Горбатый мостик в павловском парке
Архитекторы: | Камерон Ч. |
Год постройки: | 1784 |
Стиль: |
Павловский парк .
Горбатый мостик
г. Павловск, Павловский парк, 22 (Садовая ул., 20 лит АР)
Пам. арх. (федеральн.)
1784 - арх. Камерон Чарльз (" Постановление. ", С. 23 , дата обращения - 26.10.2014)
Фото - snegir, 26.10.2014.
"Горбатый мостик в Павловском парке – совсем нехитрое инженерное сооружение, представляющее собой круглую кирпичную арку, облицованную ноздреватым туфом и перекинутую через небольшую протоку. Но этот мостик, построенный по замыслу Ч. Камерона, является одной из тех частиц, которые создают особое очарование Павловского парка. Место для возведения Горбатого мостика было выбрано в излучине реки Славянки, где Чарльз Камерон создал уголок парка в романтическом стиле. Серебристые ивы некогда спускали свои шелковистые ветви в тихую воду широкой реки. Через небольшую плотину, сложенную из кусков необработанного камня, переливалась вода, образуя каскад, и малым ручейком бежала под Каменным мостиком.
Необходимо уточнить, что протока, через которую перекинут мостик – не рукав, а естественное первоначальное русло реки Славянки. В 80-х годах XVIII века русло изменили, создав искусственный водоем с островом, а старое русло частично засыпали, превратив в узкую протоку. Уровень зеркала разлива поддерживали две плотины – под Черным и перед Горбатым мостиком.
Для облицовки мостика с плотиной Ч. Камерон использовал известняковый туф, пористый и ноздреватый, как бы изъеденный временем
При детальном обследовании мостика были установлены следующие интересные детали. В архивных описях традиционно камни известнякового туфа назывались облицовочными. Но это не совсем так. Уникальность камероновского каменного мостика в том, что облицовочные камни органично своей массой входят в кирпичную кладку на глубину до 1,0 м. Кладка кирпичей велась одновременно с укладкой этих рваных туфовых камней между рядами кирпича, т.е. конструктивно они работают вместе. Камни облицовки имеют дополнительные крепления в виде
анкеров из кованых полос железа длиной 70-250 см. Центральные замковые камни соединены анкерами между собой, а остальные камни просто закреплены в кладке свода. Нижние ряды кирпичной арки выполнены на известково-песчаном растворе с включениями кусочков древесного угля. Такой же раствор был позднее использован художником Гонзаго в 1805 году для оштукатуривания стены Галереи Павловского дворца в зоне наибольшего намокания, у цоколя. Считалось, что такой состав в какой-то мере противодействует разрушительному воздействию влаги. Арка моста опирается на широкую платформу из плит путиловского известняка, которая в свою очередь, уложена на клеть из бревен и лаг . Между бревнами плотно торцом вбиты известняковые плиты. Вся деревянная конструкция погружена в слой голубой глины. Под бревнами начинается материковый грунт".
интернет-журнал "Реконструкция городов и геотехническое строительство", №3, 2000 г.; дата обращения - 26.10.2014)
"Горбатый мостик построен в 1780-х годах из ноздреватого замшелого туфа и получил своё название благодаря крутому выгибу над водой. Вместо перил прохожая часть мостика ограждена только чуть возвышающимся неровным гребнем камня.
Когда полукруглая арка моста, отражаясь в воде, образует полный круг, этот маленький мостик становится похожим на древнее сказочное ожерелье из камней, повисшее на серебристых ивовых ветвях над тёмной водой".
(А. И. Зеленова, "Павловский парк", Лениздат, 1964, С. 100)
Фото - Тамара
Николаевна, 2011
(добавил IVa )
Наименование объекта: Мост-плотина "Горбатый"
Датировка: 1784. Авторы: арх: Камерон Ч.
Адрес: Санкт-Петербург, город Павловск, Садовая улица, дом 20, литера АР Категория охраны: Ф
Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
Продолжим нашу прогулку по Павловскому парку. Сегодня мы посетим район долины реки Славянки. Его особенность – красота пейзажа, завораживающий ландшафт. Практически из любой точки открываются живописные природные картины, в которые умело вписаны немногочисленные архитектурные сооружения. Долина реки Славянки поражает своими пейзажами, где природное сочетается с рукотворным. Это творение архитектора Ч.Камерона.
Пильбашенная запруда в Павловском парке
Одно из самых необычных сооружений здесь – Колоннада Аполлона, возведенная Ч.Камероном в 1782—1783 годах. Статуя Аполлона Бельведерского — древнегреческого бога Солнца, покровителя искусств, предводителя муз, окружена двойным кольцом дорических колонн.
Первоначально Колоннада Аполлона находилась на поляне недалеко от церкви Марии Магдалины. Однако вскоре выяснилось, что она плохо просматривается из окон Павловского дворца. Павел и Мария Федоровна распорядились перенести ее ближе к Славянке и устроить каскад. Архитектор Камерон воспротивился этой идее, и потому проект был поручен Кваренги. Работами по строительству каскада руководил каменных дел мастер К. Висконти. В 1800 году колоннада заняла свое нынешнее место.
Вода каскада постепенно подмывала фундамент. И во время грозы в мае 1817 года часть колоннады, обращенная к дворцу, обрушилась. Было решено не восстанавливать постройку, тем самым она превратилась в романтические руины. С середины XIX века каскад обмелел, а затем и вовсе пересох. Колоннада Аполлона и каскад серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны и были восстановлены в 1969 году.
Руины колоннады Аполлона
Колоннада Аполлона, деталь
Мост у Колоннады Аполлона
Колоннада Аполлона и мост
От Колоннады Аполлона просматривается комплекс Холодной бани, мост Кентавров и Семейная роща, которые отражаются в глади Дворцовой запруды на реке Славянке.
Дворцовая запруда, остров Каменный и Большой каменный мост
Холодная баня, также называемая Холодной ванной была построена по проекту Ч.Камерона в 1799 году. Она представляет собой ротонду с куполом и прямоугольным зданием раздевальни. В ротонде находится Круглый зал с бассейном и фонтаном. Холодная баня служила для закаливания императора Павла.
Холодная баня и мост Кентавров
Мост Кентавров рядом с Холодной баней был возведен в 1799 году по проекту В.Бренны. Его украшают четыре копии римских статуй кентавров II в. Сейчас здесь стоят копии, а оригиналы находятся в Собственном садике императрицы Марии Федоровны.
Кентавры на Мостике кентавров
Мост Кентавров ведет в Семейную рощу, созданную в 1787 году великой княгиней Марией Федоровной. Здесь высаживались деревья по случаю семейных событий. К каждому дереву была прикреплена табличка, их сняли после революции 1917 года.
Дальше по реке Славянке мы увидим Горбатый мостик, который был создан предположительно по проекту Ч.Камерона. Он по своим очертаниям напоминает мост у Колоннады Аполлона. Сооружен из пудостского камня.
Лишайник и мох на Горбатом мостике
Черный мост был сооружен после 1780 года по проекту Ч.Камерона. Под ним была устроена плотина. В 1799 году был перестроен В.Бренной.
Чуть дальше по реке Славянке находится Храм Дружбы, построенный Ч.Камероном в 1780-1782 году. Как известно, у цесаревича Павла Петровича были плохие отношения с матерью, императрицей Екатериной II. Храм Дружбы был знаком примирения, ответным даром за земли в Павловске — парк Мариенталь. Ротонда, окруженная дорическими колоннами, стоит на полуострове в излучине реки. До 1791 года внутри храма стояла мраморная статуя Екатерины Великой, затем подаренная графу И.Г.Чернышеву. В 1792 году была установлена другая статуя императрицы, в образе Цереры.
Рядом с Храмом находится Чугунный мостик, отлитый на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске в 1823 году по проекту архитектора К.Росси.
Храм Дружбы и Чугунный мостик
На другой стороне Круглого озера, почти напротив Храма Дружбы можно разглядеть руины Большого Каскада, созданного по проекту архитектора Ч.Камерона в 1786-1787 годах. Позднее В.Бренна дополнил его стеной с балюстрадой и вазами. В 1850 году водопад пересох из-за разрушения водопровода.
В долине Славянки, на границе с районом Новая Сильвия находится Пиль-башня и Пиль-башенный мост. Некогда здесь находилась Пильная мельница. По преданию, Павел с супругой любили бывать здесь в гостях у мельника. В 1797 году по проекту В.Бренны был воздвигнут существующий ныне павильон. Он представляет собой круглую постройку, крыша прежде была крыта соломой. Стены украшают трехмерные росписи П.Гонзаго. На втором этаже расположена комната, куда ведет чугунная лестница.
Пиль-башня и мост
Росписи на стене Пиль-башни
Девять пейзажных районов Павловского парка:
- Придворцовый район
- Парадное поле
- Долина реки Славянки
- Белая береза
- Старая Сильвия
- Новая Сильвия
- Красная долина
- Долина прудов
- Большая звезда
Восстановление Горбатого мостика Ч. Камерона в Павловском парке
Алексеев С.И., Лаппо Л.В.
Горбатый мостик в Павловском парке – совсем нехитрое инженерное сооружение, представляющее собой круглую кирпичную арку, облицованную ноздреватым туфом и перекинутую через небольшую протоку. Но этот мостик, построенный по засыслу Ч. Камерона, является одной из тех частиц, которые создают особое очарование Павловского парка. Место для возведения Горбатого мостика было выбрано в излучине реки Славянки, где Чарльз Камерон создал уголок парка в романтическом стиле. Серебристые ивы некогда спускали свои шелковистые ветви в тихую воду широкой реки. Через небольшую плотину, сложенную из кусков необработанного камня, переливалась вода, образуя каскад, и малым ручейком бежала под Каменным мостиком.
Необходимо уточнить, что протока, через которую перекинут мостик – не рукав, а естественное первоначальное русло реки Славянки. В 80-х годах XVIII века русло изменили, создав искусственный водоем с островом, а старое русло частично засыпали, превратив в узкую протоку. Уровень зеркала разлива поддерживали две плотины – под Черным и перед Горбатым мостиком.
Для облицовки мостика с плотиной Ч. Камерон использовал известняковый туф, пористый и ноздреватый, как бы изъеденный временем (рис.1).
Рис.1. Общий вид Горбатого мостика по фотографии 1914 г.
Мост не пострадал даже в годы Великой Отечественной войны. Его состояние до 1965 года оставалось удовлетворительным. В 70-е годы было отмечено начало прогрессирующего разрушения памятника. Появились трещины в основаниях кирпичной арки и шелыге свода, туф отошел, возникли трещины, вывалы кирпичей, обрушение камней облицовки. При обследовании 1998 г. были выдвинуты следующие версии, объясняющие начало разрушения:
При детальном обследовании мостика были установлены следующие интересные детали. В архивных описях традиционно камни известнякового туфа назывались облицовочными. Но это не совсем так. Уникальность камероновского каменного мостика в том, что облицовочные камни органично своей массой входят в кирпичную кладку на глубину до 1,0 м. Кладка кирпичей велась одновременно с укладкой этих рваных туфовых камней между рядами кирпича, т.е. конструктивно они работают вместе. Камни облицовки имеют дополнительные крепления в виде анкеров из кованых полос железа длиной 70-250 см. Центральные замковые камни соединены анкерами между собой, а остальные камни просто закреплены в кладке свода. Нижние ряды кирпичной арки выполнены на известково-песчаном растворе с включениями кусочков древесного угля. Такой же раствор был позднее использован художником Гонзаго в 1805 году для оштукатуривания стены Галереи Павловского дворца в зоне наибольшего намокания, у цоколя. Считалось, что такой состав в какой-то мере противодействует разрушительному воздействию влаги. Арка моста опирается на широкую платформу из плит путиловского известняка, которая в свою очередь, уложена на клеть из бревен и лаг (рис.2). Бревна Ø 300 мм уложены через 1,0 м, лаги сечением 250х100 мм врезаны в бревна также с шагом 1,0 м. Между бревнами плотно торцом вбиты известняковые плиты. Вся деревянная конструкция погружена в слой голубой глины. Под бревнами начинается материковый грунт. Древесина бревен левого устоя поражена гнилью, частично разрушена, а в правом устое, защищенном глиняным замком, бревна и лаги замечательно сохранились. Одним из основных факторов разрушения мостика можно назвать внедрение корней дерева в каменную кладку левого устоя. Это дерево заметно уже на фотографии 1914 г. (рис. 1). В результате данного воздействия был разрушен глиняный замок, выполненный для гидроизоляции внешней стороны левого устоя. Второй фактор разрушения является следствием первого, а именно: достаточно сильный поток грунтовых вод устремился сквозь разрушенную гидроизоляцию и начал вымывать раствор из швов кирпичной кладки. Третий разрушающий фактор был допущен при строительстве Черного моста в 1973 г. По проекту производства работ по реконструкции моста котлован был отгорожен шпунтовой стенкой, а воду из современного русла реки Славянки было решено спустить через рукав под Горбатым мостиком. Можно представить, как бурный поток воды устремился под мостик и начал размывать опорные части кирпичного свода. Четвертый фактором стало оползание левого берега (факт, засвидетельствованный актом комиссии КГИОП в 1978 году), которое стало оказывать дополнительное сдвигающее воздействие на подпорные стенки и левый устой моста. Далее разрушение пошло быстро. В результате к 1999 г. мостик получил существенные деформации. В связи с создавшимся аварийным состоянием КГИОП принял решение о воссоздании мостика. На основании тщательного анализа архивных материалов и обследования сохранившихся элементов архитектурного убранства мостика был разработан архитектурно-реставрационный проект его восстановления, в наибольшей степени соответствующий его первоначальному облику (рис.3).
Рис.3. Проектное решение по восстановлению первоначального облика Горбатого мостика
Восстановление моста предполагает использование всех сохранившихся камней облицовки из туфа, а также известняка устоев и подпорной стенки. Пронумерованные камни облицовки классифицировались по размерам, качеству и материалу. В проекте воссоздания геометрическое очертание моста было выбрано согласно обмерочным чертежам фирмы “Ленводпроизводство” (1946 г), где четко представлены пролет, радиус свода, ширина проезжей части моста. Пролет на уровне пят кирпичного свода составляет 4,60 м; радиус кирпичного свода – 2,40 м; ширина пешеходной части моста – 2,25 м. В качестве исходных данных при разработке проекта восстановления моста использовались материалы довоенного обследования моста в 1940 г.; последующих обследований моста в 1944, 1946 , 1975, 1978, 1998 гг.; фотофиксаций 1914, 1940, 1941, 1948, 1975, 1978, 1998, 1999 гг. В соответствии с напластованиями и физико-механическими характеристиками грунтов площадки строительства (по данным обследования НПФ “Геореконструкция”) в основании реконструируемых фундаментов устоев моста залегает мягкопластичная супесь. В целях повышения несущей способности и исключения пучинистости основания под фундаментами моста устраивается гравийная подушка толщиной 0,6 м. Подошва фундаментов моста имеет глубину заложения, равную 1,2 м от дна русла реки. Под подошвой фундамента и гравийной подготовкой расположен слой тугопластичной супеси. Размеры фундамента опоры моста в плане составляют 2,5х3,5 м. Одновременно с фундаментами моста устраиваются левобережные подпорные стены, поддерживающие откосы грунта, примыкающие к опорам моста. Фундаменты для подпорных стен выполняются монолитными, с размерами в плане 1,1х1,9 м (1,0х1,8). Основанием также служит гравийная подушка толщиной 0,6 м и слой тугопластичной супеси. Восстановление несущей арки моста в кирпично-железобетонном варианте обладает главным достоинством – увеличением долговечности конструкции и повышением ее надежности. В этом случае нижняя поверхность арочного свода выполняется из одного слоя кирпича (тычковый ряд чередуется с ложковым), а верхний слой заменяется на железобетонную конструкцию. Такая арка в шелыге будет иметь толщину 450 мм (250 мм – слой кирпича и 200 мм – слой железобетона). В месте опоры арки на фундамент ее общая толщина составляет 1000 мм (250 мм – слой кирпича и 750 мм – слой железобетона). Кладка арки моста выполняется из полнотелых кирпичей марки 150 на цементно-песчаном растворе М100 по специально устраиваемой кружальной опалубке. Кирпичи устанавливаются в опалубке в виде “веера” с заполнением швов раствором, межкирпичное пространство заполняется бетонной смесью с уплотнением при создании верхней железобетонной части арки. При производстве работ используются кирпичи старой кладки при условии контроля их прочности и размеров.
Железобетонная часть арки армируется конструктивно двумя сетками с продольной арматурой Æ 12 А III и раскрепляется поперечными стержнями Æ 6 А I, устанавливаемыми по месту. При бетонировании используется бетон класса В45, W8, который позволяет создавать прочную и водонепроницаемую конструкцию (рис.4).
Рис. 4. Схема конструктивного решения по устройству смешанной кирпично-железобетонной арки моста
Предусматривается следующий тип крепления камней туфа к смешанной кирпично-железобетонной арке моста: 1. Камни известнякового туфа готовятся в соответствии со спецификацией и маркировочной схемой, выполненной при разборке моста. Утерянные камни должны быть восстановлены в соответствии с первоначальным обликом моста. 2. Поверхности камней, соприкасающиеся с кирпичной кладкой, должны быть или выровнены и тщательно подогнаны к кладке, или имеющимися уширениями органически входить в тело кирпичной кладки и монолитную конструкцию железобетонной арки моста. 3. Камни туфа укладываются одновременно с кирпичной кладкой арки моста и установкой арматуры в ее монолитной части. Укладка производится с двух сторон от опор и образуют отдельную самонесущую арку. 4. Установка камней туфа производится с использованием цементно-песчаного раствора с одновременной установкой анкеров крепления (круглая арматурная нержавеющая сталь).
5. Крепление камней туфа между собой и с анкерами выполняется с использованием пиронов (Æ 10, l=100), которые вставляются на растворе в предварительно просверленные отверстия. Пироны выполняются из нержавеющей стали или из цветного металла (ланунь, бронза). Металлические анкера одним концом одеваются на пироны, а другим заводятся в тело арки, и до бетонирования удерживаются в горизонтальном положении с привязкой к основной арматуре железобетонной части арки. Для камней туфа с уширениями дополнительно просверливаются отверстия для пропуска через них арматурных стержней нижнего ряда сетки.
6. При бетонировании арочной конструкции моста облицовочные камни туфа, закрепленные анкерами на боковой поверхности арки, играют роль боковой опалубки, что позволяет использовать свойства поверхностей рваных камней туфа, увеличивая тем самым сцепление камней с бетонной составляющей моста. 7. Еще до бетонирования после выполнения кладки арки из туфовых камней, каждый кусок известнякового туфа будет соединен с аркой в четырех точках. Исключение составляет лишь последний – замковый камень, который крепится за счет сил трения и индивидуально анкеруется с железобетонной частью арки удлиненными анкерами размером 2750 мм. 8. Для крепления камней туфа за пределами арочной конструкции, расположенных ниже поверхности грунта, используются горизонтальные связи, представляющие собой полосовые анкеры из нержавеющей стали, длиной 1,7 м. Анкеры в правой и левой частях моста крепятся посредством пиронов с камнями туфа, а в середине проезжей части моста соединяются между собой аргонной сваркой с длиной шва не менее 150 мм. Проведение реконструкции Горбатого мостика сопровождалось математическим моделированием условий работы сооружения с учётом следующих факторов:
возможных осадок фундаментов мостика;
внутренних усилий в конструкциях мостика от внешних нагрузок, веса конструкций мостика, каменной облицовки и обратной засыпки, а также возможных неравномерных осадок фундаментов;
устойчивости природного откоса и эффективности проектируемых мероприятий по устройству подпорной стенки.
Учитывая сложную геометрию расчетной схемы, возможность работы грунта в береговых откосах за пределами линейной стадии, расчеты выполнялись методом конечных элементов с использованием программного комплекса "Геомеханика".
На первом этапе расчетов выполнялось определение подвижек фундаментов Горбатого мостика при различных способах выполнения несущих конструкций мостика и различных формах его нагружения.
Рис. 5. Деформированная схема к задаче об определении осадок фундаментов Горбатого мостика при симметричном нагружении полезной нагрузкой
В последующих расчетах моделировалась переменная толщина несущих железобетонных конструкций мостика с увеличением толщины поперечного сечения к опорам (рис. 5) от 40 см в шелыге до 100 см у опоры. Как показывают расчеты, расчетные перемещения фундаментов в случае постоянного и переменного сечения несущих железобетонных конструкций одинаковы. Таким образом, постоянная высота сечения несущих железобетонных конструкций моста, равная 40 см, достаточна для обеспечения жесткости системы "основание-конструкция моста". Вторая серия расчетов была выполнена для оценки устойчивости природного откоса и эффективности проектируемых мероприятий по устройству подпорной стенки. Устройство подпорной стенки с принятыми проектными размерами позволяет предотвратить поверхностные оползневые процессы. При этом грунт находится в предельном состоянии непосредственно в примыкании к подпорной стенке. Расчетное горизонтальное смещение стенки от бокового давления грунта составляет 1,5 см, т.е. находится в пределах допустимых значений. В 2000 г. начались строительные работы, которые позволят воссоздать уникальный памятник архитектуры 18 века в соответствии с первоначальным замыслом Ч. Камерона.
Павловский парк… Самый большой и, наверное самый красивый ландшафтный парк… Мы бывали здесь неоднократно, но всё как-то наездами, наскоками, краткосрочно… Чтобы загладить определённую вину перед Парком, был выбран день неспешной и вдумчивой прогулки. В отличие от театра, который начинается с вешалки, Павловский парк, встречает своих гостей величественными, украшенными символами самодержавия, воротами. Построенные по приказу Николая I в 1826 г. , ворота, вполне логично, получили название Николаевских. Второе название ворот - Чугунные, что как бы говорит о материале, из которого они сделаны.
Пройдя от входа несколько десятков метров, мы лицезреем на обширной зелёной лужайке полуразрушенную статую, украшенную у подножья масками брутальных старцев.
Разрушенная фонтанная чаша. Как же эти руинированные постройки оказались именно здесь, посреди чистого поля?
Ответ на загадку был найден на памятной табличке, прикреплённой к лежащему поблизости валуну. Табличка гласит, что в 1838 году здесь был открыт Павловский музыкальный вокзал - крупнейший центр культурной жизни России. Что это ещё за Музыкальный вокзал? Опять загадка.
К величайшему сожалению, здание Музыкального вокзала было полностью уничтожено во время Великой Отечественной войны. Единственное, что как-то сохраняет связь этого места с прошлым - это старый фонарь (да-да, именно фонарь, который мы назвали статуей) и руинированный Фонтан с лягушками.
Впереди виднеется одна из главных достопримечательностей Павловского парка - Колоннада Аполлона.
Белоснежный и сияющий Аполлон в окружении двухрядной колоннады. Создаётся нереальное ощущение, что мы оказались в Древней Греции на руинах античного храма. Однако родные русские берёзы не дают нашей фантазии разыграться!
Статуя Аполлона является точной копией мраморной статуи Аполлона Бельведерского, бога искусств и предсказаний, найденной в 1480-х годах в Антии.
Очень интересна и удивительна история происхождения колоннады. Изначально, сооруженная великим архитектором Чарльзом Камероном в 1782 г., Колоннада Аполлона находилась в совсем другом месте Павловского парка. Однако, в 1800 г., по желанию императора Павла I, колоннада была перенесена на берег реки Славянки напротив дворца. Другой великий архитектор Джакомо Кваренги спроектировал водный каскад, который брал своё начало от расположенного выше пруда и выходил на поверхность из центра колоннады. С течением времени поток воды подмывал фундамент колоннады. И вот, в 1817 г., во время грозы, сверхточная молния ударила в колоннаду. Подмытый и ослабленный фундамент не выдержал. Часть Колоннады Аполлона художественно обвалилась. Да так художественно, что открывшийся новый вид всех настолько восхитил, что колоннаду решили не восстанавливать.
Красивая история, правда? В неё чрезвычайно сложно поверить, учитывая, что Колоннада Аполлона в нынешнем виде являет собой 100% композиционно выверенное и безошибочно вписанное в окружающий ландшафт архитектурное строение. А вы, уважаемые читатели, верите в эту красивую историю? Кстати, вот так Колоннада Аполлона выглядела до обрушения.
Тот самый пересохший каскад, благодаря которому произошло обрушение колоннады Аполлона. На заднем плане виден Павловский дворец, из окон которого Павел I любовался колоннадой.
Горбатый каменный мостик, под которым когда-то бурно пенились потоки воды.
Фасадный пруд в Павловском парке
Фасадный пруд и Каменный остров.
Плотина между Мариентальским и Фасадным прудами.
Пленительная красота Павловского парка.
Лужайка перед дворцом.
Мост Кентавров в Павловском парке
В лучах солнечного света нас встречает ещё один символ Павловского парка - мост Кентавров. Небольшой мифологический экскурс: кентавры - это дикие существа с головой и руками человека и лошадиным телом пришли к нам из древнегреческой мифологии. Имеют добрый характер, но буйный нрав.
Античные кентавры появились в Павловске с лёгкой руки императорских особ Павла I и Марии Фёдоровны, которые, впервые увидев скульптуры кентавров в Капитолийском музее в Риме, возжелали и себе таких же. С капитолийских кентавров были сделаны гипсовые копии, ставшие украшением паркового ансамбля Павловска. Позже, гипсовые копии были заменены на мраморные.
Бесстыдный кентавр. Хвост что- ли не опустить?
Во время Великой Отечественной войны мраморные статуи кентавров эвакуировать не успели, и те, к сожалению, сильно пострадали. До сих пор, мраморные оригиналы находятся на реставрации, в то время как многочисленным туристам лукаво улыбаются полимерные копии.
Недалеко от моста кентавров обнаруживается загадочная ваза на пьедестале. Как выяснилось, это память о визите в Павловск принца Прусского в 1789 г.
Собственный сад Марии Фёдоровны в Павловском парке
Поднявшись на небольшой пригорок, мы упираемся в чугунную ограду собственного сада императрицы Марии Фёдоровны, под окнами личных покоев которой, он и был разбит.
В столь ранний час и в столь ранний май, собственный сад Марии Фёдоровны был не только закрыт, но и не имел цветочного великолепия.
Правое крыло Павловского дворца. К нашему недоумению нам не удалось подойти ближе к зданию. Путь преграждал невысокий заборчик, за которым прогуливался сурового вида охранник. Жаль, придётся фотографии настенной живописи дворца оставить на следующий раз.
Скульптура Летящий Меркурий в Павловском парке
Павловский дворец - резиденция императора Павла I
Каменные львы на охране Павловского дворца.
Павловский (Большой) дворец, построенный в 1786 г. по проекту Чарльза Камерона, в последствии несколько раз достраивался и обновлялся с участием таких известных зодчих как В. Бренна, А. Воронихин, Д. Кваренги, К. Росси. В 1944 г. отступающими фашистами дворец был сожжён… Более 34 лет ушло на реставрацию и восстановление!
Павловский дворец в 1944 г.
Придворцовый общепит. Современная стеклянная конструкция стилизованная под сторожку.
А вот фундамент здесь отнюдь не современный… Интересно, кто-нибудь может подсказать, что здесь было раньше?
Пешеходный мостик через овражек.
Одна из двух колонн, мирно загорающих на лужайке перед дворцом.
Большие круги в Павловском парке
Знаменитые Большие круги.
Грозный лев следит за порядком в парке.
От Больших кругов открывается живописный вид на храм Дружбы.
Большая каменная (Итальянская) лестница в Павловском парке
Тут же находится ещё одна интересная достопримечательность Павловского парка. Большая каменная лестница или, как её ещё называют, Итальянская лестница. Лестница соединяет регулярный парк Павловского дворца и дорожку вдоль реки Славянки.
Наверху лестницы сидят два полузамученных мраморных льва, на которых без содрогания смотреть невозможно.
Внизу Итальянскую лестницу стерегут чёрные чугунные львы, выглядящие значительно бодрее своих мраморных собратьев.
Итальянская лестница насчитывает 64 ступени, которые серьёзно пострадали во время Великой Отечественной войны. Однако, реставраторам удалось сохранить более 80% исторических ступеней. Было найдено оригинальное решение - каменные ступени были перевёрнуты другой стороной.
Лёгкая художественная зарисовка. Первые тюльпаны.
Турецкая беседка в Павловском парке
Павильон Росси. Памятник Марии Фёдоровне
По липовой аллее мы направляемся в сторону Павловского дворца. Слева от нас - изящный павильон-беседка с чёрной фигурой женщины…
Это памятник императрице Марии Фёдоровне, супруге Павла I. Желание увековечить память о своей маме принадлежало младшему сыну Марии Фёдоровны - Михаилу Петровичу, который с 1828-1849 г.г. был владельцем павловских земель.
Памятник Марии Фёдоровне был изготовлен и установлен в 1914 г., в то время как проект павильона разрабатывался ещё в далёком 1816 г. Карлом Росси, поэтому в настоящее время мемориальная группа называется Павильоном Росси.
А вот так решили облагородить лужайку перед Павильоном Росси немецкие оккупанты. Фотография 1943 г.
Лабиринт в Павловском парке
Одна из великосветских забав - искать выход из лабиринта подстриженных кустов. Не было тогда ещё интернета и смартфонов…
Павильон Вольер в Павловском парке
Посреди вольерного пруда изящно расположилась скульптура Венеры Италийской.
Переполняемые чувством прекрасного, мы наслаждаемся непередаваемой красотой Павловского парка.
Читайте также: