Что говорит церковь о вирусе
Во всем мире приняты беспрецедентные меры по борьбе с пандемией коронавируса, которые затронули, в том числе, и Церковь. Так, в некоторых странах в это особое великопостное время под запретом оказалось само общественное богослужение. Священноначалие Русской Православной Церкви приняло особую Инструкцию в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, которая поможет сохранить храмы открытыми. Мы попросили священников, имеющих медицинское образование, рассказать о мерах — физических и духовных — противодействия новой заразе.
Пусть люди молятся,
а не думают о том, как бы им не заразиться
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии, директор гимназии преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде:
Иеромонах Тихон (Зимин) — Ситуация беспрецедентная. Такого еще не было. Параллельно с эпидемиологической обстановкой, безусловно, активизировался информационный фронт: кто-то явно желает, воспользовавшись ситуацией, спровоцировать массовое замешательство или, может быть, проверить, насколько люди внушаемы. Такое ощущение, как будто какой-то сценарий в мировой масштабе (возможно, просто параллельно пандемии) отрабатывается. Надо сохранять трезвение. При тщательном соблюдении санитарных требований надо усилить и внутреннюю гигиену души. Не утопать в новостях, не поддаваться массовому гипнозу.
Хотя в нашей стране карантин введен все же по упреждающему сценарию. Все, кто приезжают из очагов заражения, изолируются. Многое делается.
По своим прихожанам я вижу, что люди спокойны. Приходя в храм, они чувствуют себя защищенными. У нас просто небольшой приход, мы как семья — все друг у друга на виду. Я не вижу, чтобы кто-то был болен, да и это бы сразу стало известно.
Сложнее, конечно, на больших городских приходах. Тут меры просто необходимы. Люди приходят в храм для молитвы — пусть они молятся, а не думают о том, как бы им не заразиться. Об исключении рисков надо заранее начальствующим и сотрудникам храма позаботиться — для этого Священным Синодом и была утверждена соответствующая Инструкция. Понятно, что есть те, у кого и молитва, и упование, и здоровье крепки. Но Церковь обо всех печется, и это в духе апостольских наставлений (Рим. 14: 1 и др.). И мы должны думать не только каждый о себе, но и о других.
Церковь призвана идти царским путем, мы во всем ищем золотую середину. Предотвращая распространение инфекции, дезинфицируем и вирусы разногласий между людьми. О ком-то родители, близкие переживают — профилактические меры и их успокоят.
С другой стороны, нельзя, конечно, переусердствовать. Не должно быть в храме атмосферы какого-то госпиталя с усиленной химзащитой. Всё должно быть на своих местах. И тогда Бог всё управит. Надеемся на Господа.
Вот вам и Великий пост
Протоиерей Михаил Капчиц, настоятель храма Московской Патриархии в честь святителя Николая Чудотворца в городе Бейонн, штат Нью-Джерси, США, врач по светской профессии:
Протоиерей Михаил Капчиц — Лучше соблюдать предписанные меры, чем лишиться возможности всем вместе собираться на богослужение. У нас на прошлой неделе в Америке вообще храмы позакрывали. Не везде, правда. В Нью-Йорке просто ограничили число прихожан, которые могут за раз прийти (до 50 человек). Службы, конечно, будут продолжаться везде, но где-то, видимо, за закрытыми дверями. Я специально звонил в мэрию, у нас в храмах власти разрешили пока только отпевать. Мы еще не знаем, как будем выходить из этого положения. Но будем.
Понятно, что враг рода человеческого любую ситуацию всегда пытается использовать, чтобы навредить Церкви Христовой. Когда-то под прикрытием требований санэпидстанций советская власть запрещала крестить при храмах полным погружением. Сейчас определенные силы явно стараются посеять страх, панику, может быть, даже вражду, подозрительность.
Наоборот беда должна нас всех сплотить. Господь утешает, новости пугают. Лучше слушать Господа, а не новости. Побольше читать Священное Писание.
Усилить молитву. Мы и молебны служим. Люди у нас сразу организовались, читают молитву по соглашению, акафисты Матери Божией, святителю Николаю.
С духовной точки зрения, всё, что ни происходит, — милость Божия. Смотрите: закрыли же и все клубы, бары, увеселительные учреждения. Вот вам и Великий пост! Когда начинают роптать, обвинять всех вокруг — это просто идут на поводу у врага. Тот, кто молится, во всем видит руку Божию.
Будучи по своей светской профессии врачом, понимаю: коронавирус особо контагиозен (заразен). Меры предосторожности, безусловно, нужны. Надо быть аккуратными. Болезнь есть. Ее много. Она распространяется. Нельзя хорохориться: мол, шапками закидаем. Когда у нас храмы были еще открыты, я запретил людям с симптомами простудного заболевания приходить на службы.
Как найти правильный баланс между предусмотрительностью и мнительностью? Молиться. Господь подскажет.
В Америке люди перепуганы. Уже более 400 смертей. Заболели порядка 30 тысяч. Следующие несколько месяцев динамику не удастся переломить, этого никто не скрывает. Те меры, которые сейчас предпринимаются светскими властями и предписываются Священноначалием, — вынужденные действия.
Помню, у отца Валериана Кречетова в Акулово мы, тогда еще советская молодежь, такой хороший мужской хор организовали. Все уже, считай, спелись. А батюшка нам и говорит:
— Братия, вы, конечно, молодцы, но я еще послужить здесь хочу (раньше за такое власти настоятеля сразу же с данного прихода переводили — Ред.).
Мужество и благодушие должны быть неразлучны. Если чего-то сейчас нельзя — ничего страшного: всегда есть масса других возможностей. А потом — раз! — Господь и эту дверь открывает. Всего-то и надо было потерпеть немножко.
К этой пандемии надо отнестись очень серьезно,
но никакой паники быть не должно
Иерей Алексий Тимаков, настоятель храма святителя Николая при Центре борьбы с туберкулезом (Москва), 18 лет проработал сначала на скорой помощи, в реанимации и анестезиологии:
Иерей Алексий Тимаков — Мы имеем дело с пока не изученным вирусом. Неизвестно, как он себя поведет, как будет распространяться заболевание, в какой степени и когда оно начнёт угасать. Обычно вирусная инфекция имеет такую динамику: 4 недели подъем, 4 недели спад — в итоге за два месяца всё проходит. Пока этот сценарий в данной ситуации не работает. Поэтому к этой пандемии надо отнестись очень даже серьезно.
Но никакой паники быть не должно. То, что творится в Италии, это из ряда вон выходящее. Судя по всему, страна оказалась совершенно не готова к испытанию. Я не знаю, как у нас всё будет дальше развиваться. Но пока наши эпидемиологи действуют очень профессионально. Работа поставлена хорошо. Выделены специальные больницы, где выявляют заболевших. В больницу в Коммунарке госпитализируют пациентов с подтверждённым диагнозом коронавируса. Главврач этой больницы Денис Проценко прекрасно погружён в проблему и обстоятельно освещает все происходящее.
По своей светской специальности я врач, окончил медицинский институт, всего в медицине проработал 18 лет: сначала на скорой помощи, затем в реанимации и анестезиологии. Хорошо понимаю, что такое вирусные и инфекционные заболевания, как они передаются. Если бы через Святые Дары можно было бы заразиться, то я бы уже точно с вами сейчас не говорил. Искренне верю, что в чаше — огонь любви Христовой, попаляющий всякую скверну.
Современная практика причастия сложилась около 1700 лет назад, со времен святителя Иоанна Златоуста: именно он предложил использовать лжицу (специальную ложечку). И кто только за эти уже почти два тысячелетия не подходил к чаше! И в любые эпидемии батюшки народ причащали, а потом сами потребляли Святые Дары. Да если бы можно было от этого заразиться, то священники уже давно бы перестали существовать.
Я вспоминаю 1970-е годы, когда храмов было раз-два и обчелся. В те, что были открыты, народа набивалось битком. Мой отец служил тогда в храме святителя Николая в Кузнецах, там Великим постом собиралось до 1500 причастников. Вот выходят к ним с чашами два-три иерея, и по полтысячи причастников к каждому выстраивается очередь. Всех причащают, а потом потребляют Святые Дары. И ни разу не помню, чтобы кто-то из священников подхватил какую-то инфекцию. А что, разве среди всех причастников не было больных? Разумеется, были.
Сейчас вышло распоряжение Священноначалия о необходимости выполнения противоэпидемиологических мер, предписанных органами здравоохранения, например, обрабатывать лжицу перед причащением каждого следующего человека. Исполняем: окунаем в кипяток, протираем спиртом. Мы это делаем добросовестно, в том числе, чтобы успокоить общество. При Соборовании каждого помазываем отдельной ватной палочкой.
Если бы кто-то когда-то подсчитал статистику, сколько священников или причащающихся прихожан заболело, — было бы интересно посмотреть. Священники и сейчас в группе риска: они в постоянном контакте с людьми, в том числе с теми, кто болеет. Они их исповедуют, причащают, потребляют Дары. Многим батюшкам за 60. Господь хранит.
Никакой бравады, конечно, быть не должно. С инфекцией лучше не шутить. Если есть определенные симптомы: кашель, температура и т.д. — в храм идти нельзя, чтобы не инфицировать других. Нужно лечиться дома, а в случае необходимости вызывать врача. Я всегда всем обращающимся ко мне за медицинскими советами рекомендую прежде всего слушаться врачей. Если нет доверия к доктору, эффективность лечения резко снижается.
Надо бы нам также помнить, что напасть попущена не просто так. Ниневитянам в оное время предрекалась гибель. Ан, явился пророк Иона, они послушали его, принесли покаяние — и беда отошла. Думаю, что современному человеку есть в чём каяться, тем более что время Великого поста к этому во все времена всех всегда призывает. И важно помнить, что это таинство открывает сердце человека навстречу Богу.
Вера — это главное, что есть у человека. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, вера — это то, ради чего ты живёшь и ради чего готов умереть. Когда Господь тебя призовёт — это Его дело. Я вполне отдаю себе отчет, что я могу заболеть как коронавирусной инфекцией, так и какой-либо иной болезнью: в троллейбусе ли, в метро, на улице, в магазине — где угодно могу заразиться, но при этом искренне верю, что не из чаши.
А вера приводит к миру с Богом. Мир водворяется в сердце человека, и это не может не повышать сопротивляемость организма любым невзгодам.
В последнее время, Китай стал эпицентром неприятных событий. Узнав о новом коронавирусе, вспышки которого были зафиксированы в Ухани, а также количестве зараженных людей, многие люди сбегают из этой страны, как можно быстрее. Уже сейчас 250 людей умерло от вируса, а заразились болезнью более 12000 человек. Всего инфекцию обнаружили в 19 странах, в России зафиксировано 2 случая заражения коронавирусом. Некоторые люди считают коронавирус знамением свыше, проявлением гнева Божьего, как справедливого наказания за многочисленные грехи человечества. Но что же такое коронавирус на самом деле, действительно ли он является предупреждением свыше и, что говорит о заболевании официальная православная церковь стоит рассмотреть ближе.
Что такое коронавирус – основные факты о заболевании
Коронавирусы – целое семейство вирусов, преимущественно поражающих животных, но иногда они передаются человеку. Заразившись новым коронавирусом, человек отмечает такую же симптоматику, как при гриппе, первым делом у него поднимается температура. Среди основных симптомов заболевания, вызванного китайским коронавирусом, стоит отметить следующие:
- чувство повышенной усталости и затрудненное дыхание;
- кашель и высокая температура;
- ломота в теле.
Передается вирус воздушно-капельным путем, поэтому заразиться им очень легко. Пораженные вирусом люди практически сгорают от пневмонии, но вовремя обратившись к медикам, проблему можно решить. Коронавирус 2019-nCoV считают не просто новым штаммом гриппа, а серьезной эпидемией, угрожающей человечеству. В Китае все, от мала до велика, носят медицинские маски, людей с других стран вывозят и проверяют, не выпуская из самолета, чтобы предотвратить широкое распространение заболевания по всему миру.
Для предотвращения заражения коронавирусом, стоит проводить такую же профилактику, как от обычной простуды или гриппа. Повышенная внимательность к своему здоровью поможет уберечься от плачевных последствий.
Позиция церкви относительно коронавируса
Священнослужители православной церкви уже отреагировали на последние произошедшие события, считая их знаком свыше, для всего человечества. В связи с риском заражения, многие прихожане церкви отказались принимать Причастие, но многие священники уверяют, что принимать таких радикальных шагов не стоит. Поскольку во время Божественной литургии, находящиеся в чаше хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, то даже речи не может идти о заражении коронавирусом во время Евхаристии.
Священники не отрицают того, что озабоченность последними событиями у них есть, но все же активно призывают людей приходить в церковь, молиться за предотвращение беды и исцеление. Служители церкви постоянно подчеркивают, что на все происходящее есть Воля Божья, а болезнь – это очень могущественное средство, позволяющее человеку оставить свою греховную жизнь и стать на путь истинный. В Библии четко говорится о том, что испытания, приходящие в виде болезни и поражающие тело, помогают исцелить душу человека, напомнив, что греховные радости и наслаждения, здоровье, богатство – это все не вечно, а стоит позаботиться о своей душе, чтобы постичь вечное счастье в Царстве Небесном.
Что касается позиции большинства священников, касательно нового коронавируса, то описать ее можно так:
- во время эпидемии не будет делаться ограничений в причастии, поскольку заразиться таким способом нельзя;
- священники считают эту современную болезнь, если сравнивать ее с эпидемиями прошлых веков, всего лиши небольшой неприятностью;
- причастие никогда не было и не будет причиной заражения какими-либо инфекциями;
- церковь каждый день будет активно молиться, чтобы вирус дальше не распространялся, а пораженные инфекцией люди полностью выздоровели;
- если человек все же боится заразиться коронавирусом, то он спокойно может приходить на богослужение в храм, надев медицинскую маску.
Знамение или очередной штамм вирусов, с которыми можно бороться?
Китайский коронавирус вполне можно считать знаком свыше, поскольку болезни даются человеку для того, чтобы он осознал свою греховность, покаялся и вернулся к Богоугодной жизни. Именно заболев, человек начинает задумываться о вечном, поэтому новый китайский вирус может быть дан человечеству для того, чтобы многие пришли к покаянию.
Конечно же, это хорошо, если данный инцидент заставит человека задуматься о высшем, оставить большинство своих греховных привычек и вернуться к Господу, возможно, именно для этого и появился новый вирус. Утверждать точно, знак ли это свыше или нет нельзя, но все же, паниковать и терять веру в Бога не стоит, ведь именно Творец может обратить ситуацию к лучшему и помочь человечеству спастись.
Конечно же, заметив первые симптомы вируса, нельзя думать, что все само собой пройдет, нужно сразу же обращаться к медикам, которые смогут установить точный диагноз и оказать квалифицированную помощь.
Возможно, о коронавирусе все скоро забудут, как это было с Эболой, свиным гриппом А (Н1N1), атипичной пневмонией, но предугадать будущее нельзя, поэтому стоит принимать все меры, направленные на безопасность, не забывая вести Богоугодный образ жизни, не причиняя зла ближним.
Пытаюсь разобраться (для собственного, что называется, использования) с самой животрепещущей и болезненной темой настоящего времени. И не могу не поделиться некоторыми мыслями, которые кажутся мне важными.
Думаю, что для всех, кто следит за ситуацией с распространением коронавируса в мире более или менее внимательно, очевидно, что Россию эта общая беда вряд ли каким-то чудом обойдет стороной. А если обойдет, то именно, что чудом, однако надеяться на него вряд ли стоит.
Карантин в стране, безусловно, введен, но он не носит тотальный характер — его действенность сама по себе, без соблюдения всего вышеуказанного, достаточно невысока. Например, в Сингапуре до сих пор РАБОТАЮТ ШКОЛЫ, хотя и с определенными изменениями в организации занятий, в частности, классы разделены на более мелкие группы.
НЕТ и ПОЛНОГО ЗАКРЫТИЯ ХРАМОВ различных конфессий, находящихся в стране. Введены меры ограничительного характера, но тем не менее их посещение возможно.
Можно четко видеть: УСЛОВИЯ СТРОГОГО КАРАНТИНА ОКАЗЫВАЮТСЯ РЕШИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМЫМИ ИМЕННО ТОГДА, КОГДА СОВЕРШАЮТСЯ ОШИБКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ распространения коронавируса и разрастание эпидемии приобретает неконтролируемый характер, угрожая коллапсом системе здравоохранения, унося сотни и тысячи жизней, разрушая экономику государства. Но и они в этот период сами по себе не становятся решением проблемы, принимаются исключительно вынужденным образом. А результативность борьбы с эпидемией в большей степени достигается теми же самыми способами, о которых говорилось выше и о которых напоминал не так давно в своем заявлении глава ВОЗ Гебрейесус.
Я думаю, что в любом случае с введением карантина мы обязательно столкнемся с необходимостью существенно ограничить посещение наших храмов прихожанами, особенно – пожилого возраста, у нас, скорее всего, не будет в этом отношении выбора, не говоря уже о том, что такое ограничение РАЗУМНО. Нам нужно будет продумывать, каким образом мы будем исповедовать и причащать в условиях этого ограниченного посещения людей в храме и на дому, как поддерживать связь с прихожанами посредством социальных сетей и просто – телефонного общения. И самое главное – как в этот трудный момент оставаться настоящими христианами или же – наконец становиться ими.
И это касается не только лишь необходимости не оставлять молитвенной жизни, оказавшись временно (частично или полностью) оторванными от храмового богослужения. Не только возможности посвящать в период карантина больше времени чтению духовных книг и тому же молитвенному деланию. Очень важно будет нам самим в эту пору избежать паники, уныния, но доверить себя Богу и принять от Него с верой в Его любовь все то, что будет Ему угодно попустить нам пережить, не ставя Ему никаких условий и не требуя от Него ничего. А просто – повторюсь – доверяя Его любви и премудрости.
Но так же важно будет избежать и смущения и ожесточения. Если оправдаются неблагоприятные прогнозы и мы тоже превратимся в зону бедствия, то обязательно начнется стихийный поиск и выявление виноватых. И, учитывая те настроения, которые прослеживаются уже сегодня, виноватой обязательно окажется и Церковь, и ее священноначалие и духовенство, и верующие люди, приступавшие к Таинствам и приходившие в храмы поклониться находящимся там святыням. Спрогнозировать это можно в настоящий момент, нельзя лишь сказать, каковы будут характер и масштабы этого явления. Главное другое – не отвечать на обвинения обвинениями, не приходить в растерянность и, опять же, не смущаться и не ожесточаться самим.
Испытанием станет и то разделение, которое мы наблюдаем собственно между верующими, в Церкви в настоящие дни. Поводом для него становятся самые разные вещи, но более всего – те нормы санитарно-гигиенического характера, которые мы стараемся соблюдать в храмах. Кому-то они кажутся решительно недостаточными, а кто-то, наоборот, обвиняет священноначалие в неверии и бездуховности из-за того, что они введены. Это не удивительно: болен мир, больно общество, и та его часть, которая составляет собой Церковь здесь, на земле, не является исключением. А болезни обостряются, когда наступает кризис. И нам надо постараться всеми силами этого разделения не допускать, это зависит от каждого из нас – быть терпимее и мягче, избегать вражды и озлобления, находить в себе силы прощать и принимать тех, кто думает в Церкви иначе, не так, как мы. Ведь если мы в это исключительно трудное время окажемся расколотыми на различные противоборствующие лагеря, то последствия этого будут для нас не менее катастрофичными, нежели последствия пандемии.
Мир испытывает шок, мир оказался тотально не готов к тому ужасу, которым стал для него COVID-19. Коронавирус выступил для мира своеобразным тестом на прочность и тут же со всей очевидностью выявилось, насколько он хрупок и несовершенен. Таким же тестом и такой же проверкой он послужит и для нас, христиан. Вне всякого сомнения, мы должны выполнять в этой ситуации все необходимое для того, чтобы минимизировать риск заражения, чтобы уберечь от него наших ближних, должны соблюдать все меры предосторожности, быть организованными и дисциплинированными. Должны исполнять имеющиеся у нас обязанности – настолько, насколько это возможно в новых условиях нашей жизни.
Но при всем этом мы еще обязательно должны верить. И помнить о том, что заботясь о временном, реализуя свою меру ответственности на земле, отдавая кесарево кесарю, мы все же в первую очередь призваны заботиться о вечной своей участи и отдавать Божие Богу. И, что бы ни происходило, с какими бы угрозами мы ни сталкивались, какой бы опасности ни подвергались, искать все же прежде всего Царствия Небесного. Именно это искание – Царствия Небесного прежде всего – и отличает христианина от не христианина и верующего человека от неверующего.
— Как религия во всем мире реагирует на нынешнюю пандемию?
— Во всем мире религия реагирует по-разному. В каждой религиозной традиции есть вера и есть суеверия. И этот кризис, связанный с пандемией, проявил и то, и другое. Из разных религий мы слышим советы, которые по-другому, как суеверия, расценить невозможно. Например, в буддизме, некоторые буддистские монахи в Мьянме советуют для того, чтобы исцелиться от коронавируса, есть лаймы и косточки от пальмового дерева. Где-то, например, в Индии, местные суеверы советуют чуть ли не пить мочу от коровы, которая является священным животным в Индии. А шииты лижут ограды своих святынь.
В каждой религии есть какие-то свои суеверия, но в каждой религии также раздаются здоровые голоса, голоса настоящей, не суеверной веры, которые говорят, что нужно всем быть очень осторожными и избегать этих всех суеверий, которые могут привести к дальнейшему распространению вируса.
— Давайте поговорим о православии. Как должны бы, по вашему мнению, реагировать на нынешние вызовы ответственные служители?
— Собственно говоря, эта реакция уже произошла, и мы слышали голоса практически от всех церквей. Каждая из церквей в православии, как вы знаете, — это церкви не централизованные, как в католичестве, например. В католической церкви папа римский сделал заявление, призвал к соблюдению какого-то порядка — и все следуют этому призыву. В православной церкви автокефальные церкви сами по себе, они сами принимают для себя решения.
В общем-то, есть некий общий знаменатель у всех этих решений, который достаточно разумен и который призывает всех верующих избегать прямых контактов, соблюдать социальную дистанцию. Некоторые поместные церкви даже закрыли свои храмы, как, например, Вселенский патриархат принял решение закрыть свои храмы.
— То есть допустима, условно, служба онлайн?
— Да, она практикуется сейчас. В общем-то, рекомендовано к такому режиму перевести. Многие переходят сейчас в такой режим, что служба совершается в храме, но совершается только священнослужителями, то есть с минимальным присутствием людей, с максимальной социальной дистанцией, и эти службы транслируются онлайн.
Возможна также и другая форма, когда службы могут переходить на дом. То есть из публичных помещений, каковыми являются храмы, в приватные помещения, в домашние условия.
— Пасха близится, важное для верующих причастие. И помимо этого еще всевозможные исповеди, крестины — что с этим всем делать?
— Это очень сложно. Потому что православие особенно — это религия многочисленных физических контактов. Мы любим, почитаем иконы, мы целуем иконы, мы целуем кресты. И у нас очень много, в общем-то, и в других религиях это есть, но в православии много возможностей для соприкосновения с вирусом. И все это каталогизировать и издать предписания, чего делать, а чего не делать, очень сложно, потому что много всего.
Поэтому здесь приходится надеяться на здравый смысл, на разум людей и говорить об общих принципах: избегайте максимально этих контактов с поверхностями, которые могут переносить вирусы.
— Как вы оцениваете действия тех священников, которые несмотря на все это призывают приходить в церкви, целовать иконы, говорят, что бог вас от всего спасет, бога нужно бояться больше, чем вируса?
— Я отношусь к таким заявления не просто как к безответственным, а как к преступным заявлениям. Потому что эти священники мало того, что подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих близких, подвергают [опасности] жизнь очень многих людей. Некоторые даже сейчас говорят о мученичестве, мол, идите в церковь, поцелуйте икону и примите мученический венец. Но это не мученичество, это можно назвать терроризмом, если хотите. Мученики от террористов отличаются тем, что мученики подвергают опасности свою жизнь, а террористы — жизнь других людей. В данном случае мы имеем дело с людьми, призывающими к таким действиям, которые подвергают опасности жизни других людей.
— Главы церквей как должны на это реагировать? И почему мы не видим такой яркой реакции?
— Главы церквей высказываются по этому поводу, они издают предписания, как себя вести. Но пресечений в отношении священнослужителей, которые нарушают решения самих церквей, мы пока что не видим. Посмотрим, может быть, они последуют.
— В комментариях на фейсбуке задают вам вопрос: причащаться на Пасху или нет?
— Если соблюдать меры предосторожности, которые описаны в том числе в церковных распоряжениях, то можно — с максимальной осторожностью.
Женщина в защитной маске в храме Sant'Antonio Abate в Лугано.
В связи с возникновением нового китайского вируса, в ряде стран было принято решение о закрытии храмов, запрете литургий и месс, и введении специальных правил гигиены в храмах. Насколько все это оправдано с точки зрения верующего человека?
Уже несколько месяцев планету сотрясает от информации о стремительно распостраняющемся коронавирусе. Все началось с того, что в декабре 2019 года в городе Ухань провинции Хубэй центрального Китая у местных жителей было зарегистрировано несколько случаев пневмонии неизвестного происхождения. Предполагалось, что источник этой болезни – рынок животных и морепродуктов Хуанань.
Поначалу власти Уханя отрицали возникновение неизвестной болезни, а врача, заявившего, что ни с чем подобным медицина ранее не сталкивалась, даже привлекли к ответственности за панику. И только 31 декабря 2019 года правительство Китая проинформировало Всемирную Организацию Здравоохранения о вспышке неизвестной пневмонии, позднее получившую название COVID-2019, или коронавирус.
По состоянию на 4-е марта 2020 года количество зараженных во всем мире – 95070 человек, умерших – 3253 человека, выздоровевших – 51046 человек. Общий уровень смертности от коронавируса в этом контексте выглядит просто ужасающим – почти 1,5 %.
В КР на границах работают тепловизоры.
Скорее всего и сегодняшняя паника вызвана всегдашним недоверием простого обывателя к официальным цифрам. Дескать, кто там знает, сколько на самом деле умерло? Вот и скупают люди маски, еду, лекарства с большим запасом.
Страх перед эпидемией, паника и боязнь за свою жизнь способна превратить цивилизованное общество в общество дикарей, а отдельно взятого человека – в животное.
Слова о том, что в последние дни смертность стремительно падает, а в Европе, в основном, умирают люди с сопутствующими болезнями, мало утешают. Потому что человек всегда боялся неизвестного, и даже одна смерть от неизвестной болезни – это плохо. А если этих смертей несколько тысяч – то это очень плохо. Страх перед эпидемией, паника и боязнь за свою жизнь способна превратить цивилизованное общество в общество дикарей, а отдельно взятого человека – в животное. За примерами далеко ходить не надо – вспомним Новые Санжары.
Женщина в защитной маске.
Такое же решение о приостановлении богослужений было принято и православной митрополией Гонконга и Юго-Восточной Азии Константинопольского патриархата, а Гонконгский митрополит Нектарий объявил, что собор святого Луки будет закрыт до 31 марта 2020 года.
В Южной Корее Фанар, в соответствии с рекомендациями Минздрава страны, ввел новые правила поведения в храме, согласно которым нужно носить маски во время во время Божественной Литургии, дезинфицировать руки перед входом в храм специальным средством, не использовать книги на богослужении, не целовать руки у духовенства и не прикладываться к иконам. Отменяются общая трапеза после воскресной Литургии, групповые занятия верующих и огласительные беседы.
Еще дальше пошла Румынская патриархия. Так, при наличии признаков любой простуды верующие могут не посещать храмы, а тот, кто боится заражения вправе просить священника причастить его с ложечки, которую он принес с собой из дома. Причем частицу Тела священник опускает прямо в эту ложечку. Уже заболевшим порекомендовали вместо Причастия употреблять дома Крещенскую воду.
Однако Патриарший экзарх Западной Европы, управляющий приходами в Италии митрополит Корсунский Антоний, считает иначе. Он распорядился о том, чтобы духовенство исполняло директивы властей Италии, направленные на предотвращение распространения коронавируса. При этом в самой России Священноначалие не предпринимает никаких мер по ограничению богослужебной практики в связи с возможным распространением коронавируса.
Так кто же все-таки прав в этой ситуации?
Храм Рождества Христова в Вифлееме.
Ответ на этот вопрос мы с вами можем найти в Священном Писании. Дело в том, что Библия стала первой книгой, которая содержала четкие гигиенические правила, не позволяющие различным заразным болезням свободно распространяться среди израильского народа.
К слову сказать, библейские предписания и запреты, например, о значении чистоплотности и заразных болезнях, не теряют своей актуальности и сегодня, на много веков опередив научную медицинскую мысль и социальное законодательство. Их можно разделить на отдельные группы:
1) законы о соблюдении личной гигиены, чистоты окружающей среды и
2) законы о контактах с носителями и источниками заболеваний.
С точки зрения Священного Писания, многие серьезные заболевания отдельных людей или эпидемии большого масштаба понимаются как наказание за совершенные грехи. Так, Мариам, сестра Моисея, была наказана болезнью, которую современная медицина рассматривает как проказу, за то, что злословила о брате (Чис. 12:1–14). Точно так же объясняется и эпидемия, поразившая народ в пустыне после возмущения Корея против Моисея и Аарона (Чис. 17:10).
Здесь следует подчеркнуть, что инфекционный характер некоторых болезней был установлен лишь в 1546 г. и связан с именем Дж. Фракасторо (1478– 1553). Однако Библия говорила о таких заболеваниях задолго до этого.
Вообще следование гигиеническим предписаниям рассматривалось в Ветхом Завете как условие выживания людей в случае эпидемии или распространения инфекций. При этом рекомендации касались, в первую очередь, личной гигиены как самого больного, так и тех, кто за ним ухаживал. Более того, по закону Моисея не только сам человек подлежал изоляции в случае болезни, но и его одежда и белье, постель и предметы, к которым он прикасался.
Священное Писание не только никогда не выступало против правил личной гигиены, но и прямо предписывало их.
Другими словами, Священное Писание не только никогда не выступало против правил личной гигиены, но и прямо предписывало их.
Христос и прокаженные.
Другое дело, что в Новом Завете Господь Иисус Христос нередко обличал иудеев в том, что забота о внешней чистоте увлекает их намного больше, чем забота о внутренней.
В этом смысле нужно подчеркнуть, что в Библии присутствует четкое понимание того факта, что болезнь и излечение находятся в руках Бога. Священное Писание неоднократно говорит нам о чудесных исцелениях, совершаемых либо непосредственно Самим Богом, либо кем-то из праведников или пророков.
Из сказанного можно сделать вывод, что библейское понимание болезни и исцеления от нее включает в себя несколько факторов:
1. Осознание того, что болезнь или инфекция, чаще всего, попущение Божие за грехи;
2. Заболевший может заразить своих близких и тех, кто с ним контактирует, а значит –
3. Нужно соблюдать правила личной гигиены;
4. Если человек все-таки заболел, то он должен в первую очередь, исправить свою греховную жизнь и молиться Богу;
5. Чудесное исцеление от болезни в руках Божиих;
6. Помощь от Бога может прийти и через людей, в частности – от врача.
Отсюда понятно, что Церковь не выступала и не выступает против гигиенических предписаний или рекомендаций врача, если они, в свою очередь, не вступают в противоречие с верой или церковным учением.
Закрытие храмов и запрет властей на совершение Литургии в период эпидемии, мягко говоря, неправильно. Дело в том, что подобные меры всегда воспринимались верующими людьми как наказание. Еще в V веке Римско-католическая церковь использовала интердикт (запрет на совершение Таинств) с целью принуждения к исправлению определенных лиц и даже для оказания влияния на целые территории. Чаще всего, интердикт накладывался по политическим мотивам и всегда очень болезненно воспринимался верующими. Объяснение этому довольно простое – для христианина немыслимо неучастие в Божественной Евхаристии.
Поэтому сегодняшний запрет властей на совершение православной Литургии или католической мессы не может найти сочувственного отклика в верующем сердце.
Мы уже говорили выше о том, что еще в древности люди понимали, что инфекционные болезни передаются через непосредственный контакт с носителем инфекции. И, несмотря на это, никогда в истории культовые сооружения не считались очагами по распространению заболевания. Такие слухи распостранялись разве что в Советское время, да и то исключительно в целях антицерковной пропаганды.
Для христианина немыслимо неучастие в Божественной Евхаристии.
История помнит огромное количество страшных эпидемий, поражавших человечество в разное время. И всегда в таких случаях, люди верующие прибегали к сугубыми молитвенными стояниями – в одиночку, городами и даже целыми странами. В православной среде существует традиция совершать массовые Крестные ходы – с преднесением святынь, освящением воды и служением молебнов.
Конечно, любой человек в здравом уме не может выступать против гигиенических мер, предписанных Всемирной Организацией Здравоохранения. Не протестуют против них и православные.
В чаше с причастием – Тело и Кровь Христа, то есть Истинная Жизнь.
Если бы через причастие можно было бы заразиться вирусной инфекцией, то наибольшую группу риска составляло бы духовенство.
А если бы даже и пришлось умереть после причастия, что тогда? Ведь, по большому счету, во времена гонений на христианство, каждая Литургия могла закончиться для христиан смертью. Но это их не останавливало от совершения Евхаристии и участия в Теле и Крови Христовой. Просто потому, что причастие было для них центром и основой жизни.
В одной из своих ранних книг, тогда еще диакон Андрей Кураев, который сейчас заявляет, что считает глупцами священников, утверждающих, что от причастия нельзя заразиться, писал:
«Если Причастие только символ – как объяснить поведение абилитинских мучеников? В гонение Диоклетиана в Абилитине (город в Африке) была замучена группа христиан, которые на суде показали, что они знали, что за ними следят имперские сыщики и что они будут обнаружены и казнены, но они, из-за долгого отсутствия их епископа, так истосковались по Евхаристии, что решились больше не прятаться, вызвали пресвитера, который и совершил им Евхаристию. За это они заплатили жизнью. Неужели за воспоминание они так заплатили?! Неужели лишь по проповеди они так соскучились? – Или по Самому Христу? По действительному Таинству?
Сегодняшний вирус, каким-бы страшным он ни казался, не мог случиться без воли Божьей или Божьего попущения. А значит, и прекращение его зависит от Бога и… от нашего с вами покаяния.
Во всех подобных ситуациях Церковь призывала к молитве. Призывает к молитве она и ныне. Но, в то же время, не отбрасывает и медицинскую помощь в решении проблемы. Просто потому, что понимает – врач может выступать в качестве сотрудника Божия, как, впрочем, и всякий человек. Отсюда следует вывод – правила душевной и духовной чистоты в борьбе против коронавируса так же важны, как и правила личной гигиены.
Нам надо не храмы закрывать, а питейные заведения, и не службы запрещать, а гей-пропаганду. Тогда, даст Бог, и коронавирус больше не придет.
Читайте также: