Кто такой арата горбатый
Содержание
- 1 Арата
- 2 Власть
- 3 Интеллигенция
- 4 Прогрессорство
- 5 Дон Румата
- 6 О благородных донах
- 7 О благородных доннах
- 8 Барон Пампа
- 9 Отец Кабани
- 10 Дон Рэба
- 11 Доктор Будах
- 12 Тема Бога
Арата [ править ]
- Таких щук рождает иногда историческая эволюция и запускает в социальные омуты, чтобы не дремали жирные караси, пожирающие придонный планктон…
- Арата был здесь единственным человеком, к которому Румата не испытывал ни ненависти, ни жалости, и в своих горячечных снах землянина, прожившего пять лет в крови и вони, он часто видел себя именно таким вот Аратой, прошедшим все ады вселенной и получившим за это высокое право убивать убийц, пытать палачей и предавать предателей…
- — Вы ослабили мою волю, дон Румата. Раньше я надеялся только на себя, а теперь вы сделали так, что я чувствую вашу силу за своей спиной. Раньше я вёл каждый бой так, словно это мой последний бой. А теперь я заметил, что берегу себя для других боев, которые будут решающими, потому что вы примете в них участие… Уходите отсюда, дон Румата, вернитесь к себе на небо и никогда больше не приходите.
- — В нашем деле не может быть друзей наполовину. Друг наполовину — это всегда наполовину враг.
Власть [ править ]
Интеллигенция [ править ]
Прогрессорство [ править ]
Дон Румата [ править ]
О благородных донах [ править ]
О благородных доннах [ править ]
- Десятки разочарованных дам, у которых Румата специально задерживался за чтением стихов до глубокой ночи (третья стража, братский поцелуй в щечку и прыжок с балкона в объятия командира ночного обхода, знакомого офицера), наперебой рассказывали друг другу о настоящем столичном стиле кавалера из метрополии. Румата держался только на тщеславии этих глупых и до отвращения развратных баб, но проблема нижнего белья оставалась открытой.
Барон Пампа [ править ]
- Барон поражал воображение. Было в нем что-то от грузового вертолета с винтом на холостом ходу.
- Барон ревел как атомоход в полярном тумане.
- — Я вспотел, и мне нужно возместить потерю жидкости.
- — Что? Постель? Какие постели в чистом поле? Наша постель — попона боевого коня!
- — Румата, друг мой, пойдёмте отсюда. У вас слишком богатые погреба. Уедемте!
- — Они заняли мой замок! И посадили там какого-то отца Ариму! Не знаю, чей он там отец, но дети его, клянусь господом, скоро осиротеют.
- — Между прочим, дон Рэба, — сказал он [Румата], — как вы относитесь к отцу Ариме?
— К отцу Ариме? — дон Рэба высоко поднял брови. — Прекрасный военный. Занимает видный пост в моей епископии. А в чём дело?
— Как верный слуга вашего преосвященства, — кланяясь, с острым злорадством сказал Румата, — спешу сообщить вам, что этот видный пост вы можете считать вакантным.
— Но почему?
Румата посмотрел в переулок, где ещё не рассеялась жёлтая пыль. Дон Рэба тоже посмотрел туда. На лице его появилось озабоченное выражение. (дон Румата и дон Рэба)
Отец Кабани [ править ]
- Отец Кабани сидел за столом в полной прострации. В комнате стоял могучий спиртной дух, на столе среди обглоданных костей и кусков варёной брюквы возвышалась огромная глиняная кружка.
- Отец Кабани сидел неподвижно, положив обвисшее лицо на ладони. Мохнатые полуседые брови его свисали над щеками, как сухая трава над обрывом. Из ноздрей крупнозернистого носа при каждом выдохе со свистом вылетал воздух, пропитанный неусвоенным алкоголем.
- Отец Кабани схватил кружку и приник к ней волосатой пастью. Глотая ядовитую смесь, он рычал, как вепрь Ы, потом сунул кружку на стол и принялся жевать кусок брюквы. По щекам его ползли слёзы.
— Горючая вода! — провозгласил он, наконец, перехваченным голосом. — Для растопки костров и произведения весёлых фокусов. Какая же она горючая, если её можно пить? Её в пиво подмешивать — цены пиву не будет! Не дам! Сам выпью… И пью. День пью. Ночь. Опух весь. Падаю все время. Давеча, дон Румата, не поверишь, к зеркалу подошел — испугался… Смотрю — помоги господи! — где же отец Кабани?! Морской зверь спрут — весь цветными пятнами иду. То красный. То синий. Выдумал, называется, воду для фокусов…
- — Это мы говорим, будто мы выдумываем. На самом деле все давным-давно выдумано. Кто-то давным-давно все выдумал, сложил все в ящик, провертел в крышке дыру и ушел…
- — Х-хвать! И выдумал!!
Дон Рэба [ править ]
- Дон Рэба, дон Рэба! Не высокий, но и не низенький, не толстый и не очень тощий, не слишком густоволос, но и далеко не лыс. В движениях не резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается. Которое похоже сразу на тысячи лиц. Вежливый, галантный с дамами, внимательный собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями… (размышления Дона Руматы)
- — Может быть, вы дьявол. Может быть, сын бога. Кто вас знает? А может быть, вы человек из могущественных заморских стран: говорят, есть такие… Я даже не пытаюсь заглянуть в пропасть, которая вас извергла. У меня кружится голова, и я чувствую, что впадаю в ересь.
- — О, я вижу здесь высокоученого доктора Будаха… Вы прекрасно выглядите, доктор. Мне придется обревизовать свою тюрьму. Государственные преступники, даже отпущенные на свободу, не должны выходить из тюрьмы — их должны выносить.
Доктор Будах [ править ]
- — Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им. (доктор Будах)
- — Мир не может меняться вечно, — возразил Будах, — ибо ничто не вечно, даже перемены… Мы не знаем законов совершенства, но совершенство рано или поздно достигается.
- — Борьба со злом! Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, учёных, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество — благо, а всё зло от знания. Для землепашца зло — налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи — добро. Для рабов зло — это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника — алчный ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата?
- — И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя.
- — Зерно, высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не скатиться вниз. Так и человечество. Если оно хочет быть неким целым, люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду.
Тема Бога [ править ]
Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы
сказали: вот теперь мир добр и хорош.
Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.
— Что ж, — сказал он, — извольте. Я сказал бы всемогущему: "Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей".
— И это все? — спросил Румата.
— Вам кажется, что этого мало?
Румата покачал головой.
— Бог ответил бы вам: "Не пойдёт это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими".
— Я бы попросил бога оградить слабых, "Вразуми жестоких правителей", сказал бы я.
— Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
Будах перестал улыбаться.
— Накажи жестоких, — твёрдо сказал он, — чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
— Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придётся карать всех, а я не хочу этого.
— Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили всё и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
— И это не пойдёт людям на пользу, — вздохнул Румата, — ибо когда получат они всё даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
— Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!
— Постепенно люди и сами возьмут всё, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.
— Да, я вижу, это не так просто, — сказал он. — Я как-то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, — он подался вперёд, — есть ещё одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках.
— Я мог бы сделать и это, — сказал он. — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
— Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или ещё лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
— Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.
Богам спешить некуда, у них впереди вечность.
Разве бог имеет право на какое-нибудь чувство, кроме жалости?
(Дон Кондор:)
— Горан Ируканский в "Истории Пришествия" писал: "Когда бог, спустившись с неба, вышел к народу из Питанских болот, ноги его были в грязи".
— За что Горана и сожгли, — мрачно сказал Румата.
(Арата:)
— Не уклоняйтесь, дон Румата. Почему вы не хотите дать нам вашу силу?
— Не будем говорить об этом.
— Нет, мы будем говорить об этом. Я не звал вас. Я никогда не молился. Вы пришли ко мне сами. Или вы просто решили позабавиться?
Трудно быть богом, подумал Румата.
В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих.
— Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
— Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.
Содержание
История написания [ править ]
Мир Цуринаку [ править ]
Первые 4 государства входят (или входили) в Проливную империю.
Б. Стругацкого не раз просили объяснить систему обращений в данной вымышленной культуре, поскольку в тексте этот вопрос не прояснён до конца. Писатель сообщал следующее:
Герои [ править ]
Неудобных точек зрения нет: все книгочеи, вся наука, все выдающиеся произведения искусства — исключительно светские. Нет в Арканаре ни монахов-учёных, ни местного аналога Сикстинской капеллы, и вообще ничего, кроме мракобесия, от тамошней религии не происходит. Вызвано ли это авторскими предубеждениями, советской коньюнктурой или просто чтобы не переусложнять сеттинг, но церковь на Цуринаку гораздо мракобеснее исторической земной, она особо склонна к тоталитарной теократии, да ещё и воинствует так, как земному Ватикану и не снилось.
Тропы и штампы [ править ]
- Синдром Руматы — разумеется, тропнеймер.
В самом тексте книги нет ни сноски, ни разъясняющих намёков. Б. Стругацкий так перевёл это на общепонятный язык по просьбе румынского переводчика книги:
Альтернативный перевод диалога (не забыв при том озаботиться весьма объёмным обоснованием) приводит Михаил Харитонов:
— А что я мог сказать? Он бы не понял. И я рассказал ему, что люди Ваги Колеса, изловив осведомителя, вспарывают ему живот и засыпают во внутренности перец… А пьяные солдаты засовывают осведомителя в мешок и топят в нужнике. И это истинная правда, но он не поверил. Он сказал, что в школе они это не проходили. Тогда я достал бумагу и записал наш разговор. Это нужно было мне для моей книги, а он, бедняга, решил, что для доноса, и обмочился от страха…
Они спустились к свалке и, зажимая носы, пошли шагать через кучи отбросов, трупы собак и зловонные лужи, кишащие белыми червями. В утреннем воздухе стоял непрерывный гул мириадов изумрудных мух. Дон Тамэо, сильно забрызгавшись, въехал ногой в желто-зеленую лужу и, чтобы не свалиться, ухватился за Румату. — Отвратительная вонь, — с чувством сказал Румата. — Да, ужасная. Но зато как вольно дышится в возрожденном Арканаре!
Цитаты [ править ]
Игра [ править ]
Для желающих быть богом
Также имеется одноимённая ролевая игра, чьей особенностью является то, что NPC реагируют на то, во что одет и как выглядит главный герой. Действие этой игры происходит после событий, описываемых в повести; это практически сиквел или как минимум спин-офф.
Альтернативная трактовка [ править ]
Такова канонiчная трактовка ТББ. Однако внимательное прочтение открывает у романа второе дно…
Бросается в глаза откровенный непрофессионализм Руматы . Он отыгрывает (иначе не скажешь) благородного кавалера, но не разбирается ни в жеребцах, ни в боевых верблюдах, знатоками которого испокон веков были Руматы Эсторские. Общаясь по долгу службы с верхушкой местного преступного мира, он не удосужился выучить бандитское арго, так что во время эпической беседы атамана Ваги Колеса и орла нашего дона Рэбы только хлопал глазами (а ведь при нём обсуждали ход предстоящего государственного переворота!). Неудивительно, что местный криминал его не уважает: навестив Вагу Колесо в его логове, дон Румата обнаруживает, что у него вульгарно срезали кошелёк. Хотя человек, который может вот так запросто зайти к пахану побеседовать о делах, для мелкой шпаны неприкосновенен…
Дон Румата не пользуется авторитетом у братвы, но и в структуре власти королевства он никто. Его почётная обязанность — натягивать туфлю на правую стопу короля. А между тем все земные агенты пробились на ведущие роли на своих участках. Генеральный судья и Хранитель больших государственных печатей республики. Постельничий герцога. Друг-конфидент тирана. Командир роты арбалетчиков. Шаман при вожде. Даже торговец шерстью — важная фигура: много странствует, общается со множеством людей, много видит и слышит. Положение земных агентов, их полномочия и авторитет позволяют вести наблюдения, собирать информацию и при необходимости эффективно влиять на происходящее, не прибегая к откровенному читерству. На фоне коллег благородный бездельник дон Румата — не учёный и не наблюдатель, а попаданец-приключенец, который играет в мушкетёров и спасает еретиков от инквизиции, о чём мечтал любой нормальный пионер. А в финале устраивает бессмысленную кровавую мясорубку.
Антон-Румата — не просто никакой резидент. Он, скорее, никакой не резидент.
А наиболее вероятный резидент ИЭИ в Арканаре — орёл наш дон Рэба.
Очевидно, что теократическое государство, возглавляемое агентами-прогрессорами — идеальная площадка для индоктринации идей и практик в подопытное общество.
И очевидно, что авантюру со вторжением Святого Ордена дон Рэба организовал по меньшей мере с ведома коллег из ИЭИ, а скорее всего — с их помощью. Переброска двадцатитысячной десантной армии требует организации и логистики на уровне, превышающем средневековый. И не могла остаться незамеченной землянами, которые вели наблюдение в том числе со спутников и патрульных дирижаблей. Почему коллеги-резиденты не поставили в известность благородного дона Румату — остаётся только гадать. Лишнее подтверждение того, что он — никакой не резидент.
Кстати, Антон aka благородный дон Румата, всю дорогу со свойственной ему проницательностью считал дона Рэбу глупцом, ничтожеством и мелким интриганом, за которым не стоит никакой силы. (Научно-исследовательский институт галактической сверхдержавы, подумаешь, силёнка…) Опустим же занавес милосердия…
Адаптации и фанфики [ править ]
АБС сами написали киносценарий/пьесу под таким названием. Сюжет и герои частично совпадали с первоисточником.
К сожалению, фильм по нему так и не сняли. А сняли два другие, и оба — пытка увеболлом и вопиющий неканон.
Суть передана верно — в основном за счет работы оператора, но обладает вконец картонными спецэффектами и реквизитом. А главное — режиссёр превратил книгу с серьезной философской составляющей в примитивный и пошлый боевичок. Снимал порнорежиссёр, и это чувствуется.
Герман снимал фильм 14 лет и умер до завершения работы над картиной; довели до премьеры его сын и жена. В первоисточнике были приключения тела и духа, но артхаусный режиссёр поменял его на антисюжет: весь трёхчасовой фильм — набор практически несвязанных эпизодов продолжительностью от 5 до 30 минут. Понять, что происходит в кадре, совершенно невозможно: кто-то на кого-то кричит, кого-то лупит, кто-то куда-то бежит, иногда действие замирает на несколько минут на статичную картинку колодца, все издают странные, хрюкающе-визжаще-лающие звуки, в разгар сцены в кадр может влезть вообще левый мужик и начать что-то невнятно орать или бормотать. Все персонажи, включая тех, что в книге были положительными — поголовно быдло и дегенераты. От философских диалогов осталась лишь пара реплик. Картина довершается абсолютной неадекватностью абсолютно всех героев, полным отсутствием логики и причинно-следственных связей, а также чёрно-белой картинкой. Результат — вообще тихий ужас и эталонный вывих мозга.
Социальные структуры
Как уже упоминалось, внутри Эсторской Империи существуют десятки зависимых и не очень систем и структур.
В Эсторской Империи официально сосуществуют три вероисповедания (церкви).
Королевство Арканарское и герцогство Ируканское очень схожи во многих аспектах (а точнее, были схожи до прихода дона Рэбы к власти) и представляют собой сословно-представительные монархии. Оба имеют свой двор и ряд министерств, которые, в принципе, и управляют страной. Скорее всего, именно эта схожесть и сделала со временем Арканар и Ирукан злейшими врагами в Запроливье. После начала политики дона Рэбы против просвещения, Ирукан стал убежищем для многих учёных и художников, бежавших из Арканара.
Соан по своему государственному устройству представляет собой феодальную республику. Среди органов управления республики называется Конференция двенадцати негоциантов, являющаяся, скорее всего, аналогом новгородского Совета господ или венецианского Совета десяти. Республика Соан славится своими ремесленниками, здесь находится Соанская Академия Наук и Музей раритетов.
Как правило, эти полунезависимые земли, принадлежащие баронам, относятся к тому или иному крупному государству (королевству, герцогству и т. д.), однако на самом деле бароны вольны распоряжаться ими, как хотят. Самый известный баронский род Запроливья — безусловно, Па́мпа дон Бау-но-Суpуга-но-Гатта-но-Аpканаpа, чьи владенья знамениты не только неприступным замком Бау, но и крупнейшими во всём регионе запасами природного серебра. Каждый новый король Арканара, к которому официально относятся владения Пампа, собирал поход на замок Бау с целью перехватить контроль над серебряными рудниками, однако благодаря превосходной боевой выучке баронских дружин ни одна попытка не увенчалась успехом.
Ночная армия — это крупнейшая международная преступная организация, управляемая из Запроливья человеком, зовущим себя Вага Колесо
Также в книгах упоминаются герцогство Убанское, Кайсанская тирания и малоизученная древняя цивилизации, существовавшая в Запроливье задолго до того, как оно вошло в состав Эсторской Империи.
Технология
Технологически планета Арканар примерно равна Земле в период раннего Ренессанса (очевидно, примерно соответственных уровней развития достигли строительство, мореплавание, металлургия; изобретатель отец Кабани открыл метод получения спирта). Существенным отличием арканарской ситуации от соответствующего этапа развития земной цивилизации является тот момент, что в Эсторе и Запроливье не известны порох и огнестрельное оружие. Отсутствие упоминаний со стороны прогрессоров о проблеме огнестрельного оружия свидетельствует о том, что цивилизация планеты ещё не сталкивалась с нею. По-видимому, книгопечатание также пока отсутствует. Развитые страны (к примеру, Соан) обладают значительными познаниями в науке и технике, а их библиотеки и университеты являются домом для многих выдающихся медиков, инженеров, химиков, физиков и астрономов. Святой Орден, напротив, считает просвещение вредным и видит единственный способ удержать государственность в поддержании низкого уровня образования у населения. Страны вроде Арканара лежат между двумя этими крайностями.
Земля и Арканар
Агент | Настоящее имя | Легенда | Профессия | Место жительства | Стаж |
---|---|---|---|---|---|
Дон Румата (35 лет) | Антон Константинович Малышев | богатый эсторский аристократ, отправленный в ссылку за дуэль с лицом королевской крови | имперский гвардеец | королевство Арканарское | 6 лет |
Дон Кондор | Александр Васильевич Симонов | неизвестно | Генеральный судья и Хранитель больших государственных печатей торговой республики Соан, вице-президент Конференции двенадцати негоциантов и кавалер имперского Ордена Десницы Милосердной | республика Соан | 15 лет |
Дон Гуг | Павел | неизвестно | старший постельничий герцога Ируканского | герцогство Ируканское | около 6 лет |
Шуштулетидоводус | неизвестно | неизвестно | шаман-эпилептик в одном из варварских племён | земли варваров | неизвестно |
Дон Капада | Стефан Орловский | неизвестно | Капитан гвардейской роты арбалетчиков Императора | Столица Империи Эстор | неизвестно |
Пани-па | Карл Розенблюм | неизвестно | Торговец шерстью | неизвестно (вероятно, Мурисс) | неизвестно |
неизвестно | Джереми Тафнат | неизвестно | Друг-конфидент Кайсанского тирана | неизвестно (вероятно, Кайсан) | неизвестно |
Путч дона Рэбы
Следует отметить, что деятельность земных наблюдателей парадоксальным образом упрочила положение дона Рэбы.
Но даже это не смутило Румату, который воспользовался переполохом, чтобы спасти ещё несколько учёных и своего единственного настоящего друга на планете — барона Пампу. Но потом произошло нечто, что сломало его. Кира, местная девушка, которую Румата любил, была застрелена неизвестным арбалетчиком, который, по мнению Руматы, был послан доном Рэбой. Если это было так, то эта ошибка была для Рэбы последней, так как Румата немедленно отправился в одиночку штурмовать его резиденцию. Он успел убить несколько десятков стражников и самого епископа Арканарского Рэбу, прежде чем на патрульном дирижабле поняли, в чем дело, и сбросили на город усыпляющие заряды. Румата был немедленно вывезен с планеты и отправлен на Землю.
Борис Стругацкий так объяснял в своём интервью убийство Киры [2] :
Насколько я помню, дон Рэба имел целью захватить в плен Киру, дабы потом использовать ее как орудие шантажа. Замысел не удался, главным образом, из-за отвратительно низкой дисциплины его монахов (характерной, впрочем, для феодальных дружин всех времен и народов). Кроме того, дон Рэба никак не ожидал, что Румата, отъехавший давеча аж в пределы Пьяного леса, ухитрится каким-то загадочным образом оказаться дома.
Альтернативные трактовки и версии происходящего
А как пахли горящие трупы на столбах, вы знаете? А вы видели когда-нибудь голую женщину со вспоротым животом, лежащую в уличной пыли? А вы видели города, в которых люди молчат и кричат только вороны? Вы, еще не родившиеся мальчики и девочки перед учебным стереовизором в школах Арканарской Коммунистической Республики?
Сергей Переслегин также ставит под сомнение причастность дона Рэбы к смерти Киры. Он отмечает, что это убийство, гораздо вероятнее, было организовано самим Аратой. Арата знал, что Румата ненавидит новоиспечённого епископа Арканарского и что в смерти возлюбленной немедленно обвинит его. Кроме того, Арата знал, что Антон-Румата — пришелец из другого мира (Антону пришлось раскрыться перед ним во время одного из совместных побегов) и что ему не составит особого труда в одиночку пробиться в резиденцию дона Рэбы и убить его самого. А в конечном итоге, именно Арата, а не Рэба получил карт-бланш, организовав ещё одно, пусть и обречённое на провал, восстание.
В защиту версии о причастности к убийству Киры людей дона Рэбы можно привести следующие доводы:
e_v_ikhlov
При нашей реконструкции учтём, что Стругацкими описано западноевропейское общество времён кризиса Ренессанса, т.е. на рубеже XV-XVI веков. При реконструкции будем брать за образец ход событий в городах Северной Италии и Нидерландов. Конечно, и некоторые другие события, но об этом в послесловии.
Мы не будем мысленно переноситься в мир Полудня (середина XXII века), с его тотальной победой коммунизма-гуманизма. Достаточно описания событий современным языком - т.е. с учетом менталитета рубежа XX-XXI веков.
Итак, как это описано у Аркадия и Бориса Стругацких (светлая им память) в 7 главе романа: …В конце года Воды — такой-то год по новому летоисчислению — центробежные процессы в древней Империи стали значимыми. Воспользовавшись этим, Святой Орден, представляющий, по сути, интересы наиболее реакционных групп феодального общества, которые любыми средствами стремились приостановить диссипацию…
Вообще роль Руматы в биографии Араты до недавнего времени историки недооценивали, что было своеобразной компенсацией за его настоящий культ как таинственного наставника Араты сто лет назад.
Сейчас установлено, что Румата был авантюристом из Империи, присвоивший себе имя умершего в ранней юности малоизвестного аристократа. Румата был необычайно образован, что было для его сословия экстравагантным, он был красив и блестяще сражался (это без сомнение указывает на его дворянское происхождение и даже придворное воспитание – возможно он был внебрачным сыном императорского вельможи или даже самого Маркона Восьмого), богат и имел много связей в разных кругах. Он откровенно покровительствовал поэтам, художникам, учёным, алхимикам и астрологам, в том числе в периоды, когда это было не только не модно, но и опасно. Есть версия, что он принадлежал к эзотерическому аристократическому сообществу. По другой версии, он держал в руках контрабанду драгоценностей и пряностей и, таким образом, за образом блестящего аристократа скрывался создатель первой в Арканаре организованной преступности, что якобы и позволило ему организовать контрпереворот – господство Ордена нарушало торговые связи Арканара. Румата из Эстора, очевидно, привил Арате глубокое уважение к учёности и внимание к развитию техники и строительству, что впоследствии сыграло очень важную роль в реформах Араты Великого.
Затем к Арканару подошло рыцарское войско, собранное под началом барона Пампы. После победы начался решаться вопрос о легитимации власти. Юный принц погиб, но его мать – вдовствующая королёва согласилась выйти за кузнеца и беглого каторжника Арату, которому историки немедленно нашли следы благородного происхождения (его настоящим отцом якобы был рыцарь, остановившийся на постой во время возвращения из похода в доме сельского кузнеца). Арата, посвященный Пампой в рыцари, был избран Собранием Арканарских земель королём Аратой Первым этого имени. Вариант с избранием королём барона Пампы отпал – рыцарская дружина быстро разъехалась по родовым гнёздам, а в большом портовом городе у провинциального аристократа поддержка была слабая. Барон удовлетворился званием главнокомандующего и начальника Гвардии Золотых Плюмажей из самый лучших представителей дворянского войска.
Арата Первый немедленно начал свои блистательные реформы. Он широко наделил крестьян землёй, использовав королевский и монастырские фонды, а также владения нелояльных помещиков. Были отменены многие повинности, снижены пошлины. В результате возник мощный класс свободных землепашцев, быстро насытивший Арканар провиантом. В городах было введено магистратское самоуправление, а в королевстве Сенат из представителей сословий и городов. Был создан Суд Равных из 13 представителей для разборов уголовных дел, и Купеческий Суд. Был учреждён Арканарский Университет, куда съехались ученые люди отовсюду, даже из империи. Была установлена веротерпимость. Было основано книгопечатание, открылись школы, куда даже брали фермерских детей. Низкие налоги на ремесленников привели к тому, что Арканар стал настоящей мастерской империи. Драгоценная утварь, доспехи, оружие и тонкое сукно из Арканара расходились по всему миру. Были расширены верфи и началось строительство мощного флота. Через три года молодой арканарский флот победил дотоле непревзойдённый флот Торговой Республики Соан и вышел на океанский простор. Поражение имперского флота позволило Арканару начать освоение Дальних берегов. Был основан Новый Арканар.
Картину всеобщего процветания и стремительного роста богатства и могущества Арканара затемняли только два фактора: затянувшаяся, хоть и вялая война с горцами, привыкшими к набегам на приграничные провинции и постоянное недовольство аристократов, полностью утративших контроль над городами и сильно теснимых вольными землепашцами. Аристократы всё время организовывали заговоры, один раз даже вовлекая в свою интригу королеву, а собранные ими наёмные отряды регулярно конфликтовали с фермерским ополчением и даже пытались нападать на отряды коммун небольших городов. Как известно, именно в честь самоотверженных коммунаров - бойцов этих отрядов, защищавших традиционные вольности, была названа Арканарская Республика после падения монархии.
Для разрешения двух основных внутренних трудностей, король Арата Великий решил объединить их решение в одно – он предложил аристократии любые имения в Новом Арканаре, а горцев пригласил стать щедро оплачиваемыми наёмниками для завоевания новых территорий на Дальних берегах. Согласия дворянства и дикарей сняло внутренние проблемы королевства, однако, как известно, создало новые огромные проблемы в будущем. Жестокость горцев привела к тому, что племена туземцев Дальних берегов создали военный союз и не только остановили экспансию Нового Арканара, но и стали разорять его земли своими набегами, однажды даже осадив столицу колонии. А аристократы, став латифундистами, вошли в непрекращающийся конфликт с фермерами-поселенцами, пытаясь вынудить их стать вассалами. После того, как аристократы попытались направить горцев-наёмников на отряды фермеров, те заявили, что отделяют свою часть Нового Арканара и создают своё отдельное королевство. А когда Арата Великий приказал арестовать трёх дворян, наёмные отряды которых чаще всего нападали на фермеров (это было условием возвращения новопровозглашенного королевства обратно), но об отложении заявили уже аристократы.
Читайте также: