Кто из них следователь шарапов или горбатый
Памятник г. Жиглову и В. Шарапову. Петровка, 38. Фото: Anton Belitsky / Globallookpress
У Шарапова было целых два прототипа
И вот эту-то банду Митина и задерживал приятель будущих писателей Вайнеров Владимир Арапов, ставший прототипом того старшего лейтенанта-фронтовика, командира штрафной роты и разведчика, 42 раза ходившего за линию фронта, который пришел после Победы в МУР.
На самом деле, подлинный Арапов пришёл в органы в 19 лет, начинал в 37-м отделении милиции, но ещё до конца не определился на тот момент, хочет ли он всю жизнь посвятить поимке преступников.
Здание МУР. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Но произошло одно событие, которое и привело его в легендарный Московский уголовный розыск, где позже состоялось знакомство с Аркадием Вайнером, работавшим там же, на Петровке, 38.
– рассказывал сын Владимира Арапова Павел.
И что-то в её поведении показалось ему странным – фальшь какая-то была.
Воровку поймали, но в МУРе обратили внимание на то, как именно вычислил её молодой опер. И пригласили его работать к себе.
В. Шарапов (Конкин). Кадр из фильма. Фото: Vyacheslav Panov / Globallookpress
Так что, вероятно, и тот, и другой, легенды МУРа, могли служить прототипами Шарапова.
Первый возглавлял, как рассказывал его сын, штаб по поиску убийцы, второй вычислил сожительницу Ионесяна, через которую вышли уже на самого изверга.
Интеллигентность Шарапова преувеличена, а Жеглов – явный карьерист
А вот про Глеба Жеглова, который как раз-таки, как считалось долгое время, не имел чёткого прототипа, рассказал в одном из поздних интервью Георгий Вайнер:
Жеглов был наш товарищ, очень смешной человек, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Он был весельчак, гуляка, замечательный оперативник и. взяточник, – говорил младший из братьев-писателей. – В конце концов, его посадили, и он один из всех, кто шёл по этому делу – а там был очень крупный процесс, около 20 человек были арестованы – ни в чём никогда не признавался и в течение трёх лет добивался и добился, чтобы его дело пересмотрели.
Впрочем, мы воспринимаем и Жеглова, и Шарапова больше сквозь призму фильма – в книге-то это совсем другие персонажи.
Кадр из фильма. Фото: Vyacheslav Panov / Globallookpress
Кстати, сам Георгий Вайнер тоже признавался:
Писатель Георгий Вайнер, декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Фото: Зотин Игорь / Фотохроника ТАСС
В девяностые и тот, и другой могли бы сами влиться в ОПГ
И сегодня они тоже, скорее всего, не смогли бы вписаться в нынешнюю систему правоохранительных органов.
А. Константинов. Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress
Поэтому Жеглова и Шарапова сложно представить в современной полиции.
Зато тот самый кошелек, который Глеб Жеглов засунул в карман Кирпичу, чтобы иметь основания его задержать, – это, подчёркивает Константинов, спокойно существует и сегодня, и даже процветает.
Оперативник Жеглов действительно существовал. Работал в МУРе, ловил преступников, но в конце 1950-го у него вышел конфликт с начальством, и он застрелился. В тот же период в МУРе работал и почти тёзка Володи Шарапова – молодой Владимир Арапов. Помимо ловли обычных преступников он прославился тем, что арестовал собственную невесту. Красавица-любимая оказалась воровкой.
Как Вайнеры режиссёра выбирали
С февраля 1978 года начался подготовительный период и отбор актёров.
С Высоцким, несмотря на его одиозность и дебют на телевидении, да ещё в главной роли, проблем не возникло. Говорухин провёл формальные пробы, отсняв вместе с Владимиром Семёновичем десяток заранее нехарактерных актёров. Высоцкого утвердили с первого раза. А вот образ друга и напарника Жеглова – Володи Шарапова – поставил киношников в тупик.
Аркадий Вайнер видел Шарапова в актёре Евгении Герасимове, но он, занятый в другой картине, отказался, или Евгения Леонова-Гладышева, но его пробы забраковал худсовет (актёру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина). Георгию Вайнеру Шарапов представлялся в облике Николая Губенко, а ещё лучше – Леонида Филатова.
Высоцкий говорил, что самый лучший Шарапов – это Иван Бортник (в итоге блестяще исполнил роль Промокашки). Режиссёр настаивал на Сергее Шакурове.
Пришлось Говорухину прибегнуть к испытанному способу: одновременно с пробами Конкина он сделал и пробы заведомо не подходящих на роль Шарапова актёров: Ивана Бортника и Станислава Садальского (будущий Сапрыкин, он же Кирпич). Увидев результат, Вайнеры плюнули и отступили.
Конфликт режиссёра со сценаристами разгорался. Когда Говорухин, позабыв о клятве, начал вносить правки в сценарий, братья-писатели взорвались и отказались принимать какое-либо участие в создании картины. Даже потребовали убрать свои фамилии из титров. Первоначально там был указан некий Станислав Константинов. Только потом, когда фильм получил оглушительный успех, режиссёр помирился с писателями, и Вайнеры согласились фамилию вернуть в титры. Любопытная деталь: Вайнеры не просто согласились вернуть свою фамилию, а переснимали титры за собственные деньги.
Из Павла Корчагина – в сыщики
Друзья в кадре, а за кадром.
Он стал паковать чемоданы. Ситуацию спас Виктор Павлов (Левченко). Он вызвался проводить Конкина до вокзала, прихватил с собой сценарий. На привокзальной площади, возле памятника Марксу и Ленину, Павлов забрался на пьедестал и, обнимая то одного, то другого революционного деятеля, стал читать сценарий. Потом приволок умиравшего от смеха Владимира обратно в гостиницу, они распили бутылку сухого вина, и наутро бывший Павка Корчагин окончательно превратился в муровца Шарапова.
Осенью 1979 года группа переехала из Одессы в Москву.
Репетировали полмесяца. Снимали в промозглый вечер сентября. Все подъезды перекрыты ГАИ, но по бокам моста всё равно толпилась огромная толпа зрителей. Режиссёр дал сигнал. Грузовик разогнался, ударился колёсами о тротуар и полетел. Ремни безопасности применять было нельзя. Каскадёры упёрлись во что можно руками и ногами. Навстречу неслось что-то чёрное. Когда грузовик снёс парапет, все ждали, что он упадёт в воду днищем (для этого в кузов положили тяжёлую плиту), но грузовик перевернулся и упал прямо кабиной, причём в то место реки, где было мелко. Киношников затрясло. Все решили, что кабина сплющилась от удара о дно и каскадёры мертвы. Но они чудом выжили. Обидно стало через несколько минут не только смельчакам, но и всей киногруппе: основная камера, которая должна была снимать падение крупным планом, не сработала. В фильм вошёл эффектный, но общий план.
Почти все натурные съёмки фильма сопровождались толпами фанатов. Не сдерживали ни холод, ни ночное время. Доходило до курьёзов.
Тогда обратились к Армену Джигарханяну, способному справиться с любой ролью.
В связи со скромным бюджетом (на фильм Гостелерадио выделило менее 1 млн рублей вместо заявленных 1,4) авторы экономили на всём. В эпизодах приглашали сниматься родственников, друзей, знакомых, членов киногруппы и т.д.
В ресторане, где Фокс танцевал с официанткой Марианной, за одним из столиков можно видеть дочь Аркадия Вайнера, Наталью Дарьялову, а среди музыкантов легко обнаружить дующего в саксофон Сергея Мазаева и т.д.
Пять вместо семи
Пустые улицы СССР
Читайте также: