Почему ремарк писал про туберкулез
Гибель подстерегает любящих во многих романах Ремарка. Умирает от туберкулеза Пат в "Трех товарищах", гибнет от пули Жоан Маду, а еще прежде гибнет в гестапо Сибилла ("Триумфальная арка"). Да и выздоровление Изабеллы ("Черный обелиск") по сути тоже равносильно смерти той женщины, которую мог любить Людвиг Бодмер. Нет, ценность любви не подвержена сомнению. Но как х
рупка эта ценность! - хрупка, как человеческая жизнь, над которой нависло столько угроз. "И единственное, что остается - это крупица мужества", - подводит итог Равик.
Герою Ремарка не откажешь в мужестве. Это мужество человека, вынужденного в одиночку отстаивать свою свободу, свою порядочность, свою любовь - все, что составляет для него в жизни смысл. Изменить саму жизнь он в одиночку не в состоянии - отсюда непроходящая оскомина горечи. Ното, что он не способен думать лишь о себе, отгородившись от тревог мира, делает ему честь.
"Где-то сейчас стреляют, - время от времени напоминает себе Равик, - где-то преследуют людей, бросают в тюрьмы, где-то растаптывают кусок мирной жизни, а ты сидишь здесь, знаешь обо всем и не в силах что-либо сделать".
Человека, произносящего такие слова, проще всего упрекнуть в неактивности; по отношению к ремарковскому герою такой упрек звучал действительно не раз. Но о неактивности можно судить по-разному. Можно обозначить этим словом позицию вполне удобную для тех, кто творит зло, - позицию обывательскую, трусливую, бесхребетную, когда человек не желает знать ни о чем за пределами своего уютного мирка и позволяет своей совести любые компромиссы. Герой Ремарка, во всяком случае, не равнодушен, он знает, что любит, а что ненавидит, и в этом не изменяет себе ни при каких обстоятельствах. Когда Людвиг Бодмер с товарищами дают хотя бы словесный, хотя бы кулачный отпор поднимающим головы фашистам - это немного, но это уже обозначение позиции. И не случайно Бодмер покидает Германию, когда она, выражаясь его собственными словами, "погрузилась во мрак"; в самом его человеческом устройстве есть что-то несовместимое с фашизмом. Так, неслучайно эмигрировал и сам писатель, неслучайно гитлеровцы сожгли на площади его книги, а затем лишили его самого германского гражданства - хотя особой политической активности он, кажется, не проявлял, и "расовых" причин для враждебности к нему не было. Есть времена, когда простая человеческая порядочность, отстаивание изначальных нравственных ценностей становятся небезопасными, требуют мужества, ибо они несовместимы с преступностью и растленностью господствующего порядка. Пастор Бодендик и врач Вернике из "Черного обелиска" во время войны с риском для себя спасают преследуемых евреев. Равик попадает в застенки гестапо за то, что он приютил "неблагонадежных" друзей и помог им бежать. Искал ли он сознательно активной борьбы с режимом? Вряд ли. Но когда доходит до дела, он мужественно выносит все пытки - и это уже сопротивление, акт внутренней стойкости, заслуживающий уважения. Полгода Равик провел в Испании, на передовой, в республиканском госпитале; он покинул страну, лишь когда фронт был прорван и госпиталь расформирован. Наконец, в Париже он убивает гестаповца Хааке, мстя ему за свои мучения, за гибель своих друзей, своей любимой. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
Каждый в отдельности роман Ремарка воспринимается в известной мере как предыстория, пролог еще не сполна осуществившейся судьбы. Если судьба эта не оборвана смертью, в будущем еще возможны разные повороты. Но конкретную историю Равика мы, как упоминалось уже, можем проследить дальше по роману "Тени в раю": французская эмиграция сменяется американской, и не более того. Организованной антифашистской борьбы Ремарк не изображает. Это не его путь - и потому не путь его героя.
Но одинокое сопротивление ремарковского героя по-своему очень важное пренебрегать им нельзя. Об этом размышляет Равик перед убийством гестаповца Хааке. "Какое ему дело? Одним больше, одним меньше. Ведь Хааке лишь один из сотен тысяч похожих друг на друга подлых убийц".
"Вот оно что! - тут же опровергает он себя. - Они и распоясались потому, что люди устали и ничего не хотят знать, потому что каждый твердит: "Меня это не касается". Вот в чем дело! Одним меньше? Да - пусть хоть одним меньше! Это ничего и это - все! Все!. Он понимал, что Хааке, маленький прислужник смерти, сам по себе значит очень немного, и все же убить его было бесконечно важно".
Равик заставляет себя увидеть в этом ничтожном пошлом говоруне и любителе выпить не человека, не обособленного палача, а представителя сил зла. Казня Хааке, он, как умеет, наносит удар по этим силам, отстаивая насущные для себя человеческие ценности. Отказ от этой ненависти, от действия равносилен для него дезертирству, предательству.
"Жизнь есть жизнь, - думает он, - она не стоит ничего и стоит бесконечно много. От нее можно отказаться - это нетрудно. Но разве одновременно не отказываешься и от мести, от всего, что ежедневно, ежечасно высмеивается, оплевывается, над чем глумятся, что зовется верой в человечность и в человечество? Эта вера живет вопреки всему . Так или иначе, но все равно надо вытаскивать этот мир из крови и грязи, и пусть ты вытащишь его хоть на вершок - все равно важно, что ты непрестанно боролся, просто боролся. И пока ты дышишь, не упускай случая возобновить борьбу".
"Тема моя - человек нашего века, вопросы гуманизма", - заметил однажды Эрих Мария Ремарк. Мрачные события современной истории способны были настроить писателя на пессимистический лад. Однако верно ли назвать его безнадежным пессимистом? В его произведениях обычен трагический финал; в каждом из них много безысходности и отчаяния. Но в каждом новом романе герой Ремарка словно поднимается вновь и, несломленный, упорный, ироничный, продолжает свою одинокую борьбу. Он каждый раз заново ищет путь к другим людям.
"В нашей жизни масса парадоксов, - говорил писатель. - Я родился во времена газовых ламп, пережил период развития электричества и авиации. Если проживу еще 10-15 лет, то дождусь полета на Луну. Наука преодолела все. Только людям не удалось стать друг другу ближе . Во многом мы не сделали ни шага. Мы не можем оглянуться на наше прошлое. Оно еще здесь .
Это страшное противоречие. И несмотря на все это, я верю, что люди найдут пути друг к другу. Я не наивный оптимист, но разве невозможно, чтобы люди научились друг у друга хорошему?"
Не будь у писателя этой веры, ему незачем было бы писать свои книги: истории трудных судеб и трудных времен, истории о любви и ненависти, нежности и жестокости, отчаянии и стойкости - книги, которые ищут и находят путь к человеческим сердцам.
1. Васильев В. "Необходимый оптимизм пессимиста. // Ремарк Э. - М. Избранное. - М., 1999.
2. Иванов А. Последние вершины. // Ремарк Э. - М. Ночь в Лиссабоне. Тени в раю. - М., 1993.
3. Орлов Р.А. Поэтика парадокса. - Л., 1988
4. Харитонов М. Герой в поисках опоры // Ремарк Э.М. Триумфальная арка. Жизнь взаймы: Романы. - Кишинев, 1987
К Всемирному дню борьбы с туберкулезом
(24 марта 2019 года).
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ,
ЖИВОПИСИ И МОДЫ.
Тогда человек, больной туберкулезом, был обречен. Здесь уместно вспомнить о том, что страшная болезнь не щадила талантливых людей: писателей, художников, поэтов. В скорбном списке – В.Г.Белинский, Н.И. Добролюбов, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Е. Варламов, С.Я. Надсон, Ф.А. Васильев, М.К. Башкирцева, ставшие жертвами чахотки в расцвете творческих сил.
Фото. Белинский В. Г. (1811-1848). Фото. Добролюбов Н.И.(1836-1861).
Фото. Кольцов А.В. (1809-1842). Фото. Никитин И.С. (1824-1861).
Фото.Варламов А.Е. (1801-1846). Фото. Надсон С.Я. (1862-1887).
Фото. Васильев Ф.А. (1850-1873). Фото. Башкирцева М.К. (1858-1884).
В те времена она чаще всего была скоротечной. Есть предположение, что с подозрением на неё был отправлен в лазарет юный С.А. Есенин.
Фото. Есенин С.А. (1895-1925).
Польский писатель Г.Сенкевич, у которого чахотка забрала жену, создал фонд, поддерживавший писателей, болевших туберкулезом.
Фото. Г. Сенкевич (1846-1916).
Фото. А. Дюма (1824-1895). Фото. А. Мюрже (1822-1861).
Фото. Д. Верди (1813-1901). Фото. Д. Пуччини (1858-1924).
Но уже в конце Х1Х века стало известно, что туберкулез – это инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха.
Иногда, читая произведения великих писателей, мы не замечаем, что они затрагивают проблему заболевания туберкулезом.
Фото. Достоевский Ф.М. (1821-1881). Фото. Толстой Л.Н. (1828-1910).
Фото. Оноре де Бальзак (1799-1850). Фото. Эрих Мария Ремарк (1898-1970)
Фото. Томас Манн (1875-1855).
Фото. Федин К.А. (1892-1977).
Фото. Димна Кьюсак (1902-1981).
Фото. Чехов А.П. (1860-1904).
Личные переживания авторов, которые были больны сами
или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров в их произведениях. Именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих
творениях эту болезнь и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.
Например, Лев Николаевич Толстой создал портреты больных под впечатлением смерти от туберкулеза своих братьев Дмитрия и спустя несколько лет Николая. Великий писатель видел очень тяжелых больных, так как сам не раз лечился кумысом в самарских степях.
На 31-ом году жизни от этой болезни умер брат А.П. Чехова Николай. Туберкулез прервал и жизненный путь и самого А.П. Чехова в возрасте 44 лет.
Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. Каждый пример, тем более, если он не вымышлен, а взят из реальной ситуации, это маленький, но шаг к пониманию туберкулеза. Художественная литература как ничто другое образно раскрывает клиническую картину болезни. Какова же была истинная картина заболеваемости и смертности от туберкулеза в те времена? Какими знаниями обладали врачи в области путей передачи инфекции и основных методах лечения туберкулеза? Ответы на эти вопросы мы находим в произведениях художественной литературы.
Из этого можно сделать вывод, что литература - ещё и большой помощник медицины в пропаганде гигиенических знаний среди населения.
Туберкулез и мода.
Фото. Портрет Мари Дюплесси.
Возможно, это покажется странным, но Викторианцы романтизировали заболевание и его последствия, выделяя эффекты, порожденные слабостью больной молодежи.
И, как полагают ученые, поскольку туберкулез был распространен, он продолжал удерживать свои позиции в моде.
Среди высшего класса девичьей привлекательностью считались тонкость и бледность кожи, которые являются результатом потери веса и отсутствия аппетита, вызванного заболеванием.
Чахоточный шик пришел из середины 1800 годов, когда модные корсеты создавали длинные талии, а объемные юбки ещё более подчеркивали болезненную хрупкость женских фигур. Женщины среднего и высшего класса использовали косметику, чтобы подчеркнуть бледность кожи.
Во второй половине Х1Х века произошло радикальное переосмысление туберкулеза, когда в 1882 году Роберт Кох
объявил, что он открыл бактерии, вызывающие заболевание. Открытие Коха помогло микробной теории убедить врачей, что туберкулез заразен.
Врачи стали порицать волочащиеся юбки, считая их виновницами поднимающейся пыли, в которой гнездятся бактерии туберкулеза, в результате чего болезнь приходила в дом.
Тема туберкулеза в живописи.
Фото. Поленов В.Д. (1844-1927).
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)-русский художник, выдающийся мастер- портретист. Его знаменитый портрет М.И. Лопухиной - эталон портретной живописи русского романтизма.
Фото. Боровиковский В.Л.(1757-1825).
М.И. Лопухина была больна туберкулезом и вскоре после написания портрета скончалась. Но художник использовал внешние признаки тяжелой болезни на благо образа своей героини. В близкой смерти обретается чарующая непознаваемая красота, а прозрачность её тела кажется вот-вот обнажит саму душу.
Известное стихотворение Якова Полонского к «Портрету
лишь в 1913 году:
« Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Многие художники сами страдали от туберкулеза.
Так, Перов Василий Григорьевич (1834-1882) – русский художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Зрелый мастер бытового жанра, тонкий пейзажист, автор выдающихся портретов.
В 1874 году художник узнает, что болен чахоткой, излечить которую тогда было практически невозможно.
В 1882 году после тяжелой мучительной болезни художник скончался.
Фото. Перов В.Г. (1834-1882).
Итальянский художник и скульптор, представитель импрессионизма Амадео Модильяни (1884-1920).
Фото. Амадео Модильяни(1884-1920).
В 1917 году Амадео Модильяни знакомится с молодой французской художницей Жанной Эбютерн, которая стала его любимой натурщицей, музой и истинным другом. В 1918 году пара переезжает в Ниццу, где у них рождается дочь. В 1919 году, полные новых планов и идей, они возвращаются в Париж. Но стремительное развитие болезни (у Амадео Модильяни был туберкулез) рушит все их планы. В 1920 году художник умирает в больнице для бездомных.
Узнав о смерти любимого, Жанна, ждавшая на тот момент второго ребенка, выбросилась из окна 6-го этажа.
Проблема туберкулеза остается актуальной и в наши дни.
Несмотря на то, что изменились условия жизни людей, разработаны методы профилактики и лечения туберкулеза, однако, по-прежнему тысячи людей во всем мире ежегодно заболевают этой тяжелой инфекцией и погибают от неё. В результате бесконтрольного употребления антибиотиков возникли лекарственно устойчивые формы туберкулеза, трудно поддающиеся лечению. Туберкулез поражает в настоящее время не только малоимущих, но и весьма обеспеченных и успешных людей.
А как же литература, живопись, музыка, мода?
При подготовке данного материала были использованы материалы, взятые из открытых источников.
Туберкулез - одна из самых часто описываемых болезней в художественной литературе. По произведениям, герои которых страдали этим недугом, можно изучать течение болезни.
В этой подборке хотелось бы собрать книги,в которых дано довольно подробное (не в двух словах) описание болезни.
Пожалуйста, если вы добавляете книгу, не забывайте писать пояснение - кто из героев страдает от этой болезни. Приветствуются характерные цитаты. В противном случае книга может быть просто удалена.
ISBN: | 978-5-389-04926-0 |
Год издания: | 2013 |
Издательство: | Азбука-Аттикус |
Серия: | Мировая классика |
Язык: | Русский |
Чахоткой болеет Катерина Ивановна Мармеладова:
Тут смех опять превратился в нестерпимый кашель, продолжавшийся пять минут. На платке осталось несколько крови, на лбу выступили капли пота. Она молча показала кровь Раскольникову и, едва отдыхнувшись, тотчас же зашептала ему опять с чрезвычайным одушевлением и с красными пятнами на щеках
Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:27
ISBN: | 978-5-17-062998-5, 978-5-403-02755-7 |
Год издания: | 2010 |
Издательство: | АСТ, АСТ Москва, АСТ/Астрель |
Серия: | Золотая классика |
Язык: | Русский |
История об обитателях дорогого туберкулезного санатория в Швейцарских Альпах
Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:42
ISBN: | 5-87107-098-1 |
Год издания: | 2007 |
Издательство: | Комсомольская правда |
Серия: | Книжная коллекция "КП" |
Язык: | Русский |
От чахотки страдает главный герой - Рафаэль.
Но тут он вдруг закашлялся тем глубоким и гулким кашлем, что как будто исходит из гроба, зловещим кашлем, от которого больные бледнеют и их бросает в дрожь и в пот, — до такой степени напрягаются у них все нервы, сотрясается тело, утомляется спинной мозг и наливаются тяжестью кровеносные сосуды.
Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:26
ISBN: | 978-5-17-063243-5, 978-5-403-02754-0 |
Год издания: | 2010 |
Издательство: | АСТ, АСТ Москва |
Серия: | Русская классика |
Язык: | Русский |
Чахотка у Николая Левина и у художника Петрова.
Брат лег и - спал или не спал, но, как больной, ворочался, кашлял и, когда не мог откашляться, что-то ворчал. Иногда, когда он тяжело вздыхал, он говорил: "Ах, боже мой!" Иногда, когда мокрота душила его, он с досадой выговаривал: "А! черт!"
Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:29
ISBN: | 978-5-17-063241-1 |
Год издания: | 2009 |
Издательство: | АСТ |
Серия: | Русская классика |
Язык: | Русский |
Герой рассказа "Черный монах" - Коврин
У него шла горлом кровь. Он плевал кровью, но случалось раза два в месяц, что она текла обильно, и тогда он чрезвычайно слабел и впадал в сонливое состояние. Эта болезнь не особенно пугала его, так как ему было известно, что его покойная мать жила точно с такою же болезнью десять лет, даже больше; и доктора уверяли, что это не опасно, и советовали только не волноваться, вести правильную жизнь и поменьше говорить.
22 июня 1898 года родился Эрих Мария Ремарк – один из самых популярных зарубежных авторов среди читателей СССР и позже России, где его знают и любят едва ли не больше, чем на родине в Германии. Его герои – потерянные романтики, не способные устроиться в послевоенном мире с его потребительским безумием и жаждой развлечений – часто были похожи на самого писателя, в 18 лет попавшего на фронт и вернувшегося убежденным пацифистом. А женщин, которых любили мужественные и благородные герои Ремарка, он наделял чертами собственных возлюбленных, отношения с которыми были подчас мучительными.
В то время как современники зачитывались Ремарком и расхватывали на цитаты его "Триумфальную арку" и "Трех товарищей", писатели и критики зачастую относились к нему снисходительно, считая самого автора чересчур сентиментальным, а его романы – компромиссом между серьезной литературой и повседневным чтивом. Это хоть и обижало Ремарка, но не помешало ему остаться одним из самых читаемых немецких и европейских писателей XX века, а излишняя, по мнению критиков, сентиментальность подкупала своей искренностью – личная жизнь писателя была не менее драматичной, чем у героев его романов.
Самым громким – и самым тяжелым – романом Ремарка стали отношения с Марлен Дитрих, которые критики окрестили "величайшим романом XX века". Но в жизни писателя были и другие красивые и знаменитые женщины, которым поклонники писателя обязаны запоминающимися женскими типажами из его книг.
Одна из любимых ремарковских героинь – очаровательная Пат, возлюбленная главного героя романа "Три товарища" Роберта Локампа. На образ хрупкой, больной туберкулезом девушки писателя вдохновила танцовщица Илзе Ютта Замбона, которая в 1925 году стала первой женой Ремарка. Она и правда будто сошла со страниц романа – беззащитная холодная красавица, очень худая из-за чахотки, приковывавшая к себе все взгляды на берлинских светских приемах.
На момент встречи с Ремарком Илзе находилась в процессе развода с первым мужем. Замбона и Ремарк, элегантно одевавшийся, друживший с известными автогонщиками и раздававший новым знакомым визитные карточки с изображением короны, походили на парочку щеголей и не пропускали ни одного концерта или премьеры в театре. Однако союз двух молодых, не лишенных самолюбования людей оказался довольно легкомысленным: совсем скоро после свадьбы каждый из них стал заводить непродолжительные романы, не скрывая их друг от друга и по-прежнему продолжая появляться вместе в ресторанах и на приемах. Брак Замбоны и Ремарка продлился четыре года, но в 1938 году писатель вновь женился на Илзе, чтобы помочь ей выбраться из фашистской Германии в Швейцарию, где к тому моменту обосновался он сам. Спустя еще два года Ремарк добился для Илзе Ютты разрешения на проживание в США. Такое благородство было свойственно Ремарку в отношении всех его возлюбленных – до конца жизни он поддерживал связь с первой женой и, хотя они больше не жили вместе, развелся с ней только в 1957 году, выплатив ей 25 тысяч долларов, назначив пожизненное содержание и завещав еще 50 тысяч долларов.
Если узнать Илзе Ютту в Пат Хольман могут те, кто достаточно хорошо знаком с жизнью Ремарка, то прототип Жоан Маду очевиден каждому, кто хоть что-то знает о писателе. Возлюбленная доктора Равика из "Триумфальной рамки", доводившая главного героя до отчаяния, унаследовала характер Марлен Дитрих. "Ремарк изображает меня хуже, чем я есть, чтобы интереснее подать себя, и добивается желаемого эффекта. Я намного интереснее его героини", - писала Дитрих мужу Рудольфу Зиберу после выхода романа.
Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих познакомились в 1937 году во время Венецианского кинофестиваля. Дитрих была в браке с продюсером Рудольфом Зибером, который остался ее мужем до конца жизни. Супруги не жили вместе, а любовница Зибера была практически членом семьи. Дитрих такое положение дел более чем устраивало: прикрываясь замужеством, она могла завершать свои многочисленные романы.
Из Венеции они отправились в Париж, затем в Антиб, после чего Дитрих вернулась в Голливуд, оставив Ремарка наедине с выпивкой и печатной машинкой. Приближение Второй мировой войны, неизбежность которой была уже очевидна, вскоре заставило эмигрировать и писателя. В США Ремарк поселился в доме напротив особняка Дитрих, но их отношения становились все более болезненными для писателя. Актриса блистала на экране и на вечеринках, а Ремарк, неспособный порвать с ней и сознававший унизительность своего положения, вынужден был жить отшельником и все глубже погружаться в депрессию.
В одном из поздних интервью актриса назвала Ремарка "самой большой любовью" своей жизни, но их отношения, продолжавшиеся с перерывами до 1958 года, никак нельзя было назвать идиллией: Дитрих то проводила с Ремарком все свое время, то кидалась в объятия очередных мужчин и женщин, подогревая их интерес светскими выходами с популярным писателем. Ремарк не мог не понимать, что любимая его использует, но предпочитал не замечать этого, чтобы иметь возможность находиться рядом с Дитрих. Пока любвеобильная Марлен бросалась в очередной омут, Ремарк не расставался с бутылкой, изливал страдания в рукописи и писал любимой письма, полные нежности. Дитрих изредка отвечала ему, называя своим единственным возлюбленным – впрочем, Ремарк уже вряд ли этому верил.
"Мой ангел с западного окна, светлый сон! Золотой, зеленоокий мой! Мой странник, мой маленький путешественник, мой труженик, вечно зарабатывающий деньги! Всегда ли ты тепло одета? Заботится ли кто-то о тебе? Пожалуйста, не забывай свои перчатки, а то твои хрупкие пальцы совсем замерзнут… Любимая – я не знаю, что из этого выйдет, и я нисколько не хочу знать этого. Не могу себе представить, что когда-нибудь я полюблю другого человека. Я имею в виду — не так, как тебя, я имею в виду — пусть даже маленькой любовью", - писал Ремарк.
Избавиться от наваждения Ремарку помогла другая актриса, "излучавшая жизнь" Полетт Годдар, с которой он познакомился в 1951 году. "Все нормально. Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует", - писал он, работая над романом "Искра жизни". Вместе с Годдар Ремарк решился съездить на родину в Германию, где не был около 30 лет.
Узнав о новом романе Ремарка, Дитрих не преминула предупредить его о корыстных намерениях Полетт, которую, по мнению Марлен, интересовала лишь дорогая коллекция предметов искусства, принадлежавшая писателю. В ответ Ремарк предложил Дитрих выйти за него замуж, и, получив отказ, в 1958 году женился на Годдар.
Мрачный взгляд на жизнь, которым Ремарк был обязан отношениям с Дитрих, сменил вновь обретенный им вкус к жизни, а вместо дневника, в котором он описывал свою депрессию, он теперь сочинял романтические письма жене, которые заканчивал словами: "Твой вечный трубадур, муж и поклонник". Рядом с Полетт Ремарк, наконец, смог плодотворно работать и посвятил ей романы "Черный обелиск" и "Время жить и время умирать".
Ремарк умер в 1970 году. Три главные женщины в его жизни пережили писателя, но даже после его смерти они не перестали соперничать: цветы, которые Дитрих прислала на похороны, Полетт Годдар так и не положила на могилу мужа.
Читайте также: