Роль световой и темновой адаптации. Цветовое зрение

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 14.12.2024

Используемый довод статьи (аксиома):
В пределах от максимальной темновой до максимальной световой адаптации чувствительность глаза к свету может изменяться в 500 000 - 1000 000 раз, при этом чувствительность автоматически приспосабливается к изменениям освещенности. Примером высочайшей степени световой и темновой адаптации является способность глаза видеть и при ярком солнечном свете после световой адаптации, и при свете звезд после темновой адаптации, несмотря на то, что интенсивности солнечного света и света звезд различаются примерно в 10 млрд раз.
Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

Если человек находится на ярком свете в течение нескольких часов, и в палочках, и в колбочках происходит разрушение фоточувствительных веществ до ретиналя и опсинов. Кроме того, большое количество ретиналя в обоих типах рецептор ов превращается в витамин А. В результате концентрация фоточувствительных веществ в рецептор ах сетчатки значительно уменьшается, и чувствительность глаз к свету снижается. Этот процесс называют световой адаптацией.

Наоборот, если человек длительно находится в темноте, ретиналь и опсины в палочках и колбочках снова превращаются в светочувствительные пигменты. Кроме того, витамин А переходит в ретиналь, пополняя запасы светочувствительного пигмента, предельная концентрация которого определяется количеством опсинов в палочках и колбочках, способных соединяться с ретиналем. Этот процесс называют темновой адаптацией.

Сразу после попадания человека в темноту чувствительность его сетчатки очень низкая, но в течение 1 мин она увеличивается уже в 10 раз, т.е. сетчатка может реагировать на свет, интенсивность которого составляет 1/10 часть от предварительно требуемой интенсивности. Через 20 мин чувствительность возрастает в 6 000 раз, а через 40 мин — примерно в 25 000 раз.

Все химические события зрения в колбочках происходят примерно в 4 раза быстрее, чем в палочках. С другой стороны, изменения чувствительности колбочек в темноте никогда не достигают такой степени, как у палочек. Следовательно, несмотря на быструю адаптацию, колбочки всего через несколько минут прекращают адаптироваться, а чувствительность медленно адаптирующихся палочек продолжает возрастать в течение многих минут и даже часов, достигая чрезвычайной степени.

Кроме того, большая чувствительность палочек связана с конвергенцией 100 или более палочек на одиночную ганглиозную клетку в сетчатке. Реакции этих палочек суммируются, увеличивая их чувствительность.

Кроме адаптации, связанной с изменениями концентрации родопсина или цветных фоточувствительных веществ, глаза имеют два других механизма световой и темновой адаптации. Первый из них — изменение размера зрачка. Это может вызвать примерно 30-кратную адаптацию в течение долей секунды путем изменения количества света, попадающего на сетчатку через отверстие зрачка.

Другим механизмом является нервная адаптация, происходящая в последовательной цепочке нейрон ов самой сетчатки и зрительного пути в головном мозге. Это значит, что при увеличении освещенности сигналы, передаваемые биполярными, горизонтальными, амакриновыми и ганглиозными клетками, сначала интенсивны. Однако на разных этапах передачи по нервному контуру интенсивность большинства сигналов быстро снижается. В этом случае чувствительность изменяется лишь в несколько раз, а не в тысячи, как при фотохимической адаптации. Нервная адаптация, как и зрачковая, происходит за доли секунды, для полной адаптации посредством фоточувствительной химической системы требуются многие минуты и даже часы.

Роль световой и темновой адаптации

В пределах от максимальной темновой до максимальной световой адаптации чувствительность глаза к свету может изменяться в 500 000 - 1000 000 раз, при этом чувствительность автоматически приспосабливается к изменениям освещенности.

Для регистрации изображений на сетчатке необходимо определение темных и светлых пятен в изображении. Для этого чувствительность сетчатки всегда отрегулирована таким образом, чтобы рецептор ы реагировали на более светлые области, не реагируя на более темные. Недостаточность адаптации сетчатки проявляется, когда, например, человек выходит из кинотеатра на яркий солнечный свет. Тогда даже темные пятна в изображении кажутся чрезмерно яркими, и вследствие этого все изображение блекнет из-за низкого контраста между его различными частями. Острота зрения в этом случае очень низкая и остается низкой до тех пор, пока сетчатка не адаптируется настолько, чтобы темные области изображения больше не стимулировали рецептор ы.

Наоборот, когда человек попадает со света в темноту, чувствительность сетчатки обычно столь низка, что даже светлые пятна изображения не могут возбудить рецептор ы. После тем новой адаптации светлые пятна начинают восприниматься глазом. Примером высочайшей степени световой и темновой адаптации является способность глаза видеть и при ярком солнечном свете после световой адаптации, и при свете звезд после темновой адаптации, несмотря на то, что интенсивности солнечного света и света звезд различаются примерно в 10 млрд раз.


Источник: Механизмы световой и темновой адаптации
Дата создания: 26.10.2020
Последнее редактирование: 03.11.2020

Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться: Авторизация пользователя

ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

5. Константность восприятия, цветовая память и трансформация.

7. Цветовая индукция.

8. Некоторые закономерности психической и рецепторной деятельности.

9. Процесс восприятия видеоинформации человеком.

10. Ахроматические и хроматические контуры.

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Вышейшая школа, 1984.

2. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971.

3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.

4. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев П.А. Цветоведение для архитекторов. М.-Л. Изд-во ГОНТИ, 1938.

5. Фельдман В.А. Искусство акварельной живописи. Киев, Мистецтво, 1967

1. ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ.

Многие закономерности восприятия цвета объясняются трехкомпонентной теорией цветового зрения. Согласно этой теории, в нашем зритель­ном органе существует три цветоощущающих аппарата: красный, зеленый и синий. Каждый из них под действием света возбуждается в большей или меньшей степени, в зависимости от длины волны излучения. За­тем возбуждения суммируются аналогично тому, как это происходит при слагательном смешении цветов. Сумма возбуждений представляется нам ощущением того или иного цвета. Авторы этой теории — М. В. Ломоно­сов, Т. Юнг и Г. Гельмгольц.

В 1903 г. Кениг построил кривые основных возбуждений трех цветовоспринимающих аппаратов. По абсциссе графика отложены длины волн монохроматических излучений, по ординате — возбудимость трех аппаратов зрения в относительных единицах. Площади всех трех кривых равны. При равном возбуждении трех аппаратов возникает ощущение белого цвета. Ощущение хроматического цвета возникает при неравном их возбуждении. Цветовой тон ощущения определяется отношением красного, зеленого и синего возбуждений. Трехкомпонентная теория хорошо объясняет важней­шие закономерности восприятия цвета, однако известны факты, свидетель­ствующие о более сложной картине функционирования органа зрения. Мы пользуемся трехкомпонентной теорией как некоторой моделью, об­легчающей изучение закономерностей зрения.

2. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗА К ЦВЕТОВОМУ ТОНУ.

Чувствительность глаза к цветовому тону зависит от положения цвета в спектре. Человеческий глаз лучше всего различает цвета в средней части спектра: от голубого до оранжевого. Здесь достаточно изменения длины волны на 1—2 нм для того, чтобы почувствовать изменение цвета. В области красного и фиолетового цветов разностный порог резко уве­личивается, доходя до десятков и сотен нанометров. Это можно объяс­нить тем, что в средневолновой области отношения К, З и С возбужде­ний меняются наиболее быстро. У краев спектра эти отношения из­меняются гораздо медленнее, поэтому мы плохо замечаем изменения дли­ны волны.

Цветовой тон воспринимается неодинаково при различной яркости цвета. Так, при ослаблении мощности светового потока видимый спектр, прежде чем стать совсем бесцветным, сводится всего к трем цветам:

красному, зеленому и фиолетово-синему. То же самое происходит при существенном снижении освещенности окрашенных в разные цвета поверх­ностей: воспринимаются только три основных цвета, переходы между ними исчезают. Это объясняется тем, что при ослаблении раздражителя более слабые возбуждения (между максимумами трех кривых) опускаются ниже порога ощущения скорее, чем более сильные возбуждения.

Образно говоря, можно представить себе картину погружения под воду трех гор — К, З и С; в определенный момент над поверхностью воды остаются только их вершины, склоны исчезают. Продолжая аналогию, можно угадать, что при дальнейшем снижении яркости дольше всех будет ощущаться синий цвет; и это действительно соответствует фактам. Описанное выше изменение цветов при уменьшении их яркости называют явлением БецольдаБрюкке.

При сильном снижении насыщенности цветов и при увеличении их яркости также происходит сдвиг цветового тона. (Это называют явлением

Эбнея). При подмешивании белого к спектральным цветам оранжевый и красный желтеют, синий и фиолетовый голубеют. Иными словами, спектр стремится к разделению на две группы — желтых и голубых цветов. При сильном освещении (например, ярким полуденным солнцем в южных широтах) происходит подмесь белого к отраженному от поверхностей свету, и здесь также наблюдается изменение цветового тона. То же самое можно наблюдать при большом снижении насыщенности краски (в слабых водных растворах).

Аккомодация - это процесс изменения кривизны хрусталика глаза в зависимости от расстояния до воспринимаемого объекта.

Этот процесс обеспечивает четкую видимость предметов, расположенных на различном расстоянии от наблюдателя. Ясно видны предметы. Которые дают на сетчатке глаза изображение минимальных размеров. Угол, образованный зрительными лучами, охватывающими предмет, должен быть равен минимально 20 угловым секундам. Два объекта мы видим раздельными, если угол зрения равен минимально 1 минуте. Восприятие цвета также зависит от углового размера пятна. При размере пятна 20-10 мин. цветовой тон смещается в сторону красного или зелено-голубого. Синий и зеленый, а также красный и пурпурный ста­новятся трудноразличимыми. Если размер пятна меньше 10мин., хроматич­ность его исчезает: желтые и зелено-голубые становятся белыми, синие и красные — черными. Эти факты необходимо учитывать при разработке цветового решения объектов дизайна. Даже приблизительный расчет поможет избежать неожиданных отрицательных эффектов.

Адаптация — это приспособление глаза к дан­ным условиям освещения и изменение в соответствии с этим чувстви­тельности глаза. Различают адаптацию темновую, световую и цветовую (хроматическую).

Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к свету в условиях малой освещенности. После яркого солнечного света в темном под­вальном помещении сначала ничего не видно, но спустя несколько ми­нут мы начинаем постепенно различать предметы. В помещении не стало светлее, но повысилась чувствительность сетчатой оболочки к свету, глаз адаптирован к слабому освещению.

При длительном наблюдении за темновой адаптацией обнаружи­вается постоянное повышение чувствительности сетчатки к свету, которая может быть выражена и количественно. По истечении 24 ч, напри­мер, чувствительность в 5,5 раза больше чувствительности, зарегистри­рованной через час после начала процесса адаптации.

Световая адаптация - снижение чувствительности глаза к свету в условиях большой освещенности. Если из темного помещения выйти на дневной свет, то в первый момент свет ослепляет глаза. Приходится закрыть глаза и смотреть через узкую щелочку. Лишь спустя несколько минут глаз привыкает опять к дневному свету. С одной стороны, это достига­ется благодаря зрачку, который при сильном свете суживается, а при слабом расширяется. С другой стороны (главным образом), это обес­печивается чувствительностью сетчатой оболочки, которая при сильном световом раздражении понижается, а при слабом возрастает.

При темновой или световой адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Поэтому на рабочем мес­те следует избегать резких световых контрастов и тем самым по воз­можности исключать необходимость переадаптации глаза, поскольку она снижает остроту зрения.

Глаз всегда фиксирует наиболее светлые пятна. Если в поле зре­ния человека находится сильный источник света или ослепительно яр­кая плоскость, то они оказывают наиболее сильное действие на чувст­вительность сетчатой оболочки глаза. Поэтому, когда мы смотрим на светлое окно, окружающая его поверхность стены кажется нам темной и расплывчатой. Если же исключить действие падающего из окна све­та на глаз, то та же поверхность видится нами более светлой и четкой.

Цветовая адаптация - снижение чувствительности глаза к цвету при длительном его наблюдении. При длительном действии какого-либо цвета на глаз чувствительность сетчатки к этому цвету снижается, и он как бы тускнеет. Цветовая адаптация — явление более слабое, чем свето­вая адаптация, и протекает в более короткий промежуток времени. Наибольшее время адаптации наблюдается для красного и фиолетового цветов, наименьшее — для желтого и зеленого.

Под действием цветовой адаптации происходят следующие изменения:

а) насыщенность всех цветов снижается (к ним как бы подмешивается серый);

б) светлые цвета темнеют, а тем­ные светлеют;

в) теплые цвета становятся более холодными, а холодные - более теплыми.

Таким образом, происходит сдвиг всех трех характе­ристик цвета. Объяснение этому явлению нетрудно найти исходя из трехкомпонентной теории. При длительной фиксации цвета какой-либо из цветочувствительных аппаратов испытывает нарастающее утомление, нарушается первоначальное соотношение возбуждений, и это приводит к из­менению характеристик цвета.

Если цвет фиксируется наблюдателем слишком долго, хроматическая адаптация перерастает в качественно иное явление — цветовое утомление. В результате цветового утомления первоначальное цветовое ощущение может измениться до неузнаваемости. Так, наблюдатель может спутать про­тивоположные цвета, например красный и зеленый.

В искусственных лабораторных условиях при уравнивании эффективной яркости (светлоты)спектральных цветов обнаружено, что наименьшим утомляющим действием обладает желтый цвет, затем к краям спектра кривая утомляющего действия резко повышается (опыты Е. Рабкина). Однако в обычной ситуации, при естественных условиях наблюдения цвета, оказалось, что утомляющее действие цвета зависит не от цветового тона, а только от насыщенности при прочих равных условиях (опыты Е. Каменской). Более общо говоря, утомляющее действие цвета пропор­ционально его количеству, а количество цвета можно рассматривать как функцию цветового тона, яркости, насыщенности, угловых размеров пятна, цветового контраста и времени наблюдения. При прочих равных усло­виях наибольшим количеством цвета обладают красный и оранжевый, а наименьшим — синий и фиолетовый.

Периферия сетчатки глаза утомляется гораздо скорее, чем централь­ные части. В этом нетрудно убедиться на простом опыте. На черном квадрате размером 30Х30 мм изображаются белый квадратик 3Х3 мм и ниже — белая полоска 24Х1 мм. При фиксации взгляда на квадратике очень скоро полоска тускнеет и исчезает. Опыт удается лучше, если смотреть одним глазом.

Существует гипотеза о том, что зрение далеких предков человека было ахроматическим. Затем в процессе биологической эволюции цветоощущающий аппарат раздвоился на желтый и синий, а желтый, в свою очередь,— на красный и зеленый. Нередкие в настоящее время случаи цветовой слепоты или пониженной чувствительности к некоторым цветам можно рассматривать как проявления атавизма — возврата к анатомичес­ким и физиологическим свойствам далеких предков. Различают три вида цветовой слепоты: к красному (протанопия); к зеленому (девтеранопия) и — гораздо реже — к синему (тританопия). Последний случай — патоло­гический, в то время как два первых — физиологические, врожденные. Цветовую слепоту часто называют общим словом «дальтонизм» по имени английского ученого Д. Дальтона, открывшего это явление на собствен­ном опыте (он был краснослепым).

Константность восприятия, цветовая память и трансформация

Константность цвета. Способность нашего зрения оцени­вать цвет предмета, несмотря на различное освещение, называется констант­ностью цвета. Она основана на знании цвета предмета в условиях дневного освещения. Верная оценка цвета предмета (цветовая константность) достигается главным образом самопроизвольным изменением чувстви­тельности сетчатки и сужением или расширением зрачка. Кроме того, в нашей окончательной оценке видимого цвета участвуют очень сложные факторы, связанные с деятельностью головного мозга. Эта приближен­ная константность цвета видимых предметов, несмотря на значительные качественные и количественные изменения в освещении поля зрения,— одно из самых замечательных и важных факторов физиологической оп­тики. Без этой способности зрения кусок мела нам казался бы в пас­мурный день такого же цвета, как кусок угля при ярком солнечном све­те, а в течение дня он принимал бы все возможные цвета, лежащие между белым и черным.

Легко понять, насколько велико практическое значение констант­ности величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении ос­вещения, т. е. практически беспрерывно, в нашем восприятии изменя­лись бы свойства, по которым мы узнаем предметы. В этом случае во­обще не существовало бы восприятия предмета, а наблюдалось лишь непрерывное мерцание находящихся в постоянном движении и изме­няющих свою форму пятен и световых бликов, обладающих чрезвы­чайно большой пестротой.

Цветовая память и трансформация.Мы фиксируем в нашей памяти цветовые характеристики, присущие предметам и неоднократно наб­людавшиеся нами в связи с данными предметами. Так, многие пред­меты мы узнаем по их цвету: кровь, снег, медь, цемент. Даже вещи, которые могут иметь различную окраску, мы узнаем как знакомые нам раньше, например синее платье, красную книгу или коричневую вазу.

Цветовая память - способность человека запоминать цветовые характеристики неоднократно наблюдаемых предметов.

Если осветить такой предмет цветным светом малой насыщенности или если надеть цветные очки, то мы оказываемся в состоянии устано­вить цвет данных предметов по памяти, несмотря на изменение цвета из-за освещения. Мы до известной степени обладаем способностью аб­страгироваться от цветного освещения и достаточно правильно опреде­лить цвет предметов.

Способность нашего зрения постепенно привыкать к слабо окра­шенному освещению, и судить о цвете так же, как и при нормальном освещении, называется цветовой трансфор­мацией. Если же насыщенность цвета освещения превышает определен­ные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления трансформации (перестройки) не наблюдается.

Например, зеленый при нормальном освещении лист при рассмотре­нии через красный фильтр или при насыщенном красном свете кажет­ся черным. При незнакомом окружении для неизвестного заранее цве­та достаточно даже света незначительной насыщенности, чтобы создать иллюзию цвета, отличающегося от цвета предмета при нормальном освещении.

Иррадиация - это зрительное увеличение светлых (светящихся) объектов и уменьшение темных.

Если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце све­тит сквозь ветви дерева, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно. Светлые светящиеся поверхности как бы увеличиваются в ширину. Они «находят» на темные поверхности и сужают их. Это обстоятельство объясняется тем, что более светлые цвета обладают большей энергией. Свет от них, падающий на сетчатку, раздражает еще и прилегающие нер­вы и раздвигает границы более светлой области за счет более темных прилегающих сфер.

Это явление играет существенную роль при конструировании шриф­тов. В то время, как, например, буквы Е и П сохраняют свою полную высоту вопреки эффекту иррадиации, высота таких букв, как О и С, не­сколькоуменьшается, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буква А. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за пределы строки.

Эффектом иррадиации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосами. По­ле с вертикальными черными полосами кажется ниже, чем поле с горизонтальными черными полосами, так как бе­лый цвет окружающего поля проникает наверху и внизу между поло­сами и визуально уменьшает высоту поля.

Это явление нельзя смешивать с оптическим обманом, при котором при равновеликих и четко ограниченных поверхностях вертикальные полосы создают впечатление большей высоты, а горизонтальные - большей ширины.

Находясь в непосредственном соседстве, цвета влияют друг на друга. Один и тот же цвет выглядит различно в зависимости от того, какими цветами он окружен и, какие цвета воспринимались до него.

Изменение характеристик цвета под влиянием других цветов называется цветовой индукцией.

В зависимости от меры различия характеристик цвета, индукция может быть отрицательной либо положительной. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происхо­дит их «подравнивание», нивелирование. Если различие достаточно заметно, глаз стремится его увеличить, и воспринимаемые характеристики цветов изменяются в противоположном направлении; если же оно малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу и воспринимаемые характеристики цветов сближаются, нивелируются. В этой закономерности проявляется стремление наших органов чувств к определенности, ясности. Мерой индукции является контраст.

Различают одновременную и последовательную индукцию.

Одновременная индукция - это изменение воспринимаемых характеристик цвета под воздействием соседних цветов, рассматриваемых одновременно.

Она наблюдается во всякой цветовой композиции и постоянно сопровождает процесс зрительного восприятия. Одновременная индукция может быть светлотной и хроматической.

Светлотная одновременная индукция - это изменение светлоты цвета под действием соседних цветов.

Если два одинаковых серых квадрата разместить, соответственно, один на черном, а другой на белом фоне, то ясно видно, что квадрат на черном фоне кажется светлее, чем квадрат на белом фоне. То же самое наблюдается с квадратами, окрашенными в хроматический цвет. Таким образом, можно определить общую закономерность одновременной светлотной индукции:

На темном фоне более светлый цвет - светлеет, а на светлом фоне более темный - темнеет.

Фон в данном случае является индуктирующим полем, а цветовое пятно - реагирующим полем. Одновременная светлотная индукция наблюдается не только в случаях размещения цветовых пятен в одной плоскости по принципу: «фигура - фон». При смежном размещении цветовых пятен наиболее активно индукционное действие наблюдается на границе их соприкосновения. Светлое пятно в этом месте кажется светлее, а темное - темнее. Создается впечатление неровности, пространственной вибрации, возникает эффект объемности. Это явление получило название «краевой или граничный контраст».

Краевой контраст это - высветление более светлого пятна и затемнение более темного на границе соприкосновения двух цветовых пятен.

Если такой эффект нежелателен и не соответствует поставленной задаче, то нужно делать подравнивание светлот, чтобы погасить индукционное действие.

Степень светлотного индукционного влияния одного цвета на другой не всегда одинакова и зависит от следующих факторов:

От различия цветовых пятен по светлоте

При очень малых и очень больших различиях по светлоте между цветовыми пятнами светлотная индукция весьма незначительна или вообще не наблюдается.

От отношения площадей пятен

Чем больше площадь одного цветового пятна относительно другого, тем сильнее его индукционное действие. (Индуктирующим полем будет пятно, площадь которого больше; реагирующим - пятно меньшей площади).

От четкости контура цветовых пятен

Четкий контур усиливает действие светлотной индукции и увеличивает воспринимаемый светлотный контраст.

Темновая и световая адаптация

В зависимости от условий освещения, различают три вида зрения: дневное (фотопическое - обеспечивается колбочками), сумеречное (мезопическое) и ночное (скотопическое). Два последних обеспечиваются палочками сетчатки. Сумеречное и ночное зрение характери­зуются неспособностью к восприятию цветов и низкой остротой зрения. Кроме того, для них характерен феномен Пуркинье: в мезопических условиях теплые тона (красный, желтый) кажутся более темными, а холод­ные тона (голубой, синий) более светлыми. Это объясняется тем, что в условиях слабого освещения колбочки перестают функционировать, а начинают функционировать палочки, которые более чувствительны к сине-зеленой части спектра.

Очень важной функцией мезопического зрения является световая и темновая адаптация. Световая адаптация - это снижение чувствительности глаза к свету. Она протекает очень быстро - около одной минуты. Если световая адаптация нарушена, то зрение в сумерках может быть выше, чем днем (никталопия). Определяют световую адаптацию с помощью специальных приборов, в основном во время специальных профосмотров.

Темновая адаптация - это повышение чувствительности глаза к свету. В темноте чувствительность глаза к свету повышается постепенно, достигая максимума через 40-45 минут. Особенно быстро она повышается в первые 30 минут.

Большое значение в клинической практике имеет нарушение темновой адаптации - гемералопия (ночная или куриная слепота). Различают 3 вида гемералопии:

1. симптоматическая - является симптомом ряда офтальмологических заболеваний (пигментная абиотрофия, высокая близорукость, отслойка сетчатки, глаукома, диссеминированный хориоретинит и др.), а также заболеваний печени.

2. эссенциальная - появляется вследствие недостатка в организме витамина А, а также витаминов группы В, С.

3. врожденная - причина неизвестна; в ряде случаев имеется семейно-наследованный характер.

Исследуют темновую адаптацию с помощью специальных приборов, - адаптометров, - или с помощью пробы Кравкова-Пуркинье, которая основывается на феномене Пуркинье.

Найдите 2 минуты и прочитайте про:

Комплексные соединения Комплексными называют соединения, в узлах кристаллов которых находятся комплексы (комплексные ионы), способные к самостоятельному.
Минимизация логических функций методом Квайна Метод Квайна позволяет представлять функции в ДНФ или КНФ с минимальным числом членов и минимальным числом букв в членах.
Основы правового статуса человека и гражданина в РФ 1. Гражданство. 2. Правовой статус личности. 3. Права и свободы человека и гражданина в РФ. 4. Механизмы защиты прав и свобод.
Давление абсолютное, избыточное, вакуум Числовое значение давления определяется не только принятой системой единиц, но и выбранным началом отсчета.
Подросток 148. Общепринятые границы подросткового возраста в отечественной психологии.


Я никогда не присоединюсь к движению против войны. Позовите меня, когда появится движение за мир. © Мать Тереза ==> читать все изречения.

Куриная слепота (гемералопия)

Народное название заболевания - «куриная слепота» обусловлено схожестью его симптомов с особенностями зрения куриц, которые тоже плохо ориентируются в темноте или сумерках.
Сетчатка нашего глаза состоит из палочковидных («палочек») и колбочковидных («колбочек») светочувствительных клеток, составляющих фоторецепторный аппарат глаза. При этом, «палочки» обеспечивают черно-белое сумеречное и ночное видение, «колбочки» - дневное восприятие цветовой палитры. В среднем, сетчатка включает примерно 110-125 млн. палочек и до 7 млн. колбочек, нормальное соотношение которых составляет 18:1.

Палочковидные клетки сетчатки имеют зрительный пигмент родопсин, который обеспечивает темновую адаптацию зрения. Этот пигмент имеет свойство распадаться на свету, а в темноте, вступая в реакцию с витамином А, восстанавливаться. Синтез пигмента родопсина происходит с выделением энергии, преобразование которой в электрические импульсы, дает сигналы зрительному нерву, отправляющему импульсы в головной мозг. Данный механизм обеспечивается нормальной работой палочковидных клеток. Нарушение соотношения «колбочек» и «палочек» при недостатке родопсина и приводит к развитию гемералопии, когда при слабой освещенности острота зрения снижается, оставаясь нормальной при ярком свете.

Причины гемералопии

В офтальмологии, принято выделяют три вида гемералопии: врожденная, симптоматическая и эссенциальная.

При врожденной гемералопии причинами заболевания становятся генетические факторы, носящие наследственно-семейный характер. Подобная патология характерна для синдрома Ашера, наследственного пигментного ретинита и прочих наследуемых патологий.

Симптоматическая форма гемералопии возникает на фоне неких заболеваний глаз: высоких степеней близорукости, глаукомы, ретинопатии, катаракты, отслойки сетчатки, хориоретинитов, сидероза, атрофии зрительного нерва, лучевых ожогов глаз и пр.

Эссенциальная или, как ее еще называют, функциональная гемералопия - результат острого дефицита в организме или полного отсутствия витаминов А, В2, РР. Подобные состояние могут встречаться при болезнях печени, малокровии, истощении, сахарном диабете, приеме антагонистов ретинола (хинина), алкоголизме, заболеваниях ЖКТ, сопровождающихся нарушением всасывания питательных элементов (хронический гастрит, колит, энтерит и пр.).

Пусковым механизмом гемералопии способны выступать перенесенные инфекции (краснуха, корь, герпес, ветряная оспа), период менопаузы у женщин, жесткие диеты (включая вегетарианство). Независимо от формы заболевания, ухудшение остроты зрения в темноте обусловлено одним фактором - нарушением синтеза родопсина.

Признаки гемералопии

Симптомы врожденной гемералопии развиваются еще в раннем детстве, характеризуясь стойким снижением зрения, которое не поддается излечению. Куриная слепота сопровождается снижением остроты сумеречного и ночного видения, чувством зрительного дискомфорта даже в полумраке. Пациенты с гемералопией отмечают, что не различают окружающие предметы и теряют пространственную ориентацию при слабом освещении или переходе из темного помещения в хорошо освещенное. При этом, в дневное время, а также при достаточном освещении острота зрения, обычно, не нарушена.

Кроме того, при гемералопии может наблюдаться ощущение «песка» или сухости в глазах. Страдающе гемералопией дети боятся темноты, поэтому ведут себя беспокойно и часто плачут в сумерках. Для данного заболевания характерно сужение полей зрения со снижением восприятия желтого, а также синего цветов.

Эссенциальная гемералопия сопровождается появлением на конъюнктиве ксеротических бляшек Искерского-Бито, представляющих собой плоские сухие пятна, которые располагаются в пределах щели глаза. Кроме глазных симптомов, может отмечаться сухость слизистых, а также кожных покровов, возможно появление участков гиперкератоза и на теле, с шелушением и расчесами кожи, кровоточивостью десен. При остром дефиците витамина А, нередко отмечается размягчение и изъязвление роговой оболочки (кератомаляция).

Диагностика гемералопии

Ухудшение сумеречного зрения является поводом для срочной консультации с офтальмологом, который поможет выявить причины гемералопии.
Обычно обследование начинают с визометрии - проверки остроты зрения, которая в случае эссенциальной гемералопии зачастую бывает не изменена. Выполнение ахроматической, а также цветовой периметрии дает возможность обнаружить концентрическое сужение полей зрения, присутствие феномена Пуркинье.

Картина при офтальмоскопии для различных видов гемералопии имеет некие свои особенности. Так, эссенциальная форма гемералопии характеризуется отсутствием изменений на глазном дне, при других - имеются специфические изменения, присущие заболеванию, вызвавшему куриную слепоту. При генетически обусловленной гемералопии, офтальмоскопия выявляет на сетчатке мелкие округлые очаги дистрофии.

Исследование темновой адаптации требует проведения адаптометрии. Функциональное состояние сетчатки оценивают при помощи электроретинографии и иных дополнительных электрофизиологических исследований. Выяснение причин симптоматической гемералопии может потребовать выполнения тонографии, рефрактометрии, а также биомикроскопии с использованием линзы Гольдмана, назначения оптической когерентной томографии и пр. В комплексное обследование больных с гемералопией нередко включают консультации гастроэнтеролога и эндокринолога.

Лечение гемералопии

При врожденной форме гемералопии, ассоциированной с наследственной патологией, лечение не проводится, она неизлечима. Для лечения приобретенных гемералопий необходимо выяснение и последующее устранение причин, ставших причиной нарушения темновой адаптации.

Гемералопия, вызванная миопией, требует подбора очков либо контактных линз, может быть предложена лазерная коррекция близорукости или рефракционные операции (замена хрусталика, склеропластика и пр.). Гемералопия, обусловленная катарактой или глаукомой, также требет оперативного лечения данных заболеваний (выполнения антиглаукоматозных операций, хирургии катаракты). Если причиной является отслойка сетчатки показана ее лазерная коагуляция.

При эссенциальных гемералопиях, в первую очередь, необходимо нормализовать питание, с обогащением его продуктами, содержащими каротин и ретинол (сливочным маслом, сыром, печенью трески, молоком, яицами, морковью, помидорами, шпинатом). Кроме того, обязательно назначают инстилляции витаминных капель для глаз, прием пероральных форм витамина А, рибофлавина, и никотиновой кислоты, согласно возрастным дозировкам. Одновременно обязательно лечение заболеваний ЖКТ и сахарного диабета (с контролем уровня глюкозы крови и инсулинотерапией).

Профилактика гемералопии

Симптоматическая гемералопия, в зависимости от тяжести основного заболевания при лечении, может привести и к восстановлению темновой адаптации зрения, и к стойкой его утрате. Функциональная гемералопия, обычно, хорошо поддается терапии с полным восстановлением сумеречного зрения.

Однако у пациентов, страдающих гемералопией, зачастую развивается патологический страх темноты, принимающий характер фобии или синдрома навязчивых состояний, что является психическим расстройством.

Для профилактики гемералопии необходимо обеспечение поступления в организм нужных витаминов, а также адекватная защита сетчатки глаза. Для этого должно быть обеспечено лечение сопутствующей патологии, полноценное питание, применение солнцезащитных очков, как на улице, так и при работе с вредными излучениями. Лицам с гемералопией не рекомендуется использовать лампы флюоресцентного свечения. Детям, имеющим легкую степень миопии, необходимо в вечернее время ношение очков.

В медицинском центре «Московская Глазная Клиника» все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам - получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника открыта семь дней в неделю и работает ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий.

Проверка светоощущения глаза человека (тесты)

Светоощущением принято называть способность зрительного анализатора к восприятию света и различных степеней его яркости. Функция световосприятия является основной функцией глаза. Остальные функции так или иначе основываются на ней.

У простейших организмов, зрительная функция ограничивается ощущением света, который воспринимают светочувствительные клетки их наружных покровов. На основании теории о том, что в сетчатке у дневных животных преобладают фоторецепторы колбочки, а у ночных - палочки, еще в прошлом столетии, было высказано предположение о двойственной структуре нашего зрения. То есть колбочковая система - это аппарат дневного зрения, а палочковая, соответственно, ночного или сумеречного.

Функцию светоощущения обеспечивает работа фоторецепторов-палочек. Они чувствительны к свету во много раз больше, чем колбочки. Их наружные членики, постоянно заняты в первичных фотофизических ферментативных процессах преобразования энергии света в процессы физиологического возбуждения.

Что такое светоощущение

Глаз человека имеет способность воспринимать, как очень яркий свет, так и совсем слабый. Минимальный уровень светового потока, дающий восприятие света, принято называть порогом раздражения. В то время, как восприятие предельной наименьшей разницы яркости между двумя освещенными объектами - порогом различения. При этом, величины вышеназванных порогов обратно пропорциональны уровню светоощущения.

В основу процесса исследования светоощущения положено определение величины каждого из порогов, но особое значение имеет величина порога раздражения.

Величина порога раздражения может изменяться в зависимости от уровня предварительного освещения, которое действовало на глаз. Так, если какое-то время находиться в темноте, а потом выйти к яркому свету, наступает ослепление, которое через определенное время пройдет и человек снова станет хорошо переносить яркий свет. Либо, когда после пребывания на ярком свету, входишь в темное помещение, то различать предметы сначала совершенно невозможно. Они становятся видны лишь спустя какое-то время. Таким образом происходит адаптация зрения к различным условиям освещенности.

Световая и темновая зрительная адаптация

Световая адаптация - это процесс приспособления зрительного анализатора к условиям с более высокой освещенностью. Она протекает достаточно быстро. Из аномалий световой адаптации, известны ее расстройства, обусловленные врожденной цветослепотой. Клинически подобное нарушение проявляется, так называемой, никталопией, когда человек лучше видит в темноте или сумерках.

Темновая адаптация - это процесс приспособления зрительного анализатора к условиям пониженного освещения. Она проявляется изменением световой чувствительности после выключения света, действовавшего на глаз. Информации о темновой адаптации намного больше и она значительно полнее, чем о световой. Ведь начало исследованиям темновой адаптации положено еще в 1865 году немецким физиологом Г. Аубертом, который собственно и ввел термин «адаптация».

Изучение светоощущения (тесты)

Изучение световой чувствительности, как и всего процесса зрительной адаптации проводится с помощью приборов - адаптометров. Для медицинской экспертизы, сегодня применяется адаптометр Кравкова и Вишневского. Он же используется для предварительного определения сумеречного зрения. Продолжительность исследования не превышает 3-5 минут.

Основой механизма действия прибора, является понятие феномена Пуркинье, когда при сумеречном зрении происходит перемещение наибольшей яркости в направлении от красной области спектра к сине-фиолетовой. Феномен Пуркинье более понятен на таком примере: в сумерках, цветы васильки, вместо синих, кажутся светло-серыми, в то время, как красный мак - практически черным.

Сегодня, для исследования световой адаптации зрения, также широко применяются адаптометры модели АДТ. Они позволяют всесторонне изучить состояние сумеречного зрения, в самое короткое время обеспечивая получение результатов. Кроме того, они обеспечивают исследование процесса нарастания световой чувствительности при длительном пребывании человека в темноте.

Собственно, состояние темновой адаптации легко проверить и без специального адаптометра, если использовать таблицу Кравкова-Пуркинье. Для ее изготовления, кусок картона 20х20 см необходимо оклеить черной бумагой. Затем, по углам, отступив 3-4 см от края, наклеить четыре квадратика 3х3 см зеленой, голубой, красной и желтой бумаги. Данную таблицу предлагают оценить испытуемому в затемненной комнате с расстояния в 40 или 50 см от глаз.

В норме, квадраты вначале неразличимы. И только спустя 30-40 секунд начинает различаться контур желтого квадрата, после этого, голубого. При сниженном светоощущении, на месте квадрата желтого цвета появляется светлое пятно, а голубой квадрат остается невидимым.

Причины снижения световой чувствительности. Гемералопия

Световая чувствительность и световая адаптация человека, зависят от разных факторов. Известно, что до 20-30 лет, световая чувствительность постепенно нарастает, а к старости неуклонно снижается. Это объясняется возрастным ослаблением чувствительности нервных клеток в зрительных центрах. Световая чувствительность также способна ухудшаться при снижении барометрического давления из-за недостатка кислорода. Процесс адаптации может изменяться во время менструации или беременности, при длительном голодании, изменении окружающей температуры, психических переживаниях и пр.

Ухудшение темновой адаптации, принято называть гемералопией. Гемералопия бывает врожденной и приобретенной. Врожденная патология, не нашла объяснения до сих пор. В отдельных случаях, она имеет семейную, наследственную природу.

Приобретенная же гемералопия, как правило, является одним из симптомов некоторых заболеваний глаз: пигментной дистрофии, воспалительных поражений или отслойки сетчатки, атрофии и застойного диска зрительного нерва, высоких степеней близорукости, глаукомы и пр. Данные заболевания протекают с возникновением необратимых анатомических изменений и гемералопия лечению не подлежит. Но существует и функциональная приобретенная гемералопия, возникающая на фоне дефицита витаминов А, В2 и С. При устранении дефицита перечисленных витаминов подобная гемералопия полностью исчезает.

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты хирургического вмешательства будут ответственны высококвалифицированные рефракционные хирурги - одни из лучших российских специалистов в данной области. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз, одни из лучших специалистов и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента - гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике.

Читайте также: