Описание картины ян вермеер молочница описание
- Идеи для дома (77)
- Вертуальные путешествия (13)
- Букет (4)
- Флористика (2)
- Поздравления (1)
- Винтаж (146)
- Декор предметов (109)
- Детское развитие (10)
- Диеты (63)
- Декупаж (907)
- Шкатулки, комодики, коробочки (336)
- МК (162)
- Кухонные принадлежности (118)
- Ключницы, вешалки (74)
- Лейки, чайники, бидоны (70)
- Часы (59)
- Бутылки, банки (55)
- Панно, рамки, зеркала. (45)
- Тарелки (43)
- Сувениры, игрушки. (41)
- Мебель (40)
- Пасхальное (36)
- Газетницы, органайзеры и прочее (24)
- Материалы (22)
- Календари (21)
- Чайные домики (18)
- Лампы (18)
- Чемоданы (14)
- Вазы (13)
- Утюги (4)
- Прованс (3)
- На коже (1)
- Домашняя косметология (87)
- Живопись (229)
- Идеи для сада (94)
- Интерьер (164)
- Кухни (24)
- Разное (15)
- Ванные комнаты (4)
- Спальни (25)
- Картинки для декупажа (2236)
- Ангелы (48)
- Вино (11)
- Для . (5)
- Шаблоны (3)
- Бирочки (1)
- Бабочки (39)
- Бордюры, уголки (15)
- Винтаж (253)
- Город, деревня, дома (80)
- Дамы и кавалеры (236)
- Дети (205)
- Детское (121)
- Животные (230)
- Карты (17)
- Коллаж (46)
- Кулинария (54)
- Морская тематика (36)
- Натюрморт (281)
- Новый год, Рождество, Пасха (50)
- Ню (42)
- Овощи, фрукты (53)
- Музыкальные инструменты (3)
- Пейзаж (49)
- Портреты (159)
- Посуда, мебель, косметика (42)
- Прованс (14)
- Птицы (197)
- Ретро (24)
- Сюжетное (56)
- Сюрреализм, фентези (28)
- Трафареты (38)
- Фоны (93)
- Цветы (331)
- Циферблаты (19)
- Черно-белое, монохром (70)
- Швейные принадлежности (3)
- Этническое (28)
- Кино (2)
- Креатив (2)
- Кулинария (806)
- Выпечка (254)
- Вторые блюда (34)
- Заготовки на зиму (7)
- Блюда в мультиварке (2)
- Десерт (24)
- Закуска (162)
- Морепродукты (11)
- Мясо (147)
- Напитки (12)
- Первые блюда (16)
- Рыба (54)
- Салаты (114)
- Соус (27)
- Украшение блюд (2)
- ЛиРу (14)
- Мои работы (27)
- Мудрые мысли (5)
- Народная медицина (77)
- Новый год (70)
- Полезные советы (48)
- Поэзия (50)
- Рукоделие (861)
- Бумагопластика (79)
- Букеты из конфет (11)
- Мыловарение (11)
- Шибори (4)
- Бижутерия (4)
- Точечная роспись (3)
- Валяние (5)
- Витраж (7)
- Вышивка (38)
- Вязание (58)
- Лепка (115)
- Папье-маше (18)
- Плетение (45)
- Поделки из ткани (20)
- Природный материал (13)
- Разное (107)
- Рисование (16)
- Скрапбукинг (74)
- Соленое тесто (3)
- Цветы из ткани (49)
- Шитье (28)
- Сервировка (19)
- Физические упражнения (4)
- Фитнес (4)
- Фотографии (109)
- Фотошоп (145)
- PNG (11)
- Скрап-набор (63)
- Уроки (15)
- Цветы (7)
- Шебби Шик (8)
- Это интересно (66)
- Природные явления (6)
Johannes Vermeer (1632–1675) "Молочница", около 1660, масло, холст, 45.5см х 41см, Государственный музей (Rijksmuseum), Амстердам
Кувшин держала тёплая рука,
И утро тихо в комнату вливалось
Под мягкий звук парного молока,
И сердце лёгкой грустью наполнялось.
И плакала смятенная душа
О том, что не сбылось, что всё напрасно.
А молоко струилось не спеша,
Так просто, выразительно и ясно
Надежда Буранова.
Ян Вермеер начал работать в те времена, когда поколение крепких и шумливых бюргеров, активных участников нидерландской войны за независимость, уже сошло со сцены. На смену им пришли другие люди, все более отходившие от непритязательных и грубоватых нравов первой половины XVII века. Идеалом жизни становится мирное, спокойное существование, и недаром о голландцах писали, что "они ненавидят дуэли, драки и споры и имеют обыкновение говорить, что богатые люди не дерутся".
Поэтому и в творчестве Яна Вермеера почти не звучит тема бренности бытия, которая была столь заметна в произведениях других голландских живописцев XVII века. Как писал еще в годы нашего века искусствовед В. Н. Лазарев, "герои картин Вермеера — представители богатого купеческого общества, которые наслаждаются сладостью мирного безмятежного бытия. Их день проходит размеренно, без суеты и скандалов, для них как бы не существует времени, мгновения превратились в вечность, и стрелка часов замедлила свой бег. Не в разнообразии жанров и сюжетов видел художник сущность искусства, а в предельно законченной разработке формальных средств живописи, которые он трактовал почти что с ювелирной точностью". Недаром, как теперь выяснилось, художник пользовался камерой обскура, что во многом объясняет четкость его художественных форм.
Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. И тем не менее произведения Яна Вермеера особо ценились знатоками искусства, которые давали за них большие деньги. Французский путешественник Б. де Монкони, посетивший Дельфт, отмечал в своем дневнике: "В Дельфте я видел художника Вермеера, который не имел ни одной своей работы. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего лишь одну фигуру, — ценою, на мой взгляд, не более чем в шесть пистолей".
По-разному относились к искусству Яна Вермеера не только его современники, споры о нем продолжаются вот уже в течение более ста лет. Французский писатель М. Пруст в своем романном цикле "В поисках утраченного времени" вплел в ткань повествования популярную в его время традицию понимания искусства Вермеера Дельфтского: его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине. Действительно, долгое время в художнике подчеркивали прежде всего прекраснодушные черты "чистого живописца". М. Фридлендер называл его "мастером натюрморта", а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: "Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею". В годы XX века утвердилась совершенно иная точка зрения, и теперь акценты были смещены, наоборот, от "чистой живописи" к "живописи идей".
В свое время однофигурная жанровая композиция была, по мнению Б. де Монкони, недостойна высокой оплаты. Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода "уродцами", то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина "Служанка с кувшином молока", находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия — "Кухарка", "Молочница").
Бюргерским образцом домовитости выступает здесь не матрона, как это часто было в голландской живописи, а служанка. Этим социальным смещением дополнительно оттеняется достоинство женщины как хранительницы очага. Пожалуй, ни одной светской даме не придано такого ясного и целомудренного величия, как этой служанке-госпоже — единственной героине полотна.
Картина "Молочница" поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера, идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Сила непосредственного воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены.
Рентгенограмма показала, что в первоначальном варианте на стене, над головой женщины, художник изобразил какой-то предмет (возможно, карту). Потом он отказался от этого, чтобы не усложнять содержание картины символикой. Однако Ян Вермеер мог "разгрузить" задний план и по другим мотивам: может быть, счел, что грубая, голая стена будет более подходящей декорацией для выбранного им типа женщины.
Одинокая женская фигура, овеянная светом и воздухом, — излюбленная тема Вермеера Дельфтского. Так и "Служанка с кувшином молока" представляет собой самодовлеющий мир. Художник никогда не дает в интерьерах просветов в другую комнату", никогда не изображает подернутую дымкой линию горизонта. Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного. Его героини хорошо себя чувствуют лишь в уютных комнатах, отграниченных от внешнего мира жемчужно-серыми стенами.
Фигура служанки как раз и вырисовывается на фоне такой стены, пористая поверхность которой как бы впитывает в себя свет. По мере проникновения в глубь картины виртуозное соотношение тонов становится все мягче и деликатнее. Благодаря этому и фигура молочницы оказывается погруженной в световую среду, которая как бы обтекает ее со всех сторон. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Эти краски еще раз выступают в нижней части картины — зеленая скатерть, коричнево-красный кувшин, синий платок на столе.
Разбросанный на столе натюрморт помещен Вермеером в полосу наиболее яркого освещения: свет играет отблесками на ноздреватых кусках хлеба, на лежащей в коричнево-желтой корзине шершавой булке, на гладкой и блестящей поверхности кувшинов, на медленно стекающем густом молоке. Яркие краски кажутся чистыми, но в действительности они обладают сложными, необычайно точно найденными оттенками, с безошибочностью гения решает Вермеер сложные живописные задачи. Так, он помещает рядом три предмета, отличающиеся по фактуре и окрашенные в различные оттенки белого: измятое полотно чепца, пористая штукатурка стены и голубоватые изразцы по ее нижнему краю. Сотни градаций цвета, не теряя собственного качества, в тенях становятся темнее, а это означает, что у дельфтского мастера тени цветные — они и являются одним из главных достоинств его живописи.
Свои формы Ян Вермеер старается писать ровными, не слишком выпуклыми мазками, словно лепит их из густой, но мягкой податливой массы. Недаром в XX веке его называли "гениальным гончаром".
Завершающей стадией работы над картиной "Служанка с кувшином молока" (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы, в "каплях" пигмента словно дробятся и сверкают световые лучи. Там, где свет скользит по гладкой поверхности предметов легко и свободно, там Вермеер накладывает краску ровным, тонким эмалевым слоем, напоминающим китайский фарфор. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Меняя форму, размер и цвет мазка, Вермеер передавал и фактуру каждого предмета: блеск и твердость глазури, зернистость и рыхлость золотистых хлебцев, удлиненность прутьев плетеной корзинки. Формой мазка он дает даже возможность почувствовать ту замедленность, с которой льется из кувшина струйка густого молока. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века.
Кого писал художник
В центре холста изображена молодая женщина. Ее руки поддерживают тяжелый кувшин. Закатанные по локоть рукава открывают белую кожу выше запястий. Этот контраст с потемневшими от работы руками, а также белый чепец на голове и широкий фартук выдают в девушке служанку. Она наливает молоко в глиняный горшок, вероятно для того, чтобы поставить его в печь для запекания. Чуть приоткрытый рот и наклон головы говорят о старательности и бережном отношении к своему делу. Ее блуза сшита из грубого сукна, но украшена декоративной строчкой. Пуговицы лифа мерцают как жемчужины. Перед нами работница, исполненная достоинства.
О чем говорят детали
Несмотря на лаконичную простоту картины, в ней угадывается, в какое время суток и где происходит действие. Можно заметить, насколько богаты хозяева дома.
Служанка тепло одета. Ее грудь плотно прикрыта, красная юбка из шерсти ложится тяжелыми складками. Она работает в холодном помещении. Некоторые детали подсказывают, что эта комната не всегда была подсобным помещением. Мы видим плитку с голубыми рисунками по нижнему краю стены. Такое обрамление делали для того, чтобы при уборке влажной тряпкой не пачкать стены. Правее окна в углу заметен маленький предмет, похожий на картину. В пустую стену вбиты гвозди. Здесь могла висеть карта или натюрморт. Что-то заставило хозяев поменять назначение комнаты.
На переднем плане холста изображен стол, покрытый скатертью. На нем стоит плетеная хлебница, полная булок, и керамический кувшин. Изящная форма кувшина, украшенного розетками, говорит о том, что эти предметы подготовлены для господского завтрака. Но отнести их в гостиную – забота горничной. А молочнице еще предстоит размочить в молоке кусочки хлеба, горкой лежащие на столе. На ранний час указывает и то обстоятельство, что помещение еще не убрано: за грелкой разбросан мусор.
На заднем плане картины взгляд приковывает сверкающий предмет. Это до блеска начищенная латунная лампа. Ее ухоженный вид говорит о том, что в этом доме не только молочница старательно выполняет свои обязанности. Но есть и другая деталь: выбитое стеклышко в окне. Это свидетельство небрежности прислуги. Она не только не встает рано, чтобы убрать помещение, но и не заботится о сохранности тепла. Но может быть слуг в доме не хватает из-за ограниченности средств хозяев? Но пышный белый хлеб торжествует на переднем плане полотна и опровергает предположение о бедности. Соотношение стоимости хлеба и среднего дохода в Голландии в 17 веке представлены в Таблице 1.
Деньги (гульдены) | Вес хлеба |
1 | 5,3 фунта или 2,6 кг |
30 (средний доход в месяц) | 78 кг (можно купить в месяц) |
1,15 (за весь хлеб в день) | 3 кг (расход в день) |
Для того, чтобы есть белый хлеб ежедневно, дохода в 30 гульденов в месяц было недостаточно.
На картине Вермеера есть предмет, который уже не встретишь в городском доме. Это маленькая грелка. Она представляет собой деревянный ящик, в который вставляли горшок с горячими углями. В крышке просверлены отверстия для выхода тепла. Грелка служила подставкой для ног. Служанка принесла ее на кухню, чтобы сменить остывшие угли, а заодно и погреться самой.
На картине мягкий утренний свет заливает комнату. Но девушка, стоящая боком к окну, и предметы освещены неравномерно. Вермеер использует несколько способов наложения слоев краски для создания ярких акцентов и сложных цветных теней.
Широкими мазками масла прописаны детали под льющимся светом. Это руки служанки, манишка и стена за ее спиной. Уходя в тень, цвета меняют свои оттенки. Синий темнеет в складках фартука и почти обесцвечен на скатерти стола. Белый сияет на чепце, и струйке молока. Стена, темно-серая под висящими предметами, вспыхивает жемчужными бликами в освещенной части. Желтый цвет темнеет на хлебных кругах и корзинах. Эта игра света создает ощущение пространства. Лицо девушки словно вылеплено, а от сверкающей лампы трудно отвести взгляд.
На полотне доминирует 4 цвета:
История скитаний
Очень надеюсь, что в отличие от меня, вы не забыли перелистнуть наш прекрасный календарь (3 экземпляра есть ещё в наличии!). В феврале наш взор ублажает божественная молочница. Единственная молочница, которой домогалось такое сонмище богачей (в их числе и Джон Пирпонт Морган).
Она одета в зимнюю одежду – крепкую, грубо простроченную замшевую курточку, и толстую шерстяную красную юбку. Поверх повязан фартук самого главного для Вермеера цвета – синего ультрамарина, который добывал из исключительно дорогой и к тому же редкой тертой ляпис-лазури.
Во времена Вермеера многие художники, которые не могли себе позволить приобрести ляпис-лазурь, заменяли ее медной лазурью или саксонской синью. Вермеер же любил использовать как раз ультрамарин в самой чистой форме.
Некоторые исследователи считают, что такими дорогими материалами живописца снабжал богатый покровитель Питер Ван Рейвен (Pieter van Ruijven, 1624-1674).
У Вермеера значимо всё – поза, поворот головы, цвет и покрой одежды, предметы интерьера. Те самые детали, которыми отлична его живопись.
Центром картины, соперничающим с женщиной, и забирающим на себя всё внимание, является молоко, льющееся в керамическую ёмкость наподобие жаровни для длительного томления (широкие края указывают на наличие крышки для герметичного закрытия). Мастер превратил, казалось бы, такой незначительный момент повседневной жизни в глубоко поэтическое действие, застывшее во времени.
О хлебе надо сказать отдельно. Высокая влажность не позволяла голландцам самим выращивать пшеницу, поэтому они закупали зерно в Польше, Восточной Пруссии, шведской Померании и Ливонии. В закромах Амстердама, Роттердама и Мидделбурга всегда были большие запасы зерна, защищавшие от колебания цен и перебоев с хлебом. В типичной голландской семье XVII века, по крайней мере, два раза в день ели хлеб, сдобренный сливочным маслом или сыром.
Поскольку ржаной хлеб был основной пищей для людей, цена и качество на него были строго регламентированы. Во избежание недовеса власти назначали контролёров для взвешивания хлебов. Требования в отношении белого хлеба и сдобы были не такие строгие, как для ржаного. С 1497 года для каждого изделия была создана отдельная гильдия. На картине Job Adriaensz Berckheyde (1630-1693) пекарь трубит в рог, оповещая покупателей, что хлеб, булочки и крендельки готовы для продажи.
Скорее всего, хлеб, лежащий перед молочницей, изготовлен в одной из таких пекарен, так как известно, что к концу жизни Вермеера у семьи был накоплен огромный долг главному пекарю Делфта, Хендрику Ван Буйтену (Hendrick van Buyten), коллекционеру полотен мастера.
Однажды Ван Буйтен показывал французскому аристократу Бальтазару де Monconys произведения Вермеера, одно из которых он оценил как в 600 ливров. После смерти художника, он получил еще две картины в качестве погашения долга в размере 600 гульденов. Экономист и историк искусства D.М. Montias считает, что на эту сумму по ценам того времени можно было купить около 8000 фунтов белого хлеба.
Надо так же отметить, глядя на куски хлеба, что Вермеер был предтечей пуантилизма:
Практически в каждом голландском доме были такие грелки для ног. Они написаны бесконечное число раз на картинах с голландскими интерьерами. Вот, например, такие грелки на работах Кирина ван Брекеленкама (1620-1668):
А, может, и значит, так как в то время горничные и служанки были известны своей сексуальной доступностью. Впрочем, некоторые из современников Вермеера вроде Питера де Хоха или Михаэля Свертса (1618-1664) изображали горничных более добродетельными. Например, прекрасный портрет служанки кисти Свертса является редким примером достойного изображения:
Размер картины 45,5 × 41 см
Великий мастер, подаривший миру свой стиль, живописную манеру, особую художническую философию, идеологию. Мягкая колористика, особый дар заставить свет служить себе, особая интимность и теплота. Всё особое.
Он очень тщательно работал над каждым крохотным участком своих картин и легкомысленно относился к фиксированию своего авторства, времени создания и никогда не давал им определенные названия. Это вписывалось в стратегию его полотен. Он приглашал зрителя додумывать написанное исходя из своего жизненного опыта и развития, заканчивать историю, которую он начинал рассказывать на картине.
Представляется, что профессия девушки – дело десятое, гораздо важнее её удивительное чувство собственного достоинства и теплое к ней отношение, которое высказывает художник.
Возможно, такое стремление было первоначально и у Вермеера. Рентгеновское исследование показало, что на задней стене располагалось какое-то сложное изображение, скорее всего, — географическая карта. Но мастер отказался от него, позволив сосредоточиться на фигуре главной героини, на выражении её лица, тщательно прорисованной одежде, складках скатерти и на роскошно выписанном натюрморте.
По материалам fb.ru
Сюжет картины подчеркнуто прост: молодая женщина, служанка, наполняет чашу молоком. На столе, кроме глиняной чаши с двумя ручками, стоит плетеная корзина с хлебом и фарфоровый кувшин. На скатерти лежит несколько кусков разломанной булки, свешивается вниз платок. Из зарешеченного окна падает свет, который разливается на всех предметах и фигуре женщине, ее лице. Белая стена за спиной молочницы под действием света также излучает сияние.
Художник показывает красоту обыденной жизни, прелесть простых хозяйственных забот, быта. В облике служанки читается целомудренность: открытый, чистый лоб, умиротворение на лице, спокойствие и сосредоточенность в движениях. Все, что было связано с молоком и продуктами из него в Голландии того времени приобрело форму некоего священного поклонения. Молочница с картины Вермеера предстает некоей Мадонной с ликом святой, свершающей священнодействие.
Акцент сделан на фигуре женщины, ее сосредоточенном, спокойном лице и тонкой струйке густого молока, льющегося из кувшина. Женщина одета в лимонного цвета блузу с зелеными отворотами рукавов, ярко синий передник и красную юбку. Ее голову украшает белый чепец, под который убраны волосы. Оттенки белого цвета молока, чепца и стены доминирующие в картине, несмотря на яркие тона одежды женщины.
Художник искал средства для выделения фигуры молочницы. Радиологическое исследование показало, что изначально стену за спиной женщины украшала картина, или, возможно, карта. Но мастер убрал ее, чтобы не загромождать полотно деталями, отвлекающими от главного – фигуры женщины.
По материалам xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Ян Вермеер (1632 – 1675) – художник Нидерландов. В голландском искусстве он представлял золотой век наравне с Рембрандтом и Хальсом. Вермеер изображал в своих картинах, главным образом, бытовые сцены с небольшим количеством людей, писал портреты, мастерство в создании впечатления перспективы и освещения довёл до совершенства.
В центре изображена фигура молодой женщины, на фоне пустоты белой стены заднего плана она выглядит очень контрастно, тем более что в её одежде присутствуют яркие краски: ультрамариновый фартук и пурпурная юбка. Женщина занята самым обыденным делом: наливает из глиняного кувшина молоко в чашу с двумя ручками. На её лице выражение спокойствия, умиротворения и сосредоточенности — она занята привычным, повседневным делом.
Черты лица женщины просты, но правильны. Её плотное тело пышет здоровьем, рукава закатаны по локоть, фартук подоткнут, голову покрывает белый чепец. Социальное положение женщины очевидно — служанка, кухарка. При этом вид её исполнен достоинства.
На небольшом столе, покрытом тёмно-голубой скатертью, помимо чаши с молоком, находится корзинка с хлебом, выпечка булочек разной формы и красивый синий кувшин с узорами, о содержимом которого можно только догадываться. Со стола свешивается ярко-синий платок.
Свет, проникающий сквозь зарешеченное окно, делает предметы в комнате и фигуру женщины отчётливыми и яркими. Стена за спиной молочницы, кажется, сама излучает свет. Контраст между фоном и фигурой героини усугубляется белой контурной линией, отделяющей её от стены. Наличие предметов в помещении сведено к минимуму: короб и фонарь на стене, на полу маленький коричневый ящик — предположительно, грелка для ног. Такая композиция была новаторством для своего времени, так как тогда принято было заполнять пространство множеством деталей.
Художник увидел и передал в картине радость в обыденности жизни, приятность повседневных бытовых забот. В молодой женщине чувствуется скромность и строгость, она трудолюбива, знает себе цену и держится с достоинством. От картины веет покоем и тихим счастьем бытия, смотреть на неё отрадно.
Галерею женского портрета продолжает известнейшая картина Вермеера.
Вермеер открывает бесконечную глубину, спрятанную в каждой обыденной вещи. Но при этом в изображенных им вещах не скрывается ничего сверхъестественного – только то, что представляет собой эта вещь. Только молоко. Только плетенка. Только побелка на стене. Только синий фартук служанки. Но глубина – или, лучше сказать, наличность, присутствие этой вещи настолько сильно, настолько ошеломляюще, настолько бытийственно, что каждая вермееровская вещь бесконечно мистична. Мистика заключена не в каком-то ее особом содержании, не в связанной с ней истории, не в романтическом переживании, сопряженном с ней (как это чаще всего бывает у других художников, даже в жанре натюрморта), а в ней самой как таковой. Поразительно, как ему это удается?!
Вермеер был одним из первых европейских художников, обнаруживших, что форма, толщина, направление мазка являются действенными выразительными средствами, передающими тончайшие особенности и нюансы фактуры. Мазки делфтского мастера ювелирно точны и бесконечно разнообразны. Для каждого предмета, для каждой фактуры и поверхности предназначен свой мазок. В свою очередь, фактура предметов делает их тем, что они есть. Своей фактурой они предельно выражают сами себя, и ничего более. Плетенка становится плетенкой, молоко – молоком, а свет – светом. И в этом – чудо живописи Вермеера.
Свет становится светом, и в то же время освещенность создает предметы. Вермеер чувствовал это кожей. Или кистью? Свет в его картинах поразителен тем, что он настоящий, убедительно естественный, глубоко связанный с предметами. Он проявляется как характеристика предметов, вещей – ничего более. Но не так же ли проявляется Бог? Всего лишь как неуловимая одушевленность – и ничего более. Молочница окутана светом и тенями – как иным модусом того же света. Слева ее светлый силуэт выделяется на фоне затененной части стены, а справа ее силуэт темен, и его фоном становится освещенная стена. Продуманный, подчеркнутый контраст (для выразительности темный контур тела обведен тонкой белой линией) помещает фигуру в живую световую среду – она существует! Не так же ли мы видим людей, предметы и вещи – в постоянной, бегучей перекличке теней? Не будь этой беготни освещений, на которую мы не обращаем внимания, что бы мы увидели? Вермеер предпочел во всем видеть важнейшее – жизнь света.
Вермеер Ян Делфтский (барокко)
Середина 17-го столетия - это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы. Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода. Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.
Вермеер - одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни "Делфтским сфинксом", и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.
Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.
Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался "для себя". Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).
О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения. Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано. Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.
Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.
Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, - бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.
К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.
И все же Вермеер - это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера - небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.
Дама и ее служанка (1667)
Бытовая картинка, видно, подсмотренная как-нибудь художником. Молодая женщина, одетая в роскошный домашний халат, отделанный горностаем, пишет письмо. Перед ней стоит служанка, она выслушивает указание хозяйки куда и как отнести это письмо. С большим мастерством художник изображает одежду женщин, сдвинувшуюся складками синюю скатерть, письменные приборы. Чувствуется, что Вермееру нравится выписывать эти простые, но так необходимые в жизни предметы.
Дама за мюзеларом (ок.1672)
Еще одна картинка из жизни голландцев. Молодая женщина в роскошном домашнем платье музицирует, сидя за мюзеларом (фламандский клавишный инструмент). Перед ней ноты, на крышке мюзелара картина. Рядом стоит контрабас - здесь любят музыку. Женщина играет, вдруг в комнату кто-то вошел, и она повернула голову к вошедшему Картина написана в сочетании холодных фиолетово-голубых и теплых коричнево-бежевых тонов.
Девушка, читающая письмо у открытого окна (1657)
Как и на других полотнах голландских живописцев здесь почти ничего не происходит. Хрупкая девушка стоит у окна и читает письмо. Вермеер вообще любил изображать одинокие женские фигуры в интерьере и часто использовал для этого комнаты своего дома. Как и в этой картине, как и в некоторых других, можно узнать одну и ту же обстановку: обитые кожей стулья с высокой спинкой, стол, покрытый тяжелой ковровой скатертью, и, безусловно, открытое окно. Вермеера никогда не смущала обыденность мотива, напротив, под его кистью она обретала некий поэтический смысл. На первый взгляд может показаться, что подсмотренная художником сцена случайна. Сдвинутая вправо занавесь подчеркивает это впечатление. На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет. Насыщенные цвета - желтый, малиновый, серебристый, золотистый - придают работе значительность, неповторимость.
Но главным выразительным средством художника, бесспорно, является свет. В его картинах он потоками струится из открытого окна, наполняет воздухом комнату, усиливая звучание цвета одежд и тканей - это придает картинам Вермеера особую атмосферу.
Девушка с жемчужной серьгой
Перед нами портрет юной девушки, обернувшейся к зрителю.У нее прелестное лицо, полураскрытые губы, яркие глаза, выделяющиеся на юном невинном лице. На голове девушки искусно завязанный сине-желтый шарф, полностью закрывший прическу. В ухе ее жемчужная серьга. блеск которой перекликается с блеском выразительных глаз девушки. Пожалуй, это одна из самых известных картин Вермеера.
Географ (1669)
Перед нами ученый-географ, составляет карту местности. В руке у него циркуль, другой рукой опирается на книгу, лежащую на столе. А может быть, он не карту составляет, а определяет расстояние от одного города до другого? Он поднял голову от стола, задумался. Обстановка комнаты сугубо рабочая - это, конечно, кабинет, место для работы ученого. Стол покрыт ковровой узорчатой скатертью, сдвинутой в данный момент на край. На столе лежит большая карта или лист ватмана. В углу шкаф, на котором стоит глобус. Солнечный луч, поступающий сквозь окно, освещает разбросанные на полу рулоны ватмана. Художник не стремится изобразить что-то глобальное, какое-то великое историческое событие. Его привлекают вот такие простые, бесхитростные сценки из жизни буржуа.
Кавалер, угощающий даму вином (1660-1661)
Перед нами, вероятно, маленький кабачок. В нем двое - кавалер и дама. Кавалер в зеленом плаще, в черной шляпе угощает даму вином из белого кувшина. Молодая женщина в розовом вышитом узорами платье, в бело-голубом чепце пьет вино, бокал уже пуст. Кавалер с улыбкой поощряет подругу, предлагая повторить. Однако, сам не пьет. Обстановка в комнате достаточно скромная. Стол, привычно для Вермеера, накрыт ковровой скатертью. Здесь же деревянные стулья, в углу скамья. На синей гладкой стене зеркало в золоченой раме. Открытое окно с витражом. Пол в шахматную клетку дополняет картину.
Леди и два джентльмена (1659)
Вермеер любил изображать разные сцены в одной и той же комнате, с одними атрибутами, а также приглашал для натуры одних и тех же людей. Вот и сейчас действие происходит в том же кабачке, где кавалер угощал вином даму. И эта картина по сюжету схожа. То же окно с витражом, тот же шахматный пол,та же стена, хотя вместо зеркала на стене картина. А в центре на стуле снова девушка, но другая, одета в красное атласное платье. Перед ней склонился с улыбкой восхищения красотой девушки молодой человек. Он также угощает ее вином, уже вложив бокал в руку, а чтобы она не отставила его, придерживает ее руку своей. Кавалер настойчиво уговаривает девушку выпить, а она с улыбкой смущения отвернула лицо, явно польщенная его словами и вниманием. И кажется, что смущение ее несколько нарочито. А в углу за столом сидит второй мужчина, оперевшись щекой на руку. Перед ним знакомый белый кувшин с вином. Он явно скучает, он уже столько повидал таких интрижек своего приятеля! Ему уже смертельно хочется домой, хочется к жене и отдыхать. Картина написана давно, но кажется, что это происходит в наши дни.
Маленькая улочка в Дельфте (1632)
"Уличка" - типичный уголок старого голландского города. Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков - кажется, что только стоит открыть ставни и заглянуть в окна, как мы увидим тех же дам, кавалеров и служанок, что мы видим в жанровых сценах Вермеера.
Вид Дельфта (1661)
В панораме Дельфта солнечный свет предстает во всем своем природном разнообразии: в лучах, пробивающихся сквозь облака, в отражениях на воде, в бликующей поверхности мокрых от дождя зданий. В этом сиянии город не теряет своей реалистичности и остается обителью тех мыслей и чувств, которые выражал своим искусством Ян Вермеер.
Дама, стоящая у спинета (1670)
Диана и нимфы
Христос у Марии и Марфы
Художник в мастерской (1665)
Концерт (ок.1665-1666)
Кружевница
Молочница (1658)
Сплетник (1661)
У сводни (1656)
Женщина с жемчужным ожерельем (1664)
Читайте также: