У всех скрипачей сколиоз
На сегодняшний день доказано, что длительное воздействие сил или дополнительного давления на элементы зубочелюстной системы приводит к морфологическим изменениям лицевого скелета [1; 2]. Кроме того, в процессе формирования аномалий окклюзии у пациента могут наблюдаться существенные изменения в строении как лицевого отдела скелета черепа, так и специфические для той или иной формы аномалии окклюзии изменения постуры в виде нарушения гармонии строения и движения тела, изменения осанки и походки [3]. Одним из этиологических факторов возникновения постуральных нарушений и связанных с ними аномалий окклюзии и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава является игра на музыкальных инструментах [4; 5]. По данным исследований, распространенность аномалий окклюзии зубных рядов у пациентов на фоне нарушений опорно-двигательного аппарата выше, чем у физически здоровых пациентов. Так, 62,24% пациентов имеют различные аномалии окклюзии зубных рядов, проявляющиеся на фоне нарушений осанки, что говорит о значимости вынужденного положения тела как фактора возникновения окклюзионных нарушений [6]. В частности, вынужденным положением сопровождается игра на некоторых видах музыкальных инструментов, что обуславливает возникновение профессиональных заболеваний. Это связано с тем, что музыканты во время выступлений и репетиций находятся в состоянии функционального перенапряжения, что может проявляться в виде деформаций лицевого скелета и патологий височно-нижнечелюстного сустава. В научных источниках достаточно широко освещено влияние игры на духовых инструментах на развитие деформаций зубов и зубных рядов [7], однако вопрос о связи морфологических изменений области лица с профессиональной игрой на струнных смычковых музыкальных инструментах изучен недостаточно. В частности, игра на скрипке предусматривает вынужденное положение головы в течение длительного времени, так как исполнитель использует нижнюю челюсть для фиксации инструмента [8]. Кроме того, влияние на зубочелюстную систему происходит и за счёт вибраций, направленных на кость челюсти, возникающих при различных техниках игры [9]. Считаем важным учесть, что обучение игре на скрипке начинается с 6-8 лет, в период активного роста и развития костей лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата в целом, что и приводит к возникновению различных деформаций. Также, по мнению ряда ученых, лица, профессионально играющие на скрипке, помимо этого, входят в группу риска заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц, что может повлечь за собой их профнепригодность [10]. Причём с увеличением стажа игры на скрипке достоверно увеличивается разница асимметрии тонуса покоя и контракции жевательных мышц до и после игры на скрипке в сравнении с показателями мышечного тонуса музыкантов, играющих на других музыкальных инструментах [11]. Углубленное изучение влияния профессиональных занятий на скрипке на состояние зубочелюстной системы музыкантов позволит выработать систему профилактики возможных патологических состояний и предложить патогенетический план лечения и реабилитации, что очень важно для их здоровья и профессиональной деятельности.
Целью исследования было выявить степень влияния игры на скрипке на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях и определить факторы, оказывающие максимальное влияние.
Материалы и методы исследования
Проведён анализ 17 литературных источников по проблемам здоровья, оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний музыкантов-профессионалов, играющих на различных музыкальных инструментах.
Проведено клиническое обследование и анализ фотографий и ТРГ в прямой и боковой проекции 23 человек, играющих на скрипке, в возрасте от 6 до 43 лет (рис. 1).
Проводилось сравнение данных, полученных в ходе клинического обследования и анализа фотографий и ТРГ лиц, играющих на скрипке, с контрольной группой, которую составили 10 обследованных, играющих на других музыкальных инструментах (фортепиано, гобой, домра и др.).
При анализе фотографий в прямой проекции определяли:
1. Углы нижней челюсти справа и слева.
2. Углы, образованные касательными к телу нижней челюсти и средней линией.
3. Наклон головы.
При анализе фотографий в боковой проекции справа и слева определяли:
1. Положение головы.
2. Угол нижней челюсти.
3. Отношение sn-gn:n-gn.
4. Пропорциональность тела и ветви нижней челюсти справа и слева.
При анализе ТРГ в прямой и боковой проекции определяли:
1. Углы нижней челюсти (CoGoMe).
2. Углы, образованные Go-Me и средней линией.
3. Наклон головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом.
4. Соотношения N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me.
Рис. 1. Анализ фотографий: 1 – определение гониального угла; 2 – определение угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица; 3 – определение симметричности положения плеч
Результаты исследования и их обсуждение
В результате анализа данных, полученных в ходе клинического обследования с использованием дополнительных методов (ТРГ, фотометрический анализ), были обнаружены типичные изменения у музыкантов, играющих на скрипке: у 70% нарушения осанки и у 48% нарушение симметричности лица (р≤0,05) (рис. 2).
Рис. 2. Частота типичных нарушений у играющих на скрипке, выявленных в процессе исследования
При проведении фотометрического анализа выявили, что у скрипачей левый гониальный угол, являющийся областью, на которую приходится максимальное давление при игре на инструменте, более острый, чем правый (p≤0,05). Также было обнаружено, что средняя величина гониального угла у музыкантов из контрольной группы больше, чем значение левого гониального угла у играющих на скрипке (р≤0,05). В контрольной группе углы слева и справа, как правило, были равны (p>0,05).
При изучении угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица, в среднем его значения слева были больше, но эти изменения были выражены минимально, что и подтверждается статистически (p>0,05).
Нами были выявлены типичные нарушения осанки в сагиттальном направлении, что выражалось в переднем положении головы к туловищу в 70% у скрипачей и в 30% у лиц из контрольной группы (p≤0,05).
Также были обнаружены характерные изменения положения головы в трансверзальном направлении: у 46% скрипачей отмечается наклон головы влево (сочетающийся в 76% случаев с более высоким положением левого плеча), тогда как в контрольной группе наклон головы влево обнаружили только у 10% обследованных (p≤0,05).
Нормальное положение головы было отмечено у 18% скрипачей и у 46% музыкантов из контрольной группы (p≤0,05).
Такая распространённость нарушений осанки в контрольной группе связана с недостаточным вниманием за положением тела со стороны самих музыкантов (или педагогов, в случае когда исполнителем является ребёнок) и не является профессиональной особенностью игры на данных видах музыкальных инструментов. В то время как вынужденное положение головы у профессиональных скрипачей является неотъемлемым условием игры на инструменте.
При оценке пропорциональности лица выявили наличие изменений отношения морфологической высоты лица oph-gn к высоте нижнего отдела лица sn-gn в виде снижения высоты нижней 1/3 лица у 48% скрипачей, тогда как в контрольной группе таких изменений не было обнаружено (p≤0,01).
Выявлены изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица: у скрипачей отношение в среднем составило sn-sto:sn-gn=1:2,8. В контрольной группе это соотношение было нормальным, т.е. 1:3 в среднем, что достоверно различно (p≤0,05). Полученные результаты говорят о тенденции к формированию аномалий прикуса в вертикальной плоскости, а именно, глубокой резцовой окклюзии/дизокклюзии у лиц, играющих на скрипке (рис. 3).
Рис. 3. Изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица
Также обнаружены характерные изменения в пропорциональности тела и ветви нижней челюсти справа и слева: у скрипачей длина тела нижней челюсти слева несколько короче правой стороны (p≤0,05). В контрольной группе таких изменений не выявляется, в среднем при анализе фотографий значения длины тела нижней челюсти слева и справа не отличались (p≤0,01).
Данные ТРГ в прямой и боковой проекции подтверждают результаты фотоанализа. При оценке углов нижней челюсти (CoGoMe), углов, образованных Go-Me и средней линией, наклона головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом и соотношений N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me были получены подтверждения результатов, полученных в ходе анализа фотографий .
Также была рассмотрена зависимость степени выраженности деформаций от возраста обследованных пациентов. При расчете степени асимметрии нижней челюсти и отклонений от нормальных лицевых соотношений было выявлено, что степень выраженности морфологических изменений имеет прямую зависимость от продолжительности игры на инструменте и возраста начала обучения (p≤0,05). Так, у обследованных скрипачей, стаж игры которых составлял менее 3 лет, степень деформаций была минимальна, разница между углами нижней челюсти справа и слева имеет наименьшее значение, степень выраженности нарушений осанки незначительна (p≤0,05). В то же время лица, играющие на скрипке более 10 лет, имеют более выраженные отклонения от нормальных параметров и, как правило, имеют сравнительно более существенную асимметрию костей лицевого скелета и значительные нарушения осанки (p≤0,05).
Также имеет значение возраст начала обучения игре на музыкальном инструменте. Развитие неблагоприятных явлений у юных музыкантов приходится на возрастной период 6-19 лет, когда происходит активное формирование опорно-двигательного и челюстно-лицевого аппаратов. В ходе работы было выявлено, что обследованные музыканты, играющие на скрипке с 5-6 лет, к моменту исследования имели более выраженные деформации по сравнению с теми, кто начал обучение в более позднем возрасте (после 15 лет) (p≤0,05) (рис. 4, 5).
В связи с этим возникает необходимость внедрения средств и методов профилактики возникновения аномалий окклюзии и морфологических изменений лицевого скелета у профессиональных музыкантов, играющих на скрипке. В первую очередь, необходимо проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения постуральных нарушений вследствие гипертонуса отдельных групп мышц, вовлекаемых в процесс игры на инструменте. При раннем начале обучения игре на скрипке обязателен контроль со стороны педагогов и родителей за осанкой и положением головы ребёнка во время занятий. Рекомендовано соблюдение режима труда и отдыха с включением в период отдыха гимнастических упражнений для предупреждения перенапряжения мышц спины, головы и шеи. В частности, по мнению различных авторов, целесообразно применять миогимнастические упражнения для профилактики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и предотвращения привычного смещения челюстей. Особенно показана миогимнастика при повышенном тонусе или спазме жевательных мышц, дискоординации сокращения жевательных мышц, чрезмерной подвижности головки нижней челюсти, щелканья в ВНЧС [12].
Рис. 4. Изменение соотношения sn-sto:sto-gn
Рис. 5. Степень выраженности разницы между углами нижней челюсти справа и слева, где голубым цветом отмечена контрольная группа, зелёным группа скрипачей
1. Игра на скрипке оказывает существенное влияние на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях.
2. Продолжительность игры на инструменте и возраст начала обучения имеют максимальное значение.
Просили написать упражнения.
Шея
Встать ровно. Вся фишка в том, чтобы шея во время выполнения упражнения должна быть НАПРЯЖЕНА (иначе можно мощно прищемить нерв). После каждого движения РАССЛАБЛЯЕМ мышцы шеи!
Опускаем голову вниз. Макушка должна при этом тянуться вверх. Некоторые уже при это начинают слышать хруст :)
повторяем несколько раз. Чувствуем, как за макушкой тянется остальной позвоночник.
Опускаем голову, как было.
Выполняем круговые движения головой: снизу до плеча и обратно. МЕДЛЕННО!! и плавно. настолько, насколько получится. в одну и другую сторону.
Ощущаем себя просто выучившими концерт Паганини №1 за один день.
Спина
Перед выполнением упражнений надо немного "разогреться - подвигаться, попотягиваться", чтобы потом не было мучительно больно.
Ложимся на пол. Лучше всего подстелить что-нить, чтобы не так твердо, да и ни к чему нам синяки )). Лежим на спине, подтянули колени к подбородку, обхватили руками - в общем, надо хорошенько сложиться. Перекатываемся с боку на бок. Если Ваш случай - запущен, то разницу почувствуете быстро )) Это упражнение работает на позвоночник в целом.
Теперь - для поясничного отдела: лежа на спине, лопатки по ходу должны лежать на полу, сгибаем одну ногу в колене и отводим в сторону (в сторону другой ноги). Цель - коснуться пола коленом. Повторяем со второй ногой. Хрусь-хрусь.
Чувствуем, как будто и второй концерт Паганини выучили просто за пару часов.
И не забываем про . НОГИ! Лежа на боку, приподнимаем-приопускаем сначала согнутую в колене, а потом и прямую ногу. Повторяем на другом боку.
Пресс неплохо тоже хоть 20 раз покачать - в жизни пригодится.
Заведите себе привычку играть в пинг-понг )) Лучше обеими руками. А мячик - по возможности ловить.
И главное - помнить: после каждого наряжения должно наступать расслабление.
И вообще - как это ни странно звучит, держите себя в хорошей спортивной форме.
З.Ы. Самое смешное оказалось, что когда нам, скрипачам, дали в руки по килограммовой гантеле и велели поделать разные упраджения, мы продолжали ими играючи вертеть в разные стороны и не замечать вес, когда у всей группы уже отваливались ручки.
Я вот с детства занималась хореографией,причем начала заниматься раньше,чем на скрипке.Со временем пришлось выбрать что-то одно из-за недостатка времени,но дело не в этом.Сколиоз у меня был и есть вне зависимости от занятий танцами,так-то.Единственное,что поддерживает в порядке это "йоговский" комплекс для спины,а так..
Зато можно посмеяться,что у скрипачей "все ростут и ростут" "крылья";)когда ж полетим?:angel:
При правильной постановке никакие "искривления" на инструменте не ощутимы,так что главное - правильно стоять и в "обычной жизни" не забывать держать "корсет" (а еще + правильно спать,носить футляры-сумки на двух плечах,выбирать хорошую обувь - сколиоз и плоскостопие -стандартный набор, не пить и не курить;))
При правильной постановке никакие "искривления" на инструменте не ощутимы,так что главное - правильно стоять и в "обычной жизни" не забывать держать "корсет" (а еще + правильно спать,носить футляры-сумки на двух плечах,выбирать хорошую обувь - сколиоз и плоскостопие -стандартный набор, не пить и не курить;))
Кстати, я лет пять назад нашла для себя хороший способ "держать спинку" )) Пошла в магазин и сделала то, чего НИКОГДА себе не разрешала: концертные туфли на ВЫСОКОМ каблуке. Тут важно подобрать себе высоту каблука, оптимальную под свод стопы: сантиметр вверх-вних - и уже не выстоять. А высокий каблук заставляет следить за осанкой, а то и навернуться недолго.
А причина проста: начались концерты, когда приходилось все полтора часа СТОЯТЬ (да здравствуют барочные оркестры и камерные ансамбли!). На низком каблуке ноги начали отваливаться где-то в середине. а в любимых кроссовках же не пойдешь.
А плоскостопие, к сожалению, уже ТАК распространено, что обувь делают с расчетом на это :(
К сожалению, механическая беговая дорожка практически устаревшая модель, и её можно найти в кабинетах ЛФК.
А ваша комната напоминает коморку Раскольникова.
Простите за неуместный юмор.
Ну, кабинеты ЛФК, с которыми у меня связано много нехороших воспоминаний, остались далеко-далеко.
А каморки тут все такие в типовых квартирах. Мне еще повезло, потому что она квадратная ))) и с окном :-o
А плоскостопие, к сожалению, уже ТАК распространено, что обувь делают с расчетом на это :(
Угу, и это доставляет большие страдания тем, у кого плоскостопия нет. Вот у меня почему-то нет. И к тому же свод стопы высокий. В обувных магазинах я регулярно прихожу к выводу, что меня не бывает в природе :roll:
Ну, кабинеты ЛФК, с которыми у меня связано много нехороших воспоминаний
О да, и самое нехорошее - ведь не помогает :-(
Мне помогли йоговские упражнения, и сейчас я, в общем, почти не чувствую, что спина у меня нестандартная. Это при том, что врач на профосмотре пятый год предлагает мне оформить инвалидность. Не интересуясь моим реальным самочувствием, просто по факту наличия большого сколиоза: "Вы должны очень страдать от этого" :evil:
Просили написать упражнения.
Шея
Встать ровно. Вся фишка в том, чтобы шея во время выполнения упражнения должна быть НАПРЯЖЕНА (иначе можно мощно прищемить нерв). После каждого движения РАССЛАБЛЯЕМ мышцы шеи!
Опускаем голову вниз. Макушка должна при этом тянуться вверх. Некоторые уже при это начинают слышать хруст :)
повторяем несколько раз. Чувствуем, как за макушкой тянется остальной позвоночник.
Опускаем голову, как было.
Выполняем круговые движения головой: снизу до плеча и обратно. МЕДЛЕННО!! и плавно. настолько, насколько получится. в одну и другую сторону.
Ощущаем себя просто выучившими концерт Паганини №1 за один день.
Спина
Перед выполнением упражнений надо немного "разогреться - подвигаться, попотягиваться", чтобы потом не было мучительно больно.
Ложимся на пол. Лучше всего подстелить что-нить, чтобы не так твердо, да и ни к чему нам синяки )). Лежим на спине, подтянули колени к подбородку, обхватили руками - в общем, надо хорошенько сложиться. Перекатываемся с боку на бок. Если Ваш случай - запущен, то разницу почувствуете быстро )) Это упражнение работает на позвоночник в целом.
Теперь - для поясничного отдела: лежа на спине, лопатки по ходу должны лежать на полу, сгибаем одну ногу в колене и отводим в сторону (в сторону другой ноги). Цель - коснуться пола коленом. Повторяем со второй ногой. Хрусь-хрусь.
Чувствуем, как будто и второй концерт Паганини выучили просто за пару часов.
И не забываем про . НОГИ! Лежа на боку, приподнимаем-приопускаем сначала согнутую в колене, а потом и прямую ногу. Повторяем на другом боку.
Пресс неплохо тоже хоть 20 раз покачать - в жизни пригодится.
Заведите себе привычку играть в пинг-понг )) Лучше обеими руками. А мячик - по возможности ловить.
И главное - помнить: после каждого наряжения должно наступать расслабление.
И вообще - как это ни странно звучит, держите себя в хорошей спортивной форме.
З.Ы. Самое смешное оказалось, что когда нам, скрипачам, дали в руки по килограммовой гантеле и велели поделать разные упраджения, мы продолжали ими играючи вертеть в разные стороны и не замечать вес, когда у всей группы уже отваливались ручки. ИМХО. Все эти хрусь-хрусь очень вредны.
ИМХО. Все эти хрусь-хрусь очень вредны.
Вредны. А двигаться надо больше. Иначе будет все хрустеть при малейшем движении. Это отложения солей хрустят. До этого нельзя доводить себя )) (Равно как всегда нужно садиться на предыдущий автобус).
Есть более конструктивные предложения. С радостью примем.
А, кстати, конструктивное предложение против отложения солей, если уж довели почему-то себя до такого состояния )) :solution: Рекомендации ведущих собаководов! (почти не шутка). Китайские шарики! Знаете, у которых внутри что-то звенит? Лучше брать эмалированные, только внимательно смотреть при покупке, чтобы эмаль везде была целая и гладкая. Они есть разных размеров, надо подбирать по руке, чтобы удобно было вращать одной рукой. Тут нам как раз не надо, чтобы шарики не стучали и не звенели - чем плотнее они проходят по ладони и пальцам, и чем больше точек при этом задевают - тем лучше. И если вам нужно разыграться, а не получается по каким-то причинам, то очень это помогает.
С удовольствием поделюсь найденной интересной информацией,которая, думаю,заинтересует всех практикующих музыкантов.
Фото летние, снимки осенние прошлогодние, гибус ушел даже по сравнению с летом, не жиром заплыл, она не толстая, норм. сложения, а именно ушел! Т.е. лево-право стало симметричнее. Сколиоз из-за скрипки, т.к. препод был идиот, хоть и ученик Ойстраха, но его постановкой играет только он, а сам он маленький горбатый карлик. При этом играет на большой скрипке с короткими руками. Т.е. он так развил левую, пальцы ставит так, что при короткой руке играет все чисто - и децемы и фингерзацы. Это его единственное достоинство, за то и дали, наверное, ему заслуженного.
Но за чистоту звука он поплатился своей фигурой. Второй человек в мире(. ) который играл такими же пальцами и положением рук, была моя дочь. Конечно, в 11 лет - обалдеть, как чисто, но теперь результат - сколиоз. После него переучивали полностью, занимались в 2 раза больше, чем все остальные, чтобы и переучиться и догнать программу. В общем, это может быть понятно только скрипачу, который это увидит. Вот и результат - одни мышцы перерастянуты, другие зажаты и недоразвиты.
Перемены у нас начались сразу, как стали грамотно работать с мышцами. Утро или вечер рентген - не суть важно, хотя оба часов ок. 12-ти сделаны, там в верхней дуге пара позвонков совсем под другим градусом расположены, это я хорошо помню, облазила их до крошечки на компьютере в апреле. Ротация была та еще, я же говорю - как начали лечение, концертные платья каждый месяц мерили и говорили - ах! те, что не застегивались, начали садится, да еще так, что 2 пальца влезало в области лопаток. Если интересно, я раскажу Вам, что мы делали. Могу еще видео показать, на что была похожа ее спина в начале лечения. Там она на сеансе.
Еще через пару лет попала на занятия тайцзи. В течение 3 месяцев удалось отыграть обратно 4 см. роста. Может это у меня так, не знаю. Но большего прогресса добиться не удалось.
Одновременно мне делали японский массаж (фамилию автора забыла, но можно найти в инете, если кому интересно).
Полгода назад по рекомендациям знакомых пошла к остеопату. Это оказалось то, что нужно. Ощущения в спине стали такие, как будто она расправилась, ну и попутно всякие отеки ног прекратились от сидячей работы. Так что я тоже рекомендую найти хорошего остеопата.
Сама я делаю китайский массаж, который тоже очень эффективен, особенно в качестве расслабления.Но, к сожалению, сама на себе его практиковать не могу.А я так думаю, что были бы неплохие результаты.
P.S. Вот болей в спине, или где-то еще, связанных со сколиозом, у меня никогда не было. Врачей это ставило в тупик. Надеюсь, что и дальше будет так. Т-Т-Т.
Но! Мне делала его девочка из Калмыкии, ученица доктора-рефлексотерапевта, который практикует в Элисте. Про то место, которое в ссылке, мне ничего неизвестно, я там не была. Массаж мне делали сначала 2 р. в неделю, где-то в течение 9-ти месяцев. Потом клуб,в который я ходила, закрылся, и я ездила домой к массажистке. Где-то раз в неделю получалось. Тоже месяцев 9. Еще я ездила в Элисту к учителю моей массажистки. Там у меня был курс этого же массажа и плюс "мокрое" иглоукалывание (инвазивный метод). Удалось расслабить несколько мышц, которые стягивали позвоночник. В первое время было ощущение, что сместился центр тяжести.Ходила осторожно :-). У меня было всего 2 недели отпуска, а на курс нужен 21 день. Я ездила туда еще несколько раз, поддерживать эффект, так сказать. К сожалению, снимков у меня от подросткового возраста не осталось, но по ощущениям и визуально могу сказать, что эффект был хороший. И родные тоже заметили.
Про китайский массаж почитать, увы, негде. Я училась у китаянки, которая приезжала в Москву. Это энергетический массаж, направленный на устранение энергетических блоков в теле человека, "прочистка" основных меридианов. Дело в том, что в теле человека энергия должна быть расположена симметрично: право-лево, передняя-задняя часть туловища. При сколиозе она скапливается в правой верхней части спины(условно) и левой нижней. Следовательно её нужно переместить туда, где её нехватка - туда, где вогнутость. Ну это вкратце.
Делали рентген позвоночника с тазом. Стельку назначил 2см! Визуально (мне) таз кажется ровным и ноги одинаковыми (ну, я понимаю, что это "визуально" и не специалисту), а при одевании стельки ребенок похож на одноногого. Меня сильно напугали его рекламные фото, я их увидела после трех сеансов. Посмотрите сами: на чем дети стоят не видно (ощущение, что иногда на согнутой ноге, а иногда на подставке), девочка в одних трусиках и "до" и "после" и "через год", с одной прической, заколкой, и комплекцией (дети за год немного меняются), и загар все тот же, как впрочем и мальчик в одних трусах и замятыми справа волосами. Сам позвоночник не изменен ни до ни после, только положение таза меняется (т.к не видно ног - неизвестно каким образом это происходит). Просто не знаю что делать. Как поверить человеку, если он "такие достижения" показывает?
И ещё, манипуляции у доктора следующие: он трёт спину на выпуклом лежаке около минуты, типа разогрева, а потом привязывет за руки и ноги растягивает с разворотом (чтобы как он мне объяснил, повернуть таз по оси) и так ребенок висел 5 мин (как в фильмах про инквизиторов). Вот это и всё за 350 грн за сеанс. И стелька 300 грн. Назначил ношение корректора осанки не менее 4 часов в день.
Я тоже на себе вижу, что суставы стопы отражают состояние позвоночника, только не могу понять какие нарушения первичны. В детстве помню, что бабушка исправляла мою походку когда шли в садик - я косолапила и она как женщина, учила разворачивать ноги и научала, но потом я заметила, что я их разворачиваю для окружающих (для бабушки), а когда ставлю на землю - опять как-то скручиваю и раскручиваю, вобщем это так мгновенно происходит, что со стороны не заметишь.Но с детства у меня кривые большие пальцы на ногах (правый гораздо больше и это образовалось гораздо раньше сколиоза), я думаю, что на него приходилась большая нагрузка, а с возротом стал сустав под пальцем болеть и я стала стараться не наступать на него (изменить поступь).
Аллергий нет, ЖКТ (у ребенка) стул с рождения редкий может опорожнятся и раз в 4 дня, сперва боролись, чего только не делали, а потом нам сказали, что если это ее не беспокоит, то и ничего, возможно кишечник длинне чем обычно. Такое и у мужа (спина ровная у него), у меня ни аллергии ни ЖКТ нет.
Я понимаю, что упражнения сами по себе не помогают, что-то надо еще, а что не знаю. Все эти доктора смотрят на нас как на источник дохода, мне кажется, что у них огонек в глазах загорается когда они нас видят. Но ситуация у нас для них непривычная - ребенок занимался спортом очень серьёзно и имела высокие результаты, мышечный корсет в 10 лет был такой, что когда первый "мануальный доктор" провел консультацию и не глядя на ребенка (а только на снимок) начал меня запугивать-раскручивать и рассказывать о необходимости своего метода и комплекса (не зная, что у меня сколиоз 3 ст, но я слежу и этим гадам удовольствия не доставляю), вобщем потом посмотрел на ребенка и не сдержался . проглотил язык. ну признался, что таких мышц не видел у детей, потом пришел в себя и понес другую галиматью.
В общем к мануальщикам мы не ходили, ходили к остеопатам, занималась дочка так, что руки от подтягиваний как у слесаря мозолистые. Но все говорят: значит не дорабатывает. (больше человеку физически нереально заниматья, это предел человеческих возможностей). В общем, а сколиоз уже 3 ст. И что дальше делать не знаю, а только 12 лет ребенку. И все время рассказывает, что вылечитсяч и будет спортом дальше заниматься (просто сердце разрывается).
Она очень плохо ест с рождения (кстати при рождении была кривошея, сразу надели воротник (из пеленки прсто фиксировали и шея выровнялась ). Позавчера: утром - йогурт кисломолочный (сама делаю из домашнего молока), потом была в школе - думаю что булки и шоколадки (не признается), вечером клубнику, черешню (ужин не захотела) и ела мучное. Вчера : утро - пирожок с вишней и чаем (пьет мало), потом в школе - как и вчера и вечером гречку с котлетой из свинины, укропом и помидором. И опять мучное. Мучного ест много (но худая).
бальные танцы -- там за осанкой здорово следят.
я играла на пианино, и мне рекомендовали привязывать себя к спинке стула во время занятий -- жто было для другой проблемы, но и для осанки оказалось полезным.
бальные танцы -- там за осанкой здорово следят.
я играла на пианино, и мне рекомендовали привязывать себя к спинке стула во время занятий -- жто было для другой проблемы, но и для осанки оказалось полезным.
Буду привязывать во время еды :)) А если скрипка, уже не привяжешь :))
Я подумала, не будет ли инструмент дополнительной нагрузкой для нашей слабой спины. Бассейн пробовали, танцами занимаемся, спина сутулая :(
У нас выбор инструментов не большой. Мне баян нравится, но хрупкая девушка с баяном :010:
и потом у неё руки слабые, как она играть-то будет :020:
И слух у неё не идеальный для скрипки, а пианино ставить некуда :017:
Я не для музыкальной школы интересуюсь, а для общеобразовательной с обязательной музыкой.
Надеюсь не очень дикое сочетание ? прямо в расписании уроков хор, инструмент и сольфеджио.
Они сказали, что талантливые дети все в муз.школе, а они обучают обычных. Без данных, пожалуйста приводите на скрипку, а они уже будут обучать :015:
Даже не тестируют, видимо что бы не расстраиваться. Родители с ребёнком сами выбирают инструмент. Скрипку сказали можно купить китайскую :010:
На фортепиано возьмут?
Тогда лучше туда. Баян тяжелый, скрипка - трудно.
Если правильно заниматься на ф-но, спина не страдает.
Если про спорт думаете, я своего буду в айки-до отдавать.
Гениальный вид спорта. Очень помогает не только мышцам, но развивает мозги.
Тяжелых физ нагрузок и драк там нет.
Айки-тактики сейчас применяют и в бизнесе и в психологии.
На фортепиано возьмут?
Тогда лучше туда. Баян тяжелый, скрипка - трудно.
Если правильно заниматься на ф-но, спина не страдает.
Если про спорт думаете, я своего буду в айки-до отдавать.
Гениальный вид спорта. Очень помогает не только мышцам, но развивает мозги.
Тяжелых физ нагрузок и драк там нет.
Айки-тактики сейчас применяют и в бизнесе и в психологии.
А вы советуе, если выбирать между скрипкой и фоно, фоно выбирать?
Это ужасно, когда дети с ужасом вспоминают тяжёлое детство. У меня подруга закончила музыкальную школу, а потом ещё муз.колледж на ул.Воскова. Ненавидет музыку, пианино и всё что с этим связанно.
Со спиной мучается ужасно, она категорически против музыки для детей. На мои просьбы о консультации, отвечает жёстко, не лишай ребёнка детства :001:
Девочки, я профессиональная пианистка (сейчас игаю мало). В 16 лет в течении полугода лечила дикое обострение остеохондроза поясничного отдела. Было так плохо, что не наклоняться, не сидя ноги приподнять не могла. Плюс остеохондроз шейного отдела- онемение рук и кончиков пальцев и головные боли.
Сечас постоянно больная спина, частое защемление седалищного нерва. Ночью просыпаюсь от того, что не чувствую рук.
Вот и думайте. Посадка при игре на ф-но не смортя на ровную спину абсолютно противоестественная. Если заниматься, то обязательно вместе со спортивными занятиями (плаванье, танцы).
У меня много подруг-пианисток. Здоровой спины нет ни у одной.
Я закончила муз. школу по классу скрипки 10 лет назад. Проблемы со спиной большие, осанка никакая:( Думаю, стоит паралелльно все же заниматься спортом.
А насчет - скрипка-фоно.. Ну, положим, без абсолютного слуха скрипкой заниматься невозможно.. На ф-но хотя бы клавиши есть, а на скрипке голый гриф:))
ОФФ Но я сама в скрипичный класс попала случайно - шла на прослушивание на класс фортепиано, а после меня спросили,хочу ли я попробовать скрипку, понравился мой слух.:008: Родители были только рады, ф-но стоило безумных денег, а скрипки выдавали напрокат (за всю школу сменила их, по-моему, 3). :)
От того, как обычно в музыкалках дети занимаются - не будет для осанки ни тепло ни холодно.
Это надо минимум по два часа в день сидеть, чтоб был хоть какой-то эффект.
Я, кстати, в детстве очень плотно гимнастикой занималась и всё равно у меня сколиоз (2-я ст), никуда не делся.
Меня мои очень умные родители за взрослый стол и на взрослый стул усаживали уроки делать и читать. А я любила почитать и уроки в общем всё-таки делала - сидела я так часами, вот, соответственно, и результат, никакая гимнастика не помогла.
Мои дети все без каких-либо нарушений осанки. Дочка, которая на фоно играет много, такая же, как и остальные, ничем в этом смысле не отличается.
Читайте также: