Инфекционные заболевания в средневековье
1. Средневековые болезни
Другую впечатляющую категорию составляли нервные болезни: эпилепсия (или болезнь св. Иоанна), танец святого Ги; здесь же приходит на память св. Виллиброд, который был в Эхтернахе в XIII в. патроном Springprozession, пляшущей процессии на грани колдовства, фольклора и извращенной религиозности. Сгорячечной болезнью мы глубже проникаем в мир расстройства психики и безумия.
Тихие и яростные безумства лунатиков, буйно помешанных, идиотов в отношении к ним Средневековье колебалось между отвращением, которое старались подавить посредством некоей обрядовой терапии (изгнание бесов из одержимых), и сочувственной терпимостью, которая вырывалась на свободу в мире придворных (шуты сеньоров и королей), игры и театра.[4]
2.Методы лечения
Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством. Получили хождение христианские амулеты: медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священной реки Иордан и т.п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определённое время, в определённом месте, сопровождая определённым ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христианским праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причащение тоже воздействуют на здоровье человека. В средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий и т. д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мёд, пасхальные яйца.[3]
Нужно разделять понятие христианской святыни и амулета.
По словарю Даля : АМУЛЕТ м. и амулетка ж. талисман; оба слова искаженные арабские; привеска, ладанка; охрана от порчи, охранное зелье, оберег, зачур; приворотный и отворотный корень; заговорное, наговорное зелье, корень и пр.[7]
Означает магический предмет, который работает сам по себе(всмысле верим мы в него или не верим), тогда как понятие святыни в христианстве совершенно иное, и это может быть не замечено светскими историками, или могут быть проведены неправильные параллели.
Понятие христианской святыни предполагает не магическое свойство, а скорее чудодейственную помощь Божию через определенный предмет, прославление Богом определенного святого, через явление чудотворений от его мощей, при этом, если человек веры не имеет, то значит и не надеется на помощь, она ему дана и не будет. А вот если человек верит и готов принять Христа(что не всегда ведет к исцелению, а может даже и наоборот, смотря что этому человеку полезнее, что он сможет понести) то может произойти исцеление.
Рост городов обусловил появление городских госпиталей, несущих функции больницы и приюта, тем не менее на первом плане оставалась забота о духовном здоровье.
Больных размещали в общей палате. Мужчин и женщин вместе. Койки отделялись ширмами или занавесами. Поступая в госпиталь каждый давал обет воздержания и послушания начальству(для многих приют был единственной возможностью крыши над головой).
Сперва больницы строились не по определенному плану и могли помещаться в обычных жилых домах, приспособленных для этой цели. Постепенно появляется особый тип больничных зданий. Кроме помещений для больных, там были хозяйственные пристройки, комната для тех, кто ухаживал за больными, аптека, а также сад, где росли наиболее употребляемые лекарственные растения.
Иногда больные размещались в небольших палатах (по две кровати в каждой), чаще же — в большом общем зале: каждая кровать в отдельной нише, а в середине — пустое пространство, где могли свободно передвигаться больничные служащие. Чтобы больные, даже лежачие, могли присутствовать на мессе, в углу зала для больных помещалась капелла. В некоторых больницах самых тяжелых больных изолировали от прочих.
Когда больной являлся в больницу, его одежду стирали и прятали в надежное место, вместе со всеми ценностями, которые при нем быль Комнаты содержались в чистоте. В парижской больнице ежегодно использовалось 1300 метел. Раз в году мыли стены. Зимой в каждой комнате разжигался большой огонь. Летом сложная система блоков и веревок позволяла больным открывать и закрывать окна, в зависимости от температуры. В окна были вставлены цветные стекла, чтобы смягчить жар солнечных лучей. Число кроватей в каждой больнице зависело от размера помещения, причем в каждой кровати лежало минимум два, а чаще — три человека.
Больница исполняла роль не только лечащего учреждения, но и богадельни. Больные лежали бок о бок со стариками и бедняками, которые, как правило, охотно поселялись в больнице: ведь там им был обеспечен кров и еда. Среди обитателей были и такие, кто, не будучи ни больным, ни немощным, по личным причинам желал окончить свои дни в больнице, и за ними ухаживали, как за больными.
В эпоху крестовых походов получили развитие духовно-рыцарские ордена и братства. Некоторые из них создавались специально для ухода за определенными категориями больных и немощных. Так, в 1070г в Иерусалимском государстве был открыт первый странноипримный дом для пилигримов. В 1113г основан орден Иоаннитов(госпитальеры) в 1119г – орден св. Лазаря. Все духовно-рыцарские ордена и братства оказывали помощь больным и бедным в миру, то есть за пределами церковной ограды, что способствовало постепенному выходу госпитального дела из-под контроля церкви.
Одной из самых тяжелых болезней средневековья считалась лепра (проказа), инфекционное заболевание, которое было занесено в Европу с Востока и особенно распространилось в эпоху крестовых походов. Боязнь заражения лепрой была настолько сильна, что для изоляции прокаженных принимались особые меры там, где из-за скученности населения болезнь передавалась быстрее. Против проказы были бессильны все известные средства: не помогали ни диета, ни очищение желудка, ни даже настой мяса гадюк, считавшийся самым действенным лекарством при этой болезни. Практически заболевший считался обреченным.
Врачи в средневековом городе объединялись в корпорацию, внутри которой существовали определенные разряды. Наибольшими преимуществами пользовались придворные лекари. Ступенью ниже стояли врачи, лечившие население города и округи и жившие за счет платы, получаемой от пациентов. Врач посещал больных на дому. В больницу пациентов отправляли в случае инфекционного заболевания или когда за ними некому было ухаживать; в остальных случаях больные, как правило, лечились дома, а врач периодически навещал их.
В ХП-ХШ вв. существенно повышается статус так называемых городских врачей. Так именовались врачи, которых назначали на определенный срок для лечения чиновников и бедных граждан безвозмездно за счет городского управления.
К корпорации медиков примыкали банщики и цирюльники, которые могли поставить банки, пустить кровь вправить вывихи и переломы, обработать рану. Там, где недоставало врачей, на цирюльниках лежала обязанность наблюдения за публичными домами, изоляции прокаженных и лечения чумных больных.
Медицинской практикой занимались также и палачи, пользовавшие тех, кто подвергался пытке или наказанию.
Иногда медицинскую помощь оказывали и аптекари, хотя официально медицинская практика была им запрещена. В раннее средневековье в Европе (кроме арабской Испании) вообще не было аптекарей, врачи сами изготовляли необходимые лекарства. Первые аптеки появились в Италии в начале XI в. (Рим, 1016, Монте-Кассино, 1022). В Париже и Лондоне аптеки возникли гораздо позже — только в начале XIV в. До XVI в. врачи не писали рецептов, а сами посещали аптекаря и указывали ему, какое лекарство следует приготовить.[5]
В период дофеодальных отношений в Европе (VI—IX вв.), когда крестьяне в массе еще не были закрепощены, политическая власть в крупных варварских государствах была централизована, а решающую силу на полях сражений составляло ополчение из свободных крестьян и городских ремесленников, еще существовала элементарная организация медицинской помощи раненым. В конце IX в. во франкском варварском государстве, во время продолжительных войн Людовика Благочестивого с венграми, болгарами и сарацинами, при каждой когорте было 8—-10 чел., на которых возлагался вынос раненых с поля боя и уход за ними. За каждого спасенного ими солдата они получали вознаграждение .
Врачи, упоминаемые в героических песнях средних веков, были, как правило, миряне; звание врача (медика) относилось как к хирургам, так и к интернистам, они имели научное образование, полученное обычно в Салерно. Большой славой пользовались также арабские и армянские врачи. Ввиду очень малого числа научно образованных врачей их приглашали обычно издалека; возможность пользоваться их услугами была доступна только феодальной знати. Лишь изредка встречались научно образованные врачи в свите королей и герцогов.
Помощь раненым оказывалась по окончании боя, когда победившее войско располагалось на отдых, на поле сражения или поблизости в лагере; в редких случаях раненых выносили во время боя. Иногда на поле боя появлялись монахи и женщины, которые выносили раненых и оказывали им помощь. Обычно же раненых рыцарей выносили их оруженосцы и слуги на расстояние полета стрелы от поля битвы, после чего им оказывалась помощь. Врачей при этом, как правило, не было. Отсюда раненых переносили в расположенные вблизи палатки, иногда в замки или монастыри. Если же войска продолжали поход и не было возможности обеспечить безопасность раненых в районе бывшего сражения, их возили с собой.
Вынос раненых с поля боя производился на руках или на щите. Для переноски на большое расстояние применялись носилки, импровизируемые по мере надобности из копий, палок, ветвей. Основным средством транспортировки: были лошади и мулы, чаще всего впрягавшиеся в пароконные носилки. Иногда носилки подвешивались между двумя лошадьми, шедшими рядом, или укреплялись на спине одной лошади. Никаких повозок для транспортировки раненых не было. Нередко раненый рыцарь покидал поле боя самостоятельно на своем коне, иногда поддерживаемый сидящим сзади оруженосцем.
Все это относится лишь к высшему сословию: феодалам-рыцарям. Средневековая пехота, комплектовавшаяся из феодальной челяди и частично из крестьянства, никакой медицинской помощи не получала и была предоставлена самой себе; беспомощные раненые истекали кровью на полях сражений или, в лучшем случае, попадали в руки ремесленников-самоучек следовавших за войсками; они торговали всевозможными тайными снадобьями и амулетами и в большей своей части никакой медицинской подготовки не имели,
Такое же положение было и во время крестовых походов, единственных крупных операциях периода средневековья. Войска уходившие в крестовые походы, сопровождались врачами, но их было мало и они обслуживали нанимавших их полководцев.
Бедствия, которые претерпевали больные и раненые во время крестовых походов, не поддаются никакому описанию. Сотни раненых бросались на полях сражений без: всякой помощи, нередко делались жертвой врагов, добивались, подвергались всевозможным издевательствам, продавались в рабство. Госпитали, основываемые в этот период рыцарскими орденами (иоанниты, храмовники, рыцари св. Лазаря и др.), не имели ни военного ни лечебного значения. По существу это были богадельни, странноприимные дома для больных, нищих и увечных, где лечение заменялось молитвой и постом.
Само собой разумеется, что в этот период воюющие армии были совершенно беззащитны против эпидемий, вырывавших из их среды сотни и тысячи жизней.
При повсеместной нищете и неопрятности, при полном отсутствии самых элементарных правил гигиены, моровая язва, проказа, разные эпидемии, акклиматизировались в районе боевых действий, как у себя дома.
3. Литература
Исторический клуб Кемпен (ранее клуб св. Димитрия) 2010, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.
Никитин Димитрий
Эпидемии повальных болезней Средневековья
Плохое питание и жалкое состояние медицины, которая находилась между рецептами знахарей и теориями ученых врачей-педантов, порождали массовые болезни. Они сопровождались страшными физическими страданиями и высокой смертностью.
Горячечная болезнь
Болезнь появилась в Европе в конце Х века. В Средние века основу питания бедняков составлял хлеб, который выпекался раз в несколько месяцев. Поэтому всегда был черствым, покрытым плесенью и непригодным для еды. Эпидемию горячки вызывала спорынья - вид грибка на злаковых культурах.
Горячку объявили небесной карой свыше. Снедаемых жаром больных пытались лечить крестными ходами, проповедями в церквах, молитвами, обращёнными к святым целителям.
В городах царила анисанитария, грязь, зловония. Горожане весь мусор и пищевые отходы выбрасывали прямо на улицы, которые в дождливую погоду превращались в болота. Это способствовало возникновению повальных болезней. Во время эпидемий в городах была самая высокая смертность.
Туберкулез и кожные заболевания Средневековья
Одной из самых распространенных болезней, упоминаемых в хрониках Средневековья, был туберкулез, возникающий в условиях голода и скученности людей.
Для лечения больных туберкулезом использовали различные средства, имеющие зачастую очень сложный состав. Так, например, во времена Галена применяли териак, состоящий из 60 веществ (различные эссенции, тонизирующие средства, мочегонные, опий, мясо змеи, легкие лисицы и т. д.).
Тяжким бременем были кожные болезни: экзема (огонь Святого Лаврентия), язвы, чесотка, проказа, рожистые воспаления (огонь св. Сильвиана). Золотуха была настолько характерна для средневековья, что даром ее исцеления традиционно наделялись короли – божественные наместники на земле. Повсеместно наблюдались различные физические уродства: глазные бельма, горбы, выпученные из-за базедовой болезни глаза.
Полуголодное существование людей и ужас перед карой небесной приводило к нервным и психическим расстройствам, галлюцинациям, блужданию разума. Чаще всего встречались эпилептики, лунатики и буйные безумцы.
Не менее многочисленными являлись болезни, вызванные авитаминозом, а также уродства. В средневековой Европе было великое множество слепцов с бельмами или дырами вместо глаз, калек, горбунов, хромых.
Тихие и яростные безумства лунатиков, буйно помешанных вызывали и жалость и отвращение. В Средневековье их состояние объясняли одержимостью нечистой силой и пытались лечить обрядами по изгнанию бесов из тела.
Нервные болезни: эпилепсия (или болезнь св. Иоанна)
Средние века – исторический период европейского общества, приходящийся на 5-15 века нашей эры. Об условиях жизни и здоровье людей Средневековья ходят легенды.
В умах нашего поколения это время ассоциируется с рыцарями в доспехах и дамами в роскошных платьях. Однако в реальности все иначе: ввиду отсутствия коммуникация, трубопроводов и санузлов жители городов погибали от антисанитарии.
Средневековые болезни
К самым распространенным заболеваниям относят:
- черная смерть или чума;
- проказа;
- потница;
- французская болезнь;
- нома.
Остановимся подробнее на каждой из них.
Черная смерть – болезнь в Средние века, оставившая после себя темный след. Из-за странного и довольно загадочного происхождения болезни, сильно развились религиозные идеи, суеверия.
Изначально историки полагали, что бубонную чуму принесли татары, но теория была отвергнута, так как данная болезнь могла передаваться через насекомых и грызунов, но никак не через людей.
На самом же деле, распространение болезни вызвано несколькими факторами, такими как:
- стихийные бедствия;
- высокая плотность населения;
- нищета;
- убеждение, что мыться нужно как можно реже.
Человек больной чумой:
- вёл себя агрессивно;
- постоянно чувствовал страх;
- имел чёрные пятна под глазами;
- большие волдыри с неприятным запахом.
Данные признаки отличаются от современных симптомов чумы.
Болезнь в Средние века лечилась следующим образом:
- прижигание новообразований раскаленным железом;
- вытягивание заболевания магнитом;
- прием противоядия;
- прикладывание к эпителиальной ткани рептилий.
Хроническое инфекционное заболевание, вызываемое бактериями (палочкой Хансена) – вот что такое проказа в Средние века.
О проказе
Основной период заболеваемости проказой приходится на 12-14 века. Прокаженных ждала неминуемая участь: они становились изгоями среди общества, им запрещалось посещать церковь, прикасаться к общедоступным вещам. Проказа считалась законным поводом для развода.
Больного отпевали церковники, устраивали своеобразные похороны и выдавали специальную отличительную одежду. Прокаженный обязан был предупреждать людей о своём приходе с помощью различных шумных инструментов или же криками.
Затем появились лепрозории, что намного облегчило жизнь больным проказой. Лепрозории — это специальные помещения, в которых проживали лишь прокаженные. И если учесть качество медицины в Средние века, больные получали там действительно профессиональную помощь.
16-ый век – время, когда проказа практически исчезла во всех странах. Многие объясняют это эпидемией чумы, которая поразила организм и так уже истощенных после проказы людей.
Первое появление потницы в Средние века в Англии отмечено 1485-ым годом. Её распространение было обусловлено несоблюдением санитарных норм. Люди очень редко мылись и носили плотную пропитавшуюся потом одежду.
Ранее данная болезнь не имела лечения, и пациент заражённый потницей сразу же причислялся к стороне мертвых.
Для болезни была характерна:
- сыпь, мелкие красные пузырьки;
- отёчность;
- лихорадка;
- головокружение;
- озноб.
Последнее упоминание о потнице зафиксировано 1551-ым годом, а затем она исчезла также внезапно, как и появилась.
Как и в случае с остальными болезнями, из-за несоблюдения личной гигиены болезнь очень быстро распространилась. Самая долгая эпидемия длилась 50 лет по большей части в Европе. Уже где-то через 4 недели все тело человека покрывалось сыпью, а через 9 месяцев заражённый человек мучительно умирал.
Инфекционное заболевание, в основном поражающее полости рта и щек, которое приводит к выпадению зубов – это Нома, болезнь в Средние века.
Она особенно прогрессировала все по той же причине – антисанитария. Полное игнорирование личной гигиены привели к ужасным последствиям. Но постепенно с улучшением гигиены и питания болезнь практически исчезла, оставшись лишь в бедных районах Африки и Азии.
Средневековье можно, без преувеличения, назвать эпохой, которая вырастила Европу и дала ей главенствующее положение во всем мире. Но она была крайне нетерпима к обычному человеку. Люди умирали тысячами, миллионами, и не только по своей вине - например, от несоблюдения банальных правил личной гигиены, можно было умирать долгой и страшной смертью.
Сегодня мы расскажем о 5 жутких хворях и болячках, которыми и сейчас лучше не болеть.
1.Цинга
В Средневековье даже авитаминоз мог стать смертельной болезнью. Как известно, цинга - недуг, который вызван острым дефицитом витамина C. Вовремя этой болезни повышается ломкость сосудов, на теле появляется геморрагическая сыпь, повышена кровоточивость десен, выпадают зубы. Этой болезнью чаще страдали моряки.
Цинга была обнаружена во времена крестовых походов в начале XIII века. Со временем ее стали называть "морской скорбут".
Например, в 1495 году корабль Васко да Гамы потерял 100 из 160 членов экспедиции на пути в Индию. По статистике, с 1600-го по 1800-й от цинги умерло около миллиона мореплавателей. Это превышает человеческие потери во время морских баталий.
Лечение от цинги было найдено В 1747 году: главный врач Морского госпиталя Госпорта Джеймс Линд доказал, что зелень и цитрусовые могут предотвратить развитие болезни.
2.Нома
Самые первые упоминания о номе встречаются в трудах древних врачей – Гиппократа и Галена. Позже эта ненасытная хворь стала постепенно захватывать всю Европу. Антисанитария – лучшая среда для размножения бактерии, которая вызывает ному, а насколько известно, в Средневековье особенно не следили за гигиеной. В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века.
Бактерия, попадая в организм, начинает размножаться - и во рту появлялись язвы. На последних стадиях заболевания обнажаются зубы и нижняя челюсть. Впервые подробное описание болезни появилось в работах голландских врачей начала XVII века. Вторая волна номы пришла во время Второй мировой войны – язвы появлялись у заключенных в концлагерях.
В наши дни болезнь распространена, в основном, в бедных районах Азии и Африки, без надлежащего ухода она убивает 90% детей.
3.Бубонная чума
Этой болезни страшился каждый житель Европы. Впервые рассказ о чуме встречается в эпосе о Гильгамеше. Упоминания о вспышках болезни можно найти во многих древних источниках. Стандартная схема распространение чумы - "крыса - блоха - человек". Во время первой эпидемии в 551-580 годах ("Юстинианова чума") схема менялась на "человек – блоха – человек". Такая схема называется "чумное побоище" из-за молниеносного распространения вируса. Во время "Юстиниановой чумы" погибли более 10 миллионов человек.
В общей сложности от чумы скончались до 34 миллионов человек в Европе. Самая страшная эпидемия случилась в XIV веке, когда вирус "чёрной смерти" был занесён из Восточного Китая. Бубонная чума не лечилась вплоть до конца XIX века, однако зафиксированы случаи, когда больные выздоравливали сами.
В настоящее время смертность не превышает 5-10%, и процент выздоровлений достаточно высок, конечно, только при условии, если болезнь диагностирована на ранней стадии.
4.Лепра
Лепра, или по-другому проказа, начинает свою историю с древних времен – первые упоминания о болезни содержатся в Библии, в папирусе Эберса и в некоторых трудах врачей Древней Индии. Однако "рассвет" лепры пришёлся на эпоху Средневековья, когда возникли даже лепрозории – места карантина для зараженных.
Когда человек заболевал лепрой его показательно хоронили. Больного осуждали на смерть, клали в гроб, служили по нему службу, затем отправляли на кладбище – там его ждала могила. После погребения его навсегда отправляли в лепрозорий. Для своих близких он считался мертвым.
Лишь в 1873 году в Норвегии был открыт возбудитель лепры. В настоящее время проказу возможно диагностировать на ранних стадиях и полностью вылечить, но при позднем диагнозе больной становится инвалидом с стойкими физическими изменениями.
5.Черная оспа
Вирус оспы – один из самых древних на планете, он появился несколько тысяч лет назад. Однако свое название получил лишь в 570 году, когда епископ Марием из Аванша употребил его под латинским именем “variola”.
Для средневековой Европы оспа была самым страшным словом, за нее жестоко наказывали как зараженных, так и беспомощных врачей. Например, бургундская королева Аустригильда, умирая, попросила своего мужа казнить ее врачей за то, что они не смогли спасти от этого страшного заболевания. Ее просьба была исполнена – врачей зарубили мечами.
У немцев сложилась поговорка: "Немногие избегнут оспы и любви", "Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei".
В какой-то момент в Европе вирус распространился настолько широко, что невозможно было встретить человека, не болевшего оспой.
В наши дни последний случай заражения зафиксирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.
Врачи говорят, что лучшая профилактика — соблюдение личной гигиены. В Средневековье с этим было крайне трудно. О самых опасных и ужасных вирусах антисанитарной эпохи — в этом топе.
В Средневековье даже авитаминоз мог стать смертельной болезнью. Например, цинга - недуг, который вызван острым дефицитом витамина C. Во время этой болезни повышается ломкость сосудов, на теле появляется геморрагическая сыпь, повышена кровоточивость десен, выпадают зубы.
Цинга была обнаружена во времена крестовых походов в начале XIII века.
По статистике, с 1600 по 1800 год от цинги умерло 1 млн мореплавателей
Лечение от цинги было найдено В 1747 году: главный врач Морского госпиталя Госпорта Джеймс Линд доказал, что зелень и цитрусовые могут предотвратить развитие болезни.
В настоящее время смертность не превышает 5-10%, и процент выздоровлений достаточно высок, конечно, только при условии, если болезнь диагностирована на ранней стадии.
Вирус оспы – один из самых древних на планете, он появился несколько тысяч лет назад. Однако свое название получил лишь в 570 году, когда епископ Марием из Аванша употребил его под латинским именем “variola”.
Для средневековой Европы оспа была самым страшным словом, за нее жестоко наказывали как зараженных, так и беспомощных врачей. Например, бургундская королева Аустригильда, умирая, попросила своего мужа казнить ее врачей за то, что они не смогли спасти от этого страшного заболевания. Ее просьба была исполнена – врачей зарубили мечами.
В наши дни последний случай заражения зафиксирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.
Первые упоминания о лепре содержатся в Библии
Когда человек заболевал лепрой его показательно хоронили. Больного осуждали на смерть, клали в гроб, служили по нему службу, затем отправляли на кладбище – там его ждала могила. После погребения его навсегда отправляли в лепрозорий. Для своих близких он считался мертвым.
Лишь в 1873 году в Норвегии был открыт возбудитель лепры. В настоящее время проказу возможно диагностировать на ранних стадиях и полностью вылечить, но при позднем диагнозе больной становится инвалидом с стойкими физическими изменениями.
Самые первые упоминания о номе встречаются в трудах древних врачей – Гиппократа и Галена. Позже она стала постепенно захватывать всю Европу. Антисанитария – лучшая среда для размножения бактерии, которая вызывает ному, а насколько известно, в Средневековье особенно не следили за гигиеной.
В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века
Бактерия, попадая в организм, начинает размножаться - и во рту появляются язвы. На последних стадиях заболевания обнажаются зубы и нижняя челюсть. Впервые подробное описание болезни появилось в работах голландских врачей начала XVII века. В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века. Вторая волна номы пришла во время Второй мировой войны – язвы появлялись у заключенных в концлагерях.
В наши дни болезнь распространена, в основном, в бедных районах Азии и Африки, без надлежащего ухода она убивает 90% детей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Собрали для вас 10 подобных фактов. Некоторые из них сами по себе достойны экранизации.
Один из героев Вьетнамской признался, что совершил подвиг абсолютно обдолбанным
Сержант Питер Лемон получил Медаль за отвагу, совершив поразительный подвиг. В 1970 году он служил помощником пулеметчика, охраняя базу в провинции Тай Тин.
Когда на базу напали, перебив множество американцев, Питер сдержал две волны наступления, отстреливаясь из гранатомета, пулеметов, а когда те вышли из строя, из личной винтовки. Он закидывал врага гранатами, был трижды ранен, вынес раненого товарища из-под огня и под конец побежал добивать врага в рукопашную.
Подвиг сержанта стал широко известен и был широко растиражирован в СМИ. Однако ударом по престижу армии стало признание Лемона: в момент нападения он и его товарищи выкурили такое количество каннабиса, что с трудом понимали происходящее. Сам Питер заявил журналистам, что считает Америку агрессором и добавил, что по его наблюдениям 90% всех американских рядовых во Вьетнаме курят марихуану.
Часто использовалась буддийская похоронная музыка и записи на вьетнамском, на которых якобы умершие солдаты жутко завывали и рассказывая о том, что их соратников ждет неминуемая гибель. Прием, судя по всему, не возымел никакого эффекта. Но вклад американской армии в дарк-эмбиент сложно переоценить.
125 тысяч американских парней иммигрировали в Канаду, прячась от призыва. И половине там понравилось больше, чем дома
На протяжении Вьетнамской войны сотни тысяч парней призывного возраста косили всеми возможными способами. Самым безотказным способом оказалась иммиграция в Канаду — это близко, легко въехать, нет языкового барьера и Канада отказалась выдавать беглых призывников, хотя в США они считались преступниками.
Когда президент Картер объявил амнистию всем, кто сбежал от обязательной военной службы в другую страну, половина всех беглецов вернулась в первый же день. Кстати, одним из самых известных канадских уклонистов является отец киберпанка Уильям Гибсон. Правда, он домой возвращаться не пожелал — в Канаде ему понравилось гораздо больше, чем дома.
Американцы считали, что вьетконговцы боятся пикового туза
Но для вьетнамцев это просто бессмыслица
Возможно, вы видели в фильмах о Вьетнамской (даже в документальных), как американские солдаты оставляют на телах убитых вьетконговцев туз пик — как своего рода фирменную метку. Этот обычай действительно имел место, но идет из-за курьезной ошибки. Однажды среди военных пошел слух о том, что вьетнамцы безумно боятся этой карты, считая ее символом смерти и дурным предзнаменованием.
Однако это просто байка, ничего подобного во вьетнамской культуре нет. Миф был настолько устойчивым, что американские производители карт присылали на войну целые ящики пиковых тузов.
Во время эвакуации американцы выбросили 47 миллионов долларов в море
Фильмы о Вьетнамской дают крайне однобокое представление о войне: из-за них кажется, что нет ничего опаснее, чем быть морпехом и почти все они, рано или поздно, обречены на гибель. В действительности, смертность среди пехоты была не такой уж большой (по меркам конфликта, конечно). Всего во Вьетнаме отслужило 2 миллиона американцев, из них более 50 тысяч погибли и 300 тысяч были ранены.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: