В каком папирусе были описаны шистосомозы
Папирусные свитки и история врачевания
В настоящее время известно более десяти древнеегипетских свитков из папируса, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Все они записаны в периоды Среднего и Нового царств (II тысячелетие до н. э.). Однако это не исключает возможности существования уже в эпоху Древнего царства более ранних списков этих же папирусов, которые до наших дней не сохранились.
Так, Георг Эберс (1837—1898) считает, что папирус, названный его именем, первоначально был составлен между 3730 и 3710 гг. до н. э., а ученые-египтологи допускают, что папирус Эдвина Смита (Smith, Edwin, 1822—1906), мог быть копией более раннего текста, составленного в начале III тысячелетия до н. э. (возможно, Имхотепом — врачевателем и архитектором фараона Джосера, который правил ок. 2780 — ок. 2760 гг. до н. э.).
О недошедших до нас древних трактатах, медицинского содержания свидетельствуют и древние историки. Так, Манефон сообщает о том, что второй царь I династии Атотис (XXVIII в. до н. э.) был искусным врачевателем и составил текст на папирусном свитке о строении тела человека.
Вообще, древние египтяне больше внимания уделяли не жизни, а смерти… однако медицине уже в глубокой древности придавалось большое значение
Мифология и врачевание
Среди главных божеств древнего Египта имевших отношение к врачеванию, был бог письма и знаний Джехути (греч. Тот). Он изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба — символы мудрости в древнем Египте).
Согласно преданию Тот разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами. Ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.
Помимо главных божеств в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет, или Сахмет (егип. Могущественная) — богиня войны, супруга верховного бога Мемфис Птаха (она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины) и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт, ее изображали в виде самки гиппопотама.
Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.
Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период и является ключом к пониманию всей египетской культуры. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее продолжением земной. Представления о том, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, т.е. набальзамировать его (от греч. balsamon — бальзам).
Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Процедура бальзамирования, занимавшая 70 дней, достаточно подробно описана Геродотом в середине V в. до н. э. Однако исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнения в это ставшее классическим описание.
Понятно, что возможность забальзамировать труп умершего родственника имели не многие. Народ Египта, начиная с додинастического периода, хоронил умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. Завернутые в циновки тела умерших без всякой мумификации оставались почти без изменения: песок высушивал их, предохраняя от дальнейшего разрушения.
Болезни Древнего Египта
В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства.
Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина — моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны.
Из первоначального ареала в Египте шистосомоз проник на другие территории Африки и Азии.
Обширный очаг мочеполового шистосомоза возник и в древней Месопотамии, где также сооружались оросительные системы. В XVI—XVIII вв. он был завезен в Америку. Об этом заболевании писали историки средневекового арабоязычного Востока и французские врачи, сопровождавшие Наполеона в его походе в Египет.
Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т. д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.
Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос (что способствовало предупреждению вшивости). Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.
В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства.
Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина – моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны. Из первоначального ареала в Египте шистосомоз проник на другие территории Африки и Азии. Обширный очаг мочеполового шистосомоза возник и в древней Месопотамии, где также сооружались оросительные системы. В XVI-XVIII вв. он был завезен в Америку. Об этом заболевании писали историки средневекового арабоязычного Востока и французские врачи, сопровождавшие Наполеона в его походе в Египет. В настоящее время шистосомозами поражено около 200 миллионов жителей нашей планеты; свыше 500 миллионов подвергаются риску заражения. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осуществляется под руководством Всемирной организации здравоохранения с 1958 г. по предложению Египта – страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом.
В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) – хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н. э.
В 1930 г. американский египтолог Дж. Г. Брэстед (Breasted J. Н.) впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома (рис. 25).
Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики.
В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать.
В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха, которые автор папируса объясняет повреждением мозга: в результате трагического падения человека с большой высоты голова вошла в плечи, позвоночник сломан в трех местах, позвонки вдавлены один в другой.
Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.
-->История медицины древнего мира [9] |
История медицины в России [4] |
История медицины стран Востока [4] |
Египет стал местом зарождения загробного культа. Религия говорила о том, что душа после смерти возвращается в тело и останется неприкаянной, если тело не сохранить. Сначала из тела умершего удаляли внутренности и помещали их в разные сосуды, затем тело заворачивали в ткани, пропитанные особыми смолами. Так происходил процесс бальзамирования умерших.
Впервые подробно описанный Геродотом, он представлялся грекам великой загадкой. Врачебное искусство египтян и раньше поражало их воображение. Гомер писал о Египте: ". каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким прочих людей". Египтяне знали множество лекарственных растений.
Высоко ценились ароматические смолы тропических деревьев — ладан и мирра. Их употребляли как для религиозных, так и для медицинских целей. Искусство врачевания обозначалось двумя иероглифами — скальпелем и ступкой, соединяя символы хирургии и фармакологии.
Как и во всех древних культурах, медицина в Египте была связана с религией. Считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной — исходить от богов, духов или души умершего. С человеком, попавшим в их власть, происходят несчастья: у него ломаются кости, разрушается сердце, портится кровь, заболевает мозг, перестает правильно работать кишечник.
Смерть может наступить даже в том случае, если с помощью заклинаний злого духа изгнали, однако сделали это не вовремя и его разрушительное действие на организм человека зашло уже слишком далеко.
Поэтому врач должен был прежде всего, не теряя времени, обнаружить причину болезни и если понадобится, удалить из тела злого духа или даже уничтожить его. Врачебное искусство включало в себя знание множества заклинаний и умение быстро и ловко готовить амулеты. После того, как закончено "изгнание духа", можно было применять лекарства.
В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян.
Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.
Папирус Эберса
Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется "Книга приготовления лекарств для всех частей тела". В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.
Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, "Средство для изгнания крови из раны", затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: "варить, смешать".
В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной.
Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия "алоэ древовидный".
В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).
В эпоху средневековья сок мандрагоры был основой наркотического состава для облегчения страданий больных и особенно для проведения хирургических операций. Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных.
Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота. Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей.
Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.
Папирус Смита
Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.).
На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления.
Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов.
На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью. Исторические параллели: Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии.
Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия.
В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.
В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая. скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить.
Недавно смотрела передачу о том, как Захи Хавасс, на то время глава Египетского верховного совета по древностям, искал мумию царицы Хатшепсут. Надо сказать, на экране энтузиазм темпераментного египетского ученого нередко выглядит преждевременным, а иногда даже не совсем обоснованным, и не все выводы однозначно воспринимаются как 100% убедительные, критика его многочисленных оппонентов мне, в общем-то понятна. И вообще, как я понимаю, вокруг египтологии во все времена было много танцев с бубнами, однако передача все равно показалась мне довольно интересной.
Мумия царицы Хатшепсут
Фигура придворного карлика Сэнеба с женой и детьми (5-6 династия, Каирский музей).
Этот человек был погребальным жрецом и страдал ахондроплазией - заболеванием, когда зоны роста трубчатых костей закрываются преждевременно и пропорции тела сильно нарушаются.
Вот так открылся интимный секрет правительницы Египта – у нее был плохой стоматолог. Зубы у мумии были в плачевном состоянии. Впрочем, как и весь костный скелет – кости оказались сильно размягченными, правда, я не поняла из передачи, как исследователи определили, что это изменение костной ткани было прижизненным. Периодонтальный абсцесс приносил царице долгие изматывающие мучения; скорее всего, ей тяжело было есть, царицу мучила сильная боль. Придворные врачи в конце концов вырвали зуб, но было поздно – инфекция распространилась по организму, и царица скончалась в возрасте примерно 50 лет.
Также при помощи сканирования мумии удалось определить, что царица страдала от довольно большой опухоли в брюшной полости и имела лишний вес (и вообще была женщиной крупной, но с красивым точеным лицом с благородными чертами). Очаг опухоли располагался в печени, метастазы распространились в кости. Не исключено, что для организма, истерзанного онкологическим заболеванием (а еще и диабетом), инфекция зуба стала последней каплей. Да и сама жизнь царицы на тот момент, надо сказать, для нее потеряла смысл – ее единственная дочь, юная Нефрура умерла, давно почили ее родители и муж, ее любимый друг, советник и самый близкий человек, архитектор Семнут тоже скончался – все близкие уже были в Царстве мертвых.
На древнем папирусе изображены костоправы - хирурги, вправляющие вывихи и лечащие переломы.
Исследователи обнаружили также, что кроме всего прочего у Хатшепсут было генетически обусловленное заболевание кожи, от которого страдал весь ее род – что-то вроде экземы или псориаза, отчего ее кожа была покрыта некрасивыми зудящими бляшками. Этой же болезнью страдал ее отец, муж-брат и некоторые другие родственники.
Есть одна интересная версия происхождения опухоли во чреве царицы – ученые из Египетского музея Боннского университета обнаружили в лекарстве для кожи царицы опасные канцерогены – креозот и бензапирен. Это открылось после исследования флакона с мазью или лосьоном (это явно был не парфюм – очень уж гадкий запах издавало вещество, и очень уж у него специфический состав), снадобье также содержало разные масла и призвано было снимать воспаление и уменьшать зуд. Видимо, несчастная царица, страдая от зуда и втирая спасительное средство, не догадывалась, что сама себя потихоньку травит.
Смертельный флакончик Хатшепсут (фото AP Photo / DAPD, Sascha Schuermann).
Мне стало интересно: ведь за последние 20 лет современная исследовательская наука обзавелась очень эффективными методами – несколько методик сканирования, сцинтиграфия, точнейший химический, генетический и ДНК-анализ, а уж современные микроскопы скоро будут разглядывать бозоны. Должно же это все использоваться для исследования мумий, и не только таких знаменитых, как Хатшепсут. Интересно стало, и какими болезнями вообще болели древние египтяне. Порылась в книге и Интернете, оказалось, что в патопалеологии современная наука весьма преуспела за последние годы.
Относительно недавно была тщательно исследована мумия еще одного знаменитого правителя – Тутанхамона, правда, знаменит он не столько своими деяниями, так как умер всего в 19 лет, сколько своим роскошным не разграбленным захоронением.
На этой стеле времен 18-й династиии мы видим жертву полиомиелита - мужчина с деформированной стопой, опирающийся на костыль.
Традиционно считалось, что он погиб от осложнения ранения, полученного, возможно, на охоте, однако оказалось, что все гораздо прозаичнее – царя убила тропическая малярия - недуг, весьма распространенный в болотистой местности вокруг Нила. Из тканей мумии была выделена ДНК малярийного плазмодия.
Реконструкция облика Тутанхамона (здесь все пальцы на месте)
В погребении царя Тута обнаружили мумии двух мертворожденных младенцев, видимо его детей; у них тоже были врожденные аномалии, такие как незаращение позвоночного столба и деформация черепа, как при гидроцефалии.
Первым серьезным исследователем египетских мумий на предмет причин смерти и прижизненных заболеваний стал американский патологоанатом Майкл Циммерман (нет, не тот что застрелил чернокожего подростка). Свои исследования он начал еще в 1993 году, еще без мудреных методик. Поначалу исследования затруднялись тем, что ткани мумий были чересчур сухими и одеревеневшими, чтобы можно было изучить их клеточный состав. Позднее образцы, взятые у мумий, научились размачивать в растворе на основе алкоголя и соды.
Древние египтяне практиковали обрезание у мужчин. В жарком климате, в клубах пустынной пыли это было необходимо. На картинке обрезают взрослых - рабов из варварских племен, по-видимому. Сами египтяне "проходили" обрезание в раннем детстве.
Долгое время считалось, что фараон-еретик Эхнатон, супруг Нефертити, страдал редким генетическим заболеванием - синдромом Марфана. У таких больных длинные некрасивые конечности, широкий таз, вытянутое лицо с "собачьими" глазами. Исследования мумий близких родственников (мумия самого еретика не найдена) показали: многие родные были похожи на Эхнатона внешне, но никаких признаков Марфана у них не обнаружено. Так что фараон просто был урод имел специфическую внешность, романтически обыгранную художниками и скульпторами.
Вообще туберкулез был настоящим бичом Египта. Ведь поселения египтян были скученными, семьи довольно большими, а жилища тесными. Смертность от этой болезни была высока и среди детей, и среди взрослых. Обнаруживают и бычьи, и человеческие микобактерии туберкулеза, ученые предполагают, что возбудитель и появился тысячи лет назад из-за мутации возбудителя инфекции крупного рогатого скота. Обнаруживаются останки со следами самых разных форм туберкулеза, не только легочных. Довольно распространен был костный туберкулез.
Египтянки, как вы видите, рожали детей, сидя на корточках.
Вот уже третий десяток лет Циммерман изучает мумий. Всего их было около 300, у исследователя уже есть определенная статистика. Он с удивлением обнаружил, что только у 2-х пациентов были онкологические заболевания (у одного – рак прямой кишки), зато у очень многих – атеросклероз сосудов. Часто встречаются болезни суставов – артриты и т.п., инфекции, гельминтозы, цирроз печени. Довольно распространен был шистосомоз – тропическое заболевание, вызываемое небольшим паразитом-нематодой, проявляющееся в кожной сыпи, а затем поражением и других органов, особенно часто – мочеполовой системы. Такая болезнь, к примеру, была у фараона Рамзеса Пятого.
Циммерман сделал вывод, что низкая заболеваемость раком у египтян подтверждает то, что онкологические заболевания – болезни современной цивилизации, вызванная перееданием и курением.
Египетские хирургические инструменты (отсюда)
Древнеегипетский протез большого пальца ноги - не для красоты, для захоронения: у умершего обязательно должны были присутствовать все полагающиеся части тела.
Еще недавно исследовали 52 мумии из Каирского музея, встретился еще один рак – опухоль простаты у пожилого мужчины, и подтвердилось наблюдение Циммермана – более чем у трети обнаружился атеросклероз.
Интересное открытие было связано и с древнеегипетской стоматологией. Не только Хатшепсут страдала от проблем с зубами. У большинства исследованных останков зубы были очень так себе. Во-первых, очень распространены были тяжелые зубные инфекционные осложнения – абсцессы, пародонтоз и кариес, нескольких зубов не достает почти у каждой мумии.
Царица Пунта Ати, встреченная послами царицы Хатшепсут, явно страдала сильным ожирением или даже слоновостью, что произвело сильное впечатление на египтян. Излишняя полнота в Египте явно была не в почете.
Интересно, что от зубного абсцесса, вероятно, скончался еще как минимум один правитель – Рамзес Второй. Его мумия тоже хорошо изучена. У него, как у многих, обнаружен атеросклероз, а также много следов от боевых ранений и старых переломов, и еще возрастной артрит. А еще оказалось, что в молодости фараон был рыжеволос! Сначала рыжему цвету редких оставшихся волос мумии ученые не придали значения – покойникам волосы нередко окрашивали хной, но при исследовании обнаружилось, что таков был и природный пигмент.
Были абсцессы челюсти и у других фараонов (у Псусенеса Первого, например; он умер очень пожилым, когда уже весь был скрюченный от артрита).
. Хотя сами египтяне далеко не все были помешаны на диетах! (статуя сельского старосты Каапера, 25 век до нашей эры, дерево(. )).
В общем, целая медицинская энциклопедия! У исследованных останков иногда диагностировались болезни и довольно редкие – синдром Хенда-Шюллера-Крисчена, например, (такое врожденное нарушение обмена липидов, когда у человека образуются очаги размягчения костей черепа). Частенько находили остеомиелит – ведь антибиотиков не было, и любой осложнившийся перелом кости мог закончиться плачевно.
Пивоварня.
Египтяне пили пиво чуть ли не вместо воды. Не отсюда ли такое широкое распространение атеросклероза?
Тут следует упомянуть интереснейший документ – "Папирус Смита". Это настоящий учебник военно-полевой хирургии 16 века до нашей эры с довольно точным описанием 48 видов травм и методов ведения их.
Представляете? Всего-то!
Удивительно, что раны описаны очень подробно, и рекомендации в большинстве случаев даны толково! И никакой магии, которую вполне можно было ожидать встретить в египетском манускрипте, ведь египтяне были буквально на ней помешаны!
Магию использовали в одном случае – при чуме, перед лицом Черной смерти древние врачи были бессильны.
Из-за постоянной пыли египтяне, скорее всего, страдали болезнями глаз. Красивенькие стрелочки на глазах фараонов и их жен – это не просто косметическое средство. Египтяне наносили на верхнее веко густой слой пасты на основе тертого малахита. Она как раз и защищала от попадания пыли.
Древний окулист (а может и косметолог)
Думаю, и скорпионы их кусали, и змеи – ведь не зря защиты от них просили от бога Гора. И крокодилы их конечно ели, и всякие крупные кошачьи грызли. Травмы были частым явлением, и военные – особенно.
В захоронениях строителей обнаруживаются скелеты с сильными разрастаниями костной ткани в поясничном отделе – из-за ношения тяжестей, но все эти болезни свойственны были и другим народам, и в другие времена.
Так что мерли египтяне, в основном из-за инфарктов и инсультов в результате атеросклероза, а также из-за инфекций – малярии, шистосомоза и туберкулеза. Ну, или насильственной смертью.
Про Древний Египет ходит масса историй и домыслов. Особенно после появления фильма «Мумия. На первом месте, конечно, стоят истории про строительство пирамид. А на втором – бальзамирование мумий и вообще врачебное искусство древних египтян. Тем более, что врачебное искусство Древнего Египта, на удивление, было невероятно развитым и передовым для своих времён. Судя по многим свидетельствам авторитетных историков, древние египтяне имели обширные знания и опыт в этой области. Включая и опыт в делах интимных.
Ещё при фараоне первой династии Атотисе был составлен своеобразный анатомический атлас человеческого тела. До нас дошли, по меньшей мере, десятки пространных и подробных папирусов, посвященных медицине и фармакологии. А выводы учёных-египтологов, базирующиеся на изучении огромного количества мумий, просто потрясающие: оказывается, древнеегипетские хирурги успешно проводили операции на сердце, пластические операции, пересадку органов и даже могли… менять своим пациентам пол. (Если что, то это не моё утверждение, а – учёных-египтологов).
У древних египтян, судя по всему, было великолепно развито и зубоврачебное дело – у очень многих древних мумий прекрасно сохранились пломбы.
Однако некоторые аспекты медицины и привычного быта древних египтян могут вызвать у нас недоумение и даже отвращение.
Для изгнания болезнетворных духов из человека рекомендовался кал львов, пантеры, козла, газели, страуса, крокодила и т.д., при лечении рожистого воспаления предписывалось местное втирание в кожу фекалий осла и женской мочи.
Известно, что третья из десяти описанных в Ветхом Завете казней египетских – это нашествие на страну кровососущих насекомых, в том числе и вшей. Доподлинно не установлено, имел ли место этот библейский сюжет на самом деле, но то, что весь Древний Египет чесался от вшей – факт.
Религиозные законы предписывали всем египтянам строжайшую гигиену и опрятность: правоверный египтянин должен был носить чистую полотняную одежду, несколько раз в день мыться, обязан был следить за чистотой в своем доме и т.п. Однако, видимо, не всем и не всегда эти предписания помогали, да и не всеми строго соблюдались (впрочем, как и в наше время).
Со временем нашли самый простой и дешёвый способ бороться с педикулёзом – просто на просто брить головы наголо. Это касалось всех: и мужчин, и женщин. При этом знатные или богатые египтяне обычно украшали себя париками. Большинство же их единоплеменников так и жили лысыми. А не расставаться с собственными волосами – было признаком совсем уж низкого социального статуса.
Древние книги свидетельствуют, что в Древнем Египте существовали специализированные родильные дома, из которых можно было вызвать опытных повитух к женщинам, желавшим родить на дому. Правда, доступны были такого рода услуги лишь жителям крупных городов.
Обнаруженный при раскопках древнеегипетского города Кахуна в 1889 году папирус, датируемый примерно 2000 годом до н.э., свидетельствует о довольно развитых представлениях египтян в акушерстве и гинекологи. В этом папирусе описаны кровотечения, нарушения менструального цикла, смещения матки, воспалительные процессы в брюшной полости и молочных железах. Наряду с магическими заклинаниями и ошибочными представлениями (так, египтяне считали, что матка открывается вверх) папирус из Кахуна содержит немало кажущихся вполне разумными советов и рекомендаций. Возможно кто-нибудь даже отважится проверить их действенность. Но если что – это уж на собственный страх и риск. В современных лабораторных условиях эти рекомендации не перепроверялись.
Но, по большей части, у древних египтян существовали очень своеобразные методы контрацепции. Учёные и историки до сих пор спорят: использовались ли презервативы в Древности. Достоверных сведений об этом нет, хотя некие прототипы кондомов, вероятно, существовали уже 12–15 тысяч лет назад.
В Древнем Египте, в основном, практиковалась женская контрацепция, потому как считалось, что контролировать деторождение прекрасный пол должен сам. Чаще всего для этих целей египтянки использовали мёд, хотя иногда готовили некие особые мази, смешивая листья деревьев всё с тем же с крокодильим калом. Мужчины же для контрацепции окунали свой половой орган в смолу или луковый сок. Как говорится – без комментариев.
В общем, древне египетские эскулапы были ещё те затейники.
Но в Древнем Египте шистосомоз был настолько широко распространён, что вообще не считался болезнью. Врачи были уверенны: кровь в моче у мужчин – это так же естественно, как и менструация у женщин. Если древний египтянин писал кровью – это было хорошим признаком того, что он готов к отцовству. Кроме того, доподлинно известно, что у древнеегипетских мужчин практиковалось обрезание – ещё задолго до возникновения авраамических религий.
Справедливости ради надо подчеркнуть, что сами древние египтяне уже в 1500 году до н.э. писали довольно убедительные медицинские трактаты о вреде обжорства и тяжёлых последствиях ожирения.
На фото: современная реконструкция облика Тутанхамона
Косметикой в Древности занимались тоже в значительной степени всё те же врачи и фармацевты. Причём пользовались косметическими средствами все, кому это было положено по рангу – и женщины, и мужчины. И, опять-таки, в основном в медицинских целях.
Тот самый знаменитый египетский макияж вокруг глаз с имитацией удлинения глазной щели делался не только ради красоты. При анализе многочисленных образцов этой косметики современные учёные установили, что большая часть её делалась на основе свинца, который увеличивал оксид азота в клетках кожи до 240 %. Важно то, что оксид азота является ключевым сигнальным агентом в организме, усиливающим иммунную систему.
Другой состав косметической краски для глаз включал изумрудного цвета порошок медной руды – хорошее средство профилактики глазных инфекций. В тропических и болотистых районах Нила, где всегда была сильна угроза распространения заразных болезней, такие меры предосторожности были совсем не лишни. К тому же макияж достаточно надёжно защищал кожу от прямых палящих солнечных лучей и пыли.
Но особенно хорошо приготовляли древние египтяне противогнилостные средства. Свое мастерство в этом деле они блестяще доказали бальзамированием трупов.
Нет, всё же древние египтяне и вправду были большими затейниками.
Читайте также: