Исследование звучания камертона с-128 с сосцевидного отростка
Исследование воздушной проводимости
1. Возьмите набор камертонов С128, С512, С2048, начинайте исследование камертонами низкой частоты — с С128. Камертон С128 и выше приводятся в колебание отрывистым сдавлением браншей двумя пальцами или лёгким ударом о тенор левой ладони, а С2048 — ударом щелчка ногтя. Исследуемому дается четкая инструкция о необходимости без промедления сообщить исследующему о том, что он перестал слышать камертон.
2. Звучащий камертон, удерживая за ножку двумя пальцами, поднесите к наружному слуховому проходу исследуемого на расстоянии 0,5 — I см секундомером измерьте время, в течение которого исследуемый слышит звучание данного камертона, отсчет времени начинается с момента приведения в колебание камертона.
3. После того как пациент перестанет слышать, нужно камертон отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после такого отдаления камертона пациент еще несколько секунд слышит звук. Окончательное время отмечается по последнему ответу пациента.
Исследование костной проводимости (опыт Ринне):
Костная проводимость исследуется камертоном С128, так как вибрация камертонов с более низкой частотой ощущается кожей, а камертоны с более высокой частотой переслушиваются через воздух другим ухом.
1. Звучащий камертон С128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка. Продолжительность восприятия измерьте также секундомером, ведя отсчет времени от момента возбуждения камертона. После того как восприятие звука через ткани прекратилось, камертон, не возбуждая, подносят к наружному слуховому проходу. При этом в норме исследуемый слышит по воздуху колебания камертона — опыт Ринне положительный (R+)
2. Если исследуемый, по прекращении звучания камертона на сосцевидном отростке, не слышит его и по воздуху у наружного слухового прохода, такой результат называется отрицательным (R-).
При опыте Ринне в норме наблюдается преобладание воздушной проводимости звука над костной в два раза (R+), при отрицательном — наоборот, костная преобладает над воздушной, что бывает при поражении звукопроводящего аппарата. При аболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюдается, как и в норме, перевес воздушной проводимости над костной, при этом длительность восприятия камертона, выраженная в секундах, как воздушной, так и костной проводимости, меньше, чем в норме, но опыт Ринне остается положительным.
Звучащий камертон С128 приставьте к темени исследуемого, чтобы ножка его находилась посередине головы. Бранши камертона должны совершать свои колебания во фронтальной плоскости, то есть от правого уха к левому.
В норме исследуемый слышит звук камертона в середине головы или одинаково в обоих ушах (норма ←W→). При одностороннем заболевании звукопроводящего аппарата звук латерализуется в больное ухо (например, влево:W→), при одностороннем заболевании звуковоспринимающего аппарата звук латерализуется в здоровое ухо (например, вправо:←W). При двустороннем заболевании ушей разной степени или разного характера результаты опыта нужно расценивать зависимости от всех факторов.
— изменение длительности восприятия звука через кость.
Звучащий камертон приставьте к темени исследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на темя, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если также не слышит, то опыт Швабаха у исследуемого нормален. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата. Таким же образом опыт производится на каждом ухе: камертон ставится на площадку сосцевидного отростка.
Приставьте звучащий камертон на сосцевидный отросток и одновременно сгущайте воронкой воздух в наружном слуховом проходе этого же уха. В момент компрессии воздуха исследуемый с нормальным слухом почувствует снижение восприятия (опыт Желле положительный), это обуславливается ухудшением подвижности звукопроводящей системы вследствие вдавления стремени в нишу овального окна. При неподвижности стремени (отосклерозе) никакого изменения восприятия в момент сгущения воздуха в наружном слуховом проходе не произойдет (опыт Желле отрицательный). При заболевании звуковоспринимающего аппарата произойдет такое же ослабление звука, как в норме, т.е. опыт Желле будет положительным.
Заполнение слухового паспорта
Результаты речевого и камертонального исследования записываются в слуховом паспорте для последующего анализа. Ниже приводится схема слухового паспорта исследуемого с нормальным слухом справа и нарушением звуковосприятия слева.
В практике ЛОР-врача камертональное исследование позволяет определить:
-Преимущественное поражение звукопроводящего или звуковоспринимающего аппаратов
-Степень восприятия низких, средних и высоких частот каждым ухом по воздушному и костному проведению
Исследование камертонами можно проводить у детей старше 7 лет.
В зависимости от целей исследования проводят тестирование различными камертонами с частотами от самой низкой- 32 Гц до самой высокой-4096 Гц, но чаще всего в условиях поликлиники ограничиваются двумя камертонами-с частотой 128 Гц (С 128) и 2048 Гц (С 2048).
Оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого максимально раздраженный камертон воспринимается обследуемым через воздух и через кость.
После проведения речевого и камертонального исследования данные регистрируют в слуховом паспорте пациента.
Проанализировав полученные данные, в конце слухового паспорта делают заключение, в котором отмечают, по какому типу у исследуемого понижен слух- по типу нарушения звукопроведения (кондуктивная тугоухость), или звуковосприятия (сенсоневральная/нейросенсорная тугоухость), или по смешанному типу.
Общие правила пользования камертонами
Исследование следует проводить в тихом помещении.
Для исследования воздушной проводимости используют камертоны С 128 и С 2048, начиная с камертона с более низкой частотой- С 128.
Камертон С128 держат за ножку правой рукой и приводят в колебание ударом браншей о тенор левой руки. С 2048 приводится в активное состояние отрывистым сдавливанием браншей двумя пальцами или щелчком первого или второго пальца (но не ударом о другой предмет).
Звучащий камертон удерживают за ножку двумя пальцами, подносят к наружному слуховому проходу исследуемого на расстояние 0.5 см. Секундомером измеряют время, в течение которого исследуемый слышит звучание данного камертона, отсчет времени идет с момента возбуждения камертона. После того, как пациент перестает слышать звук, камертон можно отдалить от уха и вновь сейчас же его приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после такого отдаления от уха камертона пациент еще несколько секунд слышит звук. Окончательное время отмечается по последнему ответу пациента.
Исследование костной проводимости осуществляется камертоном С128. Звучащий камертон ставят ножкой перпендикулярно на площадку сосцевидного отростка. Продолжительность восприятия измеряют секундомером, ведя отсчет времени от момента возбуждения камертона.
Опыты с камертонами
Если звук одинаковой громкости доставляется в оба уха, то его источник не латерализуется; если же громкость звука, доставляемого в одно ухо, даже незначительно больше, чем громкость, доставляемая в другое ухо, то источник звука латерализуется в это ухо (то, где звук воспринимается лучше). Физически звук достигает и другого уха, но субъективно он не воспринимается.
Латерализация звука в сторону больного уха при кондуктивной тугоухости объясняется тем, что в больном ухе имеются лучшие условия для резонанса, оттуда труднее происходит отток звуковых волн, наконец, звуки извне притекают туда меньше и тем самым не мешают восприятию звука, доставляемого через кости черепа.
Латерализация звука в одно ухо не исключает возможного поражения другого уха. При двустороннем поражении звукопроводящего аппарата латерализация звука происходит в хуже слышащее ухо.
Латерализация звука идет либо в сторону нарушения звукопроведения (кондуктивная тугоухость), либо в сторону, противоположную нарушению звуковосприятия (нейросенсорная тугоухость).
Опыт Вебера (W)
Как проводится опыт Вебера? Ножку камертона С128 ставят на середину темени. Если на голове длинные волосы, камертон можно поставить на переносицу или на середину подбородка. Распространение звука по черепу обычно происходит одинаково в обе стороны, а при одинаковом слухе на оба уха нет разницы в громкости восприятия и поэтому звук проецируется на середину головы или одинаково в оба уха.
Если же закрыть одно ухо пальцем или заткнуть его ватой, т.е. создать искусственное препятствие для воздушного звукопроведения, то звук им воспринимается (латерализация звука). Такое же положение имеется при одностороннем заболевании среднего уха, при серной пробке в наружном слуховом проходе и при других нарушениях воздушного звукопроведения (кондуктивная тугоухость); в этих случаях при опыте Вебера имеется латерализация звука в больное ухо. При двустороннем поражении звукопроводящего аппарата латерализация звука происходит в хуже слышащее ухо.
При одностороннем заболевании внутреннего уха или слухового нерва (нейросенсорная тугоухость) звук при опыте Вебера латерализуется в здоровое ухо. В этом случае условия маскировки, резонанса в обоих ушах одинаковы, доставка звука тоже одинакова, латерализация в лучше слышащем ухе объясняется тем, что звук этим ухом воспринимается громче.
Результаты опыта отмечаются сокращенно таким образом: Вебер вправо, влево, посредине или стрелками.
Надо, однако, иметь в виду, что на латерализацию звука может влиять наличие экссудата в придаточных пазухах носа одной стороны.
Опыт Вебера может быть произведен и с помощью костного телефона аудиометра. Это дает некоторые преимущества, так как в отличие от камертонов, колебания которых быстро затухают, звук сохраняет громкость и больной может лучше разобраться в латерализации звука.
Возможные ошибки при опыте Вебера.
Полное и точное исследование слуха восемью камертонами отнимает около часа. Оно может быть проведено только при специальных условиях. Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости.
Исследование воздушной проводимости
1. Возьмите набор камертонов С128 (128 колебаний в секунду - низкочастотный) и камертон С2048 (высокочастотный). Исследование начинают с С128. Камертон С128 приводится в колебание ударом о тенар ладони. Камертон С2048 приводится в колебание щипком браншей двумя пальцами или ударом-щелчком ногтя.
Исследование костной проводимости
1. Костная проводимость исследуется камертоном С128, так как вибрация камертонов с более высокой частотой прослушивается через воздух другим ухом. Звучащий камертон С128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка.
Опыты с камертоном
Оценка латерализации звука. Камертон С128 приставляют к темени пациента ножкой точно посередине головы и просят его сказать, каким ухом он лучше слышит звук. Бранши камертона должны совершать колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха к левому. В норме обследуемый слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слуховом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) наблюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннем поражении - в сторону хуже слышащего уха. Нарушение звуковосприятия приводит к латерализации звука в здоровое или лучше слышащее ухо.
При нарушении звуковосприятия пропорционально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне остается положительным. Если же страдает звукопроведение, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне). Можно сравнить данные восприятия воздушной и костной проводимости в секундах полученные вначале.
Измерение длительности восприятия звука через кость. Звучащий камертон поставьте на сосцевидный отросток обследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать его. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на сосцевидный отросток, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если так же не слышит, то опыт Швабаха у обследуемого нормален. Можно сравнить длительность восприятия у обследуемого с паспортными данными камертона. Тоже проведите на другое ухо. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при нарушении звукопроведения.
Сравнение длительности восприятия костнотканевой проводимости с сосцевидного отростка и проводимости с козелка. Проводится опыт аналогично опыту Ринне: после прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е. звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопроведения - отрицательный.
Сравнение интенсивности восприятия костно-тканевой проводимости с сосцевидного отростка при открытом наружном слуховом проходе и закрытом путем прижатия козелка к ушной раковине. В норме, при хорошей подвижности цепи слуховых косточек, выключение воздушного звукопроведения (закрытый слуховой проход) удлиняет восприятие через кость. При нарушении звукопроведения костная проводимость остается одинаковой при открытом и закрытом слуховом проходе.
Результаты исследования слуха шепотной и разговорной речью, а также камертонами вносят в слуховой паспорт:
Стандарты выполнения практических навыков по оториноларингологии "камертоннальные пробы"
Исследование слуха камертонами. Это исследование отличается простотой проведения и портативностью инструментария, что позволяет проводить его в любой обстановке
В настоящее время пользуются как камертонами, так и электрическими генераторами звуков - аудиометрами
Исследование слуха камертонами
Полное и точное исследование слуха восемью камертонами отнимает около часа. Оно может быть проведено только при специальных условиях. Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости.
а). Исследование воздушной проводимости:
1. Возьмите набор камертонов С128 (128 колебаний в секунду - низкочастотный) и С2048 (высокочастотный). Исследование начинают с С128. Камертон С128 приводится в колебание ударом о тенар ладони. Камертон С2048 приводится в колебание щипком браншей двумя пальцами или ударом-щелчком ногтя.
б). Исследование костной проводимости:
1. Костная проводимость исследуется камертоном С128, так как вибрация камертонов с более высокой частотой прослушивается через воздух другим ухом. Звучащий камертон С128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка.
18.3. Опыты с камертоном
1. Опыт Вебера (W)- оценка латерализации звука. Камертон С128 приставляют к темени пациента ножкой точно посередине головы и просят его сказать, каким ухом он лучше слышит звук. Бранши камертона должны совершать колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха к левому. В норме обследуемый слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слуховом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) наблюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннем поражении - в сторону хуже слышащего уха. Нарушение звуковосприятия приводит к латерализации звука в здоровое или лучше слышащее ухо.
2. Опыт Ринне (R)- сравнение длительности восприятия костной и воздушной проводимости. Звучащий низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток обследуемого уха. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дольше слышит камертон по воздуху (опыт Ринне положительный). При нарушении звуковосприятия пропорционально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне остается положительным. Если же страдает звукопроведение, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне). Можно сравнить данные восприятия воздушной и костной проводимости в секундах полученные вначале.
3. Опыт Швабаха (Sch) – измерение длительности восприятия звука через кость. Звучащий камертон поставьте на сосцевидный отросток обследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать его. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на сосцевидный отросток, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если так же не слышит, то опыт Швабаха у обследуемого нормален. Можно сравнить длительность восприятия у обследуемого с паспортными данными камертона. Тоже проведите на другое ухо. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при нарушении звукопроведения.
4. Опыт Федеричи (F)- сравнение длительности восприятия костнотканевой проводимости с сосцевидного отростка и проводимости с козелка. Проводится опыт аналогично опыту Ринне: после прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е. звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопроведения - отрицательный.
5. Опыт Бинга (Вi)- сравнение интенсивности восприятия костно-тканевой проводимости с сосцевидного отростка при открытом наружном слуховом проходе и закрытом путем прижатия козелка к ушной раковине. В норме, при хорошей подвижности цепи слуховых косточек, выключение воздушного звукопроведения (закрытый слуховой проход) удлиняет восприятие через кость. При нарушении звукопроведения костная проводимость остается одинаковой при открытом и закрытом слуховом проходе.
6. Опыт Желле (G)- определение подвижности подножной пластинки стремени в овальном окне – специальный опыт для диагностики отосклероза. Наружный слуховой проход плотно обтурируется оливой баллона Политцера, и с его помощью периодически увеличивается и уменьшается давление воздуха на барабанную перепонку, слуховые косточки, можно периодически открывать и закрывать слуховой проход, прижимая и отпуская козелок, т.е. закрывая и открывая слуховой проход несколько раз. Максимально звучащий низкочастотный камертон устанавливается на сосцевидный отток. При неподвижности стремени в овальном окне громкость звука от изменения давления в наружном слуховом проходе не меняется (опыт Желле отрицательный), в то время как в норме при повышении давления звук воспринимается более тихим (опыт Желле положительный).
Результаты исследования слуха шепотной и разговорной речью, а также камертонами вносят в слуховой паспорт:
2.1 Количественная оценка камертонального исследования слуха.
2.1.1 Исследование воздушной проводимости. Проводится низкочастотным камертоном с частотой 128 колебаний в секунду (С 128), затем камертоном с частотой 2048 колебаний в секунду (С 2048). Камертон С 128 приводится в колебание резким сжатием бранш пальцами и резким отпусканием их, камертон С 2048 – щелчком ногтя по бранше.
Звучащий камертон, который держат за ножку, подносят к наружному слуховому проходу максимально близко (1 см) таким образом, чтобы ось, проходящая поперек обеих бранш, совпадала с осью наружного слухового прохода. Камертон не должен соприкасаться ни с ушной раковиной, ни с волосами. Секундомером измеряется время, в течение которого пациент слышит звучание камертона. Во избежание утомления и адаптации камертон отводят от уха на 1-2 сек каждые 4-5 сек, не возбуждая его повторно.
2.1.2 Исследование костной проводимости. Это исследование проводится камертоном С 128, так как вибрация камертона с более высокой частотой переслушивается через воздух ухом. Методика проведения аналогична исследованию воздушной проводимости, с той разницей, что звучащий камертон ставят ножкой на площадку сосцевидного отростка перпендикулярно.
2.2 Качественная оценка камертонального исследования слуха.
Основной целью проведения качественной оценки с помощью камертональных проб является дифференциальная диагностика нарушений звукопроведения и звуковосприятия.
Опыт Вебера (W).Определение латерализации звука. Звучащий камертон С 128 устанавливают на теменную область пациента. При неизмененной функции слуха пациент слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. В случае одностороннего поражения звукопроведения звук воспринимается хуже слышащим ухом (латерализация в больное ухо). При одностороннем нарушении звуковосприятия звук латерализуется в лучше слышащее ухо.
Опыт Ринне (R). Производится сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон С 128 приставляют ножкой к площадке сосцевидного отростка. Когда пациент прекращает воспринимать звук, камертон подносят к наружному слуховому проходу. Если слух нормальный или если нарушено звуковосприятие исследуемый будет слышать звук камертона возле уха еще в течение некоторого времени (опыт положительный), т.е. воздушная проводимость превалирует над костной. В случае нарушения звукопроведения опыт отрицательный – костная проводимость преобладает над воздушной.
Опыт Швабаха (Sch). Этот опыт используют для определения длительности восприятия звука через кость. Звучащий камертон С 128 приставляют к сосцевидному отростку и держат его так до тех пор, пока исследуемый не перестанет слышать.Затем врач (с нормальным слухом) ставит камертон себе на сосцевидный отросток. Если он продолжает слышать камертон, то опыт Швабаха у исследуемого укорочен (опыт положительный). Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при заболеваниях звукопроводящего аппарата.
Опыт Бинга (В). Выполняется с целью определения относительной и абсолютной проводимости звука через кость. Камертон С 128 приставляют к сосцевидному отростку и сравнивают костную проводимость при открытом и при закрытом наружном слуховом проходе, для чего прижимают козелок к ушной раковине. В норме и при нарушении звуковосприятия выключение воздушного звукопроведения при закрытом слуховом проходе удлиняет звукопроведение через кость (опыт Бинга положительный). При нарушении звукопроведения костное проведение звука остается одинаковым при открытом и закрытом слуховом проходе (опыт Бинга отрицательный).
Опыт Федеричи (F).Звучащий камертон С 128 ставят сначала на сосцевидный отросток, а затем переставляют камертон на козелок, осторожно вдавливая его в слуховой проход. В норме и при нарушении звуковосприятия звук камертона с козелка воспринимается продолжительнее, чем с сосцевидного отростка (положительный опыт Федеричи). Более продолжительное и громкое восприятия звука с сосцевидного отростка наблюдается при тугоподвижности цепи слуховых косточек (опыт отрицательный).
Опыт Желле (G).Опыт выполняется для определения подвижности стремени. Звучащий камертон С 128 приставляют к сосцевидному отростку. Оливой баллона Политцера герметически закрывают наружный слуховой проход, затем сгущают или разрежают давление в наружном слуховом проходе путем сжатия и расслабления баллона. Пациент с нормальной подвижностью стремени в момент сгущения воздуха отмечает ухудшение восприятия звука камертона (опыт Желле положительный). В случае неподвижности стремени изменения звука не происходит (опыт Желле отрицательный).
Результаты акуметрических исследований заносятся в слуховой паспорт, который оформляется в виде таблицы. В качестве примера приведен слуховой паспорт пациента с правосторонним нарушением звукопроведения.
AD (Правое ухо) | AS (левое ухо) | |
+ | Субъективный шум (СШ) | - |
2.0 | Шепотная речь (ШР) | 6.0 |
5.0 | Разговорная речь (РР) | Больше 6.0 |
15 | С128к (норма 30 сек) | 28 |
30 | С128в (норма 60 сек) | 55 |
30 | С2048 (норма 45 сек) | 45 |
Вправо | Опыт Вебера (W) | |
- | Опыт Ринне (R) | + |
- | Опыт Швабаха (Sch) | + |
- | Опыт Федеричи (F) | + |
- | Опыт Желле (G) | - |
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 728 ;
Камертональное исследование проводится с целью дифференциальной диагностики кондуктивной и перцепивной тугоухости.
Камертональное исследование слуха основано на применении разночастотных камертонов. В начале 18 столетия они были придуманы и использовались как музыкальные инструменты.
Сегодня же набор камертонов, представляющих собой источник низкого или высокого тона, является обязательным оснащением кабинета лор-врача. Низкочастотные камертоны используют для анализа и воздушной, и костной проводимости, а высокочастотные используют только при воздушном проведении звука.
Принципы работы
Основные принципы работы с камертонами:
- при выполнении теста камертон нужно держать исключительно за ножку, не касаясь при этом бранш; при этом бранши не должны дотрагиваться до ушной раковины и волос пациента;
- если нужно исследовать костную проводимость, то ножка камертона должна быть установлена на лоб по средней линии или на сосцевидный отросток (в зависимости от того, что требуется определить — феномен литерации звука или время звучания самого прибора), но не прижата слишком сильно (это может спровоцировать болезненные ощущения, которые будут отвлекать пациента от сути исследования).
Камертоны также позволяют провести аудиометрические тесты, помогающие дифференцировать тугоухость нейросенсорного типа от кондуктивного. Для записи результатов заводят слуховой паспорт.
О процедуре
Камертональное исследование проводится следующим образом. Прибор подносится к уху. Расстояние от бранши до наружного слухового прохода составляет не более 1 см. Чтобы привести его в движение, врач совершает легкий удар о бранши. Длительность звучания указывается в паспорте камертона, с данными которого врач уже соотносит полученные в ходе исследования показатели.
Кондуктивная тугоухость диагностируется при снижении продолжительности восприятия звука прибора с низкой частотой, но с нормальным или околонормальным восприятием камертона с высокой. Перцептивная тугоухость имеет противоположную картину.
Снижение слуха по кондуктивному типу диагностируется только при помощи низкочастотного камертона. При этом продолжительность восприятия звука может быть от нормальной до увеличенной. Дискантовая тугоухость характеризуется снижением продолжительности звуковосприятия.
Виды исследований
Опыт Ринне позволяет сравнить показатели воздушной и тканевой проводимости. За основу берется тот факт, что человек слышит через воздух приблизительно в два раза лучше, чем через кость. В таком случае говорят о положительном опыте Ринне. Если же время восприятия через воздух уменьшено, при увеличении или сохранении восприятия через кость, тогда речь идет о поражении звукопроводящего аппарата, то есть опыт расценивается как отрицательный. Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, сокращается продолжительность и костного, и воздушного проведения. Опыт Ринне также фиксируется как положительный.
Опыт Ринне
а - опыт Ринне положительный, воздушная проводимость больше костной;
б - опыт Ринне отрицательный, костная проводимость больше воздушной
Опыт Вебера направлен на определение латерализации звука. Камертон при этом устанавливают на теменную область. В случае поражения звукопроводящего аппарата звук воспринимается лучше на стороне поражения, при нарушении звуковосприятия латерализация происходит на стороне здорового уха.
Опыт Вебера
Опыт Желле помогает установить, насколько подвижно стремя в окне преддверия. Для проведения камертонального исследования ножку камертона устанавливают на сосцевидный отросток, а после, используя специальный резиновый баллон, сгущают и разрежают воздух в наружном слуховом проходе. Маркером того, что подвижность стремени сохранена, служит изменение звуковосприятия.
Также при помощи камертонов проводится тональная пороговая аудиометрия.
Используют набор камертонов. Восприятие звука камертона зависит от высоты тона, который он излучает. Разница в восприятии низких и высоких тонов может указать на характер тугоухости — кондуктивная или перцептивная. Схема восприятия звуков камертона как через воздух, так и через кость была показана ранее.
Для оценки состояния звукопроводящего и звуковос-принимающего аппаратов используются различные методы применения камертонов.
1. Опыт Ринне. Сравнивают продолжительность восприятия звука камертона C128 поднося звучащий камертон к наружному слуховому проходу, и при установке этого же камертона ножкой его на область сосцевидного отростка. В норме опыт Ринне положительный, т.е. восприятие звука через воздух в 2 раза дольше, чем восприятие через кость. При нарушении звукопроводящего аппарата это соотношение меняется: через воздух испытуемый может или при нарушении звуковоспринимающего аппарата выявляется латерализация в сторону лучше слышащего уха.
2. Опыт Желле. Ножку камертона С128 устанавливают на сосцевидный отросток. Надавливая и отпуская козелок, добиваются сгущения и разряжения воздуха в наружном слуховом проходе, т.е. интенсивного смещения барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Если при этом испытуемый, который жалуется на снижение слуха на это ухо, отмечает, что воспринимает звук камертона как прерывистый, волнообразный, то заключают, что причина тугоухости не связана с тугоподвижностыо, анкилозом стремени (что наблюдается при отосклерозе).
О вероятности отосклероза, фиксации стремени будет свидетельствовать восприятие больным звука камертона как равномерного, непрерывистого.
Существует еще ряд опытов с камертонами, которые применяются в отиатрической практике для дифференциации и более подробной характеристики выявленной тугоухости (опыты Бинга, Федеричи, Швабаха).
Для более точного представления о характере (нарушение звукопроведения или звуковосприятия) и степени этих нарушений применяют различные методы аудиометрии.
Тональная аудиометрия. Аудиометрия является наиболее распространенным видом и представляет собой исследование слуха с помощью чистых тонов, генерируемых прибором. Через воздушный и костный телефоны в ухо испытуемого подаются звуки разной частоты и интенсивности. Принцип аудиометрии основан на регистрации пациентом самых слабых звуков того или иного тона (порог слышимости звука), подаваемого в воздушный и костный телефоны.
Речевая аудиометрия. С помощью специальных речевых аудиометров удается графически установить уровень разборчивости речи, также подаваемой в телефон с разной интенсивностью. На нашем сайте были представлены аудиограммы, типичные для нормального слуха, нарушения звукопроведения и звуковосприятия.
Феномен ускорения нарастания громкости (ФУНГ) основан на парадоксальном факте: иногда лица с резким снижением слуха на одно ухо начинают слышать подаваемый в оба уха сильный звук, как одинаково воспринимаемый. Например, человек слышит левым ухом лишь звук интенсивностью 60 дБ. Другое ухо воспринимает этот звук при интенсивности 15 дБ. При скачкообразном повышении звука, подаваемого одновременно в оба уха, наступает момент, когда человек заявляет, что он слышит обоими ушами звук одинаковой интенсивности — произошло выравнивание громкости. Но для лучше слышащего уха потребовалось усиливать звук на 65 дБ (уровень, на котором зафиксирована одинаковая громкость, составил 90 дБ), а для плохо слышащего уха всего на 30 дБ. Этот факт может свидетельствовать о поражении в левом ухе волоскового отдела спирального органа.
В детской отиатрической практике используют методы объективной аудиометрии с записью электроэнцефалограмм в ответ на звуковые раздражения. У детей до 3 лет используют метод "игровой аудиометрии", 1—2 лет — регистрацию рефлексов при звуковых раздражениях слухового анализатора.
Исследования слуха у детей раннего возраста и даже у неродившегося плода стали возможными благодаря тонким электронным исследованиям. Используются методики объективной регистрации слуховых вызванных потенциалов, регистрации рефлексов: реакция века, зрачка в ответ на звуковое раздражение слухового анализатора. "Игровая", "картинная" аудиометрия основана на сочетании воздействия зрительного и звукового раздражителей: вырабатывается рефлекс, при котором ребенок сможет уввдеть понравившуюся ему куклу или картинку лишь в том случае, если он нажмет кнопку, услышав в наушнике звук той или иной интенсивности.
В связи с определенными успехами кохлеоимплантации, т.е. использования сложных структур "искусственного уха", внедряемого в височную кость в случаях полной развивающейся вследствие поражения улитки глухоты, но при сохранившемся слуховом нерве, применяют специальные методы исследования состояния слуха.
Для практического врача имеет значение знакомство с методами симуляции тугоухости, глухоты. Одним из таких методов является метод Ломбарда. Мнимый глухой читает вслух какой-либо текст. В ходе чтения в оба уха направляют сильный звук от специальных трещоток (трещотка Барани), чтобы полностью выключить слух. Если человек симулирует глухоту, то он непроизвольно начинает читать громче, глухой человек продолжает читать с той же громкостью.
Читайте также: