Анклавы вадима панова вирус забвения
Книгу Вирус забвения - Вадим Панов читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!
Книга Вирус забвения - Вадим Панов читать онлайн бесплатно без регистрации
-
Содержание
Глава | Стр. |
* * * | 1 |
Глава перваяДве недели назад | 2 |
2 | 5 |
3 | 8 |
4 | 11 |
5 | 14 |
Глава втораяДва месяца назад | 18 |
2 | 21 |
3 | 23 |
4 | 24 |
5 | 26 |
6 | 28 |
7 | 30 |
Глава третьяСейчас | 34 |
2 | 36 |
3 | 38 |
4 | 41 |
5 | 44 |
Глава четвертаяОдну неделю назад | 49 |
2 | 51 |
3 | 53 |
4 | 55 |
5 | 58 |
6 | 61 |
7 | 63 |
Глава пятаяСейчас | 68 |
2 | 71 |
3 | 73 |
4 | 75 |
5 | 78 |
6 | 80 |
7 | 82 |
8 | 84 |
Глава шестаяГод назад | 87 |
2 | 88 |
3 | 91 |
4 | 93 |
Глава седьмаяСейчас | 95 |
2 | 96 |
3 | 98 |
4 | 99 |
5 | 100 |
7 | 102 |
ЭпилогСутки спустя | 109 |
Лишь почитая богов и
Люди забывают по необходимости, а не по желанию.
Лохлан повертел головой, стараясь рассмотреть как можно больше из того, что его окружало. Стулья, стол, какие-то планшеты – все предметы проступали сквозь пелену яркого света, источник которого обнаружился прямо перед лицом. Обычная настольная лампа, только плафон почему-то повернут так, чтобы светить Лохлану в глаза.
Голова кружится и плохо соображает. Кажется, что после хорошей попойки, но память не отзывается – судя по всему, выпить здесь никто не предлагал.
– Вроде бы очнулся, – послышался голос из-за пелены света.
– Ты с дозой не ошибся? – спросил другой.
Оба говорящих – мужчины, но Лохлану никого не видно, они прячутся в полумраке.
– Нет, все нормально. Сейчас немного очухается, и можешь начинать.
Странно, с кем они разговаривают? Лохлан помотал головой, надеясь добиться от нее более связных мыслей, но достиг лишь приступа головокружения и тошноты.
– Я… х…р…то… – попытка начать разговор не увенчалась успехом. Во рту пересохло, язык прилип к небу и, казалось, распух, сделавшись ленивым и неповоротливым. – Пи-и-ить, – одними губами прошелестел Лохлан.
– Нормально все, – уверенно заявил тот, что предлагал начинать.
– Как ваше имя? – Второй голос говорил тихо и даже как-то устало.
Лохлану это показалось странным – он ожидал крика.
– Лохлан Флетт, – услышал он собственный голос еще до того, как понял, что вообще что-то сказал. Очень знакомое ощущение, вот только откуда?
Свет, бьющий в глаза, исчез так стремительно, что Лохлан на мгновение успел испугаться, что лишился зрения. Что-то с ним было не так, чувства обострились, будто кто-то неведомый оголил все нервные окончания. И страшно хотелось пить. Невыносимо – наверное, так в аду черти мучают грешников.
– Что. – начал один из мужчин, сидевших за столом, но Лохлан не дал ему договорить.
Глаза начали привыкать к царившему в комнате полумраку. Мужчин было двое, и голосов – тоже, никто не наблюдал за беседой, все участвовали. Один крупный, с коротким ежиком волос соломенного цвета и в слегка блестящем костюме, усиленно тер массивный подбородок потной ладонью. На его лице написана высшая степень недовольства и нетерпения, он спешит и, похоже, не верит в успех. Знать бы еще – в успех чего.
Второй – полная противоположность первому: маленький, худой до болезненности, с тщательно уложенными темными (возможно, черными – в полумраке не разобрать) волосами, падающими на лоб, в черной рубашке с расстегнутым воротником. Его глаза неотрывно следили за Лохланом, за все время, что Флетт смотрел на него, темноволосый ни разу не моргнул, руки, подпирающие острый подбородок, оставались неподвижными. Он олицетворял собой интерес и внимание, ему, в отличие от напарника, как будто спешить было некуда.
– Дай ему воды, – несколько раз дернувшись, но так и не оторвав задницу от стула, сказал светловолосый здоровяк. – Пусть уже расскажет побыстрей и…
Что же так пить-то хочется? Сколько он уже здесь – по ощущениям, так пару дней маковой росинки во рту не держал, никак не меньше.
– Что вы делали на площади, перед Замком? – Казалось, что темноволосый не разговор ведет, а просто читает с глазных наноэкранов список вопросов, написанный кем-то другим.
Лохлан не успел подумать над ответом. Еще до того как в голове появились мысли и хоть какие-то связные воспоминания насчет площади, он услышал собственный голос, говорящий твердо и уверенно. Слова получались грубыми и резкими, но это, понял Лохлан, из-за того, что горло совсем пересохло.
– Какого рода сообщение вас интересовало? – Между полученным ответом и следующим вопросом не было даже секундной паузы.
О какой покупке? Что он такое говорит? Лохлану стало не по себе. Возможно, если бы не так сильно хотелось пить, он смог бы оценить ситуацию, а так… Нет, пить хотелось просто невыносимо. Лохлан сглотнул, стараясь произвести это действие максимально шумно, чтобы разжалобить своих мучителей, но ничего не вышло – во рту не было ни капли слюны, и пересохшее горло лишь беззвучно дернулось, добавив неприятных ощущений.
– Вы покупали что-то?
Покупал, продавал… Никакой разницы, сейчас Лохлан продал бы что угодно, лишь бы ему дали глоток воды.
– Что вы продавали?
Хороший вопрос. Что за книга могла у него быть? Лохлан вообще сомневался, что может иметь хоть малейшую причастность к торговле книгами. Но ведь он так сказал темноволосому, он сам сказал, что продавал книгу. Что, черт возьми, он такое мелет?
– Дай ему воды, – сказал темноволосый блондину.
Тот нетерпеливо вскочил, сделал пару шагов куда-то направо, в полумрак, полностью исчезнув из поля зрения Лохлана. Оттуда послышались звуки льющейся воды. Флетт весь обратился в слух, предвкушая, как в его растрескавшееся, словно пересушенная суховеем земля, горло польется то, что издает чарующие звуки.
Вирус забвения
Язык написания: русский
- Жанры/поджанры: Фантастика( Киберпанк | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля)( Европа( Северная | Западная ) )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 368
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2752 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)
Доступность в электронном виде:
Информация. Информация остаётся важным звеном в мировом господстве. После катастрофы проблемы с её защитой стали проблемой множества анклавов. Создание своего защитного механизма или новые технологии Наукома? Вопрос ещё висит в воздухе. счета, деньги, документы, информация о людях — борьба за каждую часть господства ещё не окончена.
А главный герой Лохлан Флетт страдает проблемами с памятью, живёт без прошлого, да ещё и попал в историю из-за книги, которая была обнаружена на Пустыре. Бумажная книга, цена которой — возможно чья-то жизнь. Кто он — неизвестно. До поры, до времени.
На сегодняшний день эту книгу можно считать самой близкой к оригинальным Анклавам. Любители творчества Панова узнают все характерные черты, внимание к элементам, параллельность некоторых сюжетных линий при одной главной. Может даже показаться что этот текст Вадим Юрьевич сам стилизовал под свои произведения. Но, конечно, это лишь кажется. Виталию Абояну спасибо за такую книгу. Надеюсь, это не конец его произведениям по Анклавам. Хочется и в будущем ещё читать об этом мире.
На мой взгляд, отличная книга. В ней есть какой-то тонкое ощущение именно пановских, оригинальных анклавов — лично я как будто вернулась в старый полюбившийся мир. Абоян очень старается, едва ли не цитатами из Вадима описывает и сами Анклавы, и Традиции, и ломщиков. Использует он и манеру Пановского построения сюжета, композицию — много небольших эпизодов, из которых складывается общая картина. Правда, плюс к этому Абоян страдает неизживающей себя тягой к хаосу — многие замечали по первой его книге, что повествование у него постоянно прыгает, читателя мотает не только от одного героя к другому, но еще и из одного времени в другое. Здесь — ровно то же самое. Вот то, что происходит сейчас, дальше — ретро на 2 недели, дальше — ретро на неделю, снова сейчас, а потом — опять ретро, три дня назад. Конечно, запутывает это порядком, поэтому лично я старалась вчитываться в детали повнимательнее и хорошенько запоминать имена и названия. (я даже нарочно возвращалась, чтобы что-то уточнить :wink: )Это на самом деле важно, чтобы на равных с Абояном разматывать отчасти даже детективную цепочку сюжета.
А вообще сюжет сначала довольно прост. Лохлан находит книгу одной из Традиций, на которую сразу же отыскиваются охотники и покупатели (ха, а они уверены, что Лохлан не забудет, куда она эту книгу дел и вообще вспомнит, где назначил встречу! :biggrin: ) А параллельно вот-вот взорвется Эдинбургский анклав. Кстати, вот бунт Панов, безусловно, описывает лучше — масштабнее, динамичнее. Здесь Абояну еще есть чему поучиться у мэтра.
После того, как я прочитал пять книг основного цикла, меня не оставляло ощущение незавершенности серии и очень хотелось еще раз окунуться в мир анклавов и верхолазов. Неожиданные новости о свободном продолжении цикла вызвали поначалу негативную реакцию, так как авторы для меня были неизвестны и не особо верилось, что кому-то удастся повторить успех Панова и написать по-настоящему стоящие произведения, к счастью мои опасения не подтвердились.
Виталий Абоян написал уже вторую книгу по миру Анклавов, между собой они ничем не связаны и каждую можно читать в произвольном порядке, связывает их одно — Традиции, Анклавы, Государства, Сеть и Катаклизм. В этой истории нас ждут приключения в Западной Европе, а точнее в анклаве Эдинбург, в котором после катастрофы осталось некое подобие централизованной власти безов и их хозяев.
Главный герой ничего не помнит из своей прошлой жизни, у него есть только обрывочные воспоминания, которые появляются время от времени. Единственное, что он помнит хорошо — книга Мутабор, все остальное периодически забывается и заново вспоминается, никакой конкретной цели нет.
Автор продумал все до мельчайших подробностей, множество действующих лиц и у каждого есть своя задача, кто-то хочет сменить власть в анклаве, а кому-то очень надо завладеть книгой храмовников и воспользоваться их знаниями в своих целях. В книге нет провисающих моментов, все начиная от начала и до конца наполнено смыслом, действие не прекращается ни на секунду, причем все вписывается в необходимые для сюжета рамки.
Главный герой – всегда так получается, что ГГ, самый хорошо и продуманно выписанный персонаж. Лохлан Флетт – не исключение. Его линия в романе самая захватывающая. Он напоминает этакую неваляшку, которая в самой гуще событий перемещается, не зная четко, куда ее забросит через час нелегкая. Но всегда выживающая. Вот здесь – БРАВО! Наверное, именно так бы все и произошло с подобным персонажем в том непонятном мире, где происходящие события просто накатываются одно на другое, как волны в море. И Флетт чертовски удачлив, хотя ни разу об этом не задумался. Самый симпатичный персонаж.
Город. Понятно, что действие должно происходить во множестве локаций, однако анклав Эдинбург со всеми его вытекающими кажется больше фоновым явлением – я все равно слабо представил себе город во всей красе.
Ну а теперь посерьезней.
Прочитав предыдущие отзывы, постараюсь удержаться от категоричных высказываний (все таки на вкус и цвет товарищей нет:)). Пожалуй, действительно все продумано, прорисовано итд итп. Но мне лично эта книга понравилась меньше всех из 4-х прочитанных мною продолжений Анклавов,
Первая сотня страниц вообще муть. Скучно и нудно. Невнятные описания жизни чувака с прорехами памяти и нудные описания Эдинбурга. Затем, правда, становится повеселее. Но и то лишь эпизодически.
По сути, реально хорошо и интересно только то, что касается бунта (подготовка, сам бунт во всех его аспектах, то что было затем). А всё остальное, то есть катавасия Флетта с его памятью и найденной книгой — откровенная муть, и этой мути более половины книги.
Нелиненйный сюжет + пресыщение описаловами скучным языком сыграли в восприятии книги читателем просто отвратительную роль.
А надо ли упоминать какой человек (изначально, о чём становится известно в конце романа) получил в руки эту книгу? Не просто неправдоподобно, а бред. Как ни отнимай память у ботаника, это не сделает его убийцей-виртуозом, специалистом по выживаю в трущобах и т.д. Бред.
Надоело критиковать. Так можно всю книгу пересказать, тыкая в слабые и бредовые места.
Лично я романы Абояна более покупать не буду.
Ни шиша не понимаю в литературном киберпанке. Да и в киношном тоже. Вот в аниме сразу могу сказать: "Призрак. " = киберпанк. И дело вовсе не в том, что мне тупо нравится Майор. Дело в целом и в частностях.
Скорее всего, что киберпанк просто не мой жанр, если он совсем кибер. Если нет. тут по-другому.
Так же мне никогда не нравились книги Панова. Ни очень, очень и очень популярный "Тайный Город", не стимпанковский "Герметикон". Пока в руки не попала первая книга историй Анклавов, "Московский клуб".
Сейчас весь цикл стоит на полке стеллажа. Вместе с двумя книгами Точинова и его же "Мертвыми звездами", которые кажутся ни чем иным, как предысторией. Норечь не о них. Речь про Анклавы.
Прописанный мир, чьи понятия и аббревиатуры понимаешь очень быстро. Крайне жестокая и справедливая логика Будущего. Здесь нет места толерантности старушки Европы. Здесь ее просто нет. Есть Европейский Исламский Союз. Здесь WASP-ы США стали меньшинством и живут в почти резервациях, поглощенные афроамериканцами, мексиканцами и отчасти китайцами. Великая Поднебесная КНР давно оттяпала Дальний Восток и кусок Сибири и сдерживает ее только фонящие и выженные территории Ядерного Креста. А столицей России является СПб. А вот вместо Мск есть Анклав Москва.
Закрытая территория, где всем управляют "верхолазы", владельцы и элитные сотрудники Корпораций, где Анклав поделен на территории по национальностям и религиям, где все завязано на высоких технологиях и нефтяном голоде, где еда дешева и ненастояща, а вода проходит полный цикл очистки, где количество жителей Анклава достигает сорока миллионов человек, где плетутся интриги ради высоких научных достижений и шпионы корпораций, государств и других Анклавов лего затеют политический бунт. И над всем этим есть московский отдел Службы Безопасности Анклавов во главе с Мертвым, т.е доктором Максимилианом Кауфманом.
Это если коротко. Если полноформатно, то места и времени нужно куда больше.
Здесь много сюжетных линий. Это не книга на раз, не книга для сюжета в стиле кровькишкираспидорасило или ахмоякоролеваувашихноглобызаюбожественнуювашукожу. Хотя здесь в достатки и крови и страсти. Здесь есть все, порой откровенно, порой завуалировано, порой только крохотными набросками-штрихами.
Здесь много героев. И найти своего просто. Будь то ломщик-хакер Чайка или капитан спецназа Эмира Го, странный и страшный не-человек Хасим Банум, юная и очень открытая, умная, слабая и сильная Петра, черенки-бандиты, прописанные очень умело, байкры-свамперы, нужные статистами, но такие живые. Кто стал важным для меня из сонма персонажей?
Грегуар Слоновски. Руководитель отдела прямых переговоров, лучший оперативник Мертвого.
Генерал Ляо, появляющийся крайне редко и становящийся просто необходимым.
Петра Кронцл, без которой книга стала бы насколько-то, но пустой.
И Олово. Олово просто стал моим любимым персонажем.
Но самым главным персонажем, полюбившимся мне, как читателю, стал Анклав.
Панов смог создать достоверный и яркий мир. Здесь есть трущобы, элитные районы, таинственный Мутабор, совершенно явственные небоскребы и транспортные средства, мотивацию и странную, фантастическую и очень настоящую жизнь. В которой есть место чипам-балалайкам, вживляевым в тело, мобилям только на электричестве, трансерам-людям, превращаемым в русалок и котов, генаврам, тем же трансерам, но созданным не на потеху, а для боя и много-многое другое.
В том и суть, что сказать можно много. Вернее, написать. Но куда лучше - просто прочесть.
Больше Pro разно-интересное кликать сюда
DIXI
Комментарии:
Читала "Тайный город" Панова. очень понравилось..книг 8 прочла с удовольствием, но потом пошло на спад и начала давиться, но упорно пыталась дойти "до конца. Где-то на середине 14-ой я поняла, что такое смертельный передоз. с тех пор Панова боюсь) хотя эта книга и вызывает интерес.
Кстати, Вы ведь слышали, о выходе фильма "Призрак в доспехах"? Правда, кажется мне, что даже сама мысль о нем уже вызвала слишком много негатива у фанатов аниме)
В ветке 3 Комментариев. Показать
Последний комментарий в ветке:
Дмитрий Манасыпов, Вот и я так думаю. Может, если бы не видела аниме, то фильм бы хорошо пошел. А так. Но все равно посмотрю, чтобы побухтеть потом))
Мне понравилась 2я книга, после неё 3я пошла на спад, 4я вообще не зашла. 5ю так и не прочитала.
Последний комментарий в ветке:
Мишель Подымски, ну, тут дело вкуса)
В начале 2020 года человечество столкнулось сразу с несколькими угрозами. Возможное столкновение между США и Ираном на Ближнем Востоке, который и без того охвачен войной, кризис Евросоюза, из которого выходит Великобритания. А в конце января список пополнил новый коронавирус 2019-nCoV, от которого люди начали массово болеть пневмонией и умирать. Вирус был обнаружен в китайском городе Ухань, но, несмотря на принятые властями КНР меры, быстро вышел за его пределы. На начало февраля зарегистрировано более десяти тысяч случаев заболевания, вызванного этим вирусом, причем не только в Китае, но и ещё в двадцати с лишним странах. Умерло более двухсот человек. Правда, примерно столько же смогли справиться с болезнью и выздороветь. Но ученые и врачи по всему миру бьют тревогу, власти закрывают транспортное сообщение с Китаем и эвакуируют своих граждан, а Всемирная организация здравоохранения назвала эту вспышку заболеваний чрезвычайной ситуацией мирового значения.
Вадим Панов: Если честно, вирус в книге не главное. Я писал про то, что может случиться с человечеством в недалеком будущем, если встанет проблема перенаселения, с которой люди не смогут справиться. В моем варианте с проблемой не справились: людей очень много, они просто проедают ресурсы, которые не успевают восстановиться. И мои герои увидели два способа решения проблемы: ничего не делать, и тогда через какое-то время начнутся голодные бунты и война всех против всех за еду и воду, или, если говорить дипломатично, уменьшить число потребителей ресурсов. Вот тогда-то и появилась людоедская идея — устроить пандемию.
— То есть вирус всё же распространяется не по вашему сценарию?
— Но есть и худший сценарий?
— Разумеется. Представьте, что всё будет происходить очень быстро. Три дня на инкубационный период, два дня на болезнь, после которой неизбежно наступает смерть. Врачи не успеют ничего сделать. Они ничего не сделают и в том случае, если очагов заболевания будет много. В Китае сейчас локализовали один город — Ухань. А если бы китайским властям нужно было обеспечить карантин на всем своем Восточном побережье? Это невозможно.
— Многие писатели-фантасты описывали нечто подобное…
— Да, подобных историй в фантастике много, но обычно главный герой таких книг — простой человек, который сталкивается с последствиями случившегося и пытается выжить. Читатель, конечно, ассоциирует себя с этим персонажем — ведь большинство из нас, и я в том числе, скорее всего, окажется на его месте. Но я не хотел в очередной раз рассказывать про это и сделал главными героями тех, кто организовал пандемию. Мне было интересно, кто отдал приказ, кем были те, кто его выполнил и обрек на смерть миллионы и миллиарды людей. С моей точки зрения, любой человек, решившийся на такое преступление, должен в какой-то момент задуматься, что именно он делает.
— Такие люди живут среди нас?
— Ну а почему нет? Не так давно была совершенно безумная война, во время которой цивилизованные — в кавычках — народы творили такие вещи, что до сих пор волосы дыбом встают. Кто-то принял решение сбросить атомные бомбы на Японию, бомбить Минск и Дрезден. А кто-то посчитал нужным устроить блокаду Ленинграда и морить три миллиона человек голодом. Можно предположить, что их последователи есть и сейчас. Людям, конечно, хочется быть хорошими, но не у всех получается. И те, у кого не получается, думают не в рамках привычной морали. У них в голове сплошная математика: есть икс людей и игрек ресурсов. Игрек уменьшается быстрее, чем икс, и нужно сбалансировать это уравнение, чтобы цивилизация на планете продолжала существовать. Людоедская математика? Да, разумеется. Но они иначе не умеют.
— Отсюда корни у фантастики катастроф? Постапокалипсис, нашествие зомби, всемирная катастрофа? Куда делась добрая и светлая фантастика середины XX века?
— Понимаете, самая оптимистическая фантастика появилась после Второй мировой войны — причем и у нас, и на Западе. Люди, которые прошли через эту грандиозную мясорубку, не верили, что у кого-то хватит скотства повторить её, и они описывали нормальное будущее. Конечно, Иван Ефремов описывал это будущее по-своему, а Клиффорд Саймак — по-своему. Но в их книгах был одинаковый положительный заряд, и они писали не фантазию, а прогноз будущего. Они серьёзно думали, что будут колонизировать в первую очередь Венеру или Марс. Это было принципиально другое общество, не имеющее никакого отношения к обществу нынешнему. Например, в западной фантастике обычно речь шла о периоде первоначального накопления капитала, когда любой человек мог придумать что-либо, например, пишущую машинку, и стать миллионером.
— То есть время активного использования социальных лифтов?
— Да, успеха через использование своей головы, своих способностей. Это было прошлое, конец XIX века или начало XX века, и из этого прошлого фантасты перебрасывали мостик в будущее. А потом в их книгах, как и в жизни, появились злые корпорации, капитализм стал другим — и фантастика стала другой. Такое развитие общества нормально, но в итоге технический прогресс замедлился, и сейчас мы пользуемся наработками середины XX века.
— По технике — возможно, но генетика и биология точно развиваются…
— Да, это так. Но это жизненно необходимое развитие. Исследования в генетике, химии или биологии позволяют многим людям нормально питаться. Правда, изучая генетику, мы также изучаем и боевые вирусы, которые, к примеру, можно запрограммировать на цвет глаз или волос. Вспомните: большинство открытий были сделаны сначала для применения в армии и лишь потом переданы гражданским. И мне кажется, военные заинтересованы в работах по исследованию генетического кода и финансируют их.
— Но масштабных эпидемий не было с 1920-х, когда испанка совпала с войной и переделом Европы. Стоит ли верить в подобные заговоры?
— В какой-то момент большой проблемой был СПИД, но он передается очень специфическим путем, и его смогли приостановить — оказалось, достаточно приучить людей к простейшей гигиене и рассказать им об элементарных способах предохранения. То же самое и с лихорадкой Эбола. С другой стороны, каждый год в мире полмиллиона человек умирают от привычного гриппа. Но вы правы — больших эпидемий не было, в том числе и потому, что не было ничего такого, что легко передается от человека к человеку и быстро убивает. Но, надеюсь, природа подобного придумать не сможет, и если такая болезнь появится, то она наверняка будет искусственного происхождения. Но если выяснится, что вирус был разработан, могут вмешаться те люди, которые принимают решение, например, о запуске ядерного оружия.
— Почему же тогда появляются теории искусственного происхождения китайского коронавируса?
— В случае с коронавирусом из Китая мы находимся в информационном вакууме, и это множит конспирологические теории. Появляются предположения, что его разработали в военной лаборатории — или не в военной, но тоже лаборатории. Или кто-то добрый в рамках торговой войны немного подгадил партнерам по переговорам, чтобы те были посговорчивее. Кстати, отсутствие информации о тех, кто несет ответственность за распространение вируса, — основное отличие ситуации в Китае от того, что происходит в моей книге.
— Конечно, не хочется верить в подобное, как и в то, что некоторые люди уже разрабатывают подобное оружие. Как думаете, если вирусы у военных есть, почему они их до сих пор ни разу не применили?
— Любой вирус, выпущенный на свободу, начинает мутировать, и приготовленная разработчиками вакцина вскоре перестанет работать. А оружие, от которого нельзя защититься (как в рассказе Шекли), никому не нужно. Именно поэтому мы до сих пор не живем на радиоактивном шарике: все понимают, что в случае запуска одной ракеты начнется такое, что достанется всем. Думаю, отсутствие гарантированной защиты сдерживает не только ядерный конфликт, но и атаку с помощью боевых вирусов.
— А есть какие-то способы предотвращения подобного? Как заставить потенциальных злодеев отказаться от своих планов?
07.04.2020 в 18:23, просмотров: 4870
— Уж точно не репетицией. По той простой причине, что апокалипсиса, по крайней мере в том виде, в котором, с подачи писателей и сценаристов, его представляет широкая публика, точно не планируется. Забудьте про Судный день и прочие способы массового, а главное — одномоментного истребления людей: никто не собирается превращать планету в радиоактивный астероид, лишенный атмосферы и минимально комфортных условий. Забудьте о классических, если можно так выразиться, пандемиях: страшных в своих проявлениях, но быстрых, на один-три месяца, — жизнь оказалась скучнее.
Вирус, убив за полгода меньше людей, чем в месяц погибает от ВИЧ, показал себя великолепным инструментом глобального воздействия. Не сам по себе, разумеется, а в связке с медиа, которые сделали все, чтобы раздуть пришествие COVID-19 до невиданных масштабов. Он обрушил мировую экономику, финансы, транспорт… Все это сделал вирус. То есть — никто. Миллиарды людей станут беднее, чем были, потеряют сбережения и работу, а виноват в этом будет… Никто. Вирус. Стихийное, так сказать, бедствие.
Вы можете осознать происходящее? Вы понимаете, что теперь можно решить любую проблему и не понести никакой ответственности, потому что во всем окажется виноват вирус? Добро пожаловать в новый мир — без всяких репетиций…
— Образ будущего — один из излюбленных сюжетов и в кино, и в литературе. Какие фильмы и книги, на ваш взгляд, лучше всего могут описать нашу реальность?
— Как вы воспринимаете случившийся карантин, чем занимаетесь?
— Наверное, я оказался одним из самых подготовленных к карантину людей, поскольку двадцать предыдущих лет работал в основном дома и не замечаю сильных изменений. Новый фактор — постоянное присутствие дома родных, однако в этом есть плюс: повседневная жизнь быстра, у всех членов семьи полно своих дел, побыть вместе получается не всегда, и я с удовольствием использую предоставленную возможность для простого человеческого общения… В конце концов, кто знает, когда нас еще запрут в доме.
— Насколько пандемия — благотворное время для писателя-фантаста?
— Тайный город изменится не сильно — в конце концов, его обитателям доводилось переживать и более серьезные катаклизмы. Что же касается больших городов, то я не согласен с появившейся сейчас теорией, что они обречены, — совсем наоборот: в ближайшее время крупные города переживут подъем, и те из них, которые еще не превратились в полноценные агломерации, станут ими. Ведь города — это не только скученное население, но и быстрый доступ к медицинской помощи, а также высокие мобилизационные возможности. Города легко закрыть на карантин — проще, чем огромные территории, — и не очень трудно контролировать, особенно современными средствами. Люди, собранные в города, управляемы и зависимы, ведь их легко лишить жизненно необходимых ресурсов, а значит, никто их, то есть — нас, из городов не выпустит. Впрочем, мы и сами не уедем. В далеком прошлом города были символом свободы, люди бежали в них, надеясь вырваться из-под власти феодалов. Предполагаю, что сейчас города превратят в символ выживания. С помощью медиа.
— Это лишь один из возможных вариантов развития, который наступит только в том случае, если основные государственные институты, причем не в одной стране, а в основных странах планеты, по тем или иным причинам не выдержат давления и обрушатся. Причиной может стать что угодно, в том числе — пандемия смертельно опасного заболевания.
Тем не менее корпоративное будущее возможно, однако оказаться в нем мне бы не хотелось.
— По вашим книгам придуманы компьютерные игры. Виртуальный мир сегодня заполняет все большее пространство. А если бы вы сами создавали компьютерную игру о нашем времени, какая бы она была?
— Очень интересный вопрос! В первую очередь в голову приходят игры в стиле квест, поскольку вся наша жизнь представляет собой поиск — мы ищем предметы, знания, сокровища, самих себя; мы перманентно ищем новое: кто-то — новое слово, кто-то — новую технологию, кто-то — новое развлечение. Но игры в этом стиле чересчур мягкие, чтобы точно соответствовать нашему времени. Затем я подумал о раннерах — мобильных играх, в которых игрок бессмысленно бежит в ожидании закономерного финала, коим является проигрыш. Ведь бежать бесконечно попросту невозможно. Раннеры тоже напоминают нашу жизнь, однако я бы не стал создавать игру такого типа: меня смущает отсутствие надежды. Считайте меня романтиком, но меня не устраивает предсказуемый финал, и потому я голосую за игру с открытым миром, в котором участникам позволено проявить хоть какую-то свободу выбора. В этом мире обязательно будут чудеса, но творить их должны игроки.
— В ваших романах также возникает тема хаоса, который сегодня только нарастает. Как, по-вашему, можно ему противостоять?
— Хаос — это не всеобщая анархия и мародерство, как опять же нам известно из книг и фильмов; хаос — это отсутствие закона. То есть либо отсутствие государственных институтов, либо их чудовищная слабость, как это было в России в девяностых годах прошлого столетия. Хаос лечится порядком, и только порядком: сильной властью, заинтересованной в создании и поддержании законов — одинаковых для всех граждан правил игры. Другого лекарства, увы, не придумано.
Читайте также: