Можно ли прервать уразу если болеешь гриппом в исламе
Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада ﷺ .
Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.
Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:
1. путешествие;
Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر
2. болезнь;
Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.
Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.
3. беременность и кормление грудью;
Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.
Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.
Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть.
Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.
Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.
4. старость;
Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.
Фидья – это искупление за каждый пропущенный пост по одному мудду наиболее употребительного продукта. Мудд равен одной четверти саха. Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерновых культур, достаточно для саха.
Согласно этому утверждению, мудд равен количеству зерна, которое поместится в пригоршни обеих рук человека среднего роста.
Точно такое же решение будет действительно и относительно неизлечимо больных людей.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ
Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.
5. сильная жажда и голод;
Если человек, который соблюдает пост, испытывает сильную жажду или нестерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для утоления голода. Однако он должен соблюдать имсак (то есть ему следует прекратить приём пищи до конца дня) и возместить пост этого дня. Что касается фидья, то ему не нужно выплачивать её.
Более того, если постящийся человек испытывает настолько сильную жажду или голод, что он может потерять сознание или навредить своему здоровью, он должен прервать пост и возместить его в другое время.
6. работа в тяжёлых условиях;
Честно говоря, работать в таких тяжёлых условиях, когда невозможно соблюдать пост, для мусульманина является неправильным. Однако обстоятельства складываются таким образом, что иногда человек вынужден трудиться в очень тяжёлых условиях.
Это также может быть связано с сезонными сельскохозяйственными работами, от которых зависит годовой урожай. Ведь отказ от проведения тех или иных работ в строго определённые дни может привести к гибели всего урожая.
Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Он, так же, как и человек, пропустивший пост из-за сильной жажды и голода, должен возмещать пост этого дня, выплачивать фидья он не должен.
Во всех этих случаях учёные согласились с тем, что если пропущенный пост нужно возмещать, то один пост возмещается одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что каждый день возмещается одним месяцем, Нахаи говорит, что один день нужно возместить тысячей дней, а Ибну Масуд сказал, что даже возмещая пост на протяжении всей жизни, не восполнить (награду) пропущенный в месяц Рамазан пост.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Наступил священный Рамадан — месяц прощения, милости и наград. Многие мусульмане знают, как правильно подготовиться к посту в летние месяцы, как соблюдать адекватный режим труда и отдыха, как питаться, чтобы не нанести вред здоровью.
Далёкому от медицины человеку бывает трудно понять, насколько состояние его здоровья позволяет или не позволяет соблюдать пост. Ведь воздержание от еды и питья может либо вызвать, либо не вызвать обострение заболевания. К тому же есть диагнозы, не связанные с постом, обострение которых не опасно. К сожалению, многие мусульмане, следуя советам врачей, упускают возможность заслужить довольство Всевышнего, а некоторые, напротив, необоснованно рискуют жизнью, хотя Аллах запрещает верующим вредить самим себе, в том числе посредством поклонения.
Есть болезни, при которых пациент должен обязательно соблюдать диету и регулярно употреблять пищу и воду, можно сказать, под страхом смерти: так больной ежечасно, ежеминутно поддерживает жизнедеятельность организма. При таких заболеваниях пост однозначно запрещён.
Например, при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимый) человек должен контролировать баланс глюкозы в организме, вовремя употребляя пищу, сахар, воду и делая инъекции инсулина. Миф о том, что если не кушать, то просто не нужно ставить инсулин, и всё будет в порядке, — опасное заблуждение, иногда встречающееся среди новичков.
Не всё так однозначно при сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимом), так как больше зависит от стадии заболевания и от состояния пациента. Например, если болезнь на начальной стадии, при которой назначена только диета с низким содержанием углеводов, то поститься разрешено при соблюдении ряда правил во время приёма пищи. Если пациент принимает сахароснижающие препараты, то вопрос решается индивидуально, в зависимости от вида лекарств, вызывают ли они гипогликемию, умеет ли человек контролировать своё состояние и каковы результаты некоторых анализов. Есть многочисленные примеры больных сахарным диабетом 2 типа, даже получающих инсулин, которые отлично чувствуют себя в Рамадан. Благодаря знанию своего организма они уже научились корригировать дозы препаратов в соответствии с уровнем глюкозы крови, и в пост наблюдают улучшение течения болезни. Несомненно, это возможно только у пациентов, в полной мере осознающих, что они делают. Если же у больного сахарным диабетом 2 типа бывают гипогликемии (снижение уровня глюкозы крови), которые он не умеет предотвращать и распознавать — поститься однозначно запрещено.
Практически все болезни почек
Проблема, при которой обезвоживание может быть опасным. Почкам жизненно необходима вода, и с недостатком жидкости может справиться только здоровый орган. Гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, наследственные нефропатии, почечная недостаточность — серьёзные противопоказания к посту в летние месяцы. Можно попробовать совершать богослужение, если болезни на начальной стадии, и только во время ремиссии — когда почки фактически здоровы. Тогда пост станет тренировкой, полезной для организма.
Болезни печени и желчного пузыря
Если пациенту предписано соблюдать диету с частым дробным питанием, а любое нарушение режима влечёт появление болей и недомогания, то совет — не поститься. Это относится к болезням, при которых изменяется состав желчи и структура желчевыводящих путей: желчнокаменная болезнь, холецистохолангиты и т.п., когда необходимо постоянное отхождение желчи и запрещено её застаивание. Питание в этом случае — вторичная профилактика заболевания и недопущение острой хирургической патологии. К сожалению, врачи запрещают пост даже при таких изменениях как перетяжки в желчном пузыре или дискинезия желчевыводящих путей, при появлении признаков хронического холецистита, выявленных на ультразвуковом исследовании. Однако это не слишком серьёзные изменения, при которых более важно самочувствие постящегося: возможно, в Рамадан оно даже улучшится или же появившийся вначале небольшой дискомфорт через несколько дней пройдёт.
Хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Здесь всё зависит от выраженности заболевания и его переносимости. Если человек чувствует недомогание — то он болен и, следовательно, должен воздерживаться от поста. При хорошем самочувствии и намерении совершать богослужение нужен лишь рациональный подбор продуктов питания и профилактический приём противоанемических препаратов. Никаких нежелательных последствий в таком случае быть не должно.
Хронические болезни сердечно-сосудистой системы
Пост противопоказан людям с этими заболеваниями в том случае, когда необходим регулярный приём препаратов в дневное время.
Очень частая жалоба постящихся. Чаще всего они возникают от нетренированности у людей, редко постящихся вне Рамадана, и проходят после привыкания к воздержанию от пищи и воды. Если же боли усиливаются с каждым днём и влияют на трудоспособность, то поститься не следует, ибо симптомы свидетельствуют о том, что организм не справляется с богослужением.
Плохое самочувствие и обострение заболеваний — не всегда препятствие для поклонения в Рамадан. Иногда ОРЗ, ОРВИ и отравления у постящихся проходят намного быстрее. Ведь известно, что голод на начальном этапе болезни — хорошая возможность для организма разобраться с проблемой в кратчайшие сроки. Нужно понять, возможно ли при данном заболевании голодать и не пить? Например, при сильной диарее или высокой температуре запрещено не пить. А при боли в горле с субфебрильной температурой или при болях в спине можно воздерживаться от питья.
Конечно же, эта статья — не универсальное руководство, ведь всю патологию перечислить невозможно. Здесь рассмотрены только наиболее часто встречающиеся болезни, которые вызывают вопросы у мусульман. Грань между здоровьем и болезнью зачастую едва различима, и в том случае, когда человек скорее здоров, чем болен, сохраняется его обязанность выполнять данный фарз. Плохая переносимость поста зачастую связана не с болезнью, а со страхом. Верующему надо быть честным перед самим собой и ответить, чего он больше опасается — голода или своего диагноза. Можно спросить у компетентного врача, чем конкретно опасен пост при имеющемся заболевании, и в соответствии с полученной информацией расставить приоритеты.
Каждый верующий сам решает, под силу ли ему поститься летом, и далее полагается во всём на Аллаха. Стоит отметить, что самочувствие в Рамадан очень сильно зависит от настроя постящегося. Неуверенность и страхи способны значительно ухудшить его и даже вызвать заболевания, которых раньше не было. Понимание того, что пост — это не голодание, а один из видов поклонения, за которое Аллах определяет награды; принятие поста как возможность очищения от грехов и воспитание воли; обращение ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал лёгкость в соблюдении — вот что действительно предотвращает опасность голода и обезвоживания в месяц Рамадан.
Во-первых, человек больной и какова ограничительная черта той болезни, которая позволяет человеку разговляться и не держать уразу, то есть любая ли болезнь позволяет человеку не держать уразу. Говорит, что касается больного человека, говорит Аль Куртуби: больной человек бывает в двух ситуациях: первая ситуация – болеет настолько, что не способен держать уразу никоим образом, такой человек обязан разговеться, то есть ваджибом (обязанностью) для него является разговеться.
Второе положение – когда человек способен держать уразу, но это наносит ему вред и наносит ему сложность. Такой человек, разговеться ему является желательным, но не обязательным. И никто не будет держать уразу в таком состоянии кроме , как джахиля (невежественного человека), то есть если ураза наносит вред человеческому здоровью, то желательным для него является разговеться и если он продолжает держать уразу, то это является проявлением невежества с его стороны.
Значит правильное мнение то, что если человек заболел такой болезнью, которая в случаи уразы, наносит ему определенную сложность и наносит вред его организму, тогда эта болезнь является той, которая позволяет человеку разговляться. Если же болезнь посторонняя, не имеет никакого отношения к уразе, ураза, если человек будет её держать не ослабляет организм, то такая болезнь не позволяет человеку разговляться и не держать уразу, он всё равно обязан уразу держать.
[Примечание редактора стенограммы]: "А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время".Коран 2:185
Большинство ученых – включая четырех имамов имеют мнение , что больному человеку не разрешается прерывать пост, если болезнь не серьезна.
Что подразумевается под серьезной болезнью:
1- Болезнь будет осложнена из-за поста
2- Процесс выздоровления осложнится из-за поста
3- Пост причинит интенсивное затруднение, даже если это не осложнит болезнь или задержит процесс выздоровления
4- Ученые также включали тех, кто боится, что заболеет из-за участия в посте.
Ибн Кудама (да будет ему милость Аллаха), сказал: Вид болезни, при которой разрешается прервать пост - интенсивная болезнь, которая осложнится постом или страх того, что процесс выздоровления затянется. Аль Мугни (4/403)
Сказал Ибн Къудама, да смилуется над ним Аллах: "Больной, болезнь которого неисцелима, должен принимать пищу и кормить за каждый такой день, одного бедняка, потому что его положение, как положение глубокого старца". Мугъни" 4.396
Aл -Навави сказал в Аль Маджму, 6/261: Человек, который неспособен поститься из-за болезни, которая, он надеется, что уйдет, не обязан поститься …, это применимо, если он сталкивается с очевидной трудностью во время поста и может достигнуть состояния, когда он будет неспособен поститься. Некоторые из ученых считали, что допустимо для каждого больного человека прервать пост и не обязательно, чтобы пост причинил им затруднение. Это - странное представление, которое было отклонено учеными.
Аль Навави сказал: В отношении человека, который немного болен и кто не переносит никакого очевидного затруднения, для него не допустимо прервать свой пост, и нет никакого различия мнений среди нас относительно этого. Аль Маджму, 6/261
Шейх Ибн Усеймин сказал: Больному человеку, которому не повредит пост, вроде такого, кто имеет небольшую простуду или головную боль, или небольшую зубную боль и т.п., не разрешают прерывать пост. Даже при том, что некоторые из ученых позволяют это, исходя из айатов (смысловой перевод): " В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны."[Корова 2:185],
мы говорим, что постановление, упомянутое в этом аяте связано с условием, когда прерывание поста овободит его от трудностей, но если участие в посте не повредит ему, тогда не допустимо для него прерывать пост и он обязан поститься. Аш Шарх аль Мумти, 6/352.
Вопрос: Больному туберкулёзом трудно поститься в Рамадан, поэтому в прошлый Рамадан он не постился. Должен ли он кормить бедняков, принимая во внимание, что нет надежды на выздоровление?
Ответ: Если этот больной не может поститься в Рамадан, и нет надежды на его выздоровление, то он не обязан поститься. За каждый день, в который он не соблюдал пост, он должен накормить бедняка, отдав ему 1/2 са’а крупы или фиников, или риса и т. д. – словом того, что жители этой местности имеют обыкновение употреблять в пищу с учётом их возможностей. В этом, такой больной приравнивается к очень старым людям обоего пола, которым трудно поститься.
Если участие в посте будет слишком трудным для того, кто болен, то лучше для него не поститься, и восполнить дни, которые он не постился позже. Для него мустахаб не поститься, если это слишком трудно для него.
Свидетельства для этого следующие:
1 - Ахмад (5832) рассказывал, что Ибн 'Умар, сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: "Аллах любит, чтобы его уступки были приняты также, как Он ненавидит действия неповиновения. " Шейх Албани подтвердил достоверность данного хадиса в Ирва аль Галил, 564.
2 – Аль Бухари (6786) и Муслим (2327) передали, что Аиша (да будет Аллах доволен ею ), сказала: "Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) никогда не давали выбор между двумя вещами, но он выбирал то, что легче из двух, если это не было грехом; если это был грех, он держался от этого дальше, чем все остальные люди."
Передано Бухари, 3560; Муслимом, 2327.
Аль Навави (да будет ему милость Аллаха ), сказал:
Это указывает на то, что это - мустахаб выбирать то, что более легкое, если это не харам или макрух. Конец цитаты.
Ахмад (5832) передал, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах ), сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: "Аллах любит, когда принимают то, что Он облегчил, и Аллах ненавидит, когда Ему не подчиняются.. "
Шейх Албани подтвердил достоверность этого хадиса в Ирва аль Галил, 564.
Это свидетельство указывает на то, что чем легче акт поклонения для человека, тем ближе это предписаниям Шариата.
Ученые заявили, что для больного человека, для которого участие в посте тяжело, не поститься.
Аль Куртуби (2/276) сказал: Это - мустахаб для него не поститься и никто не постится в этих случаях, кроме тех, кто игнорирует это.
1 - он не способен поститься вообще, так что он должен прервать свой пост, и для него необязательно поститься.
2 - если он способен к посту, но это причинит ему вред и составит трудность для него. В этом случае для него мустахаб прервать свой пост; в этом случае только неосведомленный человек постился бы.
Ибн Кудама (да будет Аллах милостив к нему ), сказал в Аль Мугни (4/404): Участие в посте для больного человека, для которого пост труден – макрух.
Шейх ибн Усеймин (да будет Аллах милостив к нему ), сказал в Аль Шарх аль Мумти (6/356):
Таким образом мы можем видеть ошибку некоторых из тех, кто постится, несмотря на то, что это трудно для них или может вредить им, но они отказываются прерывать их пост. Мы говорим: Они допускают ошибку, не принимая доброту Аллаха и уступки, которые Он предоставил, нанося себе этим вред. Аллах говорит (смысловой перевод):
"И не убивайте самих себя"
См. также вопрос Номер 1319.
А Аллах знает лучше.
Ислам Q*A
----------------------------------------------------------------------
Какова болезнь, которая разрешает постящемуся прервать свой пост
Вопрос номер:
Какова болезнь, которая разрешает постящемуся прервать свой пост? Допустимо ли прервать пост по причине любой болезни, даже если это, что- то незначительное?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Большинство ученых – включая четырех имамов имеют мнение , что больному человеку не разрешается прерывать пост, если болезнь не серьезна.
Что подразумевается под серьезной болезнью:
1- болезнь будет осложнена из-за поста
2- процесс выздоровления осложнится из-за поста
3- пост причинит интенсивное затруднение, даже если это не осложнит болезнь или задержит процесс выздоровления
4-ученые также включали тех, кто боится, что заболеет из-за участия в посте.
Ибн Кудама (да будет ему милость Аллаха ), сказал в Аль Мугни (4/403):
Вид болезни, при которой разрешается прервать пост - интенсивная болезнь, которая осложнится постом или страх того, что процесс выздоровления затянется.
Ахмад сказал: "Когда больной человек может прервать свой пост? "Он сказал, когда он неспособен поститься. Его спросили, вроде лихорадки? Он сказал, а что может быть быть хуже лихорадки?
"Здоровый человек, который боится, что он может заболеть из-за поста или тот, кто боиться, что его болезнь может ухудшиться, им обоим разрешают прервать пост, потому что больному человеку разрешают прервать пост из-за опасения, что его пост осложнит болезнь и она будет длиться дольше, и опасение, что участие в посте вызовет болезнь": сказал Aл -Навави в Аль Маджмуa, 6/261:
Вопрос:
Мне шестнадцать лет и последние пять лет я прохожу лечение в больнице. В месяц рамадан прошлого года доктор приказал сделать мне внутривенное вливание лечебного препарата химического происхождения. Лекарство оказалось мощным и сильно повлияло на желудок, а также на весь организм в тот же самый день, когда его ввели мне, а я в это время соблюдал пост. Я почувствовал страшный голод и жестоко мучался с самого утра в течение семи часов. Я чуть не умер, но не разговелся до призыва на вечернюю молитву. В рамадан этого года, если будет на то воля Аллаха, доктор опять прикажет сделать мне такую же инъекцию. Следует ли мне разговеться в этот день или нет? Если же я не буду разговляться в этот день, то должен ли я его возместить? Считается ли взятие крови из вены розговеньем или нет, как и примененное в отношении меня лекарство?
Ответ:
В месяц рамадан розговенье для больного считается законным, если пост вредит ему, если он тяжело переносит его, либо нуждается в лечении в дневное время различными таблетками, микстурами и т.п., которые принимаются как еда и питьё, поскольку Всемогущий Аллах сказал: ". но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней. " По этому поводу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллаху угодно давать Его позволения, но очень неугодно Ему непослушание. " В другой версии сказано: "И угодно Ему соблюдение Его намерений."
Что же касается взятия крови из вены на анализ или с какой-либо иной целью, то истина состоит в том, что это не нарушает поста. В том же случае, если кровь берётся в большом количестве, то рекомендуется перенести это на ночное время. Если же это делается в дневное время, то следует возместить этот день из-за сходства с кровопусканием.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Вопрос:
У одной женщины началось психическое заболевание, которое сопровождалось повышенной температурой и нервным расстройством, а также другими опасными симптомами. В результате этого она не соблюдала пост в течение почти четырёх лет. Должна ли она в такой ситуации совершить возместительный пост или же нет? Каким будет суждение шариата в отношении её?
Ответ:
Если она прекратила поститься по причине отсутствия у неё физических сил для этого, то ей следует относиться пропущенные ею дни месяцев рамадан за все четыре года, если она способна на это. Всевышний Аллах сказал: "Но, если кто поражен недугом, или путешествует, тот да постится то же число других дней, Аллаху угодно даровать вам облегчение, а не бремя для вас, дабы вы могли выполнить положенное число дней, и дабы вы возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас, и дабы были благодарны." Если же болезнь этой женщины неизлечима, а неспособность совершать пост пожизненна на основании официального заключения медиков, то за каждый день пропущенного ею поста она должна накормить нуждающегося из расчёта предоставления ему половины саа пшеницы, фиников, риса или любой другой обычной пищи, которую едят её родственники у себя дома. Таким образом, она должна поступить так же, как престарелый мужчина или старая женщина, для которых пост изнурителен и очень труден. Совершать возместительный пост ей не требуется.
Вопрос:
Моей дочери тридцать лет, и у неё есть дети. Вот уже четырнадцать лет она страдает от психического заболевания. В прошлом периоды ухудшения её состояния чередовались с периодами улучшения, но в последний раз период ухудшения необычно затянулся, и она пребывает в ненормальном состоянии вот уже почти три месяца. Совершать должным образом молитву и омовение она может сейчас только с чужой помощью, когда ей постоянно подсказывают как и сколько молиться. Сейчас, когда наступил благословенный месяц рамадан, она смогла соблюсти пост только в течение одного дня, да и то неподобающим образом. В другие же дни она вообще не постилась. Наставьте меня в этом вопросе, и да вознаградит вас Аллах! Что мне следует предпринять, и что должна сделать она сама, учитывая, что я являюсь её попечителем?
Ответ:
Если её состояние действительно такое, как ты рассказал, то она не должна ни поститься, ни совершать молитву. Пока она не должна также ничего возмещать. Твоя же обязанность состоит только в том, чтобы опекать её, поскольку ты отвечаешь за неё. Достоверно установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Каждый из вас есть пастырь, и каждый из вас отвечает за свою паству. " /Хадис/. Если на некоторое время она придёт в нормальное состояние, то она обязана совершить молитву именно в период улучшения. Если улучшение её состояния произойдёт в один или несколько дней месяца рамадан, то ей следует соблюдать, пост именно в период улучшения и только.
Постоянный комитет по изданию фетв
Ответили на фетвы: уважаемые шейхи:
1 – Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз - да помилует его Аллах
2 – Мухаммад бин Салих Аль Усеймин - да помилует его Аллах
3 – Абдулла бин Джибрин
Ответ:
Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжёлой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний сказал: ". а для тех, кто может соблюдать пост лишь с большим затруднением, положено искупление - кормление бедняка." Ибн Аббас - да будет Аллах доволен им и его отцом! - сказал: "Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста." /Об этом рассказал ал-Бухари/.
Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый несоблюденный день поста, предоставляя ему половину саа обычной для данной местности пищи. Если же у неё нет на это средств, то от неё ничего не требуется. Если ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо неё, то это будет благодеянием с твоей стороны. И Аллаху угодны люди, творящие добрые добрые дела.
О.: Если этот больной не соблюдал пост по причине своей неспособности поститься и оказался не в состоянии совершить возместительный пост из-за собственной смерти в день праздника розговенья, то он не обязан был поститься из-за невозможности сделать это по болезни, а его возмещение стало невозможным по причине его смерти в день праздника розговенья. Его наследники не должны поститься или кормить нуждающихся за него.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Please Login or Register to see this Hidden Content
У меня сильная зубная боль во время Рамадана, могу ли я принимать лекарства во время поста?
Вся хвала Аллаху.
Сильная боль является основанием для прерывания поста в Рамадан, особенно если пост приведет к ухудшению самочувствия. Поэтому нет ничего неправильного в том, чтобы прервать пост для получения лечения и можно пить и есть для устранения боли. Но позже, следует восполнить пропущенные дни, после завершения Рамадана, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
Аллаху известно лучше.
25) В случае болезни, которая доставляет человеку чувство недомогания, он может не поститься. Основанием этому служит аят: ". а кто болен или в пути, то — число других дней. ". (Аль-Бак’ара, 2:185). Но если болезнь не серьезная, например как легкий кашель или головная боль, то это не причина для прерывания поста.
Если есть медицинское подтверждание или человек знает, исходя из своего личного опыта, или он уверен, что пост усугубит его болезнь, либо замедлит выздоровление, то ему позволено не поститься. Более того, поста для него становится нежелательным (макрух). Если человек серьезно болен, он не обязан ночью намереваться поститься следующий день, даже если существует возможность выздоровления на следующее утро, потому что принимается в усмотрение только состояние больного на текущий момент.
(26) Если пост вызывает у человека потерю сознания, то он должен прервать свой пост и восполнить его позже. (Фатаауа, 25/217). Если человек теряет сознание в течение дня и приходит в себя перед маг’риб (вечерней молитвой) или после него, то его пост тем не менее — имеет силу, при условии, что он постился утром. Если он пребывал без сознания между фяджр (утреняя молитва) и маг’риб, тогда, согласно мнению большинства ученых, его пост не имеет силу. Большинство ученых считают, что человек, потерявший сознание, обязан восполнить пост позже, вне зависимости от того, сколько он пробыл без сознания. (Аль-муг’ни ма'а аш-шарх аль-Кабиир, 1/412,3/32, Аль-маусуу‘а аль-Фик‘хиййа аль-Кууайтиййа, 5/268). Некоторые ученые вынесли фатву о том, что человек, который потерял сознание или принимал снотворное, или находился под общей анестезией, в соответствии с курсом лечения, и потерял сознание на три дня или менее, должен восполнить пост позже, потому что он рассматривается как тот, кто уснул. Если же он пребывал без сознания более трех дней, то он не должен восполнять пост, потому что рассматривается как потерявший разум. (из устных фатв Абду-ль-’Азииза ибн Бааза).
(27) Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или некоторые из его органов могут понести непоправимый вред, и это серьезно, то он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни — обязательно. Но не позволяется прерывать свой пост из-за малого неудобства или из-за чувства усталости, либо из страха перед воображаемыми болезнями. Людям, работающим на физически тяжелых работах, не позволено прекращать свой пост, и они должны ночью формировать намерение поститься на следующий день. Если они не могут прекратить работы и опасаются какого-либо увечья, которое может с ними произойти на производстве в течение дня, либо они сталкиваются с какими-то экстремальными трудностями, которые вынуждают их прервать пост, тогда они должны прекратить пост и восполнить его позже. Работники на физически тяжелых работах, таких как работа с топками и плавкой металла, должны постараться изменить рабочий график, чтобы работать ночью, или взять отпуск в Рамад’аан, или даже взять неоплачиваемый отпуск, но если это невозможно, то они им следует искать другую работу, где бы они совместили свои религиозные и мирские обязанности. "А кто боится Аллааха, тому устроит Он исход. И даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает". (Аль-Талак‘, 65:2-3) (Фатаауа аль-ляджна ад-Даа‘има, 10/233,235).
Экзамены студентов не являются причиной прерывания поста во время Рамад’аана, и не позволяется подчиняться родителям, прерывая пост из-за экзаменов, потому что нет подчинения творениям, если это приводит к неподчинению Творцу. (Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, 10/241).
(28) Больной, который надеется выздороветь, должен ждать пока ему не станет лучше, затем он должен восполнить пропущенное. Просто накормить бедняка — недостаточно. Страдающий хроническим заболеванием и не имеющий надежды на выздоровление, а также престарелые люди, которые не в силах поститься, должны накормить бедняка половиной са'а (мера объема) от распространенной в их местности еды за каждый пропущенный день. (половина са' приблизительно равна полтора килограммам какой-либо крупы).
Разрешается сделать это единовременно, в один день в конце Рамад’аана, или кормить одного бедняка каждый день.
Если больной не постится в Рамад’аан, ожидая выздоровления, чтобы восполнить пост позже, а затем обнаруживает, что его болезнь — хроническая, то он должен накормить бедняка за каждый пропущенный день. (из фатвы Ибн ‘Усаймиина). Если человек ожидает выздоровления от болезни и надеется поправиться, но потом умирает, то ни за ним, ни за его родственниками не существует никакого "долга". Если болезнь считается хронической так, что человек не постится и кормит бедных, но затем современная медицина находит средство излечения его болезни, используя которое, он поправляется, то такой человек не должен восполнять пост, который он пропустил, потому что он делал то, что должен был делать в тот момент. (Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, 10/195).
(29) Если человек болен, затем выздоравливает и в состоянии восполнить пропущенные дни, но не делает этого, потому что затем умирает, то необходимо взять деньги из его имущества для кормления бедных за каждый день пропуска. Если кто-то из его родственников желает поститься за него, то это допустимо, потому что было передано в ?ахиихе, что посланник Аллааха (мир ему и благословение Аллааха) сказал: "Кто умирает, задолжав некоторые дни поста, пусть его родные постятся за него". (из Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, раздел Дау'а, 806).
Шейкх Мухаммад Салих Аль-Мунаджжид
"Ас-?ыйаам"
Читайте также: