Деятельность как способ существования человека шпора
Самостоятельная работа обучающихся
Форма контроля самостоятельной работы:
Проверка конспекта и схем
Вопросы для самоконтроля по теме
1.Специфика наблюдения как метода психологического исследования
2. Определите положительные и отрицательные стороны метода эксперимента.
3. В чем отличия наблюдения и естественного эксперимента.
Основные понятия и термины по теме:деятельность, цель, мотив, способ деятельности, действия, навык, привычка, умение, интериоризация, экстериоризация, перенос навыка, интерференция навыка
План изучения темы:
1.Понятие о деятельности.
4.Способы выполнения деятельности.
5.Закономерности формирования навыков. Условия формирования навыков и привычек.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов. Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи. Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.
Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей. Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд. Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки. Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление (рис. 1). В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.
Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных.
Кратко охарактеризуем эти отличия. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Деятельность человека существенно отличается от поведения животных.
Деятельность человека направляется познавательной потребностью и потребностью в общении. Животные осуществляют инстинктивно-биологическую деятельность.
Человек осуществляет абстрактную деятельность, устанавливает причинные зависимости. Животные руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации.
У людей передача и закрепление опыта происходит через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Животные осуществляют, в основном, наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты).
Люди изготавливают и сохраняют орудий труда, передают их последующим поколениям. Животные могут создавать вспомогательные средства и орудия, но не используют орудия постоянно.
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.
Естественные потребности. По-другому их могут называть врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т.е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования.
Абрахам Маслоу (1908-1970) предложил иную классификацию потребностей: а)физиологические (воспроизводство рода, пища, дыхание, одежда, жилище, отдых и т.п.); б)экзистенциальные (безопасность своего существования, комфорт, гарантии занятости, уверенность в завтрашнем дне и т.п.); в)социальные (общение, привязанность, забота о другом, внимание к себе и т.п.); г)престижные (самоуважение, признание, достижение успеха); д)духовные (самовыражение и т.п.).
У. Макдауголл (1923 г.) выделял потребности как инстинкты: пищедобывание; сексуальность; страх; любознательность; покровительство; родительская опека; общение; самоутверждение; подчинение; гнев; приобретательство; страх; комфорт; отдых; сон и т. д.
1)субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство);
2)объект – то, на что направлена деятельность (природные материалы, различные предметы, сферы жизни людей, другой человек, сам субъект);
3)цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. То, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Целью деятельности может быть лишь такой образ ожидаемого, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности;
4)средства достижения цели (должны соответствовать цели);
5)результат (может не соответствовать цели). Деятельность состоит из действий, например, учебная деятельность включает в себя: запись лекций, чтение книг, решение задач и пр.
Фактор, побуждающий человека к деятельности называют мотивом. Относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей в контексте общего замысла, называются действиями.
2)социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта (например, таким объектом может быть семья).
3)убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
4)интересы – потребности, направленные не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Различают: индивидуальные, групповые интересы, интересы общества в целом; экономические, социальные, политические, духовные интересы.
5)влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Под влиянием сильных чувств человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют импульсивными.
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную.
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества – научная, образовательная, досуговая.
Основные виды деятельности людей:
1.игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры – ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.
2.учение – деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.
3.труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
4.Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение – установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления.
ДЕЙСТВИЯ (по М.Веберу) разделяются (в зависимости от их мотивов) на:
1)целерациональные – характеризуются рационально поставленной и продуманной целью.
2)ценностно-рациональные – характеризуются осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Смысл состоит в том, что индивид следует своим понятиям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаний.
3)аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием индивида.
4)традиционные – основаны на длительной привычке.
Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Объяснение деятельности людей различными философскими направлениями:
1)географическое направление – географические условия обуславливают характер и склонности людей;
3)исторический материализм – деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве;
4)технологическое направление – определяющий фактор движения общества – техника и технология;
5)психологическое направление – объяснение социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп.
2.2. Деятельность, как способ существования человека
История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом - с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться, как субъект изменений.
В широком смысле понятие "деятельность" означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями.
Выступая субъектом взаимодействия, как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином - социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.
Человек также поддерживает свое биологическое существование, используя физиологические силы, способы и функции как основные формы жизненной активности. Таковы, например, физические движения тела в пространстве, воспроизведение нормального вещественного состава и энергии организма, психические реакции на внутренние и внешние воздействия и т.д. Все эти формы активности являются непрерывными жизненными процессами, протекающими параллельно с осуществляемой в это время деятельностью человека, и являющимися, с одной стороны, условиями этой деятельности, с другой - ее составными частями.
Являясь особой формой жизненной активности индивида, деятельность отличается от нее рядом принципиально иных характеристик. Конкретные формы жизненной активности приобретают качество деятельности только тогда, когда они становятся целенаправленным, сознательным воздействием на предмет для получения определенного результата с определенным предназначением.
Деятельность является приспособительно-приспосабливающей активностью, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создает и постоянно воссоздает так называемую вторую природу, искусственную среду обитания, человеческий мир. Тем самым он реализует свои природные потенции и родовую сущность[[4]].
Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность. Деятельность характеризуется качеством предметности в том смысле, что она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, будь то материальный или идеальный, результат этой деятельности.
В определении труда акцентируется внимание на том, что это орудийная, сознательная, целенаправленная, общественно необходимая чувственно-предметная деятельность по созданию материальных и духовных ценностей и условий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей. В связи с квалификацией труда как общественно-необходимой деятельности становится понятно, что не всякая деятельность может быть названа трудом. Для определения какого-либо процесса как трудового он должен быть включен в систему общественного разделения труда, результатом должны быть материальные или духовные блага, некоторая польза. Ведущей стороной труда становится созидание, "обмен веществ" между человеком и природой, а не разрушение. Труд всегда "положительная творческая деятельность"[[5]].
В деятельности человек стремится к достижению оптимального результата, что в итоге обеспечивает развитие общества. На основе длительного взаимодействия с предметами окружающего мира человек получает возможность сравнивать, обнаруживать меры вещей в соотношении с мерой собственного вида. А значит, действовать по мерке любого вида, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. И в этом реализуется универсальность человеческой деятельности.
Весь цикл человеческой деятельности, начиная с осознания потребностей и кончая их удовлетворением в полученном результате, приводит, с одной стороны, к возрастанию потребностей, а с другой - к развитию способностей, знаний и умений самого субъекта, к универсализации человеческой деятельности, ее свободы.
Творчество как специфическое качество деятельности, выражающее свободное раскрытие сущностных сил и способностей человека, не может быть ни чем иным, кроме как самодеятельностью индивида. Самодеятельность - это форма самоцельной деятельности людей, уровень самораскрытия и самореализации заложенных в человеке потенций, жизненной энергии его способностей, навыков и умений безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу.
Культура, воспроизводящая в своих идеальных и материальных формах цели и результаты человеческой деятельности, ориентирует последнюю на производство и потребление именно социально значимых ценностей. Поэтому интересы индивида предстают в деятельности, как его ценностные ориентации и цели. Ценностное содержание интересов побуждает человека к действию, будучи само обусловлено уровнем культуры общества.
Итак, деятельность - это способ существования человека и общества, выраженный как процесс преобразования окружающей реальности, включая самого человека. Спецификой человеческой деятельности является целенаправленно-адаптирующая активность человека, способ реализации его потребностей (как материальных, так и духовных).
Человек - субъект общественно-исторической деятельности, субъект культуры. Человек по своей природе представляет собой целостную биосоциальную систему. Человек способен понятийно мыслить, создавать орудия труда и инструменты, быть носителем нравственности.
Личность - индивид как субъект общественной жизни, деятельности и общения. Личность выступает субъектом своих потребностей, способностей, интересов. В личности преодолевается конфликт между внутренним миром и внешним (социальным) миром, который существует в индивидуальности. В своей самореализации личность непрестанно преодолевает этот конфликт. Личность - основное условие развития и обновления общественной жизни.
Человек отличается от животного мира тем, что создает мир культуры. Способом включения человека в мир культуры выступает деятельность.
Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Деятельность включает целесообразное изменение и преобразование внешнего мира в интересах людей. Деятельность содержит цель, средства и результат. Неотъемлемой характеристикой деятельности выступает сознание человека. Деятельность представляет собой способ самореализации человека. Деятельность охватывает разнообразные формы активности человека. Сюда можно отнести экономическую деятельность, политическую деятельность, культурную деятельность. С помощью деятельности даются характеристики различных сфер жизни человека. Например, умственная деятельность, физическая деятельность.
Способность к целеполаганию - важная особенность человека как разумного существа. Целеполагание – элемент человеческой деятельности, характеризующий мыслительные процессы и предметную деятельность человека. Целеполагание тесно связано с целесообразностью. Целесообразность представляет собой соответствие явления определенному состоянию, модель которого представлена в качестве цели. Целесообразность содержит в себе ценности. Целесообразность имеет ярко выраженный антропологический смысл. Понимание целесообразности сложилось в донаучный период - в религии. Представление о мире, созданном богом распространялось так же и на природу. Мир был создан в результате воплощения замысла бога. С развитием науки и философии, в эпоху Нового Времени, в религиозной концепции выявлены противоречия. Целью обладает так же и природа, развитие которой происходит вне божественного влияния. С возникновением социальной философии противоречия в понимании целесообразности были преодолены. В общественной деятельности человека целесообразность несет в себе как субъективный элемент (деятельность самого человека), так и социальный, общественный - объективный элемент (деятельность общества в целом). Цель - результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия. Результат, как правило, моделируется, создается мышлением, сознанием человека.
Целеполагание выражает активную сторону сознания, определяет способ и характер действий человека. Целеполагание представляет сознательный выбор, на основе тех возможностей, которые существуют в реальности. Следовательно, целеполагание тесно связано с творчеством и свободой человека. Выбор цели - творческий процесс, в которой человек обладает свободой выбора. Он выбирает между несколькими возможностями, чтобы только одну из них воплотить в действительность.
Сущность деятельности как непосредственно человеческой формы активности является творчество. Творчество - деятельность, порождающая новое. В результате творческой деятельности создаются новые объекты, предметы. В результате творчества формируются новые схемы поведения и общения. Творчество рассматривается в двух аспектах: в психологическом и философском. В психологии исследуется психологический механизм творчества. Философия осмысляет сущность творчества. В различные эпохи тема творчества выдвигала на первый план тот или иной его аспект. В древних обществах творчество рассматривалось как занятие избранного числа людей - вождей, старейшин, жрецов. Особый интерес к творчеству возникает в философии Нового времени. В этот период бурно развивается промышленность, а вместе с ней происходит модернизация техники, науки, искусства, образования, быта. Творчество связано с идеей прогресса. Поэтому актуальным становится изобретательская деятельность и инновации. Творчество трактуется как сугубо личностный процесс, которому невозможно задать стандарт или эталон. Переосмысление роли человека в обществе и в истории способствуют формированию новых проблем в понимании творчества.
Не всякая деятельность носит творческий характер. То новое, что создает человек в области художественной деятельности не связано с логической работой сознания, возникает случайно. По мысли А. Бергсона - творчество связано с работой интуиции. Творчество носит иррациональный характер. Интуиция - от. лат. intuition – пристально смотрю). Одна из способностей постижения окружающего мира вне рационального доказательства. Интуиция основывается на непосредственном познании, которое не требует логических доказательств. В процессе интуитивного познания не осознаются приемы познания и признаки следуя которым делается вывод.
Исследования интуиции показывают, что работе интуиции предшествует деятельность сознания. Интуиция как бы добавляет к законам логики процессы протекающие во внутренней жизни человека – чувства, эмоции, переживания.
Философия о человеке
Историческая эпоха философии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосмос |
Душа + тело | Душа есть проявление идеи (Платон) Душа - это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше) |
ХХ в. | Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи) |
Отчуждение рассматривается в учении о свободе и творчестве Н. А.. Бердяева. Учение Бердяева основывается на его представление о реальности: миром правят два начала. Первое - свобода, дух, личность. Другое начало - необходимость, мир, объект. Эти два начала взаимодействуют между собой. По причине первородного греха, над человеком довлеет мировая необходимость, человек порабощен внешними и процессами и временем. В следствии этого возникает отчуждение человека от объективного мира. Объективный мир подавляет свободу человека, развивает его приспособленческие потребности и интересы. Развитие научно-технического прогресса способствует все большему отчуждению человека от общества и от самого себя. Объективный мир, по мнению Н. Бердяева, лишен духовности и свободы. Данный процесс может остановить только творчество. Творчество способно преодолеть отчуждение. Творческая личность открыта внешнему миру, она включает мир в себя, творит мир благодаря свободе.
Творчество, согласно Н. Бердяеву - выражение свободы, преображение внешнего, объективного мира, перевод объективного мира в мир духовной культуры. Смысл творчества - в искоренении отчуждения. По мнению Н. Бердяева, свобода - глубинная, сущностная характеристика человека. Вне свободы человек не способен реализовать намеченные цели, добиться позитивного результата. Человеческое начало в человеке формируется в процессе обретения им духовной свободы.
Свобода - способность человека к деятельности, соответствующей его способностям, желаниям, интересам, в ходе которой человек добивается поставленной им цели. Свобода дает возможность человеку овладевать условиями и обстоятельствами своего бытия. Свобода дает возможность самореализации, самоопределения, выбора своих поступков. Реализация свободы прямо зависит от культурно-исторических условий существования человека. Понятие свободы тесно связано с такими понятиями как необходимость, отчуждение, ответственность. В традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе такая взаимосвязь понималась следующим образом:
§ традиционное общество - свобода означает принадлежность касте, группе, семье. Противоположностью свободы выступала зависимость от законов других каст, групп, семей.
§ индустриальное общество - свобода - юридическая и экономическая свобода. Правовое распоряжение своим имуществом, своими средствами и следовательно своей личностью.
§ Постиндустриальное (современное) общество - свобода понимается как соответствие самостоятельности действий и поведение человека с разнообразием культурных, социальных и технологических сфер жизни. Человек способен контролировать отчуждение в сферах власти, экономики, информации.
Человек являясь свободным существом способен к самореализации. Способами самореализации являются: труд, общественная деятельность, нравственная сфера. Движущей силой человеческой деятельности выступают потребности и интересы. Потребности - необходимость чего- либо для поддержания жизнедеятельности человека. Потребности делятся на биологические и социальные. Биологические потребности обусловлены обменом веществ, который является необходимым условием существования организма. Социальные потребности порождены обществом. Это – потребность в труде, потребность в общении. Социальные потребности зависят от уровня развития общества. Потребности так же могут быть индивидуальными и общественными. Индивидуальные потребности связаны с реализацией особенностей той или иной личности. Общественные потребности связаны с поддержанием социальных условий деятельности. Сделаем вывод: потребности - одна из основ человеческой жизнедеятельности, побудительный мотив к деятельности. Обществу на том или ином этапе его развития соответствует определенный уровень развития потребностей.
Интерес - форма осознания потребностей. Интерес представляет собой внутреннюю движущую силу деятельности. Интерес – (от лат. interest – имеет значение, важно). Реальная причина деятельности, выступающая следствием непосредственных побуждений( мотивов, намерений, идей). Интересы различаются по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные; по направленности: экономические, политические, духовные; по степени осознанности: стихийные, организованные; по степени осуществления: реальные, мнимые. Интересы реализуются в обществе. Поэтому они представляют собой систему, иерархию интересов.
Основными элементами человеческой деятельности являются следующие:
1. Субъект деятельности. Отдельный человек (индивид) или группа людей, а так же общество в целом - носитель деятельности. Он должен обладать знаниями, навыками, умениями, мотивами деятельности.
3. Цель деятельности. Соответствие деятельности идеальной или материальной модели, которая рассматривается в качестве цели. Цель деятельности бывает конкретной и абстрактной. Конкретная цель деятельности – непосредственная деятельность человека. Абстрактная цель деятельности - стремление или идеал, ради которого совершается деятельность. Конкретная и абстрактная цели деятельности составляют субъективную цель. Под объективной целью понимается сверхъестественная цель бытия: бог или природная необходимость. Цель человеческая деятельности была впервые изучена Сократом. Философ поставил вопрос об иерахии целей. Сократ различал частную цель поступка и общую цель - та которая обосновывает его.
4. Средства деятельности. Средством деятельности выступают материальные и идеальные предметы. Материальные средства – орудия и инструменты. Примером идеальных средств деятельности может выступать научное исследование. Оно включает мысленные модели объектов, математические средства описания.
5. Метод деятельности. Метод - (от греч. meqodoz - путь исследования, познания). Способ обоснования знания. Метод деятельности включает совокупность приемов и операций практического освоения действительности. Приемы практической деятельности, согласно методу, должны сообразовываться с законами действительности. Метод как упорядочение деятельности способствует достижению цели.
В отношении целей, средств и результатов деятельности прослеживается двойственный характер человеческой деятельности. Деятельность в своем содержании представляет собой единство идеализации и реализации.
Одним из современных вариантов учения о человеке как о действующем существе является философия прагматизма. Истоки такой трактовки человека присутствуют в марксизме. Ключевое положение марксизма: человек преобразовывает мир с помощью труда, формирует мир по своему усмотрению. Это положение содержит в себе три составляющие:
А) учение о материалистическом революционном процессе, оказывающий решающее воздействие на человека;
Б) учение о свободе человека;
В) учение о свободе как о практическом действии, преобразовывающим мир.
Основная идея марксистской концепции - динамический характер отношения человека к миру и к обществу. Эта идея заимствована Марксом у Гегеля. Маркс переосмысляет ее. Развивается не идея, а реальный мир, с помощью практики. Впоследствии идею динамизма перенимают другие прагматические концепции. Согласно этой позиции Маркса, отрицается вневременная сущность человека, человек трактуется как историческое существо. Маркс так же отрицает механицизм и натурализм в трактовке человека. Человек находится во власти практики, которая принципиальным образом отличается от механистической трактовки взаимодействия человека и природы. Практика обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизнедеятельности человека. Практика представляет собой способ хозяйственной деятельности. Религия, философия, мораль, искусство, наука - надстройки, базис которой находится в экономических отношениях.
Человек, по Джемсу, существо, которое так же непрестанно изменяется. У человека не заранее заданной сущности. Над ним не довлеют никакие объективные законы. Свобода - основное определение человека. Согласно Дьюи, история - поток событий. Человек находится в центре такого потока. Человек должен противоборствовать историческому процессу. Победить в таком противостоянии человек может только с помощью эффективных инструментов, которые он применяет в практическом действии. Задача человека - активная творческая деятельность. Человек должен реализовать свои возможности. Концепция человека, разработанная Дьюи, является прагматистски-инструменталистской. Ее основное понятие - понятие действия. Человек в своей жизнедеятельности включен в социальные отношения. Поэтому практические действия носят интерсубъективный характер.
Читайте также: