Эпидемии гриппа в литературе
Читая новостные сайты и посты в социальных сетях, наблюдая да и участвуя (почему нет) в ажиотажной скупке продуктов и иных припасов, в конце концов просто тревожно оглядываясь на покашливающих прохожих, легко почувствовать себя персонажем крупномасштабного голливудского блокбастера.
А приметы новых дней: удаленка, самоизоляция, опустевшие улицы мегаполисов и карантин с проверкой на дорогах — еще недавно казались всего лишь атрибутами фантастических романов.
Действительно, прозорливые и наблюдательные писатели-фантасты, обладающие к тому же хорошим воображением, в деталях описали множество самых разнообразных сценариев столкновения человечества с вирусами, эпидемиями и прочими глобальными неприятностями.
Вот некоторые из этих сценариев.
Один из выживших, бывший университетский профессор Джеймс Смит красочно и не скупясь на подробности рассказывает внукам о том, как пришел конец прежнему миру, а на смену цивилизации городов вновь пришли племена дикарей и то, что в учебниках называлось общинно-родовом строем. Старик не слишком огорчен таким развитием событий. Он сравнивает цивилизацию с быстротечным дымом, которому суждено развеяться и исчезнуть, и с той же силой убежден, что пройдет время и цивилизация возродится, вновь будут открыты алфавит и порох. И вновь люди будут плодиться и воевать, повторяя старые истины и старую ложь.
Не только человек способен стать жертвой эпидемии. В романе британского прозаика Джона Кристофера болезнь угрожает не людям, а растениям. Вирус, который согласно книге вырвался из китайской (sic!) лаборатории, сначала атакует посевы риса, а затем мутирует и распространяется на другие злаковые растения. Результат — экологическая катастрофа и глобальный голод, бегство жителей из мегаполисов и прочие ужасы обычного горожанина, привыкшего покупать еду в магазине, а не выращивать на поле или в огороде.
Роман, впоследствии многократно экранизированный, был издан в Советском Союзе в переводе Аркадия Стругацкого. Правда, с небольшими изъятиями — в частности, из текста исчезло упоминание о том, что триффиды были выведены в СССР как источник ценных масел. При этом опытами на экспериментальной станции руководил сам Трофим Лысенко.
Предотвратить эпидемию можно, если доставить лекарство из Лос-Анджелеса в Бостон, преодолеть ту самую Долину проклятий. А единственный, кто на это способен, не благородный герой, а преступник и отъявленный негодяй Таннер по прозвищу Черт. И как показывает путешествие, иногда обстоятельства не оставляют иного выбора, кроме как стать героем поневоле.
Под знаменем разоблачений ужасов американской военщины книга была необыкновенно быстро переведена и опубликована на русском языке.
Роман Крайтона — тот довольно редкий случай, когда наука отображается не как угроза привычному порядку вещей, а как действенный инструмент разрешения кризисов.
Два небольших рассказа демонстрируют, сколь сильно микроскопические организмы, естественные и рукотворные, могут повлиять на судьбу Homo sapiens.
Вскоре он открывает вирус СПИЧа (синдром приобретенной избыточной человечности), передающийся через кровь. Выясняется, что этот вирус манипулирует своими носителями, побуждая становиться донорами крови. А доноры переносят свою доброту в другие сферы общественной жизни: делают пожертвования на благотворительность, становятся активистами Гринписа… Ученый решает не афишировать свое открытие, чтобы пандемия вируса альтруизма преобразила человечество и сделала его лучше.
Конечно, это притча — что подчеркивается нарочитым отсутствием в романе имен и названий. И усиливается грубой физиологичностью описаний, вызывающей телесностью образов и сцен. Сарамаго напоминает, что не эпидемии или научные эксперименты угрожают цивилизации — а безразличие. Общество, утратившее способность различать предметы материального мира и различать понятия мира нематериального. Общество, в котором стерлись различия — до степени смешения — между добром и злом, обречено деградировать и исчезнуть.
Действие книги происходит в стремительно приближающемся к нам 2021 году. Загадочная болезнь привела к поголовному мужскому бесплодию. Последний ребенок был рожден в 1995 году, и с тех пор ни один человек не появился больше на свет. Мир лишился детей, распалась связь времен. И этот распад явлен читателю в максимально эффектной форме.
Сюжет стартует с желания Коростеля помочь планете Земля, покончить с обществом потребления и вывести новую породу людей, получше прежних. Для реализации таких устремлений всего-то и надо, что устроить небольшой рукотворный апокалипсис и выпустить на свободу вирус, способный уничтожить все прежнее человечество, то есть нас с вами.
Произведение увлекательное, жутковатое и запоминающееся. А для тех, кто знает Этвуд исключительно по сериалу, — еще и крайне неожиданное.
И снова человечество в опасности! Земля должна пройти сквозь облако ядовитого космического эфира, способного погубить все живое. Профессор и его друзья запасаются кислородом и пережидают опасность в надежном месте. А затем отправляются в опустевший Лондон, зрелище которого похоже, должно быть, на виды сегодняшнего мегаполиса. Вскоре Челленджер выясняет, что яд никого не убил, а лишь вызвал у своих жертв временную каталепсию. Пробудившиеся люди вернулись к прерванным занятиям и даже не помнили ничего о произошедшем.
Скорое забвение — такова судьба всех несостоявшихся катастроф.
Очень заинтересовала тема, есть какие-то художественные или документальные книги/фильмы на эту тему, которые посоветуете?
Джина Колата - Грипп. В поисках смертельного вируса
Майкл Кордингли - Вирусы. Драйверы эволюции
Но попасть на канал можно только после 18 лет? )
"которые посоветуете", окей? Блять, мне интересно мнение здешних послушать
Старинные фотографии людей в масках во время пандемии смертоносной "испанки" 1918 года
Как заработать не ртом, но голосом
Привет пикабушники, многие часто задаются вопросом "какзаработатьденжатневыходяиздома". Предлагаю познакомиться с еще одним вариантом ответа на этот вопрос.
Если коротко, речь пойдет про проект "ЛитРес: чтец". Запись аудиокниг известных и не очень авторов.
А если развернуто - добро пожаловать в длинопост, спасибо за плюсы и вопросы или конструктив в комментах.
Предупреждаю, пост не реклама проекта, а подробная инструкция и рассказ про свой опыт записи и заработка.
- В чем суть? Не втираешь ли ты нам какую-то.
Вы самостоятельно, дома, в свободном для вас темпе и режиме создаете аудиоверсии авторских книг/романов/рассказов, из представленных на ЛитРесе, а они размещают вашу начитку на своей площадке, за это вы имеете процент с продажи КАЖДОЙ копии вашей аудиоверсии произведения.
Заманчиво? Давайте разбираться, что для этого нужно:
1. Регистрация на проекте и выполнение тестового задания (Добро пожаловать или посторонним вход. )
После указания своего е-мейла нужно заполнить небольшую анкету, о себе. Особо она ни на что не повлияет, но думаю если вы представитесь мужчиной, а голос у вас будет женский, могут возникнуть вопросы.
На этом первый этап регистрации завершен, наши творения в дальнейшем нужно будет отправлять через облачный сервис, так что там тоже предстоит зарегистрироваться, если вы еще не.
Переходим к первому серьезному этапу, записи тестовых фрагментов текста.
Что? Вы не умеете записывать свой голос на компьютере? Не беда, на этой же странице есть ссылка на БЕСПЛАТНЫЙ звуковой записыватель UV SoundRecorder. Однако эта программа не позволяет редактировать файл и вырезать "неудачные" дубли. Поэтому может подойти только для записи тестового образца, хотя зачем, если с тем же успехом можно открыть "Звукозапись" в Windows, непонятно. В дальнейшем вам все равно понадобиться освоить хоть какой-нибудь аудио-редактор. Для совсем новичков в компьютерном деле - я рекомендую программу audacity, ее вполне хватит для записи, редактирования и простой обработки своего голоса. Для людей более искушенных и знакомых с торрентами скажу, что подойдет и Sony Vegas и Sound Forge и Adobe Premier c Adobe Audition. Сюда же можно добавить и Reaper и еще огромное количество аудио и видео редакторов на любой вкус и цвет. Вопрос в целесообразности освоения "космолета" для поездок в соседний город. Я не вижу смысла осваивать Adobe (хоть это и очень крутой пакет) для того, чтобы делать аудиорассказы.
Лично я работаю в Sony Vegas, функционала почистить шумы и возможности добавить музыкальное сопровождение - полностью хватает + в освоении он намного легче и проще чем пакет Adobe. В любом случае подробные инструкции и обучающие видео легко находятся для любого редактора.
- а меня точно возьмут?
Я регистрировался в проекте несколько лет назад, с тех пор может быть условия и требования к голосу и оборудованию стали строже, но на тот момент, как мне казалось, брали всех. На площадке я находил совершенно разные работы по уровню качества, от почти студийных с актерскими голосами до записей с холодильником шумом на заднем фоне, и с дефектами речи. Так что если есть возможность попробовать, то почему бы и нет?
Мое письмо-одобрение выглядело вот так. (темное оно из-за оформления в моем почтовом ящике).
- подожди, а на что записывать-то?
А тут мы переходим ко второму большому вопросу, что нужно для домашней звукозаписи?
2. Звукозапись дома реальности и вымыслы (насколько глубока кроличья нора)
Если у вас есть образование звукорежиссера или возможность студийной звукозаписи пожалуйста, не читайте эту главку, поберегите нервы, встретимся с вами в третьей. Для всех остальных добро пожаловать в раздел "очумелых ручек" или "я творец, ща как вытворю че-нибудь".
Примеры того, насколько может быть глубока кроличья нора домашней звукозаписи
в картинках с интернета:
Для того, чтобы записать более-менее качественный звук дома нам понадобится:
3) Тихое помещение или собственный угол;
4) Хотя бы 2 часа тишины и покоя в доме.
Видите, как все просто (ахах, нет). И если с четвертым пунктом я вам точно не помогу про первые три расскажу подробнее:
1) Компьютер - я начинал записывать на игровом ноутбуке, который начинал взлетать шуметь после 20 минут работы в режиме записи, что в дальнейшем приходилось убирать шумодавом при чистке самой записи, это не оч.хорошо, но жить можно. Сейчас я работаю с напольным системником, который не улавливается микрофоном даже под нагрузками.
Тем не менее, свой первый аудиорассказ я записывал на микрофон в наушниках, что из этого вышло можно послушать тут на фото ниже моя первая гарнитура. Уверен, что на ЛитРес есть люди, которые умудряются записывать на что-то подобное.
Если вы захотите записывать аудиорассказы или вокал на более менее постоянной основе, и хотите доносить до слушателя голосом не только текст, но и игру, эмоции вам нужен микрофон для домашней записи. Их называют любительскими или "начальный профессиональными". Стоят такие от 5000 до 15000. Дороже покупать для домашней записи смысла нет.
Еще один важный момент - аудиокарта. Если у вас ноутбук - вам нужна звуковая карта, если системник с дрогой материнской платой - скорее всего нет. Микрофоны этого класса подключаются к компьютеру не розовым миниджеком, а либо по USB (у таких микрофонов звуковая карта встроенная) либо по XLS кабелю через отдельную звуковую карту. У такого мика качество записи считается намного лучшим.
Больше информации про микрофоны и сопутствующее оборудование можно подчерпнуть в интернетах или в этой статье. Статья про микрофоны и оборудование, с которой предлагает познакомиться сам ЛитРес - тут.
Мой же выбор пал на USB микрофон Samson C01U PRO, который я заказал вместе с пауком, стойкой и pop-фильтром с AliExpressa за
Сейчас моя импровизированная студия выглядит так:
3) Тихое помещение или собственный угол - здесь уже вы сами должны решить, какое из помещений наиболее изолировано от соседей и не сильно заселена остальными домачадцами. Хорошим решением станет свой шкаф, но такая возможность есть далеко не у всех. Про помещение нужно понять - чем меньше в нем плоских (отражающих) огромных поверхностей типа голых стен - тем лучше, будет писаться меньше эха и больше полезного звука вашего голоса.
Я пишу звук на кухне (не самое лучшее место), пишу когда никого нет дома и перед записью отключаю холодильник (найти бесшумный и не щелкающий холодильник No frost в XI веке задача невыполнимая).
4) Хотя бы 2 часа тишины и покоя в доме - вы не представляете, как вы резко становитесь нужны семье, коллегам, кредитным организациям и домашним животным, если попросили у вселенной хотя бы 2 часа не беспокоить вас и не заходить в комнату. Ах да, ну и никто не отменял соседа с перфоратором и катающих гири по полу детей в железных шлепанцах из квартиры сверху. Если все же звезды сошлись и у вас получилось выкроить время для записи - пишите. Если не удалось - пишите все равно, скорее всего лишние шумы получится убрать уже при обработке. Но чем чище удастся записать оригинальный звук - тем лучше.
Пара советов перед записью:
- Не останавливайте запись если сбились, просто перечитайте предложение или весь абзац, редактировать и резать запись можно и в наушниках при шуме и гаме уже после записи.
- Прочитайте текст перед тем взять его на озвучку. Чтение с листа - это навык, он нарабатывается годами.
- Сделайте несколько упражнений перед началом записи, "пожуйте" губы, распойтесь, проговорите пару скороговорок. Это действительно работает и помогает.
- Решите заранее, как вы будете (и будете ли) отыгрывать голоса разных персонажей и речь автора.
- При записи аудиокниги вам не обязательно слышать свой голос в наушниках, вы и так слышите себя, когда говорите. На домашнем компьютере без внешней звуковой карты часто проблематично сделать так, чтобы звук без задержки поступал от микрофона на наушники.
- В ЛитРес вы сдаете уже готовый и отслушанный продукт, который можно выставить на обозрение, они его проверяют, но не всегда тщательно, у меня был случай, когда не заметили мой повтор на дорожке и я уже сам пересылал им исправленный файл.
- ладно, ладно, а где брать текст то, который читать?
А это мы узнаешь из следующей главки под названием
После одобрения своей кандидатуры, и согласования способа получения средств от продаж (а это и Яндекс кошелек и банковская карта и Qiwi) вы получаете доступ к базе книг и рассказов на озвучку.
А дальше у тебя, путник, 3 пути. Первый - короткий (относительно), второй и третий - долгие, в эти разделы я заглядываю только посмотреть, руками не трогаю (все 3 списка периодически обновляются). Почему не трогаю? Потому что озвучка некоторых книг может занимать больше 100 часов реального времени, я такими ресурсами никогда не обладал, но ходят легенды (да и есть подтверждения), что берется народ и за такие монументальные произведения. Награда там соответственно больше, с некоторыми чтецами оттуда работают в индивидуальном порядке. Простым же смертным и начинающим дорога прямиком в "Короткие классические книги"
Тут все просто, находим понравившуюся книгу, открываем знакомимся с ее содержанием. Содержание доступно полное для всех произведений на озвучку. Также по запросу на е-мейл могут прислать документ с текстом произведения. Подтвержденный выбор произведения отменить нельзя, так что "не спеши, выбирай с умом".
Скажу еще, что одно произведение могут озвучить до 3-х чтецов и все три версии будут доступны для покупки пользователем, на выбор. Так что имеет смысл стараться в качество, если вы беретесь за работу, которую уже кто-то делает или сделал.
Как я и говорил, я прицеливаюсь на малую форму, если хорошо поискать, можно найти произведения, которые можно записать за 1-2 часа, потом еще час потратить на отслушивание и правки и все, продукт готов, выбираете следующий. Но попадаются и 3-4 часовые работы, надо внимательно смотреть и читать тексты перед тем как брать их в работу.
-ладно, а что насчет денег-то?
А эти и другие вопросы уже в финальной главке, осталось чуть-чуть.
4.Сколько можно заработать и другие вопросы (где деньги Лебовски?)
Сухие цифры и схема заработка:
Сама звукозапись не оплачивается, вы получаете 10% от стоимости аудиокниги, которую купил человек. Выплата производится раз в квартал от 500 рублей указанным вами способом. Если не набралось за квартал 500 рублей с продаж, сумма переходит на следующий квартал. К сожалению не в автоматиеском режиме, периодически приходится подпинывать заказывать выплату администрации, которая иногда может забыть про то, что 3 месяца назад вы заказали выплату. В принципе их вины здесь особой нет, а в остальном вроде не обманывают. После регистрации появляется доступ в личный кабинет, в котором можно посмотреть сколько и какие книги продавались в этом месяце.
Но не всегда все выглядит так радужно:
Теперь переходим к лайфхакам и точкам над i и ложкам дегтя:
- Важно понять что, как бы вы хорошо не озвучили книгу, если она никому не нужна - ее никто и не купит.
- Все остальные чтецы находятся в таком же положении "а что б озвучить, такого, чтобы продавалось".
- Иногда могут по ошибке выставить не вашу аудиозапись, после публикации вашей аудиокниги не лишним будет зайти в магазин и проверить по доступному образцу ваша ли запись продается под вашим именем (у меня были такой косяк).
- У вас может быть озвучено огромное количество книг (или рассказов) но активные книги - это те, которые продавались в этом месяце, конкретные названия активных книг можно узнать кликнув по своему имени в таблице.
- Никто не запрещает продвигать свои аудиокниги самостоятельно в соц.сетях.
- Размещать в открытом доступе полные версии аудиофайлов, которые продаются на ЛитРес - нельзя. Если друзья хотят вас услышать - пусть купят вашу работу в магазине, или ознакомятся с демо записи.
- Самые ходовые книги - это книги школьной программы, в сентябре-октябре, школьники покупают их с удвоенной силой.
- Озвучив один раз книгу или рассказ, она будет вашей всегда, пока есть в продаже на ЛитРес и будет приносить пассивный доход, даже если вы не озвучили новое произведение за месяц или год.
- Если есть возможность и понимание, можно в аудиорассказ вставить музыкальное сопровождение (без авторских прав, чтобы не сказали, что вы зарабатываете на чужом труде).
- Полезно иногда заглянуть в комменты под своим аудиорассказом, я так узнал, что одна мама ставила мою запись как книгу на ночь своему ребенку, было оч.приятно =)
- У ЛитРес есть требования к файлу и типу записи, которые вы им отправляете. Они не слишком жесткие и вполне выполнимые.
- Аудиокниги продаются не только на самом ЛитРес, но и на MyBook, и Звуки слов. В графе они указываются как "Pro rata", данные по продажам с этих ресурсов прилетают через пару дней после конца месяца.
- У проекта есть своя группа в ВК, в ней делаются анонсы готовящихся книг к озвучке, мероприятий, публикуются рейтинги успешных чтецов. Но основной вид общения с администрацией - электронная почта с зарегистрированного е-мейла.
Кому стоит заниматься подобным? Я думаю эта подработка идеально подходит тем, кто работает дома и у него затишье на основной работе, и еще есть микрофон под рукой. Офигенский голос и желание читать.=)
Я в проекте с 2016 года, за все время я озвучил 7 коротких рассказов. Да, я ленивая задница, а еще я ходил в армию, а книги в это время продавались. Но все в моих руках и как хобби, а не основной вид заработка меня устраивает. Можно ли сделать его основным? Не знаю, но у кого-то получается, но я бы не хотел озвучивать книги целыми днями.
Спасибо, что дочитали =) надеюсь было познавательно и весело. Кому оказалось мало информации, приглашаю в эту статью с ответами на вопросы от самого ЛитРес.
Меня вы можете поддержать плюсанув пост и послушав мои работы. Также у меня есть несколько своих рассказов не для продажи, а для души =)
Также я открыт для прикольных людей, интересных затей и сотрудничества в ВК.
В центре сюжета романа — бывший доставщик пиццы Хиро, который некогда стоял у создания Метавселенной. Он возвращается в виртуальный мир, чтобы заработать деньги. Но, навещая старых знакомых, обнаруживает распространение сетевого вируса, который опасен не только внутри системы, но и в реальном мире, и из-за него уже гибнут люди по всему миру.
Пожалуй, из всех фантастов, касавшихся этой темы, Стивенсон придумал одну из самых оригинальных эпидемий. Его нейролингвистический вирус, оказывается связан с древней погибшей культурой и работой человеческого сознания — его природу и исследует в своем романе фантаст, попутно рассказывая увлекательную историю.
Важную роль в сюжете играет ДНК-модифицированный супервирус, созданный в Грузии. Он шокирующе быстро распространяется по всему миру, не имеет аналогов и не поддается никаким вакцинам. Что интереснее, его появление — отнюдь не случайно, и Вадим Панов демонстрирует, что вирусы вполне могут служить опаснейшим оружием в руках злонамеренных людей.
Роман любопытно обыгрывает тему эпидемии, изображая события как до пандемии, так и после. Сюжет живописно рассказывает, как целые страны и континенты погружались во мрак эпидемии, как редкие счастливчики смогли спастись — например, отгородившись от всего остального мира.
После вымирания 99% человечества вирус сошел на нет, но и выжившим не позавидуешь. Нет электричества, лекарств или запасов хорошего продовольствия. Любая царапина может привести к смерти. Меж тем среди выживших зарождается новый религиозный культ. В центре сюжета оказалась театральная группа, которая спустя двадцать лет после катастрофы старается сохранить остатки прежней культуры. И автор стремится показать, что даже в постапокалиптическом будущем нельзя недооценивать силу искусства.
В романе Джо Харта вирус играет не такую большую роль, но только потому, что действие самого романа разворачивается спустя двадцать пять лет после эпидемии, когда мир уже думает не о том, как эпидемию пережить, а о том, как быть дальше.
Собственно говоря, причины и не волнуют Харта. Куда больше его интересуют последствия, ведь без женщин человечество обречено на неминуемое вымирание, и Харт пытается найти ответы на вопросы, на что готовы пойти люди, на что готовы пойти власть предержащие, чтобы сохранить и продолжить человеческий род в сложившихся условиях.
После того как эпидемиологи начинают предпринимать попытки остановить распространение эпидемии, они начинают приходить к выводу, что кто-то вывел вирус в лабораторных условиях и намеренно выпустил на свободу. Автор очень подробно описывает распространение вируса и фокусирует сюжет на борьбе ученых против него.
Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Широких Катерина Евгеньевна, Мазурок Оксана Игоревна
Грипп считается одним из самых древних заболеваний. Это, по своей сути, болезнь, которая изначально поддавалась лечению при своевременных действиях. Однако этот недуг сумел лишить жизни множество людей и встать на особый счет в странах по всему миру. Сегодня грипп больше не является диагнозом, который когда-то внушал страх, но какими силами это большой вопрос.
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Широких Катерина Евгеньевна, Мазурок Оксана Игоревна
History of Influenza Epidemic
Influenza is considered to be the most ancient disease. In its essence it is a disease which initially could be treated when timely steps were taken. However, this ailment has managed to deprive many people of lives and has got a special stand in the countries all over the world. Nowadays influenza is no longer a diagnosis which used to inspire people with fear but howit is a big question.
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Можно только предположить, сколько раз простой излечимый грипп не устраняли как отдельное заболевание, а объединяли с симптомами главного недуга другого рода, в связи с чем грипп как инфекционная патология не лечился, а наоборот подавлял иммунитет и естественные защитные функции организма, что ухудшало состояние больного и приводило к смертельному исходу. Немногим позже некоторые ученые-медики стали рассматривать грипп как основополагающий элемент многих заболеваний, которые, как мы видим сейчас, не имеют к нему никакого отношения.
на эксклюзивную симптоматику, изучение которой так и не помогло решению вопроса инфлюэнцы.
К первым из описанных пандемий относится пандемия 1799-1803 гг. Началась она в Сибири и уже в скором времени проникла в европейскую часть России. В октябре 1799 г. грипп уже поразил Москву, в ноябре - Волгоград, в декабре - Петербург, Кронштадт, Выборг, далее охватив Европу. Также есть некоторые упоминания о распространении гриппа до Архангельска, Украины, Галиции [3].
В 1827 г. грипп появился в Сибири. Первые случаи заболевания были обнаружены в Омске в январе. Почти одновременно с этим, очаги заражения были зарегистрированы в Усть-Каменогорске, Кузнецке, Бийске и т. д. и дошли до Пермской губернии. Тогда описание болезни было весьма размытым: легкая лихорадка, сопровождающаяся периодически жаром, сменяющим озноб, сухой кашель, насморк, общая слабость, покраснение глаз. Профилактические меры также не отличались специфичностью: соблюдение удовлетворительной комнатной температуры и чистоты в помещениях, усиленное утепление грудной области, избегание сквозняков и сырости. Учитывая такие мероприятия по профилактике, лечение ожидаемо было примитивным: преимущественно потогонные средства, употребление которых должно было подстегнуть организм больного самостоятельно избавиться от недуга. Данный метод не сильно отличается от методов, предложенных еще Гиппократом, однако погод-но-территориальные условия России не могли обеспечить положительный эффект от подобного лечения.
Следующая пандемия гриппа дошла до России уже осенью 1830 г., охватив обе столицы, что опять поспособствовало его передвижению в Европу. Статистика была следующей: население городов и областей буквально поголовно оказалось под властью болезни. Несмотря на это, грипп (хоть и временно) удалось подавить. Годом окончания этой пандемии в России считается 1833 г. Симптомы, зафиксированные в этот раз, не сильно отличаются от зафиксированных ранее. Однако теперь врачи обратили внимание на иные заболевания, сопровождающиеся поражением ЦНС, бессонницей, бредом и т. д. Причиной такому вниманию оказалась высокая смертность больных с этими симптомами.
С точки зрения развития эпидемиологии, это был хороший повод обратить внимание на инфлюэнцу -были выделены три градации гриппа: катаральный, катарально-ревматический и катарально-гастриче-ский. Более того, пандемия 1830 г. подстегнула врачей тщательнее выявлять внешние и внутренние изменения в организме зараженного. Теперь уже было понятно, что грипп гораздо тяжелее переносится людьми, иммунная система которых была слаба или уже боролась с иным заболеванием, а также людьми, которые уже имели или имеют болезни или осложне-
ния, связанные с легкими или дыхательной системой. В 1847 г. подобная эпидемия повторится.
В 1836 г. пандемия гриппа вновь проявилась на территории России, однако в этот раз уже не обладала такой распространенностью. Согласно документации, она затронула северную столицу и Тамбовскую и Курскую губернии и прошла в достаточно легкой форме, поэтому практически не вызвала к себе внимания.
Если верить медицинским упоминаниям, то последующие эпидемии обходили Россию стороной вплоть до 1847 г.
В 1855-1858 гг. Россия приняла третий рецидив эпидемии 1830 г. На этот раз, вооружившись опытом прошлых лет, медики двинулись в направлении более подробного изучения гриппа, уже исследуя не только реакцию человека на вирус, но и учитывая погод-но-территориальные особенности местонахождения больного, что определило расширение и углубления статистики развития заболевания. В результате было замечено, что жители наиболее влажных или ветреных районов тяжелее переносят это заболевание, более восприимчивы к развитию и осложнению инфекции, вызывающей необратимые последствия.
В отношении упоминавшейся ранее эпидемии 1886 г., только официальная статистика гласит, что из более чем 50 тыс. случаев заражения гриппом, летальных исходов было около 600. В отсутствии медицинских рекомендаций подобная статистика не могла изменить отношение к этому заболеванию, поэтому подход к гриппу оставался весьма легкомысленным [3].
В последующие годы, вплоть до начала XX в., в России не было зарегистрировано случаев эпидемии гриппа, однако статистикой зафиксировано значительное число больных со схожей симптоматикой, не всегда принадлежавшей инфлюэнце:
1896 г. - 825 686 чел.;
1897 г. - 765 914 чел.;
1898 г. - 971 823 чел.;
1899 г. - 970 854 чел.;
1900 г. - 1 329 788 чел.
XX в. оказался для России веком перемен, веком открытий, веком трагедий и потерь. Пока страна, измученная революциями, сменой политических режимом, кризисами в экономике, металась в поисках светлого будущего, ее жители пожинали плоды безответственности, нестабильности, нищеты и неизвестности. Это привело к сильному снижению качества жизни населения России, что не могло не отразиться на медицине. Помимо этого, к началу XX в. человечество в куда большей степени, чем ранее, стало проявлять склонность к переездам (причинами тому стали: голод, войны, конфликты и т. д.), что увеличило скорость распространения инфекций.
Начало XX в. ознаменовалось резким ростом коэффициента отношения числа больных гриппом к количеству населения. В 1905 г. в России было зарегистрировано 1 626 510 больных гриппом или 112,5 на 10 тыс. населения, а в 1908 г. этот коэффициент поднялся до 200,5; в 1909 г. составил 193,9; в 1910 г. - 200,0 [7], что практически в 2 раза больше, чем коэффициенты, зафиксированные раннее.
Первая волна эпидемии гриппа в начале XX в. фактически обошла Россию стороной, поэтому в целом не привлекла особого внимания. Однако пропустить вторую волну массового заражения оказалось невозможным. В конце лета 1918 г. начали поступать первые сведения о вероятности очередного распространения пандемии на территории России; сведения содержали информацию не только о привычном заражении, но и о первой смертности. Вторая эпидемия приобрела угрожающий характер еще и потому, что сведения поступали из разных концов России, что затруднило определение источника вируса.
Сейчас ряд ученых утверждают, что пандемия 1918 г. было вызвана первым мутирующим вирусом ныне известных разновидностей гриппа. Она показа-
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1968 - 1969 гг. - гонконгский грипп (умеренная пандемия) - Н3№;
1995 - 2010 гг. - птичий грипп (спорадический случай) - Н5Ш;
2009 - 2010 гг. - свиной грипп (умеренная пандемия) - ШШ.
были аналогичным образом устранять инфекцию. Такие последствия не могли остаться незамеченными.
Таким образом, грипп по своей сущности не является заболеванием, опасность которого можно возвести на уровень смертельной, поскольку еще с древнейших времен он поддавался лечению. Главное заключалось лишь в своевременном обнаружении проблемы, что в свою очередь позволяло избежать развития осложнений и летального исхода. Нельзя с уверенностью сказать, что должное изучение болезни в XIX в. принесло бы положительные плоды, поскольку нужно учитывать, что мир раздирали войны и революции, это крайне осложняло развитие медицины.
Если раньше человеку требовалось несколько поколений на адаптацию к новым заболеваниям, то сейчас он вполне способен в течение жизни приспособиться к различным вирусным атакам.
3. Васильев К. Г., Сегал Л. Е. История эпидемий в России (материалы и очерки), под ред. А. И. Метелкина. М.: Гос. издательство медицинской литературы. 1960. 214-344.
5. Достоевский Ф. М.. Петербургская летопись. 27 апреля.
6. Достоевский Ф. М.. Петербургская летопись. 11 мая.
3. Vasilyev K. G., Segal L. E. History of epidemics in Russia (materials and skeyches), edited by Metelkina A. I. M.: State publisher of medical literature. 1960: 214-344.
5. Dostoyevsky F. M. Petersburg chronicle, 27 April.
6. Dostoyevsky F. M. Petersburg chronicle. 11 May.
7. Supotnitsy M. V. Pandemic of Spanish flu in 1918-1920 in the context of other influenza pandemics and avian flu.
Сведения об авторах:
Широких Катерина Евгеньевна
аспирант Медико-биологического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова, Государственный научный центр колопроктоло-гии им. А. Н. Рыжих, м. н. с.
Адрес для переписки:
Мазурок Оксана Игоревна
консультант в Аптечной сети А5 Адрес для переписки:
Shirokih Katerina Evgenievna
Address for correspondence:
123423, Moscow, Salyam Adil str., 2
Tel: +7 (499) 199-9723
Mazurok Oksana Igorevna
Consultant at the A5 Pharmacy Network Address for correspondence:
Читайте также: