Истоки философии религия и мифология шпора
Многие ученые основным признаком мифа считают особый способ объяснения фактов действительности. Другие придерживаются взгляда, что миф —- это форма мировоззрения, специфическое восприятие явлений природы и общественной жизни, особая форма сознания.
Явления и их качества в мифе представляются как живые и реальные существа (так, Зевс — не только управляет громом и молнией, он и сам является громом и молнией). Таким образом, отсутствует осознание различия между явлениями природы и живыми существами,- миф их отождествляет.
Другая особенность мифа заключается в том, что он все оживляет и одушевляет: гора, ручей, камень — все имеет свою душу, с ними можно общаться. Миф — порождение коллектива и выражает связь членов коллектива между собой, поэтому в нем преобладают коллективные представления, чувства и переживания. Миф означает растворение индивида в первобытном коллективе.
Но миф не является формой сознания, действующей исключительно в первобытных коллективах. Это весьма современная форма сознания, объединяющая миллионы людей. Многие и сейчас живут под властью убеждений, что их класс или нация обладают свойствами, дающими превосходство над другими классами и нациями и позволяющими решать за других, как им жить и как мыслить.
Основная функция мифа — социально-практическая — направлена на обеспечение единства и целостности коллектива. Мифы утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и санкционируют определенные нормы поведения.
Тема 3. Мифология и религия как истоки философского мышления
Религиозное мировоззрение. Другой древнейшей формой мировоззрения является религия. Религиозное мировоззрение в отличие от мифологического различает идею вещи от самой вещи, изображение от изображаемого, символ от символизируемого. Миф и религия тесно связаны. Связующее звено между ними — вера и воображение.
Источником религии, как считается, является божественное или сверхъестественное Откровение, т.е. явления Бога в мире, которые переданы через Священные Предания или Священные тексты (Библия, Коран). Люди, отрицающие бытие Бога (атеисты), объясняют возникновение религии бессилием человека перед внешними природными и социальными силами.
Отличительные черты религии. Религию от других форм сознания отличает культ и вера в сверхъестественное. Культ в религии выражается в таинствах и обрядах, которые являются способом связи со сверхъестественным и формой воздействия на Бога. Религия от культа неотделима. Миф же от культа отделим.
Сходство и отличие мифа и религии. И религиями мифология дают человеку надежду. Но в мифе — это самоуверенная надежда на покорение сил природы самим человеком (мечта о покорении воздушного пространства выражена в мифе^о Дедале и Икаре). Религия, напротив, уповает на покровительство Бога. Религия дает также надежду на то, что наше существование на Земле не конечно. Человек не желает умирать, он всегда стремится к жизни. Но смерть, в отличие от конечной земной жизни, абсолютна и вневременна. Противостоять ей может лишь идея вечной жизни. Религия — это решение проблемы преодоления страха смерти через обретение бессмертия.
Отличие философии от мифологии и религии. Религия и мифология — мировоззренческие формы, появившиеся изначально в процессе развития человечества и во многом определившие развитие иных форм мировоззрения, в частности философии. Отличие философии от мифологии и религии состоит в том, что философия пытается решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определенным логическим законам.
Философия унаследовала от мифологии и религии мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире. Мифология и религия решают мировоззренческие проблемы в основном на духовно-практическом уровне, а философия — на теоретическом уровне.
Истоки философии. Одна из точек зрения на происхождение философии состоит в том, что она развилась из мифологии и религии.
Раздел I. Предмет философии
Так, считается, что основным источником греческой философии служила мифология, главным образом космогонические мифы. В мифах, повествующих о происхождении богов, их борьбе между собой, чередовании различных поколений богов, отражались представления людей о возникновении и эволюции мира.
Некоторые ученые считают, что развитие философии шло через самостоятельное осмысление действительности. Философская мысль опиралась на повседневные наблюдения и накопленные знания, которые в итоге пришли в конфликт с религиозно-мифологической верой. Но и в этом случае влияние религии и мифагна развитие философии очевидно. В первом случае философия лишь заменила терминологию мифа, а во втором — оттолкнулась от религиозных объяснений действительности, отказавшись от ряда противоречащих жизненному опыту представлений.
Вопросы для самопроверки
1. Какие мифы вам известны? Какие явления и качества этих явлений отождествлены в мифах, которые вы вспомнили? Какие неодушевленные предметы или образы оживлены в этих мифах?
2. Создаются ли новые мифы сегодня в цивилизованных странах? Какие? Чем можно объяснить этот феномен?
3. Чем, на ваш взгляд, отличается миф от науки?
5. Какие общие черты имеются между мифологией и религией?
6. Какие мировые религии вы знаете? В чем их основные отличия друг от Друга?
7. Что общего между мировыми религиями? Почему, на ваш взгляд, различные конфессии не объединяются в единую религию?
8. Какие существуют основания считать, что философия родилась из мифологии и религии?
9. На чем основывается идея, что философия явилась самостоятельной формой мировоззрения, не опирающейся на мифологию и религию?
Литература
1. Богомолов А.С. Диалектический Логос. М., 1982.
2. Джеме В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
3. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,
5. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М„ 1994.
6. Ташор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
7. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
8. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. М., 1996.
Костромской государственный университет им. Некрасова
Кафедра философии и политологии
«Истоки философии:
Бух. учет, анализ и аудит 1.1
Доцент кафедры философии и
политологии Свиридова Г.И.
Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии.
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы –древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.
верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.
Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.
Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.
Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.
Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.
Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
Вывод
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат,1989. – с. 367
2. В. Г. Афанасьев. Основы философских знаний.— М.: Изд-во ” Мысль ”, 1986. – с. 399
3. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ Под ред. Бычко. - К.: 1993.
Мифология, религия и философия
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы - эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы.
С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно.
Позднее формируется образ единого Бога - высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.
Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.
Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.
Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания.
Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т. е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии.
Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания.
Общая характеристика экзистенциализма.
Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое
направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.
Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.
Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.
Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.
Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”.
При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.
Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.
Экзистенция конечна, т. е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.
Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.
Экзистенциализм и духовная ситуация времени
Экзистенция мыслилась как некий мост к бытию, как специфически человеческая форма самообнаружения и самопроявления подлинной реальности.
Хрестоматия. Основная часть.
Альбер Камю (). Абсурд.
Творческий метод Камю логически вытекает из его философских воззрений: если мир лишен объективных законов, которые могут быть осмыслены человеком, то правильно воссоздать широкую панораму жизни невозможно, ибо нет критерия правильности, - зачем же тогда пытаться.
Камю воссоздает лишь состояние человека, обреченного жить в своей эпохе, словно в большой неуютной квартире. Самочувствие такого человека не из приятных - Камю и его персонажей мучит жажда ясности и одновременно сознание абсурдности такой жажды. Так как осмысления действительности достичь невозможно.
Разгадка преступления – в личности героя, его отношении к миру и стилю бытия. Мерсо равнодушен к жизни в ее привычном этическом смысле. Он отбрасывает все ее измерения, кроме единственного – своего собственного существования. Герой Камю не решает социальных вопросов, общественно-исторических обстоятельств для него не существует, единственное в чем он уверен, это то, что скоро к нему придет смерть.
Смерть как проявление абсурдности существования – вот основа освобождения героя Камю от ответственности перед людьми. Он – посторонний в отношении к жизни, которая ему представляется нелепым собранием всевозможных ритуалов (плакать на похоронах матери, говорить женщине, что ты ее любишь, думать о последствиях своих поступков и др.).
2. Истоки философии. Мифология как ранняя форма духовной культуры человечества. Особенности и функции мифа.
Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир — живую и неживую природу, космическое пространство, самого себя — относятся к тому периоду человеческого существования, когда человек, начал выделять себя из окружающей природы (предположительно пятое- четвертое тысячелетие до нашей эры).
Философия – это то, что отличает человека от животного. Животные, не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.
Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, совершенное, вечное и бесконечное.
Наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала преобладающее воздействие на развитие человеческого общества.
Первый человек, называвший себя философом – Пифагор.
В качестве особой науки философия выделена Платоном.
Философия сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.
Мудрость была призвана:
уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром,
указать правильный путь, служить руководством человеческого поведения и образа жизни.
искать ответы на особые вопросы – о происхождении мира, о тайнах происхождения человека и смерти.
Истоки философии – мифология и религия.
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию.
Мифология – ранняя форма духовной культуры человечества.
Мифы (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение) – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе.
Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы(этические нормы) и эстетические представления(представления о красоте), сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства.
В этот же период существовала и религия, которая с точки зрения мировоззренческих конструкций, составляла с мифологией единое целое. Мировые религии – христианство, ислам, буддизм наполнены Мифами.
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его разделение:
Религия отличалась от мифологии культовой системой, включавшей в себя обрядовые действия, направленные на установление отношений со сверхъестественным (с Богом).
Мифология ранняя форма духовной культуры человечества:
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
как он развивается;
что такое жизнь;
что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на иллюзиях.
В Древней Греции духовный мир представлен развитыми системами мифологических представлений и религиозных верований, которые в классической форме выступают в поэмах "Илиада" и "Одиссея" Гомера.
Создается величественная картина рождения мира.
В качестве первоначала выступает Хаос - изначальное, бесформенное состояние Вселенной.
Затем из Хаоса рождаются Земля – Гея, Небо – Уран, вечный мрак – Эреб, вечный свет – Эфир, мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы, Афродита – богиня красоты и любви, Эрос (Эро́т , Амур, у римлян Купидо́н) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты и т.д.
Основной тенденцией в развитии мифологии в пред философское время становится утрата богами человекоподобных черт и превращения их в безличные начала мира, например, Зевс – в огонь, Хронос – во всеобъемлющее время.
Это свидетельствовало о сложных процессах мыслительной деятельности, внутри которых постепенно складывались условия для возникновения совершенно нового, принципиально отличного от мифологии мировоззрения – философского.
Особенности мифа:
В мифах человек не выделяет себя из природы.
В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир (олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались природные силы).
Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников.
Содержание мифов первобытному человеку представлялось реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
В мифологии начало(происхождение) мира понималось как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния в организованное состояние (как превращение беспорядочного хаоса в упорядоченный космос, как созидание через преодоление демонических сил). Существовали также мифы, описывавшие грядущую гибель мира (в ряде случаев с последующим его возрождением).
Особое место занимали мифы – о добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обрядах, обычаях людей. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
Мифологическое сознание в первобытную эпоху было основным способом понимания мира.
С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений
С помощью мифа закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения.
Миф – это попытка ответа на вопрос о начале(происхождении) мира, о возникновении наиболее важных явлений природы и др.
Через сказки и легенды мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру.
Мифология играла огромную роль в жизни первобытных людей. Она устанавливала гармонию между миром и человеком, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни, удовлетворяла ее духовные потребности.
На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным историческим типом мировоззрения.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены.
Читайте также: