Философия как социокультурный феномен шпора
1. Философия – это учение об общих принципах, законах бытия, познания и отношений человека и мира.
Философия возникает на определенном уровне развития культуры, когда человек отличает себя от мира в качестве деятельного существа и начинает анализировать возможности и границы своей деятельности. Это сознательно-теоретическое отношение к миру. Философия предполагает также рационально-критическое отношение к миру, к самому себе, к своим знаниям.
Развернутая система философского знания включает следующие разделы:
*онтология –учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации
*гносеология –учение о познании, его основаниях, возможностях и границах
*социальная философия– учение об обществе, его основных сферах, о взаимодействии с человеком и природой
*антропология –учение о человеке, его природе и организации его деятельности
Философию отличает многообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
Предмет частных наук – отдельные стороны действительности, предмет философии – всеобщее – мир и человек в их единстве. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер.
Предмет философии включает непременно в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.
2. Первая важная функция философии – это мировоззренческая. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов, принципов, оценок на мир и место в нем человека.
Философия – это высший уровень и вид мировоззрения. Это теоретически сформулированное, системно-рациональное мировоззрение.
Истоки философии – мифология и религия.
Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерные для ранних стадий общественного развития.
В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы: о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, о судьбе, добре и зле. Другие мировоззрения – религия и философия – унаследовали от мифологии те же вопросы. Хотя и искали ответы другими путями.
Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира основано на вере в сверхъественное.
Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий, которые оказывали и оказывают по сей день большое влияние на массовое сознание разных стран и регионов. Как любое явление культуры, религия передает знание и дает повод к размышлению, учит нравственности, помогает найти свою судьбу.
Как соотносятся религия и философия? Философия – наука, это рационально-теоретическое мировосприятие. Религия же, опирается прежде всего на веру. Философская мысль нуждается в свободе, нескованности каким-то авторитетом. Религия – нуждается в авторитете церкви, вероучения. Философия невозможна без образования, она предполагает знание истории (в частности, истории религии и культуры). Религия более всего опирается на интуицию.
Функции философии: Основные методы философии:
3. Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению. Выделяют две стороны основного вопроса:
1 сторона – онтологическая (бытийная) сторона, которая заключается в решении проблемы – что первично: материя или сознание?
2 сторона– гносеологическая (познавательная) сторона заключается в решении вопроса – познаваем или не познаваем мир?
В решении основного вопроса философии выделяются направления: материализм, идеализм, дуализм.
Материализм – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Основные положения материализма:
- материя реально существует, независимо от сознания;
- материя является самостоятельной субстанцией;
- материя развивается по своим внутренним законам;
- сознание есть свойство материи, не являющееся самостоятельной субстанцией;
- сознание определяется материей (бытием).
Идеализм – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание.
Как материализм, так идеализм неоднороден в своих конкретных проявлениях. Можно выделить различные формы материализма и идеализма.
С точки зрения исторического материализма, можно выделить следующие его основные формы:
- материализм Древнего Востока и Древней Греции
- метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе.
- диалектический материализм
Существуют и такие разновидности материализма, как – последовательный непоследовательный материализм.
Из существующих направлений идеализма, прежде всего, следует различать 2 главные разновидности:
- объективный идеализм
- субъективный идеализм
В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности – солипсизм, идеалистический рационализм, иррационализм и т.д.
A. любовь к мудрости
B. любовь к человеку
C. любовь к истине
D. любовь к миру
E. душевное счастье
2. Предметом изучения философии является
A. наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека, сам человек
B. мудрые изречения всех времен и всех народов
C. постижение природы
3. Назовите основные разделы философского познания
A. онтология, гносеология, аксиология, логика, этика
B. искусствоведение, лингвистика, востоковедение
C. софистика, эклектика, догматизм
D. идеология, космология, мифология
E. мифология, религия, мировоззрение
4. Как называется учение о бытии
5. Гносеология как философское учение - это
A. учение о познании
B. учение о бытие
C. учение о человеке
D. учение о ценностях
E. учение о формах и способах мышления
6. Раздел философии изучающий общественную жизнь
A. социальная философия
D. философская антропология
7. Философская антропология – это
A. учение о человеке
B. учение об обществе
C. учение о морали
D. учение о прекрасном
E. учение о мышлении
8. Определение мировоззрения:
A. система взглядов на мир и место человека в нем
B. совокупность знаний об обществе
C. система нравственных принципов
D. совокупность утверждений, выражающих познаваемость мира
E. религиозный взгляд на мир
9. Основным вопросом философии принято считать
A. вопрос об отношении материи и сознания
B. как устроена Вселенная
C. в чем смысл жизни
D. есть ли внеземная цивилизация
E. проблема жизни, смерти, бессмертия
10. Исторические типы мировоззрения
A. мифология, религия, философия
B. аксиология, религия, логика
C. мифология, политика, мораль
D. религия, мистика, философия
E. философия, антропология, социология
1. В истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, ставились и решались по-разному. Эта история мысли охватывает более чем 2,5 тысячелетия. Философское наследие актуально по сей день, имеет непреходящую ценность.
Каковы исторические типы философии? Это индийская, китайская, античная философия, философия средневековья, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени XVII в., философия Просвещения, философия XIX-XX вв.
Таким образом, исторические типы философии соотносятся с известными в истории эпохами развития человеческой цивилизации.
Выделяют также восточную и западную философию. В философии часто выделяют философию отдельных народов: греческую, римскую, индийскую, казахскую, русскую и др.
Существует также периодизация истории философской мысли по школам, системам и направлениям. Например, метафизическая, механистическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая и т.п. Исторический масштаб развития школ, направлений, течений охватывается и такими обобщениями, как схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т.п. Сами школы получили название: кантианцы, гегельянцы, марксисты, картезианская школа и т.п.
При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственность, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса.
Говоря о генезисе философии, следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно- мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. На место обычая пришло образование. Философия отражала противоречие между традицией, традиционными ценностями и новыми отношениями (формированием права и государства). Философия – именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме кризисность эпохи и рождение новой культуры.
2. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне. Однако в силу исторических причин в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее всего философские традиции и школы сложились в Древней Индии, история которой развивалась одновременно с такой же историей Египта и Вавилона.
В Индии философия возникла во II- нач.I тыс. до н.э., когда вторжение ариев (скотоводческих племен) и покорение ими населения страны, разложение первобытно-общинного строя привели к появлению классового общества и государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой власти (брахманы).
Огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли, сыграла, так называемая, ведическая литература.
Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных формул и т.д. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, о нравственной жизни.
Веды делятся на 4 группы (самхиты):
- Ригведа
- Самаведа
- Яджурведа
- Атхарваведа
Результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (сборник ритуальных песен), Араньяки (правила поведения для отшельников) и Упанишады, собственно философские тексты, возникшие ок. I тыс. л. до н.э. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, и началось оформление первых философских учений (и религиозно-идеалистических, и материалистических).
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.
АСТИКА (ортодоксальные, т.е. признающие авторитет Вед) | НАСТИКА (неортодоксальные, т.е. не признающие авторитета Вед) |
Веданта Миманса Санкхья Ньяя Вайшешика Йога | Джайнизм Буддизм Локаята (Чарвака) |
Онтология индийской философии опирается на законы Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с выдохом и вдохом Брахмы – Космоса (Бога-Творца). В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое также длится 100 космических лет – до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
3. В древнем Китае VIII-VI вв. до н.э. в период формирования и развития рабовладельческого общества выделялись две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и материалистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао) и другие, возникшие на рубеже II-I тыс. до н.э. как результат обобщения знаний того времени.
Философия Китая носит в себе черты патриархального склада нации и конкретно-деятельной ориентации практики. В китайской философии отсутствует та богатая мифологическая основа, которая свойственна Древней Индии и другим странам. Китайская философия, главным образом прагматична и обращена к практике сегодняшнего дня и земной, а не потусторонней жизни.
Философия существовала не с начала человеческой истории. Философия – продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе в эпоху разложения первобытного общества и перехода от варварства к цивилизации. В те далекие времена произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились антагонистические классы и государство. Социальные взаимодействия стали более разнообразными, накапливались знания, совершенствовалось искусство. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре привели к серьезным изменениям во взглядах людей на окружающий мир и послужили причиной возникновения философии. В древней Греции и Риме, в период с VII в. до н. э. по V в. философия достигла своей классической формы.
Философия – это теоретическая, т.е. рационально осмысленная, тем или иным образом, обоснованная, система воззрений на мир и человека, и его место в нём. Причём это такая теоретическая система, которая открыта для критики, которая постоянно изменяется в соответствии с условиями жизни людей, формами социальной практики и др. формами духовной культуры.
Объект– это познаваемый круг явлений, фрагмент объективной реальности.Объектом философии выступают: мир, человек, отношение человека к миру. Предмет – это специфические стороны, свойства, аспекты объекта познания, которые изучаются в данной научной области. Предмет философиии ее проблемное поле определяются стремлением философии дать целостную и обобщенную рационально-теоретическую систему знаний об этих объектах. Целостное представление о данных объектах и будет мировоззрением.
При более широком подходе могут быть выделены три основные проблемыфилософского сознания:
1. Проблема мира.
2. Проблема человека.
3. Проблема взаимосвязи человека и мира (что первично: мышление или бытие? познаваем ли мир?).
Материалисты исходят из первичности материи, бытия. Они обосновывают вечность и несотворимость природы, независимость ее существования от сознания. Идеалисты же настаивают на первичности духовного начала. монизм – философское учение, полагающее, что основу мира образует одна субстанция – духовная или материальная. дуализм–философское учение, утверждающее, что материя и дух являются двумя самостоятельными и независимыми друг от друга началами мира. плюрализм – философская теория, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал. агностицизм – философское учение, полагающие что вопрос об истинности познания окружающей человека действительности окончательно не может быть решен.
Философия как специфическая мировоззренческая наукаимеет сложную структуру. в содержании философской проблематики интегрируются главные мировоззренческие темы – "мир", "человек", "человек-мир". Философия – это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях.Разделы философского знания: онтология(о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека), гносеология(проблемы истины), антропология(кто такой человек), аксиология(что есть добро и зло)
Роль философии в жизни общества и культуре обнаруживается через её след. функции: критическая, гуманистическая, мировоззренческая, практическая.
Философия – это всегда попытка взглянуть за горизонт дня сегодняшнего, открыть новое, открыть перспективы.
2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.
Философия является историческим типом мировоззрения, сменившим мифологию и религию.
Мировоззрение - система взглядов, переживаний и чувств человека о мире и своем месте в нем, основанных на этих взглядах убеждений и идеалов, определяющих отношение человека к миру, его жизненную позицию, принципы поведения и ценностные установки.
Знания являются основным компонентом и образуют основу мировоззрения в виде обобщенной модели мира и места человека в нем. Благодаря знаниям мировоззрение выполняет функцию миропонимания.Ценности выражаются в нормах и идеалах и выполняют регулятивную функцию. На основе знаний и ценностей формируются убеждения .Чувственно-эмоциональные компоненты мировоззрения делают его субъективно значимым, наполняют его личностным смыслом и значением. В них выражается личное восприятие человеком мира, его переживания и оценка своего места в этом мире.По глубине отражения действительности различают мироощущение, мировосприятие, миропредставлениеимиропонимание.
К историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.
Мифология – древнейший тип мировоззрения, совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире, его устройстве, происхождении, о своем месте в этом мире. Мифологическое мировоззрение существует в разных формах. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы, тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и др.
Религиозное |
мировоззрение. Основанная на вере в сверхъестественное, религия как мировоззрение компенсирует бессилие людей перед противостоящими им силами природы и общества, способствует процессам их консолидации. Кроме того, религия всегда претендовала на исчерпывающее, абсолютно истинное объяснение смысла жизненных проблем людей.
Философское мировоззрение является качественно новым в сравнении с мифологией и религией типом мировоззрения. Философия ориентирована на разумное объяснение мира. На смену образу и символу приходит знание, рационально-теоретическое понимание мира и человека. Философия –это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.
Основные черты философского мышления:
Рациональность – признак философского мышления, отличающий философское мировоззрение от мифологически–религиозного и признающий разум инструментом познания. Рефлексивность – неотъемлемое свойство философского мышления осознавать свои собственные действия, задавать философские вопросы самому себе. Без рефлексивности философское мышление невозможно.
Задача науки – получение истинных знаний о мире с целью его научно-технического преобразования. Цель философии – познание мира и изменение его к лучшему. Целостность – характеристика философского мышления, указывающая на стремление философии дать обобщенную систему знаний о природе, обществе и человеке. Критичность – важное свойство философского мышления как духовно-теоретической деятельности оценивать и обновлять свое содержание и познавательные средства.
3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.
Философия как особое явление и состояние общественного сознания находится в сложном взаимодействии с другими его формами – наукой, искусством, моралью, религией и др. Вырабатывая целостную систему мировоззренческих знаний и ценностных установок, она образует наиболее общие теоретические основания духовной деятельности людей.С другой стороны, эстетические идеалы, нормы нравственности, научные истины, политические идеи переплавляются философским синтезом в общие логические принципы понимания отношения человека к действительности. Философия, по словам К. Маркса, представляет собой "живую душу культуры". И Рассел, и Франк верно подметили, что в философии есть нечто родственное с религией - претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. К тому же многие философы-идеалисты (Дж. Беркли, Гегель, В.С. Соловьев) прямо ориентируют свое учение на теоретическое обоснование религиозного мировоззрения. Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жизни людей. Так что точек соприкосновения немало. И все-таки нужно видеть то, что различает философию и религию: апелляция к разуму, знанию, логике, действию - с одной стороны, и возвышение веры, фантазии, догмы, смирения - с другой. Но в таком случае, может быть, правы те, кто рассуждает, как Н. Бердяев: "Философия. есть искусство, а не наука"? (3. С.284). Русский мыслитель выступал противником "научности" философии, поскольку, по его мнению, "научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке". Философия - одна из тех сфер культуры, где критерии науки в полной мере недейственны. Тем самым Бердяев имел основание сближать философию больше с искусством, чем с наукой. К тому же, как известно, выдающиеся произведения искусства всегда несут глубокие философско-нравственные идеи, а многие их творцы (И. Гете, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) известны как оригинальные мыслители. Да и немало философов (Платон, Вольтер, Д. Дидро, Ф. Ницше, А. Камю) облекали свои идеи в высокохудожественную форму. Тем не менее, функция искусства – удовлетворение эстетической потребности людей, отражение действительности в художественных образах, а предназначение философии - создание целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий.
Часто философии отказывают в претензии на научность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некая мыслительная деятельность, просто "философствование". Так, швейцарский ученый Д. Мерсье считает, что "философствовать - значит задавать себе вопросы, на которые невозможно ответить, даже если они осмыслены". Современный немецкий мыслитель М. Хайдеггер пишет, что "философия - ни наука, ни мировоззренческая проповедь", а "есть философствование. ". "Философия - последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно".
Как специализированное теоретическое обоснование мировоззрения, философия обладает рядом несомненных признаков научного знания: системностью, фиксированием в логических категориях и законах, доказательностью, объективной истинностью. Еще Аристотель считал ее "лучшей из наук". Многие мыслители (античные философы, П. Гольбах, Гегель и др.) видели преимущества философии в том, что она позволяет чисто умозрительно, путем только анализа понятий о свойствах предметов, а не фактов, выработать всеохватывающее и завершенное знание о природе. Такое воззрение получило название натурфилософии. Ее приверженцы истолковывали истину философии как абсолютную, а утверждения науки - как относительные знания. Критерий их истинности искали в самой философии.
Но сравнительно чаще приходится встречаться с антиподом натурфилософии - позитивизмом. Позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер и др.) объявляли, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Наука якобы вообще не объясняет, а лишь, опираясь на опыт и эмпирические исследования, описывает, что и как происходит, но не почему происходит. Современные позитивисты истолковывают мировоззренческие вопросы как псевдопроблемы и ограничивают компетенцию философии лишь анализом логической структуры научного знания.
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как специфический тип мировоззрения. Разделы философского знания. Методы философии. Направления в философии. Функции философии.
Существуют разные подходы к пониманию того, что же такое философия. Она может пониматься как особый тип мировоззрения; как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления; как основа духовной культуры; как методология (наука о методах) познания; как форма идеологии; как форма общественного сознания.
Дело в том, что характеристики философии и предмета её изучения исторически изменчивы и зависят часто от того, что конкретные философы или философские направления считают главной проблемой. Так, Пифагор считал, что смысл философии — в поиске истины; софисты — в том, чтобы учить людей мудрости; Платон был уверен, что задача философии — в познании вечных и абсолютных истин; некоторые средневековые мыслители утверждали, что задача философии заключается в поиске доказательств существования Бога.
Чаще всего философия определяется как особый тип (или форма) мировоззрения.
Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, на особенности его бытия и развития, на возможности и границы его познания, на место человека в этом мире.
Мировоззрение имеет сложную структуру, оно состоит из некоторых элементов и определённых связей между ними.
В структуре мировоззрения можно выделить следующие элементы.
- 1. Мироощущение — это то, каким мир представляется человеку; оно может быть, например, оптимистическим или пессимистическим. Мироощущение основано на ценностях. Ценности — это то, что важно, значимо для человека.
- 2. Миропонимание — это то, как человек понимает закономерности, которые присущи миру. Миропонимание основано на знаниях. Знание — определяющий элемент мировоззрения — это та информация, которая усвоена, понята человеком.
Различают три исторических типа мировоззрения:
- — мифология;
- — религия;
- — философия.
Мифология — это такой тип мировоззрения, в котором совмещены фантастические и реальные представления о мире. Причины возникновения и существования мира это мировоззрение видит во внешних силах — божествах, героях. Человек, обладающий мифологическим мировоззрением, приписывает природе такие качества и свойства, которыми он сам обладает (например, одушевляет силы природы и вообще разные предметы). Особенностью этой формы мировоззрения является то, что на первом плане здесь находится чувственно-конкретное восприятие мира, а абстрактные, рациональные (основанные на разуме) размышления почти не используются.
Особенностью этого типа мировоззрения является также чувственная и образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Мифология и религия во многом похожи. И прежде всего тем, что они являются догматическими (не требующими доказательств) типами мировоззрения. А вот философия не обладает догматичностью, она критична, основана на свободомыслии. Философия, в отличие от двух предшествующих типов мировоззрения, опирается (также, как и наука) на разум и его возможности в постижении мира. Именно поэтому возникновение философии — это очень важный поворот в развитии человеческого мышления и культуры.
Философия представляет собой особый научно-теоретический тип мировоззрения, который отличается от двух предшествующих тем, что он основан на знании (а не на вымыслах и вере), на логике (характеризуется внутренним единством и обоснованностью). Это рациональный, то есть основанный преимущественно на разуме, тип мировоззрения.
Следовательно, философия представляет собой высший уровень и исторический тип мировоззрения, который характеризуется:
- - рациональностью;
- - системностью;
- - логикой;
- - рефлективностью (включает в себя направленность не только на внешний мир, но и обращённость мысли на саму себя);
- - теоретичностью (использует чёткие понятия или категории и стремится к познанию закономерностей).
Развитие философии как высшего типа мировоззрения характеризуется тремя этапами:
- - космоцентризм;
- - теоцентризм;
- - антропоцентризм.
Космоцентризм — это такой этап в развитии философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы, человека и общества через могущество бесконечных внешних сил — Космоса; утверждается, что всё в нашем мире зависит от него.
Теоцентризм — это такой этап в развитии философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство недоступной человеческому разуму сверхъестественной силы (Бога).
Антропоцентризм — это этап в развитии философского мировоззрения, в основе которого находится идея о том, что человек — это высшая ценность, утверждается, что проблема человека — это и есть главная проблема философии.
Первый этап в основном характерен для философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции.
Второй этап в основном характерен для средневековой Европы, но представлен и в современной религиозной философии.
Третий этап преимущественно характерен для философии эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, да и для некоторых направлений современной философии.
Существуют некоторые черты, которые свойственны Философскому знанию, независимо от того, о какой эпохе в развитии философии мы говорим. Именно эти черты и позволяют выделить основные разделы философского знания.
- 1. Исследование наиболее общих вопросов бытия, и среди них — проблем бытия и небытия, бытия материального и духовного, бытия природы, человека, общества. Часть философии (раздел), предметом исследования которой являются эти вопросы, называется онтологией, то есть онтология — это наука о мире, каким он является в действительности.
- 2. Анализ наиболее общих вопросов познания и среди них таких проблем, как: познаваем или непознаваем мир; как человек познаёт мир; что такое истина; каковы границы познания. Часть философии (раздел), предметом которой является познание, получила название теории познания, или гносеологии, или эпистемологии.
- 3. Изучение наиболее общих вопросов, касающихся возникновения человека, его природы, его жизни, его смерти, цели и смысла жизни и других подобных проблем. Эта часть философии (раздел) получила название антропологии (науки о человеке).
- 4. Изучение наиболее общих вопросов существования и развития общества, его специфики, этапов развития, закономерностей общественной жизни. Эта часть (раздел) философии получила название социальной философии.
Стремясь отразить весь мир в его единстве, философия ищет ответы на вопросы всеобщего характера. Назовём некоторые из них:
- — Какова сущность мира?
- — В чём истоки, основа мира?
- — Почему существует человек и каково его отношение к миру?
- — В чём смысл жизни человека?
- — В чём смысл истории общества и как оно развивается?
Отвечая на эти вопросы, философия выработала свой особый
рациональный метод объяснения действительности. Она стремится к логической аргументированности, обоснованности и доказательности своего знания. В этом проявляется её отличие от мифологии, религии, искусства и сходство с наукой. Но философия отличается от частных наук, которые в качестве предмета изучения имеют относительно узкий фрагмент действительности, а к тому же часто имеют практическую направленность, — как, например, технические, сельскохозяйственные и другие науки. Философия же стремится понять мир как целое.
Философия отличается от частных наук ещё тем, что у неё есть специфические методы. Вообще метод — это способ, путь достижения какой-либо цели. Философские методы — это пути, способы, с помощью которых осуществляется философское исследование.
Такими философскими методами являются диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.
Диалектика — это метод философского исследования, при котором мир, вещи, процессы, явления рассматриваются в их развитии и взаимосвязи; утверждается, что причина развития мира находится в самом этом мире и ею является борьба противоположностей, внутренне присущих этому миру, каждому предмету, процессу и явлению.
Догматизм — это метод философствования, опирающийся на догмы — раз и навсегда данные утверждения, которые неопровержимы, носят абсолютный характер. Если истина существует, то она — абсолютна и неизменна.
Эклектика — это метод философствования, при котором пытаются искусственно соединить вместе разнородные, противоречивые, иногда взаимоисключающие друг друга учения, теории. Иногда эклектику используют как метод для того, чтобы растворить причину какого-то явления во множестве второстепенных его связей с другими явлениями.
Герменевтика — это метод правильного прочтения и использования смысла текстов, который широко распространён в западной философии, это одно из направлений неклассической философии.
Мы уже показали, что круг вопросов, которые интересуют философию и решением которых занимаются философы, чрезвычайно широк. Однако среди них в философии выделяют основной, которым традиционно считается вопрос о соотношении природного
и духовного (что первично: духовное или природное?). От решения этого вопроса зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нём, что и является главной задачей философии. Основной вопрос философии имеет две стороны:
Первая (онтологическая) состоит в постановке вопроса, что является первичным — материя или сознание — и поиске ответа на него.
Вторая (гносеологическая, или познавательная) состоит в постановке вопроса и поиске ответа на него, познаваем ли мир, то есть в состоянии ли человек получить такое знание о мире, которое будет объективным (не зависящим от человека) и истинным (соответствующим самому этому миру).
В соответствии с ответом на первую сторону основного вопроса философии сформировались два основных направления в философии — материализм и идеализм. Их называют разновидностями монизма (от лат. monos — один).
Монизм — это философское учение, утверждающее, что только одна субстанция — материальная (природная) или духовная — является первичной.
Материализм — это философское направление, которое утверждает, что материальная субстанция существует вечно, что она первична, а сознание, духовная субстанция — вторична, она возникает на определённом этапе развития материи и является её следствием.
Идеализм — это философское направление, которое утверждает, что первичной является духовная, идеальная субстанция, а материя — вторична, она производна от сознания, от идеи и является её следствием.
Если философ признаёт не одну, а большее количество субстанций (первоначал), то он принадлежит к таким направлениям, как дуализм или плюрализм.
Дуализм исходит из того, что две субстанции — и материальная, и духовная — являются равноправными и первичными.
Плюрализм исходит из того, что существует более двух первичных субстанций.
Для анализа взглядов философов в области теории познания необходимо выделить такие теоретико-познавательные концепции, как эмпиризм и рационализм. Спор между ними идёт по поводу того, как может быть достигнуто истинное знание.
Эмпиризм утверждает, что истинное знание может быть достигнуто только в чувственном опыте человека. Концепцией, противоположной эмпиризму в теории познания, считается рационализм.
Рационализм — это концепция, представители которой утверждают, что истинное знание может быть достигнуто исключительно с помощью разума, а чувства не только не помогают, а напротив, мешают познанию истины.
В истории философии сложилась ещё и концепция, согласно которой мир полностью или частично непознаваем. Эта концепция получила название агностицизма (а — не, гносис — знание).
Теперь, исходя из всего сказанного, мы можем проанализировать основные функции философии — то есть основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, методы и назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
- — мировоззренческая — способствует формированию у человека целостной картины мира, пониманию его законов, места человека в этом мире, возможности его познания и преобразования;
- — методологическая — заключается в том, что философия вооружает человека основными методами научного познания;
- — эвристическая — заключается в способности философии содействовать приросту научных знаний, в том числе созданию условий для новых открытий, как в области самой философии, так и в области частных наук (назовём примеры таких открытий: так, сначала в философии в форме гипотез, а затем в частных науках в форме законов были сделаны такие открытия, как идея эволюции (Анаксимандр), закон сохранения вещества (нечто из ничего не возникает и в ничто не превращается));
- — логическая — философия учит человека правильно мыслить, видеть за случайным — необходимое, за явлением — сущность; правильно давать определения понятий; воспитывает культуру мышления, вооружает умениями находить аргументы в споре;
- — аксиологическая — формирует у человека умения правильно оценивать вещи, процессы, явления окружающего мира с точки зрения нравственных, эстетических, религиозных, социальных и других ценностей и формировать у человека ценностные ориентации и адекватные им действия;
- — прогностическая — заключается в том, чтобы научиться на основании имеющихся философских знаний о мире и о человеке спрогнозировать возможные тенденции развития общества, познающего сознания, перспектив решения фундаментальных проблем человечества, которые носят глобальный характер.
Общепризнано, что на начальном этапе развития человеческого познания философия была единственной наукой. И только практические потребности человека и общества способствовали постепенному выделению из неё (этот процесс называется дифференциацией) так называемых частных наук.
Так, геометрия возникла как ответ на практическую потребность восстанавливать границы земельных участков после разлива Нила; астрономия появилась как ответ на практическую потребность ориентироваться в открытом море в связи с развитием мореплавания. Этот процесс по существу продолжается и в наше время: сравнительно недавно самостоятельными науками стали психология, лишь несколько десятилетий насчитывает история развития кибернетики, в последние десятилетия появилась синергетика; мы являемся свидетелями научных исследований, связанных с нанотехнологиями. Таким образом, с каждой новой наукой от бывшего общего знания, которым была философия, вроде как отбирается очередной сегмент.
Читайте также: