И смерть и жизнь и бешенство желанья
- Анимации (106)
- На мировой арене (14)
- Афоризмы (262)
- Цитаты (21)
- Великие и просто знаменитые женщины мира (1141)
- Взгляд (1533)
- Видеоклипы (2531)
- Видеоролик (51)
- Восток - дело тонкое. (60)
- Выразительные средства художественной речи (52)
- Готовимся к ЕГЭ (5)
- Древний мир (82)
- Душа поёт и плачет (38)
- Жанр фэнтези (183)
- Живопись (3055)
- Жизнь великих и знаменитых (1680)
- Зарубежная литература (145)
- Иллюстрации (469)
- Иллюстрированные путешествия (91)
- Интернет (145)
- Искусство (710)
- История. (1907)
- Юмор в истории (32)
- Кинофильмы (146)
- Королевская рать. (366)
- Краткое содержание произведений (13)
- Культура. (499)
- Легенды и мифы (962)
- Лирика поэтов серебряного века. (410)
- Личности в истории и политике (488)
- Любовь. Он и она. (549)
- Люди, изменившие мир (107)
- Мода и стиль (7)
- Мракобесие (48)
- Мудрость веков. (94)
- Восток - дело тонкое (1)
- Музыка и песня (2221)
- Мультфильмы (166)
- На злобу дня (530)
- Реплика (44)
- О писателях и поэтах (632)
- Открытые уроки. Учителю в помощь. (41)
- Плэйкасты. (142)
- Политика и экономика (2622)
- Коррупция (49)
- Оппозиция (558)
- Поэзия (944)
- Правильно ли мы говорим? "Перлы". (38)
- Притчи (110)
- Произведения и иллюстрации к ним (675)
- Литература и публицистика (219)
- Противостояние (3424)
- Геополитика (751)
- Горячие точки планеты (486)
- Размышлизмы (352)
- Всячина-отсебятина (140)
- Рамки для текста (16)
- Раскраски (1)
- Религия, мистика, суеверия. (229)
- Рефераты. Конспекты по литературе (238)
- Сам себе психолог (351)
- Сказки и о сказках (559)
- Алины сказки (39)
- Стихотворения и проза классиков (31)
- Схемы (281)
- Сценарии к праздникам (5)
- Танец (11)
- Театр (129)
- Тексты произведений. (40)
- Термины в русском языке и литературе (2)
- Тесты по литературе (3)
- Тесты по русскому языку (15)
- Упражнения для развития речи. (10)
- Философия и психология (138)
- Социология (27)
- Фотоживопись (56)
- Цитаты и изречения великих. (62)
- Эротика (107)
- Это интересно (1066)
- В мире природы (17)
- Юмор. Приколы. (1304)
- Язык и речь. Этимология. (118)
К сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес"
И смерть, и жизнь, и бешенство желанья
Сегодня день памяти легендарного героя России - генерал-лейтенанта Дениса Васильевича Давыдова - поэта-партизана, героя войны 1812 года. Его не стало 170 лет назад 4 мая (22 апреля по старому стилю) 1839 года, а до этого была яркая жизнь, участие в войнах и литературная деятельность. Как человек Денис Давыдов пользовался большими симпатиями среди друзей и литераторов. По воспоминаниям князя П. А. Вяземского, он до самой кончины сохранил изумительную молодость сердца и нрава, был душою компаний, писал великолепные стихи. вино, любовные интриги, буйный разгул, гусары, удалая жизнь - вот основное их содержание.
О, пощади! Зачем волшебство ласк и слов,
Зачем сей взгляд, зачем сей вздох глубокой,
Зачем скользит небережно покров
С плеч белых и с груди высокой?
О, пощади! Я гибну без того,
Я замираю, я немею
При легком шорохе прихода твоего;
Я , звуку слов твоих внимая, цепенею.
Но ты вошла. и дрожь любви,
И смерть, и жизнь, и бешенство желанья
Бегут по вспыхнувшей крови,
И разрывается дыханье!
С тобой летят, летят часы,
Язык безмолствует. одни мечты и грезы,
И мука сладкая, и восхищенья слезы.
И взор впился в твои красы,
Как жадная плеча в листок весенней розы.
Карл Гампельн Портрет Дениса Васильевича Давыдова 1820
Романс из к/ф "Эскадрон гусар летучих" исполняет А.Хочинский, музыка А.Журбина
"Мне случилось слышать чтение Дневника Давыдова в кругу молодых офицеров: надобно было видеть, какое действие производили на них описания битв и дел Давыдова: они восклицали вместе с ним, горели нетерпением вступить в след его; я сам, мирный житель отечественных полей, увлекаем был непреоборимым порывом поэзии, горящей в словах, в выражениях Давыдова!"
И холодность, и восторг,
И отпор, и увлеченье,
Смех и слезы, черт и Бог,
Пыл полуденного лета,
С нею дружба - упоенье.
Но спаси, Создатель, с ней
От любовного сношенья
И таинственных связей!
Я ручаюсь, что она
Как законная жена!
В ужасах войны кровавой
Я опасности искал,
Я горел бессмертной славой,
И, в безумстве упоенный
Чадом славы бранных дел,
Посреди грозы военной
Счастие найти хотел.
Но, судьбой гонимый вечно,
Счастья нет! подумал я.
Друг мой милый, друг сердечный,
Я тогда не знал тебя!
Ах, пускай герой стремится
За блистательной мечтой
И через кровавый бой
Свежим лавром осенится.
О мой милый друг! с тобой
Не хочу высоких званий,
И мечты завоеваний
Не тревожат мой покой!
Но коль враг ожесточенный
Нам дерзнет противустать,
Первый долг мой, долг священный
Вновь за родину восстать;
Друг твой в поле появится,
Еще саблею блеснет,
Или в лаврах возвратится,
Иль на лаврах мертв падет.
Полумертвый, не престану
Биться с храбрыми в ряду,
В память Лизу приведу.
Встрепенусь, забуду рану,
За тебя еще восстану
И другую смерть найду!
Все тихо! и заря багряною стопой
По синеве небес безмолвно пробежала.
И мгла, что гор хребты и рощи покрывала,
Волнуясь, стелется туманною рекой
По лугу пестрому и ниве молодой.
Блаженные часы! Весь мир в отдохновенье!
Еще зефиры спят на дремлющих листах,
Еще пернатые покоятся в кустах,
И все безмолвствует в моем уединенье.
Но, боги! Неужель вы с мира тишиной
И чувств души моей порывы усмирили?
Ужели и во мне господствует покой.
Уже, о счастие! не вижу пред собой
Я призрак грозный, вечно милый,
Которого нигде мой взор не покидал.
Нигде! ни в шумной сече боя,
Ни в бранных игрищах военного покоя.
О ты, что я в тоске на помощь призывал,
Бесчувствие! О дар рассудка драгоценный,
Ты, вняв мольбе моей смиренной,
Нисходишь наконец спасителем моим.
Я погибал. Тобой одним
Достигнул берега, и с мирныя вершины
Смотрю бестрепетно, грозою невредим,
На шумные валы бездонныя пучины.
А ты, с кем некогда делился я душой
И кем душа моя в мученьях истощилась.
Утешься: ты забыта мной.
Но, ах, почто слезой ланита окропилась?
О слезы пламенны, теките! Я свои
Минуты радости от сих минут считаю
И вас не от любви,
Но от блаженства проливаю!
О ты, смущенная присутствием моим,
Спокойся: я бегу в пределы отдаленны!
Пусть избранный тобой вкушает дни блаженны,
Пока судьбой храним.
Но, ах! Не мысли ты, чтоб новые восторги
И спутник счастливый твоих весенних дней
Изгладили меня из памяти твоей.
О нет! Есть суд небес и справедливы боги!
Душевны радости, делимые со мной,
Воспоминания протекших упований
И сладкие часы забвенья и мечтаний,
И я, я сам явлюсь тревожить твой покой!
Но уж не в виде том, как в дни мои счастливы,
Когда - смущенный, торопливый
Я плакал без укор, без гнева угрожал
И за вину твою - любовник боязливый
Себе у ног твоих прощения искал!
Нет, нет! Явлюсь опять, но как посланник мщенья,
Но как каратель преступленья,
Свиреп, неумолим везде перед тобой:
И среди общества блистательного круга,
И средь семьи твоей, где ты цветешь душой,
В уединении, в объятиях супруга,
Везде, везде в твоих очах
Грозящим призраком, с упреком на устах!
Но нет. О, гнев меня к упрекам не принудит:
Чья мертвая душа тобой оживлена,
Тот благости твои век, век не позабудет!
Его богам молитва лишь одна:
Да будет счастлива она.
Но вряд ли счастие твоим уделом будет!
ВОЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД ИЗ ПАРНИ
Сижу на берегу потока, Бор дремлет в сумраке; все спит вокруг, а я Сижу на берегу - и мыслию далеко, Там, там. где жизнь моя. И меч в руке моей мутит струи потока. Сижу на берегу потока, Снедаем ревностью, задумчив, молчалив. Не торжествуй еще, о ты, любимец рока! Ты счастлив - но я жив. И меч в руке моей мутит струи потока. Сижу на берегу потока. Вздохнешь ли ты о нем, о друг, неверный друг. И точно ль он любим? - ах, эта мысль жестока. Кипит отмщеньем дух, И меч в руке моей мутит струи потока.
Под вечерок Хрунов из кабачка Совы,
Бог ведает куда, по стенке пробирался;
Шел, шел и рухнулся. Народ расхохотался.
Чему бы, кажется? Но люди таковы!
Однако ж кто-то из толпы
Почтенный человек! - помог ему подняться
И говорит: "Дружок, чтоб впредь не спотыкаться,
Тебе не надо пить. "
"Эх, братец! все не то: не надо мне ходить!"
НА МОНУМЕНТ ПОЖАРСКОГО
Так правосудная Россия награждает!
О зависть, содрогнись, сколь бренен твой оплот!
Неужто думаете вы,
Что я слезами обливаюсь,
Как бешеный кричу: увы!
И от измены изменяюсь?
Я тот же атеист в любви,
Как был и буду, уверяю;
И чем рвать волосы свои,
Я ваши - к вам же отсылаю.
А чтоб впоследствии не быть
Перед наследником в ответе,
Все ваши клятвы: век любить
Ему послал по эстафете.
Простите! Право, виноват!
Но если б знали, как я рад
Моей отставке благодатной!
Теперь спокойно ночи сплю,
Спокойно ем, спокойно пью
И посреди собратьи ратной
Вновь славу и вино пою.
Чем чахнуть от любви унылой,
Ах, что здоровей может быть,
Как подписать отставку милой
Или отставку получить!
ПЕСНЯ СТАРОГО ГУСАРА
Где друзья минувших лет,
Где гусары коренные,
Деды, помню вас и я,
И сидящих вкруг огня
С красно-сизыми носами!
На затылке кивера
Доломаны до колена,
Сабли, ташки у бедра,
И диваном - кипа сена.
Трубки черные в зубах;
Все безмолвны, дым гуляет
На закрученных висках
И усы перебегает.
Ни полслова. Дым столбом.
Ни полслова. Все мертвецки
Пьют и, преклонясь челом,
Но едва проглянет день,
Каждый по полю порхает;
Кивер зверски набекрень,
Ментик с вихрями играет.
Конь кипит под седоком,
Сабля свищет, враг валится.
Бой умолк, и вечерком
Снова ковшик шевелится.
А теперь что вижу?
Страх! И гусары в модном свете,
В вицмундирах, в башмаках,
Вальсируют на паркете!
Говорят, умней они.
Но что слышим от любого?
Жомини да Жомини!*
А об водке - ни полслова!
Где друзья минувших лет,
Где гусары коренные,
* Жомини Антуан Анри (1779-1869) - военный теоретик и историк. - Прим. ред.
Нет! полно пробегать с улыбкою любви
Перстами легкими цевницу золотую:
Пускай другой поет и радости свои,
И жизни счастливой подругу дорогую.
Я одинок - как цвет степей,
Когда, колеблемый грозой освирепелой,
Он клонится к земле главой осиротелой
И блекнет средь цветущих дней!
О боги, мне ль сносить измену надлежало!
Как я любил! - В те красные лета,
Когда к рассеянью все сердце увлекало,
Везде одна мечта,
Одно желание меня одушевляло.
Все чувство бытия лишь ей принадлежало!
О Лиза! сколько раз на Марсовых полях,
Среди грозы боев я, презирая страх,
С воспламененною душою
Тебя, как Бога, призывал
И в пыл сраженья мчал
Крылатые полки железною стеною.
Кто понуждал меня, скажи,
От жизни радостной на жадну смерть стремиться?
Одно, одно мечтание души,
Что славы луч моей на милой отразится,
Что, может быть, венок, приобретенный мной
В боях мечом нетерпеливым,
Покроет лавром горделивым
Чело стыдливое подруги молодой!
Не я ли, вдохновен, касался струн согласных
И пел прекрасную. Еще Москва полна
Моих, в стихах, восторгов страстных;
И если ты еще толпой окружена
Соперниц, завистью смущенных,
И милых юношей, любовью упоенных,
Неблагодарная! не мне ль одолжена
Ты торжеством своим. Пусть пламень пожирает,
Пусть шумная волна навеки поглощает
Стихи, которыми я Лизу прославлял.
Но нет! Изменницу весь мир давно узнал,
Бессмертие ее уделом остается:
Забудут, что покой я ею потерял,
И до конца веков, средь плесков и похвал,
Неверной имя пронесется!
А я? - Мой жребий: пасть в боях
Мечом победы пораженным:
И, может быть, врагом влеченным на полях,
Чертить кремнистый путь челом окровавленным.
Так! Я паду в стране чужой,
Далеко родины, изгнанником невинным;
Никто не окропит холодный труп слезой.
И разбросает ветр мой прах с песком пустынным!
О, пощади! Зачем волшебство ласк и слов,
Зачем сей взгляд, зачем сей вздох глубокой,
В послании к лейб-улану Ф.Ф.Юрьеву Пушкин писал:
А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный
Взрощенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.
Добра чужого не желать
Ты, боже, мне повелеваешь;
Но меру сил моих ты знаешь –
Мне ль нежным чувством управлять?
Обидеть друга не желаю,
И не хочу его села,
Не нужно мне его вола,
На все спокойно я взираю:
Ни дом его, ни скот , ни раб,
Не лестна мне вся благостыня.
Но ежели его рабыня
Прелестна… Господи! Я слаб!
И ежели его подруга
Мила, как ангел во плоти, -
О боже праведный, прости
Мне зависть ко блаженству друга.
Кто сердцем мог повелевать?
Кто раб усилий бесполезных?
Как можно не любить любезных?
Как райских благ не пожелать.
Почему-то, Пушкин больше всего желал замужних женщин.
Будучи в ссылке в Молдавии, Александр Сергеевич сильно пожелал жену помещика Инглези Людмилу Шекору, известную своей красотой и романтическими похождениями. Их связь стала известна мужу. Почувствовав на себе рога, он запер ветреную жену в чулан и вызвал поэта на дуэль. Об этом узнал генерал Инзов и посадил Пушкина на десять суток на гауптвахту, а чете Инглезов предложил немедленно уехать на год за границу.
Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и черный ус,
Другой за деньги – понимаю,
Другой за то, что был француз.
Клеон – умом ее стращая,
Демис – за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая,
За что твой муж тебя имел?
Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
………………………………………………
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
Да, да ведь ревности припадки –
Болезнь, так точно, как чума,
Как черный сплин, как лихорадки,
Как повреждение ума.
Она горячкой пламенеет,
Она свой жар, свой бред имеет,
Сны злые, призраки свои.
Помилуй бог, друзья мои,
Мучительней нет в мире казни
Ее терзаний роковых!
Поверьте мне, кто вынес их,
Тот уж, конечно, без боязни
Взойдет на пламенный костер
Иль шею склонит под топор.
После Одессы Пушкин, сосланный в село Михайловское, продолжал, по утверждению некоторых пушкинистов, поддерживать связь с Воронцовой. Она писала ему и просила письма ее сжигать.
Прощай, письмо любви, прощай: она велела.
Как долго медлил я! Как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори письмо любви…
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.
Минуту. вспыхнули! Пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.
Сколько раз Александр Сергеевич зарекался больше не любить!
Не, нет, не должен я, не смею, не могу
Волнениям любви безумно предаваться;
Спокойствие мое я строго берегу
И сердцу не даю пылать и забываться;
Нет, полно мне любить.
Но стоило только ему встретить какую-нибудь очередную красавицу, и он уже начинал петь совсем по-другому:
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
". Раздался выстрел на опушке,
Заставив вздрогнуть черный лес.
Лишь на мгновенье умер Пушкин
И лишь мгновенье жил Дантес".
Раненый Пушкин упал. Дантес подошел к нему. Пушкин сказал Дантесу, чтобы он встал на место к барьеру, и что у него достаточно сил, чтобы сделать ответный выстрел.
29 января – день памяти Александра Сергеевича Пушкина. Помянем и мы его. Гениальный поэт. А то, что сильно женщин любил - Бог ему судья.
Недавно в африканском государстве Эритрея в городе Асмэра на родине предков Пушкина открыт памятник Александру Сергеевичу в бронзе на одной из площадей столицы, названной именем поэта.
Следует отметить, что к 2010-й годовщине со дня рождения Пушкина установлены в 2008-2009 гг. семь памятников поэту – в Боснии и Герцеговине (г. Баня Лука), в КНР (г.Нинбо), в Словении (г.Любляна), в Турции (г. Стамбул), в Болгарии (г.Шумен), в Сербии (г.Белград) и теперь вот в Африке в г. Эритрея.
Слава нашего Пушкина давно перешагнула границы нашего отечества и дошла до Африки.
Пушкин, он и в Африке Пушкин!
Стихи о дуэли Игоря Кудрявцева и
Ильи Фонякова
О женщины! Во все века
Вас слабым полом называли,
Вам серенады посвящали
И вас носили на руках,
Из-за прекрасных ваших глаз
Ломали мушкетеры шпаги,
Поэты тратили на вас
Десятки тысяч тонн бумаги.
Шло время в вечной суете,
И вы теперь уже не те.
Ну разве есть у нас причины
Вас слабым полом называть?
Ведь вы давно уже мужчинам
Ни в чем не стали уступать!
Р.Рождественский. "Современная женщина"".
Современная женщина суетою
замотана,
Но, как прежде, божественна!
Пусть немного усталая, но, как прежде,
прекрасная,
До конца непонятная, никому не подвластная.
Современная женщина! То грустна
и задумчива,
То светла и торжественна.
Доказать ее слабости, побороть ее
дерзости
Зря мужчины стараются, понапрасну
надеются.
Не бахвалится силою, но на ней тем
не менее
И заботы служебные, и заботы
семейные.
Вс╦ на свете познавшая, все невзгоды
прошедшая,
Остается загадкою современная
женщина!
4. Песня "Ну хочешь я выучусь шить. "
С.Островой. "Песня о женщине"
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
Ей-то уж добра не занимать.
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать!
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей.
Яблоня - украшена плодами;
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках!
Мама. В языке любого народа есть это слово.
Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец. На всех языках мира это священное слово звучит нежно, ласково. Слово "мама" не может не заставить нас вздрогнуть, почувствовать тепло и свет.
Х.Сапаров. "Мамины ладони".
Ладони у мамы теплы и нежны,
Они согревают, как солнце весны.
Когда ты печален иль болен порой,
Они прикоснутся - недуги долой!
Тучи нависнут, гром прогремит,
Но рядышком мама с тобою сидит.
Ладонью легонько по лбу проведет
И солнышко словно лучами блеснет.
Не вянуть цветам и печали долой,
Когда твоя мама рядом с тобой.
В.Брюсов. "Женщине".
Ты женщина, ты - книга между книг,
Ты свернутый, запечатленный
свиток;
В его строках и дум, и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты женщина, ты ведьмовский
напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник,
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты - женщина, и этим ты права,
От века убрана короной звездной,
Ты в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века - на тебя!
Шекспир. Сонет.
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать.
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной поволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных
линий,
Особенного света на челе,
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она успупит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Не будь любви - не знал бы мир
поэтов,
Кто б разомкнул суровые уста?
Без женщины прекрасная планета
Была бы одинока и пуста.
Песня "Как жизнь без весны. " (из к/ф "Гардемарины").
С.Есенин.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Шекспир. Сонет.
Люблю, - но реже говорю об этом,
Люблю нежней, но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
Тебя встречал я песней, как приветом,
Когда любовь нова была для нас.
Так соловей гремит в полночный час
Весной, но флейту забывает летом.
Ночь не лишится прелести своей,
Когда его умолкнут излиянья.
Но музыка, звуча со всех ветвей,
Обычной став, теряет обаянье.
Умолк и я подобно соловью.
Свое пропел и больше не пою.
Д.Давыдов. "Элегия".
О пощади! Зачем волшебство ласк и слов.
Зачем сей взгляд, зачем сей вздох глубокий,
Зачем скользит небережно покров
С плеч белых и груди высокой?
О пощади! Я гибну без того,
Я замираю, я немею
При легком шорохе прихода твоего;
Я, звуку слов твоих внимая, цепенею.
Но ты вошла - и дрожь любви,
И смерть, и жизнь, и бешенство
желанья,
Бегут по вспыхнувшей крови.
И разрывается дыханье.
С тобой летят, летят часы,
Язык безмолвствует. одни мечты и
грезы,
И мука сладкая и восхищенья слезы,
И взор впился в твои красы,
Как жадная пчела, в листок весенней розы!
Выбранный для просмотра документ Все движется любовью на земле.docx
Моторина Светлана Юрьевна ,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ СОШ № 574 г. Москвы
В левой части сцены – стул, с которого ниспадает яркая шаль. На правом крае авансцены – журнальный столик, задрапированный скатертью, с настольной лампой, россыпью книг. Рядом стоит кресло, в котором расположится ведущая. Она отделена от основной сцены с помощью первой кулисы. Левая кулиса слегка закрывает сцену и тоже может быть задрапирована.
В зале установлены два прожектора, которые будут использоваться в освещении спектакля (когда у нас не было прожекторов, вместо них использовали обычные диапроекторы).
2 В зале и на сцене гаснет свет.
Все движется любовью на земле:
идут в метро, проснувшись на рассвете,
работают, спешат домой к семье,
целуются, играют на кларнете.
Все движется любовью: строят дом,
штурмуют полюс, приручают атом,
ракета покидает космодром –
и человек становится крылатым.
Земля стоит от века на любви,
от первых дней, от самого Адама;
живи сто лет, и тысячу живи –
на том же будет мир стоять упрямо.
Любовь у нас в крови, и в этом суть,
ты без любви и дома не поставишь,
к далеким звездам не проложишь путь,
не высечешь мелодию из клавиш.
Мир сотворен влюбленными людьми;
сады, электростанции, полотна,
сам человек – создание любви,
а ненависть беспола и бесплодна.
Любви обязан всем наш трудный век:
уйди любовь – и будет мир размолот,
на все, что в муках создал человек,
падёт войны неумолимый молот.
Но небосвод не рухнул, не померк,
и юный мир взрослеет с каждым разом:
любовь возьмет над ненавистью верх,
и над безумьем воссияет разум!
4 . Музыка вновь нарастает и снова затихает, и на её фоне ВЕДУЩАЯ садится за свой столик, включает настольную лампу. Прожектор гаснет.
ВЕДУЩАЯ . Любовь. Короткое, но емкое слово. Оно наполнено нежностью, лаской, но в нем же заключена огромная сила, энергия. Любовь. Уже много веков человечество пытается разгадать тайну, скрывающуюся за этими шестью буквами: Л-Ю-Б-О-В-Ь.
Она приходит в жизнь каждого из нас, врывается, как ураган, сметая все на своем пути, или является нам ласкающим ветерком весны…
Многие поэты стремились постичь вечную тайну любви, но у каждого из них она была своя, особенная, неповторимая.
5 . Звучит музыка (Бах «Магнификат) , постепенно затихая. На левую часть сцены выходит чтец, его освещает прожектор. Читает сонет Петрарки.
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Благословенна боль, что первый раз
Я испытал, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце бог, тайком разящий нас!
Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!
Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей, певучие канцоны –
Дум золотых о ней единой сплав!
Смятенье глаз твоих благословляю!
В моем бреду светило мне оно!
Улыбку уст твоих благословляю!
Она меня пьянила, как вино!
Твоих лобзаний яд благословляю!
Он отравил все думы и мечты.
Твоих объятий серп благословляю!
Всё прошлое во мне им сжала ты.
Огонь любви твоей благословляю!
Я радостно упал в его костер!
Весь мрак души твоей благословляю!
Он надо мной свое крыло простер.
За всё, за всё тебя благословляю!
За скорбь, за боль, за ужас долгих дней,
За то, что влекся за тобою к Раю,
За то, что стыну у его дверей.
ВЕДУЩАЯ. Это стихи Валерия Брюсова. В них удивительный сплав любви и боли, страдания и возрождения. А главное – поэт признается, что счастлив. Чем больше страданий преодолеешь, тем выше вершина блаженства.
Кладет любовь на все особый лик,
И в зренье происходит некий сдвиг,
Когда любая малость мира
Тебе мила, как малость мига…
Её глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч, открытых кожа
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек,
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежной лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на чале,
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Спасибо за то, что ты есть,
За то, что твой голос весенний
приходит, как добрая весть,
в минуты обид и сомнений.
Спасибо за искренний взгляд,
о чем бы тебя ни просил я –
во мне твои боли болят,
во мне твои копятся силы.
Спасибо за то, что ты есть,
Сквозь все расстоянья и сроки
какие-то скрытые токи
вдруг снова напомнят – ты здесь.
Ты здесь, на Земле, и повсюду
Я слышу твой голос и смех.
Вхожу в нашу дружбу, как в чудо,
И радуюсь чуду при всех.
11 . Луч прожектора выхватывает из темноты следующего исполнителя
ЧТЕЦ. Ах, этот образ! Он преследует меня! Во сне и наяву теснится в мою грудь! Едва я сомкну веки, как тут, вот тут под черепом, где сосредоточено внутреннее зрение, встают передо мной ее черные глаза. Как бы это объяснить тебе? Только я закрою глаза – они уже тут! Как море, как бездна, открываются они передо мной, во мне, заполняют все мои чувства, весь мозг.
Чего стоит человек, этот хваленый полубог? Именно там, где силы всего нужнее ему, они ему изменяют. И когда он окрылен восторгом или погружен в скорбь, что-то останавливает его и возвращает к трезвому, холодному сознанию именно в тот миг, когда он мечтал раствориться в бесконечности.
То неба восторги,
То смерти тоска…
Одой лишь любовью
(Гёте. Песня Клёрхен)
ВЕДУЩАЯ . И даже лихой и бравый гусар Денис Давыдов не смог устоять перед чарами любви.
О, пощади! Зачем волшебство ласк и слов,
Зачем сей взгляд, зачем сей вздох глубокой,
Зачем скользит не бережно покров
С плеч белых и с груди высокой?
О, пощади! Я гибну без того,
Я замираю, я немею
При легком шелесте прихода твоего,
Я, звуку слов твоих, внимая, цепенею…
Но ты вошла…и дрожь любви,
И смерть, и жизнь, и бешенство желанья
Бегут по вспыхнувшей крови,
И разрывается дыханье!
С тобой летят, летят часы,
Язык безмолвствует…одни мечты и грезы,
И мука сладкая, и восхищенья слезы…
И взор впился в твои красы,
Как жадная пчела в листок весенней розы.
Восторг души, восторг поэзии окрыляет поэтов, поднимает их ад суетой, над обыденной повседневностью и рождает необыкновенные, идущие из самых сокровенных глубин, слова. И каждый из них старается запечатлеть образ любимой навеки, потому что
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово,
Всего прочнее на земле – печаль,
И долговечней – царственное слово.
Я в них смотрю, как в чистые озёра,
Где крохотные камешки на дне,
Где водорослей тонкие узоры,
Где сам я отражаюсь в глубине.
Они играют бликами живыми,
Мне радость и уверенность даря,
И отступают, меркнут перед ними
Все в мире океаны и моря.
Нам с Вами случай встретиться помог,
Не удивляйтесь ни словам, ни взгляду,
Вы разрешите, я напротив сяду,
Вблизи улыбки Вашей и тревог…
Вы так прекрасны, что печалью Вашей
Охвачен я, не ведая того,
И разговор для нас не так уж важен,
Важней желанье продолжать его.
Мы с вами долго были или мало,
Но радостью нас брудершафт настиг,
И наши души, словно два бокала,
Соприкоснулись в этот миг.
Быть может, был я чуточку влюблен
В улыбку Вашу, собственность экрана,
И в этот вопросительный наклон,
Когда меня вы слушали так странно.
Но все прошло, и все в душе осталось,
И оживает в памяти моей,
Наверно, дружба в нас тогда рождалась,
Мы не решались говорить о ней.
ВЕДУЩАЯ. Как любовь возникает? В улыбке?
В первом взгляде? В движении глаз?
Или знак есть, невнятный и зыбкий,
О котором не сложен рассказ?
Он (стоя у левой кулисы, освещенный прожектором). Маршал улыбнулся. Опьянение не проходило. Оно не прошло и тогда, когда лошади вынесли сани на поляну в горах, к старому дому с высокой крышей.
Окна были освещены. Дверь распахнулась, и маршал об руку с Баумвейсом вошёл, сбросив плащ, в низкую комнату, освещенную свечами, и остановился у порога. В комнате было несколько нарядных женщин и мужчин.
ОНА. Одна из женщин встала. Это была Мария Черни.
ОН . Простите меня. Простите за непрошенное вторжение. Но мы, солдаты, не знаем ни семьи, ни мирного веселья. Позвольте мне немного погреться у вашего огня.
ОН . Да. Это был крепкий сабельный удар.
ОНА . Тогда. она взяла маршала под руку и подвела к гостям. Она знакомила его с ними, сияющая и смущенная, как будто представляла им своего жениха. Шепот недоумения пробежал среди гостей.
Что было дальше?
ОН . Маршал провел в доме лесничего два дня. Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи, где плещется форель. Или этот смех и слезы, пение и запах старой смолы перед рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах Марии Черни. Кто знает? Может быть, это обнаженная рука на жестком эполете, пальцы, гладящие холодные волосы, заштопанный фрак Баумвейса. Это мужские слезы о том, чего никогда не ожидало сердце: о нежности, о ласке, о несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть, это возвращение детства. Кто знает?
ОНА . (После небольшой музыкальной паузы). А может быть, это отчаяние перед расставанием, когда падает сердце и Мария Черни судорожно гладит рукой обои, створки дверей той комнаты, что была свидетелем её любви. И может быть, наконец, это крик и беспамятство женщины, когда за окнами, в дыму факелов, при резких выкриках команды наполеоновские жандармы соскакивают с седел и входят в дом, чтобы арестовать маршала по личному приказу императора.
Снова музыкальный проигрыш-пауза.
ОН . Бывают истории, которые промелькнут и исчезнут, как птицы, но навсегда остаются в памяти у людей, ставших невольными их очевидцами.
Всё вокруг осталось по-прежнему. Всё так же шумели во время ветра леса, и ручей кружил в маленьких водоворотах темную листву. Всё так же отдавалось в горах эхо топора и в городке болтали женщины, собираясь около колодца.
ОНА . Но почету-то эти леса, и медленно падающий снег, и блеск форелей в ручье заставляли Баумвейса вынимать из заднего кармана фрака хотя и старый, но белоснежный платок, прижимать его к глазам и шептать бессвязные печальные слова о короткой любви Марии Черни и о том, что временами жизнь делается похожей на музыку.
Музыка смолкает. Тишина. Пауза.
ОН . Судьба этого наполеоновского маршала – не будем называть его имени, дабы не раздражать историков и педантов, - заслуживает того, чтобы рассказать её вам, сетующим на скудость человеческих чувств.
ВЕДУЩАЯ . Как трудно смириться с потерей любимого человека! Самое трудное – научиться жить с неизлечимой раной в сердце. Но поэт постигает и эту науку.
Было душно от жгучего света,
А взгляд его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь? Не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
А я не могу взлететь,
А с детства была крылатой,
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Как велит простая учтивость,
Подошёл ко мне, улыбнулся,
Поцелуем руки коснулся.
И загадочных древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово,
И сказала его напрасно…
Отошёл ты, и стало снова
На душе и пусто, и ясно.
ВЕДУЩАЯ. Был крут полёт судьбы –
Излом на половине,
А из долины роз я брошена
А память медленным потоком истекает,
И я в нем снова, словно семя прорастаю.
ЧТЕЦ. Черную и прочную разлуку
Я несу с тобою наравне.
Что ж ты плачешь? Дай мне лучше руку,
Обещай опять прийти во сне.
Мне с тобою, как горе с горою…
Мне с тобой на свете встречи нет.
Только б ты полночною порою
Через звезды мне прислал привет!
23 . Исполнительница остается на сцене, освещенная лучом прожектора.
ВЕДУЩАЯ. Вслушаемся в эти строки. И мы поймем, что терзает единственную и неповторимую душу гордой песчинки в бесконечном космосе, именуемой ЧЕЛОВЕК.
Я знаю, ты моя награда
За годы боли и труда,
За то, что я земным отрадам
Не придавалась никогда.
За то, что я не говорила
Ты будешь ангелом моим.
ВЕДУЩАЯ. Но каждому ли из нас ноша утрат, расставания, потери по силам? Прислушайтесь к себе…О чем стучит ваше сердце. Может быть, это всего лишь стук холодного и равнодушного сердца? (Музыкальный проигрыш продолжается).
Ему неведом океан страстей,
Ему неведом океан большой любви,
Его удел – лишь мелкие потоки.
И лужи, где теряются в грязи
Отсветы страсти – тусклой и далёкой.
В безрадостной пустыне долгих снов
И он бежит, спешит, зовет любовь,
И сердце разрывается на части.
25 . На фоне продолжающейся музыки на сцене появляется новый чтец. Становится в луч прожектора и читает сонет В.Шекспира:
Проснись любовь! Твое ли остриё
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питьё,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь Её голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнём объят,
Рождённый для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирают руки
Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас!
26 . Музыка еще звучит.
ВЕДУЩАЯ. Наша душа вмещает в себя весь огромный мир: любовь мыслит масштабами вечности и вместе с тем говорит о хрупком, маленьком, легко ранимом человеческом сердце и самом прекрасном создании Земли – ЖЕНЩИНЕ.
Во всяком случае –
Всесильна над нами женщина.
Нам данное от рождения,
Наше блаженство дутое-
Эта простая истина не каждому открывается,
Застенчиво и таинственно
Приходим, бедой отмечены,
Мы все равно для женщины
Детьми остаемся малыми.
На взлёты и на падения,
На все наши игры шумные
Смотрят, даря прощение,
Спорится или ссорится,
Забудется или вспомнится –
Женщину надо слушаться.
Она одарит надеждами,
Врачует руками нежными
Отметины и ранения.
Потом – на разрыв
29 . Сначала прожектор высвечивает одного чтеца (ОН), а затем и его партнера (ОНА).
ОН. Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана:
Прольется чистыми слезами!
Не зарастет на сердце рана:
Прольется пламенной смолой!
ОНА. Пока жива, с тобой я буду,
Душа и кровь неразделимы,
Пока жива, с тобой я буду,
Любовь и смерть всегда вдвоем!
Ты понесешь с собой повсюду,
Ты понесешь с собой, любимый,
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом!
ОН . Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой?
Но если мне укрыться нечем
От холода, от темноты?
ОНА . За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба: я и ты.
ОН. Но если я безвестно кану,
Короткий свет луча дневного?
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
ОНА. Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим!
ОН . Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
ОНА. Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали…
ОН. С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них!
ОНА. И каждый раз на век прощайтесь!
ОН. И каждый раз на век прощайтесь!
ОНА. И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Одновременно идут слайды, информирующие, чьи стихи звучали и кто их исполнял.
Музыка нарастает и звучит до конца песни.
Спектакль интересен старшеклассникам (9-11 кл.) и всем гостям и сотрудникам школы. Хорошо бы на этот праздник пригласить и мам, и пап. Все зависит от Вашего желания, вкуса и возможностей.
Читайте также: