Чарли чаплин залотая лихорадка
Текст: Никита Солдатов
Чарли Чаплин не переносил запаха молока. Объяснить природу этого явления Чаплин не мог, однако говорил, что запах молока ассоциируется у него с сексом и от этого ему становится дурно. Поэтому с детства Чаплин избегал всего молочного и даже боялся притрагиваться к бутылкам с молоком. Это миф. Впервые в 1996 году об этом сообщила в скандальной и, как настаивают киноведы, недостоверной биографии Чаплина Джойс Милтон без указания источника. Напротив, сам Чаплин часто вспоминал, с каким удовольствием в детстве ел овсянку на молоке и впервые попробовал американский молочный коктейль.
Фото: The Essanay Film Manufacturing Company
В 21 год Чаплин собирался бросить актерство и разводить свиней. В 1910 году во время гастролей в США с британским мюзик-холлом Чаплин познакомился с циркачом из Техаса, который рассказал ему о том, как хорошо жить на ферме, и предложил вместе бросить театр и заняться разведением свиней. Уставший от постоянных разъездов и недовольный своей почти семилетней актерской карьерой Чаплин согласился. Вместе с циркачом они накопили $2 тыс. и уже присмотрели участок земли в Арканзасе, когда Чаплин купил книгу о разведении свиней. Там он обнаружил подробное описание процесса кастрации поросят, который настолько его ужаснул, что Чаплин предпочел неудачную карьеру в театре. Это правда. Чаплин вспоминал, что, если бы не эта книга, он точно купил бы землю в Арканзасе: к тому моменту ферма стала его навязчивой идеей и ему уже начали сниться свиньи.
Фото: Keystone Film Company
Фото: Charles Chaplin Productions
Фото: Charles Chaplin Productions
Фото: Charles Chaplin Productions
Фото: Charles Chaplin Productions
Чаплин участвовал в конкурсе собственных двойников и проиграл. Конкурсы двойников Маленького бродяги появились в середине 1910-х и достигли пика популярности к 1920 году, когда сам Чаплин решил принять участие в таком конкурсе в Сан-Франциско. Чаплин пришел на конкурс без накладных усов и гигантских ботинок Маленького бродяги и в итоге занял 27-е место из 40. Журналистам он заявил, что решил принять участие в конкурсе потому, что не мог смотреть, как плохо двойники изображают походку Маленького бродяги. Это миф. Впервые о проигрыше Чаплина на конкурсе его двойников написала в 1920 году сингапурская газета The Straits Times со слов некоего лорда Десборо, который узнал о конкурсе от актрисы Мэри Пикфорд. Чаплин информацию опроверг, сказав, что при всем желании просто не смог бы поучаствовать в конкурсе, потому что все время проводил на съемках.
Фото: Shutterstock Premier / Fotodom
Однажды Чаплина пытался убить медиамагнат Уильям Херст. Это произошло в 1924 году: во время круиза на яхте Херст узнал, что его любовница Мэрион Дэвис крутит роман с Чаплином, и, застав их разговаривающими на палубе, выстрелил в Чаплина. Но обознался: за Чаплина он принял продюсера Томаса Инса. Инс от выстрела погиб. Это миф. Слух распространился среди голливудских кинематографистов после известия о неожиданной смерти Томаса Инса на яхте Херста. Инс и правда был на яхте, но умер не там, а в больнице, и не от выстрела, а от сердечного приступа. В любом случае перепутать его с Чаплином Херст не мог — Чаплина на яхте не было, да и его короткий роман с Дэвис к этому времени давно закончился.
Фото: Charles Chaplin Productions
Уинстон Черчилль научил Чарли Чаплина строить кирпичные стены. Это было в начале 1930-х: Чаплин гостил у Черчилля и отметил качество кладки кирпичного забора. Черчилль в ответ похвастался, что выложил его сам, как и все остальные кирпичные сооружения на территории усадьбы, и признался, что работа с кирпичом — единственное, что по-настоящему его успокаивает. Чаплин захотел научиться выкладывать кирпичные стены сам, и Черчилль согласился провести мастер-класс, только если Чаплин никому не расскажет секрет его кладки. Чаплин согласился и слово сдержал: в чем состоял секрет, до сих пор неизвестно. Это правда. Приобретенный благодаря Черчиллю навык строительства стен Чаплин никогда не использовал, зато совместная кладка кирпича стала началом многолетней дружбы.
Однажды Чаплин организовал оргию для Луиса Бунюэля. В 1930 году по приглашению студии MGM Бунюэль приехал в Голливуд знакомиться с американской киноиндустрией и придумывать новый фильм. До фильма, впрочем, в итоге не дошло, но с голливудскими звездами Бунюэль познакомился. Среди них был и Чаплин — режиссеры быстро подружились, и Бунюэль признался Чаплину, что всегда мечтал принять участие в оргии. Чаплин решил помочь новому другу и привез к себе на виллу трех проституток из Пасадены. Однако они не заинтересовались неизвестным испанцем и начали ссориться из-за того, кому достанется знаменитый Чаплин. Так и не договорившись, проститутки уехали. Это правда. В ту поездку Бунюэль дважды пытался организовать оргию — второй раз уже без участия Чаплина,— и оба раза безуспешно.
Фото: First National Pictures Inc.
Фото: Keystone Press / Alamy Stock Photo/ТАСС
Фото: Heritage Images / Keystone Archives/DIOMEDIA
Гроб с останками Чарли Чаплина был похищен, а потом потерян. Это произошло в марте 1978 года, спустя два месяца после похорон Чаплина: его вдове Уне позвонили и потребовали 600 тыс. швейцарских франков в качестве выкупа за похищенные останки. Уна Чаплин категорически отказала, сказав, что муж назвал бы это глупостью и пустой тратой денег. После этого похитители звонили еще несколько раз, каждый раз снижая размер выкупа, пока во время одного из звонков полиция не поймала их с поличным в телефонной будке. Впрочем, гроб Чаплина преступники не вернули, потому что не смогли вспомнить, где именно на кукурузном поле они его закопали. Полицейским пришлось несколько недель ходить по полю с миноискателями, пока гроб Чаплина не был наконец обнаружен. Это правда. Похитителей — двух эмигрантов из Восточной Европы — приговорили к нескольким годам тюрьмы, а останки Чаплина вернули на место, залив в этот раз для надежности бетоном.
Недостоверная биография: жизнь Элвиса Пресли в 20 анекдотах
Постправда о великих изречениях: откуда берутся цитаты, которые все повторяют
…Дух нашего века, его стремительность, смешение всех племен и классов в погоне за деньгами, яростную и по-своему романтическую борьбу за существование…
Роберт Льюис Стивенсон
Воспевая красоту души простого человека, художник достиг здесь подлинного пафоса. Маленький Чарли выходит победителем из столкновений с окружающей жестокой средой; испытания выявляют скрытую силу его духа, незаметное мужество, неистребимую любовь к жизни. Он выходит победителем не потому, что благодаря случайности обретает богатство, — вся сюжетная линия, связанная с золотоискательством, как раз больше всего пародийна и даже гротескна. Его победа рассматривалась Чаплином прежде всего в моральном плане, она в каждой сцене, в каждом эпизоде, где гуманность торжествует над звериными законами буржуазного общества. Его победа находит свое выражение также в завоевании им любимой девушки, сердце которой сначала было отдано самоуверенному красавцу золотоискателю Джеку Камерону. Не случайно в финальных кадрах Чарли, ставший миллионером, облекается в старые, жалкие лохмотья и, уже в прежнем своем облике, находит счастье. Лирический мотив заглушает все другие и в немалой степени способствует созданию поэтического, несмотря на внешнюю комичность, образа героя фильма.
…Суровые, бескрайние пространства Аляски. К перевалу в горах идет большая группа золотоискателей. Стороной плетется Чарли. У него нет ни теплой одежды, ни оружия, лишь за плечами висит какой-то тюк. На нем неизменный котелок, куцый пиджачок, большие башмаки. Безрассудный человечек! Его явная неприспособленность к жестоким условиям и предстоящей борьбе воспринимается как комедийное преувеличение, но одновременно со смехом рождает также сочувствие. На каждом шагу его подстерегают опасности— бездонные пропасти, дикие звери. В снежный буран Чарли спасается в одинокой хижине, хозяин которой, золотоискатель Блэк Ларсен (артист Том Мюррей), встречает его весьма неприветливо. Когда же в хижине появляется еще один золотоискатель, Большой Джимми (Мак Суэйн), Блэк Ларсен пытается выставить непрошеных гостей за дверь. Чарли с трепетом следит за его дракой с Большим Джимми. Тот оказывается сильнее и заставляет Блэка примириться с присутствием нежданных пришельцев.
Голод вынуждает случайных сожителей искать выхода из положения. Бросают жребий, кому идти на поиски припасов. В путь отправляется Блэк Ларсен. Вскоре муки голода, которые терзают оставшихся, становятся нестерпимыми. Чарли варит в кастрюльке на железной печке один из своих башмаков. Большой Джимми забирает себе кожаный верх, а Чарли достается жесткая подошва, утыканная гвоздями. Он стоически примиряется со своей худшей долей и с бесподобной естественностью обсасывает гвозди, будто это куриные косточки.
Муки голода еще более усиливаются, и у Большого Джимми начинаются галлюцинации: Чарли представляется ему большим, жирным цыпленком. В минуты просветления он просит у Чарли прощения за то, что чуть было не убил его. Однако галлюцинации возвращаются вновь, и он с ружьем гоняется за несчастным Чарли, мечущимся от страха.
Появление вблизи хижины медведя и удачная охота спасают Чарли от ужасной смерти, а Большого Джимми— от преступления и умопомешательства. Они вдоволь запасаются мясом и после прекращения бури покидают хижину, разойдясь в разные стороны.
Большой Джимми, открывший самую богатую в Аляске золотоносную жилу, отправляется на свой участок. Там он находит Блэка Ларсена, который до того убил и ограбил двух стражей закона, а теперь намеревается присвоить собственность Джимми. Блэк наносит Джимми лопатой сильный удар по голове и, думая, что убил его, спешит скрыться. По дороге бандит погибает, свалившись в пропасть. Большой Джимми, полузанесенный снегом, приходит в сознание, но не узнает места, где находится. Потеряв от удара память, он бродит по безлюдной пустыне в тщетных поисках своего золота.
Он обвивает рукой талию своей мечты и танцует с ней, тщательно и смешно выписывая па, несмотря на несносные штаны, которые все время сваливаются. Танец оканчивается неожиданно: чья-то большая собака, погнавшаяся за кошкой, валит Чарли с ног, и тот, выпустив партнершу, с позором грохается на пол.
Джек Камерон не может простить, что Джорджия предпочла ему какого-то жалкого и смешного бродягу. Он преследует ее, но маленький Чарли мужественно встает на защиту своей дамы. Издеваясь над маленьким рыцарем, силач Джек нахлобучивает ему на глаза котелок. Несчастный пережил слишком много унижений, чтобы стерпеть еще и это. Он сослепу бьет изо всей силы, — как он рассчитывает, по негодяю Джеку, но на самом деле попадает в столб. Джек делает шаг назад, и тут сама судьба мстит за оскорбленного Чарли: со стены срываются часы прямо на голову обидчику, и тот теряет сознание. Чарли стягивает с глаз котелок и видит лежащего на полу Джека. Естественно, он уверен, что это его кулак сокрушил такого здоровенного молодца. Чарли расправляет плечи, принимает гордую осанку и с победоносным видом окидывает взором окружающих.
В этой сцене Чаплин-актер искусно продолжил начатую еще в прежних фильмах игру на психологических контрастах. Когда Чарли думает, что совершает какой-либо необыкновенный поступок, он оказывается на деле в смешном положении. Когда же он действительно отважен и благороден, то даже не замечает этого, расценивает свое поведение как вполне естественное.
Чарли находит временный приют в домике одного местного жителя. Однажды Джорджия, играя с подругами в снежки, оказывается около нового жилья Чарли. Привлеченный шумом и смехом, он открывает дверь и получает прямо в глаз снежок, который предназначался Джорджии. Девушка просит у него прощения, но маленький человек и слышать ничего не хочет: он счастлив, что снежок попал в него, а не в его любимую. Чарли приглашает подруг зайти в комнату погреться. Джорджия случайно обнаруживает у него свою фотографию, спрятанную под подушкой. Неожиданная находка заставляет ее задуматься. Перед уходом девушек Чарли приглашает всех к себе в гости на новогодний ужин. Те, посмеиваясь, принимают приглашение, но, уйдя, тут же забывают о нем.
Оставшись один, Чарли от радости танцует, кувыркается, подбрасывает вверх подушки. В комнате воцаряется невообразимый хаос, в воздухе летают пух и перья, а сам Чарли сидит на полу, обсыпанный ими с ног до головы. В это мгновение в дверях появляется Джорджия — она возвратилась за забытыми перчатками. Представившееся зрелище озадачивает девушку, у Чарли же радость сменяется отчаянием: меньше всего он хотел уронить себя в глазах любимой.
Проснувшись и возвратившись от прекрасных сновидений к действительности, огорченный и обескураженный Чарли уходит в ночную мглу. Из бара несутся звуки музыки, песни, смех. Между тем Джорджия вспоминает о приглашении Чарли и отправляется к нему вместе с подругами и Джеком Камероном. В домике никого нет, но приготовления Чарли красноречиво говорят сами за себя. Джорджия тронута; грубые шутки и приставания Джека кажутся ей несносными, за назойливость он получает пощечину.
Вся компания идет обратно в бар. Вскоре там появляется и печальный Чарли. Джорджия посылает Джеку записку с просьбой простить ее и признается в любви к нему, но тот в отместку за пощечину насмехается над девушкой и отсылает записку вошедшему Чарли. Получив ее и простодушно приняв все на свой счет, возрожденный к жизни Чарли ищет Джорджию. В этот момент в бар входит Большой Джимми. При виде Чарли он проявляет бурную радость: ведь маленький человечек сможет провести его к хижине бандита Блэка Ларсена, а там уж ему будет легко найти потерянную золотоносную жилу. За помощь он обещает сделать Чарли миллионером. Но тот весь во власти своей любви, и ему не нужно никакого золота. Однако Большой Джимми силой уводит его с собой. Чарли успевает крикнуть ничего не понимающей Джорджии, что он любит ее, что он вернется к ней, когда разбогатеет.
И вот Чарли становится миллионером. Вместе с шикарно разодетым Джимми он отправляется на пароходе в большой мир, — видимо, по возвращении он уже не застал Джорджии в городке. История Чарли заинтересовывает вездесущих газетчиков, они просят его сфотографироваться, но не в новом костюме, а в старых лохмотьях.
Чарли переодевается, позирует перед фотоаппаратом, неожиданно оступается и скатывается по лестнице на нижнюю палубу — для пассажиров третьего класса. Здесь на своих вещах сидит грустная Джорджия, успевшая окончательно разочароваться в красавчике Джеке. Девушка удивлена и обрадована внезапным появлением Чарли, преданную любовь, скромность, внимательность, почтительную и восторженную нежность которого она смогла оценить. Пароходные служащие принимают появившегося столь внезапно маленького бродягу в отрепьях за безбилетного пассажира. Девушка думает о нем то же самое и поспешно достает из сумочки деньги, чтобы заплатить за его проезд. Глаза Чарли светятся счастьем. Подоспевшие корреспонденты объясняют служащим недоразумение. Джорджия растеряна и смущена, тем более что Чарли представляет ее всем как свою невесту.
Нестареющая классика кинематографа с самым узнаваемым комиком.
Даже те, кто не интересуется классическим кинематографом и немыми фильмами, наверняка знают неуклюжего бродягу в котелке со странной походкой. Великий актёр и режиссёр Чарли Чаплин превратил кинокомедию в настоящее искусство, а его забавные скетчи нередко соседствуют с драмой и трогающими до слёз сценами.
Приехав из родной Великобритании в США, Чаплин вскоре попал в мир кино, где и придумал знаменитый образ. Бродяга — яркий пример противоречий и сочетания несочетаемого. У него огромные штаны и ботинки, но слишком узкий сюртук и маленький котелок. Он вечно в грязи и неопрятен, но ведёт себя интеллигентно. Бродяга — шутник и ловелас, но при этом застенчив и трогателен.
Это отлично отражало и жизнь самого Чаплина, который начинал просто как второстепенный актёр короткометражных фильмов, а потом стал одним из величайших авторов в истории кино. Он сам писал сценарии, режиссировал и продюсировал свои картины и сам же играл в них главную роль.
1. Малыш
- США, 1921 год.
- Комедия, драма, семейный.
- Длительность: 68 минут.
- IMDb: 8,3.
Бедная мать-одиночка подбрасывает малыша в дорогой автомобиль, надеясь, что новые родители смогут обеспечить ребёнку хорошую жизнь. Но машину угоняют, а самого младенца выкидывают на помойку. Там на него и натыкается бродяга, который, не найдя другого выхода, оставляет малыша себе.
Спустя пять лет они уже живут как настоящая семья, правда, зарабатывают не самыми честными способами. Но вскоре усыновителя пытаются разлучить с приёмным сыном.
Примерив образ бродяги в короткометражных историях, Чаплин захотел снять собственный полноценный фильм, в котором комические эпизоды соседствуют с трогательными моментами. Для этого он нашёл юного актёра Джеки Кугана, игравшего в варьете вместе с отцом. И неожиданно этот дуэт превратился в любимцев всей Америки. Картина шла в прокате с огромным успехом, что открыло Чаплину путь в большое кино.
2. Пилигрим
- США, 1923 год.
- Комедия.
- Длительность: 47 минут.
- IMDb: 7,4.
Главный герой сбегает из тюрьмы и переодевается в одежду пастора. Выбрав наугад поезд, он отправляется в техасский городок, где по совпадению как раз ждут нового священника. Он проводит первую службу, но постепенно понимает, что получил возможность действительно начать новую жизнь.
3. Золотая лихорадка
- США, 1925 год.
- Комедия, приключения.
- Длительность: 95 минут.
- IMDb: 8,2.
Маленький бродяга отправляется на Аляску во времена золотой лихорадки. Случай приводит его в хижину преступника Чёрного Ларсена, куда попадает и Большой Джим, недавно нашедший золото. Потом герои расходятся своими дорогами, но судьба снова сводит их в небольшом городке.
Это первая комедия Чаплина, в которой был заранее прописан полный сценарий. И автор подошёл к работе со всей тщательностью. Для вступительной сцены, где золотоискатели отправляются в горы, наняли две с половиной тысячи бродяг. При этом съёмки проходили в настоящих горах при плохой погоде, но в качестве режиссёра Чаплин требовал переснимать десятки дублей, чтобы добиться идеального результата.
В сценах с бродягой неоднократно использовали комбинированные съёмки и наложение фона. Чаплин перемонтировал картину 27 раз, прежде чем создал финальную версию. А в 1942 году заново переделал фильм. Он изменил некоторые сцены и добавил музыку и закадровый текст. Именно эта версия сейчас наиболее известна по всему миру.
Но всё же больше всего зрителям полюбились несколько потрясающих комедийных сцен из фильма: танец пирожков, поедание ботинка и момент, где Бродяга противостоит буре, пытаясь выйти из хижины. Все они вошли в историю кинематографа.
4. Цирк
- США, 1928 год.
- Комедия, мелодрама.
- Длительность: 72 минуты.
- IMDb: 8,1.
Бродяга, как обычно, попадает в передрягу — за ним гонится полиция. Он прячется в цирке, случайно выходит на арену и тут же становится любимцем публики. Вот только жизнь здесь совсем не похожа на праздник: им руководит жестокий человек, который мучает даже свою дочь. В неё, кстати, и влюбляется бродяга.
А ещё с этой картиной связана очень забавная легенда. После выпуска фильма на DVD в 2010 году кто-то заметил Charlie Chaplin’s time traveler в дополнительных материалах со съёмок женщину, якобы разговаривающую по мобильному телефону. И тут же посыпались предположения, что это путешественник во времени. На самом же деле она то ли держит слуховой аппарат, то ли просто прикрывает лицо.
5. Огни большого города
- США, 1931 год.
- Комедия, драма, мелодрама.
- Длительность: 87 минут.
- IMDb: 8,5.
Бродяга сталкивается с красивой слепой девушкой, которая торгует цветами. Из-за пары совпадений она думает, что встретила красавца-богача, а герой не решается раскрыть ей правду. Узнав, что операция может вернуть девушке зрение, бродяга решает во что бы то ни стало добыть необходимую сумму.
Чаплин придумал эту историю после того, как услышал рассказ о потерявшем зрение клоуне, который пытался не показывать больной дочери свой недуг. Однако в процессе работы над сценарием идея сильно изменилась. Из-за Великой депрессии съёмки приходилось несколько раз откладывать, но всё же Чаплин закончил свою картину. К этому времени уже существовало звуковое кино, но Чарли всё ещё продолжал снимать немые фильмы. А ещё он сам начал писать музыку к своим картинам.
6. Новые времена
- США, 1936 год.
- Комедия, драма, семейный.
- Длительность: 87 минут.
- IMDb: 8,5.
Бродяга работает на заводе, но непомерный темп и нагрузки приводят его к нервному срыву. После лечения в психиатрической больнице его жизнь катится под откос. Бродяга попадает в тюрьму, а освободившись, не знает, чем заняться. Вскоре он встречает девушку — такую же бедную, как и он сам. И вдвоём им приходится справляться с невзгодами.
Чаплин снова заговорил на важные социальные темы, показывая жизнь низших классов во время Великой депрессии. Его герою проще быть в тюрьме, поскольку на свободе для него нет подходящего занятия в механизированном мире. По изначальной задумке финал картины выглядел мрачно: бродяга снова попадал в больницу, а девушка уходила в монахини. Но Чарли решил дать своим героям шанс, добавив в финал оптимизма.
Изначально он хотел снять звуковое кино, но так и не смог представить, что бродяга когда-нибудь заговорит на экране — его языком была пантомима. И всё же в конце картины можно услышать его голос: бродяга выходит на сцену ресторана и поёт. Правда, тут же забывает текст, вместо которого звучит бессмысленная тарабарщина якобы на иностранном языке. Так первые слова знаменитого персонажа стали прощанием с героем — впоследствии Чаплин всё дальше отходил от этого образа.
7. Великий диктатор
The Great Dictator
- США, 1940 год.
- Комедия, сатира, драма.
- Длительность: 125 минут.
- IMDb: 8,5.
Цирюльник-еврей из вымышленного государства Томании получает травму на войне и на долгое время оказывается в больнице, потеряв память. За это время к власти приходит диктатор Аденоид Хинкель, который ненавидит евреев, и при этом очень похож на главного героя. Хинкель хочет завоевать весь мир, а в это время цирюльник пытается вернуться к обычной жизни.
Ещё до начала Второй мировой войны Чарли Чаплин задумал фильм, высмеивающий Гитлера. На это его натолкнуло сходство образа бродяги с внешностью лидера фашистов. Чаплина также сильно беспокоили усилившиеся гонения на евреев в Европе. В результате он создал свой первый звуковой фильм, где образ бродяги уже почти ушёл в прошлое, а социальные и политические проблемы вышли на первый план.
В то время США ещё поддерживали нейтралитет с Германией, и поэтому были опасения, что картина вообще не попадёт в прокат. Однако на момент релиза фашисты уже захватили Францию. Именно поэтому Чаплин буквально в последний момент добавил финальную речь, которая и стала одной из самых узнаваемых сцен в кинематографе.
8. Месье Верду
- США, 1947 год.
- Комедия, драма, криминал.
- Длительность: 124 минуты.
- IMDb: 8,0.
В тридцатые годы в Париже промышляет обаятельный ловелас Анри Верду. Во время Великой депрессии он потерял работу и все сбережения. Теперь, чтобы содержать жену-инвалида и сына, он превратился в мошенника и убийцу, и завладевает состоянием одиноких дам.
Идею этого фильма Чарли Чаплину подал другой великий режиссёр — Орсон Уэллс. Он предложил рассказать историю знаменитого женоубийцы Анри Ландрю. Но Чаплин переосмыслил сюжет и представил нового героя, наделив его в финале картины необходимой моралью.
Здесь он уже полностью отказался от образа бродяги и снял более жёсткую историю, наполненную чёрным юмором. Несмотря на то что эксперимент был удачным, картина в прокате провалилась. Не из-за сюжета или съёмок. Просто ровно в это время вся страна обсуждала политические пристрастия Чаплина, его внебрачные связи и проблемы с налогами. Неудивительно, что на него ополчилась общественность и критики.
9. Огни рампы
- США, 1952 год.
- Драма, музыкальный, мелодрама.
- Длительность: 137 минут.
- IMDb: 8,1.
Немолодой клоун Калверо спасает от самоубийства танцовщицу, решившую покончить с собой из-за болезни. Он ухаживает за девушкой, помогает ей поправиться и снова вернуться на сцену. Но у самого Калверо с выступлениями всё хуже.
После провалов Чарли Чаплин думал, что снимает свой последний фильм. Именно поэтому картина вышла во многом автобиографичной.
Действие начинается в 1914 году, когда сам Чаплин только начинал работу в Англии артистом мюзик-холла. Отношения героя с танцовщицей во многом схожи с романом Чарли и Уны О’Нил. Да и на сцене Калверо во многом напоминает знаменитого бродягу. Хотя образ главного героя, по словам Чаплина, появился после того, как он увидел постаревшего комика Фрэнка Тиннея: с годами тот потерял лёгкость общения со зрителями и его выступления с каждым разом выглядели всё хуже.
Чаплин пригласил на небольшие роли в картину практически всех своих детей и близких родственников. Также в ней снялись давняя напарница актёра Эдна Пёрвиэнс и легендарный комик Бастер Китон.
Но хоть фильм и снимали в США, вышел он только в Европе. В штатах картину не показали из-за предшествующих подозрений в сочувствии коммунистам и массового обсуждения личной жизни. А когда режиссёр отправился на премьеру в Лондон, ему запретили въезд в США. В Америке фильм вышел лишь спустя 20 лет.
10. Король в Нью-Йорке
A King in New York
- Великобритания, 1957 год.
- Комедия, драма.
- Длительность: 110 минут.
- IMDb: 7,2.
Король страны Эстровии по имени Шэдав сбегает в Нью-Йорк после того, как его проект использования атомной энергии в мирных целях не устроил другие правящие круги страны. Он восхищается США, но вскоре знакомится с мальчиком Рупертом, родители которого — коммунисты, осуждённые на два года за оскорбление конгресса. И тогда иллюзии Шэдава о стране свободы рушатся.
После переезда из США Чарли Чаплин впервые снял фильм на своей родине в Великобритании. А в американский прокат он попал лишь в семидесятые. Режиссёр снова обратился к личным темам — рассказал о разрушении иллюзий о жизни в штатах. И он снова показал, что образ бродяги остался далеко в прошлом, а актёр Чаплин способен справиться с любыми ролями.
Читайте также: