Плакат паразиты и лодыри не работая сами мешают работе других
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 258 775
- КНИГИ 594 550
- СЕРИИ 22 260
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 556 371
Санкт-Петербургский государственный университет
Гражданская война в образах визуальной пропаганды
Ответственный редактор: Е. А. Орех
ББК 60.524 71.41(2) 63.3(2)612
Рекомендовано к печати Ученым советом факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Авторский коллектив: Е. С. Богомягкова, О. Ю. Бойцова, М. М. Герасимова, М. Е. Глухова, А. А. Дупак, А. С. Захарова, Н. А. Зиновьева, Е. А. Орех, О. В. Сергеева.
Ответственный редактор: Е. А. Орех
В. Б. Аксёнов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.
Д. В. Иванов — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Г75 Гражданская война в образах визуальной пропаганды: словарь-справочник / Под ред. Е. А. Орех. — СПб.: Скифия-принт, 2018. — 176 с., 32 с. ил.
Словарь может служить справочным пособием для всех, кто интересуется проблематикой визуальных репрезентаций и ролью символического в воспроизводстве социального порядка.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-83-01003-ОГН
ББК 60.524 71.41(2) 63.3(2)612
Введение (Е. А. Орех) 4
Белогвардеец (М. М. Герасимова) 12
Буржуй и капитал (О. Ю. Бойцова) 19
Дезертир фронта, военный дезертир, шкурник (М. М. Герасимова) 24
Женщина (М. Е. Глухова, А. А. Дупак, А. С. Захарова) 31
Казак (М. Е. Глухова, А. А. Дупак, А. С. Захарова) 41
Красноармеец (Е. С. Богомягкова) 48
Крестьянин (О. В. Сергеева) 59
Кулак (М. Е. Глухова, А. А. Дупак, А. С. Захарова) 65
Ленин (Е. А. Орех) 72
Маркс (О. Ю. Бойцова) 93
Матрос (О. Ю. Бойцова) 100
Меньшевик и эсер (О. Ю. Бойцова) 108
Польский пан (Е. С. Богомягкова) 116
Прогульщик, дезертир труда, лодырь (О. Ю. Бойцова) 127
Рабочий (О. В. Сергеева) 135
Ребёнок (М. М. Герасимова) 142
Россия, Родина, Р.С.Ф.С.Р. (Н. А. Зиновьева) 148
Священнослужитель (Н. А. Зиновьева) 158
Информация об авторах 175
Плакаты, открытки, журнальные и газетные рисунки и карикатуры, листовки, наконец, фотографии. Уже практически не осталось живых свидетелей Гражданской войны в России, но есть документальные свидетельства той эпохи, существенное число которых составляют изображения. Некоторые из них уже не раз привлекали к себе внимание и даже могли набить оскомину частым цитированием — таковы, например, визуальные артефакты, транслировавшиеся советской пропагандой в связи с представлением событий октябрьского вооружённого переворота 1917 г. и первых лет государственного строительства. Есть документы, обратившие на себя внимание исследователей сравнительно недавно. Например, некоторое время назад после развала советского государства интерес к Белому движению вылился, в том числе, в систематизацию и попытки описания белогвардейских плакатов, издававшихся в Ростове-на-Дону, Омске. Какие-то визуальные свидетельства ещё ждут своего аналитика.
Придя к власти, большевики активно работали над тем, чтобы установить контроль над сферой общественного дискурса. Декрет о печати и введение цензуры, выразившееся, в частности, в закрытии к августу 1918 г. одного за другим либеральных сатирических журналов, — только одна сторона этого процесса. Другая сторона заключалась в стремлении трансформировать, переопределить ценностные ориентиры, господствовавшие в обществе до начала революционных событий 1917 г. Для этого активно вводилась в оборот новая лексика, изобретались новые образовательные, просветительские практики, изменялись ритуалы, трансформировались старые и конструировались новые визуальные образы, позиционировались новые герои, создавалась новая и переозначивалась былая символика.
Драматическое событие, длившееся несколько лет, — Гражданская война в России — неизбежно оставило яркий след в визуальной культуре нашей страны. О пропаганде этого периода написан широкий круг работ, в основном исторического или культурологического плана. Однако есть ряд моментов, не получивших освещения или освещённых слабо. Прежде всего стоит отметить, что анализировалась преимущественно советская пропаганда, и пока ещё имеются существенные пробелы в описании пропаганды противоположной стороны конфликта. При этом изучается, в основном, вербальная агитация, и даже визуальные медиа, такие как плакаты, часто анализируются с точки зрения словесного ряда, а именно — подписей, лозунгов, авторских комментариев, но не с точки зрения изобразительной составляющей. Из визуальных источников чаще всего в фокус исследовательского интереса попадал плакат, в последние годы востребован анализ карикатур, но такие носители визуального сообщения, как открытки, листовки, агитационный фарфор, агитпоезда, элементы одежды и проч. оставались без должного внимания. Визуальный анализ чаще всего касается интерпретации смысла изображения и им ограничивается. Практически не изучена логика изменений, которые претерпевала идеологическая составляющая образов, использовавшихся ключевыми социальными акторами конфликта, не описано функционирование визуальных образов в отечественной культуре повседневности.
servicefree
Крестом и пулеметом в февральские дни 1917 года
Церковь и хлебозаготовки
Сектантские "братцы" - кулацкие святцы
Сектант - кулацкий петрушка (1930)
Борьба против религии - борьба за социализм
Долой кулаков из волостных советов! (1918)
Паразиты и лодыри, не работая сами, мешают работе других (1920)
Газета "Уральский рабочий" (1924)
Вышибем кулаков из колхозов! (1930)
Долой кулака из колхоза (1930)
Выбирай в туземный совет трудящихся. Не пускай шамана и кулака (1931)
Долой колхозы! --- Мы-с за колхозы (1933)
Как бы попы не старались подсунуть своего кандидата, поповским словам не верьте, махинации поповские проверьте! (1938)
Враги пятилетки (1929)
Беспощадная борьба с расхитителями общественной собственности! (1932)
Зорко охраняй социалистический урожай
Колхозник, охраняй свои поля от классовых врагов и лодырей, расхищающих социалистический урожай (1933)
Всегда на страже колхозник-патриот. Налетчик вражий не пройдет
Зорко охраняйте склады, амбары, сараи с советским добром! (1941)
Только белогвардейской своре выгодно рабочий класс поссорить (1930)
Сон на работе на руку врагам рабочего класса (1931)
Социалистическим наступлением преодолеем сопротивление классового врага (1930)
Революционная молния - Контрреволюционер-вредитель (1930)
Только белогвардейской своре выгодно рабочий класс поссорить (1931)
Уничтожить гадину! Стереть с лица земли врага народа Троцкого и его кровавую фашистскую шайку (1937)
Враги народа. Иуда Троцкий и его отпрыск (1937)
Искореним шпионов и диверсантов, троцкистко-бухаринских агентов фашизма! (1937)
Также смотри по данной теме другие материалы с тегами " СССР" и "Пропаганда"
Иосиф Бродский, всемирно известный поэт XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, писал стихи с 17 лет, однако лишь некоторые произведения смогли найти выход к читателю. Для того чтобы хоть как-то прокормиться, Бродский был вынужден заниматься переводами с польского, английского и других языков.
Судья: Лучше, Бродский, объясните суду, почему вы в перерывах между работами не трудились?
Бродский: Я работал. Я писал стихи.
Судья: Но это не мешало вам трудиться.
Бродский: А я трудился. Я писал стихи.
Судья: Но ведь есть люди, которые работают на заводе и пишут стихи. Что вам мешало так поступать?
Бродский: Но ведь люди не похожи друг на друга. Даже цветом волос, выражением лица.
Судья: Это не ваше открытие. Это всем известно. А лучше объясните, как расценить ваше участие в нашем великом поступательном движении к коммунизму?
Бродский: Строительство коммунизма — это не только стояние у станка и пахота земли. Это и интеллигентный труд, который.
Судья: Оставьте высокие фразы! Лучше ответьте, как вы думаете строить свою трудовую деятельность на будущее.
Бродский: Я хотел писать стихи и переводить. Но если это противоречит каким-то общепринятым нормам, я поступлю на постоянную работу и все равно буду писать стихи.
Заседатель Тяглый: У нас каждый человек трудится. Как же вы бездельничали столько времени?
Бродский: Вы не считаете трудом мой труд. Я писал стихи, я считаю это трудом.
Как писал Войнович в 1978 году после этих событий, к нему приходил участковый Иван Стрельников. Писатель на вопрос участкового о месте работы и роде своей деятельности иронично отвечал, что работает писателем в своей комнате за столом:
— Но вас, Владимир Николаевич, я слышал, исключили, извиняюсь, из Союза писателей.
— Да-да-да, — говорю, — Иван Сергеевич. Толстого исключили из церкви, меня из Союза писателей, но из союза меня исключили, а из писателей меня исключить невозможно.
После разговора Стрельников снова пришел к писателю и хотел поговорить с ним, на что Войнович ответил:
— Иван Сергеевич, а вам не стыдно ко мне ходить? Вам не стыдно обвинять в паразитизме писателя, книги которого изданы тиражом в сотни тысяч экземпляров и переведены на три десятка с лишним языков? Если эти книги для вас ничего не значат, так, может быть, вы примете во внимание, что я написал песни, которые пели вы, ваши дети и почти все поголовно население Советского Союза! Если, по-вашему, и этот мой труд ничего не стоит, так, может, вас убедит в том, что я не паразит, хотя бы тот факт, что я с одиннадцати лет работал в колхозе, на заводе, на стройке, четыре года служил солдатом в Советской армии. Или вам и этого недостаточно?
В декабре 1980 года был выслан из СССР и впоследствии лишен советского гражданства (которое ему вернули только в 1990 году).
Двенадцать лет писатель жил за границей (в ФРГ и США).
Физик Юрий Мнюх, эмигрировавший в США, в течение продолжительного времени работал лифтером, а Константин Бабицкий, известный лингвист, после освобождения из тюрьмы (он участвовал в акте протеста против ввода советских войск в Чехословакию) не смог найти работу по специальности, поэтому некоторое время работал плотником в Костромской области. Владимир Кислик, кандидат физико-математических наук, работал в Киевском институте ядерных исследований, однако после возбуждения ходатайства о выезде в Израиль (1974 год) его вынудили оставить работу по специальности. В итоге он сумел устроиться переплетчиком в Харькове. Иосиф Бейлин, инженер, работал лифтером, а позднее эмигрировал в Израиль.
Кстати, в советский период, как известно, были распространены плакаты, при помощи которых государство пропагандировало ценности социалистического быта. Такие агитплакаты против тунеядства можно было увидеть в СССР:
Игорь Вялов
Представим себе общество как организм. Единый, слаженный, здоровый организм.
В здоровом организме каждая клетка выполняет строго определенные функции, хочется ей это или не хочется, нравится ей это или не нравится. Иначе эта клетка становится Паразитом и организм эту клетку отторгает.
Когда в здоровом организме появляется паразит, мозг реагирует и включается иммунитет(внутренняя система безопасности). Иммунитет блокирует -изолирует паразита от здоровых клеток или выбрасывает его из организма. Но иногда паразит маскируется под здоровую клетку, мозг не успевает отреагировать и иммунитет не включается.
Паразит тихо потребляет жизненную силу организма, не давая ничего взамен.
Не работает, а ест.
Не сеет не пашет, только скачет и пляшет
Паразит заражает здоровые клетки, превращаясь в раковую опухоль организма, которая начинает расти.
К чему это приведет?
К болезни организма и в перспективе, к его гибели.
Паразит убьет не только себя, но и весь организм.
Поэтому в здоровом организме паразитам места быть не должно. Иммунитет должен вовремя среагировать и отторгнуть паразита, выбросить его из организма. Или внятно объяснить, что кто не работает, тот не ест. И хочешь ты того или не хочешь, нравится тебе это или не нравится, но работать на благо общества обязан каждый.
А кто не понял, извольте на выход.
В здоровом обществе каждая клетка(человек) имеет право самостоятельно выбирать те функции, которыми он будет заниматься, выбирать себе вид деятельности, осваивать необходимые профессиии, учиться по выбранной специальности и далее.
В организме клетка такой возможности не имеет. И если родился клеткой желудка, то придется выполнять определенные функции до конца жизненного цикла, хочется этого или не хочется, нравится это или не нравится.
Но клеткой мозга в этом жизненном цикле уже не стать.
Клеткам кишечника тоже не легко.
Ничего не поделаешь. Бывает.
Иногда здоровые клетки отказываются выполнять необходимые обществу функции и становятся паразитами.
Паразитов называли дармоедами и тунеядцами и боролись с ними как могли, начиная от изгнания из рода(общины) в Ведическом Руси (Общинно-Родовом строе)
и заканчивая борьбой с тунеядством во времена СССР.
Итак, вернемся к паразитам.
Тунеядец - это паразит, который только потребляет, ничего не созидая взамен. Нужны ли тунеядцы нашему обществу? Есть ли у нас тунеядцы?
Как бороться с паразитами поговорим ниже, а пока нужно разобрать функции, необходимые для жизнедеятельности здорового организма.
В здоровом организме каждая клетка выполняет строго определенные функции, которые условно можно разделить на несколько групп(Систем):
1. Система управления(мозг).
2. Система обеспечения жизнедеятельности(СОЖ), снабжения организма необходимыми ему жизненными силами(ЖС).Сюда входят все виды энергии необходимые для поддержания жизнедеятельности - воздух,вода, еда и информация В эту группу входит не только вся цепочка добычи пищи от выращивания продуктов питания до их сбора и переработки, но и информация, как, где и когда необходимые ЖС добыть, и как их переработать или заготовить впрок
3. Система взаимодействия (нервная система). Когда желудок не может вырабатывать нужные организму ЖС, он подает команду мозгу и мозг включает остальные органы-системы, организм поднимается с дивана и начинается движение в поиске пищи. В лучшем случае до холодильника или погреба. В худшем - в сторону поиска работы.
4.Материально-техническое обеспечение жизнедеятельности. Здесь разместим функции обеспечения предыдущих групп инструментами, оборудованием, одеждой, жильем, светом, теплом, водой, транспортом, и другими благами цивилизованного общества.
4. Система безопасности организма, как от внешних, так и от внутренних угроз.
5. Система переработки отходов жизнедеятельности
6 Двигательная система.
Список необходиых организму органов и систем можно продолжить, а пока идем далее.
Вернемся к паразитам
Здоровый организм отторгает паразитов и это вполне логично и справедливо по отношению к организму в целом.Мнение паразитов организму спрашивать не нужно, но избавиться от паразитов необходимо. Жизненно необходимо.
Иначе болезнь, и возможно, смерть.
Значит паразиты организму не нужны и ему нужно от них избавиться. Но как избавиться от паразитов, организм решает сам, исходя из степени своей разумности и разумности общества или органа, в котором этот организм находится.
Когда паразит попадает в какой-либо орган, этот орган начинает болеть и не может выполнять функции, необходимые для жизни всего организма. Далее паразит растет и заражает здоровые клетки. Организм болеет, стареет и умирает.
Здоровый организм успевает вовремя защититься от паразита и избежать гибели.
Как организм отреагирует на появление паразита в своем теле, зависит от разумности самого организма, от его уровня эволюции:
Примитивный организм - уничтожит или заблокирует паразита(изолирует от общества).
Разумный организм переделает паразита в здоровую клетку(перевоспитает, переформатирует. ).
Больной организм не отреагирует на паразита и продолжит процесс саморазрушения.
На этом месте плавно переходим от медицины к политике.
От организма к обществу. Описанные выше аналогии, думаю все поняли.
В обществе паразиты - это тунеядцы, лодыри, бездельники, пьяницы наркоманы, и прочие дармоеды.
Надо ли от них избавляться? Безусловно надо.
Но как от них избавиться?
Зависит от уровня разумности и справедливости общества.
Чем более разумно общество, тем более оно справедливо.
Примитивное общество паразитов уничтожит. Или не распознает.
Разумное общество паразитов переформатирует - превратит в здоровых и полезных клеток.
И чем более разумно общество, тем быстрей и эффективнее пройдет процесс перевоплощения паразита в здоровую и полезную клетку.
Еще раз возвращаемся к тунеядцам, которые по сути являются паразитами общества.
Есть ли в России тунеядцы?
Как их распознать?
Как с ними бороться?
Эти темы обсудим в следующих выпусках стенгазеты.
Продолжение следует.
Как боролись с тунеядством в СССР
БОРЗ — Без Определенного Рода Занятий
Иосиф Бродский, всемирно известный поэт XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, писал стихи с 17 лет, однако лишь некоторые произведения смогли найти выход к читателю. Для того чтобы хоть как-то прокормиться, Бродский был вынужден заниматься переводами с польского, английского и других языков.
Судья: Лучше, Бродский, объясните суду, почему вы в перерывах между работами не трудились?
Бродский: Я работал. Я писал стихи.
Судья: Но это не мешало вам трудиться.
Бродский: А я трудился. Я писал стихи.
Судья: Но ведь есть люди, которые работают на заводе и пишут стихи. Что вам мешало так поступать?
Бродский: Но ведь люди не похожи друг на друга. Даже цветом волос, выражением лица.
Судья: Это не ваше открытие. Это всем известно. А лучше объясните, как расценить ваше участие в нашем великом поступательном движении к коммунизму?
Бродский: Строительство коммунизма — это не только стояние у станка и пахота земли. Это и интеллигентный труд, который.
Судья: Оставьте высокие фразы! Лучше ответьте, как вы думаете строить свою трудовую деятельность на будущее.
Бродский: Я хотел писать стихи и переводить. Но если это противоречит каким-то общепринятым нормам, я поступлю на постоянную работу и все равно буду писать стихи.
Заседатель Тяглый: У нас каждый человек трудится. Как же вы бездельничали столько времени?
Бродский: Вы не считаете трудом мой труд. Я писал стихи, я считаю это трудом.
Как писал Войнович в 1978 году после этих событий, к нему приходил участковый Иван Стрельников. Писатель на вопрос участкового о месте работы и роде своей деятельности иронично отвечал, что работает писателем в своей комнате за столом:
— Но вас, Владимир Николаевич, я слышал, исключили, извиняюсь, из Союза писателей.
— Да-да-да, — говорю, — Иван Сергеевич. Толстого исключили из церкви, меня из Союза писателей, но из союза меня исключили, а из писателей меня исключить невозможно.
После разговора Стрельников снова пришел к писателю и хотел поговорить с ним, на что Войнович ответил:
— Иван Сергеевич, а вам не стыдно ко мне ходить? Вам не стыдно обвинять в паразитизме писателя, книги которого изданы тиражом в сотни тысяч экземпляров и переведены на три десятка с лишним языков? Если эти книги для вас ничего не значат, так, может быть, вы примете во внимание, что я написал песни, которые пели вы, ваши дети и почти все поголовно население Советского Союза! Если, по-вашему, и этот мой труд ничего не стоит, так, может, вас убедит в том, что я не паразит, хотя бы тот факт, что я с одиннадцати лет работал в колхозе, на заводе, на стройке, четыре года служил солдатом в Советской армии. Или вам и этого недостаточно?
В декабре 1980 года был выслан из СССР и впоследствии лишен советского гражданства (которое ему вернули только в 1990 году).
Двенадцать лет писатель жил за границей (в ФРГ и США).
Физик-лифтер и лингвист-плотник
Физик Юрий Мнюх, эмигрировавший в США, в течение продолжительного времени работал лифтером, а Константин Бабицкий, известный лингвист, после освобождения из тюрьмы (он участвовал в акте протеста против ввода советских войск в Чехословакию) не смог найти работу по специальности, поэтому некоторое время работал плотником в Костромской области. Владимир Кислик, кандидат физико-математических наук, работал в Киевском институте ядерных исследований, однако после возбуждения ходатайства о выезде в Израиль (1974 год) его вынудили оставить работу по специальности. В итоге он сумел устроиться переплетчиком в Харькове. Иосиф Бейлин, инженер, работал лифтером, а позднее эмигрировал в Израиль.
Кстати, в советский период, как известно, были распространены плакаты, при помощи которых государство пропагандировало ценности социалистического быта. Такие агитплакаты против тунеядства можно было увидеть в СССР:
Хочу добавить еще цитату из Ленина
Тысячи форм и способов практического учёта и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами должны быть выработаны и испытаны на практике самими коммунами, мелкими ячейками в деревне и в городе. Разнообразие здесь есть ручательство жизненности, порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых, от блох — жуликов, от клопов — богатых и прочее и прочее.
В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы…
В другом — поставят их чистить сортиры.
В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, жёлтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми.
В четвёртом — расстреляют на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве.
В пятом — придумают комбинации разных средств и путём, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает — ибо только практика может выработать — наилучшие приёмы и средства борьбы.
— В. И. Ленин , ПСС, т. 35, с. 204
В целом, я даже не особенно возмущаюсь таким положением дел - что ж, у каждой власти свои законы, при социализме, особенно, раннем, это вполне обусловлено необходимостью (конечно, без крайних мер, вроде ареста и, там более, расстрела.
Но вот ведь в чем фокус - гражданам не дали возможности выбора. По сути всем сказали - значиццо так, господа "тунеядцы", мы будем вас мозолистой рукой загонять во всеобщее щастье. А кто не хочет загоняться - расстрел, ептыть! И вот здесь, в числе прочего, Ленин сотоварищи подложили себе и будущему государству мину замедленного действия, которая в итоге и рванула через 70 лет.
Нельзя насильно. Хочет человек строить светлое социалистическое будущее - строит. Не хочет - отпустите его на все четыре стороны, что ж вы, суки, из него раба бесправного делаете? Боитесь, что все разбегутся, если начнете отпускать?
Тогда грош цена вашему светлому будущему. Собственно, так оно и вышло - и не Горбачов СССР развалил. Сам развалился - в том числе, и из-за насилия над личностью.
Увы, нынешние последоватеи Ленина-Сталина и проч.проч. никаких выводов не сделали - дай им волю, они снова начнут загонять. Но этот фокус страна уже проходила. Одно дело - мирно повспоминать то хорошее, что было в прошлом, другое - поддерживать новореволюционеров-фанатиков, чтоб им в аду гореть.
Плакаты окружают нас повсюду – мы ежедневно видим их на улицах или в печатных изданиях. В основном это реклама и реже анонсы каких либо событий. Политический плакат появляется в поле нашего зрения непосредственно перед выборами, когда начинается агитация и поэтому встречается достаточно редко. Каким должен быть хороший плакат? Прежде всего плакат должен быть информативным. Люди должны мгновенно считывать сообщение – и задача дизайнера заключается в том, чтобы представить идею плаката в максимально понятной форме. И совершенно не важно, какими средствами это будет сделано – главное, чтобы люди сразу же понимали, что им хотят сообщить.
Как правило, дизайн плаката начинается с выбора его размера. В этом плане никаких ограничений не существует – плакат может быть небольшим, к примеру, формата А4 или наоборот, гигантским, размером со стену дома. Конечно, существуют определенные стандарты размеров, но это не вопрос дизайна, а вопрос возможностей типографской техники. Ориентация плаката может быть как вертикальной, так и горизонтальной, но чаще всего используется вертикальная ориентация.
Как отличить хороший плакат от плохого? Это, конечно, вопрос вкуса, однако правильно спроектированный плакат обладает некоторыми признаками. FreelanceToday предлагает вашему вниманию 10 признаков хорошего плаката.
ХОРОШАЯ ЧИТАЕМОСТЬ
Допустим, у нас есть плакат, который сообщает о каком-либо приближающемся событии, например, о концерте популярного исполнителя. Ключевая информация, размещенная на плакате, должна считываться издалека и привлекать внимание людей. Соответственно, в тексте плаката должна присутствовать визуальная иерархия. Если текста достаточно много, то должно быть как минимум три иерархических слоя.
Заголовок. Это самый главный и самый большой текстовый элемент дизайна. Он должен быть контрастным по отношению к фону и набран таким шрифтом, который бы был хорошо различим даже с дальнего расстояния.
Подробности. Что? Где? Когда? Вся подобная информация располагается на втором уровне иерархии. Человек, которого заинтересовал плакат, обязательно захочет ознакомиться с подробной информацией, поэтому ее нужно представить в понятной, но в то же время сжатой форме. Для второго уровня используется шрифт меньшего размера, нежели в заголовке, так как нет необходимости в том, чтобы эта информация считывалась издалека.
Мелкий шрифт. На третьем уровне размещается дополнительная информация. Очень часто мелкий шрифт встречается на кинопостерах и рекламных плакатах.
РАЗМЕР И РАСПОЛОЖЕНИЕ
Очень часто дизайнер заранее знает, где будет размещен его плакат. Исходя из этой информации, он должен правильно подобрать размер плаката. Важно, чтобы посылу плаката не мешали различные визуальные помехи – он должен занимать доминирующую позицию. Что касается цветовой гаммы, то тут тоже нужно исходить из реалий – если известно, что плакат будет висеть на стене, окрашенной в зеленый цвет, то лучше не использовать в плакате близкие к зеленому оттенки.
ПЛАКАТ РАБОТАЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ РАЗМЕРА
Очень часто начинающие дизайнеры отказываются от заданий, в которых требуется создать большой плакат, допустим, 10 на 6 метров. Им почему-то кажется, что создать такой плакат намного сложнее, чем какой-нибудь постер размером с лист А4. Это большое заблуждение. Если плакат скомпонован правильно, он будет одинаково хорошо смотреться независимо от размера и масштабирование на него никак не влияет. Если дизайнер получил заказ на создание плаката, который затем будет использоваться в рекламе и будет выпущен в самых разных размерах и форматах (в том числе и цифровом), он должен думать прежде всего о композиции и основной идее и не заботиться о том, где будет размещено его творение.
БОЛЬШИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Если в плакате используется изображение, то оно должно занимать доминирующую позицию, так же как и в случае с текстом. Изображение должно быть хорошо различимо издалека, при этом очень важно позаботиться об узнавании образа. Сильно усложнять визуальный ряд не стоит – нужно использовать столько элементов, сколько требуется, чтобы донести основную идею. Этот принцип применим ко всем видам плаката, в том числе и к кинопостерам, которые порой бывают слишком перегружены деталями.
НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ
Цель любого плаката – заставить людей совершить какое-то действие, например, посетить шоу, выставку, купить какой-либо товар или прийти на выборы. Призыв к действию – это самый главный, центральный элемент плаката и дизайнер должен уделить ему основное внимание. В отличие от веб-дизайна, в графике не работает интерактив, поэтому в обычном плакате нельзя использовать его принципы. У графического дизайнера другие инструменты донесения сообщения для людей и он должен приложить все усилия к тому, чтобы призыв к действию был понятен с первого взгляда.
НЕОБЫЧНАЯ ТИПОГРАФИКА
Плакат – это именно тот жанр, где можно смело экспериментировать с типографикой. Некоторые из самых известных плакатов сделаны без использования иллюстраций и графических элементов и при этом отлично выражают идею. Использование качественной типографики придаст плакату индивидуальность – главное, чтобы дизайнер не переусердствовал. Не стоит использовать 10 шрифтов в одном плакате – дизайн от этого лучше не станет. Лучше всего уделить внимание визуальной иерархии и использованию негативного пространства. Буквы сами по себе несут определенный посыл и правильное понимание принципов типографики позволит дизайнерам создавать эмоциональные и запоминающиеся плакаты.
РУЧНАЯ РАБОТА
Появление компьютерной графики явно не пошло на пользу искусству плаката. Раньше дизайнер работал с живыми материалами и плакаты выглядели совершенно не так, как в наши дни. Сегодня признаком хорошего плаката является его техника исполнения. И неважно, что дизайнер создал его на компьютере – если у плаката есть душа и создается впечатление, что дизайнер нарисовал его вручную – это хороший плакат. Ну а если плакат пошел в печать как раньше, с физического носителя – это вообще замечательно.
Любому хорошему плакату присущ некоторый эпатаж – это очень усиливает эмоциональный посыл. Так что не стоит бояться выходить за рамки и использовать в плакате необычные элементы. Нарушая какие-то устоявшиеся правила, дизайнер привлекает внимание к плакату, а это как раз то, что нужно.
ВЫВОД: Плакат очень интересный вид графики, который позволяет дизайнерам дать волю своему воображению. К тому же это отличный способ освоить новую технику или улучшить свои навыки. Иногда создание плаката дается очень трудно – ведь требуется донести идею, используя минимум средств. Но в любом случае это интересно – особенно когда плакат получился удачным и привлекающим внимание людей.
Читайте также: