Боли в спине у пианистов
О том, насколько безопасна для позвоночника йога, как предостеречь себя от боли в спине и как часто нужно делать массаж, рассказала Татьяна Чернуха, кандидат медицинских наук, заведующая неврологическим отделением № 3 РНПЦ неврологии и нейрохирургии.
— Кто чаще всего становится пациентом врача-невролога?
— Как правило, это люди старше 40 лет. Хотя некоторые заболевания молодеют, и у 18−20-летних мы диагностируем, например, рассеянный склероз. Но чаще всего в Беларуси к врачам-неврологам обращаются с неврологическими проявлениями остеохондроза (изменениями позвонков и расположенных между ними межпозвонковых дисков. — Прим. TUT.BY) позвоночника и жалобами на боль в спине.
Татьяна Чернуха, кандидат медицинских наук, заведующая неврологическим отделением № 3 РНПЦ неврологии и нейрохирургии
— Как изменились неврологические заболевания в Беларуси за последние 20 лет?
— Со временем у нас увеличилась продолжительность жизни и, соответственно, стало больше пожилых пациентов. В итоге выросло количество сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и инсультов.
Болезнь Паркинсона тоже помолодела. Если раньше ею болели в 50−70 лет, то сейчас есть случаи и среди 35−40-летних. Но, возможно, это связано с лучшей и более ранней диагностикой.
— С жалобами на боль в спине и голове человек должен сразу идти к неврологу?
— Сначала нужно обратиться к участковому терапевту. Врач осмотрит пациента, выявит дополнительные симптомы и признаки заболеваний, назначит обследования. В первую очередь попросит сделать анализ крови и мочи, по показаниям — рентгенограмму позвоночника, УЗИ органов брюшной полости.
Нужно понимать, что боли в спине могут иметь самый разный характер. Например, их в том числе вызывает заболевание почек, у женщин — гинекологические проблемы.
— При какой боли в спине точно нужно идти к неврологу?
— Если это острая боль в позвоночнике, которая отдает в ногу или обе ноги, а при ходьбе развивается слабость или беспокоит онемение в стопе. Достаточно грозный сопутствующий симптом — задержка или учащенное мочеиспускание. Он возникает из-за поражения спинальных корешков и спинного мозга. В такой ситуации может понадобиться оперативное лечение.
— Как долго эти симптомы можно терпеть?
— Если у человека возникли слабость в ноге и нарушение мочеиспускания, то обращаться к врачу нужно в тот же день.
— Всегда ли боль в плече и руке — симптомы шейного остеохондроза?
— Нет. Боль в плече и руке бывает из-за напряжения в области мышц позвоночника, травм, заболеваний суставов.
— Почему возникает остеохондроз?
— Остеохондроз связан с вертикальным положением тела человека и возрастными изменениями. Его причинами может стать как наследственный фактор, так и сидячий образ жизни, лишний вес, травмы, чрезмерная физическая нагрузка с поднятием тяжестей. Я имею в виду работу грузчиков, профессиональных спортсменов, рабочих на конвейере, которые долгое время находятся в вынужденной позе и не могут сделать перерыв.
— С какого возраста человек должен заниматься профилактикой остеохондроза?
— Смолоду нужно во главу угла ставить здоровый образ жизни. Необходимо ходить в бассейн, спортивный зал, заниматься калланетикой (комплекс упражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц. — Прим. TUT.BY) и пилатесом. Для позвоночника полезны спокойные физические нагрузки, без рывков.
— Смолоду — это с какого возраста конкретно?
— О том, что у вас может развиться остеохондроз, нужно думать с дошкольного возраста. Ребенка стоит научить правильно сидеть, чтобы не было сколиоза, привить ему любовь к спорту.
— Молодеет ли остеохондроз?
— Молодеет за счет того, что сейчас многие профессии связаны с сидячим образом жизни. Дети реже играют на улице и чаще — в компьютерные игры. Из-за малоподвижного образа жизни происходит недостаточное развитие мышечного корсета, позвоночник формируется неправильно. У человека может быть недостаточное количество мышечной массы, что в будущем приведет к ранним неврологическим нарушениям со стороны позвоночника.
— Грыжа является осложнением остеохондроза?
— Да. Грыжа может возникнуть и в момент травмы, при подъеме чрезмерной тяжести, допустим, штанги или тяжелой мебели.
— Сколько допустимо поднять женщине без вреда для здоровья?
— Женщине лучше не таскать что-то свыше 15−20 кг, а мужчине — свыше 30 кг.
— От пожилых людей в период дачного сезона можно услышать, что их мучает радикулит …
— В медицинском понимании радикулит или радикулопатия — состояние, при котором возникает раздражение или ущемление нервного корешка. Это достаточно выраженная стадия проявления остеохондроза. Она требует более длительного и активного лечения, чем тот же банальный прострел в спине, после которого боль может исчезнуть через пару часов. При радикулите боль отдает в ногу, могут возникнуть симптомы в виде отсутствия либо уменьшения рефлексов. Если при радикулите в стопе появилась слабость, то срочно нужно обратиться к врачу.
— Так что делать дачникам, чтобы не попасть к неврологу?
— Не стараться за один день переделать всю работу. Физическая нагрузка должна быть дозированной. Людям с проблемами со спиной нужно избегать длительного наклона вперед. Делать что-то стоит, сев на скамеечку или с использованием специальной техники. Нужно соблюдать баланс и уделять время не только грядкам, но и своему здоровью.
— Можно ли при боли в спине делать блокады (метод терапии, основанный на введении лекарства в место, отвечающее за формирование боли. — Прим. TUT.BY)?
— Это хороший метод лечения, который позволяет быстро помочь пациенту. Но для блокад должны быть определенные показания. Во время осмотра врач выявляет у пациента напряжение мышц, болевые точки, другие симптомы. Обследование необходимо для того, чтобы исключить случаи, когда требовать блокаду начнет человек, например, с почечной коликой. Ему не блокаду нужно делать, а срочно бежать к урологу.
Как правило, больному делают по две-три блокады. Врач подводит лекарство целенаправленно к проблемным зонам и с помощью инъекции снимает напряжение мышцы. Острая боль уходит, и человек быстрее выздоравливает. Лекарство может быть как иностранным, так и белорусским, при этом его, как и дозу, может подобрать только врач.
— Уступает ли белорусское лекарство иностранному?
— Мы пользуемся белорусским, и оно оказывает эффект.
— О чем может говорить то, что у человека в возрасте слегка за 30 лет зимой спина болит, а летом — нет?
— Это может быть связано с индивидуальной реакцией на холод или с тем, что зимой человек меньше двигается. Я бы такому человеку посоветовала сдать общий и биохимический анализы крови, анализ мочи, сделать снимки позвоночника и обратиться за консультацией к врачу.
— Почему у одних возникает туннельный синдром, а у других — нет?
— Туннельные синдромы возникают при предрасположенности к ним и наборе веса. У женщин туннельный синдром врачи диагностируют чаще, чем у мужчин. Это связано с особенностями гормонального обмена. Если немеют руки, это может быть ущемление срединного нерва в области запястного канала. В этом случае нужно делать физиотерапевтические процедуры, направленные на проблемную зону, то есть на область запястий.
Бывают туннельные синдромы в ногах, грушевидной мышцы, то есть ягодичной. При синдроме грушевидной мышцы можно применять блокады и использовать медикаментозное лечение.
— А что может быть профилактикой туннельного синдрома?
— Контроль веса. Иногда полный человек может похудеть на десять килограмм, и проблема исчезнет.
— Сколько в день можно сидеть за компьютером без вреда для позвоночника?
— Взрослый может себе позволить и восемь, и девять часов. Но периодически нужно вставать, ходить, если есть проблемы со спиной, то, возможно, делать небольшой комплекс упражнений по две-три минуты: наклониться, повернуться.
— Какими должны быть офисные стулья, чтобы не было негативного воздействия на спину?
— Офисные стулья должны быть с регулировкой наклона спинки, высоты сиденья, по форме соответствовать изгибам позвоночника, с наличием валика в области поясницы. И желательно, чтобы компьютер стоял напротив глаз, а не вполоборота. Хорошо если есть привычка сидеть ровно и прямо, а не боком, ссутулившись.
— Что вы еще посоветуете офисным работникам в плане профилактики?
— Два-три раза в неделю обязательно заниматься спортом. Ведь то, что человек вышел из офиса, сел в машину, приехал домой и лег у телевизора, организм не прощает.
Есть другая крайность. Если вы 10−15 лет ничем не занимались, пришли в спортзал, что-то резко потягали. В таком случае могут возникнуть проблемы со спиной. К занятиям спортом нужно подходить планомерно и дозированно, можно обратиться за помощью к инструктору.
Часто можно услышать, что, мол, на занятия спортом нет ни времени, ни денег. А разве проблема надеть шорты, обуть кроссовки, выйти и побегать полчасика?
Если у вас обострение и выраженная боль в спине, то пробежка однозначно состояние ухудшит. Тогда лучше посоветоваться с врачом насчет того, какая физическая нагрузка для позвоночника будет адекватной. В качестве альтернативы можно позаниматься лечебной физкультурой с инструктором в поликлинике.
— Как вы относитесь к мануальной терапии?
— Мануальную терапию должен проводить сертифицированный специалист, прошедший обучающий курс по соответствующей специальности. Не самоучка, знахарь или кто-то еще… Также мануальному терапевту нужно предоставить результаты обследования позвоночника, чтобы он видел, с чем имеет дело. При некоторых болевых синдромах мануальная терапия помогает, но при больших грыжах диска — нет.
— Насколько эффективны ортопедические матрасы для сна?
— Для позвоночника очень важно, на чем мы спим. Если в гостях поспать на неудобном диване, утром, бывает, встаешь и чувствуешь: что-то не то. Лучше всего выбрать ортопедический матрас средней жесткости. Для позвоночника это — благо.
— А какой должна быть подушка?
— Подушка должна быть невысокой. Людям с болями в шее оптимальнее всего спать на ортопедических подушках с двумя валиками и углублением.
— Как часто нужно делать массаж человеку, который не жалуется на боли в спине?
— Два раза в год независимо от сезона. Тем, у кого есть неврологические проблемы, массаж можно делать чаще. Курс массажа должен состоять из пяти-десяти сеансов. Но в любом случае, чтобы поддерживать мышцы и связки в форме, нужно заниматься спортом.
— Вы говорили про пилатес и калланетику, а как вы к йоге относитесь?
— Если человек здоров и он в хорошей физической форме, то, пожалуйста, можно заниматься, чем нравится. Но если у него хроническое заболевание, стойкий болевой синдром, то можно сходить на сеанс йоги и вернуться к неврологу с обострением. Если есть сомнения, то лучше лишний раз посоветоваться с врачом. Позвоночник не любит резких и скручивающих движений, поэтому во время занятий йогой каких-то видов движений можно избегать.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Моему поясничному остеохондрозу около 25лет (был комиссован от армии). Первые 10 лет состояние постепенно ухудшалось и дошло до той стадии, когда любое действие организмом разбивается на 3: мысленный "скан" позвоночника до ("не стреляет?") , само действие, мысленный "скан" после (и ожидание прострела). Ноющее состояние и страшная апатия (все говорят, что "не лечится" и только ухудшается. ) Были мысли о "лежачем программисте". "Лечебная физкультура" преподается на уровне - "делайте если можете, все индивидуально". Пробовал много чего, включая мануальных терапевтов, пока не повстречал медсестру (массаж), которая в детстве занималась конным спортом и получила травму. Вот она понимала о чем идет речь и подтолкнула в поиску правильного пути. Проблема остеохондроза обусловлена плохим (не правильным) кровоснабжением межпозвоночных дисков и связок, которые охватывают каждый сустав (пару позвонков). Когда мы сидим - напряжены одни мышцы (кровоток сдавлен) и бездействуют другие, а в норме - при каждом движении мышцы своим поочередным сдавливанием/освобождением помогают наполнять все самые тонкие капилляры и позволять вовремя обеспечивать каждый орган всем необходимым и выводить из него все лишнее. Решение проблемы - в регулярности восстановления нормального расстояния между дисками и кровоснабжения мышц, дисков, связок. 1. Растягивание перед сном (восстановить то расстояние, которое "стопталось" за день, позволить организму ночью регенерировать. ). Ложимся на пол, ноги положить на кровать/кресло/стул (тогда нет поясничного прогиба и позвоночник лежит ровно). Руки кладем вдоль за головой - тянемся за кончиками пальцев, потом руки под голову и тоже тянемся, но уже за локтями (в том же направлении), можно смело "поскрепеть" лопатками, изгибаясь и как-бы помогая освободить каждое ущемление. Ощущение очень приятное, не раз приходилось даже провалиться в сон прямо на полу. ) После этого сразу в кровать. Помимо здорового расстояния, мышцы как насосы закачивают в каждый . Читать дальше. капилляр все необходимое для ночной работы организма. 2. Утренняя зарядка а. Проснувшись, умывшись, приготовив себе завтрак (что-то еще, просто чтобы "проснулось тело") - начинаем с такого же растягивания как перед сном. б. В том же положении (тело на полу, ноги на диване), руки вдоль тела, согнули в локтях и чуть опираясь на затылок - делаем прогиб с опорой на локти (как бы "мостик" но в лопаточном, а не поясничном, отделе), отрывая спину от пола совсем не много - около 5-7см. Таких прогибов я делаю 15шт подряд, без задержек в верней и нижней точке. В результате мы просто "запускаем" мышцы лопаточной части (это не накачка мышц, а их "пуск", поэтому больших усилий и повторов не нужно). в. Опускаем ноги с дивана на пол, поворачиваясь за ними (ложимся вдоль дивана). С опорой на пятки и лопатки - приподнимаем поясницу на те же 5-7см - вот это как раз "мостик", но поскольку проблема именно в пояснице, только лишняя (травмирующая) нагрузка здесь не нужна. Теже 15 повторений. Этим упражнением "включаются" продольные мышцы, прилегающие непосредственно к позвоночнику. К тому же включение мышц позволяет растянутому в первом упражнении позвоночнику - "собраться" обратно и всем дискам встать на место (без нагрузки!). г. немножко для пресса. Лежа на спине, руки за голову - согнуться под 25-30градусов, отрывая от пола не всю спину, а только на уровне лопаток (это мое ограничение нагрузки на поясничный отдел, при этом качается как минимум "верхний" пресс) д. Глубокий самомассаж. Упражнение можно назвать "колобок", только качаться нужно не на позвоночнике (не на "костяшках"), а на продольных мышцах, проходящих вдоль него (разминать свою "полендвицу")) Для этого нужно сначала сесть на пятую точку, подобрать колени, но не обхватывать их руками (у рук будет своя функция). Потом мы как бы перекатываемся назад (с пятой точки на затылок), при этом руки слегка отведены в стороны и каждая помогает слегка отклонить туловище то вправо, то влево (от линии позвоночника). Приспособившись - можно потом настолько сильно отклонять тело право/влево, что массируется более широкая область вокруг позвоночника. Возвращаясь в исходное положение - мы массируем и пятую точку, что также полезно для всей мужской/женской сферы. Это массаж своим собственным весом. так глубоко вам не промассирует ни один специалист, а вы это делаете каждое утро, бесплатно, и на всю зарядку у вас уходит 4-5минут, что позволяет делать ее даже тогда, когда "некогда". В итоге вы получаете растянутый, потом правильно "собранный" и промассированный позвоночник, готовый к любым последующим нагрузкам. Вот эта комбинация: вечернее восстановление и утренняя подготовка - наверное позволяют организму восстанавливать свои проблемные места. По крайней мере оптимизм ко мне вернулся уже после первых "занятий", а последующие годы говорят о том, что это "работает". ) Все это можно и нужно делать даже при "прострелах", просто где-то чуть больше себя подстраховывая - восстановление проходит тоже быстрее (сравниваю только с рассказами знакомых о "блокадах" и недельных больничных). У женщин после родов - бывают проблемы в шейном отделе позвоночника (от рук "помощниц тужиться". ), боли в плечевых суставах - могу также порекомендовать этот несложный комплекс (жена когда-то посмеивалась, а теперь делает сама и даже без напоминаний. ))) + никто не отменял правила подъема тяжестей (вертикально, без поворотов по оси, только вместе с туловищем перешагиваем на ногах). + правильная осанка (о валике в спинке стула сказано в статье), в метро спинка также имеет поясничный выгиб, а любое кресло в наземном транспорте имеет разрыв между спинкой и сидушкой - в него прячется выступающая пятая точка. и создается все тот же поясничный прогиб (в литературе говорится, что в этом положении спина максимально расслаблена, напряжено минимальное количество мышц - по ощущениям это похоже на правду). Еще все врачи говорят, что самые большие проблемы со спиной у тех, кто считает себя самым здоровым и позволяет себе необдуманные нагрузки. Так что остеохондроз - это точно не приговор, а скорее стимул к познанию себя и Природы в целом.
Немеющие пальцы – недуг, обострившийся в эпоху массовой компьютеризации
Об авторе: Владимир Анатольевич Парфенов – профессор, заведующий кафедрой нервных болезней и нейрохирургии Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.
Риск развития синдрома запястного канала повышен у людей, работающих в условиях низких температур, например у рыбаков. Фото Reuters
По ночам вдруг начинают неметь руки. Не так уж мало людей ощущают это, но до поры до времени терпят. И напрасно. За этим расстройством могут скрываться различные болезни, самая частая – поражение срединного нерва на уровне запястья (синдром запястного канала). О том, что это эффективно лечится, к сожалению, мало известно.
Синдром запястного канала – наиболее распространенное поражение нервов верхних конечностей с пиком заболеваемости в возрасте от 40 до 60 лет. Заболевание вызвано компрессией срединного нерва в его анатомическом канале под поперечной связкой на уровне запястья. Оно встречается у женщин в пять-шесть раз чаще, чем у мужчин, и преобладает в пожилом возрасте, что ассоциируется с гормональными изменениями.
В большинстве случаев причина заболевания неясна, предполагается врожденная узость запястного канала, которая может привести к развитию болезни при действии дополнительных факторов. К факторам риска относятся статичная установка кисти в состоянии чрезмерного разгибания в лучезапястном суставе, например при длительной работе за компьютером. Продолжительные повторяющиеся сгибания и разгибания кисти (например, у пианистов, художников, ювелиров) также могут способствовать болезни.
Кроме того, риск развития заболевания повышен у людей, работающих в условиях низких температур (мясников, рыбаков, работников отделов свежезамороженных продуктов). Все эти факторы приводят к повышению тканевого давления в запястном канале, вызывающему ишемическое поражение срединного нерва.
Типичная картина заболевания: неприятные онемения, боли и снижение чувствительности на ладонной поверхности большого, указательного и срединного пальцев кисти, боль в области первых трех пальцев и запястья, неловкость приведения большого пальца кисти. Характерно усиление симптомов ночью или утром, неловкость в кисти, которая нарастает в течение дня при выполнении действий, сопровождающихся сгибанием запястья, например вождении автомобиля, рисовании, работе за компьютером. Двигательные нарушения возникают обычно через несколько лет и представлены атрофией мышц большого пальца и слабостью пальцев кисти: слабость противопоставления, сгибания и ладонного отведения большого пальца.
Многие обращаются к врачу при изменении формы кисти из-за развития гипотрофии мышц большого пальца. Пациенты нередко жалуются на затруднения при застегивании пуговиц, захватывании мелких предметов, письме. Слабость может нарастать до такой степени, что пациент не способен удерживать многие предметы.
Опытный врач легко определит поражение срединного нерва на основании жалоб пациента, истории заболевания, расстройств чувствительности и других проявлений. При перкуссии (постукивании пальцем) в проекции пораженного срединного нерва в области борозд запястья часто возникает усиление покалывания в пальцах (симптом Тинеля). Если поднять руку вверх и согнуть кисть в лучезапястном суставе, то через короткое время появляются неприятные ощущения, онемение в пальцах пораженной кисти (симптом Фалена).
В диагностике заболевания помогают электрофизиологическое исследование срединного нерва (электронейромиография), которое обнаруживает нарушение проведения электрического импульса по нерву в области запястного канала, а также ультразвуковое исследование (УЗИ), позволяющее в реальном времени увидеть признаки компрессии срединного нерва и исключить другие заболевания.
Часто при синдроме запястного канала предполагают, что онемение пальцев связано с поражением шейного отдела позвоночника, поэтому пациентам проводят магнитно-резонансную томографию (МРТ) этого отдела; при этом у большинства выявляются дегенеративные изменения позвоночника (бессимптомные грыжи дисков). Специалистами нередко переоценивается клиническое значение выявленных в результате МРТ изменений. Как следствие – устанавливаются неверные диагнозы остеохондроза позвоночника, грыжи межпозвоночного диска и ошибочно проводится лечение этих состояний вместо терапии поражения срединного нерва.
Лечение синдрома запястного канала консервативное или хирургическое. Консервативное лечение рекомендуется при легкой степени заболевания, преимущественно в первые несколько месяцев от начала появления симптомов. Оно включает ограничение нагрузки на область лучезапястного сустава, использование медицинской шины или ношение ортеза в нейтральном положении кисти (ночью), инъекции кортикостероидов внутрь запястного канала.
Хирургическое лечение рекомендуется при тяжелом и длительном течении заболевания, а также при неэффективности консервативного лечения. Операция обычно проводится под местной анестезией, занимает всего 15–30 минут и практически не дает осложнений, если выполняется квалифицированным нейрохирургом. Хирургическое вмешательство заключается в рассечении поперечной связки, что приводит к увеличению объема запястного канала и прекращению повреждения срединного нерва.
В клинике нервных болезней Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова каждый год проводится около 150 подобных операций. Наблюдение пациентов после операции показывает, что большинство (около 90%) из них полностью удовлетворены результатами хирургического лечения. Вот типичный клинический пример.
Женщину 50 лет при обращении в клинику беспокоили постоянное чувство онемения, жжения, покалывания в области ладонной поверхности большого, срединного и указательного пальцев правой кисти, неловкость пальцев правой кисти, боль в области запястья и пальцев правой кисти. Пациентка в течение 10 лет работала продавцом в отделе свежезамороженных продуктов, что могло способствовать развитию болезни.
С течением времени онемение усиливалось и приобрело постоянный характер. Женщина обратилась за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства, но лечение (нестероидные противовоспалительные средства, витамины группы В, физиотерапия) не дало эффекта.
В клинике нервных болезней, куда обратилась пациентка, ей была проведена декомпрессия правого срединного нерва. Через месяц после хирургического лечения пациентка отметила полный регресс болевого синдрома, исчезновение парестезий, улучшение чувствительности и мелкой моторики в правой кисти, она без существенных ограничений смогла выполнять профессиональную и повседневную бытовую работу. Через полгода после операции отмечено полное восстановление чувствительности и силы в правой кисти.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Организация: МБОУ ДОД ДМШ №2
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский
Для того, чтобы понять, как правильно должен играть аппарат, давайте разберёмся немного в его анатомии. При игре на фортепиано участвуют не только пальцы, но и вся рука. Это понятие должно быть ключевым в работе над аппаратом. Многие педагоги локализируют кисть, заставляя одну часть руки быть неподвижной. Это неправильный подход. В игре участвуют пальцы, кисть, пясть, предплечье, надплечье, а так же всё это поддерживают мышцы плеча, спины, груди плечевого пояса.
Следует отметить, что болезнями рук страдали многие пианисты. Известно, что у Скрябина длительное время болела правая рука. Хорошо изучены часто встречающиеся заболевания рук, связанные с перенапряжением, например тендовагиниты и ганглии.
Тендовагинит – возникает от длительной нагрузки на кисть при игре октав и аккордов, особенно в быстром темпе. Рука снабжена многочисленными мышцами, сухожилия которых на кисти расположены близко друг от друга. Каждое сухожилие одето как бы футляром, оболочкой из эластичной и плотной соединительной ткани. Внутренние поверхности оболочек постоянно орошаются так называемой синовиальной жидкостью. При длительной однообразной работе в этих оболочках иногда создаются условия для воспалительных изменений, нарушающих нормальную подвижность сухожилий и приводящих к болезней припухлости и отёку окружающей ткани. Повторяющиеся и длительно текущие тендовагиниты могут принять форму хронического заболевания, трудно поддающуюся лечению.
Боли в мышцах могут появиться у пианиста и в том случае, когда после значительного перерыва в игре он сразу приступает к занятиям над трудным произведением или пытается без соответствующей подготовки выполнить непосильную для него техническую задачу.
При своевременном отдыхе такие болезненные явления могут быстро исчезнуть, но при сильном и продолжительном напряжении мышц, особенно если оно сочетается с неправильными приёмами, может нарушиться пианистическое движение.
В таком случае можно говорить о профессиональном заболевании, которое требует специального лечения. Оно проявляется либо в болезненном спастическом напряжении мышц руки, либо наоборот, в её слабости, так называемом парезе.
При этом заболевании нет органического поражения мышц суставов и нервов; нарушение движения в руке пианиста является следствием нарушения закономерностей возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе при построении двигательного акта.
Неправильное построение пианистических движений может стать источником профессионального заболевания в том случае, если они многократно повторяются и превращаются в неправильный навык.
Приведём несколько примеров таких ошибок:
Привычка во время игры держать поднятым плечевой пояс вызывающая ограничение движений лопатки и плечевого сустава.
Прижатый к туловищу или чрезмерно отведённый локоть, который ограничивает функции плечевого сустава.
Стремление извлечь сильный звук пальцами без достаточного участия верхних звеньев пианистического аппарата.
В первых двух случаях – при фиксации лопатки и плечевого сустава – в мышцах плечевого пояса может возникнуть статическое напряжение не сменяющееся расслаблением, зажим, который часто сопровождается болью. При ограничении движения плеча его функцию частично вынуждены выполнять предплечье и кисть, более слабые звенья руки, не приспособленные для этой работы. В результате в них наступает преждевременное утомление, которое, в свою очередь, может привести к спазм или слабости мышц.
В третьем случае – пианист предъявляет к наиболее слабым звеньям пианистического аппарата непосильные требования, не соответствующие их возможностям, вызывающие в предплечье, кисти и пальцах перенапряжение и переутомление.
Во всех приведённых примерах происходит нарушение синкинезии (согласованности) движений в разных звеньях руки, что ведёт к дискоординации в нервных центрах и является предпосылкой к развитию координации невроза.
Очень важное значение в развитии координационного невроза имеет общее утомление и тем более переутомление, при котором всегда в той или иной степени нарушается движение.
Действительно, при сильном общем утомлении ослабевает воля и внимание, появляются апатия, рассеянность. Мы не можем длительно сосредоточиться, у нас теряется ясность мысли. Все эти психические нарушения сказываются на движении, оно становится нечетким, неточным, замедленным. Эффективность работы резко снижается. Утомление наступает в результате длительной и напряженной работы, как умственной, так и мышечной, и в обоих случаях при отсутствии своевременного отдыха может распространиться на весь организм. Между мышечным (физическим) и умственным утомлением нет принципиальной разницы.
В обоих случаях страдает нервная система – нарушаются уравновешенность, подвижность, способность к распространению и концентрации нервной энергии. Это отражается на функции тех органов, которые управляются соответствующими нервами, снижая их трудоспособность.
Появление утомления Павлов рассматривал как сигнал к прекращению и необходимости отдыха, а отдых как отрицательное тормозное состояние. Отдых, однако, – не просто выключение деятельности; во время отдыха восстанавливается нервная энергия.
Необходимо, чтобы в фазе торможения произошла компенсация энергии, затраченной в фазе возбуждения на действие. В этом состоит уравновешенность этих двух процессов. При нарушении этого ритма и наступает утомление. Если же, стараясь преодолеть усталость, не прерывать деятельность, продолжая держать нервную систему в состоянии возбуждения, то в ней всё более усиливается трата энергии и наступает её истощение.
Из-за длительного перевозбуждения естественная тормозная реакция может и не наступить. Известно, что часто при резко выраженном утомлении человек не может уснуть. Такое состояние характерно для переутомления и является уже болезненным, требующим специального лечения. У музыканта – исполнителя имеет место и мышечная и умственная усталость, поскольку в его труде сочетается психическое и физическое напряжение.
Если в этот период музыкант не прекратит работы, то у него наступит переутомление со всеми его последствиями. Очень важное значение для сохранения трудоспособности у музыканта имеет его эмоциональное состояние.
При увлечённости работой он может забыть о пище, отдыхе, сне и не чувствовать утомления. Эмоциональный подъём как бы мобилизует его психическую и физическую энергию. При отрицательных эмоциях – тревожном состоянии, неуверенности в себе, трудоспособность быстро падает, скорее наступает утомление. Характерно и нарушение в координации в двигательной системе.
В развитии координационного невроза эмоции играют большую роль. Как уже указано – отрицательные эмоции нарушают равновесие нервной системы и способствуют дискоординации в двигательном аппарате. Невозможность во время данной болезни заниматься профессиональной деятельностью угнетает пианиста. Иногда на этой почве наступает настоящее невропсихическое состояние с депрессией и нарушением сна. Естественно, что это способствует дальнейшей дискоординации пианистического аппарата.
Мы видим, что причинами для возникновения координационного невроза у пианиста являются три момента:
Неправильные методы работы.
Расстройство нервной системы.
Однако, они развиваются при условии сочетания и длительности воздействия этих трёх факторов. Соответственно этому лечение должно быть направленно одновременно на восстановление равновесия нервной системы и функции больной руки. Лечение должно быть комплексным – применяются лекарства, физиотерапия, особенно важно водолечение. Ведущую роль играет физическая культура. Она подымает общий тонус, налаживает координацию не только в нервно-мышечной системе, но и во всём организме, регулируя все его функции. Пианисту необходимо вновь приобрести власть над движением рук, вернуть чёткость, слаженность и красоту пианистического движения.
Основным условием для успешного лечения является полное прекращение пианистической работы на весь срок лечения. Только при отдыхе от профессиональной деятельности можно восстановить правильные координационные связи.
Следует ограничить и другие движения, которые вызывают повышенное напряжение и утомление в руках (поднимание и ношение тяжестей, длительное письмо). Больная рука должна как можно больше отдыхать.
Однако, некоторые виды спорта, не связанные с перенапряжением рук, очень полезны. Пианисту рекомендуются прогулки, туризм, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, некоторые виды лёгкой атлетики (бег, прыжки). Во избежание травмы рук и перенапряжений – следует избегать гимнастики на снарядах, особенно на брусьях, турнике и кольцах (упоры, весы), метания диска, молота, ядра, гребли, игры в баскетбол и волейбол. Для восстановления функций рук при координационном неврозе необходимо применять курс специальной гимнастики, которая должна сочетаться с водолечением и массажем.
Лечение можно разделить на три периода:
В первом периоде задачей лечения при спастической форме является снижение тонуса перенапряжённых мышц, при паретической, - наоборот, - укрепление ослабленных.
Во втором периоде при обеих формах – выработка правильной координации.
В третьем – для обеих форм – дальнейшая выработка координации с усложнением движений и переход к подвижным играм.
В дальнейшем, когда пианист восстановил власть над движением, он может приступить к игре на фортепиано. Необходимо при этом строго соблюдать режим труда – играть вначале 20-30 минут в день в медленном темпе, избегая тех движений, которые вызвали заболевание.
Нагрузку нужно увеличивать постепенно, осторожно. Следует обратить внимание на то, чтобы в репертуаре на данном этапе не было технически трудных произведений, требующих большой силы и однотипных движений.
Исполнителю нужно уметь расслаблять мышцы. Для этого ему необходимо использовать каждую минуту отдыха, не только в перерывах между занятиями, но и при переходе от одной пьесы к другой и даже во время пауз. В сумме эти кратковременные периоды отдыха компенсируют значительную затрату энергии, сохраняют потенциальную активность игрового аппарата и здоровье исполнителя.
Для профилактики проф.заболеваний рук существует специальная гимнастика – до игры и за инструментом. Её автор Анна Абрамовна Шмидт –Шкловская сама страдала заболеванием рук вследствии неправильной работы пианистического аппарата. Решение этой проблемы привело её на лекции профессора по анатомии и физиологии человека – Ивана Ивановича Крыжановского. На основе этих лекций А.А. Шмидт – Шкловская создала гимнастику, благодаря которой излечилась сама и спасла музыкальное будущее пианистов.
Гимнастика для пианистов. Упражнения для пальцев и кистей рук.
Как невозможно представить спортсмена без разминки, певца без распевания, а танцора без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определённых упражнений. Делайте их в течении дня, чтобы руки меньше уставали. Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянна тренировка необходима каждому из них. Неважно, какое произведение вы собираетесь играть: задумчивый ноктюрн, бравый марш или искромётную бурлеску – пальчики должны слушаться вас беспрекословно. Для этого существуют специальные упражнения, которые можно разделить на три группы:
Упражнения на растяжку.
Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.
Разминка.
Упражнение на растяжку.
Упражнения на гибкость.
Упражнения на подвижность.
Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием.
Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, очень скоро можно заметить, что пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики можно осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.
Семь правил гигиены рук пианиста.
Каждый пианист должен иметь крепкие мышцы рук, запястий и пальцев, следить за здоровьем позвоночника (особенно шейного и грудного отделов), правильно питаться (есть то, что способствует наращиванию коллагеновых волокон, из которых состоят сухожилия – соединительные ткани, которые прикрепляют мышцы к костям) и высыпаться. Для того, чтобы сухожилия не воспалялись и не зажимали нерв (что и является причиной всех болезней рук), необходимо соблюдать определённые правила гигиены рук:
Правило первое. Разгонять и обновлять кровь. Необходимо проводить общие кардио – силовые тренировки и качать руки для того, чтобы разгонять кровь и обновлять её, так как именно кровь питает мышцы и сухожилия.
Правило второе. Развивать выносливость. Необходимо тренировать выносливость в мышцах рук, так как именно игра на пределе, уставшими руками, когда в мышцах не чувствуется силы, больше всего травмирует их. Из-за недостаточной накаченности мышц рук перенапрягаются сухожилия, что ведёт к их воспалению. Тренировка сухожилий кисти также повышает выносливость и препятствует их переутомлению. Запас силы даёт возможность не играть всё время на пределе, а это очень важно в профилактике заболеваний.
Правило третье. Подготавливать руки к игре. Необходимо делать разминку перед игрой для того, чтобы сухожилия успели расслабиться после растяжки и прийти в тонус.
Правило четвёртое. Давать рукам отдых, не доводя до усталости. Необходимо делать перерывы каждые полчаса, особенно если вы выучиваете пьесу в быстром темпе. Это также полезно и для здоровья шейно-грудного отдела позвоночника.
Правило пятое. Следить за здоровьем шейного и грудного отделов позвоночника (там, где возможны защемления всех нервов рук). Во избежание защемления корешков локтевого, лучевого и запястного нервов (которое приводит к тем же симптомам защемления нервов воспалёнными сухожилиями) необходимо следить за шейным и верхнегрудным отделами позвоночника. Следует делать разминку и растяжку позвоночника, силовыми упражнениями и тренировками держать в тонусе продольные мышцы позвоночника. Качать мышцы пресса и спины для возможности держать прямую осанку. Не сидеть в статичной позе более 30 минут, не давать мышцам шеи затекать. Делать разминку шеи. Помните, что именно перенапряжённые мышцы защемляют все нервы рук.
Правило седьмое. Посещение сауны. Парная баня очень хорошо расслабляет и питает сухожилия, мышцы рук.
Недостаток техники – результат провала какого – либо звена в воспитании юного музыканта. Практика показывает, что дело чаще всего в так называемых неправильных рабочих приёмах. Неверные навыки могут развиться по разным причинам. Одна из них - неконтролируемый рефлекс, который может возникнуть у ученика в процессе обучения.
Нельзя во всех случаях требовать строго определённого положения рук или движения, пусть даже и рационального, нельзя сковывать инициативу учащегося и во что бы то ни стало навязывать своё решение. Ученик должен находить и свои приёмы исполнения.
Главное – закрепить естественное, свободное, координированное движение рук и туловища, чтобы впоследствии при игре пианист не фиксировал на них сознание. В повседневной практике каждого педагога профилактика профессиональных заболеваний является одной из наиболее важных задач.
Велика роль фортепианных упражнений на начальной этапе обучения во многих отношениях – для развития личности, представления, для освобождения и координации движений при отшлифовке определённых пианистических навыков. В дальнейшем пианисту для преодоления технических трудностей в произведениях приходится самому изобретать разнообразные упражнения.
Для успешного воспитания техники пианиста необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды и пьесы, включающие различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки.
Упражнения связаны с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приёмы звукоизвлечения) и постепенно переходят в работу над произведениями. Благодаря своей лаконичности, они легко запоминаются, исполнение их не утомляет ученика, не притупляет его внимание.
Важнейшим условием успешной работы является сознательный слуховой контроль. Ни один звук не должен прозвучать до его музыкального представления.
При организации работы над упражнениями нужно иметь ввиду несколько моментов:
Приучать ученика систематически играть упражнения.
Упражнения должны быть разнообразными, с упором на полезное.
Каждое упражнение через некоторое время заменить новым, по возможности более сложным.
Упражнение нужно уметь играть долго, развивая выносливость руки и пальцев.
Каждое упражнение должно заключать в себе определённую трудность.
Прежде, чем давать упражнение ученику, педагог должен сам поработать над ним, чтобы почувствовать пользу. Упражнения должны проверяться практикой.
Все возможности игрового аппарата должны использоваться в соответствии с поставленными художественными задачами и физиологическими данными учащегося. Поэтому нельзя говорить абстрактно о каком-либо одном, единственно правильном методе обучения.
Бархударова Т. Г. Сохранение и укрепление здоровья рук пианиста. С.П-б: Лань, 2019 г.
Ганон Ш. Пианист-виртуоз. – М.: Музыка, 1964.
Корыхалова Н. Играем гаммы. – М.: Музыка, 1995.
Терентьев Н. Черни и его этюды. – М.: Музыка, 1978.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Музыка, 1971.
Читайте также: