Можно ли причащаться во время эпидемии гриппа
"Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша."
Постановка вопроса о возможности заражения через причастие безумна
Священник Михаил Геронимус, профессиональный врач, хирург:
Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, евхаристия.
Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.
У некоторой части воцерковляющихся людей в период эпидемии гриппа возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.
При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.
Таинство евхаристии или причастие Тела и Крови Спасителя является центром христианской жизни и основой спасения. Церковь твердо исповедует, что под видимым образом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, то есть мистическим образом соединяемся с Богом.
В случае евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.
То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.
Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.
Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.
С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.
Теперь о благоговейном лобзании святынь в период эпидемии.
Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к евхаристии.
Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.
И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.
Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.
Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.
Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.
Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.
Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.
Больному стоит воздержаться от посещения церкви
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)
Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.
Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.
Больному стоит подумать о других людях и, чтобы никого не заражать, воздержаться от посещения церкви.
Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.
Григорий Шеянов, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:
Можно ли причащать младенца в эпидемию гриппа? Вопросы, относящиеся к духовной жизни (как, впрочем, и относящиеся к медицине), чаще всего не имеют универсальных ответов. Слишком многое тут зависит от конкретного человека и его текущих обстоятельств. Хоть в последние годы и закрепилась тенденция к построению общих алгоритмов, по которым человек ведет духовную жизнь или заботится о своем здоровье.
Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.
И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.
Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)
Постановка вопроса о возможности заражения через причастие безумна
Священник Михаил Геронимус
Священник Михаил Геронимус, профессиональный врач, хирург:
Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, евхаристия.
Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.
У некоторой части воцерковляющихся людей в период эпидемии гриппа возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.
При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.
Таинство евхаристии или причастие Тела и Крови Спасителя является центром христианской жизни и основой спасения. Церковь твердо исповедует, что под видимым образом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, то есть мистическим образом соединяемся с Богом.
В случае евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.
То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.
Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.
Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.
С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.
Теперь о благоговейном лобзании святынь в период эпидемии.
Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к евхаристии.
Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.
И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.
Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.
Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.
Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.
Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.
Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.
Больному стоит воздержаться от посещения церкви
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), врач скорой помощи:
Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.
Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.
Больному стоит подумать о других людях и, чтобы никого не заражать, воздержаться от посещения церкви.
Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.
Григорий Шеянов, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:
Можно ли причащать младенца в эпидемию гриппа? Вопросы, относящиеся к духовной жизни (как, впрочем, и относящиеся к медицине), чаще всего не имеют универсальных ответов. Слишком многое тут зависит от конкретного человека и его текущих обстоятельств. Хоть в последние годы и закрепилась тенденция к построению общих алгоритмов, по которым человек ведет духовную жизнь или заботится о своем здоровье.
Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.
И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.
Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)
Постановка вопроса о возможности заражения через причастие безумна
Священник Михаил Геронимус
Священник Михаил Геронимус, профессиональный врач, хирург:
Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, Евхаристия.
Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.
У некоторой части воцерковляющихся людей в период эпидемии гриппа возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.
При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.
Таинство Евхаристии, или причастие Тела и Крови Спасителя является центром христианской жизни и основой спасения. Церковь твердо исповедует, что под видимым образом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, то есть мистическим образом соединяемся с Богом.
В случае Евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.
То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.
Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.
Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.
С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.
Теперь о благоговейном лобзании святынь в период эпидемии.
Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к Евхаристии.
Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.
И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.
Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.
Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.
Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.
Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.
Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.
Больному стоит воздержаться от посещения церкви
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)
Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.
Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.
Больному стоит подумать о других людях и, чтобы никого не заражать, воздержаться от посещения церкви.
Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.
Григорий Шеянов, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:
Можно ли причащать младенца в эпидемию гриппа? Вопросы, относящиеся к духовной жизни (как, впрочем, и относящиеся к медицине), чаще всего не имеют универсальных ответов. Слишком многое тут зависит от конкретного человека и его текущих обстоятельств. Хоть в последние годы и закрепилась тенденция к построению общих алгоритмов, по которым человек ведет духовную жизнь или заботится о своем здоровье.
Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.
И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.
Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)
КП: Можно ли заразиться коронавирусом в храме?
Отец Владимир: Храм для каждого верующего человека - это дом Божий. Ну, вот есть таинство причащения — ты соединяешься с Христом. И тут же боишься заразиться какой-то болезнью. Эти вещи просто несовместимы. Но это не означает, что в храме никто не может заразиться. Потому что у нас все совершается с верующими людьми по их вере. К примеру, если неверующий человек выпьет причастие, это же не значит, что он соединится с Христом. Ведь у него нет в веры Бога. Таинство не совершается само по себе, это не таблетка, не аптечный препарат. Господь хочет что-то дать человеку всегда, а человек должен хотеть это принять искренне, всем сердцем. И вот тогда эта связь осуществляется между Богом и людьми, таинственная. И, конечно, представить себе, что во время таинства соединения человека с Богом может произойти заражение, это оскорбление разума верующего человека.
Точно знаю одно. Никаким образом присутствие человека в храме не повредит его душе. Когда мы какие-то таинственные, мистические вещи пытаемся описать простым языком науки (физики или биологии), это не работает. Я точно знаю, что если человек приходит в дом к любящему отцу, с ним там ничего плохого не случится, в это я верю.
КП: Что делать, если в церкви не соблюдают правила санитарной безопасности?
Отец Павел: Нужно человеку подойти к настоятелю храма за разъяснениями. Тогда, может, сам настоятель это прекратит. Если настоятель говорит, что он не поддерживает все эти введенные правильные нормы, тогда нужно об этом сообщить благочинному, то есть, главному священники в районе. И должно быть это прекращено, безусловно.
Священник, кандидат биологических наук Владимир Духович Фото: Олег РУКАВИЦЫН
КП: Нужно ли закрывать храмы, чтобы не допустить эпидемии?
Отец Владимир: Нет. Вот вам пример. Страны Италия , Испания , которые прекратили богослужения в первую очередь, как одну из первых мер по борьбе с распространением инфекции. Посмотрите там на цифры. Помогло им это? Люди отказались от Бога, они испугались, что Бог может принести им зло. Они сами себя поставили в ситуацию, когда они не верят в благодатную помощь Божью. Вот ее и нет. Не Бог тебя за это наказал, ты сам отказался от Него, закрыв дома его и запретив участие людям в соединении с ним.
КП: Если в храме есть больные, их нужно выгонять?
Отец Павел: Выгонять из храма не стоит. Можно человека настолько сильно обидеть, что он потом вообще никогда в храм не придет. Бывает, человек впервые в храм зашел, а бывает постоянный прихожанин. Священник должен с амвона взывать к людям и объяснять, что, когда человек болен, он должен оставаться дома. И приводить при этом убедительные доказательства из православного вероучения. Самые известные – это слова апостола Иакова – болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церковных и да молитву сотворят над ним, помазавшего елеем во Имя Господня. Когда ты заболел и остался дома, это не есть какая-то слабость или маловерие – в этом проявляется твоя любовь к ближнему.
Иерей Павел Островский Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
КП: Что делать со стариками, которые приходят в церковь? Они же в зане риска из-за этой заразы.
Отец Павел: Бабушки и дедушки в зоне риска вообще с любым заболеванием. Это и обычный грипп, и пневмония. Любая болезнь для них опасна. Я против закрытия храмов, чтобы у нас не совершалось богослужение, но можно найти компромиссные варианты. Например, Служить на улице, с соблюдением определенных положенных расстояний между людьми. Сейчас наступает более-менее теплое время года.
КП: Почему не отправить людей молиться дома?
Отец Павел: Человек, далекий от церкви, не понимает, насколько для нас важно собраться на литургию. Про домашнюю молитву. Христианину вообще нужно молиться постоянно и неважно – где – дома ты молишься, по улице идешь молишься. Мы в храме собираемся не просто для молитвы. В храме мы собираемся именно для того, чтобы соединиться со Христом. И в таинстве святого причастия все это реализовывается. И без причастия христианин – это как рыба, на лед выброшенная. Если мы в храме собирались бы только бы для молитвы, тогда, конечно, можно было там ввести какой-то карантин, ничего страшного. Но мы собираемся для таинства. Наверное, и правильно, что в храме нужно ограничить какие-то службы церковные, но которые не связаны именно с причастием, чтобы осталось только самое необходимое.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Новые правила РПЦ: крест не целовать, святую воду менять, иконы дезинфицировать, батюшкам измерять температуру
Церковь начала борьбу с коронавирусом (подробности)
Молитвы от коронавируса будут читать во всех православных храмах
Текст молитвы утвердил Патриарх Кирилл (подробности)
РЕПОРТАЖ
Как в Москве живут храмы, мечети и синагоги в эпоху карантина
Наш корреспондент обошла места служения культа (подробности)
Мы не можем не переживать за судьбы людей, потому что коронавирус — опасная болезнь, протекает тяжело, особенно у пожилых людей. А именно они, как правило, составляют большую часть наших прихожан.
Я бы обратил внимание, что состоялось заседание Синода, где было принято разумное и взвешенное решение о том, что надо озаботиться состоянием санитарных норм на любом приходе. Это ни в коем случае не связано с лишением церковных таинств. Это значит надо прибираться вовремя в храмах, дезинфицировать ручки входных дверей, пользоваться одноразовой посудой в трапезных храма, одноразовыми стаканчиками для запивки. Мы видим много факторов риска, которые не связаны с таинством Евхаристии.
Надо помнить, голова нам дана не только для того, чтобы шапку носить, а думать. Есть элементарная культура человеческого общения, которая говорит о том, что если ты болен, то надо идти в больницу или вызывать врача на дом, а не подставлять других людей, подвергать их опасности. Это касается всех случаев, а не только посещения храма. Касается не только коронавируса, но и любой другой болезни.
У нас почему-то люди при плохом самочувствии идут на работу и ещё гордятся этим. В школу, садик отправляют детей, когда те кашляют, чихают. Также и в храмы идут, когда болеют. Почему бы не задуматься: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное или респираторное заболевание, не надо искушать Бога, не надо подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома. А если верующий хочет причаститься в таком состоянии, надо пригласить домой священника. Это не какое-то нововведение, известная практика, когда к больному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит. Не подвергать близких опасности – это уважение, любовь к ним.
Тело и Кровь Господня, которым мы причащаемся, — святыня, побеждающая всё, и оставленная нам Господом. Вернее, святыня, которая каждый раз подаётся нам Господом для здоровья наших душ и телес.
И мы, православные христиане, верим в то, что инфекция через Причастие передаваться не может, потому что хлеб и вино на литургии таинственным, непостижимым для человека образом претворяются в Тело и Кровь Господни, а в них никакая зараза и никакой вирус не могут жить.
За годы своего служения я много кого причащал, эти люди имели разные болезни, что не мешало мне потреблять Чашу. Но утверждать, что свойства вина и хлеба, ставшие Телом и Кровью, совершенно лишены способности испортиться, я не стану.
Когда я приехал на первый свой приход, мне пришлось принимать храм от священника, который был изгнан своей старостой.
История была весьма печальная и неправы были обе стороны. Но так уж случилось, что священник не потребил Чашу после своей последней службы, и её содержимое на момент приёма мною прихода превратилось в комок плесени. Епископ благословил сжечь то, что было в потире.
Когда я слышу и читаю критику тех мер, которые предписаны Синодом в связи с пандемией, я думаю о том, что, хотя христианину не нужно бояться заразиться от Причастия, но и придумывать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Например, что в храме можно забыть обо всех предосторожностях. Да, Бог печется о каждом мгновении жизни человека. Но и разум человеку тоже даровал Бог. Как и чувство осторожности.
Нам не запрещено причащаться. Но даны рекомендации, как правильно поступать в период эпидемии. И прислушаться к мнению того, кого мы именуем Великим господином и отцом, думаю, совершенно логично.
Эпидемии, экономические кризисы и даже войны — это всё временные явления. А есть то, что приближает к вечности — это молитвы, богослужения и таинства, которые являются для православных христиан мероприятиями безотлагательного характера, подобные походу в поликлинику, лечению в больнице. Верующие люди опытным путем знают, что после таинств многие получают исцеление души и тела. И для многих христиан это жизненно необходимые вещи.
Кстати, даже во время бубонной чумы, пришедшей в Россию в XIV веке, православные храмы не закрывались. Потому что вера для людей в таких ситуациях является сильным мотивирующим фактором, вплоть до укрепления иммунитета, поскольку медики знают, что многие болезни приходят из-за нервных срывов и стрессов. Уже не говорю про укрепляющую силу церковных таинств.
И в те стародавние времена, когда по стране ходили эпидемии оспы, дифтерии и брюшного тифа – Церковь никогда не пренебрегала санитарными мерами. Делается это и сейчас. Более того, известно, что в Благовещенске в начале XX века во время эпидемии тифа, когда над домами реяли черные флаги, указывающие на заражение, после крестного хода с Албазинской иконой Божией Матери – болезнь локализовалась и сошла на нет. И православные благовещенцы верят, что это произошло помощью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но также помним заповедь: на Бога надейся, а сам не плошай.
Коронавирус не существует сам по себе, всем управляет Господь! И если попускаются эпидемии и другие скорби, то, вероятно, цель одна – остановить распространяющееся безбожие, привести людей к покаянию. Поэтому и эпидемию коронавируса хорошо бы встретить с покаянной молитвой, постараться оставить греховные привычки. В Таинствах действует Господь, верим, что Он и сохранит от всякого заражения! Но чтобы не искушать Господа Бога нашего, следует принять некоторые меры в храме – например, лучше мыть посуду в трапезной, ввести одноразовые полотенца, запивать после Причастия из одноразовых стаканчиков.
Собрала мнения Александра Грипас
Читайте также: