Детское изобразительное творчество шпоры
Детское изобразительное творчество — многоплановое и многоаспектное явление в жизни ребенка-дошкольника. Оно не только закладывает основу для дальнейшего творческого роста малыша, но и способствует расширению его познавательной сферы; обогащению опыта, заключающегося в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для различных видов деятельности; формированию личностных качеств, эстетического вкуса и т.д. Но для того чтобы сориентироваться, в каких направлениях целесообразнее развивать творчество, попробуем выделить его основные виды, затрагивающие определенную сторону творческой деятельности.
Живописно-графическое творчество — процесс создания на плоскости с помощью красящих веществ художественно-выразительных образов.
Конструктивное творчество — сознательный процесс, направленный на создание из различных материалов субъективно и объективно значимых поделок, в ходе которого ребенок трансформирует накопленный опыт для создания нового конструктивного образа.
Виды конструктивного творчества:
- художественный ручной труд.
Пластическое творчество — процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово и т.д.
Виды пластического творчества:
- объемная и рельефная лепка;
Декоративное творчество — процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразования их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами.
Виды декоративного творчества:
Методика развития детского живописно- графического творчества в рисовании
Виды рисования
Рисование для детей — один из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребенку легче всего передать свое состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать свое отношение ко всему, что его окружает. Мы уже отмечали, что карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага. Наравне с рисованием только конструирование из строительных наборов вызывает повышенный интерес у дошкольника в период раннего детства. И несмотря на то что в раннем детстве дети способны создавать пусть элементарные, но интересные аппликационные и пластические образы, работа с бумагой, пластилином далеко не всегда захватывает малыша. Чаще он просто экспериментирует с этими материалами, чем пытается что-то изобразить с их помощью. Для него эти виды творчества носят скорее познавательный и развивающий характер, чем изобразительно-выразительный. Безусловно, это не означает, что аппликацию, лепку следует исключать из сферы деятельности малыша. Напротив, они важны для его разностороннего развития. Но вводить их стоит постепенно, фрагментарно. Поэтому рисование не только первооснова в открытии ребенком изобразительного мира, но и база для освоения других видов изобразительной деятельности.
Классификация по содержанию рисунков.
Реалистичное рисование. Ребенок пытается отобразить объективную картину мира путем правдоподобного изображения ее объектов и явлений с присущими им качествами и признаками. Реалистичные рисунки наиболее узнаваемы и понятны окружающим, поскольку в них присутствует элемент натурализма. Несмотря на то что свой рисунок ребенок воспринимает как вполне реалистичный и для него он понятен и объективен, наибольшего реализма дети достигают только к старшему дошкольному возрасту. Это связано с тем, что ранее происходит накопление познавательного и изобразительного опыта, который позволяет более точно передавать признаки, свойства и качества предметов, объектов. Данное положение не исключает вероятности появления реалистичных рисунков у детей ранее 5 лет. Они вполне могут быть у детей и 2 — 3 лет, но это возможно только при условии целенаправленного обучения основам изобразительного искусства, начиная с раннего возраста, (цв. вкл. рис. 21)
Реалистичное рисование
Рис. 21. Катя (4 г. 1 мес.). Летний пейзаж
Стилизованное рисование. Ребенок создает обобщенный, лаконичный в плане цвета, формы и композиции образ, содержащий элемент декоративности. Стилизованное рисование в целом характерно для детей дошкольного возраста. В разные возрастные периоды дети на доступном для себя уровне пытаются создать некий собирательный образ, в котором они отражают свои знания, представления, ощущения и наблюдения. В связи с этим рисунки становятся больше декоративными, чем реалистичными, в них искажаются цвет, форма для того, чтобы придать выразительность образу, добиться целостности, (цв. вкл. рис. 22)
Стилизованное рисование
Рис. 22. Женя (5 лет 7 мес.). Ваза с цветами
Абстрактное рисование
Рис. 23. Витя (3 г. 9 мес.). Зло
Каждый из рассмотренных видов рисования значим для общего творческого становления дошкольников, так как позволяет изучить явление с разных сторон, избегая изобразительной стереотипности, шаблонности и безликости.
Классификация по характеру рисунков.
Предметное рисование. Изображение отдельных предметов. Необходимо отобразить свойства и признаки конкретного предмета, а также его внутренний характер, придав ему выразительности.
Сюжетное рисование. Придумывание и реализация сюжета на определенную тему на плоскости. Важно не только разместить ряд
объектов и предметов, соотносимых с общей темой, но и продумать общий колорит, композицию работы. Сюжетное рисование наиболее показательно для детей старшего возраста, (цв. вкл. рис. 24)
Сюжетное рисование
Рис. 24. Катюша (6 лет 3 мес.) Емеля
Декоративное рисование. Создание на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов прикладного искусства, (цв. вкл. рис. 25) Важно отметить, что деление на предметное, сюжетное и декоративное рисование очень условно, поскольку каждый из данных видов рисования может содержать в себе элементы другого. Так, например, при изображении вазы дети могут использовать орнамент для украшения ее поверхности, а в процессе создания декоративной композиции придумать какой-то сюжет.
Декоративное рисование
Рис. 25. Антон (2 г.). Матрешка
Классификация по форме.
По представлению. Изображение предметов, объектов, явлений окружающей жизни на основе воспоминаний, представлений, прошлых впечатлений о них. Ни зрительный ряд, ни натурная постановка детям не предоставляются.
По замыслу. Создание выразительных образов, которые могут быть как реалистичными, так и фантазийными.
С натуры. Основная цель — формирование у детей умения наблюдать и переносить на лист свое видение экспонируемого объекта.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1006 ;
- Афоризмы (186)
- История вещей (59)
- (0)
- Весна и лето (37)
- Гороскопы и гадание (89)
- Достопримечательности (276)
- Необычные памятники, дома (116)
- Еда, фрукты (127)
- Здоровье и красота (212)
- Диеты (27)
- Лекарства и витамины (20)
- Зима (82)
- Знаменитые люди (370)
- Игры и головоломки (96)
- Интересное (511)
- Интересные сайты (122)
- Камни (35)
- Интернет и компьютер (198)
- Искусство (668)
- Современное искусство (94)
- Архитектура (75)
- Екатерина Рождественская (8)
- Живопись (184)
- Прикладное искусство (53)
- История (368)
- История России и СССР (79)
- Календарь (38)
- Картинки (158)
- Кино (206)
- Коллекция ссылок (114)
- Кошки (119)
- Красота и мода (113)
- Креатив (57)
- Кулинария (298)
- Выпечка и сладкое (55)
- Мясо и рыба (44)
- Салаты, закуски (55)
- Украшение блюд (20)
- Легенды о цветах (33)
- ЛиРу (184)
- Оформление дневника (55)
- Литература (329)
- Библиотеки и списки (44)
- Литературные герои (40)
- Слова (90)
- Мифы и легенды (159)
- Символы года (60)
- Музыка, песни (146)
- Наука, техника, космос (173)
- Научные опыты и знания (12)
- Необычное (59)
- Новый год (224)
- НГ рецепты (18)
- Новый год в мире (4)
- Новогодние традиции (21)
- Осень (54)
- Петербург (324)
- Мой Петербург (111)
- Полезное (201)
- Флайледи и дом (27)
- Праздники (148)
- Природа (251)
- Сады и парки (79)
- Притчи (42)
- Психология (151)
- Разное (82)
- Рамки и фоны (49)
- Справочники (77)
- Стихи (375)
- Классика (42)
- Советская поэзия (22)
- Стихи детям (14)
- Стихи женщинам (37)
- Страны и города (321)
- Замки и дворцы (35)
- Тесты (214)
- Рейтинги и Топы (168)
- Чудеса света (24)
- Удивительное (29)
- Факты (75)
- Фотоподборки (158)
- Фотопрогулки (99)
- Цвет (42)
- Цветы (194)
- Юмор (290)
- Явления природы (30)
Краткий путеводитель по изобразительному искусству
Давным давно, на первом курсе еще, была у нас история искусств. Сам предмет - жутко интересный, но препод - говно, какое днем с фонарем не сыщешь. Насколько я знаю, нет ни одного студента, которому бы он нравился. Лекции он проводил в субботу, с 8 утра и с без пяти стоял у двери, а потом закрывал ее на замок. И все. Не успел до восьми – пропуск, а много пропусков - большое горе. Сейчас расскажу почему. Весь год он показывал нам слайды картин, скульптур, мозаик и прочего-прочего, начиная от наскальной живописи и заканчивая русскими художниками 80-х годов. И все эти слайды были у него в виде открыток. Воттакенная пачка.
А в конце года, как водится, экзамен. Сначала два вопроса, а потом дополнительная экзекуция в индивидуальном порядке. По количеству твоих пропусков за год (!) он доставал из пачки открытки. Вразнобой, и надо было назвать автора и название. Или хотя бы автора, или хотя бы название. Мону Лизу и еще парочку все запомнили быстро, а с остальным мульёном надо было что-то делать. Особенно потому, что все сходили на пересдачу уже по разику. И вот для угадывания авторов мы в группе вывели классификацию. И знаете, в 97 случаях из ста оно работает! До сих пор!
Запомнив несколько нехитрых пунктов, в компании не слишком близкой к изо, вы сможете прослыть знатоком, и вообще.
1. Если видишь на картине темный фон и всяческие страдания на лицах - это Тициан.
Исключение - вот эта обнаженная особа без признаков мысли на лице. Уж одну-то можно запомнить. Венера, не Венера, но что-то венерическое в ней есть.
2. Если на картине воттакенные задницы и целлюлит даже у мужиков - не сумлевайтесь - это Рубенс.
3. Если на картине мужики похожи на волооких кучерявых бап или просто на итальянских педиков - это Караваджо.
Женщин он вообще рисовал полтора раза. На следующей картине - женщина: Горгонян Медуза Арутюновна. Почему она похожа на джонидепа - загадка почище улыбки монализы.
4. Если на картине много маленьких людишек - это Брейгель.
5. Много маленьких людишек + маленькой непонятной фигни - Босх
6. Если к картине можно запросто пририсовать пару толстозадых амуров и овечек (или они уже там есть в различной комплектации), не нарушив композиции - это могут быть:
7. Красиво, все голые, и фигуры, как у культуристов после сушки - Микеланджело.
8. Видишь балерину - говоришь Дега. Говоришь Дега - видишь балерину.
9. Контрастно, резковато, и у всех вот такие тощие бородатые лица - Эль Греко.
10. Если все, даже тётки, похожи на Путина - это ван Эйк
11. Моне - пятна, Мане - люди
12 Черный Квадрат-Малевич. Подделки под Черный квадрат снова Малевич…
13 Море мглою бурю кроет и вообще штормит - Айвазовский
14 Русские мотивы под Палех - Васнецов
15.Перекосило глаза от непропорциональности и болит голова от сюрреализма- Сальвадор Дали.
Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е. те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.
Творчество, как деятельность человека, направлено на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной ценностью.
Творчество следует рассматривать как особую форму познания и освоения реальной действительности, ибо отбор целей, средств воплощения задуманного совершается осознанно. Творчество - это высшая ступень освоения любой деятельности; высшая форма любой деятельности, направленная на изменение окружающего. Поэтому творчество имеет прогрессивный характер.
Творчество, как активная, созидательная деятельность, направлена на изменение мира, а, следовательно, и на человека, являющегося его частью. В творческой деятельности происходит свободное и универсальное развитие его духовных, интеллектуальных и физических способностей. Это деятельность, развивающая человеческую личность.
Психологи рассматривают творчество как активную психическую деятельность человека, в процессе которой особо мобилизуются его интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы. Следовательно, о творчестве можно судить не только по качеству её результата.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Брушлинского, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддъякова, В. Т. Кудрявцева и др. показали, что возрастная специфика детского творчества не даёт основания для противопоставления зрелого творчества и творчества ребёнка. Дошкольное детство является первым основополагающим этапом творческого присвоения социокультурного опыта, и поэтому детское творчество носит подлинный культурный характер.
– субъективный характер открытий и новизны продукта творческой деятельности. Дети совершают для себя множество открытий и создают интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Н. А. Ветлугина, Г. В. Лабунская, Н. Н. Поддъяков, Дж. Родари, Н. П. Сакулина, К. И. Чуковский и др.);
– большая эмоциональная включенность ребёнка в её процесс, его стремление искать и много раз опробывать разные решения, то есть стремление к экспериментированию. При этом он получает особое удовольствие, порой гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, О. А. Сафонова и др.);
– отсутствие трудного, подчас мучительного начала решения проблемы, что характерно для взрослого человека. Ребёнок, в отличие от него, не испытывает этого. С лёгкостью и прежде всего практически он начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам (Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, Г. В. Урадовских и др.).
Н. П. Сакулина под детским изобразительным творчеством понимает, с одной стороны, способность к изображению, а с другой – способность ребёнка к художественному выражению, отражению своего отношения к изображаемому.
Исследователи детского художественного творчества (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Л. А. Парамонова и др.) рассматривают его специфику как в связи со зрелым искусством, так и в смысле педагогически обусловленного явления.
Н. П. Сакулина подчёркивала, что детское изобразительное творчество, при всём его своеобразии, развивается по закономерностям художественного, то есть зрелого искусства. Его специфику можно чётче выделить, опираясь на метод сопоставления с аналогичной деятельностью художника по ряду показателей.
Объективной основой художественного творчества является окружающий мир, воздействующий на эмоциональную сферу человека своими эстетическими качествами и свойствами: цветом, формой, звуками, пространственными особенностями и т. п.
Субъективной же основой является внутренний мир человека: его чувства, интересы, потребности, мысли.
Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 5618 . Нарушение авторских прав
Предмет и задачи курса
Предметы эстетического цикла должны прежде всего развивать сферу чувств человека. Развитие человеческой чувственности является главным условием формирования творческого потенциала личности. Развития чувственность даёт человеку возможность находить наиболее оптимальное решение в любой сфере деятельности, в любой области жизни.
Большая роль в эстетическом освоении богатств духовной и материальной культуры, окружающей действительности; развитии творческих способностей, активности человека принадлежит искусству, в т. ч. и изобразительному.
Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений.
В искусстве веками концентрируется духовно-практический и ценностно-эвристический опыт человечества.
Искусство способно вводить ребёнка в мир Природы, в мир характеров, окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности, в мир ощущения людей разных эпох и народов. И делает это лучше и легче, чем это могут делать научные дисциплины.
В формировании внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика у искусства, как мощного средства, равных нет.
Вводить ребёнка в мир искусства, как подчёркивает Б. П. Юсов, необходимо как можно раньше.
По мнению философов, психологов, педагогов, приобщение ребёнка к миру искусства, его участие в разнообразных видах художественно-эстетической деятельности способствует развитие всех его сущностных сил.
Предмет данной науки – закономерности развития личности ребёнка, первых шести лет жизни средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Цель курса как учебной дисциплины: раскрыть студентам пути художественно-творческого развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Задачи курса
1. Формировать систему знаний об искусстве, изобразительной деятельности как средствах художественно-эстетического воспитания, развития личности ребёнка дошкольного возраста; специфике детского изобразительного творчества и путях его развития.
2. Развивать у студентов активный интерес к предмету и способам реализации полученных знаний, умений, навыков в практике работы в ДОУ.
3. Совершенствовать первичные умения и навыки в области изобразительной деятельности (графике, пластике, аппликации, конструировании).
Наблюдается связь данного курса с анатомией, гигиеной и физиологией. Знания из области этих наук позволяет педагогу осуществлять развитие личности ребёнка в соответствии с его возрастом, особенностями нервной системы, высшей нервной деятельности; организовать материальную базу, комфортные условия для художественно-творческой деятельности и т. п.
Как любая наука, данная наука обладает своими научными методами изучения проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.
Научные методы можно разделить на две основные группы на основе особенностей источников получения информации: методы эмпирического и теоретического уровня. В основном, эти методы активно используются в педагогике и психологии. В целом, преобладают методы эмпирического уровня (наблюдения, анализ продуктивной детской деятельности, её особенностей и особенностей поведения ребёнка и др.).
Детское изобразительное творчество
Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е. те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.
Творчество, как деятельность человека, направлено на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной ценностью.
Творчество следует рассматривать как особую форму познания и освоения реальной действительности, ибо отбор целей, средств воплощения задуманного совершается осознанно. Творчество - это высшая ступень освоения любой деятельности; высшая форма любой деятельности, направленная на изменение окружающего. Поэтому творчество имеет прогрессивный характер.
Творчество, как активная, созидательная деятельность, направлена на изменение мира, а, следовательно, и на человека, являющегося его частью. В творческой деятельности происходит свободное и универсальное развитие его духовных, интеллектуальных и физических способностей. Это деятельность, развивающая человеческую личность.
Психологи рассматривают творчество как активную психическую деятельность человека, в процессе которой особо мобилизуются его интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы. Следовательно, о творчестве можно судить не только по качеству её результата.
Психолог, педагог Н. Вересов (День длиною в год // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 3), размышляя о сущности творчества, приходит к ряду выводов. Во-первых, любая деятельность имеет цель, но цель деятельности не всегда определяет её характер. Даже более того, деятельность творческая по сути на самом деле может не быть таковой. Во-вторых, характер любой деятельности определяется человеческим отношением: отношением к деятельности, к её результату, в конечном счёте, отношением к миру. Ибо творческая деятельность человека – это не просто деятельность, в результате которой появляется продукт, обладающий общественной значимостью и новизной. Это деятельность одного человека, обращённого к другому человеку.
Педагогический аспект данного понятия сводится к тому, что творчество – это повышенная активность ребёнка, в результате которой он открывает много нового для себя (в своих возможностях, в познании мира) (Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.).
Эта активность включает в себя и умение самостоятельно поставить цель, и проявить инициативу в выборе средств, путей её достижения, и умение самостоятельно менять, улучшать, совершенствовать условия жизни.
Таким образом, в творчестве синтез деятельностного и личностного начал выражен особо полно, однако, при этом личностное начало должно доминировать. Толкование творческого акта только как деятельности, создающей какой – то новый, материальный продукт, оставляет вне поля внимания самое существенное – отношение человека к деятельности, источники творчества, лежащие в области бессознательного (фантазии, интуиции и т. п.).
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Брушлинского, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддъякова, В. Т. Кудрявцева и др. показали, что возрастная специфика детского творчества не даёт основания для противопоставления зрелого творчества и творчества ребёнка. Дошкольное детство является первым основополагающим этапом творческого присвоения социокультурного опыта, и поэтому детское творчество носит подлинный культурный характер.
– субъективный характер открытий и новизны продукта творческой деятельности. Дети совершают для себя множество открытий и создают интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Н. А. Ветлугина, Г. В. Лабунская, Н. Н. Поддъяков, Дж. Родари, Н. П. Сакулина, К. И. Чуковский и др.);
– большая эмоциональная включенность ребёнка в её процесс, его стремление искать и много раз опробывать разные решения, то есть стремление к экспериментированию. При этом он получает особое удовольствие, порой гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, О. А. Сафонова и др.);
– отсутствие трудного, подчас мучительного начала решения проблемы, что характерно для взрослого человека. Ребёнок, в отличие от него, не испытывает этого. С лёгкостью и прежде всего практически он начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам (Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, Г. В. Урадовских и др.).
Н. П. Сакулина под детским изобразительным творчеством понимает, с одной стороны, способность к изображению, а с другой – способность ребёнка к художественному выражению, отражению своего отношения к изображаемому.
Исследователи детского художественного творчества (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Л. А. Парамонова и др.) рассматривают его специфику как в связи со зрелым искусством, так и в смысле педагогически обусловленного явления.
Н. П. Сакулина подчёркивала, что детское изобразительное творчество, при всём его своеобразии, развивается по закономерностям художественного, то есть зрелого искусства. Его специфику можно чётче выделить, опираясь на метод сопоставления с аналогичной деятельностью художника по ряду показателей.
Объективной основой художественного творчества является окружающий мир, воздействующий на эмоциональную сферу человека своими эстетическими качествами и свойствами: цветом, формой, звуками, пространственными особенностями и т. п.
Субъективной же основой является внутренний мир человека: его чувства, интересы, потребности, мысли.
Детское изобразительное творчество опирается на эти же основы (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Г. В. Лабунская, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.). Все исследователи детского художественного творчества подчёркивают его реалистическую основу, так как процесс связан с отражением реального мира. Детское творчество – это своеобразная, самобытная сфера духовной жизни. В. А. Сухомлинский писал, что в детском творчестве (в условиях грамотного руководства) происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка, ярко раскрывается его индивидуальность. В изображении любого содержания и характера (рисунок, лепка, аппликация) он рассказывает о себе, о том, что он видит и чувствует.
Следовательно, детское изобразительное творчество – это прежде всего деятельность самовыражения, что в большей степени роднит его с творчеством художника. Поэтому его характеризуют искренность, непосредственность, эмоциональность, оригинальность, выразительность. Дети, перенося образы окружающего мира в рисунок, пластические формы и пр., живут в мире красоты, в связи с чем продукты детского творчества отличаются ещё и яркостью, красочностью, декоративностью, оптимизмом, гуманизмом.
Исследования в области изобразительного творчества детей (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская, Е. А. Флёрина и др.) показали, что для выражения своего отношения к изображаемому они пользуются теми же основными художественными средствами, что и зрелый мастер. Но их содержательность и осмысленность использования иная, чем у художника. Только к старшему дошкольному возрасту ребёнок в условиях специально организованной педагогической работы начинает понимать выразительные функции этих средств и осмысленно их использовать для достижения задуманного.
Объективная значимость детского творчества заключается в том, что в процессе художественно – творческой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, себя и развивается как личность.
Итак, краткий сравнительный анализ художественно – творческой деятельности зрелого мастера и детей показал сопрягающие их моменты, а именно: единые основы (объективная и субъективная), сходство этапов деятельности, выразительного языка, а также основных внутренних сил творчества (психических процессов). Всё это подчёркивает, что творчество дошкольников является первоначальной ступенью развития собственно творчества, оно специфично, в силу чего называется детское творчество.
Вопрос об истоках художественного творчества изучался многими исследователями (П. Блонский, А. Леонтьев, М. Марков, Н. Ветлугина и др.).
Большинство авторов пришли к единому мнению, что онтогенетической основой художественного творчества является детская игра. Так, П. Блонский все игры ребёнка по существу относит к искусству.
М. Марков пытается найти генетическую основу одновременно двух видов эстетической деятельности: художественного восприятия и творчества. По мнению автора, основой творчества является игра. Творчество сходно с игрой по двум показателям: по мотиву (важен процесс, а не результат), и по объективному значению (направленность на активное освоение действительности).
Таким образом, в онтогенетической основе художественной деятельности соседствуют два начала: игровое и художественное, выступающие то ярче, то слабее, в зависимости от обстоятельств объективного (например, различные виды художественной деятельности) и субъективного характера (например, индивидуальные особенности ребёнка) (Художественное творчество и ребёнок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1972. С. 20 - 22).
По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства. В связи с этим положением были даны характеристики этапов детского художественного творчества и педагогической деятельности на каждом из них.
На первом этапе, который, по сути, ещё не является этапом творческой деятельности, основная задача – учить ребёнка прежде всего образному видению окружающего, под которым понимается эстетический характер восприятия. В дошкольном образовательном учреждении ребёнка знакомят с достаточно широким кругом природных и социальных явлений, являющимися источником его творчества. Отбор наблюдаемых явлений опирается на реальные возможности их отражения в изобразительной деятельности детей, уровень владения ими изобразительно – выразительными средствами.
Эстетическое восприятие дошкольников отличается рядом определённых качеств, учёт которых важен для развития их творчества в процессе изобразительной деятельности.
Оно должно быть:
– целостным, т. е. ребёнок должен наблюдать явление в его многообразных связях с другими объектами и явлениями;
– дифференцированным: для наблюдения выделяются отдельные конкретные качества объектов (цвет, форма, звук, пространственное расположение и пр.);
– воспринимаемые объекты должны нести в себе элементы вариативности, что помогает развитию комбинаторных способностей детей. При этом в процессе наблюдений необходимо стимулировать их не на простое созерцание окружающего, а на поиск способа его преобразования.
На этом этапе формирования замысла особую роль играет искусство, активно побуждающее детей к сопереживанию яркими, эмоционально насыщенными образами, к поиску и внесению творческих элементов в процессе их воплощения в изображении.
Второй этап – это уже собственно процесс детского творчества, связанный с возникновением замысла, поиском художественно – выразительных средств и воплощением задуманного. При этом нужно помнить, что способность ребёнка к предварительному замысливанию формируется постепенно в процессе специально организованной деятельности, а сам замысел формируется и реализуется в процессе его воплощения.
Читайте также: