьбы! Дьявол для того, чтобы нас подтолкнуть ко злу, облегчает ужас перед ним возможностью не совершать зло, возможностью поиграть с ним. Да я тебя и не заставлю совершать зло, говорит дьявол, я просто думаю, что ты о нем неправильного мнения. Это не зло, говорит он, это трезвый расчет, это возможность отбросить глупые предрассудки. Во всяком случае, познакомьтесь, поговорите, прорепетируйте ваши будущие отношения, и, если тебе все это не понравится, ты можешь потом не делать.
Тут мы все и ловимся. Пока мы играем со злом, это еще не совершенное зло, подсказывает нам наше глупое сознание, но на самом деле это уже совершенное зло, потому что, играя со злом, мы потеряли святую брезгливость, которой одарила нас природа. Вот почему предателям всегда платят вперед и всегда платят так позорно мало! Но ведь можно было бы платить еще меньше! Ведь как мало ни плати, а предающий до совершения предательства воспринимает эту плату как чистый выигрыш: предательства еще нет, а плата уже есть, и радость тоже. И опять же, раз есть радость, значит, и в самом будущем предательстве ничего особенного нет, иначе бы откуда взяться радости…
– Тут-то ты и понимаешь, что перебежать назад невозможно. Душа испоганена, и при этом оказывается – недоплатили. Ты чувствуешь страшную несправедливость по отношению к себе. Да, именно к себе, а не к преданному! К нему ты испытываешь ненависть. Позволив тебе предать себя, он сам тебя этим предал, он как бы сделался соучастником обмана. Ведь что получается, Пустынник?! Ведь ты до самого конца надеялся, что как-нибудь обойдется там, какнибудь перебежишь назад. В крайнем случае вырежешь, отдашь предательству кусочек испоганенной души, а остальное оставишь себе. Ведь ты не договаривался всю душу отдавать предательству, да ты и не пошел бы на такой договор!
Я бы сравнил душу с чистой белой скатертью. Именно на этой чистой белой скатерти я мечтал в будущем есть чистую королевскую капусту, фасоль и горох. А что же предательство? Да, я знал, что оно не украсит моей белоснежной скатерти, но я думал: что ж, оторву кусок, испоганенный предательством, а остальное расстелю, чтобы насладиться благами жизни. А тут что же получается? Хап! И вся скатерть в дерьме!
Это как же понимать? А на чем, отвечайте мне, есть заработанную капусту, горошек, фасоль?! Я-то как мечтал? Буду есть с чистой скатерти и бедным кроликам от моего стола буду кое-что подбрасывать, ворча на бездельников. О, какое это счастье – ворчать на бездельников и чистоплюев и подбрасывать им со своего щедрого стола! А теперь что получается? Самому есть с дерьмовой скатерти? Оказывается, предательство измазывает своим дерьмом всю скатерть, а не часть ее, как я думал. Так ведь я ж этого не знал!
Выходит, мне ничего не заплатили, выходит, мне ничего не остается, кроме этой дерьмовой скатерти, с которой я должен есть одерьмевшие от нее продукты? Кто поймет сиротство кролика с испоганенной душой? Ведь мы, кролики, всетаки существа теплокровные и потому чистоплотные. О, там, в джунглях, я это почувствовал почти сразу, хотя и не так ясно, как теперь. Даже эти вонючие мартышки стали меня презирать. Злоба – вот что тогда осталось во мне. И самая злобная злоба на чистеньких! Что ж вы меня не остановили, если вы такие хорошие, а?!"
[youtube.player]И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Однако Лисица никогда не претендует на Вашу жизнь, не разрушает Вашего дела. Даже наоборот, она рада, когда у Вас все ладится – ведь только тогда у нее появляется возможность путем хитрости отобрать Ваш кусочек сыра.
Что касается Иуды, то, на мой взгляд, это Самый Опасный Психологический Вампир. Кусочком сыра он никогда не ограничится. Он погубит Вас или разрушит Ваше дело, что, в принципе, одно и тоже. Опасность Лисицы состоит в том, что человек привыкает к незаслуженному получению психологических поглаживаний и, в конечном итоге, теряет бдительность, а затем перестает отличать лесть от восхищения. Михаил Литвак справедливо полагает, что если лесть можно уподобить табаку (хотя, я скорее уподобил бы ее алкоголю; слишком уж она кружит доверчивые головы), то восхищение – морфию. Восхищение – оружие Иуды.
Итак, когда клиенты, пациенты, подчиненные, бизнес- и сексуальные партнеры Вам льстят – знайте, это Лисицы. Говорите им спасибо за Бескорыстное признание Ваших регалий и заслуг.
А теперь давайте подробнее рассмотрим, как же действуют Лисицы и Иуды? И те и другие восхваляют Вас (часто за те качества, которых у Вас нет, но которыми Вы бы очень хотели обладать). Однако между ними есть существенное отличие: при лести Лисицы инициатива принадлежит ее Взрослому, проделать же все поручается ее Дитяти (рис.1а). А восхищение Иуды идет прямо от его Дитяти (рис. 1б). В момент восхищения Вами, он искренен, и это – самое страшное. Если перед лестью можно устоять, то перед восхищением сделать это чрезвычайно трудно.
Теперь давайте рассмотрим, КОГО предают? Думаю, что каждый из Вас, Уважаемые Читатели, хотя бы раз в жизни испытал на себе горечь и обиду предательства. Предают всех: родителей, детей, учителей, педагогов, руководителей, супругов, благодетелей и т.д.
К сожалению, предательство распространено повсеместно. Перед тем, как продолжать писать о психологии предательства, постараюсь дать определение последнему. Предательство – это преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемуся Вам человеку или группе людей. То есть, это такие действия, которые вредят конкретному человеку (с именем, фамилией, регалиями и т.д.). Абстрактная критика предательством не является, так как не затрагивает личности Конкретного человека и, следовательно, не способна причинить ему вреда. Так, если я пишу на блоге или где-то выступаю против своего друга Васи Иванова, то это предательство — я назвал реального человека, при этом раскритиковав его. Если же критика идет об абстрактном человеке без упоминания имени, то здесь вреда нет — ведь никто не знает, о Ком я пишу, более того, никто не знает, существует ли этот человек в реальной жизни или же его образ — плод моей фантазии. Здесь никому вреда не наносится.
Михаил Литвак справедливо полагает, что предательство необходимо отличать от отступничества. Под отступничеством он подразумевает отказ от общения с прежде близким человеком или группой людей. Так, в Новом Завете, апостол Петр трижды отрекался от Иисуса Христа, однако уважением пользуется до сих пор. Иуда предал Христа только раз, но именно этот поступок является Эталоном Предательства.
Скажу честно: в своей жизни мне довелось пробыть в каждом поясе то или иное количество времени. Ох, несладко же там. О своих ощущениях я напишу чуть ниже.
Итак, Первый пояс – пояс Каина, убившего своего Брата Авеля (Библия, Ветхий Завет, Бытие, глава 4). Здесь отбывают наказание предатели родных. Но предоставлю слово Данте:
Так, вмерзши до таилища стыда
И аисту под звук стуча зубами,
Синели души грешных изо льда.
Свое лицо они склоняли сами,
Свидетельствуя в облике таком
О стуже – ртом, о горести – глазами.
Когда ты хочешь знать, кто эти двое:
…..
Родные братья; из конца в конец
Обшарь хотя бы всю Каину – гаже
Не вязнет в студне ни один мертвец
Перед всеми родственниками я извинился. Ох, как же иногда бывает трудно просить прощения. Но я перешагнул через себя и свою гордыню (а ведь она погубила многих и даже великих людей: вспомним хотя бы Пушкина и Лермонтова – дуэлей вполне можно было бы избежать). Я перестал обвинять родителей в своих неудачах, понял, что сам ответственен за свою жизнь, здоровье, поступки и успехи, что все в жизни зависит только от меня.
Простил я и тех родственников, которые предавали и предают меня. Мне жаль их: чем больше они этим занимаются, тем больше в их душах скапливается лед и лютая ненависть. И растопить последние очень непросто.
То здесь, то там в кремнистой глубине
Виднелся бес рогатый, взмахом плети
Жестоко бивший грешных по спине.
О, как проворно им удары эти
Вздымали пятки! Ни один не ждал,
Пока второй обрушится иль третий.
Двигаемся дальше. Я перехожу к 3 поясу 9 круга, где находятся Предатели Сотрапезников. Он называется поясом Толомея. Правитель Иерихона в Иудее, Птолемей пригласил к себе в замок своего тестя, первосвященника Симона Маккавея и во время пиршества предательски убил его и двух его сыновей.
Знай, что, едва предательство свершила,
Как я, душа, вселяется тотчас
Ей в тело бес, и в нем он остается,
Доколе срок для плоти не угас.
Когда прозрел и поумнел, то нашел себе занятия поинтереснее. Сейчас же мне лишний раз хочется публично извиниться за свои тогдашние некрасивые поступки: Бывший Друг, Прошу у Тебя Прощения. Наши пути разошлись. Так бывает. Не всегда тот, чьи взгляды противоположны моим, мой враг. И уж точно это не относится к тебе. Я знаю: сейчас ты читаешь эти строчки. И я желаю тебе успехов и счастья в твоей жизни. Мне хочется верить, что ты выбрал правильный путь к ним.
Предавали ли меня сотрапезники? Да, предавали. Конечно, ощущения не из самых приятных. Однако каждое предательство можно предотвратить. О профилактике я напишу несколько ниже.
Но возвращаюсь к Данте. Вот как он описывает муки предателей из третьего пояса:
Терзается, жестоким льдом зажатый.
…
Там самый плач им плакать не дает,
И боль, прорвать не в силах покрывала,
К сугубой муке снова внутрь идет;
Затем что слезы с самого начала,
В подбровной накопляясь глубине,
Твердеют, как хрустальные забрала.
Были ли у меня Учителя? Конечно, были! Я насчитал четырех. Первым стал мой тренер по шахматам, Р. Шахматами я занимался с 1 по 8 класс, вначале – из-под палки: родители заставляли, потом – мне даже нравилось. Я считаю, что благодаря этому человеку сумел худо-бедно развить свое логическое мышление, научился просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. К сожалению, он стал первым и, слава Богу, единственным Учителем, которого я Предал. Как это произошло? Расскажу несколько подробнее.
К 8 классу шахматы мне здорово поднадоели, так как наблюдался полный застой результатов. Я не работал над ними, не изучал материал, который давал тренер. Просто ходил и отбывал номер: на автоматизме участвовал в турнирах, без удовольствия ходил на тренировки. Я остыл. Но это была Моя проблема, а не вина тренера. В итоге, я ушел в баскетбольную секцию, с Р. даже не попрощавшись! Что говорить, невротической натуре свойственно делать глупости. Но я не остановился и пошел еще дальше: почти каждый раз, когда речь заходила о шахматах, я за глаза при других людях, критиковал Р. и обвинял его в своих неудачах на спортивном поприще.
В зрелом возрасте я видел своего Учителя на первенстве Одессы среди вузов. Мог подойти, поздороваться, пообщаться, но… струсил, сделал вид, что не узнал его. Комплексы не позволили извиниться перед ним. За предательство меня ждала суровая расплата:
Мы были там, – мне страшно этих строк, –
Где тени в недрах ледяного слоя
Сквозят глубоко, как в стекле сучок.
Одни лежат; другие вмерзли стоя,
Кто вверх, кто книзу головой застыв;
А кто – дугой, лицо ступнями кроя
Лед поселяется в душе каждого предателя до тех пор, пока тот его не осознает. Тоска, пустота и одиночество – вот их удел. Когда я разобрался, что к чему, то долго переживал по поводу предательства Учителя Р. Во сне, когда действие различных форм психологических защит максимально ослабевает, и психика наиболее остро переживает воспоминания из прошлого, мне часто снились и Р., и шахматные турниры.
Наяву я не один раз возвращался в прошлое – Ребенком (по Трансактному Анализу) переживал все непережитые эмоции: страхи, чувство вины, раскаяние. Взрослым переосмыслил ситуацию. В итоге, сумел простить себя за прошлые ошибки. Больше Учитель мне не снился. Как-нибудь я напишу о снах и о том, как их трактовать. Конечно, мнение и взгляды про них будут чисто субъективными.
Больше Учителей я не предавал, не критиковал, не отзывался дурно. Вторым моим Учителем стал Михаил Ефимович Литвак. Третьим – В., с которым мы вместе занимались сетевым маркетингом, и который способствовал моему личностному росту: тогда я преодолел много страхов и личностных комплексов. Все-таки неоспоримым плюсом МЛМ-бизнеса является наличие хороших Учителей. Хотя встречал я там и не лучшие примеры для подражания. Так что в какой-то степени мне повезло. Более подробно читайте в статье про Сетевой Маркетинг .
Четвертым Учителем я считаю фитнесс-тренера Михаила Яцыка. Он изменил мои взгляды и отношение к спорту и правильному питанию . Об этом я также расскажу в следующих статьях.
Что касается Дантовского ада, то Михаил Литвак пошел дальше: он открыл 5 пояс 9 круга. Уважаемые Читатели, очень может быть, что и Вы там когда-то побывали. А я – совершенно точно длительное время оттуда просто не вылазил! Сидят там те, кто Предают САМИХ СЕБЯ. Те, Кто не становятся самими собой, не выполняют программы, которая была заложена в них еще при зачатии Природой или Богом. Такие люди живут непонятно ради кого и ради чего. Быть в пятом поясе означает: учиться делу, которое Вам не нравится; длительное время заниматься неинтересной скучной работой, которая вызывает глубокое внутреннее неприятие; жить со сварливой женой или ревнивцем-тираном мужем, которые тормозят или вовсе блокируют личностное развитие.
Прошу прощения за длинную цитату. Я неоднократно предавал себя и жестоко страдал от последствий своего предательства. В школьные годы моими любимыми предметами были русский язык и русская литература, украинский язык и украинская литература. Помню, как в 8 классе с большим удовольствием делал ребятам из класса творческие работы по русскому языку, давал списывать сочинения по литературе. Это было мое и у меня это хорошо получалось: при работе я практически не напрягался. Уважаемые Читатели, как Вы думаете, в какой Вуз я поступил после школы? Правильно, в технический, где профилирующими предметами на все 5 лет мучений стали математики, физика и программирование, которые я всегда терпеть не мог. Более того, в 11 классе я дополнительно занимался с преподавателем математикой: все для того, чтобы поступить в технический вуз. Боже мой, сколько сил и времени я потратил Зря.
Мои муки периодически продолжаются и сейчас, во время учебы в технической аспирантуре, когда я работаю над диссертацией, научными статьями и тезисами для научных конференций. Однако успешное окончание аспирантуры – моя стратегическая цель. Кстати, какое-то время я пытался работать охранником и даже укладчиком лепки, однако безуспешно. Ощущения во время работы были отвратительные, да и больших денег на черновой работе не заработаешь. Вспоминаю, как страдал мой Внутренний Ребенок от такого издевательства над собой. И если работая охранником, меня хватило на месяц, то работая на стройке, я ушел оттуда через 3 дня. Да и не получалось у меня работать руками, хотя на стройке мне попались хорошие ребята, которые были во мне заинтересованы и, как могли, старались обучить меня всем тонкостям своего ремесла. Но не в коня был корм, тем более, что к этому времени я уже нашел себя в психотерапии.
Кстати, когда я поспрашивал ребят со стройки, нравится ли им работа, ни один не ответил утвердительно. Они тоже себя предавали. Говорят, что на стройке пашут одни дураки. Неправда это! Они – умные толковые ребята, просто не нашли себя в жизни, также как и охранники с моей бывшей работы.
В заключение, я призываю верующих задуматься о том, что, не выполняя свою программу, они предают самого Бога! Ведь он их создал, и они должны (единственное, что человек ДОЛЖЕН) выполнить эту программу, заниматься собой, сделать себя, и уж никак не защищать Бога от иноверцев. Ведь Бог всемогущ – он сам себя защитит.
[youtube.player]Читайте также: