Незаполненные или заполненные паразитарными включениями паузы в речи
Повторим мысль Выготского: зарождению речи всегда предшествует мотив. Это то, ради чего мы строим свое высказывание. Иногда мотив очевиден: мы испытываем голод и просим бабушку (или маму) нас покормить; у нас на лекции не пишет ручка и мы просим у соседа одолжить ручку или карандаш. Однако иногда мотив не только не очевиден, но и не ясен самому автору речи. Некоторые наши высказывания (как, впрочем, и некоторые наши поступки) мы не можем объяснить самим себе. Мы торопимся высказать свое мнение, а потом жалеем о содеянном; нам кажется, что мы режем правду-матку, а на самом-то деле мы стараемся показать себя; мы выкрикиваем на лекции, пытаясь уточнить мысль преподавателя, а настоящим мотивом нашего высказывания является расположение симпатичной блондинки на соседнем ряду и т, д. и т. п.
Женщина говорит своей подруге комплимент, а у той почему-то портится настроение. Подобную ситуацию можно проанализировать анекдотом.
- Мой муж обычно закуривает только после хорошего обеда.
- Ну, две-три сигареты в год ему не повредят.
Но даже если мы не осознаем, зачем мы продуцируем речь, мотив у нашего дискурса всегда есть; он становится пусковым механизмом, толчком к началу любой речи.
Мотив формирует в нашем языковом сознании коммуникативное намерение - готовность к речепорождению, к коммуникативным действиям. На этой первичной стадии формирования речи происходит настрой на ту или иную социально-коммуникативную ситуацию (болтовни или разговора по душам, комплимента или ссоры, светского общения или публичного выступления и т. д.), ту или иную модальность общения (конфликтную, центрированную, кооперативную). Именно на этом этапе у говорящего появляется - пока еще смутная - общая цель (интенция, иллокуция) высказывания.
казать, что внутренние органы предартикуляции, обеспечивающие воздушным потоком речепроизводство, и собственные (аутогенные) колебания голосовых связок, - эти органы активизируются я занимают определенное положение до момента произнесения. Изменения, которые демонстрируют органы артикуляции человека, который собирается вступить в коммуникацию, предопределены конкретной ситуацией речевого взаимодействия.
Особо укажем на жанровый характер этой первичной стадии речевого мышления человека. Во второй части нашей книги мы будем рассказывать о теории речевых жанров, создателем которой был М. М. Бахтин. Представление о речевом жанре - вербальном оформлении типичных ситуаций социального взаимодействия людей - присутствует в сознании говорящего в виде Готового сценария (фрейма), по которому он готов строить свою речь (текст). Интонационный настрой на тот или иной жанр — вот, что показывают эксперименты Н. И. Жинкина. В момент формирования целостного речевого произведения (дискурса) мы уже на первичных стадиях внутренней речи настраиваем себя на ту или иную ситуацию общения, на конкретный речевой жанр.
Дальше начинается формирование смыслового (семантического) наполнения высказывания. Здесь еще нет элементов национального языка. В невербальном коде образов и схем, который Н. И. Жинкин назвал универсально-предметным кодом (УПК), вызревает общее еще не вполне четкое осознание общего замысла будущего дискурса. На этой стадии речепорождения говорящий знает, о чем он будет говорить, но еще не знает как. Чем сложнее информативное наполнение будущего высказывания (дискурса), тем менее ясно автору речи, как оно будет разворачиваться и какие внешние формы примет.
Только после этого в сознании появляются первые языковые компоненты будущего высказывания. Во внутренней речи происходит перекодировка, перевод смысла (общего замысла речевого целого) с языка образов и схем на язык национальный. Первичная запись содержания речевого произведения пока еще носит характер предельно сжатого конспекта, состоящего из ключевых слов, ядерных фраз и рематическим обрывков предложений. Этот скомпрессированный вариант дискурса еще не имеет грамматического оформления и несет в себе личностный (понятный только самому говорящему) смысл.
уверенно свидетельствует, что в ходе автокоррекций говорящий в 70% случаев исправляет не фразу в целом, не синтаксическую структуру, а производит лексические, замены. Синтаксические структуры первичны.
Отдельный вопрос - является ли наш каждый акт речи творческим процессом. Об этом поговорим особо и позже.
Сейчас же обратимся к суждениям известного, талантливого немецкого писателя, ныне, к сожалению, почти забытого у нас и даже на его родине, в Германии - Генриха фон Клейста. Он очень
серьезно размышлял о тайнах порождения речи. Итак, фрагмент из письма Г. Клейста его другу.
Если у меня есть некое смутное представление, отдаленно как-то связанное с тем, чего я ищу, то стоит мне лишь начать говорить, как ум мой, вынужденный найти началу конец, преобразует это туманное представление в полную ясность, так, что к концу периода я, к своему изумлению, знаю, что я хотел узнать. Я произношу нечленораздельные звуки, растягиваю соединительные слова, употребляю синонимы без нужды и прибегаю к другим удлиняющим речь уловкам, чтобы выиграть время, нужное для выделки моей идеи в мастерской разума. Странный источник вдохновения для говорящего — человеческое лицо перед ним; и часто всего лишь один взгляд, указывающий нам, что наша наполовину выраженная мысль уже понята, дает нам возможность выразить другую половину. Ряды идей и их обозначений следуют бок о бок, и движения ума, нужные для того и другого, согласны. Язык тут не сковывающая помеха, не подобие тормоза на колесе ума, а как бы второе, параллельно вращающееся колесо на той же оси. Совсем иное дело, если ум уже до начала речи справился с мыслью. Ведь тогда ему остается лишь выразить ее. Если какая-нибудь идея выражена сбивчиво, - напротив, наиболее сбивчиво; выраженные идеи бывают как раз наиболее четко обдуманы. Ибо знаем не мы, знает прежде всего некое наше состояние. Только у невежд, у людей, которые вчера зазубрили, а завтра уже снова забудут, ответ наготове. И лишь неразумный экзаменатор заключает из этого сбивчивого ответа, что говорящий не знает, что должен сказать.
1. Высказывание стимулируется мотивом данного акта речевой деятельности (Для чего, с какой целью я говорю?), а предварительно у говорящего должна быть сформирована установка на общение в целом (ее нет, например, во сне).
2. Первичная стадия формирования высказывания – стадия коммуникативного намерения, которое реализуется в виде настроя на определенную типичную ситуацию социального взаимодействия людей - на конкретный речевой жанр, будь то жанр приветствия, комплимента, ссоры, доклада, болтовни и т. п. В зависимости от конкретной ситуации социального взаимодействия у него формируется общая установка на определенную интонационную тональности коммуникации, модальность речи (на кооперативное или конфликтное общение, на понимание или коммуникативный саботаж и т. п.). В этой же стадии в сознании
говорящего образуется представление о цели (интенции, иллокуции) будущего высказывания (На какой тип общения я настраиваюсь?). Установка на конкретный речевой жанр влияет на формирование общей семантической (смысловой) программы высказывания.
4. Сформировавшаяся внутренняя программа (замысел) начинает трансформироваться: начинает работать механизм перекодировки, перевода смысла с языка образов и схем на конкретный национальный язык - язык значений. Здесь появляются первичная вербальная запись будущего высказывания: ключевые понятия, предложения обрывки фраз, которые несут ядерный (рематический) смысл. Первичный словесный конспект будущего высказывания, который возникает в сознании человека наполнен личностными смыслами: первые вербальные образования (если их озвучить) понятны только самому говорящему.
5. Дальнейшее формирование речи представляет собой разворачивание ядерного смысла (темы) в построенное в соответствии с психолингвистической нормой текстовости речевое целое.
7. Следующая стадия речепорождения - грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики, после чего:
8. Реализуется послоговая моторная программа внешней речи, артикуляция.
Все названные этапы порождения речи не следует представлять себе строго отдельно и последовательно; скорее всего, все это - процесс порождения речи - быстротечно, реализуется в доли секунды, происходит так, как представлял себе Г. Клейст,
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Что такое логическая пауза и ударение?
Какое значение имеют они в речи?
Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли.
В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.
Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.
Возьмем, например, такую фразу:
В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).
В более распространенном простом предложении и, тем более,
в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее:
надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.
Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.
Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.
Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.
Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.
Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска.
Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.
Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), - тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой.
Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.
Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.
Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.
Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.
В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.
Сильное выразительное средство языка – противопоставление.
Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение.
Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:
Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.
Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.
Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.
Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями).
В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.
Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.
Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.
Логические паузы бывают соединительными и разделительными.
Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком '.
Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.
Соединительная пауза между речевыми тактами
обозначается одной вертикальной чертой — |,
более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||.
И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.
Вот как можно расставить в тексте логические паузы:
Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.
Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".
Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.
Пауза – не просто прекращение речи или молчание. Пауза – это элемент речи!
Пауза имеет много полезных функций:
- для привлечения внимания и поддержания дисциплины
- для подчеркивания важности фразы или высказывания
- время для обдумывания и усвоения трудного материала слушателями
- между частями доклада.
- показатель уверенности в себе
- как стиль и имидж оратора
- точка после произнесения речи
- важный элемент осмысленной речи
Кто молчать не умеет – тот и говорить не способен
(нар. мудрость)
Пауза делается в начале речи для того, чтобы удостовериться, что контакт с аудиторией осуществлён. Периодически, в течении доклада, можно делать короткие паузы, чтобы убеждаться в том, что Вас слушают.
Подумать, как оратору, так и слушателю. Постоянное произнесение речи и постоянное слушание – тяжелая работа, и нужно выделять короткие промежутки времени для отдыха или переваривания уже услышанного.
Но лекторы спешат. Часто из-за страха, что потеряют внимание.
Если Вы не позаботитесь о публике – потеряете публику. Слушатели устанут и перестанут Вас понимать. Информацию, сложную для восприятия, лучше перемежать паузами после каждой фразы.
Выступление экспромтом без пауз фактически невозможно.
Пауза воспринимается, как сигнал к переработке и усвоению услышанного предложения. Ухо слушателя ждет долгожданную точку (большую паузу), чтобы переварить уже услышанное.
Иначе будет так, как в известной поговорке: “В одно ухо влетает – в другое вылетает”.
- И подписывайтесь на наш YouTube-канал. Там много интересных видео.
При этом полезно не только сделать паузу, но и сменить интонацию голоса.
Оратор, владеющий паузой, производит впечатление уверенного в себе человека.
Паузы хорошо помогают справиться с волнением.
Использование пауз позволяет создать свой стиль, свой имидж.
Не стоит сразу покидать трибуну или садиться на место.
Если слушатель благодарен за Вашу работу, и Вы добились поддержки и внимания, то нормальной реакцией на это будут аплодисменты.
И будет неблагодарно с Вашей стороны не принять их. К тому же хорошо будет, если за эти аплодисменты, за такой комплимент, Вы поблагодарите слушателя .
Поэтому не забывайте между окончанием речи и Вашим уходом сделать паузу.
Даже если не будет аплодисментов Вы увидите и почувствуете реакцию аудитории на Вашу речь.
Сложно следить за своей речью, не делая пауз. Очень сложно. И те выступающие, которые не делают пауз, не могут, не успевают следить за своей речью.
Ораторы, владеющие паузой, могут следить за каждым своим словом. Их речь становится осмысленной.
Это далеко не полный перечень пользы от паузы. Еще полезно вспомнить, как паузы помогают в переговорах, презентациях, в дебатах, при ответах на вопросы…
Хороший пример выступления с паузами. Выступает Стив Джобс с презентацией самого первого айфона.
- Джобс хорошо готовился к этой презентации, поэтому никуда не спешил и делал эффектные паузы после каждой фразы.
Мало знать о паузах. Паузы нужно оттачивать в практических упражнениях! Иначе вместо пауз будут звуки: “Э-эээ, м-ммм…”
Хороший пример выступления с паузами. Обратите внимание, как пауз много. Спокойная уверенная речь и большие паузы.
Есть еще хороший пример.
Выступает Мартин Лютер Кинг. Знаменитая речь, произнесенная 28 августа 1963 года: ” У меня есть мечта!”.
Обратите внимание прежде всего на паузы. Какие эти паузы огромные.
Как вам паузы Мартина Лютера Кинга? Огромные?
- Наверное, нужно быть великим оратором, чтобы позволить себе делать такие большие паузы 🙂
Уважаемый читатель! Кликните, пожалуйста, рекламу.
Это – лучшая Ваша благодарность! Большое спасибо!
Для тех, кто плохо знает английский, нужно привести хоть один пример с паузами на русском…
Для примера – фрагмент выступления Валерия Жидкова, с юмором о спортивных секциях…
- Кстати, на нашем YouTube-канале много хорошего видео, где много примеров ораторов, владеющих паузой.
- Буду очень благодарен Вам за оставленные комментарии под видео на моем канале!
Один из примеров применения паузы. Отличный пример, как правильно (полезно) рассказывать стихи 🙂 используя паузы.
- Это один из примеров. Не основной пример. Просто пример.
Нужны ли паузы оратору? – Уверен, что вы теперь знаете ответ.
А что нужно, чтобы научиться делать паузы в своей речи? – Практиковаться.
Если не получается самостоятельно – записывайтесь к нам на офлайн и онлайн-курсы!
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.
/ Паузы оратора / Когда делать паузы / Как научиться делать паузы в речи / Для чего оратору нужны паузы /
Программа превращения мысли в слово
1. Повторим мысль Выготского: зарождению речи всегда предшествует мотив. Это то, ради чего мы строим свое высказывание. Иногда мотив очевиден: мы испытываем голод и просим бабушку нас покормить; у нас на лекции не пишет ручка, и мы просим у соседа одолжить ее. Однако иногда мотив не только не очевиден, но и не ясен самому автору речи. Некоторые наши высказывания (как, впрочем, и некоторые наши поступки) мы не можем объяснить самим себе. Но даже если мы не осознаем, зачем мы продуцируем речь, мотив у нашего дискурса всегда есть; он становится пусковым механизмом, толчком к началу любой речи.
2. Мотив формирует в нашем языковом сознании коммуникативное намерение - готовность к речепорождению, к коммуникативным действиям. На этой первичной стадии формирования речи происходит настрой на ту или иную социально-коммуникативную ситуацию (болтовни или разговора по душам, комплимента или ссоры, светского общения или публичного выступления и т. д.), ту или иную модальность общения (конфликтную, центрированную, кооперативную). Именно на этом этапе у говорящего появляется - пока еще смутная - общая, цель (интенция, иллокуция) высказывания.
Эта первичная стадия речевого мышления имеет жанровый характер. Создателем теории речевых жанров был М.М.Бахтин [11]. Представление о речевом жанре - вербальном оформлении типичных ситуаций социального взаимодействия людей - присутствует в сознании говорящего в виде готового сценария (фрейма), по которому он готов строить свою речь (текст). Интонационный настрой на тот или иной жанр - вот, что показывают эксперименты Н. И. Жинкина. В момент формирования целостного речевого произведения (дискурса) мы уже на первичных стадиях внутренней речи настраиваем себя на ту или иную ситуацию общения, на конкретный речевой жанр.
Стадия общего замысла
Дальше начинается формирование смыслового (семантического) наполнения высказывания. Здесь еще нет элементов национального языка. В невербальном коде образов и схем, который Н. И. Жинкин назвал универсально-предметным кодом (УПК), вызревает общее еще не вполне четкое осознание общего замысла будущего дискурса. На этой стадии речепорождения говорящий знает, о чем он будет говорить, но еще не знает как. Чем сложнее информативное наполнение будущего высказывания (дискурса), тем менее ясно автору речи, как оно будет разворачиваться и какие внешние формы примет.
Только после этого в сознании появляются первые языковые компоненты будущего высказывания. Во внутренней речи происходит перекодировка, перевод смысла (общего замысла речевого целого) с языка образов и схем на язык национальный. Первичная запись содержания речевого произведения пока еще носит характер предельно сжатого конспекта, состоящего из ключевых слов, ядерных фраз и рематических обрывков предложений. Этот скомпрессированный вариант дискурса еще не имеет грамматического оформления и несет в себе личностный (понятный только самому говорящему) смысл.
Следующая стадия речепорождения - грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики, после чего: реализуется послоговая моторная программа внешней речи, артикуляция.
В психологии обучения иностранным языкам проблема формирования речи остается актуальной. Применительно к обучению взрослых (студентов) данная тема требует более углубленного изучения письменной речи. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства.
По мнению исследователей [15] письменную речь необходимо понимать как системное образование, характеризующееся двумя действиями:
порождение смыслового высказывания;
формирование этого содержания в тексте;
Предполагается, что построение письменного высказывания также имеет уровневый характер: первый, ведущий уровень, уровень фокуса сознания, второй - уровень фонового автоматизма, а третий - просто автоматизм. Подчеркивая, что построение высказывания - это произвольное, сознательное действие, необходимо помнить положение Н.А.Бернштейна о том, что в движении осознаётся только ведущий уровень и соответствующие ему коррекции. При этом степень осознаваемости на разных уровнях неодинакова, она растёт снизу вверх, как и степень произвольности,
Рассмотрение ПР как внешнего письменного способа формирования и формулирования мысли посредством языка, представляющего собой творческое построение самостоятельного текста, в проблеме двуязычия соотносится с продуктивным билингвизмом, который предполагает активную и творческую речь, способность не только понимать и воспроизводить речь, принадлежащую вторичной языковой системе, но и самому порождать её. Основным условием продуктивного билингвизма является то, что билингв должен творчески строить свою речь, в ней должны быть не только такие фразы, которые он когда-то услышал или прочитал, но и такие, которые сам построил.
Названные выше три уровня построения самостоятельного высказывания можно соотнести с основными речевыми механизмами продуктивного билингвизма. При активной осмысленной и творческой речи билингву, в первую очередь, приходится обращать своё внимание на содержание высказывания ( первый, ведущий уровень), на уровне фонового автоматизма происходит грамматическое оформление фразы, а произносительная сторона речи при говорении при письма как написание при ПР -- на уровне автоматизма.
выдвижение цели в плане коммуникативного воздействия;
формирование и осознание мотива;
смысловой каркас, предполагающий логическое построение текста с выделением главной мысли;
средства построения текста;
Следует отметить, что одной четкой и обобщенной классификации видов пауз нет. Лингвисты и филологи в своих работах выделяют разные виды пауз и разное их количество. Мы постараемся рассмотреть точки зрения некоторых отечественных и зарубежных исследователей и дать обобщенную классификацию пауз, важных для нашего исследования.
- 1) грамматические;
- 2) неграмматические:
- - выделительные паузы,
- - паузы хезитации (паузы колебания);
- 3) синкретичные.
Можно обратиться к другой классификации, данной Г.И. Бубновой. Она в своей работе классифицирует паузы на речевые (смысловые, намеренные) и респираторные (дыхательные). Речевые паузы в свою очередь подразделяются на синтаксические (соединительные и разделительные) и свободные (дискурсивные, стилистические и прагматические, т.е. фатические, аппелятивные и хезитационные). [7, стр. 38] Респираторные паузы подразумевают дыхание человека, прерывание речи для вдоха. Речевые паузы делаются с целью отделить речевые акты друг от друга по смыслу или обдумать последующее предложение.
Существует несколько видов пауз хезитации:
Незаполненные паузы, характеризующиеся молчанием и заполненные. Вторые могут выражаться в звуках, например -э, -эм, -а в русском, eh, -m, - em, -a, -ah, uh, -hm, -ye в английском. Такие паузы хезитации можно назвать вокализациями. Также паузы хезитации могут быть заполнены пустыми словами, то есть теми, что не несут в себе особого смысла. Эти слова мы называем паразитами или сорняками, так как зачастую они засоряют нашу речь и иногда даже препятствуют пониманию смысла высказывания при чрезмерном их употреблении. В английском языке такие слова называют “time-fillers”, “fillers”. Приведу несколько примеров этих слов из английского языка, так как в практической части мы будем рассматривать разговорную речь англоговорящих людей: I mean - имею ввиду , absolutely - абсолютно , anyway - в любом случае, basically - вообще-то, sort of, kind of - типа, to tell the truth - честно говоря, well - ну, whatever - неважно и другие. Паузы- хезитации встречаются и в виде повторов : Я, я говорила тебе; в виде затяжек: ииии, конечно, я переживаю; самокоррекций: Я думал. думаю. А также бывают невербальными, что выражается покашливанием, смехом, глубокими вздохами и т.д. [3, стр. 1]
Также помимо пустых пауз, пауз колебания, логических и психологических (эмоциональных) исследователи выделяют еще и интонационно-синтаксические паузы. Они могут являться синонимом грамматических пауз и соответствуют знакам препинания в письменной речи. Длительность этих пауз различается: самая короткая пауза -- на месте запятой, а самая длинная -- на месте точки. Интонационно-синтаксическими паузами отделяются в речи вставные конструкции, однородные члены предложения, обращения.
Есть еще две разновидности пауз, выделяемых Введенской и Павловой. Это ситуативные паузы и физиологические. Ситуативные паузы обусловлены ситуацией. Например в школе учитель диктует материал ученикам, делая паузы, повторяя предложения. Такие паузы будут являться ситуативными. Физиологические паузы связаны с обычной нехваткой воздуха при говорении, особенно при отдышке, или же при поражении центральной нервной системы, когда человек не может вспомнить нужное слово и ему трудно выразить какую-нибудь мысль.
Следовательно, отечественные филологи Л.Г. Павлова и Л.А. Введенская выделяют следующие виды пауз:
- 1) пустые, противоположные всем другим, заполненным, паузы;
- 2) паузы хезитации (колебания);
- 3) интонационно-логические;
- 4) психологические (эмоциональные);
- 5) интонационно-синтаксические ( грамматические);
- 6) ситуативные;
- 7) физиологические.
Можно обратиться также к зарубежному лингвисту Бриджит Зельнер и еще к одному подходу к классификациям пауз, описанному в ее статье “Pauses and the temporal structure of speech”. Автор предлагает две классификации пауз. Первая классификация -физико-лингвистическая (The Physical and Linguistic classification). Вторая - психолингвистическая (The Psycholinguistic classification).
При физико-лингвистической классификации идёт разделение пауз на интерлексическую (Inter-lexical pause) и интрасегментарную (Intra-segmental pause). Интрасегментарные - это паузы , появляющиеся между фразами, то есть актами речи . Интерлексические - это те паузы, которые появляются между двумя словами.
При второй, психолингвистической, классификации идёт разделение пауз на заполненные паузы (Filled pauses) и незаполненные (Silent pauses) . Незаполненные паузы соответствуют безмолвной части в речи. Заполненные паузы соответствуют звуковым частям в речи. [27, стр. 42-44]
Следовательно, к выделенным ранее паузам можно прибавить также паузы интерлексические и интрасегментные. О заполненных и незаполненных паузах раньше уже говорилось.
Роли и функции пауз разнообразны и паузу можно рассматривать с разных точек зрения. Основания для различных подходов к классификациям дает сложный и неоднозначный статус речевых пауз. Для дальнейшего анализа нам понадобится обобщить классификации отечественных и зарубежных лингвистов и выделить классификацию, которая будет актуальна для нашего исследования.
Так как мы рассматриваем виды и функционирование пауз в речи, для нас будут интересны такие паузы как:
- 1) логические, или грамматические;
- 2) эмоциональные, или психологические;
- 3) выделительные;
- 4) респираторные, или физиологические;
- 5) ситуативные;
- 6) паузы хезитации, или паузы колебания (незаполненные и заполненные: пустыми словами, затяжками звуков, вокализациями, повторами, самокоррекцией и невербальными средствами - покашливанием, подсмеиванием, громким вздохом).
От данной сводной классификации будем отталкиваться при рассмотрении функций. Функции пауз должны быть рассмотрены в соответствиями с их видами. Очевидно, что респираторные (дыхательные, физиологические) паузы делаются в результате нехватки воздуха. Они нужны для того, чтобы человек во время своей речи смог вдохнуть воздух.
Немного другие функции у пауз логических (грамматических), психологических, выделительных, хезитационных и ситуативных. Об этом поговорим подробнее.
Условно паузы делятся на грамматические и неграмматические. В этом случае основой для классификации являются главные функции пауз в акте коммуникации: функция членения речевого потока и психологическая.
К первой группе можно отнести паузы логические и синтаксические, или грамматические. Их функции примерно одинаковы. Главная функция, как уже говорилось выше, заключается в членении речи на фразы и интонационные группы. Такие паузы отделяют речевые акты один от другого. Чем логическая пауза отличается от синтаксической, или грамматической? Грамматические паузы совпадают со знаками препинания. Когда мы читаем текст, мы делаем небольшие паузы на месте запятой и паузы побольше на месте точек или других знаков препинания. Логические паузы существуют в устной речи и могут совпадать со знаками препинания (грамматическая пауза), но могут присутствовать и там, где на письме таковых нет. В этом их различие. То есть логическая пауза механически формирует речевые такты и этим помогает выяснить их смысл. Функцию таких пауз (логических и синтаксических) можно назвать смыслоразличительной.
Ко второй группе пауз можно отнести паузы психологические (эмоциональные), выделительные, ситуативные и паузы хезитации (паузы колебания). Их функции могут быть не связаны с интонационно-смысловым членением речи.
Разберем подробнее каждый из видов пауз.
Эмоциональные паузы можно причислить к психологическим. Их функция--выделить эмоции говорящего (злобу, волнение, обиду, любовь, счастье, восторг и т.п.) На письме они также обозначаются многоточием.
Теперь скажем несколько слов о выделительных паузах. Эти паузы, как уже говорилось ранее, имеют выделительную функцию. Они способствуют смысловому подчеркиванию отдельных слов или словосочетаний. Это не обычное средство деления и не результат речевой хезитации, а средство достижения смысловой выделенности наиболее существенной информации в речи.
Существует несколько гипотез относительно хезитационных пауз. Считается, что эти паузы характеризуют период умственной деятельности, связанной с решением мыслительных задач (что сказать?), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутриречевого планирования высказывания.[5, стр.1]
«Для адресанта пауза хезитации играет как положительную роль, так и отрицательную. Так, хезитационная пауза выполняет коммуникативную функцию, обеспечивая действие канала связи между собеседниками; позволяет проводить множественный контроль и коррекцию речи на всех этапах ее порождения; дает время говорящему для ориентировки в ситуации и планирования семантической, синтаксической и моторной организации высказывания; помогает установить контакт с собеседником и замаскировать речевые затруднения или смущение. В то же время пауза колебания способна оказывать и неблагоприятное воздействие на говорящего, так как она отвлекает адресанта от содержания высказывания.
Также паузы хезитации могут быть использованы для обозначения говорящим ведущей роли в диалоге. Если человек не хочет, чтобы его перебивали, он может заполнять паузу пустыми словами , растягивать слова. Или же наоборот, человек может сделать паузу, чтобы дать высказаться своему собеседнику.
Также существуют респираторные паузы, или физиологические, которые ставятся непроизвольно, если говорящему необходимо вдохнуть воздух.
На основе всех видов пауз мы попытались выделить классификацию, подходящую для нашего исследования паузы в современной речи. Она выглядит следующим образом:
- 1) логические, или грамматические- смыслоразличительная функция;
- 2) эмоциональные, или психологические- психологическая функция;
- 3) выделительные - выделительная функция;
- 4) респираторные, или физиологические- функция дыхания;
- 5) ситуативные - функции зависят от ситуации;
- 6) хезитационные паузы, или паузы колебания (незаполненные и заполненные: пустыми словами, затяжками звуков, вокализациями, повторами, самокоррекцией и невербальными средствами - покашливанием, подсмеиванием, громким вздохом). Основная функция- выделение времени для формулирования мысли в высказывание.
В главе I были проанализированы подходы отечественных и зарубежных исследователей к классификации пауз. Рассмотрение сразу нескольких подходов позволило нам выявить наиболее распространенные виды пауз. С точки зрения грамматики паузы бывают логическими, синтаксическими, грамматическими. С точки зрения психологии лингвистами выделяются паузы хезитации (или колебания), выделительные, психологические паузы, эмоциональные, ситуативные.
Во второй главе нам предстоит проанализировать диалоги актеров из фильма "Bridget Jones's Baby"(2016), выявить виды пауз, наиболее часто встречающихся в этих диалогах (а значит, в устной разговорной речи современных людей) и уточнить их функции.
Читайте также: