Горбатая юлия николай сербский
Соловьи уже совершили свое всенощное славословие Творцу, когда огромное солнце начало всходить на востоке. Громадное солнце, божество всех языческих религий, появилось, подобно большому медному кругу, из-за Куюнджи махалы (квартал ремесленников, медников и серебрянников), чтобы своим чередом продолжить этот гимн Богу.
Но если ты, прекрасное солнце Божие, думаешь, что ты ранее всех поднялось в Сараево, то ты ошибаешься. Еще ранее тебя отец Каллистрат прославлял своего Творца, стоя перед иконами и читая причастные молитвы перед Литургией. Он еще не закончил чтения, как кто-то ударил кольцом в ворота.
– Я, святый отче, открой мне. Какой-то женский голос. Каллистрат перекрестился и отворил ворота.
Перед ним стояло некое женское существо, маленькое и горбатое, страшно горбатое. Молодая женщина, богато одетая, повязанная пестрым платком. Но горб, горб был всего заметнее на ней, как будто горб носил ее, а не она горб.
– Доброе утро, отче. Простите, что так рано вас беспокою, но это необходимо.
Подойдя и небрежно поцеловав руку духовника, она продолжала:
– Сегодня, после святой службы вы будете венчать одну пару, не правда ли?
-Да, – ответил священник. – Я еще не видел их, но мне сказано было их обвенчать.
Тогда молодая женщина вынула из-под одежды пистолет, показала его духовнику и выкрикнула:
– Я пришла сказать вам, что когда вы будете венчать их перед алтарем, я убью жениха. Он обручен со мной, а венчается сегодня с другой. Не удивляйтесь. Горбатая и уродливая Юлия совершит это, хотя бы и ее жизнь после того прекратилась.
– Но, дочь моя, – начал Каллистрат, – это храм, венчание назначено, и в церкви уже было три оглашения, а митрополит дал распоряжение, чтобы я приехал из Милешево и заменил больного приходского священника. Я ничего не знал о препятствиях. Почему ты раньше не протестовала, когда священник спрашивал в церкви, имеет ли кто что-нибудь против этого брака?
Женщина ответила с яростью:
– Напрасны мои протесты. Двое меня обманули, и я протестовала безуспешно. Это третий. Теперь я буду протестовать не женскими речами и слезами, а вот этим пистолетом.
И глаза ее засверкали, как у львицы.
Смущенный и взволнованный милешевский монах растерялся, но, собравшись с мыслями, сказал:
– Сядь, дочь моя золотая, сядь сюда и расскажи мне свою историю.
Девушка порывисто села на диван и начала рассказывать:
– Долгая повесть жизни моей, но я кратко расскажу ее. Мои родители умерли, и все свое имение оставили мне. Это большое имение: земля, лес, дома, и магазины, и деньги. Но на что мне все это, когда я так горбата, как никто на свете! Более похожа на верблюда, чем на человеческое существо.
Тут девушка всхлипнула, но сдержала слезы и продолжила:
– Зная, как я горбата и уродлива, я было уже примирилась со своей горькой судьбой и решила никогда не выходить замуж, даже если бы и нашелся кто-то, кто предложил мне это. Но нашелся один человек-изверг, который скрестил свой путь с моим. Он работал в торговле у моего отца, а отец прогнал его из-за пьянства. Начал он говорить мне ласковые слова, как будто какой-то красавице. О, какое у тебя ангельское лицо! Как дивны твои голубые очи, как два Божиих неба! Как нежны твои руки, как весенние тюльпаны! Как густа твоя русая коса! И подобные этому глупые ласки без конца, и так день за днем.
Старый монах внимательно посмотрел в лицо девушки и согласился с тем, что ее неверный жених нисколько не преувеличивал, говоря о красоте ее лица. Но страшный горб портил все и был похож на сучковатое дерево, из которого, как из кривой рамы, сияло ее лицо.
– Знала я, что это только ласковые слова, но они льстили мне. Всем же хочется ласки, и людям точно так же, как и лошадям, и псам. А особенно мне, отвергнутой, уродливой сиротине. И когда он посватался за меня, я согласилась. От того времени, в течение трех месяцев, я давала ему деньги, когда он просил и когда не просил. Внезапно он изчез из Сараево. Потом я услышала, что он женился где-то в Австрии на какой-то разведенной. Пусть это не будет ему на счастье. Вторым был один студент-медик из Бока Которска, которого я содержала до того времени, пока он не стал врачом.
– Вы торопитесь, отче? – спросила девушка.
– Нет, нет. Я внимательно слушаю, – ответил отец Каллистрат. – До Литургии у нас еще целых два часа.
– Спасибо вам, сейчас я закончу. После этих двух печальных случаев я стала ненавидеть всех мужчин как обманщиков и лицемеров. И я дала няне слово, что больше не помыслю о браке, даже если совершится чудо и царский сын посватается за меня. Но, к несчастью, случилось еще одно искушение, я поверила и третьему. Сосед, хозяйский сын, с которым я вместе росла и ходила в церковную школу, начал за мною ухаживать. Я его решительно отвергла вначале. Знала его хорошо. Все Сараево его знало. Он больше любил дружить с турками, чем с сербами. Ибрагим, сын хаджи (мусульманский священник) из мечети Бега (большая мечеть в Сараево), был его наилучшим другом в пьянстве и в карточных играх. Эти двое были побратимы, да еще и зареклись, что один у другого будет главным сватом на свадьбе. Когда случался какой-нибудь скандал в Сараево, всем было ясно, что здесь замешаны Буле и Ибрагим. Их соединяли трактиры и разгул, а не крест и не полумесяц. Я его, отче, решительно отвергла. Знала, что он мошенник и картежник. Он и сам говорил, что мог бы за ночь проиграть все Сараево и две деревни впридачу. Чувствовала я, что он меня не любит, но сама сильно влюбилась в него. Ночи он проводил за картами. Попросил он, чтобы я переписала на него один магазин. Я сразу это сделала. Он продал магазин и откупился от тюрьмы. Я была так одурманена, что все имение отдала бы ему, если бы он потребовал. А он и не стеснялся просить всякий день. Наконец-то я поняла, что он обманщик. А сегодня, смотрите, он венчается с другой. Но я даю вам слово, что живым он не снимет венец с головы. Убью его в церкви, чтобы все Сараево содрогнулось, и все соблазнительницы устрашились. Да и чтобы. чтобы этот ваш Бог образумился и не омрачал этот мир, творя мошенников и жуликов.
– Дочь моя, – воскликнул Каллистрат, – ты богохульствуешь. Чем виноват Бог?
– Я больше не верю в существование доброго Бога. Существует только некий злой Бог, который помогает попиранию добра и процветанию зла. Когда-то я всем сердцем верила в доброго Бога и молилась, и пела в церковном хоре. Но человеческая неправда отвратила меня и от Церкви, и от Бога. Потому сегодня я хочу призвать к ответу этого Бога правды, и совершить праведную месть, и в вашей церкви пролить нечистую кровь этого обманщика. Я хочу отомстить и за себя, горбатую Юлию, и за всех горбатых девушек, чье горе усугубляют бессовестные люди.
– Умолкни и не богохульствуй более! – воскликнул духовник. – Существует добрый Бог правды, в которого ты истинно веровала, как и твои родители, доколе не попала в сатанинские сети. Существует Бог, но существует и сатана, противник Божий. Бог дал людям свободу, что бы следовать либо за Ним, либо за Его противником. Благой, праведный Бог не виновен в том, что твои женихи впряглись в сатанинский ярем, ни в том, что ты легкомысленно водила с ними дружбу и влюблялась в них. Ты же покайся за богохульные речи, которые произносила в святой день, передо мною, старым слугой Божиим.
– Не покаюсь и не откажусь. Сегодня я хочу быть богом над жизнью этого злодея и – моей. Простите меня, отче, за беспокойство.
Она поклонилась и вышла.
Каллистрат быстро написал записку и послал молодым, что не сможет их сегодня венчать. Юлия об этом ничего не знала.
Проект "Мысли великих"
В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру — о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект "Мысли великих" изречения святителя Николая Сербского – одного из самых известных святых ХХ века.
Биография святителя Николая Сербского
епископ Охридский и Жичский.
Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию.
В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время Первой Мировой войны.
В 1919 году был поставлен во епископа Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года, когда ему вновь удалось вернуться в Жичу.
В начале Второй мировой войны пребывал в заключении в монастыре Раковица, затем в Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством.
Скончался он 18 марта 1956 года в Пенсильвании.
В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.
Святитель Николай Сербский: Изречения
Бог и вера:
От Бога нас отделяет ложь, и только ложь. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания - вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога
По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.
Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.
Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.
Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.
Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.
. не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь - это высшее благо, а истина - основание жизни.
Смерть не естественна, а противоестественна.
И смерть идет не от природы, а против природы.
Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.
Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.
Истина открывается любви
Искать истину - значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, - значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.
Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.
День и ночь
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
Добро и зло:
Только сильный решается делать добро.
Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.
Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.
Все зло, которое люди творят под Небом - это исповедь немощи и бессилия.
Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.
Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди - считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.
Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово - и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.
Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.
Там, где есть мужество, зло - покорный подданный; там, где его нет, зло - суверен.
Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.
Грех:
В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.
Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.
Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.
Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.
. какой ужас, если твой день - то, что внешнее, твоя ночь - то, что внутри!
Желание — семя греха.
Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.
Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.
Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.
Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.
Вражда и обида:
Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.
Никто так не боится мук, как мучающий других.
Слабость:
Преступление всегда слабость. Преступник - трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.
Гордыня и смирение:
Гордость — поистине дочь глупости.
Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.
Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.
Зависть:
Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.
Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.
Богатство:
Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.
Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.
Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.
Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:
Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.
Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.
Героизм и эгоизм:
Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди - род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.
Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.
Мир:
Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире - это происходит и со мной.
Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.
Человек:
Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.
Добрая воля в человеке — это сила созидающая, стихословящая и поющая.
Имеющий великое имеет и малое.
Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.
Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!
Они говорят и его устами. — Прислушайся!
Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.
Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса - милосердным, ни судейская тога - справедливым, ни министерское кресло - сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.
Первый голод человека — алкание истины.
Второй голод нашей души — алкание правды.
Третий ее голод — алкание чистоты.
Страх перед самим собой
Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.
Женщина:
Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.
Брак:
Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.
Воспитание:
Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.
Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.
Жизнь:
Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.
Христианство:
Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.
Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, - тогда и стены храма уже не радуют Бога.
Государство:
Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.
Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.
Закон — паяц силы.
Борьба за власть и право — болезненное явление в человеческой истории.
Биография свт. Николая Сербского (Велимировича)
Епископ Николай Сербский — крупнейший святой Сербии после Саввы Сербского. Его уникальные дарования сравнимы с талантами царя Давида — боговдохновенного поэта и пророка. Святитель Николай известен как автор духовных книг, величайший молитвенник Сербии и вдохновитель богомольческого движения.
Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский
Когда я был пастырем овец,
Будущий святитель родился в набожной многодетной семье Драгомира и Екатерины. Мать мальчика в будущем тоже станет монахиней. Именно она научила его первым молитвам, о которых Владыка будет вспоминать в нацисткой тюрьме. Деревушка располагалась в горной местности, и на службу семья Велимировичей спускались в долину, где располагался монастырь Челие. Там Никола вступил на долгий путь учения.
Закончив семинарию, Николай работает сельским учителем. Этот период — замечательная школа познания живого, народного мира православия. Здесь он знакомится со святынями Черногории, накапливая впечатления для будущих книг.
В 1904г Николай получает гос-стипендию и возможность обучения за рубежом. Годы жизни в Европе замечательно отшлифовали его ученость, превратив провинциального семинариста в блестящего европейского богослова. Он дважды становится доктором наук: защищает богословскую диссертацию в Швейцарии (1908г), а затем оксфордскую работу по философии в Женеве (1909г).
В 1909 году Бог посетил Николая болезнью. Вернувшись на родину, он проболел 6 недель и дал обет принять постриг в случае выздоровления. Чудо не замедлило прийти, и в этом же году молодой доктор наук становится сначала послушником монастыря Раковицы, затем иноком, а в декабре его уже рукоположили в иеромонахи.
Иеромонах Николай (Велимирович)
Учитывая специфику образования в католической Европе, митрополит подарил Николаю возможность глубже узнать православный мир и отправляет в Россию. В 1910 году молодой человек поступает в духовную академию в Санкт-Петербурге. Поскольку он деликатно не назвал своих ученых регалий, его ученость вызывала триумф в академической среде.
Прозревая в нем великого подвижника, митрополит Ладожский Антоний помог юноше с пособием для путешествия по России. Это позволило Николаю не только узнать и полюбить Россию, но и осознать мировое назначение православия. Позднее он напишет вдохновенные строки о царе Николае II, и положит начало его прославлению:
Вернувшись в Сербию, Николай начинает свой миссионерский путь. Он ведет в семинарии Белграда основные дисциплины (логику, философию, психологию, иностранные языки). Это период завоевания популярности. Первая же проповедь в Белграде обратила к нему сердца крестьян и сербской интеллигенции. Его имя становится известным и любимым.
И вот началась Первая мировая. Он становится полковым священником, проводит богослужения, укрепляя солдат в вере и помогая раненым. Для Сербии наступают трудные времена, страна как никогда нуждается в союзниках.
Зная ученость Николая, в 1915 году премьер-министр направляет его в Европу с дипломатической миссией — мир должен узнать о бедах Сербии. Николай ездит по Америке и Англии, собирая гуманитарную помощь. Читая лекции и проповеди в храмах и лекториях, он сумел разрушить сфабрикованный негативный образ сербов-дикарей (как часто европейцы представляли православных верующих). И уже в это время он промыслительно предугадывает грядущие послевоенные конфликты своей родины.
В 1920 году Николай продолжает свое служение уже в сане епископа в Македонии. Это место положительно повлияло на работоспособность Владыки. Ведь Орхида — старейший центр славянской культуры. Его проповеди и работы приобретают новую глубину. Кроме того, он постоянно ездит по епархии, восстанавливает приходы, разрушенные после войны, кладбища, занимается благотворительной деятельностью.
Постепенно народ стекается к нему, видя в нем духовного лидера. Разумеется, популярность наживает ему и врагов.
Как мудрый администратор, Николай Сербский понимает, что многовековое турецкое иго охладило религиозное настроение сербов. Кроме того, политики разрабатывают системы сект, расшатывающих страну. Поэтому главной задачей святителя стало возрождение православного духа в народе.
По воспоминаниям современников, Владыка привлекал людей к службам, не чуждаясь подвигов юродства. Однажды он босым проехал на осле задом-наперед по улице. Когда любопытная толпа ринулась вечером на службу, Николай встретил паству блестящей проповедью о подлинной, не праздной любви к Богу.
Постепенно вокруг Владыки консолидировалось Богомольческое движение. Оно не было структурированной организацией, наподобие католических орденов, но душевно скрепляло сербов в стремлении к церкви. Крестьяне объединялись для общих походов храм, по вечерам в хатах практиковались духовные песнопения. Некоторые народные песни были сочинены Владыкой, где в доходчивых словах содержались главные догматы. Движение стало религиозным возрождением Сербии. Позднее его назовут Богомольческим.
Окончилась Первая Мировая война и в 1918 году на Балканах создают королевство Югославия. Святитель относился к затее политиков отрицательно, предвидя страшные беды, которые не оставят страну весь 20 век. По его мнению, это был запланированный отход от православия, который ставил сербов в унизительное положение. Югославия объединила мультинациональную толпу разных конфессий, изнутри подогревая вражду. Все эти факторы спровоцировали нацистские преступления во Второй Мировой войне. Зная ситуацию изнутри, Николай Сербский предсказал и будущий распад искусственно созданной Югославии и новые беды для сербов. Подобные заявления нажили ему очередных врагов.
В 1937 году правительство договаривается с Ватиканом о конкордате. Договор наделил бы католичество привилегированным положением в стране. Этим власти кладут начало будущему фашизму. Сербия противостояла столетиями натиску Ватикана и веками терпела историческую клевету от его служителей. Против решения правительства выступила Православная Церковь, появились христианские националисты. И только после убийства сторонниками конкордата Патриарха Варнавы, и многочисленных репрессий в сторону православных, правительство отозвало решение. Впоследствии Ватикан отомстит Сербии с немыслимой жестокостью, организовав геноцид сербского народа во Вторую Мировую войну.
Епископ Жичский Николай (Велимирович)
Неудача Ватикана в интриге с конкордатом дорого обошлась сербам. Гитлер дает указания уничтожать сербскую интеллигенцию и отдает сербов на растерзание своим балканским союзникам. При прямой поддержке Ватикана создается нацистская организация хорватских усташей, которые основали страшнейшие лагеря смерти для сербов и евреев. В лагере Ясеновац католические усташи проводили состязания по скорости убийства православных сербов.
Владыка Николай впрямую облачал Ватикан в этих злодеяниях. Он составил поэтическую поминальную службу по новомученикам, погибшим за веру:
Вторую Мировую Владыка прожил в тюрьмах.
Он обличал не только коммунизм, но и национал-социализм, участвовал в запрете пакта правительства с Гитлером, и, соответственно, был врагом нацистов. Хотя правительство в начале войны предложило Николаю возможность для бегства, он отказался и был арестован немцами в 1941 году.
В мая 1945 года узников освободили американские войска. Но для сербов не наступили хорошие времена. Антиправославный режим Тито по сути был сербоненавистническим. Кириллицу запрещают, вводят хорватскую латиницу. Православных верующих преследуют. При богоборческом правлении Владыка Николай становится врагом властей, и путь на родину ему запрещен.
Стирая народную память, власти оклеветали Владыку пособником оккупантов, его книги были запрещены. Удивительно, но и по сей день противники Николая Сербского смешивают его имя с нацистскими оккупантами, передергивая факты жизни святителя и вырывая из его работ куски для компиляций.
Весной 1956 года Николай Сербский умер в русском монастыре Саут-Канаан в Пенсильвании. Его хоронят на местном кладбище, и только в 1991 году, после падения режима коммунистов, мощи святого Владыки были перевезены в Сербию. Сегодня им можно поклонится в храме святителя Николая Мирликийского, который расположен в родном селе Владыки — Лелич.
Святитель Николай Сербский. Художник Татьяна Юшманова
19 мая 2003 года Сербская Церковь канонизировала епископа Жичского Николая. 24 мая он был прославлен в церкви святого Саввы. В России его имя включили в месяцеслов осенью того же года.
Дни Памяти святителя —18 марта (в день кончины) и 3 мая (перенесение мощей).
Свт. Николаю Сербскому были составлены службы на сербском и на церковнославянском языках.
Икона свт. Николая (Велимировича)
- Катехизис Восточной Православной Церкви.
- Библейские темы.
- Орхидский пролог
- Беседы.
- Десять Божиих заповедей.
- Толкование молитвы Господней: Отче наш…
- Мысли о добре и зле.
- Вера святых. Во что мы верим? Объяснение символа веры.
- Миссионерские письма.
- Индийские письма.
- О трех самых важных вещах.
- Чудеса Божии.
- Война и Библия
- Избранные письма духовным детям и др.
Николай Сербский прожил удивительную, скорбную и радостную жизнь святого и патриота. Сегодня труды Владыки ценны для каждого читателя прежде всего тем, что постоянно напоминают о главном назначении человеческой души — служении Богу.
Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.
глас 3:
Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги "Кассиана"
Описание и краткое содержание "Кассиана" читать бесплатно онлайн.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ)
ИЛИ ПОВЕСТЬ О ЛЮБВИ
Введение
Тихим теплым весенним днем, накануне Пасхи, три открытых фиакра ехали из Сараева в монастырь Милешево. Путниками были знатные сербы из Сараево, давшие во время Первой мировой войны обет Богу: в случае победы Сербии над Австрией поехать в этот монастырь, и там, над гробом Святого Саввы (1), принести благодарность Господу. Это были люди знатные и уважаемые, которые с приходом сербского войска в Сараево были освобождены из тюрьмы, пережив многие сотни своих православных братьев из Боснии, закончивших жизнь страданием и мученичеством за свою веру и свободу.
Всего их было двенадцать, а среди них — четыре женщины. Мы не будем называть их всех, кроме трех самых известных. Одним из них был Павле Сарайлия, сын знаменитого Иова Сарайлии, торговца шелками и тканями, вторым — доктор Петар Сумрак, старый сараевский врач, а третьим Марко Кнежев, государственный служащий и благотворитель.
Путь был долгим и утомительным, им еще предстояло провести два дня в дороге, ночуя в монастырских гостиницах, и лишь только на третий день, к вечеру, достигнуть монастыря Милешево.
К вечеру второго дня приехали они в городок Прибой, и отправились в ближайший монастырь Банья, в гостиницу. В непосредственной близости от этого монастыря, задужбины (серб. — монастырь или храм, воздвигнутый во спасение души. — Прим. пер.) сербского короля Уроша (XIII век), находится горячий источник с лечебной водой. Путники помолились Богу в храме, искупались в чудотворном источнике, и в добром расположении духа начали, вернее, продолжили свой разговор.
Когда упомянутая троица устроилась за одним столом, Павле Сарайлия сказал:
— Господа, я должен открыть вам одну тайну до того момента, как мы приедем в Милешево. У нас всех одна цель в этом паломничестве — исполнить обет, данный во время пережитых в эту войну ужасов, и принести благодарность Господу Богу за дарованную нам свободу. Но у меня есть еще особое дело, которое завещал мне исполнить мой покойный отец. Всем вам, как и всему Сараеву, известно имя монахини Кассианы, иначе прозванной горбатой Юлией. Отец мой, который был близким другом ее отца, оставил мне эту рукопись о горбатой Юлии, и перед смертью завещал, чтобы я, когда будет на то возможность, отвез ее в монастырь Милешево, и там присоединил к некоему писанию отца Каллистрата, духовника нашего дома. Ко сну отходить еще рано, и, если хотите, я прочту вам рукопись моего отца.
— Хотим, хотим, — ответили остальные.
Тогда Павле извлек из своей сумки необычную рукопись на пожелтевшей от времени бумаге и начал читать.
Прочтя заглавие, Павле объяснил:
Глава 1. Горбатая Юлия
Соловьи уже совершили свое всенощное славословие Творцу, когда огромное солнце начало всходить на востоке. Громадное солнце, божество всех языческих религий, появилось, подобно большому медному кругу, из-за Куюнджи махалы (квартал ремесленников, медников и серебрянников), чтобы своим чередом продолжить этот гимн Богу.
Но если ты, прекрасное солнце Божие, думаешь, что ты ранее всех поднялось в Сараево, то ты ошибаешься. Еще ранее тебя отец Каллистрат прославлял своего Творца, стоя перед иконами и читая причастные молитвы перед Литургией. Он еще не закончил чтения, как кто-то ударил кольцом в ворота.
— Я, святый отче, открой мне. Какой-то женский голос. Каллистрат перекрестился и отворил ворота.
Перед ним стояло некое женское существо, маленькое и горбатое, страшно горбатое. Молодая женщина, богато одетая, повязанная пестрым платком. Но горб, горб был всего заметнее на ней, как будто горб носил ее, а не она горб.
— Доброе утро, отче. Простите, что так рано вас беспокою, но это необходимо.
Подойдя и небрежно поцеловав руку духовника, она продолжала:
— Сегодня, после святой службы вы будете венчать одну пару, не правда ли?
— Да, — ответил священник. — Я еще не видел их, но мне сказано было их обвенчать.
Тогда молодая женщина вынула из-под одежды пистолет, показала его духовнику и выкрикнула:
— Я пришла сказать вам, что когда вы будете венчать их перед алтарем, я убью жениха. Он обручен со мной, а венчается
сегодня с другой. Не удивляйтесь. Горбатая и уродливая Юлия совершит это, хотя бы и ее жизнь после того прекратилась.
— Но, дочь моя, — начал Каллистрат, — это храм, венчание назначено, и в церкви уже было три оглашения, а митрополит дал распоряжение, чтобы я приехал из Милешево и заменил больного приходского священника. Я ничего не знал о препятствиях. Почему ты раньше не протестовала, когда священник спрашивал в церкви, имеет ли кто что-нибудь против этого брака?
Женщина ответила с яростью:
— Напрасны мои протесты. Двое меня обманули, и я протестовала безуспешно. Это третий. Теперь я буду протестовать не женскими речами и слезами, а вот этим пистолетом.
И глаза ее засверкали, как у львицы.
Смущенный и взволнованный милешевский монах растерялся, но, собравшись с мыслями, сказал:
— Сядь, дочь моя золотая, сядь сюда и расскажи мне свою историю.
Девушка порывисто села на диван и начала рассказывать:
— Долгая повесть жизни моей, но я кратко расскажу ее. Мои родители умер ли, и все свое имение оставили мне. Это большое имение: земля, лес, дома, и магазины, и деньги. Но на что мне все это, когда я так горбата, как никто на свете! Более похожа на верблюда, чем на человеческое существо.
Тут девушка всхлипнула, но сдержала слезы и продолжила:
— Зная, как я горбата и уродлива, я было уже примирилась со своей горькой судьбой и решила никогда не выходить замуж, даже если бы и нашелся кто-то, кто предложил мне это. Но нашелся один человек-изверг, который скрестил свой путь с моим. Он работал в торговле у моего отца, а отец прогнал его из-за пьянства. Начал он говорить мне ласковые слова, как будто какой-то красавице. О, какое у тебя ангельское лицо! Как дивны твои голубые очи, как два Божиих неба! Как нежны твои руки, как весенние тюльпаны! Как густа твоя русая коса! И подобные этому глупые ласки без конца, и так день за днем.
Старый монах внимательно посмотрел в лицо девушки и согласился с тем, что ее неверный жених нисколько не преувеличивал, говоря о красоте ее лица. Но страшный горб портил все и был похож на сучковатое дерево, из которого, как из кривой рамы, сияло ее лицо.
— Знала я, что это только ласковые слова, но они льстили мне. Всем же хочется ласки, и людям точно так же, как и лошадям, и псам. А особенно мне, отвергнутой, уродливой сиротине. И когда он посватался за меня, я согласилась. От того времени, в течение трех месяцев, я давала ему деньги, когда он просил и когда не просил. Внезапно он изчез из Сараево. Потом я услышала, что он женился где-то в Австрии на какой-то разведенной. Пусть это не будет ему на счастье… Вторым был один студент-медик из Бока Которска, которого я содержала до того времени, пока он не стал врачом.
Читайте также: