В китае еще до новой эры применялись предупредительные меры против оспы
В первобытнообщинный строй (до 14 в. до н.э.) на территории северного Китая, где зародилась китайская цивилизация, археологическими раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Люди культуры Ян-шао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н.э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством. Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16-11 в.в. до н.э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними литературными источниками можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитический период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества.
Рабовладельческое общество (14 в. до н.э. – первые века н.э.)О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из которых относятся к концу 14 – началу 13 в. до н.э.
Во главе государства, представлявшего интересы землевладельческой аристократии, стоял наследственный монарх – Ван. Угнетённые классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, главным образом военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значительные пережитки первобытнообщинных отношений. Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего его территория расширилась и к 11 в. до н. э. охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало китайской цивилизации времён достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность – прообраз современного иероглифического китайского письма.
Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6-3 в. до н.э. сформировались основные философские школы. Между ними велась острая борьба.
Войны между государствами закончились победой царства Цинь и созданием первой в Китае централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Её основатель и первый император Цинь Ши-хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена.
Многие китайские авторы относят начало феодализма в Китае к 3 веку до н.э. – 1 веку н.э.
Свыше 100 лет продолжалась борьба на Севере Китая между некитайскими царствами, в ходе которой наиболее сильное из них государство Тоба Вэй, созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь северный Китай. Период до конца 6 века известен в истории под названием Нань бэй чао, он характеризовался войнами между северными и южными царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В 4 – 6 веке развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая, где к началу 6 века было около 30 тысяч буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н.э.).
Итак, в Китае рабовладельческий строй укрепился в конце 3 - го и начале 2 - го тысячелетия до нашей эры. В этот период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысячелетий.
Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.
Во 2-ом веке до н.э. в Древнем Китае была начата выработка бумаги, а овладение техникой ее производства произошло во 2 веке н.э. Поэтому большая часть древних книг вырезана на деревянных бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, каменных барабанах или написана на шелке.
В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов достигли точные науки. Лекарствоведение занимала особое место в культуре Древнего Китая. Ее история начинает свои корни более чем 4 тысячелетия назад.
Основными источниками сведений о медицине (фармации) Древнего Китая являются:
Ø Памятники медицинской письменности:
Ø Данных археологии, этнографии;
Ø Памятники материальной культуры.
Ø Ведийский период:
· Неядовитые лекарства (омолаживающие) – около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой.
· Тонизирующие лекарства – около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил.
· Токсические лекарства – около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.
В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.
При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.
Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия – истории болезни.
Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие.
Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей:
· Глазные и ушные болезни;
· Болезни зубов и полости рта;
Специальностей у врачевателей было меньше:
· Глазные и ушные болезни;
· Болезни зубов и полости рта;
Все процессы в организме сводились к взаимодействию этих 2-х жизненных начал и участию 5 первоэлементов (космических элементов) металл, вода, огонь, дерево, земля.
Представление о жизненных началах привело к трем новым терапевтическим приемам, придавшим китайской медицине особый колорит.
Это мокса, массаж, акупунктура. Итак, правильное соотношение этих начал обуславливает здоровье, неправильное - ведет к заболеваниям. Для восстановления нарушенного соотношения китайцы придумали три названных приема.
Древнекитайские врачи считали, что пульс составляет продукт непрерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменением в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следовательно, состояние организма. Посредством пульса врачи диагностировали болезни от истощения, недостатка крови и жизненных духов или же от накопления испорченных соков.
Правила для исследования пульса были изложены с величайшей подробностью.
При исследовании женщин между врачом и пациенткой ставилась ширма.
Рука больного должна покоиться на подушке, а врач кладет пальцы на пульсирующий сосуд с правой или с левой стороны кисти, производя при этом пальцами усиливаемое надавливание.
Китайские врачи говорили о существовании 7 наружных и 8 внутренних пульсов. Средний пульс у взрослого человека считался 80 ударов в минуту, у стариков – 76, у детей – 96.
На основании пульса китайцы проводили различные методы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. Для этого применялись в больших количествах слабительные, рвотные, противоглистные лекарства.
Болезни, происходившие от холода – лечились теплом, а от перегревания – холодом. Кровопускание использовалось редко, чаще применялись пиявки. Особое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике.
В Китае за 1000 лет до н.э. применяли предупредительные меры против оспы, для этого в ноздри вкладывали вату, пропитанную содержимым человеческого оспенного струпа.
Как мера предупреждения чумоподобных болезней применялась самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей).
Лекарствоведение Древнего Китая было самым обширнейшим в мире. В объяснении действия лекарств большую роль играли отношение цвета, вкуса препаратов к пяти элементам и к органам.
Растительные средства, применялись сообразно с делением тела на 3 пояса: головки и верхние части растений употребляются при болезнях верхнего пояса, стебли растений - при болезнях среднего, а корни - при болезнях нижнего пояса. Сердцевина использовалась при болезнях внутренностей, ветви растений употреблялись при болезнях конечностей, а кора – при заболеваниях кожи.
Лекарственные средства животного происхождения включали в себя коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердце, печень, костный мозг большинства животных.
Китайцы считали, что кровь и кости льва придают мужество, слоновая кость в виде порошка использовалась при проблемах мочеиспускания, верблюжье мясо использовали для укрепления нервной системы, верблюжье молоко для лечения геморроя, свежая печень рыб применялась при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого оленя применялись как стимулирующее средство.
Как лекарственные средства минерального происхождения использовали железо, свинец, мышьяк, олово, медь, золото, серебро и их соединения – сульфат железа, ацетат меди, сульфат меди, а также буру, квасцы, морскую соль, едкий натр, нашатырь (впервые обнаружен в Египте), соединения серы – противочесоточное средство и соединения ртути – для лечения сифилиса..
Все лекарственные средства делились на:
К тоническим средствам относилось: женьшень, чай, табак, мясо из различных животных и др.
Чай, как целебное растение, упоминается еще в старинной энциклопедии Бань Цяо. Чай излечивает все недуги, прогоняет сонливость и т.д.
К вяжущим средствам относилось: чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех, опий, семена фиников, айва, кислая слива, железные опилки, листовое золото.
К разрешающим средствам относилось: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара, белая чемерица, семена и корень репы, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздика.
Мускус - продукт выделения мускусного, железистого мешка, находящегося у самца кабарги перед половыми органами. Применяли в виде мускусной настойки по несколько капель как возбуждающее и усиливающее средство.
К слабительным средствам относилось: семена подорожника, шалфей, красные бобы, ревень, сернокислый натр, снежная вода
Китайская медицина продолжительное время развивалась изолировано. В Европу сведения о ней проникли только в XIII веке. В современном мире традиционная китайская медицина играет большую роль. Изучение ее наследий имеет важное значение для развития научной медицины.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
[youtube.player]Вопрос 1.
Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Основной формой подготовки врачей в Древнем Китае считались
медицинские школы придворных императоров
высшие медицинские школы
Крупный вклад в развитие китайской медицины внес Цан Гун (267-215 гг. до н.э.). Он ввел
первые истории болезни
оплату работы врача
классификацию внутренних болезней
Входными воротами для инфекции китайские врачи считали
все естественные отверстия человеческого тела
В Китае еще до новой эры применялись предупредительные меры против оспы
Важнейшими лечебно-предупредительными мероприятиями в Древнем Китае были
Для китайцев настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто
назначает физические упражнения
владеет операционной техникой
Характерной особенностью традиционной китайской медицины является
Вершиной искусства диагностики в Древнем Китае стало учение
Медицина Древнего Рима.
Врачи императорского Рима
пользовались внешним почетом
защищались законом от оскорблений
имели возможность получать большие гонорары
не платили налоги
привилегий не имели
В царский период истории древнего Рима
не было врачей-профессионалов
лечили дома народными средствами
лечили в больницах
лечили в асклепионах
Первые шаги по пути к будущей патологической анатомии, вскрывая трупы умерших больных, сделал
Наиболее важными достижениями в развитии хирургии в Александрийский период были
применение раскаленного железа
применение гипсовой повязки
Врачи в Древнем Риме
не освобождались от воинской повинности
имели право на альтернативную службу
совмещали работу с воинской повинностью
освобождались от воинской повинности
Больных в царский период лечили
народными средствами при помощи магических заговоров
травами, кореньями, плодами
отварами и настоями
Акведуки не являются изобретением римлян, они заимствовали эту идею в
Наиболее ранним свидетельством граждан города Рима к мероприятиям санитарного характера является
Закон об эксплуатации санитарно-технических сооружений
Закон жителей города Рима
Закон XII таблиц
В области медицины период республики (конец VI в. до н.э.) знаменует
развитие санитарного законодательства
строительством санитарно-технических сооружений
становление и развитием медицинского дела
государственной регламентацией медицинского дела и формированием его материалистического направления
В период Римской Империи в городах и отдельных провинциях Государственные власти стали утверждать должности врачей
Для этого ученого характерно, что описанную им анатомию наружных частей организма предназначал для хирургов, в то время как анатомию внутренних органов - для всех врачей
Большое количество иностранных врачей в Риме привело к
отказу от работы
Впервые разработанный и примененный в медицине метод исследования, включавший в себя вивисекции и различные опыты на животных, принадлежит
Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможении, гинекологии и детским болезням составил
Гален из Пергама
Асклепиад из Прусы
Диоскорид Педаний из Киликии
Превращение греческой медицины в Римскую и дальнейшее развитие врачебного искусства у римлян тесным образом связано с медицинской школой основанной
История римской медицины, в собственном смысле слова, начинается с указа Цезаря (46 г. до н.э.), давшего право
свободным иностранцам заниматься врачебной практикой в Риме
свободным иностранцам, занимавшимся врачебной практикой в Риме, право римского гражданства
заниматься врачебной практикой
римляне, желавшие посвятить себя этой профессии, получали возможность
[youtube.player]Периодизация истории и врачевания
В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: период становления (XVIII-III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и период империи Хань (III в. до и. э. - III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.
Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела – каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян. Органы ин выполняют функции сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства. Представление о здоровье – здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь это нарушение этого соотношения.
Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими естественными причинами.
Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного:
- осмотре кожи, глаз, слизистых и языка;
- определении общего состояния и настроения больного;
- выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов;
- подробном опросе больного;
- давлении на активные точки.
Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь-Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови и пульсе. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса, со временем метод исследования пульса превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае.
В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).
Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений — жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.
Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.
Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами.
Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа-То. (141-208), который прославился как искусный диагности знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Для обезболивания во время операций Хуа То применял метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.
Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.
Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.
В истории древнего Рима выделяются три основные этапа:
1) царский период (VIII-VI вв. до н. э.), когда древняя Италия не представляла собой единого государства, а была совокупностью самостоятельных городов-государств, среди которых был и Рим;
2) период республики (510-31 гг. до н. э.), когда город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова;
3) период империи (31 г. до н. э. - 476 г. н. э.) — время расцвета, а затем и кризиса рабовладельческой формации в регионе Средиземноморья, находившемся под властью Рима.
ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI вв. до н. э.)
В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н. э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было — лечили дома народными средствами: травами, кореньями, часто в сочетании с магическими заговорами.в течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста.
МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.— 31 г. до н. э.)
В области медицины этот период знаменуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического направления в медицине.
В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков. Первый акведук в столице республики г. Риме. Он доставлял в г. Рим питьевую воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио.
Акведуки древнего Рима охранялись законом. За умышленную порчу налагали крупный штраф. В частные дома вода не подавалась (набирали с фонтанов). Римляне пользовались общественными туалетами, а мусор выносили на улицу.
Первые термы (греч. thermae — горячие бани, от thermos — теплый) г. Рима были построены в III в. до н. э. В г. Риме были не только частные термы (плата, в которых была ничтожной), но и общественные, которые принадлежали городу. Пропускная способность столичных терм позволяла десяткам и даже сотням тысяч людей мыться одновременно.
Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они явились прекрасным даром, который императоры сделали римскому населению.
Начала организации медицинского дела
Первыми врачами там были рабы из числа военнопленных. Высокий культурный и профессиональный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки.
Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего- бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть доходов. В конце III — начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Первым свободным греческим врачом в г. Риме считается пелопоннесец Архагат (греч.Archagathos). Указ Юлия в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачамтак и местным жителям, обучавшимся медицине
Философские основы медицины древнего Рима
Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на видного греческого врача в Риме. Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат stagnatio (застоя твердых частиц в порах и каналах тела), а во-вторых — как расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям, Аоклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов.
Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Парализованных он советовал носить на коврах ираскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующее развитие медицины в период империи и естественно-научного направления в медицине в целом.
МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ (31 г. до н. э. — 476 г. н. э.)
Становление военной медицины
Начиная с первого диктатора Суллы (Корнелий Сулла Люций, 83-78 гг. до н. э.), власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Окончательное становление армии и широкие завоевательные походы потребовали большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех подразделениях и во всех родах войск. Каждая когорта имела, четырех врачей-хирургов; во флоте на каждом "военном корабле, было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.
После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где стали устраивать военные учреждения для раненых и больных. Обслуживавший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными.
Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками.
Развитие медицинского дела
Развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров, которые объединялись в коллегии. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофонт (I в. н. э.) — личный врач императора Клавдия. Объединенные в коллегию, архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства.
Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой. В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда — на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.
Закон строго определял права и обязанности учащихсяНаряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей.
Сo временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности.
Развитие медицинских знаний
О развитии хирургии в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, ранорасширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты.
Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста составил Соран из Эфеса, греческий врач, практиковавший в Риме в начале II в. В процессе, родовспоможения он старался максимально отойти от грубых и насильственных методов, описал приемы предупреждения разрыва промежности, поворот плода на ножку и головку, операцию эмбриотомии, разрабатывал различные методы обследования. Большое внимание он уделял уходу за детьми в раннем возрасте.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
[youtube.player]Акупунктурная карта эпохи Юань. 1340-е гг. Средневековый Китай
В трактате так определены возможности врачевания: "Медицина не может спасти от смерти, но способная продлить жизнь, укрепить нравственность, поощряя добропорядочность, преследуя порок – этого смертельного врага здоровья, – может вылечить много болезней, которые поражают бедное человечество, и делает сильнее государство и народ своими советами".
Поначалу китайская медицина основывалась сплошь на магии. Китайцы, как и другие древние народы, рассматривали организм человека как уменьшенный мир, подобный тому, что люди наблюдают вокруг. И в нем осуществляется постоянный взаимообмен между пятью основными элементами – огнем, землей, водой, деревом и металлом.
Силы этих процессов концентрируются в двух противоположных началах – полюсах, от взаимоотношения которых и зависит равновесие или нарушение ее как во всем мире, так и в жизни организма. Одно из этих противоположных начал рассматривалось как мужское (ян) и считалось активным, светлым, второе – как женское (инь) – пассивное, темное. Все болезни разделялись соответственно на две группы: с преимуществом начала ян, что проявляется симптомами возбуждения функций организма, и с преимуществом инь – с признаками притеснения всех функций.
Однако магия магией, но больных надо было лечить и на самом деле. Поэтому в дело опять-таки были пущены лекарственные средства растительного происхождения. Причем и здесь терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и использовала множество магических средств. Особенно популярным было учение о "знаках" (сигнатурах): желтые цветы применяли для лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы – при заболеваниях почек и так далее.
Китайцы не практиковали вскрытий, поэтому их анатомические представления были довольно фантастичны. Тем не менее китайские медики понимали, что сердце предопределяет движение крови. В одном из древних трактатов отмечается, что "кровь течет без перерыва в закрытом кругу", хотя никаких объяснений относительно механизма этого движения не приводится.
В диагностике заболеваний большое значение придавали анамнезу, общему виду больного. Пристально исследовали глаза, ноздри, рот и другие отверстия тела, рассматривая их как окна, сквозь которые входят болезни. Особенное внимание уделяли исследованию пульса, которое длилось нередко часами. Думали, что по пульсу можно узнать, как функционирует не только сердце, но и все органы, а также состояние психики больного. Обращали внимание на характер выделений больного. Мочу исследовали на вид и вкус в разные часы дня и ночи.
Со временем китайские медики накопили около 2000 рецептов, многие из которых были действительно полезными, не потеряли своей ценности до сих пор. Так, соли железа применялись при лечении анемии (малокровия), мышьяк – при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство.
Китайская империя в период ее наибольшего расцвета имела специальное государственное учреждение – медицинский приказ. Основным его назначением было обслуживание потребностей императорского двора и прежде всего лично императора. Но в функции его входили также некоторые аспекты медицинского дела, которые были в компетенции государственной власти (например, при эпидемиях).
Подготовка врачей в Древнем Китае носила кастово-фамильный характер; медицинские знания передавались из поколения в поколение внутри одной семьи. С образованием царства, усилением влияния религии началась и школьная подготовка врачей при храмах; руководящая роль в медицине перешла к жрецам. В эпоху Чжоуськой династии (XI–III в. до н. э.) квалификацию врачей стала определять соответствующая комиссия, присваивая кандидатам высшие и низшие разряды.
Из врачей Древнего Китая особенной славой пользовался Бянь Цио, который жил в VI–V вв. до н. э., автор известного "Трактата о болезнях". За гуманность его научных трудов, клиническую наблюдательность Бянь Цио справедливо считают китайским Гиппократом.
Врач Цан Гунн (III в. до н. э.) первым начал вести истории болезней того или иного пациента, что позволяло в случае необходимости обращаться к опыту прошлых лет.
Организм в ту пору рассматривался как единое целое: "Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги". Считали, что большое значение для здоровья имеет регулярный сон: "Одну ночь без сна не наверстаешь десятками ночей сна". Общим правилом для врачей было "лечить лишь то, что поддается лечению; если болезнь неизлечима – постарайся облегчить страдания умирающего".
Особенностью сугубо китайской медицины является метод лечения уколами – чжень-цзю (акупунктура) и прижиганиями – моксами. В древние времена эффективность этих методов объясняли тем, что прижигание и уколы создают "отверстия для выделения нечистоты" из больного тела. Китайские ученые определили на теле человека около 600 точек, в которые надлежит делать уколы при тех или других заболеваниях. Использовались модели человеческого тела с точечными отверстиями в определенных местах, в которые ученикам надо было ощупью попадать иглой.
В этих же "жизненных точках" делали прижигание, зажигая щепотки клочьев или сухую полынь. В дальнейшем, с развитием метода они были заменены специально изготовленными сигаретами из того же материала. При этом сигареты уже не наносили ожогов, поскольку их не прикладывали к коже, а держали поблизости от нее – то есть фактически получалась местная тепловая процедура.
Достаточно обстоятельно теория и практика чжень-цзю-терапии изложена в трактате "Ней-цзинь", который не раз дополнялся и переделывался. Чжень-цзю является самым распространенным методом лечения и в современном Китае применяется в поликлиниках и в стационарах. Этот метод лечения в наше время достаточно распространен в странах Европы и Америки, изучается во многих лабораториях и клиниках, в частности и в нашей стране.
Особую трудность для китайских врачей представляло лечение женщин, которых они не могли исследовать непосредственно, освободив от одежды. Врач, идя к больной женщине, всегда имел при себе куклу женского пола, на которой женщина показывала врачу больные места. Этим да еще определением пульса и обзором мочи ограничивалось все объективное исследование.
Тем не менее древняя медицина Китая имела и свои достижения. Она знала немало средств для лечения ран, переломов, вывихов, изготовлялись протезы ампутированных конечностей. Уже в V в н. э. в военных частях были штатные врачи. Из древних хирургов особенно известен был Хуа Ту, который делал полостные операции с обезболиванием, используя для этого опий, сок конопли.
В Китае применялись предупредительные меры против оспы: чтобы искусственно вызывать заболевание, сухие струпья оспенных пустул вкладывали в ноздри детей.
Врачи придавали больше значение общей гигиене, советовали обмывать все тело через каждые 5 дней, голову мыть через день, а руки 3–5 раз на день.
"Отец медицины" и его коллеги
Античная Греция не зря считается одним из наиболее развитых центров мировой культуры. Именно здесь появились многие шедевры архитектуры, скульптуры, поэзии, драмы, философии и науки. Не забыта была эллинами и медицина.
Греческая медицина прошла в своем развитии три этапа: догиппократов период, классический, или гиппократов, и греко-римский. Каждый имеет специфические особенности.
[youtube.player]Читайте также: