Паразитический характер этого фамусовского общества
Пьеса "Горе от ума" - известное произведение А. С. Грибоедова. В процессе его создания автор отошел от классических канонов написания "высокой" комедии. Герои в "Горе от ума" - неоднозначные и многоплановые образы, а не карикатурные персонажи, наделенные одной характерной чертой. Этот прием позволил Александру Сергеевичу достигнуть потрясающего правдоподобия в изображении "картины нравов" московской аристократии. Характеристике представителей такого общества в комедии "Горе от ума" будет посвящена эта статья.
Проблематика пьесы
В "Горе от ума" присутствуют два сюжетообразующих конфликта. Один из них касается личных отношений героев. В нем участвуют Чацкий, Молчалин и София. Другой представляет собой общественно-идеологическое противостояние между главным героем комедии и всеми остальными персонажами пьесы. Обе сюжетные линии усиливают и дополняют друг друга. Без учета любовной линии невозможно понять характеры, мировоззрение, психологию и взаимоотношения героев произведения. Однако основным, конечно, является социальный конфликт. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы.
"Портретность" героев комедии
Появление комедии "Горе от ума" вызвало живой отклик в литературных кругах первой половины 19 века. Причем далеко не всегда они были хвалебными. Например, давний друг Александра Сергеевича - П. А. Катенин - упрекал автора в том, что характеры в пьесе чересчур "портретны", то есть сложны и многоплановы. Однако Грибоедов, напротив, считал реалистичность своих персонажей главным достоинством произведения. В ответ на критические замечания он отвечал, что ". карикатуры, искажающие реальные пропорции в облике людей, недопустимы. " и утверждал, что в его комедии нет ни одной такой. Сумев сделать своих героев живыми и правдоподобными, Грибоедов добился потрясающего сатирического эффекта. Многие невольно узнавали в персонажах комедии самих себя.
Представители фамусовского общества
В ответ на замечания о несовершенстве "плана" своего произведения Грибоедов заявлял, что в его пьесе "25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Таким образом он достаточно резко высказался в адрес столичной элиты. Для всех было очевидным, кого изобразил автор под личиной комедийных персонажей. Александр Сергеевич не скрывал свое отрицательное отношение к фамусовскому обществу и противопоставил ему единственного умного человека - Чацкого. Остальные действующие лица комедии представляли собой типичные для того времени образы: всем известный и влиятельный московский "туз" (Фамусов); громогласный и тупой карьерист-солдафон (Скалозуб); тихий и бессловесный подлец (Молчалин); властная, полубезумная и очень богатая старуха (Хлестова); красноречивый болтун (Репетилов) и многие другие. Фамусовское общество в комедии пестро, разнообразно и абсолютно единодушно в своем сопротивлении голосу разума. Рассмотрим характер самых ярких его представителей подробнее.
Фамусов: убежденный консерватор
Этот герой является одной из самых влиятельных персон в московском обществе. Он яростный противник всего нового и полагает, что жить надобно так, как завещали отцы и деды. Высказывания Чацкого для него - верх вольнодумия и разврата. А в обычных человеческих пороках (пьянстве, лжи, угодничестве, лицемерии) он не видит ничего предосудительного. Например, он заявляет о себе, что "монашеским известен поведеньем", однако перед этим заигрывает с Лизой. Для Фамусова синонимом слова "порок" является "ученость". Осуждение чиновничьего низкопоклонства для него - и вовсе признак сумасшествия.
Вопрос о службе - главный в системе жизненных ценностей Фамусова. По его мнению, любой человек должен стремиться сделать карьеру и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. Чацкий для него - человек пропащий, так как игнорирует общепринятые нормы. А вот Молчалин и Скалозуб - деловые, разумные люди. Фамусовское общество - это среда, в которой Петр Афанасьевич чувствует себя состоявшимся. Он - воплощение того, что осуждает в людях Чацкий.
Молчалин: бессловесный карьерист
Если Фамусов в пьесе - представитель "века минувшего", то Алексей Степанович принадлежит к молодому поколению. Однако его представления о жизни полностью совпадают с воззрениями Петра Афанасьевича. Молчалин пробивается "в люди" с завидным упорством, в соответствии с законами, которые диктует фамусовское общество. Он не принадлежит к дворянскому сословию. Его козыри - "умеренность" и "аккуратность", а также лакейская услужливость и безграничное лицемерие. Алексей Степанович очень зависит от общественного мнения. Знаменитое замечание о злых языках, которые "страшнее пистолета" принадлежит именно ему. Его ничтожность и беспринципность очевидны, но это не мешает ему делать карьеру. Кроме того, благодаря своему безграничному притворству, Алексей Степанович становится счастливым соперником главного героя в любви. "Молчалины господствуют на свете!" - с горечью замечает Чацкий. Против фамусовского общества он может выставить только собственное остроумие.
Хлестова: самодурство и невежество
Это колоритный персонаж из екатерининской эпохи. Вздорная и властная барыня-крепостница, не скрывающая своего отвращения к просвещению и образованию. От нечего делать она таскает с собой на приемы "арапку-девку да собачку". Хлестовой нравятся молодые французы и услужливые персоны вроде Молчалина. Беспредельное самодурство - ее жизненное кредо. Кто богат, тот и прав, считает она. Личные заслуги не имеют при этом никакого значения.
Скалозуб: завидный жених
Этот герой является воплощением невежества и тупости. Грубый солдафон, который "слова умного не выговорил сроду". Однако Фамусов не желает другого жениха своей дочери. Еще бы! При сравнительно небольшом сроке службы Скалозуб уже "метит в генералы" и к тому же "золотой мешок". Фамусовское общество демонстративно не желает замечать неотесанности и грубости полковника. "Ученостью" этого персонажа никак "не обморочишь". С его точки зрения, военная муштра гораздо полезнее всяких там книг. Скалозуба интересуют только рассуждения о "фунтах и рядах".
Загорецкий: плут и шулер
Этого человека, несмотря на отвратительную репутацию, спокойно принимает в свои ряды фамусовское общество. Всеми презираемый Загорецкий - "мастер услужить", поэтому на его проказы смотрят сквозь пальцы. О том, что он "лгунишка", "вор" и "картежник", говорят открыто. Однако без него здесь обойтись не могут.
Репетилов: наперсник "шумных" тайн
Это интереснейший герой, который позволяет сделать вывод об отрицательном отношении Грибоедова к идеологическим "пустоплясам", сделавшим "заговорщицкую" деятельность формой светского времяпровождения. На словах Репетилов поклонник "учености". Однако сам же признается, что с удовольствие делал бы карьеру, да "неудачи встретил". Фамусовское общество не видит особой угрозы от болтовни "шумного" заговорщика. Несмотря на то что Репетилов во всеуслышание заявляет, что у него с Чацким "одни и те же вкусы", на деле он также такой же светский пустозвон, как и все остальные.
Внесценические персонажи
Фамусовское общество, характеристика которого является предметом данной статьи, не ограничивается участвующими в действии персонами. В комедии между делом упоминается множество людей, которых зрителям так никогда и не представят. Внесценические персонажи - это "невидимые" участники социального конфликта. У них особая функция: с их помощью автор смог расширить рамки произведения, так сказать, вывести сюжет за сцену. Не играя никакой конкретной роли в сюжете, внесценические персонажи неразрывно связаны с защитниками "века минувшего" или, напротив, с представителями "века нынешнего". Именно эти невидимые герои дают представление о расколе русского общества на две неравные половины. В большую часть входят идеологи, которых пригрело фамусовское общество. "Горе от ума" демонстрирует нравственную несостоятельность их взглядов. В меньшую - люди, подобные Чацкому. Он вовсе не одинок. В лагерь ученых правдолюбцев входит брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, князь Григорий, "петербургские" профессоры, у которых учился главный герой, и так далее. Гости Фамусова считают их непрактичными безумцами.
Авторские ремарки
В "Горе от ума" А. С. Грибоедов активно использует ремарки, чтобы передать равнодушие, которым отвечает на слова Чацкого фамусовское общество. Характеристика героев комедии, их реплики сопровождаются бесстрастными замечаниями автора. Например, во время диалога с Александром Андреевичем Фамусов "ничего не видит и не слышит". Во время бала, когда Чацкий произносит обличительный монолог, осуждающий "чужевластья мод", гости "кружатся в вальсе с величайшим усердием" или "разбрелись к карточным столам". Ситуация напускной "глухоты" усиливает комический эффект произведения, а также подчеркивает степень взаимного непонимания и отчуждения между конфликтующими сторонами.
Заключение
Таким образом, коллективным персонажем и главным идеологическим оппонентом Чацкого является фамусовское общество. "Горе от ума" демонстрирует читателям жизненный уклад и нравы московской аристократии, жившей во второй половине 1810-х годов. Эти люди объединены между собой консервативными взглядами и примитивной практической моралью. Их основная цель - "и награжденья брать, и весело пожить". Чацкий и фамусовское общество находятся на разных полюсах нравственного самосознания. Для московских аристократов "ученость" отождествляется с вольнодумством и безумием. Для Чацкого мораль "покорности и страха" - обломок минувшего века, отвратительный предрассудок, чуждый каждому нормальному человеку. В этом противостоянии у каждого своя правда.
Нравственная глухота фамусовского общества блестяще продемонстрирована в пьесе "Горе от ума". Грибоедов Александр Сергеевич вошел в историю русской литературы как автор одного из самых злободневных и реалистичных произведении своего времени. Многие афоризмы из этой комедии весьма актуальны и в наши дни.
Всем известная комедия в стихах "Горе от ума" была написана А. С. Грибоедовым в 1824 году и опубликована в 1825 году, вызвав неоднозначную реакцию читателей . Данное произведение обличает светское общество во времена крепостного права и охватывает сразу несколько проблем, актуальных и в наше время.
Одна из проблем и одновременно главный герой комедии - Фамусовское общество, со всеми его негативным чертами, которыми упрекается Александром Андреевичем Чацким, ещё одним главным героем. В его красноречивых монологах бурно обличается московское общество, с его нравами, нежеланием чему-то учится, что-либо познавать. Чацкий играет роль "лишнего человека", родившегося не в своё столетие. Фамусовское же общество считает Чацкого сумасшедшим, и лишь только потому, что он имеет своё собственное, отличающееся от общепринятого мнение на то, что происходит на встречах московского высшего общества.
Главной фигурой произведения является Фамусов, богатый чиновник, в чью честь и названо Фамусовское общество. И не зря - читая произведение, мы намного больше узнаём московское общество именно от лица Фамусова. Видя, как он ведёт свои дела на службе, как относится к науке, считая её врагом разумных людей, легко понять, что в окружении барина нет наделённых настоящим умом и нравственностью людей, одни лишь особы, занимающиеся только своим внешним видом и богатством. Всё на показ.
"Кто беден, тот тебе не пара." Отношение родителей к выбору пассии собственных детей иногда ужасает. Но чего ожидать от общества, которое заботят только деньги и чин? Любовь и чувства отходят на второй план, когда из кармана вытаскивается набитый купюрами кошелёк. А разве в современном мире мы не можем встретить такую же ситуацию?
Жизненно? Не то слово. Меркантильность некоторых людей и в наше время имеет место быть.
В произведении Фамусовское общество нам представлено не в самом выгодном свете. “Угождать всем людям без изъятья”, - вот принципы, по которым оно живёт, а “слепое подражанье” всему иностранному стало частью жизни людей того времени. Со своим пылким сердцем, любовью к Родине и просвещению, готовностью служить “делу, а не лицам”, Чацкий совсем не вписывается в это общество, оно чуждо ему, и из-за этих разногласий он вынужден покинуть Москву.
Таким образом, комедия “Горе от ума” даёт нам понять, как жило общество во времена жизни своего автора. Конец этого русского общества довольно печален, это и понимает главный герой, покидая столицу.
Вариант 2
Фамусовское общество в комедии представляет век прошедший. Представителями этого непросвещенного общества является Фамусов, его близкие друзья и родные. Все эти люди объединены общей целью жизни и единственным интересом – тягой к богатству. Они положительно относятся к крепостничеству, а высшей наградой человека считает чин. И, по сути, мнение представителей фамусовского общества таково – человек без чина – не человек. Богатство и статус – вот что может по-настоящему украсить.
Люди, входящие в состав этого общества, безразличны и к работе и совершенно безответственны в своих действиях. Они подписывают серьезные документы, даже не глядя на них. К работе приступают неохотно и очень редко. По своей натуре каждый из членов фамусовского общества не образован и очень глуп. Эти люди боятся книг как огня, считая образованность за болезнь. Фамусов же горит желанием сжечь все книги.
Непросвещенное фамусовское общество видит идеал в Западе, а именно во Франции. Совершенно бездарно, неумело, каждый из круга Фамусова пытается позаимствовать культуру и обычаи этой страны, и даже язык.
Пренебрегая работой, фамусовское общество проводит время на светских балах, развлекаясь и тратя время. Разумеется, на званых ужинах они находят повод посплетничать.
Люди круга Фамусова эгоистичны, жестоки, глупы и необразованны. Они любят чины, жаждут власти и богатства. Цель их жизни – выслужиться как можно лучше, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и заслужить незаслуженный рубль. Эти люди – ярые консерваторы, отстаивающие идеалы рабовладельцев, эксплуатирующих крепостной народ. Права простого человека для них ничего не значат. Качество образования имеют для них такое же значение, как и жизнь простого крепостного. Фамусов и его приближенные не видят пользу даже в достойном образовании и просвещении.
Сочинение на тему Фамусовское общество
Содержательный смысл произведения и отраженный там конфликт, с точностью показывают расстановку политических сил в историческом разногласии своего времени. Именно актуальность и сделала комедию успешной в обществе.
В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши. Чацкий же мыслил совсем по-другому. И поэтому словесная стычка Чацкого с Фамусовым превращается в войну. Юноша вел спор особенно остро по поводу образа жизни, но он был совсем один в своих доводах.
Одним из членов фамусовского общества насыщенно показан Павел Андреевич Фамусов, имевший дочь на выданье. Рядом с ним всегда находится Молчалин, не противоречащий своему руководству никогда, чтобы тот не сказал. Перед будущим тестем он всегда робкий, лживый, без своего мнения. Он лебезит по отношению к тем людям, кто стоит выше него. Не испытывает Молчалин и высокие чувства по отношению к Софье, однако девушка не знает об этом. Он оказывает ей знаки внимания, так как ей это нравится.
Самым близким товарищем Фамусова был Скалозуб, который всеми силами достигает наград, и с нетерпением ожидает момента, когда освободится очередное место после отставки или кто-то погибнет на полях военных сражений. В комедии нас ожидает знакомство и с другими приятелями Фамусова. Так, например, знаменитый Загорецкий, который вечно всем угождает и врет на каждом шагу, князь Тугоуховский, ищущий состоятельных супругов дочкам. Главное для этих людей было организация торжественных приемов и обедов. Они вечно ищут людей со связями, которые помогут сделать карьеру. Они считают, что продвижение по службе – это легкая возможность. Ради очередного ордена они готовы на любое унижение. Для родителей важно выгодно совершить удачный брак своих дитяток. И в этом жалком обществе вдруг появляется великодушный Чацкий, который отличался честностью и прямотой.
Яркими представителями московского общества были вышеназванные Молчалин и Скалозуб, где один из них обладал молчаливостью, чему соответствовала его фамилия. Скалозуб же оказывает себя важным господином, однако под своей формой он скрывает слабохарактерность и бедность. Он только и говорит о том, как бы занять пост выше и стать богатым. И если Чацкий, обвинив общество во лжи, наговоре, вскоре вынужден уехать, то все текому он высказал аргументы против их, остались. Однако, это не говорит, что Чацкий был сломлен. Он остается выше всех.
Также читают:
Картинка к сочинению Фамусовское общество в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
Вера Николаевна Шеина является главным персонажем произведения, супругой дворянского предводителя губернии князя Василия Львовича.
Великий русский поэт, Александр Александрович Блок, прожил яркую и бурную жизнь. Поэту был все лишь 41 год, когда он умер, но жизнь его похожа на путь яркой звезды
Парикмахерская Осипа Абрамовича представляется обычной цирюльней в бедном районе города. Не опрятные посетители и грязная обстановка, окружавшая их, нагоняла тоску.
Лирическая любовная тема представлена практически у каждого русского поэта, поэтому и в творчестве Пушкина стоит отдельным блоком. Для поэта чувство любви – это главная жизненная цель
Также, представителей фамусовского общества объединяет страсть ко всему иностранному, а точнее французскому. Для них французское общество – эталон жизни. Они свято верят в то, что иностранная культура сможет их спасти. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.
И так, основными чертами представителей фамусовского общества являются алчность, жажда власти, эгоизм. Даже в общении друг с другом они распускают сплетни, лицемерят друг другу, сквернословят. Основное их занятие – развлечение. Больше всего они боятся прихода чего-то нового, боятся изменений. Фамусов даже выступает против образования, сравнивая его с чумой.
Единственная цель в жизни таких людей – это продвижение по карьерной лестнице. Карьера - главный смысл их жизни. Именно по этому, Фамусов хвалит Скалозуба, ставит его в пример другим, и презирает Чацкого, хотя видит в нем потенциал для хорошей карьеры.
Можно сказать, что для фамусовского общества оно само для себя было идеалом, ведь только в нем чтились традиции дворянства, богатство и признание.
Фамусовское общество
Комедия "Горе от ума" была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми "века нынешнего" и крепостниками (людьми "века минувшего").
Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. "Век минувший" в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин.
Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, "на старших глядя", уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! - Что за тузы в Москве живут и умирают.
Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. "Забрать все книги бы да сжечь", - говорит он. Чацкий же, представитель "века нынешнего", мечтает "в науку впереть ум, алчуший познаний". Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". А далее он добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених". В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет "возвышенной любви, перед которой мир целый - прах и суета".
Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На это Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"), то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа". О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу.
Чацкий же стремится служить отечеству, "делу, а не лицам". Он презирает Молчалина, привыкшего "угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была". Все в Молчалине: и поведение, и слова - подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!" Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: "умеренностью и аккуратностью". Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"
Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб - "и золотой мешок, и метит в генералы". Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки", он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. "Ученостью меня не обморочишь", - говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества.
Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали "отцов". И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который "любит ее по должности". В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, "она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний").
Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, "пустомеля", но он единственный считал Чацкого "высоким умом" и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей "химерами" и "дичью". Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. "Так! отрезвился я сполна", - говорит Чацкий в конце комедии. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей". И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких - "страдательная", но в то же время всегда "победительная".
Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто. " он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки.
Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии "Гоу", направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. "Век минувший", то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком "покорности и страха". Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба ("Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать".), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит "мы", "один из нас", выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время "века минувшего" проходит, ему на смену приходит "век нынешний", сильный, умный, образованный.
Список литературы
Многочисленные действующие лица комедии, которые представляют столичное дворянское общество, удачно дополнены внесценическими персонажами. Мы не видим их на сцене, но знаем об их существовании по рассказам других героев. К таким внесценическим образам относятся Максим Петрович, а также Татьяна Юрьевна, Кузьма Петрович, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Все они относятся у фамусовскому обществу. Благодаря им Грибоедов раздвигает рамки действия комедии далеко за пределы Москвы, включает в произведение ещё и придворных.
Рассмотрим вначале консервативное дворянство, так называемых сторонников старины. Эта довольно многочисленная группа и есть фамусовское общество. Как же описывает его Грибоедов?
1. Эти люди, особенно старшее поколение, убеждённые крепостники, сторонники самодержавия, заядлые защитники старого устройства общества. Они дорожат прошлым, давними традициями построения социальных отношений.
Им нравятся времена Екатерины II, потому что это эпоха славится особой силой, властью дворян-помещиков. Фамусов с благоговением и почтением придаётся воспоминаниям о дворе царицы. Он проводит параллель, сравнивает нынешний придворный круг и двор Екатерины, приводя для примера личность вельможи Максима Петровича.
Позднее Фамусов высказывается о том, что старички недовольны новыми веяниями в политике, действиями молодого царя, который на их взгляд слишком либерален. Защитники старого уклада жизни противятся всему новому, боятся каких-либо перемен, которые могут разрушить привычный для них мир. Многие старые чиновники покинули свои посты в самом начале царствования Александра I. Они сделали это специально, в знак протеста, так как посчитали, что молодые люди, которыми окружил себя царь, были излишне свободомыслящими. Например, адмирал Шишков, довольно известный государственный деятель, вернулся на службу только в тот момент, когда политика правительства изменила направление на резко реакционное. И таких Шишковых было много, особенно в Москве. Они определяли ход общественной жизни, а потому Фамусов был убеждён, что именно такие люди будут воздействовать на политику и дальше.
2. Старое общество упрямо стоит на защите своих дворянских интересов. В фамусовском кругу человека оценивают, исходя из его происхождения и материального положения, а на личные качества не обращают никакого внимания. Например, княгиня Тугоуховская перестаёт интересоваться Чацким, как только становится ясно, что он далеко не камер-юнкер, да и вовсе не богат. Хлестова в споре с Фамусовым, доказывая свою правоту о наличии того или иного количества крепостных у Чацкого, утверждает, что она знает все имения наперечёт, так как это и есть самое важное.
3. Такие дворяне, как Фамусов, не видят в крепостных людей, жестоко обращаются с ними. Чацкий делится воспоминанием о том, что один помещик променял своих слуг на трёх собак, а ведь они много раз спасали ему не только честь, но и жизнь. Хлестова ставит на одну линию свою служанку и собачку: приезжая к Фамусову она велит накормить обоих, прислав от ужина остатки. Сам Фамусов постоянно кричит на слуг, угрожает швейцару отправить его на работу в деревню.
4. Главная жизненная цель для людей фамусовского общества – это карьера, богатство, почести. Образцами для всеобщего подражания они считают вельможу Максима Петровича и камергера двора Кузьму Петровича, которые служили некогда при Екатерине. Фамусов обхаживает Скалозуба, так как хочет отдать за него свою дочь. Желание это продиктовано только тем, что Скалозуб богат и сделал успешную карьеру. Службу в обществе старички рассматривают в качестве источника прибыли, дохода, материального обогащения, средства для получения чинов. Никто не занимается делами, как нужно, по-настоящему. Например, Фамусов на службе лишь подписывает бумаги, переданные ему секретарём Молчалиным. А вот использовать своё служебное положение каждый рад. Фамусов постоянно пристраивает у себя на работу различных родственников. Кумовство, протекция являются здесь самым обычным и распространённым делом. Фамусовым нет дела до интересов государства, их волнует только личная польза и выгода. И это касается не только гражданской службы, но и среды военных. Любой может стать успешным военным, если его поддерживают, продвигают, благоприятствуют.
5. В образе Молчалина автор хотел показать основные черты мира чиновников, характерные для того времени. Это низкопоклонство, карьеризм, бессловесность, умение угодить начальству. Молчалин был разночинцем или мелким дворянином. Он начинал службу в Твери, но затем перевёлся в Москву, чему поспособствовал Фамусов. В Москве Молчалин быстро поднимается по служебной лестнице. Он прекрасно понимает, что нужно предпринять, если хочешь сделать карьеру. Прошло только три года, а Молчалин успел стать нужным Фамусову, получить несколько благодарностей и войти в дом своего благодетеля. Чацкий предсказывает ему блестящую карьеру, так как хорошо знаком с таким типом чиновников. Именно такие секретари в то время могли стать знатными людьми, добиться высоких постов. Молчалин обладает всеми необходимыми данными. Это умение выслужиться, войти в доверие к влиятельным людям, неразборчивость в средствах при достижении цели, аккуратность, отсутствие нравственных принципов.
6. Костное, консервативное общество крепостников очень боится всего прогрессивного. Любые новшества эти люди воспринимают в штыки, поскольку это может угрожать их положению, господству. Фамусов, его гости на удивление единодушны в осуждении идей Чацкого. Они вмиг сплотились в борьбе против взглядов, которые считают вольнодумием. Источником всех вольностей они считают просвещение, а потому и выступают против учебных заведений, наук. Фамусовское общество предлагает радикальный метод борьбы с подобным злом. Хлёстова, княгиня Тугоуховская также настроены отрицательно в отношении школ, пансионов, лицеев.
7. Представители старорежимного общества чужды своему народу, так как получили в своё время определённое воспитание. Чацкий возмущён этой системой, при которой воспитание дворянских детей поручают иностранцам. В результате молодые дворяне вырастали оторванными от всего национального, русского, их речь становилась с примесью чужого языка. Им с детских лет прививалась мнимая необходимость подражать немцам или французам.
Вот таким предстаёт перед нами фамусовское общество, обрисованное Грибоедовым с особой тщательностью. Автор комедии отобразил характерные, типичные черты дворян-крепостников той эпохи. Дворянство объято страхом перед освободительным движением, поэтому выступает против Чацкого, который является олицетворением передовых людей. Грибоедов показывает это общество через индивидуализированные образы, каждый из которых – живое лицо со своими чертами, характером, особенной речью.
Читайте также: