Как осанка влияет на голос
Техника Александера для вокалистов
В одной из статей мы уже говорили о значении правильной позы для пения. Раз тело вокалиста – это его инструмент, то логично будет правильно расположить этот инструмент, чтобы он производил лучший звук. Наш рупор находится внутри нас, и сели он зажат на каком-то участке, то он не способствует, а препятствует звуку. Отсюда ясно, насколько осанка важна для певца, ведь это и положение шеи, и головы, и расправленная грудная клетка.
Проблема состоит в том, что стараться держать спину бесполезно. Если человек просто решает ходить с прямой спиной, то он не получит ничего, кроме напряжения и боли. Если мышцы, кости привыкли в течение 10-20 лет к одному положению, то теперь они не встанут правильно по одному желанию. Для этого нужны упражнения. Лучше всего подходят комплексы ЛФК, которые давно зарекомендовали себя. Чтобы получить стойкий результат, нужно 2-3 месяца регулярных, лучше каждодневных занятий минимум по 15 минут. Дальше можно переходить на поддерживающий режим 3 раза в неделю по 40 минут. Где взять эти упражнения? Самое простое в интернете. Здесь полно видео уроков, направленных на формирование осанки. Еще лучше записаться на платный курс в интернете, которых тоже очень много, например, в Инстаграме (выбираем с умом, ищем правдивые отзывы). Главное условие – чувствовать свое тело и не делать ничего во вред, через боль. Работа над осанкой с помощью ЛФК улучшит общее состояние здоровья, сделает тело мягким, эластичным, без зажимов, что хорошо для вокала, а так же улучшит внешний вид на сцене.
Ф. М. Александер демонстрирует свою технику
Еще один интересный комплекс для осанки представляет Техника Александера, которая была разработана актером Фредериком Матиасом Александером более ста лет назад. Это был молодой преуспевающий шекспировский актер в Австралии, но его карьере грозила периодически повторяющаяся потеря голоса. Его постоянно мучила хрипота, а причина повторяющегося недомогания оставалось неясной. Тогда актер начал тщательно наблюдать за собой в зеркало, как он дышит, как он говорит и двигается. И он обнаружил причину проблемы в шее. Как только Александер наладил равновесие головы и позвоночника, проблемы прекратились. После этого он создал свою технику, основанную на кинестетическом осознании и корректировке позы. Это в свою очередь снимает лишнее напряжение с тела и улучшает звучание голоса. Такая практика естественного и здорового движения тела может поддержать вокальное и общее здоровье любого певца.
Кинестетический — Термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь имеются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве.
Данная техника меняет двигательные привычки или паттерны, повышает внимание к телу, то есть это психофизическая техника. Наверное, вы замечали, как тело откликается на напряженные ситуации, при публичном выступлении, при ответственном собеседовании. Оно словно сжимается, появляется напряжение в разных частях тела. У кого-то поднимаются плечи, у кого-то сжимается шея, напрягается живот… Но благодаря технике Александера можно научиться осознанности реакций нашего тела и избавиться от вредных привычек напрягаться от излишнего стресса. Техника дает более тонкое осознанное ощущение тела, что так же позволяет замечать зажимы и производить корректировки по ходу пения. А ведь бывает достаточно на пару сантиметров сместить голову, и звук станет лучше. Согласно технике Александера очень важно иметь свободную шею, которая дает баланс положения головы относительно позвоночника. Есть целая система правильных движений для того, чтобы сесть, встать, нагнуться, поднять что-то с пола и т. д. Само по себе это так же помогает сценическому движению.
Техника так же показана тем певцам, которые чувствуют себя вне тонуса, вялыми, флегматичными. Это не означает, что мышцы вообще не должны напрягаться, но доза напряжения должна быть не превышена, важен баланс. Потому что пение — это активный процесс, его даже ассоциируют со спортом, а значит, в теле должна быть активность, но не забитые от напряжения мышцы. Поэтому певцам точно можно рекомендовать изучение такой техники в сочетании с упражнениями из ЛФК и легкой йогой.
По Технике Александера написано множество книг, их нетрудно найти в интернете. А для начала предлагаю посмотреть вводное видео, в котором очень просто рассказано, что представляет из себя техника, и даны простые приемы:
Основано на интервью эксперта по технике Александера Марисы Де Сильвы.
Рассказывает Наталья Феликсовна Волчкова,
Правильное развитие осанки, походки и, особенно мышц челюстно-лицевой (орофациальной) области напрямую связано с развитием речи у детей. Большинство проблем с мышцами проявляются в молодом возрасте, когда дети быстро растут и развиваются. По мере роста ребенка важно контролировать, что мышцы лица и челюсти работают должным образом, чтобы избежать проблем с речью и артикуляцией в будущем.
Родителям важно знать, что с помощью своевременного контроля со стороны детского стоматолога, ЛОР-врача и помощи остеопата и логопеда можно решить большинство проблем, без необходимости инвазивного лечения или хирургического вмешательства.
Какие ортопедические проблемы, негативно влияющие на развитее речи, наиболее распространены у детей?
К наиболее распространенным ортопедическим проблемам у детей, ухудшающим развитие речи относятся:
- Плохая осанка
- Нарушения прикуса
- Постоянно приоткрытый рот
- Неправильные функции жевания
- Асимметрии лица или губ
- Неравномерное функционирование лица или губ (например, пережевывание с одной стороны рта)
- Неправильное глотание и давление языком на зубы
- Неверное положение языка в покое (когда ребенок молчит и не ест)
Эти проблемы могут возникать из-за множества различных причин, таких как:
- Ротовое дыхание
- Хроническая заложенность носа
- Хроническая отечность слизистой оболочки верхних дыхательных путей
- Привычка сосать пальцы, соску, игрушки или одеяло
- Кусание ногтей или губ
- Прикусывание щеки
- Жевание одежды
- Увеличенные миндалины или аденоиды
- Узкое или сводчатое небо
- Большой язык
- Структурные или физиологические нарушения, такие как короткая уздечка языка
- Неврологические нарушения или врожденные нарушения развития
Что можно сделать для исправления ортопедических проблем, затрудняющих развитие речи у ребенка?
Специалисты в области остеопатии и логопедии совместно с детскими стоматологами, ортопедами, неврологами и ЛОР-врачами могут определить, какие мышечные и суставные функции челюстно-лицевой области нарушены, и что можно сделать для настройки этих мышц для правильного функционирования, чтобы лицевые структуры у ребенка росли и развивались правильно.
Если состояние ребенка не требует хирургического вмешательства по исправлению врожденной патологии, то специалисты займутся функциональной коррекцией орофациальных нарушений:
- Тренировкой мышц лица, шеи и челюсти для правильного функционирования
- Отработкой правильных моторных схем жевания и глотания
- Упражнениями по развитию мышц языка, губ, их правильного положения
- Исправлению нарушений осанки, которые влияют на положение головы, функции дыхания и состояние мышц, связанных со звукообразованием и глотанием
- Изменения навязчивых движений, таких как сосание и кусание пальцев, сосания одежды
Программа лечения разрабатывается индивидуально для каждого ребенка с учетом его конкретных потребностей. Вся коррекционная программа подается в виде веселых и легких игровых заданий, которые нужно выполнять ежедневно. Средние срока лечения варьируются от шести до девяти месяцев с частотой повторных встреч со специалистом и оценкой динамики состояния ребенка каждые три недели.
В зависимости от вида проблемы первых заметных результатов при исправлении функциональных нарушений можно достичь уже за несколько месяцев работы. Для более сложных случаев потребуется длительное время совместной работы детских врачей, педагогов, родителей и самого ребенка.
Как могут проявляться функциональные мышечные нарушения челюстно-лицевой области у ребенка?
Развитие неправильных моторных схем глотания может привести к тому, что ребенок при глотании будет заметно напрягать мышцы щек, подбородка и губ, что будет приводить к заметному гримасничанью. Все эти проблемы у детей могут оказывать негативное влияние на уверенность ребенка в себе и своих силах, что будет усиливать разочарование, которое они уже испытывают в результате орофациальных нарушений мышц, и приводить к прогрессированию негативной симптоматики.
Как происходит коррекция орофациальных мышечных нарушений у детей?
Орофациальная миофункциональная терапия решает проблемы функциональных дисфункций, сказывающихся на развитии речи, путем тренировки мышц лица и языка ребенка для оптимального функционирования. Благодаря щадящим методам, основанным на физических упражнениях, выполняя которые дети учатся правильно жевать и глотать, мышцы челюстно-лицевой области получают возможность правильно развиваться, без нарушения моторных стереотипов и функциональных проблем.
В чем состоит особенность проблем жевания и глотания у детей?
Мышцы рта, челюсти, шеи и лица участвуют в самых важных видов физиологической деятельности в повседневной жизни человека, включая дыхание, жевание и речь. Для правильного функционирования этих процессов требуется слаженная гармоничная работа многих групп мышц. По ряду причин многие дети младшего возраста не имеют правильных моделей двигательных функций, когда речь идет о дыхании и жевании.
При давлении языком на зубы, очень распространенном орофациальном миофункциональном расстройстве, ребенок толкает язык к зубам или просовывает его между зубами во время глотания и в состоянии покоя, происходит неправильное развитие ротоглоточных мышц и искривление зубов. Дети с такими нарушениями часто испытывают затруднения при произнесении определенных звуков. Правильное произношение зависит от правильного расположения языка, губ и челюсти. Когда ребенок страдает от проблем с позиционированием языка, мышцы, как правило, находятся в дисбалансе и их движения не скоординированы. Это приводит к проблемам с речью и может влиять на способность ребенка общаться, социальное благополучие и уверенность в себе.
Орофациальная миофункциональная терапия решает эти проблемы путем тренировки мышц лица и языка ребенка для оптимального функционирования. В процессе терапии детей учат выполнять упражнения, благодаря которым они учатся правильно жевать, глотать и дышать, что позволяет правильно развить орофациальные мышцы и в будущем уменьшает потребность в обширном лечении зубов.
Почему для ребенка важно научиться дышать через нос?
Дети часто дышат через рот вместо носа. При ротовом дыхании вместо носового создается привычный мышечный стереотип постоянного приоткрытого рта у ребенка, изменяется положение головы и плеч, возникает сутулость. Привычное ротовое дыхание отрицательно влияет на рост и развитие детей, также вызывая искривление зубов и их скученность в зубных дугах, нарушает нормальные моторные стереотипы при звукообразовании.
Сосание пальца может отрицательно повлиять на развитие речи у ребенка
У детей существуют сильные врожденные сосательные рефлексы. Сосание предметов и пальцев дает младенцам ощущение тепла и безопасности. Постоянное сосание пальца (особенно, большого пальца) создает нагрузку на мягкие растущие кости неба (верхнюю часть рта), в результате чего небо приобретает высокую и узкую сводчатую форму. У сосущих большой палец детей обычно есть привычка держать язык в положении покоя под пальцем. Сосание пальца может также вызвать другие проблемы, такие как искривление зубов, чрезмерный промежуток между верхними и нижними зубами, и деформация нижней челюсти. Большинство детей прекращает сосать палец к шести или семи месяцам, но одна треть продолжит сосать палец даже в дошкольном возрасте.
Важно отучать ребенка от такого сосания, начиная с двухлетнего возраста. Орофациальную миофункциональную терапию имеет смысл использовать, только если вредная привычка сосания пальца сохраняется до возраста 5-ти лет. Это активный период роста для детей, поскольку молочные зубы начинают выпадать, а лицо начинает расти.
Сосание пальца может отрицательно повлиять на развитие речи у ребенка
- Неспособность нормально глотать
- Ночное апноэ
- Нарушения речи
- Заболевания десен
- Зубные проблемы, такие как открытый прикус, кривые зубы или чрезмерный прикус.
- Ущерб самооценке вашего ребенка
Процедура исправления языкового галстука называется френэктомией, и является простой и относительно безболезненной хирургической процедурой с небольшим риском осложнений. Для очень маленьких детей (от рождения до 18 месяцев) эта процедура может быть проведена в кабинете врача или стоматолога. Общая анестезия может быть рекомендована при выполнении френэктомии у детей старшего возраста. Несмотря на то, что френэктомия относительно проста, она будет иметь огромное значение для детей, восстанавливая свободу и легкость речи, и чувство собственного достоинства, что поможет в из гармоничном развитии.
Если после прочтения статьи у вас появились сомнения, все ли правильно с развитием вашего малыша, обратитесь к педиатру. Это простая мера позволит вам убедиться, что со здоровьем ребенка все в порядке. Если же вдруг возникли нарушения, педиатр направит вас именно к тому специалисту (ЛОР-врачу, стоматологу, неврологу и др.), который быстро и профессионально поможет вашему ребенку.
Сила, высота, тембр голоса дают о человеке много информации. Это хорошо знают следователи, политики, психологи, менеджеры одним словом все кто работает с людьми. Любые изменения в эмоциях или в физическом состоянии, как зеркалом, отображается голосом, которые не всегда замечаются его обладателем. Итак, представим ситуацию, вы в разговоре затрагиваете какую-то проблему, и вдруг, ровный, спокойный голос вашего собеседника внезапно взлетает вверх и становится тонким, почти визжащим. У столь резкой перемены в его поведении могут быть две причины, либо вы чем-то напугали вашего визави, либо чем-то разгневили его. Если же он начнёт убеждать вас в обратном, вы имеете полное право ему не поверить.
Согласно распространенному мнению, когда человек лжёт, он краснеет, заикается и отводит глаза в сторону. Обычно это верно, так как ложь противоречит человеческой природе, и, говоря неправду, потомок Адама испытывает стресс, у него учащается пульс, кровь приливает к голове, а ладони покрываются потом. Но некоторые, бывает, заикаются и краснеют именно тогда когда говорят чистую правду, когда же они начинают "вешать лапшу", то превращаются в искусных ораторов, честно смотрящих в ваши глаза. Хотя не верить им очень трудно, невесть откуда взявшееся красноречие не может не вызвать подозрений.
Оживленный и высокий тон голоса собеседника обычно означает, что ваши слова восприняты с энтузиазмом и радостью, но, иногда такой тон свидетельствует о том, что сказанному вами просто не верят.
Если радостный, возбужденный голос визави внезапно погас, стал тихим и тусклым, то, скорее всего, вы его чем-то обидели, или не оправдали его ожиданий.
Мягкий, приглушенный голос, с понижением звука к концу каждой фразы, сообщает, что тот с кем вы говорите чем-то опечален или просто устал.
С теми, кому доверяют или симпатизируют, люди обычно разговаривают несколько тише, чем с остальными. Понижают голос, и в том случае, если говорят нечто такое, о чём посторонним знать не следует.
Ошибкой было бы недооценить влияние голоса на привлекательность человека. В эксперименте, проведенном американскими психологами, очень симпатичная девушка при общении с группой "А" использовала красивый, низкий голос, который был богат интонациями. С группой же "В" она говорила гнусавым, сиплым, монотонным голосом. Затем, когда попросили группы оценить степень её привлекательности по десятибалльной шкале то участники группы "А" поставили девушке 10, а участники группы "В" 2 балла.
Современники З.Фрейда отмечали что многие, из его пациенток, на сеансах психоанализа влюблялись в своего врача, не имея возможности видеть его, (психоанализ по Фрейду не позволяет визуальный контакт между врачом и пациентом), а только слыша его голос.
Звучание голоса, его высота, тон, невербальное, действующее прямо на подсознание, средство, от которого во многом зависит, как человека воспринимает его окружение. Высокий, звонкий голос, людьми ассоциируется с юностью. Хозяин такого голоса, для них, всегда молод, энергичен, полон сил и, увы! всегда не опытен и не зрел, их значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение, чем выше голос, тем ниже должность. Обладатель тонкого писклявого голоса наверняка будет на побегушках. Помимо того, высоко звучащий голос довольно скоро вызывает чувство дискомфорта. Так происходит потому что, в человеческом подсознании, пронзительный, высокий звук связан с тревогой, что соответственно вызывает дискомфорт. Очень высокий и визжащий голос, вызывая тревогу на подсознательном уровне, отбивает желание общаться с его владельцем, уменьшает степень доверия к его словам. Это нужно знать всем кто ведёт переговоры на том или ином уровне.
В одной из психологических лабораторий США группу людей попросили прослушать диалог, а после сказать, кто из участников диалога вызывает большее доверие. Почти единогласно был назван один из них. Дело в том, что с помощью нехитрых технических средств, голос этого человека, был сделан громче всего на полдецибела, и это значительно увеличило его авторитет у слушателей. Некоторые думают, им только кажется, что во время телерекламы звук телевизора становится громче, не кажется, это действительно так. Таким образом, рекламщики пытаются вызвать, доверие к представляемому ими товару.
В низком голосе чувствуется интеллект, уверенность в себе, самодостаточность. Человека с низким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного. Во время предвыборной кампании красноярского губернатора АИ.Лебедя, его имижмейкеры, во время телетрансляций, ещё больше понижали и без того низкий голос своего подопечного. Делалась это для того чтобы женская часть избирателей, которая, как правило, больше мужской, почувствовала в А.И.Лебеде защитника, опору, человека чести.
Девушка, разговаривающая низким, грудным голосом, мужчинам, кажется, более сексуальной, чем её подружка обладающая тоненьким, нежным голоском. Дело в том, что низкий голос обусловлен повышенным содержанием мужских половых гормонов в крови, следовательно, владелица контральто более темпераментна. Конечно, не все мужчины знают об этом, но, многие это чувствуют.
Голос, далеко не всегда зависит только от гормонов, строение голосовых связок, особенности дыхания, психологический настрой, и многое другое, влияет на звучание вашего голоса. Главное, голос можно настроить, немного усилий и он будет звучать, так как вам этого хочется. Тембр и сила голоса, безусловно, зависят от дыхания, правильное дыхание — красивый голос. Дыхание должно быть лёгким и свободным, то есть не пытайтесь вдохнуть больше чем вам положено, не старайтесь держать процесс дыхания под строгим контролем сознания. Наоборот, чем больше вы расслаблены, тем больше воздуха вы вдохнёте, тем лучше будет звучать ваш голос.
Чтобы избежать ненужного прононса и чтобы голос не был гнусавым, звук должен выходить из груди, для проверки положите руку на грудь, если она вибрирует, то всё в порядке. Укрепляет дыхание, а, следовательно, улучшает звучание голоса занятие пением. Не призываю нанимать учителей по вокалу, но пение любимых песен, несомненно, пойдёт вам на пользу. Когда же арии в вашем исполнении не приносят, мягко говоря, эстетического удовольствия ни вам, ни тем, кто вас окружают, в этом случае вас выручат воздушные шарики, их надувание очень укрепляет дыхательную систему. К слову, не бывает сильного голоса в слабом теле, поэтому профи, те которым сильный голос нужен для карьеры, регулярно посещают тренажерные залы. Да, и осанка влияет на голос, при хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что в конечном итоге делает ваш голос более звучным.
Распространено мнение, что, курение делает голос низким, но это не совсем так, оно делает его скорее сиплым, а сиплость, на людей, производит плохое впечатление.
Вряд ли, владелец монтононого голоса, добьётся успеха у слушателей, в лучшем случае он повергнет их в сон. Чтобы с вами этого не происходило, попробуйте применить такой метод. Какой-либо текст, лучше стихотворение, постарайтесь прочесть вслух, на разные лады. Читайте с пафосом, с иронией, с восторгом и т.д. Между прочим, К.С.Станиславский мог произнести слово "да" 400 раз, и каждый раз оно выражало иные чувства.
Для определения оптимального звучания, именно вашего голоса используется такой способ, посчитайте вслух, от одного до десяти, постепенно повышая голос, когда услышите то звучание, которое вас устроит, запомните его, а затем постарайтесь ему следовать.
И напоследок, если вы выработали хороший голос, пользуйтесь им каждый день.
Однажды один австралийский актер начал терять голос. Тогда он задался вопросом, почему так происходит. Результатом размышлений и практики стала техника Александера. Важный вывод, который он сделал: потеря голоса была связана с давящим движением головы назад и вниз. Чтобы этого не происходило, нужно научиться уравновешивать голову и позвоночник. Когда актер это понял, его голосовые проблемы исчезли. Хотя это и не волшебная таблетка от всех проблем с голосом, выравнивание головы и позвоночника полезно для многих людей голосовой профессии.
«Одна моя знакомая вокалистка обратилась ко мне с проблемами потери голоса во время репетиций. На занятиях было видно, что во время выступлений она сильно наклоняла голову, выставляя и немного поднимая подбородок вперед.
Почему осанка влияет на голос
Качество голоса и полетность тесно связаны с позой и мышечным напряжением. Повреждение суставов или напряжение в горле, челюсти, плечах и шее могут негативно повлиять на голос. Поэтому в постановке голоса так важно начинать с осанки.
Наша голова достаточно тяжелая (примерно 4−5 килограммов), а тело человека сконструировано таким образом, что кости скелета поддерживают вес головы. Но у многих есть проблемы с ровной осанкой, и поэтому голова не может поддерживаться только костями скелета. Эту роль начинают выполнять мышцы шеи.
Другая проблема — сокращение мышц на тыльной стороне шеи и основании черепа. Имейте в виду, что мышцы сокращаются, когда они сжимаются. Большинство людей неосознанно сокращают и сокращают мышцы в задней части шеи и основании черепа, тем самым вызывая искривление. Напряжение в этих мышцах не только создает дискомфорт (это область напряжения для многих людей), но и может создавать напряжение в челюсти, потому что напряжение в задней части тела ведет к соответствующему напряжению спереди. Потому смещение головы может привести к напряжению в челюсти. Это негативно влияет на голос: сжимается канал, через который проходит звук.
У неровного положения головы есть ещё один недостаток: искажается форма голосового тракта. Голосовой тракт — это встроенный усилитель, который делает ваш голос громче, резонанснее. При неровном положении головы мы частично лишаемся этого усилителя, тембр становится беднее. Поэтому ровное положение головы не только уменьшает напряжение в гортани, но и делает тембр богаче.
Упражнения для постановки голоса
Начнем с того, что расслабим верхнюю часть тела. Встаньте прямо, не облокачиваясь. Поднимите плечи до ушей, насколько это возможно. Сведите вместе лопатки, а затем опустите тяжелые плечи вниз. Убедитесь, что руки и верхняя часть грудной клетки расслаблены. Расслабьте плечи, они не должны скатываться вперед. Эта последовательность движений приводит плечи в ровное положение, которое необходимо для выравнивания головы и шеи.
Выровняйте голову. Мочки ушей должны быть над плечами, подбородок – в ровном положении. Может показаться, что вы немного подтягиваете подбородок или смотрите немного вниз относительно вашего исходного положения. Это нормально. Обратите внимание на зажимы. В шее не должно быть напряжения. Это динамическая осанка, а не статичная медитативная стойка. Если вам кажется, что вы стоите как статуя, сбросьте все напряжения в теле. Проверьте ноги, ягодицы, живот, руки, лоб и т. д. По мере того как вы ровняете позицию, представляйте, что голова парит над позвоночником.
Представьте, что у вас есть струна, идущая от макушки к потолку, и она нежно тянет макушку вверх, как нить марионетки. Возможно, что давление в задней части шеи уменьшится, если вы представите, что вес головы стал меньше за счет воображаемой струны.
Всякий раз, когда голос перестаёт звучать, проверьте положение головы, ровность осанки.
Расслабляем челюсть
Сдерживание слов или эмоций вызывает напряжение в гортани и челюсти. Это положение (выровненная позиция головы, расслабленная челюсть и плоский язык) – естественное состояние покоя. Для кого-то это прозвучит неожиданно, ведь для большинства из нас это непривычное положение. Однако такое положение требует наименьшего усилия. Вначале это может показаться неудобным.
А как это влияет на постановку голоса?
Теперь давайте посмотрим, как выравнивание позиции головы влияет на звук. Сознательно подайте голову вперед, напрягите мышцы шеи. Запомните ощущения в этом положении. Теперь верните голову в ровное положение. Запомните ощущения в таком положении. Затем пробуйте эти два варианта по очереди.
Чтобы приучить себя к новому положению, используйте визуальные напоминания (например, клейкие листочки для заметок на рабочем месте).
Упражнение: стена
Встаньте спиной к стене. Расслабьте колени. Обратите внимание на то место, где спина соприкасается со стеной. Согните колени, чтобы немного прислониться к стене. Выровняйте голову так, чтобы вся верхняя часть спины и задняя часть головы соприкасались со стеной. Почувствуйте растяжение и вытягивание. Убедитесь, что вы не задерживаете дыхание. Сделайте шаг вперед, поддерживая новое положение спины.
Ровная спина и положение головы – первый шаг к свободному звучанию.
Бархатный, глубокий, низкий голос – это яркая индивидуальная черта, привлекательная для окружающих. Что делать, если голос высокий, и хочется сделать его более низким и привлекательным? Как можно повлиять на его высоту и звучание?
Где-то на уровне подсознания обладатель низкого голоса воспринимается как уверенный и авторитетный человек, вызывающий уважение и чувство безопасности у окружающих. От каких факторов зависит его высота и звучание?
Факторы, определяющие высоту голоса
То, каким будет голос, зависит от длины и толщины голосовых связок. Чем выше эти показатели, тем более низким будет голос у человека. В период полового созревания у мальчиков гортань быстро растет и немного опускается вниз, поэтому мутация так заметна. У девочек этот процесс сглажен и происходит более мягко, поэтому голос меняется незаметно.
Нередко бывает, что высота и тембр голоса как бы не соответствуют внешности человека: высокий атлет может говорить фальцетом, а миниатюрная девушка – чуть ли не баритоном. Это варианты нормы, обуславливаемые индивидуальными особенностями организма. В случае с мужчинами высокий голос может быть косвенным признаком нехватки тестостерона, определить который можно, сдав анализ.
Что способно повлиять на высоту голоса?
1. Осанка. Постоянно сгорбленная спина, сутулость – это прямой путь к сдавливанию грудной клетки. Это мешает голосу проявиться во всей природной красоте и может свидетельствовать о психологических проблемах: тихое, невнятное, приглушенное бормотание характерно для неуверенных в себе людей. В результате голос меняется и может остаться таким навсегда.
2. Вредные привычки. О вреде курения уже сказано много. И, помимо прочего, курильщики рискуют и голосом, поскольку табачный дым влияет на состояние слизистой, вызывая ее воспаление, и провоцирует спазм сосудов. В итоге голос приобретает характерную хрипотцу (так называемый прокуренный голос), особенно заметную у женщин-курильщиц.
3. Психологические проблемы. Нервное перенапряжение и стресс могут не только изменить тембр голоса, но и спровоцировать его потерю. Обычно он становится более высоким, громким, с истеричными нотками, что отталкивает. При затяжном стрессе эти характеристики могут остаться навсегда.
4. Заболевания дыхательных путей. Ангины, фарингиты, ларингиты, трахеиты, тонзиллиты могут как временно изменить голос, так и сделать его другим навсегда. Он становится более низким, сиплым, гнусавым, охриплым.
5. Повышенная нагрузка. Представители таких профессий как педагог, артист, оператор колл-центра, журналист и других, чья деятельность связана с высокой нагрузкой на речевой аппарат, нередко ощущают дискомфорт и даже проблемы из-за сильной нагрузки на связки. Поэтому важно делать 10-минутные перерывы каждый час. Полезным будет и навык так называемого грудного голоса: овладев им, можно существенно понизить нагрузку на связки, поскольку звук идет непосредственно из груди.
6. Вредная еда и напитки. Фастфуд, газировка, алкоголь, горячая и острая пища вредны для связок. Нежелательно слишком увлекаться орехами и семечками, поскольку они оставляют на связках крохотные травмы. В результате тембр может измениться, а голос – потерять былую чистоту и глубину.
7. Гормональный фон. С возрастом у женщин голос становится ниже, а у мужчин, наоборот, выше. Это обусловлено изменением гормонального фона.
8. Влияние окружения. Нередко люди неосознанно копируют голос другого человека: авторитетного члена семьи, кумира, подстраиваются под характерные интонации местных жителей при переезде в другую местность. У женщины часто меняется голос после рождения ребенка.
Читайте также: