Эволюция представлений о демократии шпоры
Средневековый период в истории развития человечества характеризуется установлением абсолютной монархии, жестким сословным делением, усилением роли церкви в государственной и общественной жизни, ограничением прав и свобод широких слоев населения. В тоже время Средние века ознаменовались появлением первых представительных учреждений и, соответственно, системой разделения ветвей власти: 1265 году парламент в Англии; 1302 году – Генеральные штаты во Франции; XVI веке – земские соборы в Московском государстве. Уже в ранний период в деятельности этих учреждений можно было наблюдать три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительный характер, наличие механизма сдержек и противовесов.
Таким образом, в период Средневековья в светской политической мысли преобладали идеи местной и сословной демократии и самоуправления. Во-первых, обосновывалась возможность представителей различных сословий в парламентской деятельности, которая и хотя носила крайне ограниченный, совещательный характер, но обеспечивала возможность участия в выработке решений. Во-вторых, возможность функционирования местных форм самоуправления (земства в России, вольные города в Германии – Гамбург, Бремен). Подобные формы, хотя и находились под полным контролем монарха, в то же время предоставляли возможность населению реализации определенных гражданских прав. В области духовной жизни большую роль в распространении идеи равенства сыграли учения теологов – богословов, которые, утверждая божественное происхождение абсолютной власти монарха, тем не менее, отстаивали равенство всех людей перед богом, недопустимость унижения их человеческого достоинства и вмешательства светской власти в область духовной жизни человека.
Новый этап в развитии теории демократии начался с Французской революции, когда демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в XVIII веке. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как непосредственного и повседневного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях практически невозможна. Первоначальный смысл демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям общества.
Крупнейшими событиями, заложившими основы современной демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.), Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билль о правах (Англия), Декларация независимости, Билль о правах (США), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1791 г.) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.
Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.
1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.
Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации при приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.
Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии.
Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.
Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.
Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства государства по защите этих прав и предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.
5. Принцип разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную при построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.
6. Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).
7. Политический плюрализм. Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
8. Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.
Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.
9. Разрешение конфликтов мирным путем.
1. форма правления, при котором политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане в соответствии с правилом правления большинства, называется прямой демократией, или демократией участия;
2. форма правления, при которой граждане осуществляют свое право принятия решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, называется представительной, или плюралистической демократией;
3. форма правления, при которой любая политическая или социальная система независимо от того, является она демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности, вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией;
4. форма правления, при которой власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.д., называется либеральной или конституционной демократией.
Демократический государственный режим присущ странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где личность самостоятельна в экономической сфере, что обусловливает свободу предпринимательства и частную собственность. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей, с учетом системы сдержек и противовесов. Демократический режим характеризуется выборностью и сменяемостью органов государственной власти, а также ее децентрализацией. Государственная власть обеспечивает развитие политической активности граждан.
Основные признаки демократического режима: обеспечение широкого спектра демократических прав и свобод в обществе и признание приоритета прав личности; равенство наций; демократические способы формирования высших органов государственной власти; разделение властей; демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти; наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; политический плюрализм и идеологическое многообразие; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; признание многообразия форм собственности и их защита.
В данном государственном режиме ограничено применение методов принуждения, конституционные права граждан соответствуют мировым стандартам, а также осуществляется гибкая социальная политика (помощь детям, инвалидам, пенсионерам и др.). Демократический политический режим характерен для США, Франции, Германии и многих других европейских стран. В современном демократическом государстве признается приоритет международно-правовых норм.
Своими корнями демократия уходит в то далекое прошлое, когда еще не существовало не только самого понятия демократии, но и понятия политики. Первый в истории опыт самоуправления относится к эпохе родоплеменного строя. Основу социальной организации родоплеменной общности людей составляли кровнородственные связи, а власть еще не была политической. Она являлась выражением общих (коллективных) интересов, единой социальной воли как отношение целого (коллектива) к своим частям (индивидам) в целях выживания и сохранения рода и племени. Одной из первых известных истории форм государственной демократии является полисная демократия, возникшая в V в. до н. э. в городах-государствах древней Греции. Одним из основополагающих принципов классической демократии был принцип равенства и всеобщего участия граждан в управлении полисом.
Демократическое устройство, подобное эллинскому полисному самоуправлению, существовало в Древнем Риме, а также в средневековой Европе. Главную роль в возникновении демократического устройства государства эпохи Нового времени сыграла идеология и практика либерализма и конституционализма. Поскольку формирование государств эпохи Нового времени исторически связано с процессом образования европейских нации и суверенитетом территориальных наций-государств, принцип суверенитета народа, т.е. признание народа (нации) источником верховной власти в обществе, явился исходным в системе принципов конституционализма. В отличие от классической формы демократии, принципиально новым элементом конституционной либеральной демократии является появление институтов народного представительства (парламентов). Это означает, что народ осуществляет власть не непосредственно, а через избираемых и сменяемых представителей, входящих в состав представительных органов государственной власти. Непосредственное же участие народа в разработке и принятии важнейших политических решений ограничивается проведением референдумов и плебисцитов (опросов) или становится возможным путем, так называемых народных инициатив.
Необходимо отметить, что представительная демократия эпохи Нового времени начинала формироваться в условиях господства абсолютизма в Европе, отсутствия свободы, незащищенности личности, правового и политического неравенства людей. Именно по этой причине основополагающей ценностью становится свобода и независимость отдельного индивида. Наиболее последовательно принципы либерализма и конституционализма были реализованы в Англии и США. Существовавшие в этих странах имущественные и иные цензы значительно ограничивали возможности участия граждан в избирательных кампаниях. Так, в США на момент принятия Конституции (1787) в понятие "народ Соединенных Штатов" включались только белые мужчины-собственники, имевшие постоянную оседлость, достигшие установленного конституциями штатов возраста и удовлетворявшие требованиям других цензов. Либеральная форма демократии – это не прямое, а представительное народовластие. Народ выбирает своих представителей, но не участвует в управлении. Особенностью либеральной демократии является то, что право большинства уравновешивается различными ограничениями на применение власти, что позволяет учитывать и уважать интересы меньшинства.
Требование законности, т.е. неуклонного исполнения норм права, было выдвинуто буржуазией в период ее борьбы за политическое господство в качестве важнейшего принципа демократического правления. Буржуазные конституции ликвидировали сословные и феодальные привилегии, провозгласили гарантии свободы личности, установили основы парламентаризма, новой судебной системы. Посредством права государство провозгласило формальное равенство всех перед законом, закрепило такие принципы, как разделение властей, верховенство закона, независимость суда и подчинение его только закону, положение о том, что нет преступления и наказания, не предусмотренных в законе, ввело целый ряд прогрессивных демократических институтов (свобода забастовок, всеобщее избирательное право и т.д.)
Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности.
Формы демократии
Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества.
В зависимости от того, каким путем – прямым или косвенным – выражаются эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это – формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.
Политическая теория и практика разных стран знает широкий набор самых различных форм представительной и непосредственной демократии. Одним из них в научной литературе и публицистике уделяется значительное внимание. Особенно когда речь идет о выборах в высшие и местные органы государственной власти и управления, а также о подотчетности и сменяемости должностных лиц.
В научной литературе и публицистике много пишут о формах представительной демократии. Но очень мало уделяется внимания раскрытию таких форм непосредственной демократии, как петиции, собрания, сходы, всенародные опросы, референдумы и др. Не претендуя на полный охват всех этих форм, остановимся в качестве примера на рассмотрении правового аспекта референдума в системе западной демократии. Этот вопрос приобретает особую значимость для России в связи с принятием законов и проведением первых референдумов на различных уровнях: на уровне Федерации, субъектов Федерации, а также на местном уровне.
Референдум как одна из форм демократии
Периодическое проведение референдумов практиковалось в западных странах не только в предшествовавшие Первой мировой войне, но и во все последующие годы. На основе сложившейся практики в конце XIX – начале XX в. и под ее влиянием в конституциях некоторых стран появились статьи, предусматривающие возможность обращения к референдуму при решении не только сугубо внутренних, но и отдельных внешнеполитических вопросов.
Так, в Конституции Швейцарии (п. 3 ст. 89) еще в 1912 г. было зафиксировано положение, в соответствии с которым требовалось проведение общенационального референдума для утверждения международных договоров на неопределенный срок или на срок свыше 15 лет.
Институты демократии
Институты демократии — это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.
Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление « признание общественностью; предпосылкой легальности — его юридическое оформление, узаконение.
По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии: структурные функциональные — сессии парламентов, — депутатские комиссии, — народные контролеры и т.п. — депутатские запросы, — наказы избирателей, — общественное мнение и т.п.
По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии: императивные консультативные • имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан
референдум конституционный и законодательный; — выборы; -- наказы избирателей и др. • имеют совещательное, консультативное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан — референдум консультативный; — всенародное обсуждение законопроектов; — митинги; — анкетирование и др.
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы
История исследования демократии позволяет проследить эволюцию этого типа правления и установить основные, универсальные характеристики.
Существуют три эпохи эволюции демократии и три теоретические традиции ее объяснения и проектирования.
1. В античной (Аристотелевской) теории о трех формах правления демократии - это правление народа, горожан (жителей города - полиса). Она отличается от монархии (единовластия) и аристократии (правления немногих).
Платон (в его трактате о "Республике") называет пять форм правления - аристократию (правление лучших), тимократию (правление худших и корыстных), олигархию (правление группы сильных и имущих), тиранию и демократию, которую он считает результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть ("Республика", 557 а) Демократия названа или "правлением числа" и "правлением многих (или множества"). Платон различает хорошие и плохие формы правления, и демократия признает хуже хороших, но лучше плохих. В "Законах" Платон свел зту типологию) к двум формам: монархии и демократии. Это деление сохраняется на протяжении двух с половиной тысяч лет, признается современным и сейчас. Обе формы, с точки зрения Платона, плохи: одна - из-за избытка власти, другая - из-за избытка свободы. После Платона в аристотелевской традиции была поставлена и другая важнейшая проблема демократии, не менее серьезная, чем проблемы власти и свободы - проблема отношений меньшинства и большинства в демократии Аристотель различал три чистых и три испорченных формы государства и власти, в зависимости от того, правит ли власть в своих или в общих интересах. По этому признаку различаются и две формы: правление большинства, или множества, которое отличается от правления одного (монархия) или многих (олигархия), и есть собственно демократии, т.е. правление в пользу "бедных", с той же оппозицией тирании и олигархии. В средневековой и более поздней традиции представление о демократии как о правлении одной части народа (бедной и более многочисленной) другой сохранилось и стало важнейшей проблемой реальной современной политики - проблемой демократического единства общества и общих демократических ценностей - равенства, справедливости, свободы и права, решение которой оказалось не менее сложным, чем переустройство самой формальной организации общества и власти.
Аристотель сам наметил решение этой и других проблем демократии, разработав альтернативные принципы демократического правления:
- 1) богатые и бедные участвуют в правлении на равных условиях;
- 2) публичные (общественные) должности занимаются на базе очень низкого имущественного ценза;
- 3) к занятию должностей допускаются все граждане, исключая тех, кто подвергается судебному преследованию;
- 4) к должностям допускаются все полноправные (т.е. свободные, не рабы) граждане;
- 5) какими бы ни были политические права, суверенна масса, народ, а не закон (это сфера действия "демагогов", "испорченной" формой народного правления).
Несмотря на утрату демократических режимов в позднеантичной и средневековый период и большую часть Нового времени, концепция демократии в ее аристотелевском виде не только сохранилась, но обогатилась в творчестве крупнейших политических мыслителей. Ж.Боден уже в конце XVI в. ("Шесть книг о республике", 1576 г.) выделил понятие демократизма, которое закрепилось и сыграло важную роль в идее демократизации политики и в борьбе против абсолютистских монархических режимов.
2. Позднероманская и средневековая политическая мысль искала иное обоснование демократии как народовластия доверенного монарху, своеобразной демократической легитимации верховного права власти королевской особе или, иначе говоря, снимала проблемы выбора между монархией и республикой, деспотией и демократией. Оставалась при этом дискуссионной проблема; кому принадлежит закон - народу, который доверяет его исполнение монарху, или властелину, является ли исполнение власти только функцией монарха или подлинной прерогативой, кому, в конце концов, реально принадлежит власть, является ли ее передача только уступкой, и при том временной, или она окончательна и безраздельная власть остается в руках самодержца. Для теории демократии уже в тот период существовала проблема источника власти и суверенности этого источника, которым в демократической традиции признавался народ. Ему уже в античной, римской и средневековой теориях принадлежала главная власть -законодательная, и тогда же возникла идея разделения двух фундаментальных властей: этой главной и второй, исполнительной, которая доверялась властелину (Марсимей Падуанский). Это власть производная, которая делегируется властелину в форме отзываемого мандата. Позже, уже в Новое время, была усовершенствована (Дж. Локком) и идея суверенной законодательной власти народа. В его более реалистической трактовке она делегировалась его представителям в парламенте; возникла идея представительной демократии.
От Средних веков и раннего периода Нового времени в теорию и практику демократии вошли такие ее основополагающие элементы, как суверенитет народа и власти, а также идея и практика договорных отношений, которые регулировали отношения этих двух суверенных сторон и позволяли улаживать конфликты между ними, а следовательно, и между законодательной властью народа или его представителей и исполнительной властью носителя мандата доверия.
3. В Новое время возник в более конкретной форме вопрос о политической организации демократии и ее соотношением с республиканским устройством государства, и еще длительное время (до конца XVIII в.) республика представлялась в двух формах - аристократической и народной.
Из трех форм правления, описанных Монтескье - республика, монархия, деспотия-республика выступает в двух формах - аристократической и демократической, хотя подлинно республиканские добродетели Монтескье обнаруживает только в демократии (как и Сен-Жюст, Руссо, Робеспьер и др.). Новая руспубликанская концепция демократии в эпоху Просвещения и формирования либеральных концепций политики, Французской революции и появления первого значительного документа современной демократии - Американской конституции, связана в еще большей мере, чем когда-либо прежде, с идеями справедливости, равенства и новым пониманием свободы, которое позволило четче разграничить прямую и представительную демократию Свобода прямого участия в формировании законов и выборах власти получила максимальное выражение в собрании граждан. Современная же свобода индивидуальна по отношению к государству, она проявляется не в коллективе и не как коллективная воля. Это свобода индивидуального демократического выбора. Последующее развитие демократического процесса стало целой эпохой борьбы за всеобщность такого индивидуального выбора (за всеобщее избирательное право) и за то, чтобы этот выбор стал подлинно коолективным, т.е. стал выражением интересов и воли общества в целом или достаточно значительных его групп. Результатом этого развития стало не только завоевание демократической свободы выбора представительной власти, но и преобразование прямой демократии во всеобщие и технически допустимые процедуры коллективного волеизъявления (референдумов, плебисцитов) при сохранения свободы примкнуть к одному из вариантов коллективного мнения. В традиции либерально-демократических исследований и реальной политической борьбы XVIII - XIX вв. демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод: участие в политической власти, права собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, сознания, передвижения, переписки и т.д., включая естественные права человека на жизнь, безопасность, жилище, труд и др. Развитие представитеяьной демократии пошло в этот период по двум направлениям: расширения избирательных прав от сословных, ограниченных цензами (по признакам культуры, пола, оседлости) до всеобщего права и умножения числа представительных органов от двух законодательных ассамблей до местных представительных органов управления (в том числе и экономического в корпорациях, на предприятиях) и кончая главой государства. Другим направлением демократического процесса стало создание системы гарантий демократия - политических, культурных, правовых, экономических, идеологических. Важнейшими гарантами, условием и одновременно следствием демократии стал процесс формирования гражданского общества и правового государства в разных странах демократического мира. В этом смысле демократия - не изолированное от других общественных процессов явление или, точнее, развитие, а составная часть целостного изменения: экономического роста, прогресса знания и производительных сил, формирования гражданского общества, правового государства и эволюции культуры, сочетания индивидуального и коллективного развития человека и общества. Каждая из составных частей этого совокупного общественного и исторического процесса - результат и одновременно условие развития других составляющих его компонентов.
Важной составной частью демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур, которые характеризуют современную демократию:
- 1) высший политический законодательный орган должен быть избран народом;
- 2) наряду с ним должны существовать избираемые органы власти и управления менее высоких уровней, вплоть до самоуправления;
- 3) избиратели должны быть равны в правах, а избирательное право - всеобщим;
- 4) все избиратели должны иметь равное право голоса;
- 5) голосование должно быть свободным;
- 6) выбор из ряда альтернатив должен исключать голосование списком;
- 7) выборы должны совершаться на всех уровнях большинство голосов, хотя такое значение этого большинства может определяться различным образом;
- 8) решение большинства ограничивает права меньшинства;
- 9) орган власти должен пользоваться доверием других, прежде всего важных по отношению к нему и сотрудничающих с ним органов власти;
- 10) отношения общества и избираемых им органов власти должны быть взаимными и симметричными, с гарантированной законом и реакциями избирателей ответственностью делегированных им носителей власти;
- 11) демократия существует под непрерывным и пристальным общественным контролем;
- 12) государство и общество вырабатывают действенные механизмы предотвращения и изживания конфликтов на всех социальных и политических уровнях: между разделенными властями, между большинством и меньшинством, социальными группами, нациями, городом и деревней и т.д. и т.п. Демократия эволюционирует и утверждается в постоянной борьбе за и против нее практически в большинстве обществ мира, особенно в той его части, которая лишь в середине XX в. прошла ряд необходимых и неизбежных этапов исторического развития, не миновав которые прийти к демократии невозможно: процесс национального освобождения, создания национальной государственности, образование базисных производственных структур, социальных и экономических инфраструктур (систем связи, транспорта, средств массовой информации и т.д.), культурных, образовательных основ гражданских и политических отношений и др. преобразований, которые условно охватывакются общим понятием модернизации. Интернационализации демократического процесса способствовали многие международные процессы: ликвидация или распад империй, особенно колониальных, окончание холодной войны я мер по прекращению гонки вооружений и расширение экономического, культурного, информационного обмена в интернациональном масштабе.
Типология демократии строится на разных институциональных уровнях и по различным критериям. На внешнем уровне, согласно юридически-институциональному критерию, ее тип определяется отношениями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной масти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в т.н. парламентской республике), а тот от избирательного процесса. Парламент контролирует правительство и президента, может смещать их, утверждает глав администрации. При президентском правлении глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей, который только санкционирует его поведение, не переизбирая его. Президент формирует правительство и сам может его возглавить.
На более низком уровне демократии определяется системой политических партий в двух вариантах: двух- и многопартийных; однопартийная система не считается демократической. Другая ее характеристика - система партийных группировок (двух или многополярных), партийных Парламентских и непарламентских) оппозиций, с группировками в центре и на левом и правом флангах. С учетом партийных отношений, позиций политических элит и политической культуры общества различаются (А.Липхард) центробежные и центростремительные демократические режимы, а также поляризованные (по к.-л. признакам - несогласие с курсом той или иной власти, по поводу той или иной общественной проблемы) и неполяризованные. В политической и идеологической структуре демократии особую роль играет поведение и ориентация т.н. "элит" - правящих или близких к правлению группировок, которые могут разобщить демократические структуры, конкурировать либо вступать в коалиции, добиваться согласия и политически однородного демократического режима. Т.н. "согласительная демократия", в которой происходят переговоры в верхах, между лидерами, соперничающими по поводу политического направления страны или формирования правительства, устойчивее, стабильнее, чем конфликтная, рискующая своими политическими институтами и способная переродиться и допустить приход авторитарного режима.
Читайте также: