Увечны они горбаты голодны полуодеты глаза их полны заката сердца их полны рассвета
Разделы: Литература
Образовательные цели:
- Совершенствование навыков анализа лирического произведения.
- Знакомство с новым подходом к анализу лирического произведения, в основе анализ звуко-цветовых соответствий.
- Постижение поэтического мастерства Бродского.
Развивающие цели:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
- Развитие эстетики чувств.
- Развитие интегрального, синтетического мышления.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
Воспитательные цели:
- Формирование логического, абстрактного ,эвристического, ассоциативного, интегрального, синтетического, системного мышления.
- Осознание приоритета общечеловеческих ценностей
- Оценка прекрасного в жизни и в искусстве.
Иосиф Бродский
Мои мечты и чувства в сотый раз
Идут к тебе дорогой пилигримов.
В.Шекспир
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов, баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
Голодны, полуодеты,
Глаза их полны заката,
Сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
Вспыхивают зарницы,
Звезды встают над ними,
И хрипло кричат им птицы:
Что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит не будет толка
От веры в себя да в Бога.
…И, значит остались только
Иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
И быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам
Скрипи ,мое перо,
Мой коготок, мой посох.
На экране портрет поэта, эпиграф.
Беседа
Перо, коготок посох… Какие ассоциации вызывают у вас слова?
- Перо - птица, поэт…
- Коготок – кошка, птица…
Кто такой странник?
Тот кто странствует, кто постоянно в пути…
Как еще можно назвать странников? Подбери синонимы.
- Странники, скитальцы бродяги ,паломники, пилигримы…
Пилигримы…Так называл странников поэт, которого мы с вами сегодня откроем для себя.
Может быть, кто-то уже понял, о ком речь?
Имя этого поэта официально появилось в русской литературе около 18 лет назад. Когда в 1987 году он получает Нобелевскую премию, но стихи его были известны с 60-х годов. Многие стали почти городским фольклором, их пели под гитару на разные мелодии, при этом зачастую не зная имени автора.
Назовите имя этого поэта.
- Иосиф Бродский.
Анализ стихотворения
(в процессе анализа составляется схема-алгоритм)
Куда идут пилигримы? Можно спросить более точно: не куда, а …
Мимо чего они идут?
- Мимо ристалищ, капищ… Объясните значение этих слов.
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо…
Мимо какого мира идут пилигримы?
Мимо материального, бренного мира.
Пилигримы проходят мимо Мекки и Рима. Почему мимо? И почему именно эти два города выбирает автор?
- Мекка - мусульманская святыня, а Рим- колыбель цивилизации и культуры.
- Их не интересуют эти вещи. В странствиях и нищете обреталась свобода.
Какими средствами автор подчеркивает эту мысль?
- Настойчивой анафорой (в 5-ти строках) и инверсией (на первое место выносится предлог мимо, важный для автора с точки зрения понимания идеи стихотворения).
Как описаны пилигримы?
- «…увечны они, горбаты, голодны, полуодеты…
- Глаза - мудрость, пилигримы видели жизнь.
Итак, пилигримы идут дальше. Что происходит?
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы.
Звезды встают над ними,
И хрипло кричат им птицы.
Какой это мир?
Вечный. Пустыни, зарницы, звезды принадлежат вечному миру ,мимо которого также проходят пилигримы.
Вывод: Мимо материального и вечного мира идут пилигримы.
Два мира сходятся в одной точке, образуя единый, вечный, бесконечный мир (символ вечности).
Каким останется этот мир?
Важна для понимания стихотворения мысль. Какими средствами подчеркивает ее автор?
- Повтор и утверждение.
Мир останется прежним,
Да, останется прежним…
- Невозможно ничего изменить.
Потом, когда поэт станет мудрее, старше, отношение его к Богу изменится. Каждый год к Рождеству он будет писать стихотворение, посвящая его этому великому событию…А пока ему 18…
Что остается?
- Иллюзия и дорога.
- Мир будет существовать независимо от людей - быть над землей закатам и быть над землей рассветам (солдаты разрушают, поэты воспевают этот мир, воссоздают его иллюзию).
-У каждого человека своя дорога по этому бесконечному пути, каждый находит свой путь, каждый пилигрим.
А мир остается прежним: закаты сменяют рассветы.
И над этим миром сияет синее солнце.
Почему солнце синее?
Все, что мы сказали ранее предположение. Стихотворение не открывается до конца логическому, рациональному толкованию. Попробуем на него посмотреть с точки зрения ассоциативного, синтетического мышления и проанализировать звуко-цветовые соответствия.
Звук и в первых 10 строчках повторяется 34 раза. А-19, О-14, Э-6, Ы-4, У-2.
Подсознание поэта подсказало ему выбор такого звука, который помогает создать один из главных образов стихотворения , центральный образ синего солнца. а может быть , сам образ, доминируя, диктует выбор определенных звуков, в частности звука И.
Доминирует синий цвет, символизирующий бесконечность, глубину, верность традициям…
Синий вне времени…
Вот почему солнце синее.
Семантика цвета: синий – цвет вечности.
Таким образом, анализ звуко-цветовых соответствий помогает понять глубинный смысл стихотворения.
Человеческая жизнь – это путь, дорога в вечность.
Каждый человек в этом мире путник, странник, пилигрим. Каждый проходит от рассвета до заката по этому бесконечному миру свой путь, над которым сияет солнце вечности.
Понять смысл этого произведения непросто еще и потому, что стихотворения Бродского представляют собой диалог в культурном пространстве. В них угадываются сочинения других поэтов- мотивы, образы, выражения…
Вместе с ними стихотворения Бродского образуют единый текст, обладающий сверхсмыслом.
Постараемся услышать этот диалог, а точнее полилог.
Вспомним произведения русской литературы, в которых звучит тема странничества, пути, человеческой жизни в вечности…
Полилог в пространстве культуры.
На полдороге странствия земного
Себя увидел я в лесу глухом…
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли, меня?
Все темней, темнее над землею -
Улетел последний отблеск дня…
Вот то мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты, видишь ли, меня?
Гумилев-поэт, путешественник, офицер…
Множество реминисценций и аллюзий сближает это стихотворение со стихотворением Бродского.
Н.С.Лесков, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов…
В поэзии Бродский создал свой мир, по своему образу и подобию. А он смотрел на землю не с земной поверхности, а из других сфер. Он создал страну бродячих русских (бродячий русский И.Бродский).
Бродлен, Бродсковия – так называли его друзья.
Мы сегодня попытались проложить дорогу в другую страну. Пусть эту дорогу вам освещает синее солнце пилигримов.
Мои мечты и чувства в сотый раз
идут к тебе дорогой пилигримов.
В. Шекспир
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними ноют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды встают над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
. И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
2. "ОТ ЗЛОЙ ТОСКИ НЕ МАТЕРИСЬ"
От злой тоски не матерись,
Сегодня ты без спирта пьян:
На материк, на материк
Идет последний караван.
Опять пурга, опять зима
Придет, метелями звеня;
Уйти в бега, сойти с ума
Теперь уж поздно для меня.
Здесь невеселые дела,
Здесь дышат горы горячо,
А память давняя легла
Зеленой тушью на плечо.
Я до весны, до корабля
Не доживу когда-нибудь.
Не пухом будет мне земля,
А камнем ляжет мне на грудь.
От злой тоски не матерись,
Сегодня ты без спирта пьян:
На материк, на материк
Ушел последний караван.
3. Деревянные города
Музыки и стихи А. Городницкого, 1959
Укрыта льдом зеленая вода,
Летят на юг, перекликаясь, птицы,
А я иду по деревянным городам,
Где мостовые скрипят, как половицы.
Над крышами - картофельный дымок,
Висят на окнах синие метели.
Здесь для меня дрова, нарубленные впрок,
Здесь для меня постелены постели.
Шумят кругом дремучие леса,
И стали мне докучливы и странны
Моих товарищей далеких голоса,
Их городов асфальтовые страны.
В тех странах в октябре - еще весна,
Плывет цветов замысловатый запах,
Но мне ни разу не привиделся во снах
Туманный запад, неверный дальний запад.
Никто меня не вспоминает там,
Моей вдове совсем другое снится.
А я иду по деревянным городам.
Где мостовые скрипят, как половицы.
4. Палатка ( народный вариант )
Лес над головой шумит чуть слышно,
И звёзды над костром играют в прятки,
Пусть прочней есть в мире крыши,
Нам с тобою жить в палатке.
Камни на дорогах ведь тоже будут,
Некому с пути столкнуть, убрать их
Ведь по жизни тоже трудно
Нам с тобой шагать, приятель.
Звёздам в синем небе ой как тесно,
Кто-то там не спит в углу палатки,
А над костром струится песня,
Это значит - все в порядке…
5. "Горит сигарета с ментолом. "
( народный вариант )
1
Горит сигарета с ментолом
Пьяный угар качает,
Ты смотришь в глаза другому,
Который тебя ласкает.
А я нашел другую,
Хоть не люблю, но целую.
А когда ее я обнимаю-
Все равно тебя вспоминаю.
2
Губы твои - как маки,
Платье по моде носишь,
Со мной ты гулять не хочешь,
Ну так живи с кем хочешь.
3
Завтра я буду дома,
Завтра я буду пьяный,
Про наш разговор забуду,
С другой целоваться буду.
Всё перекаты да перекаты -
Послать бы их по адресу!
На это место уж нету карты, -
Плыву вперёд по абрису.
А где-то бабы живут на свете,
Друзья сидят за водкою.
Владеют камни, владеет ветер
Моей дырявой лодкою.
К большой реке я наутро выйду,
Наутро лето кончится,
И подавать я не должен виду,
Что умирать не хочется.
И если есть там с тобою кто-то,
Не стоит долго мучиться:
Люблю тебя я до поворота,
А дальше - как получится.
Всё перекаты да перекаты -
Послать бы их по адресу!
На это место уж нету карты, -
Плыву вперёд по абрису.
Октябрь 1960, Ленинград
7. Песня альпинистов.
Вот это для мужчин,
рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
чтоб не вступать в игру.
А есть такой закон -
движение вперед,
И кто с ним не знаком,
навряд ли нас поймет.
Прощайте вы, прощайте,
писать не обещайте,
Но обещайте помнить,
и не гасить костры.
До после восхождения,
до будущей горы.
До после восхождения,
до будущей горы.
И нет там ничего,
ни золота, ни руд.
Там только то всего,
что гребень слишком крут.
И слышен сердца стук,
страшен снегопад,
И очень дорог друг,
и слишком близок ад.
А есть такое там,
и этим путь хорош,
Чего в других местах
не купишь, не найдешь!
С утра подъем, с утра,
и до вершины бой,
Отыщешь ты в горах
победу над собой
Ну скажи мне ласковое что-нибудь,
Девушка хорошая моя.
Розовеют облака и по небу
Уплывают в дальние края.
Уплывают. Как я им завидую!
Милые смешные облака.
Подымусь. Пальто надену. Выйду я
Поглядеть, как небо сжег закат.
И пойду кривыми переулками,
Чуть покуривая и пыля.
Будет пахнуть дождиком и булками,
Зашуршат о чем-то тополя,
Ветер засвистит, и в тон ему
Чуть начну подсвистывать и я.
Ну скажи мне ласковое что-нибудь,
Девушка хорошая моя.
Коган Павел Давыдович
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас.
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
Юрий Иосифович Визбор
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончилось все - расставаться пора.
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Крылья сложили палатки - их кончен полет.
Крылья расправил искатель разлук - самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла -
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны -
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.05.2010. Иосиф Бродский. Пилигримы.
- 30.05.2010. Вадим Егоров. Друзья уходят.
- 22.05.2010. Юрий Кукин. Солдат Киплинга.
- 18.05.2010. Каждый миг.
- 15.05.2010. Личное Мнение.
- 04.05.2010. В мае всё случается.
- 01.05.2010. Гильен Н. По волне моей памяти
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.
И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть еще Бессмертье.
. А мы хотели просто уцелеть.
Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.
. Скажите. там.
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
. Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы.
Кто к минувшему глух
и к грядущему прост,
устремляет свой слух
в преждевременный рост.
Как земля, как вода
под небесною мглой,
в каждом чувстве всегда
сила жизни с иглой.
И невольным объят
страхом, вздрогнет, как мышь,
тот, в кого ты свой взгляд устремишь,
из угла устремишь.
Засвети же свечу
на краю темноты.
Я увидеть хочу
то, что чувствуешь ты.
В этом доме ночном,
где скрывает окно,
словно скатерть с пятном,
темноты полотно.
Ставь на скатерть стакан,
чтоб он вдруг не упал,
чтоб сквозь стол-истукан,
словно соль проступал,
незаметный в окне,
ослепительный путь --
будто льется вино
и вздымается грудь.
Ветер, ветер пришел,
шелестит у окна,
укрывается стол
за квадрат полотна,
и трепещут цветы
у него позади,
на краю темноты,
словно сердце в груди.
И чернильная тьма
наступает опять,
как движенье ума
отметается вспять,
и сиянье звезды
на латуни осей
глушит звуки езды
на дистанции всей.
Мы незримы будем, чтоб снова
в ночь играть, а потом искать
в голубом явлении слова
ненадежную благодать.
До того ли звук осторожен?
Для того ли имен драже?
Существуем по милости Божьей
вопреки словесам ворожей.
И светлей неоржавленной стали
мимолетный овал волны.
Мы вольны различать детали,
мы речной тишины полны.
Пусть не стали старше и строже
и живем на ребре реки,
мы покорны милости Божьей
крутизне дождей вопреки.
. И Пушкин падает в голубо-
ватый колючий снег
Э. Багрицкий.
. И тишина.
И более ни слова.
И эхо.
Да еще усталость.
. Свои стихи
доканчивая кровью,
они на землю глухо опускались.
Потом глядели медленно
и нежно.
Им было дико, холодно
и странно.
Над ними наклонялись безнадежно
седые доктора и секунданты.
Над ними звезды, вздрагивая,
пели,
над ними останавливались
ветры.
Пустой бульвар.
И пение метели.1
Пустой бульвар.
И памятник поэту.
Пустой бульвар.
И пение метели.
И голова
опущена устало.
. В такую ночь
ворочаться в постели
приятней,
чем стоять
на пьедесталах.
Посвящение Глебу Горбовскому
Уходить из любви в яркий солнечный день, безвозвратно;
Слышать шорох травы вдоль газонов, ведущих обратно,
В темном облаке дня, в темном вечере зло, полусонно
Лай вечерних собак -- сквозь квадратные гнезда газона.
Это трудное время. Мы должны пережить, перегнать эти годы,
С каждым новым страданьем забывая былые невзгоды,
И встречая, как новость, эти раны и боль поминутно,
Беспокойно вступая в туманное новое утро.
Как стремительна осень в этот год, в этот год путешествий.
Вдоль белесого неба, черно-красных умолкших процессий,
Мимо голых деревьев ежечасно проносятся листья,
Ударяясь в стекло, ударяясь о камень -- мечты урбаниста.
Я хочу переждать, перегнать, пережить это время,
Новый взгляд за окно, опуская ладонь на колени,
И белесое небо, и листья, и полоска заката сквозная,
Словно дочь и отец, кто-то раньше уходит, я знаю.
Пролетают, летят, ударяются о' землю, падают боком,
Пролетают, проносятся листья вдоль запертых окон,
ВсЈ, что видно сейчас при угасшем, померкнувшем свете,
Эта жизнь, словно дочь и отец, словно дочь и отец, но не хочется смерти.
Оживи на земле, нет, не можешь, лежи, так и надо,
О, живи на земле, как угодно живи, даже падай,
Но придет еще время -- расстанешься с горем и болью,
И наступят года без меня с ежедневной любовью.
И, кончая в мажоре, в пожаре, в мажоре полета,
соскользнув по стеклу, словно платье с плеча, как значок поворота,
Оставаясь, как прежде, надолго ль, как прежде, на месте,
Не осенней тоской -- ожиданьем зимы, несмолкающей песней.
Рыбы зимой живут.
Рыбы жуют кислород.
Рыбы зимой плывут,
задевая глазами
лед.
Туда.
Где глубже.
Где море.
Рыбы.
Рыбы.
Рыбы.
Рыбы плывут зимой.
Рыбы хотят выплыть.
Рыбы плывут без света.
Под солнцем
зимним и зыбким.
Рыбы плывут от смерти
вечным путем
рыбьим.
Рыбы не льют слезы:
упираясь головой
в глыбы,
в холодной воде
мерзнут
холодные глаза
рыбы.
Рыбы
всегда молчаливы,
ибо они --
безмолвны.
Стихи о рыбах,
как рыбы,
встают поперек
горла.
Стихи о слепых музыкантах
Слепые блуждают
ночью.
Ночью намного проще
перейти через площадь.
Слепые живут
наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни:
из камня делают
стены.
За ними живут мужчины.
Женщины.
Дети.
Деньги.
Поэтому
несокрушимые
лучше обойти
стены.
А музыка -- в них
упрется.
Музыку поглотят камни.
И музыка
умрет в них,
захватанная руками.
Плохо умирать ночью.
Плохо умирать
наощупь.
Так, значит, слепым -- проще.
Слепой идет
через площадь.
Стихи о принятии мира
Все это было, было.
Все это нас палило.
Все это лило, било,
вздергивало и мотало,
и отнимало силы,
и волокло в могилу,
и втаскивало на пьедесталы,
а потом низвергало,
а потом -- забывало,
а потом вызывало
на поиски разных истин,
чтоб начисто заблудиться
в жидких кустах амбиций,
в дикой грязи простраций,
ассоциаций, концепций
и -- просто среди эмоций.
Но мы научились драться
и научились греться
у спрятавшегося солнца
и до земли добираться
без лоцманов, без лоций,
но -- главное -- не повторяться.
Нам нравится постоянство.
Нам нравятся складки жира
на шее у нашей мамы,
а также -- наша квартира,
которая маловата
для обитателей храма.
Нам нравится распускаться.
Нам нравится колоситься.
Нам нравится шорох ситца
и грохот протуберанца,
и, в общем, планета наша,
похожая на новобранца,
потеющего на марше.
Стихотворение отсутствует во 2-м изд. СИБ
"Мои мечты и чувства в сотый раз
Идут к тебе дорогой пилигримов"
В. Шекспир
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
. И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
Стихи под эпиграфом
"То, что дозволено Юпитеру,
не дозволено быку. "
Каждый пред Богом
наг.
Жалок,
наг
и убог.
В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.
Ибо вечность --
богам.
Бренность --
удел быков.
Богово станет
нам
Сумерками богов.
И надо небом
рискнуть,
И, может быть,
невпопад
Еще не раз нас
распнут
И скажут потом:
распад.
И мы
завоем
от ран.
Потом
взалкаем даров.
У каждого свой
храм.
И каждому свой
гроб.
Юродствуй,
воруй,
молись!
Будь одинок,
как перст.
. Словно быкам --
хлыст,
вечен богам
крест.
Когда теряет равновесие
твое сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюет на человечество
твое ночное одиночество, --
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и -- кстати -- самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими ее могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими ее дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности
с убогими ее мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
* Стихотворение отсутствует во 2-м изд. СИБ.
* Текст приводится по СИП. буква "J" очевидно заменяет нашу "ё"
Другие статьи в литературном дневнике:
- 25.10.2009. диета
- 23.10.2009. чистовик
- 12.10.2009. облако в штанах
- 08.10.2009. продолжаю Лукьяненко
- 04.10.2009. Иосиф Бродский
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
- А Сайты о писателях (99)
- Литературные памятники (4)
- Литературные премии (29)
- Литературоведение (42)
- Что почитать (23)
- Абрамов Фёдор, Айтматов Чингиз (5)
- Аверченко Аркадий (6)
- Аксаков Сергей Тимофеевич (6)
- Аксёнов Василий (3)
- Акунин Борис (15)
- Андреев Л., Алексиевич С. (5)
- Анненский Лев (1)
- Астафьев Виктор (7)
- Бабель Исаак Эммануилович (6)
- Бажов Павел (3)
- Белов Василий (5)
- Битов Андрей (1)
- Булгаков Михаил Афанасьевич(1891-1940) (17)
- Бунин Иван (40)
- Быков Василь, Быков Дмитрий (8)
- Вампилов А,, Васильев Б. (4)
- Веллер Михаил (6)
- Войнович Владимир (3)
- Гаршин Вс., Гиляровский Владим. (5)
- Гельман (1)
- Гоголь Николай Васильевич (36)
- Гончаров Иван Александрович (2)
- Горький Максим (5)
- Гранин Даниил (2)
- Грибоедов Александр Сергеевич (10)
- Грин Александр (6)
- Гришковец Евг., Дашкова Полина (9)
- Довлатов Сергей, Домбровский Юрий (16)
- Достоевский Фёдор Михайлович (36)
- Ерофеев Виктор (3)
- Жуковский В.,Замятин Е.,Зощенко М. (12)
- Зарубежная литература (264)
- Толкин Артур, Уайльд, Фолкнер, Хаксли (11)
- Акутогава (3)
- Алигьери "Божественная комедия" (10)
- Андерсен Г.Х. (13)
- Апдайк Джон, Бальзак (4)
- Бах Ричард, Брэдбери Рэй, Вербер Бернард (25)
- Войнич, Воннегут Курт, Вулф Вирджиния (3)
- Гашек, Гессе Герман (4)
- Гёте (8)
- Голсуорси, Гофман (7)
- Диккенс Чарльз, Дефо,Дюма (7)
- Камю, Кафка (9)
- Коэльо Паоло (5)
- Кэррол Льюис (11)
- Лем Станислав,Лондон Джек (6)
- Маркес Г., Миллер Артур (12)
- Митчелл Маргарет, Мольер (5)
- Мопассан , Моруа Андрэ (3)
- Моэм Сомерсет (3)
- Мураками Харуки, Неруда (13)
- О"Генри, Паланик Чак, Петрарка (6)
- Ремарк, Пратчетт (12)
- Сервантес, Сирано де Бержерак (5)
- Стендаль, Стейнбек, Сэлинджер (5)
- Тагор Рабиндранат, Твен Марк (5)
- Хемингуэй, Цвейг, Шекли (16)
- Шекспир (27)
- Шиллер , Шоу Бернард, Шоу Ирвинг (7)
- Экзюпери,Антуан де Сент-Экзюпери (16)
- Ильф и Петров, Искандер Фазиль (10)
- Казаков Юрий, Ким Юлий (2)
- Коваль Юрий (3)
- Куприн Александр Иванович (8)
- Кучерская Майя,Леонов Л. (2)
- Лермонтов Михаил Юрьевич (26)
- Лесков Николай (7)
- Мамин-Сибиряк Д.Н., Маканин Владимир (3)
- Набоков Владимир (23)
- Нагибин Юрий, Носов Евгений (9)
- Олеша Юрий (4)
- Островский Александр Николаевич (7)
- Паустовский К. Г., Пелевин,Пильняк Б. (19)
- Петрушевская Людмила, Платонов Андрей (13)
- Прилепин Захар, Пришвин Михаил (10)
- ПУШКИН Александр Сергеевич (190)
- Распутин Валентин (10)
- Рубина Дина (43)
- Садур Нина, Слаповский Алексей (3)
- Синявский, Даниэль (1)
- Синявский, Даниэль, Соколов-Микитов (1)
- Солженицын Александр (13)
- Солоухин Владимир, Стругацкий Борис (12)
- Токарева В.,Толстая Т., Толстой А.Н. (3)
- Толстой Лев Николаевич (34)
- Тургенев Иван Сергеевич (30)
- Тэффи (13)
- Улицкая Людмила (26)
- Фадеев Александр (2)
- Филатов Леонид (2)
- Хармс Даниил (3)
- Чехов Антон Павлович (65)
- Чивилихин Владимир (1)
- Чуковский Корней Иванович (1)
- Шаламов Варлам,Шергин Борис (6)
- Шмелёв Иван, Шолом-Алейхем (15)
- Шукшин Василий (23)
- Щербакова Галина (4)
- я ПОЭЗИЯ (827)
- Алигер Маргарита, Алиева Фазу (2)
- Аминадо, Андерсен Ларисса (9)
- Анненский Иннок., Антокольский Павел,Анчаров Мих. (20)
- Асадов Эдуард, Асеев Николай (9)
- Ахмадулина Белла (16)
- Ахматова Анна (39)
- Багрицкий Э., Бальмонт К (13)
- Баратынский Евгений, Батюшков Конст. (5)
- Белый А.,Берггольц О., Бёрнс Р. (11)
- Блок Александр (29)
- Бодлер Шарль, Брехт (9)
- Бродский Иосиф (74)
- Брюсов В., Васильев Павел (6)
- Ваншенкин Конст., Верхарн Э., Вийон Франсуа (11)
- Вознесенский Андрей (3)
- Волошин Максимилиан (14)
- Высоцкий Владимир (6)
- Галансков Ю., Галич А. (2)
- Гамзатов Расул (1)
- Гиппиус Зинаида (9)
- Гольдернесс, Горбовская, Горбовский (5)
- Губерман,Гудзенко, Гумилёв (20)
- Дементьев Андрей (1)
- Державин Гавриил Романович (1)
- Друнина Юлия (9)
- Евтушенко Евгений (15)
- Есенин Сергей (27)
- Заболоцкий Николай (13)
- Заходер Борис, Иванов Георгий, Казакова Римма (8)
- Кабыш Инна, Кедрин Дмитрий (2)
- Кирсанов Семён, Коржавин Наум (8)
- Кузмин Мих.,Куняев Станислав,Кушнер А. (9)
- Левитанский Юрий (13)
- Лиснянская И., Лорка (6)
- Лохвицкая Мирра, Майков А. (5)
- Мандельштам Осип (21)
- Мартынов Леонид (3)
- Матвеева Новелла (3)
- Маяковский Владимир (29)
- Мережковский Дмитрий, Миллер Лариса, Мориц Ю. (17)
- Надсон Семён, Некрасов Николай (12)
- Одностишия (7)
- Окуджава Булат (4)
- Павлова Вера (7)
- Пастернак Борис (46)
- Петрарка , Петровых Мария (4)
- Полозкова Вера (7)
- Райнер Мария Рильке (12)
- Рембо Артюр (4)
- Рождественский Роберт (9)
- Рубцов Николай, Рылеев Кондратий (26)
- Рязанов Эльдар (10)
- Самойлов Давид, Светлов Михаил (7)
- Северянин Игорь,Седакова Ольга (18)
- Симонов Константин (2)
- Слуцкий,Снегова (8)
- Смеляков Я.,Сологуб ,Стивенс Уоллес, (3)
- Тарковский А., Твардовский (10)
- Толстой А.К., Тряпкин Ник., Тушнова В. (16)
- Тютчев Фёдор Иванович (25)
- Фет Афанасий Афанасьевич (19)
- Фёдоров Василий (4)
- Фрумкер Георгий (1)
- Хаткина Наталья, Ходасевич Владислав (5)
- Цветаева Марина (84)
- Чёрный Саша (12)
- Шпаликов Г., Штейгер (10)
- яя Живопись (288)
- А История искусств + (13)
- Айвазовский Иван Конст. (7)
- Богданов-Бельский Ник.Петр. (2)
- Борисов-Мусатов, Боровиковский (4)
- Босх,Ботеро, Боттичелли (5)
- Брюллов Карл Павлович (3)
- Буше Франсуа , Винсент Ван Гог (8)
- Васильев Константин (1)
- Васнецов Виктор (7)
- Верещагин, Врубель (12)
- Глазунов Илья Сергеевич (2)
- Гоген Поль, Гойя (5)
- Дали Сальвадор (13)
- Дега Эдгар,Дубовский Николай (5)
- Каменев Лев Львович, Караваджо (4)
- Корзухин Алексей Иванович (3)
- Коро Камиль, Коровин Конст. (2)
- Крамской И.Н.,Красаускас Stasys (9)
- Куинджи Архип Иванович (7)
- Левитан Исаак Ильич (6)
- Макаров Иван Кузьмич, Малевич (6)
- Маковские Владим. и Константин, Мане Эдуард, Клод (9)
- МАРИНИСТИКА, Матисс Анри (5)
- Микеланджело (6)
- Модильяни Амадео (11)
- Муха Альфонс (3)
- Нестеров Михаил Васильевич (5)
- Перов Василий Григорьевич (6)
- Пикассо Пабло . (8)
- Пиросмани Нико (1)
- Пластов Аркадий Ал-дрович (1)
- Поленов Василий Дмитриевич (3)
- Рафаэль Санти (4)
- Рембрандт, Ренуар (14)
- Репин Илья Ефимович (8)
- Решетников Ф.П., Рокотов Ф.С. (3)
- Рубенс, Рублёв (5)
- Рылов Аркадий,Рябушкин (2)
- Сезанн, Серов В.А., Сомов К. (9)
- Серебрякова Зинаида Евгеньевна (7)
- СЮРРЕАЛИЗМ, Тициан (18)
- Федотов Павел Андреевич, Флавицкий Конст. (4)
- Чюрлёнис Микалоюс Константинас (4)
- Шагал Марк, Шарден (9)
- Шилов Александр, Шишкин И.И. (7)
- Щедрин Сильвестер Феодосиевич (1)
- Эль Греко, Энгр, Юон (3)
- яяя Музыка (172)
- Альбинони Томаз (4)
- Бах, Бернстайн (9)
- Берлиоз, Бетховен (10)
- Брайтман Сара (1)
- Вагнер (8)
- Верди, Вивальди (8)
- Глинка Михаил (1)
- Григ Эдвард, Дворжак (6)
- Дога Евгений, душещипательная музыка (3)
- Лист Ференц (1)
- Моцарт (14)
- Паганини, Прокофьев С (7)
- Рахманинов С., Рыбников (6)
- Свиридов, Сен-Санс,Скрябин (8)
- Скрипка (34)
- Чайковский Пётр Ильич (7)
- Шварц, Шнитке, Шостакович (7)
- Шопен Фредерик, Штраус (10)
- Шуберт , Шуман (4)
Название стихотворения вызывает ассоциации с дорогой, милостыней и смиренным несением своего креста. Ветхоризной вереницей проходят перед глазами палимые солнцем, исхлёстанные ветром и дождём “нищие духом” странники-богомольцы, олицетворяющие евангельское: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное”.
Вспоминаются былинные калики перехожие, напоившие живой водой просидевшего сиднем на печи тридцать лет и три года Илью Муромца и вдохновившие его на защиту земли родной от поругания и разорения, и слепые гусляры, идущие поклониться иконе чудотворной и открывшие сердцу Петруся Понельского многострадальную, но великую во всех своих проявлениях жизнь.
Преодолевая текстовое пространство, проторённое пилигримами И.Бродского, пристально всматриваясь в увиденное на этом пути и в самих путешественников, мы, обнаруживая в них черты духовного наследства “преданий старины глубокой”, в то же время замечаем, что они идут гораздо дальше традиционных паломников.
Пятикратной анафорой “мимо”, обозначающей направление движения пилигримов в самом начале стихотворения, автор подчёркивает, что они минуют всё земное, материальное, рациональное, предметное и прагматическое. И “ристалища”, где люди состязаются друг с другом за право ложного превосходства. И “капища”, и “храмы”, где фанатики поклоняются “идолам” и “кумирам” (вспомним строчки А.Вознесенского из “Ностальгии по настоящему”: “Будто послушник хочет к Господу, ну а доступ лишь к настоятелю. ”). И “шикарные кладбища” (этот оксюморон – своеобразное напоминание евангельского: “Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное”). И “бары” (вспомним сон Раскольникова, в котором семилетний Родион шёл с отцом мимо кабака). И “большие базары”, атмосфера которых пропитана продажностью. И Мекку, и Рим, которые, казалось бы, должны стать конечными пунктами паломничества (“Все пути ведут в Рим”), а на деле оказываются в одном ряду с “большими базарами” (вспомним евангельский эпизод изгнания торгующих из храма). И даже сам мир и горе, его населяющее.
Таким образом, истинная религия не в храмах и капищах, а в сердцах пилигримов:
Глаза их полны заката.
Сердца их полны рассвета.
Эти строчки созвучны заповеди блаженства: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.
Стихотворение начинается с перечисления однородных дополнений, выраженных существительными, называющими предметные реалии окружающего материального мира, мимо которого идут пилигримы. Эти реалии, действительно, несмотря на свою материальность, лишь дополнение к миру истинному, находящемуся в сердцах странников. Аллитерация звука [р], напоминающая рычание, орфоэпически характеризует злобу этого внешнего мира, тем не менее не ожесточающую сердца путешественников, о чём свидетельствует мягкий ассонанс звука [и], на протяжении всего стихотворения ненавязчиво, но стойко уравновешивающий это “рычание”.
“Синее солнце” – единственный образ, находящийся вне земли. Это своеобразное благословение свыше, от него веет и глубиной, и безбрежностью синего моря, и высотой, чистотой и необъятностью синего неба, и недостижимой привлекательностью Синей Птицы Счастья.
После однородных дополнений следуют однородные определения, описывающие самих пилигримов и свойства окружающего их мира:
Увечны они, горбаты.
Голодны, полуодеты.
Такими они видятся тем, кто проводит время на “ристалищах”, “базарах” и в “барах”. Вспомним, какой виделась свита Воланда всевозможным лиходеевым и варенухам и какой она предстала перед просветлённым читательским взором в конце булгаковского романа.
Мир предстаёт “ослепительно снежным и сомнительно нежным”, потому что внешняя красивость часто закрывает людям глаза на человеческие страдания и лишения. Эпифора в 18-й и 19-й строках (“останется прежним”) и констатирующее “да” окончательно рассеивают мечты о так называемом “светлом будущем”. Анафора “мир останется” соединяет два определения в одно – циничное, но точное – “вечно лживый”.
Постижимость и бесконечность – своеобразная антитеза. Под постижимостью понимается конец чего-либо, но знание причин человеческих проблем не означает их конечность:
И значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога,
и значит, остались только
Иллюзия и Дорога.
К такому парадоксальному на первый взгляд выводу подводит нас автор. Следовательно, всё бессмысленно? От этих строк веет мрачной безысходностью Экклезиаста. Куда же тогда и для чего идут пилигримы, если они не в состоянии ничего изменить, всё “останется прежним”, то есть лживым?
Но что значит “толк”? Смысл, польза, прок, разновидность какого-либо религиозного или политического направления?
Всё, мимо чего проходят пилигримы, отражается в их глазах как закат:
За ними поют пустыни,
Вспыхивают зарницы,
Звёзды дрожат над ними.
Всё это предвещает конец света. Но его не будет, после заката вновь наступает рассвет, а значит – жизнь продолжается.
Композиция стихотворения – антиклимакс Иллюзии и климакс Дороги. В начале пилигримы “идут по земле” в поисках смысла и справедливости. В дальнейшем появляется сомнение в их существовании, а затем уже, казалось бы, разочарование в себе и в Боге. Желание сделать мир чище и справедливее – всего лишь “Иллюзия”. Чем дальше пролегает “Дорога”, тем отчётливее понимание того, что нельзя изменить внешний мир, можно лишь сохранить в чистоте и непорочности мир внутренний. Миссия пилигримов, сберёгших в своей душе самое светлое и чистое, безнадёжна с точки зрения практической пользы. Значит, снова и снова кровопролитные войны будут “удобрять” землю.
Пилигримы не могут изменить внешний мир, он остаётся таким, каким был, но если бы не они, его бы не стало вообще, он бы разрушился и после заката не наступило бы уже никакого рассвета. Они, проходя мимо мира и горя, несут в своих сердцах рассвет и тем самым крутят карусель жизни, не давая ей остановиться. Идея стихотворения заключается в вечном движении жизни:
И быть над землёй закатам,
и быть над землёй рассветам.
Это своеобразная интерпретация библейского описания сотворения земли: “И был вечер, и было утро”.
Завершается стихотворение двумя глаголами, обозначающими действия по отношению к центральному образу – земле, являющимися своего рода квинтэссенцией всех земных дел, и двумя существительными, называющими производителей этих действий, обеспечивающих земное равновесие, выражающееся в чередовании закатов и рассветов:
Удобрить её солдатам.
Одобрить её поэтам.
Последний, поистине ключевой образ (“поэты”), подобно вспышке, озаряет сознание читателя неожиданным открытием, вызывая настоящую катарсисную реакцию. Пилигримы – это и есть истинные поэты. Такие, каким был сам И.А. Бродский. Его судили и награждали, хулили и хвалили, изгоняли и привечали, а он просто шёл “мимо” всего этого, глядя на мир глазами, полными заката, и чувствуя его сердцем, полным рассвета, и в 56-летнем возрасте “удобрил” землю, которую всю свою жизнь “одобрял” такой, какая она есть, будучи поэтом-пилигримом.
Читайте также: