А под ним тот профиль горбатый и парижской челки
Он не траурный – он не мрачный
Он совсем как сквозной дымок
Полуброшенный новобрачный
Бело-черный легкий венок
А под ним тот профиль горбатый
И парижской челки атлас.
И зеленый продолговатый
Очень зорко видящий глаз
Анна Андреевна в юности страдала лунатизмом. Однажды ночью её нашли в бессознательном состоянии лежащей на полу в церкви. Гумилев полюбил её в 14 возрасте, когда лунатизм уже проявлялся. Да и у самого Гумилева были странные отношения с Луной.
Из тетрадей и дневников последних лет Ахматовой
Я к розам хочу – в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их над невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, - друзей и врагов,
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
И шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И всё перламутром и тайной горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Я родилась в Иванову (европейскую) ночь 1889… 11 станция парового трамвая, Большой Фонтан. …первое стихотворение в 11 лет. Но уже раньше отец называл декадентской поэтессой..
Читать научилась поздно в 7 лет, но в 8 лет уже читала Тургенева.
Звенела сбруя адъютантских троек,
И гикали красавцы – ямщики,
А продавцы …(каких-то) кваса, соек
Тяжелые считали пятаки.
За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка,
На заплеванной мостовой
Матерится мастеровой
Паровик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля,
Тут уже до Горячего Поля
Вероятно, рукой подать.
Тут мой голос смолкает вещий,
Тут ещё чудеса похлеще,
Но уйдем – мне некогда ждать.
Качество моих стихов до зимы 1910-11 было столь же плачевно, что самые близкие люди отговаривали меня от этого занятия. Например, влюбленный в меня без памяти Н.С. Гумилев не был в силах их хвалить.
Ранние неуклюжие и, как известно, похожие на этажерки аэропланы неуверенно (летали) над моей ржавой кривоватой современницей (Эйфелевой башней) – 1889. она казалась мне похожей на гигантский подсвечник, забытый великаном среди столицы карликов.
… а вокруг бушевал недавно победивший кубизм, который остался чужд Амедео. Марк Шагал уже привез в Париж свой волшебный Витебск.
Угадаешь ты её не сразу, заразу.
Ту, что люди нежно называют,
От которой люди умирают,
Первый признак – странное веселье,
Словно ты пила хмельное зелье,
А второй - печаль, печаль такая.
Что нельзя вздохнуть, изнемогая.
Только третий – самый настоящий:
Если сердце замирает чаще
И горят в туманном взоре свечи,
Это значит вечер новой встречи.
Модильяни был единственным в моей жизни человеком, который мог в любой час ночи оказаться у меня по окном. Я втайне уважала его за это, но никогда ему не говорила, что вижу его.
В Лувре я была насмерть прикована к Египту. Египтянка – царица и плясунья – так изображал меня тогда Амедео Модильяни, о чем вы, вероятно, знаете из воспоминаний Эренбурга.
При жизни он не был признан, голодал, жил в пыльной неубранной мастерской. (Тупик Фальгьер).
Мне с тобою, пьяным, весело
Смысла нет в твоих рассказах
Осень ранняя развесила
Флаги желтые на вязах.
Я никогда не была с Моди в кафе или в ресторане, но он несколько раз завтракал у меня на рю де Флёр. (Угол бульвара Распай).
Были поэты знаменитые при жизни (Сологуб), но совершенно забытые после смерти. Были и неизвестные при жизни (Гумилев), но ставшие знаменитыми сразу после смерти. (Это и участь Модильяни).
С Мандельштамом всё обстоит сложнее. Он писал для своих правнуков. И вот эти правнуки, выросшие в крови, в грязи, в нужде, в неправде чистыми умными и полными сил.
Дата смерти устанавливается произвольно. 1945 (на семь лет позже действительной смерти). …умер 26 декабря 1938 года.
Особенно трудно писать об отношении Мандельштама к Пушкину. Оно было таким целомудренно – тайным, что даже Надя не знала, что весь Царскосельский Сю-сюк (Голлербах, Рождественский) о Пушкине приводил его в ярость.
…1933 Ленинград. Осип горел Дантом. …тогда я стала читать наизусть:
В венке олив под белым покрывалом
предстала женщина, облачена
в зеленый плащ и в платье огнеалом.
Он заплакал…
- Нет, ничего – только эти слова и вашим голосом. …
Мандельштам признавал Зощенку и Бабеля. Ненавидел Леонова.
Слава лебедью плыла
Сквозь золотистый дым
А ты, любовь, всегда была –
Отчаяньем моим.
Сколько раз менялись мы ролями,
Нас с тобой и гибель не спасла,
То меня держал ты в черной яме,
То я голову твою несла.
С 1911 по 1917 я проводила каждое лето в имении моей свекрови Слепнево (бывший Бежецкий уезд) Тверской губернии.
Пива светлого наварено,
На столе дымится гусь…
Поминать царя да барина
Станет праздничная Русь –
Крепким словом, прибауткою
За беседою хмельной,
Тот – забористою шуткою
Этот – пьяною слезой.
…развод попросила я, когда Н.С. приехал из-за границы в 1918, я уже дала слово Шилейко быть с ним.
Итак, оказывается, Гумилева нам описывают три … ничего не помнящие старухи (А.А. Гумилева, Вера Неведомская и Ирина Одоевцева). Его стихи рекомендуются не любившим его Вяч. Ивановым и вообще ничего не понимающим Валерием Брюсовым.
Два поэта породили целые полчища учеников – Гумилев и Мандельштам. Первый сразу после своей смерти в 20-х (Тихонов, Шенгели, Багрицкий), им бредила вся литературная южная Россия, второй сейчас (1961), им бредит почти вся начинающая молодежь Москвы и Ленинграда.
Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти 20-го века, но и человеком – эпохой… знала его крайне мало, вероятно раз 10 встречались. Все мои воспоминания о Блоке могут уместиться на одной странице обычного формата.
Сыпняк, голод, расстрелы, темнота в квартирах, сырые дрова, опухшие до неузнаваемости люди. В Гостином дворе можно было собрать большой букет полевых цветов. Все кладбища были разгромлены.
В Царском почти у всех были козы и их почему- то звали Тамара.
Несказанные речи
Я больше не твержу
Но в память той невстречи
Шиповник посажу.
И я уверена, что ещё мы и сейчас не до конца знаем, каким волшебным хором поэтов мы обладаем, что русский язык молод и гибок, что мы ещё совсем недавно пишем стихи, что мы их любим и верим им.
Смотрю я и думаю с чувством стыда,
Что та, что прекрасна и молода,
Свое приготовила тело
И дух – для высокого дела.
…я сроду не написала ни одного эротического стихотворения… ввиду полной непереводимости моих стихов.
Я всем прощение дарую
И в Воскресение Христа
Меня предавших в лоб целую
А не предавшего – в уста.
(1948 на Пасху).
…Пушкин полностью разделяет высокое верование античности… о том, что могила праведника – сокровище для страны и благословение богов.
И через всё и каждый миг,
Через дела, через безделье
Сквозит, как тайное веселье
Один непостижимый лик…
… повторение истории с бекешей, в которой Пушкин был на дуэли, и которую Наталия Николаевна подарила Нащокину, чтобы она не напоминала ей Пушкина.
Здесь не Темник, не Шуя –
Город парков и зал,
Но тебя опишу я,
Как свой Витебск – Шагал.
Тут ходили по струнке,
Мчался рыжий рысак,
Тут ещё до чугунки
Был знатнейший кабак.
Фонари на предметы
Лили матовый свет
И придворной кареты
Промелькнул силуэт.
Так мне хочется чтобы
Появиться могли
Голубые сугробы
С Петербургом вдали.
М.Г. Соломина говорила мне (в 1924), что встречала в свете Арапову и та охотно говорила, что её мать была счастливее во втором браке с Ланским, чем в первом.
…Демоническая женщина, к изображению которой подбирался тогда Пушкин. (Анти-Татьяна), и такая женщина была тогда в его жизни.
В октябре 1823 Пушкин написал письмо Раевскому, в котором он обещает как-то ему мстить и унижать его в глазах Каролины Собаньской. По тону письма видно, что он находится в путах каких-то интриг как-то связанных с Ал. Раевским и одесской Клеопатрой.
1828 – особенный год в жизни Пушкина….романы разные, горестная история с Олениной.
Раевскому Пушкин всю жизнь не мог что – то простить…
Пастернак.
Б. Пастернак говорил о поэме, как о танце. …с платочком, отступая – это лирика - она прячется. Вперед, раскинув руки – это поэма. Говорил как всегда необычно – не повторить, не запомнить, а всё полно трепетной жизни.
Пастернаку:
И снова осень валит Тамерланом,
В арбатских переулках тишина.
За полустанком или за туманом
Дорога непроезжая видна, -
Так вот она – последняя и ярость
Стихает – все равно, что мир оглох…
Могучая евангельская старость
И тот горчайший Гефсиманский вздох
Умолк вчера неповторимый голос
И нас покинул собеседник рощ,
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший им воспетый дождь.
И все цветы, какие есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели,
Но сразу тихо стало на планете,
Носящей имя скромное Земли.
1960 Москва Боткинская больница 1 июля.
В 1949 после вторичного ареста сына, . была выселена …, получила вместо 44 метров (2 комнаты) 14 метров в коммунальной квартире.
Ко мне подошел некто и предложил 1 месяц не выходить из дома. Но подходить к окну, чтобы меня было видно из сада.
Семь тысяч три километра
И не услышишь, как мать зовет.
В грозном вое полярного ветра,
В темноте обступивших невзгод.
Ты звереешь, дичаешь, мой милый,
Ты последний и первый – ты наш! –
Над моей ленинградской могилой
Равнодушная бродит весна.
Вот и доспорился, яростный спорщик,
До енисейских равнин.
Вам он – бродяга, шуан, заговорщик.
Мне он – единственный сын.
… Как дочь вождя мои читала книги
И как отец был горько поражен.
(Из подслушанных бесед)
Один:
Как клевета похожа на правду!
Другой:
Да. На правду непохожа только правда.
Здесь всё меня переживет
Всё, даже старые скворешни,
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет
И голос вечности зовет
С неотразимостью нездешней
И над цветущею черешней
Сиянье свежий месяц льёт
И кажется такой нетрудной
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.
Где меж стволов ещё светлее
И всё похоже на аллею
У Царскосельского пруда.
О десятых годах
(Из "Северных элегий")
Ты - победительница жизни,
И я - товарищ вольный твой.
И никакого розового детства.
Веснушечек, и мишек, и игрушек,
И добрых теть, и страшных дядь, и даже
Приятелей средь камешков речных.
Себе самой я с самого начала
То чьим-то сном казалась или бредом,
Иль отраженьем в зеркале чужом,
Без имени, без плоти, без причины.
Уже я знала список преступлений,
Которые должна я совершить.
И вот я, лунатически ступая,
Вступила в жизнь и испугала жизнь:
Она передо мною стлалась лугом,
Где некогда гуляла Прозерпина.
Передо мной, безродной, неумелой,
Открылись неожиданные двери,
И выходили люди и кричали:
"Она пришла, она пришла сама!"
А я на них глядела с изумленьем
И думала: "Они с ума сошли!"
И чем сильней они меня хвалили,
Чем мной сильнее люди восхищались,
Тем мне страшнее было в мире жить,
И тем сильней хотелось пробудиться,
И знала я, что заплачу сторицей
В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,
Везде, где просыпаться надлежит
Таким, как я, - но длилась пытка счастьем.
А ведь мы с тобой
Не любилися,
Только всем тогда
Поделилися.
Тебе - белый свет,
Пути вольные,
Тебе зорюшки
Колокольные.
А мне ватничек
И ушаночку.
Не жалей меня,
Каторжаночку.
Первая песенка
Таинственной невстречи
Пустынны торжества,
Несказанные речи,
Безмолвные слова.
Нескрещенные взгляды
Не знают, где им лечь.
И только слезы рады,
Что можно долго течь.
Шиповник Подмосковья,
Увы! при чем-то тут.
И это всё любовью
Бессмертной назовут.
Не повторяй - душа твоя богата -
Того, что было сказано когда-то,
Но, может быть, поэзия сама -
Одна великолепная цитата.
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить.
Но, Боже, как их замолчать заставить?!
Рисунок на книге стихов
Он не траурный, он не мрачный,
Он почти как сквозной дымок,
Полуброшенной новобрачной
Черно-белый легкий венок.
А под ним тот профиль горбатый,
И парижской челки атлас,
И зеленый, продолговатый,
Очень зорко видящий глаз.
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
. И мне показалось, что это огни
Со мною летят до рассвета,
И я не дозналась - какого они,
Глаза эти странные, цвета.
И все трепетало и пело вокруг,
И я не узнала - ты враг или друг,
Зима это или лето.
Последнее стихотворение
Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.
Другое, в полночной родясь в тишине,
Не знаю откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.
А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.
А вот еще: тайное бродит вокруг -
Не звук и не цвет, не цвет и не звук. -
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.
Но это. По капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка - любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.
И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него. умираю.
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет! -
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта холодное пламя
Его заклеймило чело.
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.
И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,
За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной.
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен -
Поэта неведомый друг.
Я давно не верю в телефоны,
В радио не верю, в телеграф.
У меня на все свои законы
И, быть может, одичалый нрав.
Всякому зато могу присниться,
И не надо мне лететь на "Ту",
Чтобы где попало очутиться,
Покорить любую высоту.
Как слепоглухонемая,
Которой остались на свете
Лишь запахи, я вдыхаю
Сырость, прелость, ненастье
И мимолетный дымок.
И по собственному дому
Я иду, как по чужому,
И меня боятся зеркала.
Что в них, Боже, Боже! -
На меня похоже.
Разве я такой была?
Конец 1950-х - 1960-е
Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: "Ты с ней на лугу. "
Говорят: "Божественный лепет. "
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.
И в памяти черной пошарив, найдешь
До самого локтя перчатки,
И ночь Петербурга. И в сумраке лож
Тот запах и душный и сладкий.
И ветер с залива. А там, между строк,
Минуя и ахи и охи,
Тебе улыбнется презрительно Блок -
Трагический тенор эпохи.
(2-е из "Трех стихотворений".)
Всем обещаньям вопреки
И перстень сняв с моей руки,
Забыл меня на дне.
Ничем не мог ты мне помочь.
Зачем же снова в эту ночь
Свой дух прислал ко мне?
Он строен был, и юн, и рыж,
Он женщиною был,
Шептал про Рим, манил в Париж,
Как плакальщица выл.
Он больше без меня не мог:
Пускай позор, пускай острог.
Я без него могла.
Петербург в 1913 году
За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Паровозик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля,
Вероятно, рукой подать.
Тут мой голос смолкает вещий,
Тут еще чудеса похлеще,
Но уйдем - мне некогда ждать.
Так не зря мы вместе бедовали,
Даже без надежды раз вздохнуть.
Присягнули - проголосовали
И спокойно продолжали путь.
Не за то, что чистой я осталась,
Словно перед Господом свеча,
Вместе с вами я в ногах валялась
У кровавой куклы палача.
Нет! и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Бег времени
Что войны, что чума? - конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен,
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда-то наречен?
Если б все, кто помощи душевной
У меня просил на этом свете, -
Все юродивые и немые,
Брошенные жены и калеки,
Каторжники и самоубийцы, -
Мне прислали по одной копейке,
Стала б я "богаче всех в Египте",
Как говаривал Кузмин покойный.
Но они не слали мне копейки,
А со мной своей делились силой,
И я стала всех сильней на свете,
Так, что даже это мне не трудно.
Защитникам Сталина
Это те, что кричали: "Варраву
Отпусти нам для праздника", те
Что велели Сократу отраву
Пить в тюремной глухой тесноте.
Им бы этот же вылить напиток
В их невинно клевещущий рот,
Этим милым любителям пыток,
Знатокам в производстве сирот.
Полночные стихи
Вместо посвящения
По волнам блуждаю и прячусь в лесу,
Мерещусь на чистой эмали,
Разлуку, наверно, неплохо снесу,
Но встречу с тобою - едва ли.
Памяти В.С. Срезневской
Почти не может быть, ведь ты была всегда:
В тени блаженных лип, в блокаде и больнице,
В тюремной камере и там, где злые птицы,
И травы пышные, и страшная вода.
О, как менялось все, но ты была всегда,
И мнится, что души отъяли половину,
Ту, что была тобой, - в ней знала я причину
Чего-то главного. И всё забыла вдруг.
Но звонкий голос твой зовет меня оттуда
И просит не грустить и смерти ждать, как чуда.
Ну что ж! попробую.
И прекрасней мраков Рембрандта
Просто плесень в черном углу.
Это были черные тюльпаны,
Это были страшные цветы.
Нужен мне он или не нужен -
Этот титул мной заслужен.
Не лги мне, не лги мне, не лги мне,
Я больше терпеть не могу.
В каком-то полуночном гимне
Живу я на том берегу.
Я бросила тысячи звонниц
В мою ледяную Неву,
И я королевой бессонниц
С той ночи повсюду слыву.
Там оперный еще томится Зибель
И заклинает милые цветы,
А здесь уже вошла хозяйкой - гибель,
И эта гибель - это тоже ты.
И опять по самому краю
Лунатически я ступаю.
Взоры огненней огня
И усмешка Леля.
Не обманывай меня,
Первое апреля!
Несколько слов обо мне самом
Я ль виноват, что я поэт
Тяжелых мук и горькой доли,
Не по своей же стал я воле —
Таким уж родился на свет.
Я ль виноват, что жизнь мне не мила,
И что я всех люблю и вместе ненавижу,
И знаю о себе, чего еще не вижу,—
Ведь этот дар мне муза принесла.
Я знаю — в жизни счастья нет,
Она есть бред, мечта души больной,
И знаю — скучен всем напев унылый мой,
Но я не виноват — такой уж я поэт.
1911-1912
Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увёл далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
1914
Рисунок на книге стихов
Он не траурный, он не мрачный,
Он почти как сквозной дымок,
Полуброшенной новобрачной
Черно-белый легкий венок.
А под ним тот профиль горбатый,
И парижской челки атлас,
И зеленый, продолговатый,
Очень зорко видящий глаз.
Мне не дано быть розой без шипов.
В густом снопе я лишь смиренный колос,
И растворяется мой слабый голос
Среди ему подобных голосов.
Но все же я пою по мере сил,
Без гнева. не ища заветной цели,
Чтоб после смерти ангел не спросил:
- Где ты была. когда все пели?
Бабушка русской поэзии (Автопортрет)
Полуседая и полуслепая,
Полунемая и полуглухая,
Вид — полоумной или полусонной,
Не говорит — мурлычет монотонно,
Но — улыбается, в елее тая.
Свой бубен переладив на псалмодий,
Она пешком на богомолье ходит
И Зубовскую пустынь посещает,
Но – если церковь цирком называет,
То это бес ее на грех наводит.
Кто от нее ль изыдет, к ней ли внидет —
Всех недослышит или недовидит,
Но — рада всякой одури и дури, —
Она со всеми благолепно курит
И почему-то — ладан ненавидит.
Ей весело цензуры сбросить пояс,
Ей вольного стиха по санкам полоз,
Она легко рифмует плюс и полюс,
Но — все ее не, но и без и полу –
Ненужная бесплодная бесполость.
Иннокентий Анненский
К моему портрету
Игра природы в нём видна,
Язык трибуна с сердцем лани,
Воображенье без желаний
И сновидения без сна
"Сатириконцы"( Рождественский подарок) Сатирикон, 1909, №52
Саша Чёрный
Как свинцовою доской,
Негодуя и любя,
Бьёт рифмованной тоской
Дальних, ближних и себя.
Солнце светит – оптимист,
Солнце скрылось – пессимист,
И на дне помойных ям
Пьёт лирический бальзам.
Безбилетный пассажир
На всемирном корабле –
Пил бы лучше рыбий жир,
Был бы счастлив на земле!
Это я, Владимир Сирин,
В шляпе, в шелковом кашне.
Жизнь прекрасна, мир обширен,
Отчего ж так грустно мне?
Я - бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах,
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
Во мне конец, во мне начало.
Мной совершенное так мало!
Но все ж я прочное звено:
Мне это счастие дано.
В России новой, но великой
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок.
Летом 1912 года
Пора сознаться: я - не молод; скоро сорок.
Уже не молодость, не вся ли жизнь прошла?
Что впереди? обрыв иль спуск? но, общий ворог,
Стоит старуха-смерть у каждого угла.
Я жил, искал услад, и правых и неправых,
Мне сны безумные нашептывала страсть,
Губами припадал ко всем земным отравам,
Я знал, как радует, как опьяняет власть.
Меж мук и радостей, творимых и случайных,
Я, в лабиринте дней ища упорно путь,
Порой тонул мечтой в предвечно-страшных тайнах
И в хаос истины порой умел взглянуть.
Я дрожь души своей, ее вмещая в звуках,
Сумел на ряд веков победно сохранить,
И долго меж людей, в своих мечтах и муках,
В своих живых стихах, как феникс, буду жить.
И в длинном перечне, где Данте, где Вергилий,
Где Гете, Пушкин, где ряд дорогих имен,
Я имя новое вписал, чтоб вечно жили
Преданья обо мне, идя сквозь строй времен.
Загадку новую я задал для столетий,
На высях, как маяк, зажег мечту свою.
Об чем же мне жалеть на этом бедном свете?
Иду без трепета и без тревог стою.
Взмахни своей косой, ты, старая! Быть может,
Ты заждалась меня, но мне - мне все равно.
В час роковой меня твой голос не встревожит:
Довольно думано! довольно свершено!
Анна Ахматова, 1914 Рис. О. Делла-Вос-Кардовской.
А ЮНОСТЬ БЫЛА КАК МОЛИТВА ВОСКРЕСНАЯ
Марк Шагал. Эйфелева башня.
…Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…
…Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село.
Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…
Марк Шагал. Чарли Чаплин.
Аня Горенко. 1900 г. Севастополь.
В первый раз я стала писать свою биографию, когда мне было 11 лет, в разлинованной красным маминой книжке, для записывания хозяйственных расходов (1900 г.). Когда я показала свои записи старшим, они сказали, что я помню себя чуть ли не двухлетним ребенком…
Музыкальный вокзал в Павловске.
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски…
Царское Село. Лицейский флигель.
Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
Брак родителей Анны Ахматовой Инны Эразмовны Стоговой и Андрея Антоновича Горенко не был счастливым. Андрей Антонович, красавец и бонвиван, жил в свое удовольствие, не считая, тратил женины, полученные в приданое деньги, не обделял вниманием ни одной хорошенькой молодой женщины. Инна Эразмовна, мучаясь равнодушием мужа и к ней, и к детям, жила как во сне. А дети один за другим заболевали туберкулезом. От злой чахотки угасла рано вышедшая замуж Инна (1886–1905). Ирина, по домашнему Рика, умерла ребенком, в 1896 году. Затем заболели и старший, Андрей, и Анна, и Ия. Анна выздоровела (Ахматова считала, что с туберкулезом ей помогла справиться увеличенная щитовидная железа), а Ия – умерла, на руках у матери, в Севастополе. Инна Эразмовна обезумела, сраженная горем и крайней степенью нищеты, ей не в чем было похоронить дочь, не было даже рубашки! В 1922-м она перебралась из Севастополя к своей старшей сестре Анне Вакар, под Киев; имение Вакаров было конфисковано, но крестьяне пожалели бедных господ и разрешили им жить в бывшей сторожке лесника. В 1927-м младший сын Виктор, в то время он жил на Дальнем Востоке, вызвал мать к себе.
Семья Горенко. И. Э. Горенко, А. А. Горенко, на руках – Рика, Инна, Анна, Андрей. Около 1894 г.
Инна Эразмовна Горенко, урожденная Стогова. Мать А. А. Ахматовой.
Анна Андреевна, хотя в семье ее считали отцовой дочкой (за высокий рост, осанку, не женский четкий ум), многое унаследовала и от матери: светлые глаза при темных, очень густых волосах и ресницах, непрактичность, а главное, доброту.
Семья Горенко. 1909 г. Слева направо: Анна, Андрей (брат), Инна Эразмовна (мать), Виктор (брат), Ия (сестра).
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу… Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году… Все это время (с довольно большими перерывами) я продолжала писать стихи, с неизвестной целью ставя над ними номера.
Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.
Читайте также: