Национальная гордость Австрии, музыкальный гений, императорский и королевский капельмейстер Моцарт не удостоился после своей смерти ни отдельной могилы, ни креста. Вскрытие ему так и не сделали, похоронили в спешке. А газеты писали, что он был отравлен. Но достоверных подтверждений причины гибели композитора никто так и не предоставил. С тех пор до наших дней плетется длинный шлейф догадок и версий о подлинных причинах смерти Моцарта.
Рожденный для великих подвигов
Вольфганг Амадей Моцарт, быстро и удивительно просто оказавшийся в числе музыкальных гениев XVIII столетия, родился в австрийском городке Зальцбурге 27 января 1756 года, в воскресенье. По всем приметам новорожденного ожидала фантастически удачная судьба. Он был младшим, седьмым ребенком придворного композитора Леопольда Моцарта и его жены Анны Марии, которая также была из музыкальной семьи. Свой музыкальный талант он понемногу унаследовал от каждого родителя.
Заниматься музыкой Вольфганг начал в два с половиной года, и в три года он уже играл на клавесине различные мелодии, в пять мог смело считаться выдающимся исполнителем, а в шесть и вовсе начал сочинять собственную музыку. К восьми годам Моцарт создал три симфонии, а в четырнадцать стал академиком самой престижной в Европе Болонской музыкальной академии. Он посвятил всю свою жизнь музыке, он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.
Суд, опоздавший на 200 лет
Самая распространенная и, пожалуй, правдоподобная версия возникла уже через сорок лет после смерти великого мастера: Моцарта отравил выдающийся музыкальный педагог Сальери. Почвой для подобной версии стал тот факт, что, умирая, уже будучи в бреду, Сальери прошептал, что отравил Моцарта, а после даже пытался перерезать себе горло бритвой. Самоубийцей он так и не стал, но более чем на двести лет закрепил за собой славу убийцы.
На копии документа из канцелярии венского собора Святого Стефана, места, где отпевали композитора, официальный диагноз: острая просовидная лихорадка. Для XVIII это обычное инфекционное заболевание, сопровождавшееся сыпью, жаром, ознобом.
Но в деле учитываются еще и воспоминания жены Моцарта, Констанци,— мол, муж знал, что умирает от яда. А сын утверждал, что тело у отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью.
Но если Моцарт и был отравлен, то едва ли обвиняемым Сальери. Самый веский довод защиты: будь Антонио Сальери патологическим завистником, то он бы стал причиной смерти и других великих композиторов, его учеников: Бетховена, Листа, Шуберта. Более того, если Сальери злодей, то зачем же Констанца, вдова Моцарта, попросила его позже стать учителем их сына Франца?
Месть тайного общества
Считается, что Моцарт похоронен на центральном кладбище Вены, а его могила расположена на так называемой аллее композиторов рядом с могилами Бетховена, Брамса и Штрауса. На самом же деле точное место его захоронения неизвестно. По законам того времени хоронить умершего необходимо было через сорок восемь часов после смерти. Церемония состоялась в дождливую погоду и была спешной, за гробом шли лишь несколько человек. Даже жена Моцарта, сославшись на болезнь, не присутствовала на похоронах. Позже она пришла на кладбище, но не обнаружила могилы мужа. Тело первого композитора Европы почему-то опустили в общую могилу вместе с безвестными.
План кладбища с описанием имен и мест захоронения нашли лишь в 1859 году, через семьдесят лет после смерти Моцарта. Тогда же и решили, что он похоронен где-то здесь. На аллее композиторов установили надгробие в виде обломанной античной колонны. В этом памятнике масоны и выдают себя, ведь это символ насильственной смерти брата масона.
Долгожданное заключение суда
В столице Моцарт жил в четырнадцати квартирах, и почти в каждой сегодня музей. В них можно увидеть многочисленные рукописи, посмертную маску и сотни портретов, таких же разных, как и домыслы о причинах его смерти.
Материалы дела этого процесса больше напоминали медицинскую карту, усеянную справками, а диагноз-вердикт снял обвинения как с Сальери, так и с масонов. Так восторжествовала первоначальная официальная версия.
Так часто бывает: умирает звезда, и все отказываются верить в ее естественную смерть, придумывая красивые и захватывающие версии ее гибели…
До наших дней дошла история могильщика Йосефа Ротмаера, одного из немногих свидетелей моцартовских похорон. Через много лет после погребения композитора, Ротмаер откопал череп Моцарта и пытался продать его как реликвию. В XIX веке череп исследовали австрийские анатомы, а позже он оказался у масонов, которые употребляли его в устрашающих обрядах. По черепу Моцарта пытались даже вывести формулу гениальности композитора. А вот доказать, что череп действительно принадлежал великому композитору, решили совсем недавно.
Ученые достали с кладбища Святого Себастьяна в Зальцбурге останки родных Моцарта, чтобы сравнить их ДНК с ДНК черепа. Позже выяснилось, что сделали это они напрасно. Ведь достаточно было тщательно исследовать сам череп. В университете судебной медицины Инсбрука черепу Моцарта вынесли вердикт: форма округлая, характерная для жителя Южной Германии, принадлежал маленькому человеку в возрасте от 25 до 40 лет, объем черепной коробки сравнительно большой, но вот главная деталь: этот череп — женский .
Этот череп был почти сорок лет гордостью дома-музея в Зальцбурге. Вот так, не разобравшись, его выставляли бесценным экспонатом. И все благодаря находчивому авантюристу, решившему некогда подзаработать.
«Музыка Моцарта особенным образом скрывает свою тайну в тех местах, где она звучит наиболее прекрасно, но именно там ее труднее всего понять.
Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.
Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии. Существуют версии о значительно более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров и гильдий каменщиков XIII века.
Идеология и символика
Представление о Боге как о некоей абстрактной первопричине сущего - один из основополагающих принципов масонов. Исходя из этого, масонские авторы записывают в свои ряды многих великих светил древности: Раму, Заратустру, Кришну, Конфуция, Будду, Моисея, Магомета, Иисуса Христа.
Девиз масонства – Свобода, Равенство и Братство.
Главная задача братства - построение символического Храма – Храма Духа, Храма Человечности.
Масонские ложи использовали особый символический язык, так как основы масонского искусства не подлежали разглашению, было запрещено заносить их на бумагу.
От средневековых братств каменщиков масонские
"Ковер" - набор символических ложи унаследовали свою первоначальную изображений в ложе. организационную структуру (ученик – подмастерье
- мастер) и атрибуты (фартук, перчатки, отвес, циркуль, строительная лопатка).
• Вера в Бога для каждого масона, как фундаментальное для масонства требование, и наличие в ложе Священной Книги (или нескольких), напр. Библия, Тора, Коран в соответствии с верой присутствующих, принесение обязательств перед нею.
• Исключение религиозных и политических вопросов из масонских собраний.
• Допуск к членству только мужчин.
Как становятся масонами и масонские степени
Кандидат подтверждает свою веру в Бога, Высшее Бытие. Кандидат должен быть зрелого возраста (в большинстве Великих Лож мира - не менее 21 года), принять решение стать масоном по собственной воле, иметь хорошую репутацию. Инициатива по поводу принятия в члены ложи должна исходить от кандидата. Для вступления в ложу нужны рекомендации ее действительных членов. В некоторых ложах требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза. При вступлении кандидат приносит обязательство перед Священной Книгой той веры, которую он исповедует, и которая воплощает Откровение свыше его веры, это может быть Библия, Коран, Тора и др.
О ритуале посвящения
Кандидата в масоны в начале обряда заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, обстановка которой соответствует названию, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят еще раз подтвердить свою веру в Бога.
Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала.
Фартук - один из главных символов в идеологии ранних
Масонский фартук масонов, а также атрибут масонских регалий и Масон в фартуке ритуальный предмет. Изначально это фартук строителя
(вольного каменщика) - крайне незатейливый и лишенный всяческих украшений. Позже был заменен на белую овечью шкуру (белый кожаный фартук), каковым и является до сегодняшних дней. Каждый посвященный в масоны получает фартук, который он должен носить в ложе.
Основное содержание масонской нравственно-этической и философской системы содержится в трех основных степенях или градусах: Ученика, Подмастерья, Мастера. Человек, вступающий в ложу, последовательно проходит эти степени, как правило, с определенным промежутком времени между присвоением каждой из них.
Базовые элементы нравственно-этической системы масонства содержатся в 1-й степени - степени Ученика, внимание посвящаемого обращается на необходимость углубленного самопознания, саморазвития и самосовершенствования, работы над собой и своими недостатками.
Во 2-й степени – степени Подмастерья внимание посвящаемого обращается на окружающий мир, философию его восприятия, активность в нем, данная степень обращается к разуму человека.
Наиболее важная и драматическая 3-я степень – степень Мастера -
посвящена тематике смерти, ее основой является история о смерти
Мастера Хирама - легендарного руководителя строительством Храма
Соломона, убитого тремя подмастерьями, недовольными их положением среди строителей Храма.
Сертификат (диплом) мастера-масона. Подобные документы выдавались после возвышения члена ложи в 3-ю степень.
2. Связь Моцарта с масонским движением
Наряду с версией об отравлении Моцарта итальянским композитором Антонио Сальери, существует и другая версия: открытая постановка мистериальной оперы послужила поводом для физического устранения композитора масонами.
Вот как об этом рассуждает А. Демидов:
«Это очень спорный вопрос. В 1784 г. – год принятия Моцарта в масоны – учреждается Великая Ложа Австрии, которой подчиняются 45 лож в самой Австрии и на подвластных ей территориях. Однако в 1786 г. император Иосиф Второй запрещает все ложи, кроме трех в Бельгии – Австрийских Нидерландах; через год запрещаются и эти ложи. Император Франц Второй в 1793 и 1801 гг. издает запреты на деятельность масонских лож в Австрии и ее владениях. Конечно, могущественный Орден франкмасонов не испугался бы гонений Иосифа Второго, которого уже более года как не было на свете. Франкмасоны – к последним тоже принадлежал композитор – сами держали в страхе всех правителей Европы. Наивно утверждать, что масоны не могли отравить Моцарта, так как боялись репрессий. Другое дело – было ли им это нужно?
Легенда об отравлении Моцарта композитором-соперником А. Сальери, как говорится, стара как мир. Но и версия о мести масонов тоже очень давняя. Вот как о ней повествует Марина Каминская .
Существует также версия, что когда Моцарт говорил, что отравлен и момент его смерти точно рассчитан, то имел в виду как раз масонские знаки.
21-3=18. Простая арифметика. Но что за результат!
Но рассматривают и такую версию: Моцарт разгневал религиозных фанатиков. Архиепископ венский или кто-то из верных его людей вовлекают в заговор Сальери, в симпатиях к тайным обществам незамеченного, тот прибегает к помощи Штуппаха и Зюсмайера. Один готовит яд, другой – травит, поскольку на правах ученика свободно появляется в доме Моцарта в любое время.
Может ли быть, что череда этих солнечно -меркурианских чисел – невероятное совпадение?
Как бы отвечая М. Каминской, скажем, что, конечно, может. Но не заметить этого удивительного совпадения невозможно.
Основная тема оперы – выход из духовной тьмы в свет через посвящение – является ключевой идеей вольных каменщиков. Символизм оперы, вне всякого сомнения, связан с ритуалом инициации в масонстве.
Обращение авторов к образу Зороастра (Зарастро в опере) не является случайным. Их привлекла не только популярность Зороастра как древнего мудреца, философа, или мага и астролога.
В своей проповеди Заратустра (Зороастр) отделил добро и зло как две
Николай Рерих. Заратустра. изначально существующие в мире природы не имеющие между собой ничего общего, призвал следовать добру и отвергать зло. Согласно поздним вавилонским легендам, Зороастр, по-видимому, был одним из первых каменщиков и строителем знаменитой Вавилонской башни. Возможно, именно поэтому фигура Зороастра стала для масонов воплощением совершенного человека, глубокого мудреца и магистра каменщиков.
Три аккорда (трезвучия Es – с – Es, тональностей с тремя бемолями!) звучат в начале увертюры как три сильные удара в дверь, с которых начинается посвящение в степень Ученика. В центральной (6-й) картине, предшествующей испытаниям героев, такие же три аккорда звучат трижды (3х3).
Призыв Папагено к продолжению испытаний тоже строится на троекратном повторении трёх трубных звуков (разговорная интермедия между сценами №17 и №18): вновь 3х3.
В заключительной сцене, представляющей солнечный храм (тональность Es – dur), Зарастро стоит на возвышении, Памина и Тамино – по обе стороны от него. Вновь треугольник с его символическими смыслами (неразрывная связь духа, души и тела, аллегория Божественной Троицы, и т. п. )
На протяжении всей оперы противопоставляются Свет и Тьма: и на уровне сценографии (ремарки авторов), и на уровне музыкальной драматургии (ладо-гармонические средства, динамические и тембровые краски). Свет – это царство Зарастро, царство мудрости и истины, тьма – царство Царицы ночи, тёмных сил, а также тьма невежества, непросвященной души, блуждающей в потемках. Опера символически воссоздает такой элемент посвящения как вход новичка из темного в ярко освященное помещение. Эффект усиливается использованием повязки на глаза, в опере – покрывала для Тамино, Папагено и Памины.
Тональная сфера Царицы точи тоже преимущественно мажораная: B – dur и F – dur. Но в те моменты, когда проявляется демоническая сущность её самой и её свиты, происходит переход в минор с активным использованием уменьшенных септаккордов и других диссонансов: например, окончание Арии мщенья Царицы ночи в d – moll (клятва богам мщенья) или сцена в финале оперы, в которой её приближённые, стоя на коленях, провозглашают власть Царицы, после чего все проваливаются, – в c – moll. Разумеется, этот ряд тоже может быть продолжен.
Один из главных пунктов масонской клятвы – обещание хранить тайну. Вспомним, что строительные ложи использовали особый символический язык именно потому, что основы масонские тайны не подлежали разглашению, было запрещено заносить их на бумагу.
1) о волшебной флейте (сообщение трех дам, сцена №5),
2) о чудесных колокольчиках (они же, сцена №5),
3) о трех мальчиках – добрых духах (те же дамы, сцена №5),
4) об условиях Посвящения (тема Жреца, сцена №8),
5) об истинной сущности властелина Света Зарастро (хор жрецов, сцена №8),
6) о Посвященных (марш жрецов, №9 - безмолвное повествование чисто музыкально- сценическими средствами, как знак неизреченной тайны),
7) о смерти, неизбежной для тех, кто не выдержит испытаний (жрецы, сцена №11),
8) о рассвете новой жизни, наступающем для Посвященных (три мальчика, сцена №21).
Вывод: масонские символы в опере представлены прежде всего числовой символикой, а также появлением на сцене масонских атрибутов, знаков, элементов ритуала. Моцарт гениально отображает важные элементы масонских ритуалов и масонского мировоззрения средствами своего композиторского стиля.
4. Масонские символы в других сочинениях Моцарта
По словам Е. Чигарёвой, количество ми-бемоль-мажорных, до-минорных и до-мажорных произведений, созданных Моцартом в последнее венское десятилетие его жизни, поражает: это почти треть всего сочиненного в эти годы, причем в Ми-бемоль мажоре - около тридцати (6). Вряд ли можно сомневаться, что эти три тональности обладают определенным значением.
Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Монахова Марина Владимировна
Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Монахова Марина Владимировна
1 Hill C., Cotte R.J.V Masonic music / C. Hill, R.J.V Cotte // The New Grove Dictionary of Music
and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
заданном, соответствующем строфике популярных гимнов, метре.
На фоне столь обширной панорамы профессиональной музыки, так или иначе связанной с масонством, имя Моцарта стоит особняком, а интерес к его личности повышен. Среди композиторов первой величины лишь Моцарт безусловно принадлежал к Ордену и создал внушительное количество произведений специально для использования в масонских собраниях и ритуалах. Не вызывает сомнений предназначенность приблизительно десятка произведений моцартовского наследия для исполнения в ложе.
В сотрудничестве с Эммануэлем Шика-недером Моцарт создал шедевр, проблематика содержания, символики и стиля кото-
Как видно, произведения, созданные Моцартом для Ордена, при всей своей относительной немногочисленности охватывают внушительный круг инструментальных и вокальных жанров.
4 Hill С., Cotte R.J.V Masonic music / С. Hill, R.J.V Cotte // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
сонскими идеями, представляется немыслимым.
Сложность и многомерность классического стиля объясняет попытки авторов сформировать классификационные и типологические подходы с целью систематизации феноменов и проявления интрастилевых закономерностей. Этим же обстоятельством обусловлены значительные различия в выборе критериев систематизации, а также частое отнесение к одной категории разнопорядковых явлений. Такие классификации предлага-
5 Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика / Л. Кириллина. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1996.; Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л. Кириллина. — М.: Композитор, 2007. — Ч. 2. 3.
6 Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века / П. Луцкер, И. Сусидко. — М.: Классика-XXI, 2004. - Ч. 2.
7 Чигарёва Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени / Е. Чигарёва. — М.: УРСС, 2001.
8 Шушкова О. Раннеклассическая музыка: Эстетика. Стилевые особенности. Музыкальная
форма / О. Шушкова. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002.
Признают ли авторы приведенных систематик специфику масонской музыки и какое место отводят ей в выстроенных ими картинах?
9 Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века: Поэтика и стилистика / Л. Кириллина. — М.: Композитор, 2007. — Ч. 3. — С. 7.
Все авторы, целенаправленно обращавшиеся к изучению масонского наследия Моцарта, единодушно отмечали стиле-
10 Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л. Кириллина. — М.: Композитор, 2007. — Ч. 2. — С. 218.
11 Там же, с. 216-217.
12 Thomson K. The Masonic Thread in Mozart / K Thomson. — London: Lawrence and Wishart, 1977; Nettl P. Musik und Freimaurerei: Mozart und die Königliche Kunst / P. Nettl. — Esslinger: Bechtle Verlag, 1956; Thomson K. Mozart and Freemasonry / K Thomson // Music & Letters. - 1976. - Vol. 57. -№ 1.; Nettl P. Mozart and masonry / P. Nettl. - New York: Philosophical Library, 1957.
13 Цит. по: Чигарёва Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени / Е. Чигарёва. — М.:
14 Цит. по: Чигарёва Е.: Широкова В. Формульный тематизм в инструментальной музыке Моцарта / В. Широкова // Форма и стиль. — Л.: Ленинград. гос. консерватория, 1990. — Ч. 2.
15 Nettl P. Musik und Freimaurerei: Mozart und die Königliche Kunst / P. Nettl. — Esslinger: Bechtle Verlag, 1956.
16 Nettl P. Mozart and masonry / P. Nettl. - New York: Philosophical Library, 1957.
20 Thomson K. Mozart and Freemasonry / K Thomson // Music & Letters. - 1976. — Vol. 57. — № 1.
21 Thomson K. The Masonic Thread in Mozart / K. Thomson. — London: Lawrence and Wishart, 1977.
22 Thomson K. Mozart and Freemasonry / K Thomson // Music & Letters. — 1976. — Vol. 57. — № 1. — P. 33—34.
царта и, конечно, его собственных опусов. Исследователь подчеркивает, что система масонских знаков была единой, и «Моцарт не изобретал музыкальную символику, связанную с масонством, но развивал и преобразовывал ее, наделяя более глубо-
24 Там же, с. 42—43.
25 Широкова В. Указ. соч. — Ч. 2.
29 Там же, с. 101.
30 Там же, с. 101.
31 Чигарёва Е. Указ. соч.
32 Там же, с. 192.
33 Там же, с. 183.
ву: «Думается, для понимания семантики музыкального языка Моцарта это (масонский музыкальный комплекс — М. М.) важнее, чем те краткие формулы — так называемые масонские фигуры, о которых речь
Осмысление изложенных наблюдений и идей подводит к формулированию органичного для масонской музыки аналитического метода: определяющим семантическим фактором является характерный жанровый сплав; отдельные элементы музыкального языка могут быть интерпретированы согласно системе, предложенной К. Томсон, при условии их звучания в названном жанровом контексте.
34 Там же, с. 195.
В связи с приведенной вышесформу-лированной К. Томсон системой соответствий элементов музыкальной речи понятиям из области масонской идеологии встает вопрос: насколько позволительно подходить к интерпретации смысловых единиц музыкального языка так прямолинейно? По сути, К. Томсон создает некую аналогию системе риторических фигур, сложившуюся и достигшую расцвета в эпоху барокко. Некоторая апелляция к приемам музыкальной риторики логична и оправдана в контексте масонской музыки: воплощая в сочинениях для Ордена основные идеи масонского учения, создавая, в отличие от подавляющего большинства композиторов, сочинения не прикладные, но концептуальные, Моцарт неизбежно занимал позицию оратора, характерную для музыки предшествующей эпохи и, по сути, породившую систему средств музыкальной риторики. Однако последовательное применение данного подхода к музыке Моцарта мы полагаем анахроничным: к 1780-м годам принципы жесткого соответствия определенной музыкальной формулы и конкретного вербализованного понятия (система музыкально-риторических фигур) уходят в прошлое, вступают в противоречие с логикой построения классицистских произведений, в особенности инструментальных. В единственном отечественном исследовании, специально посвященном проблеме риторики в западноевропейской музыке XVII — первой половины XVIII века, читаем: «Во второй половине XVIII в. наблюдается окончательное расхождение между теорией и практикой музыкальной риторики. В практике происходит усвоение и дальнейшее развитие приемов, родственных
Иными словами, мы настаиваем на исторически оправданных методах анализа масонской музыки Моцарта, которые в конструировании смыслов опираются на имманентно-музыкальные закономерности строения произведений и предполагают использование приемов, акцентирующих внимание на отдельных особых компонентах текста (если речь идет о музыке со словом), подчеркивая их значимость, но не способствуя прямой передаче содержания.
Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: Принципы, приемы. — М.: Музыка, 1983. — 77 с.
Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века: Самосознание эпохи и музыкальная практика. — М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1996. — 192 с.
Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л. Кириллина. — М.: Композитор, 2007. — Ч. 2. — 224 с.
Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века: Поэтика и стилистика / Л. Кириллина. — М.: Композитор, 2007. — Ч. 3. — 376 с.
Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века / П.В. Луцкер, И.П. Сусидко. — М.: Классика-^!, 2004. — Ч. 2. — 786 с.
35 Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: Принципы, приемы / О. Захарова. — М.: Музыка, 1983. — С. 20.
Чигарёва Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. — М.: УРСС, 2001. — 279 с.
Широкова В. Формульный тематизм в инструментальной музыке Моцарта // Форма и стиль. — Л.: Ленинград. гос. консерватория, 1990. - Ч. 2. - С. 72-108.
Hi// C, Cotte R.J.V. Masonic music / C. Hill, R.J.V Cotte // The New Grove Dictionary of
Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
NettlP. Mozart and masonry / P. Nettl. - New York: Philosophical Library, 1957. — 150 p.
Nettl P. Musik und Freimaurerei: Mozart und die Königliche Kunst / P. Nettl. — Esslinger: Becht-le Verlag, 1956. — 190 s.
Thomson K Mozart and Freemasonry / K Thomson // Music & Letters. — 1976. — Vol. 57. — № 1. — P. 25—46.
Thomson K. The Masonic Thread in Mozart / K. Thomson. — London: Lawrence and Wishart, 1977. — 207 p.
За последние семь лет своей жизни Вольфганг Амадей Моцарт был Мейсон . Масонская порядок играет важную роль в его жизни и творчестве.
содержание
лож Моцарта
По крайней мере, насколько выживание масонских документов могут сказать нам, Моцарт был хорошо расценен его коллеги масонов. Многие из его друзей были масонами.
Во время своего визита в Вену в 1785 году, отец Моцарта Леопольд и стал масоном.
Масонская идеология и масонская музыка
Положение Моцарта в масонском движении, в соответствии с Мейнард Соломоном , лежавшим с рационалистическим, вдохновленным Просвещением членства, в отличие от тех членов , ориентированных на мистику и оккультизм. Рационалист фракция идентифицируется Katharine Томсон как иллюминаты , в masonically вдохновил группу , которая была основана баварским профессором канонического права Адама Weishaupt , который был также другом Моцарта. Иллюминаты обрученной вдохновленную Просвещением, гуманистические взгляды , предложенные французскими просветителями Жан-Жак Руссо и Дени Дидро . Например, иллюминаты утверждал , что социальный статус не совпадало с благородством духа, но что люди непритязательного класса может быть благородным духом так же , как благородно рожденного может быть подлым. Эта точка зрения представляется в операх Моцарта; например, в Женитьба Фигаро , опера по пьесе Пьера Бомарше (другой масон), низкий рожденный Figaro героя и граф Альмавива хам.
Музыка масонов содержатся музыкальные фразы и формы , которые проводятся определенные знаковые значения. Например, масонская церемония посвящения началась с кандидатом стучит три раза в двери , чтобы попросить допуск. Это выражается в музыкальном виде пунктирной фигуры:
Эта цифра появляется в опере Моцарта Волшебная флейта в увертюре, что указывает на открытие масонского посвящения. По словам Кэтрин Томсон, есть много других примеров конкретных музыкальных символов , взятых из масонских обрядов , которые появляются на протяжении композиций Моцарта. Они включают в себя использование суспензий , чтобы указать , дружбу и братство, использование трех частей гармонии , чтобы подчеркнуть особое значение числа три в масонстве, а также специальные ритмы и гармония , чтобы показать силу духа и другие атрибуты.
Список композиций масонских Моцарта
Ниже приведен список из сохранившихся работ, что Моцарт написал для выступления на собраниях масонов.
История и музыка его оперы Волшебная флейта также считается иметь сильные масонские влияния.
Список коллег масоны
Ниже приведен неполный список членов семьи, меценатов и коллег, которые были масонами.
Йозеф Гайдн - друг и коллега (присутствовал только один встреча)
Джозеф Lange - брат-в-законе жены Моцарта
Принц Лихновским - друг и покровитель
Леопольд Моцарт - отец
Михаэль фон Puchberg - друг и кредитор
Готфрид ван Свитен - покровитель
Анджело Солиман - Royal Слуга и масонский лидер
Антон Стадлер - друг и коллега (кларнет)
Отто Генрих фон Gemmingen-Хорнберг - друг, брат и основатель Wohltätigkeit (Милосердие) Lodge
Emanuel Шиканедер - либреттист Волшебная флейта
Дед Моцарта Иоганн Георг, переплетчик, был поднят среди расширенной семьи Моцарта в Аугсбурге, в доме собственного деда Иоганна Давид Моцарт. Давид и его дети были выдающиеся архитекторы и мастера оперативно (суда) каменщики гильдии Аугсбурга (в противоположность спекулятивных масонов). Но близкие сродства между оперативным и спекулятивным существовал в этот период.